Советские гитары: Контент / Гитары басовые / Orfeus bass (Многопластова)
 
Язык сайта

Вход

Имя пользователя:

Пароль:


Запомнить меня

[ Зарегистрироваться ]
[ Забыли пароль? ]



Пользователи: 1133
Новые пользователи: Dalgat

Новое на сайте

Дни Рождения:
Сегодня нет именинников

Следующий именинник
29/01 Bezumny (40)
31/01 nikolaidem (38)
01/02 Baza (45)

RSS трансляции
Наши новости могут транслироваться, используя rss.

Orfeus bass (Многопластова)
на 06.04.2011
Составитель: bay
категория Статьи > Гитары басовые
 10.0 - 6 голосов -


Orfeus bass (Многопластова)


Orfeus bass, реже Orpheus bass а также Орфеус бас (для внутреннего рынка), в народе известный как «Orfeus P-bass», «Орфей пресижн», «Болгарский мебельный пресижн» «полосатик», «матрас», «зебра» и «Многопластова» по паспорту - всё это о нём.
Согласно сохранившемуся паспорту бас выпускался в 80х в городе Пловдив (Болгария)
СД-клон-МЕБЕЛ – пока нельзя точно сказать является ли это названием фабрики-изготовителя или объединения к которому она относилась, но она определёно имела отношение к мебельной индустрии надеюсь когда-нибудь на нашем форуме появятся Болгары и это прояснится. Инструмент по паспорту именуется как «Многопластова» что без особой необходимости переводится с болгарского как «Многослойный» и увидев его, вы никогда не спросите «почему?» Бас имеет слегка укороченную мензуру 630мм, и является «образной» репликой Fender Pecision bass.




Мне всегда нравились пресижны.
Когда я впервые увидел на Чизе реинкарнацию этих классических форм от Орфея меня необъяснимо сильно стал притягивать этот атефакт, в нахождении моего первого 7-ми слойного экземпляра мне помог Яша за что ему огромное спасибо! (да Яша, это тот самый:). Бас изначально был в довольно потрепанном состоянии, многих оригинальных деталей не хватало, гриф был обезлажен, родная накладка с датчиком отсутствовали, но дерево и покрытие было в порядке.
Восстанавливал постепенно, со временем был найден ещё один сильно убитый экземпляр который и стал донором недостающих деталей для последующей «укомплектации» 7ми слойного экземпляра, «80 слойный» был найден практически комплектным изначально.






Прим. Далее последует текст написанный инженером не одарённым литературным талантом «красноречия» что у «не подготовленных» может вызывать сонливость или приступы мигрени.
Автор статьи имел возможность детально изучить 4 экземпляра данной модели, так что изложенное ниже мнение относительно каких либо технических аспектов является больше образно «собирательным» нежели чем описанием одного «случайного» экземпляра.
Алсо, Orfeus BASS имеет 6-струнную стратоподобную сестрицу-близнеца Orfeus SOLO о чём уже было написано в другом обзоре ранее.

Гриф: Симметричный переклей пяти слоёв дерева ясень-тёмное дерево*-ясень-тёмное дерево*-ясень, довольно толстая накладка из того же тёмного дерева*. (Конструктивно нечто подобное делает Ken Smith)
*Тёмное дерево (присутствует также и на деке) – предположительно одна из разновидностей «краснухи» - так считают очень многие (большинство), в том числе проф. гитарные мастера, тем не менее, есть и альтернативное мнение которое я считаю не менее основательным – Дуб (и именно так написано на чизе). Маркеры одинарные точки из белого пластика на 5,7,12 и 17 ладах.. (сэкономили!). Покрытие - прозрачный лак. Колковый механизм, ретрейнер, антабки, пуля анкера – хромированная латунь. Смазанные и подтянутые колки работают без особых проблем, неплохо держат строй чего нельзя сказать о их креплении: маленькие «виньтики-саморезы» слишком короткие и тонкие ломаются и плохо держатся, втулки колков существенно меньше фрезерованных под них отверстий ничем не закреплены – выталкиваются стержнями колков при натяжении струн и наравят попросту вылететь.




Анкер обычно со сравнительно большим смешением в одну из сторон уложен под накладкой, что на удивление не приводит к сильному нарушению в его работе.. регулировка осуществляется ничем не прикрытой «гайкой-пулей» в пере грифа не требующей специальных ключей.
Логотип Orfeus bass на пере встречается в нескольких различных вариантах оформления, в том числе «печатным» шрифтом и на кириллице. На данных экземплярах он более «фанковый» золотисто-чёрного цвета и смотрится безупречно.






Сразу оговорюсь, на 7ми слойном экземпляре гриф был восстановлен у мастера по не соизмеримой с себестоимостью инструмента ценой, всё выверено до миллиметра - гриф идеален (если не считать изначальную чрезмерную толщину грифа которую отмечают почти все известные мне владельцы такого артефакта) В виду отсутствия на обоих экземплярах оригинального порожка-гребёнки и нулевого лада было решено не восстанавливать оригинальный конструктив «нулевой лад - гребёка» мастеру заказан классический латунный порожек какой обычно ставят на «топовые» инструменты.








Неправильный угол примыкания грифа к деке исправлен за счёт подкладывая тонкой металлической пластины.
Крепление грифа на четырёх «винтах» через прямоугольный толстый хромированный некплэйт (отверстия выполнены криво, явно в ручную).




Дека: Cимметричный «цветной» переклей семи или ~80 слоёв нескольких пород дерева в различных комбинациях. (Ken Smith отдыхает!)







(тот самый Ken Smith)


На семислойном экземпляре набор следующий:
тёмное дерево*-ясень-тёмное дерево*(1.5мм)-Ель- тёмное дерево*(1.5мм)- ясень- тёмное дерево*. Насколько мне известно так же широко распространён вариант с «ушами» из ясеня или клёна, вообще, видимо константой является лишь центральный брусок из Ели.
В виду различной степени «усыхания» использованных пород дерева в стыках слоёв со временем неизбежно образуются трещины лака вплоть до образования небольших щелей по линии переклея. Проблема в частном случае решена заполнением образовавшихся щелей прозрачным цинакрилатным клеем «Монолит» (не очень аккуратно, но вполне приемлемо для меня)








Хромированный латунный бридж почти классической «Фендерской» конструкции изначально не имеет заземления, хотя всё этому способствует. Антабки по форме копия «Фендерских» но выполнены из хромированной латуни.


После долгих раздумий, расчётов и поиска сверла нужной длинны сделана небольшая «скрытая пионерия» - канал для проводника заземления. Наиболее сложным был выбор угла и места отверстия, риск «промахнутся» при сверлении был очень велик (даже при точном сверлении длинны сверла хватает «впритык»), но всё прошло успешно.




Оригинальный пикгард изготовлен из крашенного в чёрный цвет фольгированного медью гетинакса (на 7ми слойном был расколот и частично потерян). Имея в наличии подходящий лист хорошего фольгированного текстолита, забвенный в наше время гетинакс решил даже не искать. Гетинакс более прост в обработке но менее прочен чем текстолит что и явилось причиной «колотости» практически всех пикгардов доживших до наших дней.


По образу и подобию мной изготовлена копия оригинала из текстолита, с целью придания большей упругости, прочности и надёжности по краю припаян (!) кант из трансформаторной проволоки (с помойки кстати, хотя упоминать об этом было не обязательно).


Некоторая стимпанковская эстетика так близкая мне пошла на пользу и внешнему виду (на мой вкус), накладку решил не красить – зеленовато-жёлтый оттенок текстолита вписывался в общий вид вполне органично. На оригинальном накладка крепится на тёмные саморезы с фаской и плоской шляпкой, на 7ми слойном они были частично утеряны и их пришлось заменить на хромированные саморезы применяющиеся в старых АТ-шных корпусах ПК.




Электроника: Как минимум двое владельцев аналогичного баса (с СГ) уверяли меня что оригинальный Орфеевский рельсовый сингл сплошное недоразумение – слаб и не жизнеспособен, во что я, не проверив верить отказывался (и не безосновательно как выяснилось позже).


Конструкция звукоснимателя – не регулируемый по высоте рельсовый сингл. Катушка ~8кОм обёрнутая лентой из полимера одевается на толстый рельсовый хромированный сердечник вставленный сквозь отверстие в пикгарде с вставкой из белого пластика, снизу к сердечнику «накрывая» катушку двумя винтами крепится стальное основание с приклеенными магнитами по обе стороны. Основание двумя винтами крепится к пикгарду. Если брать в расчёт «невидимую» часть датчика скрытую под пикгардом, то его размеры наиболее близки к размерам ММ-хамбакера.


Классический темброблок – громкость, тон - ничего лишнего, распаяны «одним проводом» в качестве второго проводника-земли выступает сам пикгард (см. Атакже). Потенциометры малогабаритные с малым радиусом резистивной полоски (вроде как по 250к), ручки чёрные «стратоподобные».




Мной практически всё оставлено в оригинале без существенных изменений, катушка проварена в парафине, оригинальные электронные компоненты распаяны «винтажной» советской проволокой в двойной оплётке (2й слой тканевая оплётка).


Атакже.
А так же здесь тот редчайший случай, когда пикгард является неотъемлемой частью электроники и конструктивно выполняет целый ряд функций:
1) Механическое крепление датчика, темброблока и гнезда.
2) Электрический проводник «земля» (на него распаян один из выводов датчика итд)
3) Экранировка всей электрической схемы.
Насколько мне известно, такое неординарное новаторское конструктивное решение больше нигде не встречается и является уникальным.

С целью развеять все мифы относительно «играбельности» оригинальной электроники этого баса счёл необходимым сделать небольшую демонстрационную запись (извиняюсь, но сам басист-любитель и ни разу не музыкант! так что попрошу без комментариев, это только пример звука что бы каждый мог сделать выводы для себя.


Прим. «Классический пионеринг» этой модели встречаемый на просторах интернетов – замена оригинального рельсового сингла на тривиальные P-bass сплиты «шашечки» как правило китайского или корейского производства с выпиливанием «новой» накладки из стенок\полок холодильника + вожделенный логотип Fender на пере как нелепая попытка выдавать желаемое за действительное.

Ещё несколько снимков общего плана:
















Для лучшей визуальной оценки сходств и различий с «прототипом» представлено совместное фото: сверху в низ, с лева на право Fender precision bass (USA), Orfeus bass «Многопластова» (Болгария).




ИТОГО (разбор полётов): Совсем не большие рационализаторские доработки конструкции модели на заводе изготовителе (в виде заземления бриджа и применения классического порожка «без нулевого лада» отлитого из того же материала что и вся фурнитура) не привели бы к существенному удорожанию конструкции, но могли бы существенно улучшить практичность конструкции и качество звука.

PS: К моменту написания данной статьи, автор уже был награждён памятным знаком «55 лет СЭГ» теперь надеюсь что заслуженно..

bay





Мини-чат
Вы должны войти, чтобы отправлять комментарии на этот сайт - пожалуйста, либо войдите, либо - если вы еще не зарегистрированы - щелкните здесь, чтобы зарегистрироваться


gitarrist
27.01. : 02:05
С Днюхой, Иван! Не болей!

Басист Кайф
26.01. : 12:32
Товарищи! Служу Советским Гитарам!

В последнее время, к сожалению, несколько менее мощно, нежели прежде, мягко говоря.

Только что переболел новомодной болячкой, оклёмываюсь. Можно сказать, отделался лёгким испугом.

Привожу в порядок коллекцию, что-то доделываю, что-то продаю.

Будет время - продолжу играть.

Спасибо всем, БАНЗАЙ!

wolf
26.01. : 09:51
Коллегу с Днём Рождения!

Viktor
26.01. : 06:01
Иван, Поздравляю с Днём Рождения!
Успехов и Удовольствий!

Izol
26.01. : 05:10
С Днем Рождения, Иван!

Юрий 63
26.01. : 03:18
Иван,с Днём Рождения!
Благополучия и здоровья!

Father_42
25.01. : 21:17
Поздравления БК !!

Barash
25.01. : 17:06
Иван, с Днëм Рождения!!! Здоровья тебе!!!

fremontine
25.01. : 15:09
Басист Кайф - человек, который открыл мне советские гитары в далеком 2008 ли 2009 году. С ДР!

swin
25.01. : 12:38
БК, мои наилучшие! Всегда попадать в ударку!

ВоваМ
25.01. : 11:55
С Днем Рождения Иван!!!

v-dmisay
25.01. : 08:54
С днём рождения)

JanikGers
25.01. : 07:30
С Днем рождения!

EbenezerDorset
25.01. : 05:30
Поддерживаю!

Nik
25.01. : 05:03
БК,будь здоров!



Поиск Советские гитары

Счетчики
© 2006 - 2023 SovietGuitars.com - Общество Коллекционеров Советских Электрогитар
18+ Сайт не является СМИ!