Советские гитары: Контент / Гитары электрические / Стереогитара СТЕЛЛА
 
Язык сайта

Вход

Имя пользователя:

Пароль:


Запомнить меня

[ Зарегистрироваться ]
[ Забыли пароль? ]



Пользователи: 1267
Новые пользователи: dcgerz

Новое на сайте

Дни Рождения:
Сегодня нет именинников

Следующий именинник
29/03 Сhelya (40)
30/03 kokoshnikoff (35)
31/03 Zeddy (53)

RSS трансляции
Наши новости могут транслироваться, используя rss.

Стереогитара СТЕЛЛА
чудо схемотехнической мысли
на 05.02.2007
Составитель: 1 - Lynyrd, 2 - Басист Кайф, + фото М. Колтухова
категория Статьи > Гитары электрические
 9.0 - 27 голосов -

Стереогитара СТЕЛЛА (Ростов-на-Дону)




[size]Изделие фабрики роялей в Ростове-на-Дону. Именно ее внешний вид и
описание в старом гудке очаровали меня старым дизайном советских
гитар. И вот - она восстановлена, в первозданном виде, с первозданной
фурнитурой и первозданной электроникой. Даже струны стоят пензенские
Fedosov (от них пальцы черные, когда поиграешь). Дабы моя СТЕЛЛА
обрела винтажную оригинальность - пришлось извести четырех ее сестер,
дошедших до наших дней.

Да... первая СТЕЛЛА попала мне в руки с тремя датчиками, пятью оригинальными
колками, с сильно покоцанной фальшпанелью красивого перламутрового
цвета. Все рычажки (а-ля фендер джагстанг) были оторваны и свалены в
жухлый целлофановый пакетик. Вместо положенных четырех звукоснимателей
было три, и в одном из них не было катушки. Струны были привязаны к "тюн-о-матику"
узлом, похожим на те, что завязывают шнурки у ботинок. Струн было
пять... Стоила то ли восемьсот, то ли тысячу целковых.

Вторая пришла в уже доработанном виде - вырезанная из липкого пластика
белая фальшпанель, фендеровские ручки и два хамбакера СПЕКТРУМ с
чехословацкой электрогитары Йолана Диамант. Вместо колков стоял
разношерстный коллектив китайско-корейского производства.
На ней можно было даже играть (студент, который продал ее мне за
пятьсот рублей, сообщил, что на ней писалась(?) какая-то панк-группа),
но... фальшпанель я сразу выкинул, гриф оказался настолько крив, что
спасти его не смогло бы даже рождественское чудо. Корпус у этой гитары
оказался самым крепким и блестящим. Его привинтили к грифу первой моей
Стеллы и я приступил к поиску электроники...

Третья гитара была куплена исключительно ради фальшпанели (коричневого
казенного цвета) - совершенно безрадостной на вид, но со всей
электроникой и даже с бумажной нашлепкой с тыльной стороны:
"электрогитара Стелла, сборка...." дальше не читалось. Гриф тоже
оказался проблемным, хотя на голове полностью сохранился логотип,
поистертый на предыдущих. Колки уже не помню, но не было ни одного
оригинального. Корпус имел вспучивание фанерного слоя
(который клеился поверх букового корпуса - не знаю для чего!) и с ним
пришлось расстаться. В двух из четырех звукоснимателей опять не
оказалось катушек (ума не приложу, кому они сдались!) но в сумме с
двумя звучками от первой гитары у меня оказался полный комплект.

Итак, после короткой ревизии у меня на руках оказались:
1.Поддающийся правке гриф от первой гитары, хотя все равно надо было
менять и шлифовать лады,
2.Корпус - очень крепкий, как и у всех виденных мною советских гитар,
от второй гитары,
3.Фальшпанель со всеми рычажками, переключателями и звукоснимателями -
подошла с третьей гитары.
4.Из фурнитуры у меня оказалось два комплекта для бриджа и пять
оригинальных стальных колков с открытой механикой - шестой я долго
искал в и-нете, однако гитарный мастер Володя моментально нашел его в
одной из своих коробок с запчастями. Это дает мне право сказать, что в
сборке была использована и четвертая гитара СТЕЛЛА.
5.Звукоснимателей оказалось семь, хотя на каждой гитаре их положено по
штатному расписанию по четыре. У трех были кем-то вынуты катушки (!).
Итого, образовался как раз комплект, где к нашему изумлению в двух из
звучков были по две катушки: намагниченные стержни окольцовывались не
одной большой катушкой, а двумя маленькими - охватывающими три и три
стержня. Зачем? Все просто - гитара СТЕЛЛА - первая советская
СТЕРЕОГИТАРА. Эффект реализовывался до смешного просто: маленькая
катушка с трех верхних струн посылала сигнал на один канал, ее
маленькая соседка, лежавшая вокруг нижних трех струн, - на другой
канал. Для включения этого эффекта на округлой выпуклости корпуса
вверху у грифа располагается переключатель с двумя позициями - вкл и выкл.
6.Конечно же порожек - пришлось купить китайский (Германия) и
поставить его.

ИТАК, это моя первая гитара, которую мы собрали в том виде, в каком ее
создавали СОВЕТСКИЕ конструктора. Единственный минус вышел с
ОРИГИНАЛЬНОЙ ЭЛЕКТРОНИКОЙ - мы ничего не собирались менять, однако
из-за мощного затухания сигнала в разветвленных цепях под панелью, мы
реализовали принцип отдельного включения\выключения каждого из
звукоснимателей, вставив их в схему фаза-противофаза-фаза-противофаза.
Все звукосниматели пролили воском для устранения "микрофонного
эффекта", однако шум от них все равно сверх всяких нормативов -
особенно от второго от грифа звучка (в нем катушка опоясывает все
шесть магнитиков, а не как у остальных - две катушки по три магнитика
каждой в звучке). Звучание самое наилучшее - когда включены все
звучки, кроме этого самого фонящего второго.

Насчет качества грифа - ничего я не стал шлифовать, лады оказались
более менее ровными, гриф прямым и править по "высшему разряду" там
было нечего. Когда поставил струны и сыграл свою коронку "Don't fear
the reaper" было просто супер. После чего я перебрался повыше и
услышал как на барре-аккордах та часть струны, что остается между
указательным пальцем и грифом, дает совершенно немелодичный вклад,
более похожий на кошачье попукивание. проверил, поелозил пальцами,
поприжимал - нет, определенно басовые струны ударяются о первый лад
(не забываем, СТЕЛЛА - гитара с нулевым ладом!) и бубнят... Наверняка,
что-то можно исправить, но в целом впечатление от звука слабее, нежели
от моей предыдущей "восставшей из ада" Аэлиты-1. Так что оставим пока
как есть. Подобное отношение усугубляет и поведение оригинальных
колков с открытой механикой - строй они держат, хорошие все же, опять
же - ломаться в них нечему. Но если нужно подкрутить колок для
подстройки - очень плохо слушается рук, крутишь и не понимаешь то ли
он уже натянул струну, то ли еще только собирает в тугой узел кольца
струны, намотанные на сам колок. Шаткое впечатление от колков.

Для большей красивости мы решили поверх невзрачной коричневой
фальшпанели прикрутить перламутровую, предварительно проточив ложбинки
для переключателей и приподняв головки потенциометров. Получилось
красиво, выход на вход "европа-ежик" расположили на самой фальшпанели
(как у Gibson SG), нормальный джек вывели сквозь корпус - как у
ибанезов. Кобылку тюн-о-матика собрали из двух имеющихся, рычаг на
оригинальной машинке - так и не восстановили, но машинка работает -
ничего не расстраивается (в отличие от тех слов, что обычно пишут про
советские гитары и их машинки). На тюн-о-матик мы даже водрузили
металлическую крышку - очень старорежимного вида, похожую на крышки
для бриджей фендеровских джагстангов. Мощно! Мы даже оставили
оригинальные болтики для ремня - они поражают своим неизящным
рабоче-крестьянским видом.
Единственное, что не сохранилось - металлическая пластинка на стык
грифа с корпусом. Прикрутили безымянную золотую - очень красивую и
корейскую. Думаю, надо выгравировать там оригинальный текст, объявить
струны Федосов оригинальными рояльными с фабрики роялей в
Ростове-на-Дону и уже продавать этот раритет по самой залихватской
стоимости. Вот и не знаю что еще писать про это чудо - играть-то на
нем что-то не тянет вовсе.




СТЕЛЛА взглядом Басиста Кайфа... С электросхемой.

Ну-с, братья, время поведать вам об уникальнейшем инструменте.

70-е и 80-е годы. Гитаростроители всего мира хотят перещеголять друг друга в количестве наворотов на гитаре. Делаются ступенчатые переключатели тембра в добавок к ручке тембра. Добавляется мелочь в виде выключателя самой гитары. Вовсю летят эксперименты по раздельному включению обмоток хамбакеров, запихиванию их же, несчастных, в корпус из-под синглов, и, наконец, активная электроника.

Наши не отстают. Появляется Урал, в котором столько RC ФИЛЬТРОВ, что никто не может до сих пор развести схему, эта же система ставится на Аэлиту, басухи приобретают переключатели тембров чуть ли не с сильноточных схем (галетники), рождается активная гитара в том виде, в котором она сейчас есть... появляется Форманта с невиданным доселе встроенным фузом (и, что интересно, эта гитара удалась!), белорусы лепят футуристические переключатели-"козырьки" на корпуса с очень ненадёжной активной электрикой, смонтированной к тому же черт-те как ,прямо на лапах резисторов... Всем плевать было, что эти гигантские навороты из низкокачественных радиоэлементов стоят на пути такого слааабенького и робкого сигнала датчиков, которые не перерасчитывались со времен рачета первых датчиков на акустику. (Кстати - темброблок там более всего напоминал именно схему Джазбасс...)

Ну а инженеры из Ростова-на-Дону пошли таким путем, что... Я попытался найти эти решения:

Во-первых, серийную гитару с 4 датчиками - таковых почти не оказалось, причем одной из них был небезызвестный 12струнный Орфей. (IZOL!!! Статью давай ,я знаю, у тебя есть этот Орфей!).

Во-вторых ,использовать датчик с раздельными катушками в количестве 2х штук и направлять сигнал по каналам по принципу "ЛК - с дискантов, ПК - с басов" мало кто додумывался.

В-третьих, сама идея ПАССИВНОЙ СТЕРЕОФОНИЧЕСКОЙ ГИТАРЫ. Что-то подобное я слышал о давно и прочно забытых гитарах ЭКО то ли из Италии, то ли из... ХЗ откуда.

Редкие такие идеи, короче.

Итог бешеной работы мозгов - гитара Стелла.



Это чемпион среди пассивных серийных гитар по количеству регулировок. 5 ручек и 8 тумблеров - вот как!

Назначение их таково.

Верхний ряд. Над каждым звукоснимателем по тумблеру - это их выключает или включает. Рядом с ними тумблер не такой как все - это переключатель стереорежимов.
Нижний ряд. От грифа: переключатель моно/стерео, 2 ступенчатых регулятора тембра.
Ручки: стереобаланс, тембр ЛК, уровень ЛК, тембр ПК, уровень ПК.



Коммутация этого добра мной разведена и показана на схеме. Я совершил подвиг и её даже ПОНЯЛ. На поверку - она проще Урала. Ясно видны 2 идентичных канала.



Комментарии к схеме.
Как работает регулятор громкости и тембра - и так понятно. Кто не понял - читать схемотеж с азов, а потом вкуривать сюда.
Стереобаланс - регулируется одним резистором (В). При замкнутом положении выключателя стерео как бы отсутствует в схеме (замкнутый провод образуется).
Интересная деталь - вне зависимости от того ,включены или нет бриджевые датчики, ВЧ составляющая их сигнала через клеммник сливается далее - на ступенчатый регулятор тембра, т.е. уже ОН её либо режет, либо нет. Оригинально.

Самое интересное - разделение катушек.

Когда выключен режим Стерео, можно пренебречь всем остальным. А вот если стереорежим включен... У него есть 2 типа. В инструкции они именуются "С" и "Т".

Суть такова. Режим "С" направляет ВЧ в ЛК, дисканты в ПК путем съема сигнала "самым нековым" датчиком с первых 3-х струн, а следующим - с 4,5,6 струнами. То есть получается таое "скрестное" включение.
Режим "Т" врубает нековую пару со всеми катушками и сливает её сигнал в ЛК ,а с бриджевой пары - в ПК. Причем катушки нековой пары в каждом из звучков получаются соединенными последовательно.

Звук это дает весьма интересный, но у вас под рукой должен быть обязательно стереоусилок. Иначе один фиг...

Вот такие дела с электрикой.

Идем далее. Корпус. Удобный, маленький и весьма тяжелый. 5 брусков, черный лак. Вкрученные антабки для ремня.



Струнодержатель. Как всегда в Ростове - сурдина из резины и паршивенько сделанный бридж, которому не хватает регулировки мензуры на 5 и 6 струны. Зацеп подпружинен. Пружин две. Плохо в нем то ,что на корпусе он лежит кромкой загиба. Надеюсь ,про сустейн спрашивать меня более никто не станет.



Колки. Ставились разные - я видел, как и на Аэлите, и с металлическими квадратными головками отдельные, так и с пластиком отдельные и на пластине. Что было ,то и ставили ,короче. Колки в Ростове славились фиговостью, за исключением тех, что с металлическими головками, их сложно убить было.





Гриф. Удобной формы, лады средненькие, у меня плохо слушается анкера ,так что натянул восьмерки и успокоился. Надпись на башке и логотип фабрики - золочёные. Прикручен на 3 болта. Лак, без канта. Разметка белыми точками.

В общем и целом - очень красивая гитара. И хорошо лежит в руках. И идеи её схемотехники весьма и весьма интересны... Но... Как всегда. Качество изготовления. А ещё мой экземпляр - на датчиках стоит печать с 88-89 годами. Всем на качество пофиг было. Проводок для подключения к "земле" машинки не присоединен к ней никак, но присутствует и лежит в пазу снизу... Так что...



Остается только гордиться, холить, лелеять и играть на ней. Для чего ещё гитары делаются? Вот буду паять двухканальный усилочек специально для неё.

Всегда Ваш, Кайф.

А вот чуток попозже Михаил Колтухов прислал и фото внутренностей. Я сам хотел его сделать - но лень было струны снимать, а когда разводил схему фотика не было под рукой. Согласитесь - лазить с тестером по этой каше из проводов - подвиг (ну дайте ещё раз себя похвалить )





Мини-чат
Вы должны войти, чтобы отправлять комментарии на этот сайт - пожалуйста, либо войдите, либо - если вы еще не зарегистрированы - щелкните здесь, чтобы зарегистрироваться


Geosan
26.03. : 10:09
Можно подъехать , все отфоткать да выложить здесь на всеобщее обозрение , а честный суд решит кому чего и почем

Izol
26.03. : 07:49
Сергей, привет! С возвращением! Конечно, надо продать, деньги лишними не будут!

metrolog
26.03. : 07:24
а тем временем осталось 9 дней, 12% и 41000р.

Innocent77
26.03. : 06:46
Правильно написал Skyworker79---может быть есть форумчане недалеко от вас? Может помогут вам в этом деле....

Vzglyad
26.03. : 06:46
Вспоминайте,и про гитары...делитесь,делитесь,делитесь!...А сами гитары пусть считаю полежат!Ещё пригодятся!!!

Vzglyad
26.03. : 06:44
Electric а писать здесь сложно? Если не тяжко -пишите...делитесь настроением,пусть и не очень весёлым!

Electric
26.03. : 06:01
Всем сПАСИБО ЗА СОЧУВСТВИЕ. Я живу вообще один. Уменя есть телефон основателя совгитар Саши Ёжика, но он,кажется, давно не в теме.Назначать цены и выкладывать фото мне сейчас не под силу.

Skyworker79
26.03. : 05:47
Может быть,с вами рядом кто есть из наших форумчан? Может они помогут с оценкой и продажей? Здоровья вам!

EbenezerDorset
26.03. : 05:42
Всё, что вы делали до того - было НЕ ЗРЯ. . .ПредложИте коллегам плоды своих трудов . . . Думаю, все будут только благодарны и рады поддержать вас. . .Ещё раз здоровья!

EbenezerDorset
26.03. : 05:32
+2. . .а если вдруг есть гавайка или комплектующие от нее, то я первый в очереди. Здоровья и удачи!

BrotherBlues
26.03. : 05:21
+1

Cерый
26.03. : 05:15
Лично я Ваш альтруизм не приветствую!Наверняка в каждую гитару было вложенно немало сил и средств.Потому Вы уж определитесь в оценке своих трудов и выкладывайте инструменты в соответствующей теме.И дай Вам Бог здоровья и оптимизма!

Electric
26.03. : 04:26
Может быть, кто-то здесь меня ещё помнит.Дело в том, что со мной год назад случился геморрагический инсульт,я инвалид, не работает левая рука, так что гитары мне теперь не нужны.Отдал бы просто так,хотя деньги лишними не будут.
Я живу в подмосковном Подольске. Писать мне можно на адрес:
Email

Innocent77
26.03. : 04:19
вот вы остряки доморощенные :-) ну аанешна на Али---где же еще купить гитару :-)

c0rvinus
25.03. : 14:44
Возможно все перечисленные ниже гитаристы покупали гитары на Мухамед Али экспрессе... Но это не точно



Поиск Советские гитары

Счетчики
© 2006 - 2018 SovietGuitars.com - Общество Коллекционеров Советских Электрогитар
18+ Сайт не является СМИ!