ID пользователя #7170 Зарегистрирован: 02.01.2016, 10:26 Местонахождение: Алма-Ата/Байконур Сообщений: 4271
Skyworker79 Цитата ...
Это у волгоградцев нужно спросить?Может зайдут в музей,спросят? Хотя,с волгоградцами у нас не густо...
Что-то тема 4ekist [link] сильно зацепила. Пойду в свой музей национальных инструментов схожу.Правда у нас "немножко" более не тематические "гитары"...Ну может то же интересно кому-то будет посмотреть как хранят и показывают у нас своё достояние...
ID пользователя #7170 Зарегистрирован: 02.01.2016, 10:26 Местонахождение: Алма-Ата/Байконур Сообщений: 4271
ОБЛАСТНАЯ ГАЗЕТА (Екатеринбург) Суббота, 21 ноября 2015 года № 215 (7781).
ЛЕГЕНДАРНЫЕ СВЕРДЛОВСКИЕ БРЕНДЫ
Народная электрогитара Из всех свердловских брендов у гитары «Урал» — самая противоречивая репутация. С одной стороны — она была главной электрогитарой СССР (занимала треть рынка!). На ней играли практически все звёзды нашего рока, которые начинали в 70–80-х годах прошлого века. А с другой стороны — «Урал» постоянно ругали… Сейчас молодые музыканты (а именно они были главными «уральцами» в советские годы) в сторону свердловской гитары даже не смотрят. Предпочитают ей американскую, японскую, даже китайскую продукцию. Зато интерес к легендарному инструменту неожиданно проявили звёзды первой величины: например, всемирно известная американская рок-группа «Ред хот чилли пепперз»… Кадр из клипа «Монархия роз» группы «Ред хот чилли пепперз». В руках гитариста Джоша Клингхофера — «Урал»
ID пользователя #7170 Зарегистрирован: 02.01.2016, 10:26 Местонахождение: Алма-Ата/Байконур Сообщений: 4271
ОБЛАСТНАЯ ГАЗЕТА (Екатеринбург) Суббота, 21 ноября 2015 года № 215 (7781).
ЛЕГЕНДАРНЫЕ СВЕРДЛОВСКИЕ БРЕНДЫ Гитара "УРАЛ"
Гитары делали на тех же станках,что и танки
Владимир ВАСИЛЬЕВ, Мария ИВАНОВСКАЯ Когда говорят о советских электрогитарах, то всегда вспоминают «Урал». Меж- ду тем модельный ряд элек- трогитар, производивших- ся в СССР, включал в себя бо- лее сорока наименований! Почему же символом эпохи стал именно свердловский инструмент? Потому, что он был самым массовым: его произвели больше 200 ты- сяч. А самым массовым он стал потому, что был луч- шим… А почему же ещё? Свердловская фирма «Урал» и по названию, и по основному назначению была фабрикой КЛАВИШНЫХ ин- струментов. Гитары здесь на- чали делать только в 1969 го- ду. Сначала это были репли- ки ленинградской гитары «Ритм-Соло», которая у нас получила название «Тоника». Когда свердловчане, что на- зывается, набили на ней руку, перед ними была поставлена задача наладить выпуск соб- ственной модели. Как следу- ет из хранящейся в Государ- ственном архиве Свердлов- ской области справки «Вы- полнение социалистических обязательств», предприятие должно было «освоить но- вый вид электрогитары «со- ло» «Урал» к 30-летию Побе- ды над Германией и в честь XXV съезда КПСС». То есть — к маю 1975 года. «Разберите. И разберитесь» Поскольку опыта проек- тирования гитар ни у кого из работающих на фабрике «Урал» не было, решено бы- ло сделать то, что теперь на- зывается «обратный инжи- ниринг» — то есть скопиро- вать какой-то зарубежный образец. Закупку поручили осуще- ствить Свердловской желез- ной дороге — одной из самых богатых структур области, ко- торая была в состоянии осу- ществить валютные траты. СвЖД тогда (как, впрочем, и сейчас) курировала техникум железнодорожного транспор- та — вот как бы для ансам- бля этого учебного заведения и были закуплены электроги- тары японской фирмы «Яма- ха» (серия SG). Но в техникум инструменты тогда, разуме- ется, не попали. Их привезли на фабрику, дали конструк- торам и сказали: «Разберите, разберитесь и сделайте похо- жее». Ну наши и сделали… Никого из людей, участво- вавших в запуске «Урала», «ОГ» найти не смогла — по по- лученной нами информации, их уже нет в живых. Но уда- лось установить имя главно- го создателя: по воспомина- ниям Олега Холуева (мастера экспериментального участка внедрения новой продукции с 1980 по 1981 год), которые мы нашли на сайте Общества коллекционеров советских электрогитар, чертежи для первого, сигнального, образ- ца разрабатывал начальник конструкторского бюро Иван Козленко. В общем, задача была вы- полнена. И точно в срок — в 1975 году фабрика выпустила первые 240 гитар. В отсутствие технологий Несмотря на принцип «обратного инжиниринга», «Урал» не стал копией «Яма- хи» — даже визуально. Что- бы не было явного плагиата, наши конструкторы корпус «отзеркалили» по горизонта- ли (у японской гитары «рог» внизу, а у нашей — сверху). Это, кстати, пошло «Уралу» в плюс: он намного красивее своей «мамы». Да и эргономи- ка явно улучшилась. Хуже получилось с «на- чинкой»: как рассказал «ОГ» мастер экспериментального участка Эдуард Соколов, ко- торый работал на фирме с се- редины 80-х по 1991 год, у на- шего предприятия в 70-х про- сто не было таких материалов и технологий, как у «Ямахи». — Первая проблема заклю- чалась в несовершенстве на- ших станков: изначально они лах») назвал в разговоре с «ОГ» «чистым, прозрачным и неповторимым по тембру». Дедушке уральского рока вто- рит сайт ru-guitar.livejournal. com: «Урал» обладает соб- ственным — и достаточно ин- тересным — звучанием». Их было две Под словами «гитара «Урал» обычно понимают шестиструнную соло/ритм- гитару, которая выпускалась в двух версиях — 650 и 650а. Но кроме них, в Свердловске делали и четырёхструнный бас (тоже в двух модифика- циях — 510г и 510л). Первый из них был очень несбалан- сированным (один из авто- ров статьи сам в юности по- играл на таком инструмен- те): гриф гитары сильно пе- ревешивал, и басистам прихо- дилось левой рукой не толь- ко играть, но и удерживать гриф в нужном положении. Рука очень уставала... В моде- ли 510л этот недостаток ис- правили. Вне конкуренции Получить по-настоящему крутой инструмент на уровне мировых стандартов сверд- ловчанам не удалось. Про- фессиональные музыкан- ты, игравшие в ресторанах и многочисленных советских ВИА, предпочитали «Уралам» выходцев из социалистиче- ских стран (чехословацкие «Йоланы», гэдээровские «Му- зимы»), а группы, показывае- мые по телевидению, уже тог- да обзаводились лучшими за- падными инструментами — «Гибсонами» да «Фендера- ми»… Однако «Урал» оказался настоящей находкой для раз- личных музыкальных круж- ков при школах и Домах куль- туры, а их по стране были ты- сячи. Не будучи абсолютно лучшей советской гитарой в каком-то одном компоненте, по совокупности признаков «свердловчанка» оказалась В популярной пародийной интернет-энциклопедии «луркоморье» есть статья об «Урале», где в качестве доказательства «убожества» свердловской гитары приводится такой пассаж: (лучший, по мнению многих критиков, рок-гитарист России, участник групп «Чёрный кофе» и «ария») «Сергей маврин не играет на гитаре «Урал» только потому, что услышав ТакоГо гитариста с ТакоЙ гитарой, все музыканты мира повесятся». Самое смешное в этой фразе то, что Сергей маврин на гитаре «Урал» играет! Более того: для рекламы возможностей российского усилителя «R&R (SOLO)» маврин использовал отнюдь не «Гибсон» или «Фендер» (которые у него, конечно же, есть), а именно «Урал»! Участники гитарных интернет- форумов считают, что по красоте, эргономике и удобству игры «Урал» вчистую обыгрывает свою японскую «маму» предназначались для обработ- ки деталей танков, а на них де- лали гитары. Это были фрезер- ные станки, которые весят не- сколько тонн, с мощнейшими моторами. А на Западе те же операции уже давно выполняют фрезерные машинки, которые весят несколько сот граммов, — объяснил Эдуард Соколов. Кроме того, по словам ма- стера, для производства ин- струмента применялось не- подходящее дерево — на шей- ку грифа вместо хорошего клё- на, дефицита которого в СССР, вроде бы, не наблюдалось, почему-то ставили бук (он гнётся, чего с грифом быть не должно), а для деки использо- вали ель (при этом в паспор- те гитары было написано: «ис- пользована высококачествен- ная древесина лиственных пород» ). Для сравнения: у знаменитых американских электрогитар «Фендер» кор- пус сделан из ясеня или ольхи. — Но основная пробле- ма была даже не в дереве, а в электронике: она была очень примитивная, — говорит Эду- ард Соколов. Здесь надо заметить, что электронику производила сторонняя организация — во- енный завод, находившийся в закрытом городе Снежинске (Челябинская область). Зву- косниматели и тембробло- ки приходили оттуда в гото- вом виде. Как-то повлиять на улучшение их параметров свердловчане не могли. Не уральскими были и стру- ны — они поставлялись ленин- градским объединением «Свет- лана». Большая часть претен- зий к звучанию «Урала» — это претензии именно к струнам. Они были реально плохи. — Струны были с пло- ской обмоткой и звук дава- ли такой же плоский, одно- значный какой-то, — рас- сказал «ОГ» лидер екатерин- бургской группы «Смысло- вые галлюцинации» Сергей Бобунец. — Поэтому я как- то решил заняться доморо- щенным апгрейдом: снял об- мотку у струн, а под обмоткой оказались рояльные струны, которые вообще не приспосо- блены для игры руками! Те же, кто менял ленин- градские струны на более ка- чественные, получали звук, который Александр Панты- кин (сам поигравший на "Урале") миф о тяжести «Урала» миФ. «Музыка, играемая на «Урале», автоматически становится тяжё- лым роком, потому что гитара невероятно тяжёлая». на Самом деле. «Урал» весит всего 3,5 кг. Для сравнения: вес легендар- ного «Фендера стратокастера», сделанного из ольхи, — 3,7 кг. А не менее легендарный «Гибсон лес Пол Кастом» весит аж 5 кг! вне конкуренции. «Уралы» пользовалась настолько боль- шим спросом, что уже во вто- рой половине 70-х годов про- изводство гитары было нала- жено ещё в трёх городах СССР — Ростове-на-Дону, североосе- тинском Орджоникидзе (ны- не Владикавказ) и белорус- ском Борисове. За двадцать с небольшим лет на четырёх фа- бриках было выпущено — и продано! — более 200 тысяч «Уралов» (примерно столько же реализовали за тот же пе- риод лучшие гитарные брен- ды Запада)! И это при том, что стоила гитара довольно до- рого — 185 рублей, то есть на 30 процентов больше средней месячной зарплаты советских граждан. Последние аккорды Крах Советского Сою- за стал крахом и для гита- ры «Урал». В ноябре 1992 го- да фабрика стала собствен- ностью коллектива и была преобразована в ТОО «Фир- ма музыкальных инструмен- тов «Этюд-Урал». Коллектив решил сделать ставку не на музыкальные инструменты, а на производство мебели. Гитары по инерции ещё не- которое время выпускались, но в гораздо более скром- ных масштабах, а в 1998 году их производство было пре- кращено. Впрочем, фабри- ку переориентация не спас- ла: в 2007 году фирма «Урал- Этюд» прекратила своё суще- ствование. * * * …В этом году гитаре «Урал» исполняется 40 лет. Это давно уже не самая массо- вая электрогитара страны. Да и вообще не массовая… Инте- рес к ней сохранился у очень небольшого количества лю- дей, в основном у коллекцио- неров. Хотя есть и удивитель- ные исключения. Именно в последние го- ды «Урал» добился того, о чём в советское время не мог да- же мечтать: он пробился не то что на всероссийскую — на мировую сцену! На «Урале», например, играет басист джаз- квартета «Култрейн», кото- рый аккомпанирует аргентин- ской певице Карен Соуза. А ги- тарист знаменитой американ- ской группы «Ред хот чилли пепперз» Джош Клингхофер три года назад даже снялся с «Уралом» в клипе «Монархия роз» («Monarchy of Roses»). Так что, как написал некто Дми- трий Морозов в коммента- рии к ролику какого-то заоке- анского энтузиаста, который потрясающе красиво играет на «Урале»: «Проходят годы, и понимаешь, что НАШИ тоже умели делать ВЕЩИ!!!» ГиТаРа «УРал» Гитары делали на тех же станках, что и танки
12 августа 2011 года в Москве, дожив до 78 лет, умер Станислав Иннокентьевич Москалёв, гитарный мастер.
Познакомился я с ним в 1992 году.
То было время первых бирж, ваучеров, гиперинфляции, бритых бандитских голов, футболок «Шанель», малиновых пиджаков и быстрого вымирания всего, что не касалось еды, водки и долларов. Ясно помню, как я и мой коллега, пытаясь найти хоть какую-то концертную работу, пусть за гроши, играли дуэтом новому русскому. Наш зритель-слушатель развалился в кожаном кресле, и в это же кресло втиснулись, вдавились по бокам две полуголые девки. Размышляя, сгодимся ли мы для его увеселительного заведенья, потенциальный работодатель прихлёбывал коньячок и притопывал ножкой — в такт «Чардашу» Монти…
Этому буржуину я играл уже на инструменте работы Москалёва.
Адрес Станислава Иннокентьевича я узнал через фотокопированный номер чешского музыкального журнала, в котором была статья о конкурсе гитарных мастеров 1988 года. На этом конкурсе С. И. получил диплом.
Многим мастерам из России, чьи адреса были помещены в журнале, весной 1992 года я написал письма о заказе гитары, но ответил мне один — легко догадаться, кто. Спустя два года (!) пришёл ещё ответ от какого-то дядьки из Выборга, не поленившегося вложить в конверт цветные фото своих инструментов, но в этом «запоздалом» ответе сказывались уже последствия того, что в начале реформенных годов и музыканты-классики, и мастера, их обслуживавшие, оказались в России не у дел. Станислав же Иннокентьевич на письма отвечал всегда и вовремя. Его благодарные заказчики помнят это.
Я собирался заказать семиструнную гитару: в то время страшно увлекался композициями Михаила Тимофеевича Высотского, лермонтовского современника. С. И. как раз делал семиструнки, да ещё старинной шерцеровской формы, с грифом на винте. О таком инструменте я и мечтать не смел.
Сколько же стоило кленовое чудо с декой из ёлки?.. Имей москалёвская гитара цену в 10-20 тысяч инфляционных рублей, как это было принято у средней руки московских мастеров (цены на заказные инструменты подскочили от 1500-1800 руб. на конец 1991-го до 9000-18000 руб. на весну 1992-го), я вряд ли познакомился бы с этим мастером, потому что за полтора года едва сумел скопить около 3000 рублей.
Я договорился с Москалёвым на цену в 2500 рублей. Маленькая цена за плохую гитару? Нет. Я материалист, и далёк от отрицания денег, но для С. И., помимо базиса, важной была и надстройка. К кому попадёт гитара? Кто будет играть на ней? О да, мастер просил — скорее, требовал, — чтобы покупатель играл в его мастерской.
Жил Станислав Иннокентьевич на улице Зорге, в старой пятиэтажке, в квартире с высокими потолками. Одна комната там была переделана под мастерскую: запах деревянной пыли, лака и полироли оттуда никогда не выветрится. Мастер делал гитары весь год, кроме лета, когда не было отопления. Но и летом он их мастерил: на Московской экспериментальной фабрике музыкальных инструментов, где работал «официально».
Приезжих заказчиков вроде меня Москалёв не только привечал в мастерской и на кухне, где кормил и поил чаем (за обедами и ужинами неизменно наблюдала суровая собака-лайка по кличке Марс), но и устраивал на ночлег. Звонил, например, родственникам, жившим в Домодедове, и сердитым голосом требовал, чтобы те приняли гостя и подстелили тюменскому музыканту матрас или разложили раскладушку, а ранним утром посадили его на автобус до аэропорта.
Однако первая семиструнная гитара, построенная для меня Москалёвым, мне не полюбилась. Не мой был инструмент, не по моим пальцам. К тому же я отчего-то был уверен, что С. И. может сделать гитару много лучше. Москалёв предложил мне вернуть инструмент в обмен на другой, который он вскорости изготовит. Но первую гитару у меня купили в Тюмени, и я полетел в Москву с пустым футляром.
В этот футляр я с трепетом душевным уложил новую гитару. Разумеется, после пробы в мастерской. Станислав Иннокентьевич непременно желал услышать звук своей гитары. Подшлифовав пилкой ноготки — без ногтей гитарист как без пальцев, — я сыграл «Русскую мелодию» Высотского, а за нею ещё что-то. Уже только взяв гитару в руки и услышав её соль-мажор (на обыкновенных гэдээровских струнах «Физома»), я понял: у меня в руках сокровище. Ценность, которую не измеришь рублями или долларами. Вряд ли я блеснул в то утро особенной техникой — трудно быть виртуозом, сойдя с самолёта и не разыгравшись, — но гитара оказалась той, о которой мой учитель потом сказал: «У тебя к ней приросли пальцы». Москалёв, наверное, тоже заметил первые признаки этого прирастанья — и в тот день я постиг, что такое радость мастера, которому и жаль, и не жаль расставаться с построенным инструментом. Словом, в тот день на двух счастливых людей в мире стало больше. Один из них остался в Москве, строить другие гитары, а второй полетел в Тюмень, прижимая к сердцу потяжелевший чёрный футляр из папье-маше.
Всего я заказал у С. И. четыре гитары: две шестиструнки, две семиструнки. Потом и для школы, где я работал, мною был заказан инструмент, палисандровая семиструнка. Заказ шёл по безналичному расчёту через Московскую экспериментальную фабрику, где цена сделалась натурально 18000 рублей. Направлял я к Москалёву и знакомых. Пусть вся Тюмень играет на москалёвских гитарах!
В 1994-м году у меня уже не было той гитары работы С. И., от которой мне не хотелось отрывать пальцы. Но этой истории здесь не место.
Если были в моей короткой музыкальной жизни счастливые, радостные дни, то ими я обязан Станиславу Иннокентьевичу.
Если кого-то я вспоминаю с одною только любовью, без посторонних чувств-примесей, так это С. И.
Вы должны войти, чтобы отправлять комментарии на этот сайт - пожалуйста, либо войдите, либо - если вы еще не зарегистрированы - щелкните здесь, чтобы зарегистрироваться