Советские гитары :: Форумы :: Статьи участников sovietguitars.com :: Бас-гитары
<< Предыдущая тема | Следующая тема >>   

ОРФЕЙ ТРИМОНЦИУМ И КРЕМОНА ВИОЛИН. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ.

Переход на страницу       >>  
Автор Добавил
lpman
06.01.2012, 21:16 Просмотр для печати

ID пользователя #2092
Зарегистрирован: 07.09.2010, 20:48
Местонахождение: Москва и область
Сообщений: 1443



В этой статье речь пойдет сразу о двух болгарских гитарах – Орфее Тримонциум и Кремоне виолин. Почему именно о них? На то есть несколько причин: первая – и, пожалуй, главная заключается в том, что эти гитары часто путают между собой и в сознании обывателя они как бы сливаются в одну. Иногда можно увидеть в каком-нибудь объявлении о продаже такое: «Продаю Кремону Орфей….». Это обусловлено сходством формы корпусов и страны происхождения. На самом деле это совершенно разные гитары и эту разницу мне бы и хотелось показать в этой статье. Вторая причина – наличие этих самых гитар в моей небольшой коллекции, причем отреставрированных по одной технологии и в одно и то же время. Даже их исходное состояние было примерно одинаково. Третья причина вполне банальна – просто интересно разобраться в различиях и попытаться ими объяснить разницу в звуке и других свойствах этих инструментов. Детально и подробно разбирать эти гитары я не буду, иначе объем статьи увеличится до нечитаемых размеров. Остановлюсь на самом основном, с моей точки зрения. Так что, скорее всего, получится как бы потребительский тест.
Немного об участниках.



КРЕМОНА -------------------------------------------------- ОРФЕЙ

Для корректного сравнения на гитарах стоят одинаковые струны D’Adario Phosphor Bronze 45-100. В процессе реставрации в инструментах были заменены провода на безкислородную медь, все остальное оригинальное. О реставрации Орфея вкратце можно ознакомиться здесь http://sovietguitars.com/e107_plugins/forum/forum_viewtopic.php?113594
Кремона делалась так же, однако её гриф потребовал полной перекраски с удалением и последующим восстановлением родных ладов. Кроме этого были заменены колки. Изначально стояли такие же, как на Орфее, но с донора были сняты и поставлены на восстанавливаемый экземпляр более нарядные, с перламутровыми крутилками.





Для полноты описания скажу, что доноров было два, Орфей и Кремона. Они поделились крепежом, антабками, не шуршащими резисторами, ручками, колками, более высокоомными датчиками и другими, менее изношенными деталями. Таким образом, получилось два полностью комплектных и исправных инструмента. Доноры же были собраны из оставшегося и реализованы за пределами форума ностальгирующим басистам для дальнейшего восстановления. Удачи им!
Начнем наш анализ строения гитар сверху вниз.
Так что – ГРИФ.
При одинаковой ширине и толщине у нулевого лада гриф Кремоны шире в основании. А вот Орфеевский гриф имеет неоднородную толщину и это хорошо видно на фото.




В районе второго – третьего лада он тоньше, чем у нулевого! Накладка грифа Кремоны совершенно плоская, у Орфея же накладка имеет ярко выраженный радиус, из-за этого требуется какое-то время, чтобы привыкнуть к грифу и пальцы не соскальзывали вниз. С таким радиусом накладки гриф Орфея смотрится уже, чем он есть на самом деле. Регулировка анкера у гитар расположена в разных местах. У Орфея в голове грифа под тремя шурупами и пластиковой крышкой, у Кремоны - в основании грифа, что на мой взгляд удобнее.




КОРПУС
Оба корпуса «скрипичной» формы и весьма похожей окраски. На этом все сходства заканчиваются. Орфеевская дека изготовлена из фрезерованного дерева, имеет красивый трехслойный кант по краю. Эфы не окантованы. Корпус Кремоны сделан из формованной фанеры и окантован однослойным пластиком. Эфы так же окантованы.





На следующей фотографии видно как отличаются размеры корпусов. Добавлю, что ширина обечайки Орфея больше, чем у Кремоны почти на сантиметр.





Здесь полупрозрачный Орфей над Кремоной. Видно, что мензуры у гитар одинаковые и что корпус Орфея как бы больше насажен на гриф, что явно отразится на балансе.
Корпус Кремоны изготовлен более аккуратно и качество покраски тоже лучше. С испытуемого Орфея краска сыпалась сильнее.

ДАТЧИКИ
И там и там синглы в латунных корпусах. Достаточно большой разброс в сопротивлениях однотипных датчиков. У Кремоны прямоугольный магнит и катушка вокруг него, Орфей может похвастаться более сложной внутренней структурой.





(Фото взято отсюда: http://sovietguitars.com/e107_plugins/forum/forum_viewtopic.php?83592)
Регулировка по высоте присутствует только у Кремоны. Орфей лишен такой возможности, ограничившись более толстой прокладкой под бриджевым датчиком.





БРИДЖ
Система этого устройства у Кремоны и Орфея одинаковая. Бридж прижимается к корпусу за счет натяжения струн и не имеет жесткой фиксации. Есть возможность регулировки по высоте и как бы тонкой подстройки мензуры, причем настолько тонкой, что на слух это практически не заметно. И если бридж Орфея понятен конструктивно и логичен по материалам, из которых изготовлен, то Кремоновский бридж заставляет задуматься о цели разработчиков при выборе материала для него.




Металлическая основа вопросов не вызывает, но вот лежащая на ней подушка из мягкого пластика с сухариками из оргстекла вызывает удивление. Кажется, что бридж из таких материалов должен препятствовать передаче колебаний струн на корпус. Не эту ли цель преследовали разработчики Кремоны, тем более, что и конструкция струнодержателя, похоже, служит этой цели.

СТРУНОЗАЦЕП
У Орфея он состоит из двух частей. Это скоба, которая крепится к обечайке и, собственно, струнодержатель из толстого прутка П-образной формы, в основании которого жестко закреплен массивный латунный брусок с отверстиями для струн. Обе детали достаточно плотно стыкуются друг с другом.






Совсем другая история у Кремоны. Хотя с первого взгляда вроде тоже пластина на скобе, но стоит присмотреться и видно, что все совсем иначе. Г-образная пластина одной стороной крепится к обечайке, с другой стороны имеет отверстие, в которое вставлена круглая, в форме антабки, пуговица в виде болта, затянутая гайкой с обратной стороны этой Г-образной пластины. На пуговицу одевается плоская тонкая пластина через имеющееся на ней отверстие. За другую сторону этой пластины зацеплена скоба, в которой струны и фиксируются.




В результате имеем конструкцию из 4-х деталей, причем обе пары плотно сопряженных элементов стыкуются друг с другом в одной точке. Из своего аудиофильского опыта, знаю: для того, чтобы механически изолировать аппарат от вибраций его ставят на конуса. То есть создают точечную опору, которая гасит колебания. Тот же эффект происходит и в струнодержателе Кремоны, где пластина упирается в пуговицу в одной точке. В итоге колебания струн на корпус практически не передаются. Может в этом и была цель разработчиков – развязать механические колебания струн от деки, оставив только возможность акустического резонанса? Несомненно, такой подход отразился на звучании гитары, но об этом позже. Добавлю, что менять струны удобнее в Орфее, что очевидно.

ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ СХЕМА.
Тут особой разницы нет. По регулятору громкости на каждый датчик и так называемый тембр, который режет высокие частоты. По эффективности работы тоже без различий. Разные комплектующие не оказывают свое влияние. У Кремоны советские стандартные потенциометры, Орфей укомплектован болгарскими маленькими, чтобы пролезали в эфу. Заземление и там и там выведено отдельным проводом через отверстие в обечайке под струнодержатель. Выход на обеих гитарах являет собой разъем СГ5, который закреплен прямо в обечайке у Орфея и там же, только через металлическую пластину, у Кремоны.





На этом разбор гитар можно закончить и сделать некоторые обобщения.
1. Удобство пользования. Мне больше понравилась Кремона. Во-первых, правильный баланс, что для человека, играющего стоя, важно. Во-вторых, более удобный гриф, в-третьих, проще регулировать анкер и высоту датчиков. К плюсам так же можно отнести усиленное место разъема и более легкий доступ к внутренностям. Из минусов – неудобно менять струны из-за сложной конструкции струнозацепа.
Орфей в пользовании менее удобный инструмент, хотя при игре сидя, возможно, кто-то отдаст предпочтение и Орфею. Общая беда двух гитар это слишком маленькое расстояние между струнами. У Кремоны этот порок не лечится, а у Орфея, при желании, можно струны раздвинуть. Правда для этого придется изготовить новый верхний порожек и вытачать из алюминия другие сухарики для бриджа, сделав в них пропилы соответственно желаемого расстояния между струнами.
2. Звучание. На мой взгляд, разница в звуке этих гитар обусловлена конструктивными особенностями инструментов, а точнее, сильно отличающимися концепциями разработчиков в плане формирования звукового сигнала. Если у Орфея работают все три составляющие, а именно, электромагнитная, механическая и акустическая, то у Кремоны механическая составляющая стремится к нулю. Это теория. А на практике, звук Орфея несомненно интереснее. Он неплохо сбалансирован, имеет яркую атаку, отличную артикуляцию. Хотелось бы еще и сустейн побольше… Кремона лишена всех этих достоинств. Звучание вялое и скучное, каждая струна звучит по своему, будто играют четыре однострунных баса. Звук не богат обертонами даже в момент атаки, которая тоже будто размазана. Сустейна еще меньше чем у Орфея, причем на разных нотах он сильно отличается длительностью.
Так что обыватель, у которого обе наши рассматриваемые гитары являются в сознании одной болгарской скрипкой, не далек от истины. Собрав в одном инструменте удобство Кремоны и звучание Орфея, мы бы имели прекрасный результат!
В дальнейшем мне хотелось бы продолжить эту тему, сравнив Орфей с одним из прототипов, а именно с Хофнером, Воксом или Эко. К сожалению, пока ни одной скрипки этих фирм у меня нет. Первые слишком (неоправданно) дороги, вторые редки и тоже дороги, третьи совсем редко встречаются...
ПРИЛОЖЕНИЕ
Здесь имеются музыкальные файлы, записанные мной для демонстрации звучания гитар. В качестве материала использованы упражнения из учебника. Каждая гитара записана сначала в линию, потом через эквалайзер. Так что можно послушать и сравнить их на одинаковом материале. В силу различных технических и бытовых возможностей, запись сделана в два этапа. Сначала все записалось на аналоговый катушечный магнитофон, а с него уже оцифровывалось. Поэтому возможен небольшой шум ленты, щелчки статики с катушек и прочие аналоговые шумы. Не уверен, что записанного материала будет достаточно для подтверждения моих выводов, но готовя эту статью, я достаточно поиграл на этих гитарах, чтобы быть уверенным в правильности написанного.

1. №1. Кремона в линию
_1.mp3
2. №1. Кремона через эквалайзер
_1.mp3
3. №2. Орфей в линию
_2_.mp3
4. №2. Кремона в линию
_2.mp3
5. №2. Кремона через эквалайзер
_2.mp3
6. №3. Орфей в линию
_3.mp3
7. №3. Кремона в линию
_3.mp3
8. №3. Орфей через эквалайзер
_3.mp3
9. №3. Кремона через эквалайзер
_3.mp3
Наверх
PM
zlav
06.01.2012, 21:21
ГостьВладимир, с Рождеством Христовым!
Прекрасное обозрение!
Спасибо Вам!
Наверх
PM
lpman
06.01.2012, 21:22

ID пользователя #2092
Зарегистрирован: 07.09.2010, 20:48
Местонахождение: Москва и область
Сообщений: 1443
И Вас с Рождеством! Спасибо!
Наверх
PM
Zeddy
06.01.2012, 21:23

ID пользователя #1341
Зарегистрирован: 18.09.2009, 18:09
Местонахождение: Наро-Фоминск
Сообщений: 4704
Спасибо! Очень нужная статья.

Japanese-Manufacturers-of-Made-In-Japan-from-1950-to-1980

Обмен - [link]
Менялка педалек

Заштатная сволочь.
Наверх
PM
Яша
06.01.2012, 21:25
Гостьгоспода, а мне правильно кажется, что утонченная нековая подкладка под датчик у орфея - это хенд мейд? я на своем сам точил - а не то струны на датчик ложились, когда на последних ладах зажимаешь струну. А статья интересная, спасибо!
Наверх
PM
Я-Ха
06.01.2012, 21:29

oleUm™

Зарегистрирован: 04.06.2007, 19:11
Местонахождение: Санкт-Петербург
Сообщений: 23215
Земной поклон. Очень умнО и наглядно. Всем бы так...

МАЙ МУZЕУМ
oleUm™

и это... я социопат и параноик, на звонки с незнакомых номеров не отвечаю принципиально. если вы вдруг откуда-то узнали мой телефон, и вам очень нужно со мной связаться - сначала отправьте СМС, мол, "я такой-то и такой-то".
Наверх
Сайт PM
vint
06.01.2012, 21:37

ID пользователя #2308
Зарегистрирован: 19.12.2010, 20:53
Местонахождение: Комрат, Молдова
Сообщений: 2991
прочел на одном дыхании. Очень интересно, тем более, что ни одной из них у меня нет.

Мнение большинства не всегда верно. Ни миллиард мух, ни два, ни три, ни даже больше... Не убедят меня, что дерьмо-это вкусно.
Наверх
PM
zlav
06.01.2012, 21:40
ГостьТолько на моём Българска Кремона на корпусах звучков скруглённые вырезы и наклейка внутри корпуса белого цвета. Куплен в 1973 г. в Москве.






Кстати, на нём стоят родные струны с плоской намоткой!
Как звучит не знаю, в усилитель ещё не включал, как и все остальные гитары.

[ Редактирование 06.01.2012, 22:03 ]
Наверх
PM
[dms-71]
06.01.2012, 21:42

ID пользователя #1303
Зарегистрирован: 28.08.2009, 12:01
Местонахождение: Новосибирск
Сообщений: 4257
Отличная статья! Молодец! Правда, интересно было читать!

---
Я ВКонтакте
Моя почта - dms-71(A)yandex.ru
Наверх
Сайт PM
snake
06.01.2012, 22:32
ID пользователя #1556
Зарегистрирован: 25.12.2009, 11:12
Местонахождение: Серпухов
Сообщений: 663
Цитата ...
...круглая, в форме антабки, пуговица в виде болта

Прям стехи
Вообще, очень интересно и позновательно. Получил большое удовольствие.

мой гуглоблог: zmejk.blogspot.ru
Наверх
PM
shlepakoff
07.01.2012, 03:46

ilya

Зарегистрирован: 29.06.2009, 18:33
Местонахождение: Houston-Москва
Сообщений: 3971
Статья достойная продолжения и подражания.
Огромное спасибо за проделанную работу

Ваше шило, наше мыло: [link]
[link]
Наверх
PM
leopold
07.01.2012, 05:33

ID пользователя #2616
Зарегистрирован: 19.06.2011, 16:49
Местонахождение: Котельнич, Кировская обл.
Сообщений: 2417
Нормалеус !!!
Наверх
PM
shock07
07.01.2012, 07:44

ID пользователя #1884
Зарегистрирован: 17.05.2010, 11:52
Местонахождение: Запорожье, Украина
Сообщений: 6548
Спасибо, классная статья.
За сравнение звука- особый респект!
Если бы сам пытался описать звучание, лучше бы не получилось. Могу только добавить, что Кремона- не худший вариант из совсобратьев. Достаточно самодостаточный басс с "олдскульным" звуком. Но, Орфею проигрывает однозначно. Что в электричестве, что в акустике.
Наверх
PM
VP
07.01.2012, 08:27

ID пользователя #46
Зарегистрирован: 25.01.2007, 11:02
Местонахождение: Новосибирск
Сообщений: 6405
Отличная статья! Спасибо!
Наверх
PM
Вольдемар
07.01.2012, 09:14

ID пользователя #1656
Зарегистрирован: 30.01.2010, 20:56
Местонахождение: Санкт-Петербург
Сообщений: 463
Супер! Две такие очень характерные для СССР гитары, такие похожие и в общем-то разные.
Наверх
PM
Linas
07.01.2012, 10:38

ID пользователя #2067
Зарегистрирован: 26.08.2010, 20:40
Местонахождение: Kaunas, Lithuania
Сообщений: 3426
Надо переводить.
Наверх
PM
lpman
08.01.2012, 20:46

ID пользователя #2092
Зарегистрирован: 07.09.2010, 20:48
Местонахождение: Москва и область
Сообщений: 1443
Linas, куда?!
Наверх
PM
Linas
08.01.2012, 22:07

ID пользователя #2067
Зарегистрирован: 26.08.2010, 20:40
Местонахождение: Kaunas, Lithuania
Сообщений: 3426
Для начала на английский.
Наверх
PM
lpman
08.01.2012, 22:56

ID пользователя #2092
Зарегистрирован: 07.09.2010, 20:48
Местонахождение: Москва и область
Сообщений: 1443
Судя по количеству заходов, и нашим то не шибко интересно...
Наверх
PM
Linas
09.01.2012, 01:27

ID пользователя #2067
Зарегистрирован: 26.08.2010, 20:40
Местонахождение: Kaunas, Lithuania
Сообщений: 3426
Поиск на гоогле сразу приводит к бреду здесь
[link]
[link]
Конечно,если мы хотим дечево покупать,это полезно,но нечестно.Это не только о Орфеях и Кремонах.
Наверх
PM
Cort
09.01.2012, 06:53

ID пользователя #1041
Зарегистрирован: 13.04.2009, 19:19
Местонахождение: Кировское, ДНР
Сообщений: 859
Классная статья, была когда-то такая гитарка в нашем коллективе. Для полного комплекта ёще бы сюда и этот Орфей


Мой канал -
Наверх
Сайт PM
ymv
09.01.2012, 07:17
ID пользователя #2344
Зарегистрирован: 09.01.2011, 08:05
Местонахождение: Екатеринбург
Сообщений: 187
А звучки нормальные поставить, так и играть можно. Звук наверно не хуже будет Годиновского полуакустика.
2Moderator: ухожу, ухожу...
Наверх
PM
Uncle Sascha
09.01.2012, 10:00

ID пользователя #2912
Зарегистрирован: 22.12.2011, 11:05
Местонахождение: Казань
Сообщений: 5498
Грамотная статья.Что интересно, было множество разных мелких отличий в этих гитарах-на моём Орфее гайка анкера выведена в голову грифа без всяких пластиковых крышек.
Наверх
PM
VP
09.01.2012, 14:17

ID пользователя #46
Зарегистрирован: 25.01.2007, 11:02
Местонахождение: Новосибирск
Сообщений: 6405
lpman Цитата ...

Судя по количеству заходов, и нашим то не шибко интересно...


Зато тем, кому интересно, это ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ИНТЕРЕСНО и ПОЛЕЗНО.
Наверх
PM
zlav
09.01.2012, 16:10
ГостьЦитата: "у Орфея же накладка имеет ярко выраженный радиус"


Уж не для того ли, чтобы на нём можно было бы играть и смычком?
Может и приспособление было предусмотрено, вроде того, что на Lion bass голландской фирмы Egmond.


Правда, это для игры в вертикальном положении, как на контрабасе.
Но и смычком уже можно играть, если большой радиус.


Кто на контрабасе играет, скажите своё мнение.

[ Редактирование 09.01.2012, 16:12 ]
Наверх
PM
Переход на страницу       >>  

Модераторы: violet, EjiK, Басист Кайф, Я-Ха, Izol, SPA, shlepakoff, byte_crow

Перейти:     Наверх

Powered by e107 Forum System
Мини-чат
Вы должны войти, чтобы отправлять комментарии на этот сайт - пожалуйста, либо войдите, либо - если вы еще не зарегистрированы - щелкните здесь, чтобы зарегистрироваться


Skyworker79
15.04. : 15:30
Надеюсь,кто то из форумчан успел приобрести и мы увидим хорошие слайды! [link]

Skyworker79
12.04. : 18:45
С Днем космонавтики,коллеги!

SPA
08.04. : 14:15
ну не знаю, я снимал недели три назад и монтировал во вт

Сhelya
08.04. : 06:40
так выходные же :) у всех есть время снять, смонтировать и выложить :)

SPA
08.04. : 06:17
кучно пошли

Сhelya
08.04. : 05:03
Небольшой рассказ про Russtone Shark из моей коллекции
[link]

SPA
07.04. : 18:09
Обзор на нечастую электрогитару Jolana Star X (Star 10) 1971г. [link]

mike60
07.04. : 01:24
Всем привет!

Mr_Digitech
06.04. : 11:30
Обзор на редчайшую электрогитару Jolana Strat 1 (DS 717) 1990г.
[link]

swin
01.04. : 19:21
Всех с праздником!

Svetliy_metall
01.04. : 08:36
Илья, С днём рождения!

SPA
31.03. : 19:03
новая серия [link]

Austin
31.03. : 12:47
Алексей, от души желаю не растерять запасы здоровья и энергии для новых творческих проектов. Удачи!;)

Cdur
31.03. : 07:40
"Одинокая бродит гармонь" - инструментальная версия на гитарах, группа SAMONIKLI (Белград), 1965
[link]

Father_42
30.03. : 22:55
Присоединяюсь !!
Музыкльно-хоккейные поздравления !!
Ура !!


Поиск Советские гитары
Счетчики


© 2006 - 2024 SovietGuitars.com - Общество Коллекционеров Советских Электрогитар. Сайт не является СМИ. 18+


Техническое обслуживание сайта осуществляется веб-студией «Код-А»