Советские гитары :: Форумы :: Дела
<< Предыдущая тема | Следующая тема >>   

FRAMUS, брат СТЕЛЛЫ и АЭЛИТЫ

Переход на страницу       >>  
Автор Добавил
Я-Ха
24.06.2013, 11:19 Просмотр для печати

oleUm™

Зарегистрирован: 04.06.2007, 19:11
Местонахождение: Санкт-Петербург
Сообщений: 23215
Дорогие мои коллеги!

В этом посте, к сожалению, не буддет особых сенсаций и разоблачений. Тем не менее, некоторые факты показались мне любопытными, и я счёл своим долгом поделиться ими со всеми, кому это может быть небезынтересным.

Благодаря неоценимой помощи камрадов Младшого и Silence, какое-то время назад в моих руках оказался пакет документов, впервые засвеченных на сайте год назад: [link]




Это папка, в которой собраны три десятка чертежей, созданных конструкторским отделом НИКТИМП (Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт музыкальной промышленности), который, как мы помним, курировал разработку новых изделий из области музыкальных инструментов для советских фабрик и заводов. К сожалению, время не пощадило эти бесценные манускрипты, половина из которых производит впечатление поднятых с ТИТАНИКа картинок для психологического теста Роршаха:




Сразу скажу, что призывать меня срочно это всё «сканировать и вывешивать» – не нужно. Дело в том, что сканера формата А0 у меня в зоне досягаемости нет, а копирование по частям эти реликвии не переживут: это кондовая аммиачная «синька», бумага которой буквально распадается в руках. Да и смысла в этом особого нет. Фотоаппарат у меня не очень хороший, репродукционной съёмкой я последний раз занимался в средней школе (ну, знаете - BEATLES, KISS, голые дядьки на голых тётьках), поэтому что получилось, то получилось. Не взыщите.

Тем не менее, кое-что сохранилось более-менее пристойно, и это позволило как-то упорядочить материал. В папке содержится почти полный комплект рабочих чертежей полуакустической электрогитары «Соло-ритм», созданной на основе западногерманской гитары FRAMUS Television, и ещё пара чертежей по другому проекту. Все чертежи выполнены в ноябре 1970 года. Руководителем проектов был некто В.И. Глухов (кстати, получивший в 1972 году авторское свидетельство № 1802767 за разработку с коллективом авторов «Способа искусственного старения резонансовой древесины»), под началом которого трудилось по меньшей мере пятеро конструкторов-разработчиков: Селедникова, Селиверстов, Перфильев, Курочкин, Мокринский – вчитайтесь в эти фамилии, может быть кто-нибудь из них приходится отцом или матерью дизайну всеми нами любимых палок.






Собственно, ничего нового и зазорного в таком копировании я не вижу. НИКТИМП периодически «разрабатывал» подобным образом новые гитары и рассылал пакеты документов на музыкальные предприятия по всей стране, а те уже сами решали, потянут они ту или иную модель или нет (например на МУЗДЕТАЛИ у SPA есть такой комплект рабочих чертежей на JOLANA Superstar). FRAMUS Television, по итогу, в серийное производство так и не попал – вероятно, по причине изрядной сложности и нерентабельности изготовления. Однако часть технологических решений заслуживает внимания.




Первое, что бросается в глаза – до боли знакомое тремоло. Ага, это оно – загадочное тремоло гитары АЭЛИТА, только с дополнительными тягами. В МУZЕУМ’е я ссылался на западногерманские гитары HOPF, а оказалось, что и на FRAMUS’ах стояли такие же (из чего, кстати, можно сделать косвенный вывод, что в ФРГ дела с производством гитарной фурнитуры обстояли примерно так же, как и в ГДР – пара предприятий поставляла комплектующие всем музыкальным фирмам). Обратим ещё внимание на ручку потенциометра, выглядывающую слева от тремоло. (В скобках заметим, что технологически, помимо очевидной никель-хромовой гальваники, допускалось покрытие полированных металлических поверхностей лаком.)






Помимо этого, что-то родное и близкое чувствуется в антенном разъёме СР50-73, хорошо знакомом нам по ранним Свердловским ТОНИКАм, и в вилке на втором конце провода. Т.е., данная конфигурация соединений считалась тогда стандартом.







Обратим внимание на строение грифа – это известный нам по Ленинградским РИТМ-СОЛО и Московским ЭЛГАВАМ/РОДЕНАМ многослойный переклей, причём чередование светлых и тёмных реек в наборе регламентировалось следующим образом:




Названий своим детищам НИКТИМП, за исключением лапидарных "ритм-соло" или "бас", по-видимому, не давал, оставляя придумывание звучных имён заводам-изготовителям. Гордое имя предполагалось наносить на голову изделия путём горячего тиснения фольгой (на выбор предоставлялись красная, синяя, зелёная, золотисто-жёлтая и серебряная).




В таблице на сборочном чертеже, в графе «механика колковая» чётко обозначено: «Заимств. ф-ка имени Луначарского». Т.е., предполагалась установка обычных колков с силуминовыми штоками на одной пластине – уже апробированных на Ленинградских РИТМ-СОЛО и Свердловской ТОНИКЕ.







Звукосниматели представляют собой металлическую рамку, привинчиваемую к корпусу, внутри которой при помощи двух регулировочных винтов перемещается вверх-вниз собственно датчик с винтами-магнитоводами. "Внутренний" датчик, судя по комментарию в таблице, также предполагалось использовать готовый, фабрики им. Луначарского.






Темброблок, смонтированный на общей панели, включает в себя три потенциометра СП-1 и галетный переключатель ПМ3П2Н – трёхконтактный, на две группы. Каким образом предполагалось данным набором крутилок коммутировать три звукоснимателя, я, если честно, представляю себе плохо, поскольку у немцев эта задача решалась при помощи пяти ползунковых переключателей и трёх потенциометров (управление лесли-эффектом в расчёт не берём).





Это, собственно, то немногое, что мне удалось выжать из «Советского FRAMUS’а». Однако, помимо этого пакета чертежей, в папку затесалась ещё пара не относящихся к данному проекту и разработанных в том же ноябре 1970 года товарищем Перфильевым под руководством Глухова (есть небольшая вероятность, что они-то и являются и авторами дизайна этих инструментов). И они-то, как раз, показались мне любопытными. На одном из них, довольно неплохо сохранившемся, изображён корпус всеми нами любимой АЭЛИТЫ:





Всё по фен-шую, однако, кое-что смущает. Правильно – фрезеровка полости под электронику. Если помните, какое-то время назад я просил вас сфотографировать внутрянку деки АЭЛИТЫ? Вот, собственно, для этого. На чертеже ясно видно отсутствие выборки под левый блок кнопок, расположение датчиков по схеме «нек – сдвоенный бридж» (хорошо знакомой нам по Ереванским и Борисовским гитарам), две втулки с заземлением для установки бриджа (т.е., никаких комбайнов с подпружиненными сурдинами), а главное – две выборки, глубиной 28 мм справа, одна под потенциометры, а вторая, в нижнем роге, вероятно, для галетного переключателя (мысль об активной электронике я, по понятным причинам, отмёл). Единственный вариант коммутации, кажущийся правдоподобным - использование двух бриджевых датчиков в параллель. Тогда всё встаёт на свои места: трёхпозиционный переключатель даёт сочетания нек/нек+бридж/бридж - плюс раздельные регуляторы тембра и громкости для нека и сдвоенного бриджа.








Покрытие для корпусов планировалось многокрасочное: либо полиэфир (чёрный, комбинированный от красного к чёрному (т.е., санбёрст), оранжевый, красный, бирюзовый, белый и т.д.), либо пентафталевая эмаль под лаком (чёрный, синий, серо-голубой, песочный, кремовый, красно-оранжевый, красный, вишнёвый).
Отметим, что рецепт полиэфирной эмали разработан лабораторией Свердловской фирмы музыкальных инструментов УРАЛ. Ясно, что разрабатывались все эти радужные переливы не для покраски пианино. Также, по желанию производителя, в состав краски могла добавляться алюминиевая или бронзовая пудра, т.е., покрытие могло иметь металлик-эффект.




Опять же, знакомый нам байонетный разъём.




Материалом для корпусов были выбраны бруски липы или тополя сечением 20х30 мм без привычной нам оклейки блока фанерой. И никакой вам ольхи.





Учитывая, что комплекты чертежей готовились одним коллективом авторов в одно и то же время, можно резонно предположить, что фурнитура на этих гитарах использовалась одинаковая, т.е., и бридж, и тремоло, и датчики (поскольку фрезеровка под них в корпусах «полуакустической «Соло-ритм» и протоАЭЛИТЫ имеет одинаковые размеры и форму) должны были быть похожими на те, что предполагалось ставить на «Советский FRAMUS».




Второй чертёж из этой серии, имеющий шифр 02.02.00-а (протоАЭЛИТА имеет шифр 02.02.00-б) почти не сохранился, однако маленькие закруглённые рожки что-то до боли напоминали, и мы со SPA долго скрипели мозгами, прежде чем на нас снизошло озарение: СТЕЛЛА! Прикладывание к мощам чертежа живой гитары подтвердило догадку.




Судя по слабо фиксируемым оптикой следам, форма выборки под электронику у СТЕЛЛЫ предполагалась в точности такая же, как у АЭЛИТЫ. Скажу больше: обе эти гитары на чертежах отличаются друг от друга только формой рогов – и нижняя часть деки, и толщина, и анатомические выборки абсолютно идентичны.

И вот какая получается фисгармония: обе гитары, и АЭЛИТА и СТЕЛЛА, в 1970-м году были разработаны одновременно, как две ипостаси одного инструмента, но АЭЛИТЕ повезло чуть больше, и её выпуск начался где-то в 1972 году, а СТЕЛЛА, в сильно переработанном виде, появилась только в 1982-м.

Естественно, я не мог удержаться и чуть-чуть пофантазировал на тему того, какими могли быть эти инструменты, если бы какая-нибудь фабрика начала выпускать их по данным спецификациям...




Какого-либо внятного резюме по поводу всего этого я сделать не могу. Просто у нас появился ещё один небольшой набор фактов, которые когда-нибудь сложатся, как паззлы, в единый чёткий портрет Советского гитаростроения.

[ Редактирование 02.07.2013, 08:41 ]

МАЙ МУZЕУМ
oleUm™

и это... я социопат и параноик, на звонки с незнакомых номеров не отвечаю принципиально. если вы вдруг откуда-то узнали мой телефон, и вам очень нужно со мной связаться - сначала отправьте СМС, мол, "я такой-то и такой-то".
Наверх
Сайт PM
shlepakoff
24.06.2013, 11:29

ilya

Зарегистрирован: 29.06.2009, 18:33
Местонахождение: Houston-Москва
Сообщений: 3971
Из пепла. Респект Я-хе и Компании

Ваше шило, наше мыло: [link]
[link]
Наверх
PM
Павлуха
24.06.2013, 11:50

ID пользователя #3191
Зарегистрирован: 20.04.2012, 18:26
Местонахождение: Пенза
Сообщений: 933
Огромное спасибо Якову за проделанную работу.
Наверх
PM
StariyDed
24.06.2013, 12:12

ID пользователя #3667
Зарегистрирован: 08.02.2013, 13:18
Местонахождение: Спас-Клепики, Рязанская обл.
Сообщений: 12680
Спасибо за уникальную информацию!
Есть над чем подумать.
Наверх
PM
Vran1984
24.06.2013, 12:17

ID пользователя #3365
Зарегистрирован: 15.08.2012, 19:36
Местонахождение: Калуга
Сообщений: 925
Здорово! Огромное спасибо! Кстати,как кроме датчиков и потцев у Стеллы датировку идентифицировать?Некплейт отсутствует к сожалению..
Наверх
Сайт PM
OLEGMAN68
24.06.2013, 12:19

ID пользователя #2845
Зарегистрирован: 28.11.2011, 12:09
Местонахождение: Мичуринск
Сообщений: 1973
Это ж гитарная плащеница!!! Респект АРХИВАРИУСУ !!!

Продажа, обмен Совгитаровской твёрдой валюты. [link]
Наверх
Сайт PM
Я-Ха
24.06.2013, 12:44

oleUm™

Зарегистрирован: 04.06.2007, 19:11
Местонахождение: Санкт-Петербург
Сообщений: 23215
Респект Младшому, за то, что на развале её не проглядел и выкупил, и Silence'у, который навёл авиамост Ташкент-Ленинград.

МАЙ МУZЕУМ
oleUm™

и это... я социопат и параноик, на звонки с незнакомых номеров не отвечаю принципиально. если вы вдруг откуда-то узнали мой телефон, и вам очень нужно со мной связаться - сначала отправьте СМС, мол, "я такой-то и такой-то".
Наверх
Сайт PM
shock07
24.06.2013, 12:44

ID пользователя #1884
Зарегистрирован: 17.05.2010, 11:52
Местонахождение: Запорожье, Украина
Сообщений: 6548
о х р е н е т ь!
Наверх
PM
Басист Кайф
24.06.2013, 13:05

Я играю на басу. Хочешь, справку принесу?

Зарегистрирован: 31.01.2007, 15:19
Местонахождение: Москва
Сообщений: 14976
Воистину, судьба вещей странна. Московские чертежи всплывают в... Ташкенте! Ну и едут, слава Богу, в Питер. Нормальный крюк!
Наверх
PM
Izol
24.06.2013, 13:44

izol

Зарегистрирован: 02.07.2007, 11:37
Местонахождение: Москва
Сообщений: 8495
Неожиданно. Мои поздравления с обретенным артефактом!

"Восточный блок" - база гитарной фурнитуры и запчастей [link]
Наверх
PM
Baza
24.06.2013, 13:46

ID пользователя #431
Зарегистрирован: 23.02.2008, 21:10
Местонахождение: Санкт-Петербург
Сообщений: 4837
Снимаю шляпу!

Наверх
Сайт PM
shock07
24.06.2013, 15:41

ID пользователя #1884
Зарегистрирован: 17.05.2010, 11:52
Местонахождение: Запорожье, Украина
Сообщений: 6548
Вот если бы была такя наука типа гитароархеология... Думаю, Шлиман со своей Троей имел бы бледный вид на фоне группы камрадов)))
Наверх
PM
lynyrd
24.06.2013, 15:48

ID пользователя #2
Зарегистрирован: 05.07.2006, 13:36
Местонахождение: Москва
Сообщений: 2148
Детективная история. Склоняю голову перед Я-хой.

очень редкая и злобная гадина
Наверх
PM
V.V.K.
24.06.2013, 15:54

ID пользователя #2786
Зарегистрирован: 25.10.2011, 07:23
Местонахождение: Москва
Сообщений: 2146
Дооо... Мега! Мега!

Ин дер гроссен фамирен нихт клювен клац-клац!
Наверх
PM
Felix
24.06.2013, 16:09

ID пользователя #3092
Зарегистрирован: 07.03.2012, 01:14
Местонахождение: Мозырь
Сообщений: 1238
Респектум всем причастным!
Факт наличия чертежей ведь означает и существование прототипов во плоти. Вдруг еще живы...

Гитары и детальки на обмен: [link]
Наверх
PM
sYv
24.06.2013, 16:15

ID пользователя #3019
Зарегистрирован: 28.01.2012, 11:03
Местонахождение: Тобольск
Сообщений: 1174
Даже страшно представить. Если "всплывают" такие артефакты, то какие мы вообще можем никогда не увидим? Проекты, чертежи и наброски, которые так и остались в архивах не получившие одобрения.

Мда, мечтать не вредно(эт я про себя)

Мена [link]
Наверх
PM
kurganov
24.06.2013, 18:49

ID пользователя #2666
Зарегистрирован: 29.07.2011, 17:03
Местонахождение: Екатеринбург
Сообщений: 617
Безумно интересно! Спасибо, Я-Ха.
Наверх
PM
Nik
24.06.2013, 19:42

ID пользователя #299
Зарегистрирован: 04.11.2007, 19:20
Местонахождение: пос. Шишкин лес, Новая Москва
Сообщений: 8119
Монументально.Снимаю шляпу.
Наверх
PM
Я-Ха
24.06.2013, 19:44

oleUm™

Зарегистрирован: 04.06.2007, 19:11
Местонахождение: Санкт-Петербург
Сообщений: 23215
Гитархеологию основал VP, когда раскапывал свою Тро... ЭЛЕКТРОНИКУ.

МАЙ МУZЕУМ
oleUm™

и это... я социопат и параноик, на звонки с незнакомых номеров не отвечаю принципиально. если вы вдруг откуда-то узнали мой телефон, и вам очень нужно со мной связаться - сначала отправьте СМС, мол, "я такой-то и такой-то".
Наверх
Сайт PM
Les
25.06.2013, 07:08

ID пользователя #2798
Зарегистрирован: 04.11.2011, 07:38
Местонахождение: Riga, Latvija
Сообщений: 7383
Да это же по сути СовГитарная икона, блин... Браво! Низкий поклон всем принимавшим участие в покупке-пересылке-анализе-сохранении!

Дак ведь я -- дитя природы,
Пусть дурное, но -- дитя!
Наверх
PM
StariyDed
25.06.2013, 08:00

ID пользователя #3667
Зарегистрирован: 08.02.2013, 13:18
Местонахождение: Спас-Клепики, Рязанская обл.
Сообщений: 12680
А теперь бы ещё эти чертежи Афоне...
Это был бы занятный новодел.
P.S. Не совсем понятна стратегическая цель "веерообразного" расположения звукоснимателей...
Наверх
PM
Я-Ха
25.06.2013, 08:11

oleUm™

Зарегистрирован: 04.06.2007, 19:11
Местонахождение: Санкт-Петербург
Сообщений: 23215
StariyDed Цитата ...

А теперь бы ещё эти чертежи Афоне...
Это был бы занятный новодел.


А смысл? Такой FRAMUS можно на ебее купить, по цене встанет не дороже, чем у Афони новодел заказать

МАЙ МУZЕУМ
oleUm™

и это... я социопат и параноик, на звонки с незнакомых номеров не отвечаю принципиально. если вы вдруг откуда-то узнали мой телефон, и вам очень нужно со мной связаться - сначала отправьте СМС, мол, "я такой-то и такой-то".
Наверх
Сайт PM
Les
25.06.2013, 08:12

ID пользователя #2798
Зарегистрирован: 04.11.2011, 07:38
Местонахождение: Riga, Latvija
Сообщений: 7383
ну дык это просто - чем дальше от бриджа, тем сильнее колебания струны. при таком расположении звукоснимателей получается, что толстые струны лучше "басят", а тонкие - лучше "звенят". ну, это если в совсем упрощенном варианте


Дак ведь я -- дитя природы,
Пусть дурное, но -- дитя!
Наверх
PM
Big Beat
25.06.2013, 22:30

ID пользователя #85
Зарегистрирован: 24.03.2007, 20:34
Местонахождение: Boston, USA
Сообщений: 3086
Огромное спасибо! Я уже отмечал, что дизайн Стеллы, несмотря на позднее производство, восходит к 1960-м. И вот доказательство...

JunkGuitars.com
Мой wish-list/ОБМЕННЫЙ ПУНКТ: [link]
Наверх
Сайт PM
VP
26.06.2013, 06:56

ID пользователя #46
Зарегистрирован: 25.01.2007, 11:02
Местонахождение: Новосибирск
Сообщений: 6406
Я помню эти бумаги и их обсуждение! Спасибо за интересный обзор и анализ. Очень здОрово!
Наверх
PM
Переход на страницу       >>  

Модераторы: violet, EjiK, Басист Кайф, Я-Ха, Izol, SPA, shlepakoff, byte_crow

Перейти:     Наверх

Powered by e107 Forum System
Мини-чат
Вы должны войти, чтобы отправлять комментарии на этот сайт - пожалуйста, либо войдите, либо - если вы еще не зарегистрированы - щелкните здесь, чтобы зарегистрироваться


SPA
18.04. : 17:57
внезапно свежий ролик
[link]

saboteur
17.04. : 06:05
Musima 1657 B: [link]

Cort
16.04. : 12:29
Skyworker79
Я собрал фото по ссылке в один файл - [link]

Skyworker79
15.04. : 15:30
Надеюсь,кто то из форумчан успел приобрести и мы увидим хорошие слайды! [link]

Skyworker79
12.04. : 18:45
С Днем космонавтики,коллеги!

SPA
08.04. : 14:15
ну не знаю, я снимал недели три назад и монтировал во вт

Сhelya
08.04. : 06:40
так выходные же :) у всех есть время снять, смонтировать и выложить :)

SPA
08.04. : 06:17
кучно пошли

Сhelya
08.04. : 05:03
Небольшой рассказ про Russtone Shark из моей коллекции
[link]

SPA
07.04. : 18:09
Обзор на нечастую электрогитару Jolana Star X (Star 10) 1971г. [link]

mike60
07.04. : 01:24
Всем привет!

Mr_Digitech
06.04. : 11:30
Обзор на редчайшую электрогитару Jolana Strat 1 (DS 717) 1990г.
[link]

swin
01.04. : 19:21
Всех с праздником!

Svetliy_metall
01.04. : 08:36
Илья, С днём рождения!

SPA
31.03. : 19:03
новая серия [link]


Поиск Советские гитары
Счетчики


© 2006 - 2024 SovietGuitars.com - Общество Коллекционеров Советских Электрогитар. Сайт не является СМИ. 18+


Техническое обслуживание сайта осуществляется веб-студией «Код-А»