ID пользователя #1884 Зарегистрирован: 17.05.2010, 11:52 Местонахождение: Запорожье, Украина Сообщений: 6548
Любопытная эта штука, жизнь… Никогда ничего о ЦКБИТ в городе Виннице и не слышал. Да и не узнал бы даже, если бы не случай. Но о случае чуть позже. Центральное Конструкторское Бюро Информационной Техники. 3 ноября 1972 на Калининском проспекте в Москве (теперь Новый Арбат) впервые засиял всем спектром цветов огромный видеоэкран размером 235 квадратных метров. Он был сконструирован из ста тысяч лампочек со светофильтрами. На нем демонстрировались кинофильмы, телепрограммы, мультфильмы, реклама. Фантастика? Нет, реальность. Мировая сенсация осталась почти незамеченной. «Сделано в СССР»- не лучшая реклама. В то время как то считалось, что вот американское…., японское… Так вот, о чём это я… Да, конечно же о гитарах. Наши дни, Аукро, аукцион то бишь. Лот «Звукосниматель гитара ОРФЕЙ» (орфография продавца сохранена) из славного города Днепродзержинска переселился жить ко мне вроде без всяких проблем.
Вскрыв полученное, немного разочаровался фанатичной упаковкой потерпевшей и без того коробки скотчем. Посмотрев комплект начал разбираться… Знакомимся. Высокочастотное Устройство Управления Гитарой от вышеупомянутого ЦКБИТ г. Винница. Комплект
Как видно, устройство заточено под семиструнную гитару.
Звукосниматель оказался совсем нетрадиционной конструкции. Да и звукоснимателем то его можно назвать с трудом. Скорее всего, это целая система. Как работает ЭТО всё мне не совсем понятно. Конечно, можно притянуть практику к теории и натянуть это всё на ужеимеющуюся схему… Но если бы мне на пальцах рассказали что такое есть, я бы скорее всего просто не поверил бы. Ну не укладывается у меня в голове, что датчик может быть емкостным))) По теории конечно это возможно… Разбираем. Крышка причудливой формы. Замки (фиксаторы) переключателей вполне в духе совдепии.
Монументально, лапидарно. Хитрый внутренний мир
Ставим крону, собираем, крепим, пробуем играть. При установке совмещаем метку на крышке датчика с 1ой струной, которой нет… Струны должны проходить сквозь гребёнку, что сделано не было.
Слабоватый выхлоп, но чистый звук. Вполне реалистический съём. Шума от устройства практически нет. Три тумблера. Включение устройства и два на фильтры. Работает! Вполне даже хорошо.
Ну что бы я в заключении хотел сказать. Юрий Алексеевич полетел практически в снаряде в звёздные дали. И он был первым! И сейчас все летают практически таким же, но менее извращённым способом. По проторенной дорожке… Лео Фендера знает весь мир. ЦКБИТ осталось только буквами. Может это и грустно. Кто его знает, по какому пути пошло бы гитаростроение, если бы эту тему развивали…
P.S.Когда уже обзор был написан с помощью Владимира (StariyDed) была получена такая информация.
Огромное спасибо за помощь в подготовке материала всем учавствующим в процессе форумчанам. Особенная благодарность Юре (-Putnik-), Толе(GeorgeM) и Владимиру(StariyDed).
ID пользователя #3667 Зарегистрирован: 08.02.2013, 13:18 Местонахождение: Спас-Клепики, Рязанская обл. Сообщений: 12681
Если позволит Александр, то от себя добавлю, что данный "агрегат" обсуждался на "Паяльнике", и выше приведённое описание статьи из журнала Радио было приведено моими коллегами. От заводской приведённой в начале темы, он отличается отсутствием предварительного усилителя выполненного в исходнике на Т3. За то здесь более интересен сам "звукосниматель". Один из участников обсуждения на "Паяльнике", в ближайшее время планирует собрать и оттестировать данную схему, с отчётом в начатой мною там теме. О результатах, я в обязательном порядке доложу здесь. P.S. Звукосниматели подобного (емкостного) типа с успехом применялись в самодельных вертушках.
и это... я социопат и параноик, на звонки с незнакомых номеров не отвечаю принципиально. если вы вдруг откуда-то узнали мой телефон, и вам очень нужно со мной связаться - сначала отправьте СМС, мол, "я такой-то и такой-то".
ID пользователя #1884 Зарегистрирован: 17.05.2010, 11:52 Местонахождение: Запорожье, Украина Сообщений: 6548
Я-Ха Цитата ...
Чудны дела твои, Господи! Саша, спасибо огромное!
А "можно сэмплы"?
Конечно можно))) Тебе какие?))) Остались только ДымНадВодой и ЛестницаВНебо))) А если серьёзно, запишу в ближнее время. Надо семиструнку нормальную взять под это дело. Цеплял то я на Луначарку арт.388, цена 17.50 (значит самое начало 80х). У неё порожек 6 струн, "клякса" родная. Не хочется тревожить старушку. Что нибудь порядочное будет, поставлю струны через гребёнку, отрегулирую по высоте датчик...
ID пользователя #3452 Зарегистрирован: 21.10.2012, 13:43 Местонахождение: Воронеж Сообщений: 3692
Т.е. ВЧ-сигнал модулируется колебаниями струн, затем детектор, выделяется НЧ-составляющая, которая впоследствии слушается ушками? Так понял. Песенки [link]
ID пользователя #3592 Зарегистрирован: 10.01.2013, 00:20 Местонахождение: Riga, Latvija Сообщений: 1767
Впервые такой агрегат увидел!(интересный). Вспомнилось,как в детстве пластилином прилепливали к гитаре(акустика) микрофон с танкового шлема и так звучала прилично!(по крайне мере так казалось!).И ещё делали звукосниматели из пьезоэлементов(как на старых проигрывателях пластинок...из журнала ЮТ(юный техник ..кажется). Не принимаю на свой счёт ничего. Кроме денег.
ID пользователя #3667 Зарегистрирован: 08.02.2013, 13:18 Местонахождение: Спас-Клепики, Рязанская обл. Сообщений: 12681
Аналоги были, но они применялись в звукоснимателях вертушек. Какое то время и в нашей стране самодельщики делали такое же. В Радио было несколько статей именно по вертушкам с емкостными датчмками. По идее - звук должен быть чистейшим. Как я уже писал выше, ждём результатов эксперимента одного из форумчан с сайта "Паяльник". shock07, Александр - Вы не могли бы отследить по печатной плате прохождение сигнала в точке обозначенной как "П"? Т.е. от эмитера Т1 до С4.
ID пользователя #3667 Зарегистрирован: 08.02.2013, 13:18 Местонахождение: Спас-Клепики, Рязанская обл. Сообщений: 12681
ЭТО - не пьезо! ЭТО - на голову выше! По теории, практически полное отсутствие посторонних шумов и наводок. В отличии от электромагнитного звукоснимателя (не говоря уже о пьезо), который даже при всех ухищрениях умудряется "смикрофонить" любые призвуки - здесь этого нет. С одной стороны хорошо, но... мы частично теряем "звучание тела гитары", и получим его уже в урезанном виде от вторичного отзвука струн. Если коротко - нужно паять и экспериментировать...Ещё бы время на это найти...
Зарегистрирован: 31.01.2007, 15:19 Местонахождение: Москва Сообщений: 14976
Да, время... Пытаюсь слезть с графика 5/2 - пожелайте удачи. Скорее всего, урежусь по баблу, но время... Обещаю долгожданные видео, кучу восстановленных гитар... это тоже можно будет спробовать повторить!
Да, затронули очень интересную тему. Я собирал такую схему в далёком( а может и нет) 1978 году.Порылся по своим старым записям; нашёл! Первое, это ёмкостной звукосниматель.Если в обычном электромагнитном звукоснимателе сигнал на выход приходит двумя путями т.е. в результате колебаний струны в поле постоянного магнита и в результате микрофонного эффекта,которым обладают в большей или меньшей степени все электромагнитные звукосниматели, за их конструктивное сходство с обычным микрофоном, то в ёмкостном звукаче сигнал на выход приходит чисто "электронным" путём, если так можно выразится. Второе. Я подносил гитару и к трансформаторам и к динамикам вплотную, тишина, гитара не "заводилась". Т.е. ёмкостной звукач абсолютно нечувствителен к внешним магнитным и акустическим полям. Второе. Если в электромагнитном звукаче неравномерность АЧХ (амплитудно-частотной характеристики) достигает 12-15дб, то в ёмкостном звукаче 1,5-2дб.Замерено! Поэтому в ёмкостном звукаче надо обязательно применять различные тембры и темброформирующие цепи. Хорошие результаты показала бас-гитара,предполагаю из-за толщины струн и соответственно бОльшей ёмкости струны. Частотка у ёмкостных звукачей от 20 до25000гц(!) легко достигается. Обычным электрогитарам такое и не снилось.Считаю что на основе нынешней схемотехники и элементной базы ёмкостные звукосниматели должны пережить своё второе рождение. Единственно что я не попробовал, это применить в качестве датчика дифференциальную ёмкость,т.е. когда струна колеблется между двух обкладок. По сведениям чувствительность повышается вдвое, а это для гитары один из важнейших показателей.И о питании.Раньше ведь кроме"Кроны" и КБС-Л ничего не было.Сейчас совсем другое дело.Аккумуляторы от сотовых телефонов способны решить проблему питания ёмкостных звукоснимателей,считаю так. На "Паяльнике" кто-то собирался делать подобное? Огромное спасибо за инфу, постараюсь проследить.С уважением ко всем форумчанам.....
Вы должны войти, чтобы отправлять комментарии на этот сайт - пожалуйста, либо войдите, либо - если вы еще не зарегистрированы - щелкните здесь, чтобы зарегистрироваться