Зарегистрирован: 02.07.2007, 11:37 Местонахождение: Москва Сообщений: 8495
Друзья! У нас на сайте новый пользователь - Viktor. Это Виктор Григорьев, он работал на Русстоне сборщиком инструментов со дня основания в 1988 до июля 1993 года. В этой теме будем задавать вопросы по работе кооператива и по гитарам Russtone. Я начну.
1) Виктор, кто был автором логотипа Russtone? 2) Примерный объем выпуска инструментов в разные годы? 3) Сколько мастеров работало в кооперативе в разные годы? 4) Какие еще кооперативы, изготавливавшие электрогитары в СССР, Вам известны?
[ Редактирование 20.10.2017, 16:59 ] "Восточный блок" - база гитарной фурнитуры и запчастей [link]
ID пользователя #4036 Зарегистрирован: 21.09.2013, 11:57 Местонахождение: Москва Сообщений: 1033
Во-первых, огромное спасибо ребята за Ваш интерес и Ваше внимание к этим инструментам.-) Очень приятно сознавать, что у дела, к которому я имел прямое отношение, столь долгая история-) Во-вторых скажу сразу, что информация, которой я владею довольно обширна и рассказать об этом быстро не получится. Заранее прошу прощения за возможные неточности в мелочах, не забывайте, что прошло 20 лет... Одни "лихие 90-е" чего стоят. Да уж... Поэтому постепенно я постараюсь удовлетворить интерес всех желающих.
Давайте начнём по порядку.
Итак: 1) Логотип Русстон.
Моё сотрудничество с Русстон, а тогда это был просто мастер-одиночка Женя БерезА (ударение на А), мой друг детства и однокашник, началось ещё в 1984 году. Он делал гитары на дому и что это было за производство можно себе представить. Одна только заливка корпуса полиэфиром в ванной с последующим шкурением - само за себя говорит. Но уже тогда его гитары были у "Землян" (белая звезда забрызганная кровью) и "Секрета" (они эту гитару топили в воде в каком-то клипе)- это я заявляю официально. Название Русстон, появилось только в 1990 году, уже после того как оформился и сам кооператив и выпуск именно своих гитар стал основным производством. Всего логотипов было три (при мне). Первый логотип появился впервые в феврале 1990 года и концу марта и в апреле месяце уже прочно занял место на головке грифа. Первоначально это был простой шрифт, чуть-ли не "Courier", наносился типом литросета (т. е. некое подобие переводной картинки) побуквенно, сползал и обламывался, но в дальнейшем был изготовлен тот фототрафарет и с тем шрифтом, который и остался впоследствии. Наносили его непосредственно мастера перед тем как покрыть гриф лаком, На задней пластине с номером, уже другой шрифт и изготавливалась она на одном из военных заводов Москвы, на котором я работал до Русстона и у меня остались там знакомые. Как в общем-то, и вся фурнитура там делалась - колки (подетально), машинки (подетально), трёхпозиционные переключатели, ручки, анкера и прочее. Даже шурупчики. Звукоснимателями занимался Витя Кишкин - это была его епархия-)) Автором названия Русстон тоже был наш с Женей друг детства и однокашник Саша Клишанец. Он же был и автором шрифта на логотипе.
ID пользователя #4036 Зарегистрирован: 21.09.2013, 11:57 Местонахождение: Москва Сообщений: 1033
2) Выпуск инструментов
Здесь точной цифры назвать я не могу. Да и примерная цифра будет тоже не точной. Могу сказать одно - выпуск рос год от года и если в 88-89 годах это были исключительно копии известных брэндов (Kramer, Jackson, ESP, Carvin, Fernandes, Charvell, реже Gibson, Fender, PRS,Washburn), то с апреля-мая 1990 года это были уже практически только инструменты Russtone. Копии делались, конечно, но в несоизмеримо меньшем количестве и исключительно по величайшему секрету и очень и очень избранным. Поэтому, когда через много лет я видел по ящику того или иного товариСЧа, который хвастался приобретённым лично им на аукционе где-нибудь в Нью-Йорке или Лос-Анджелесе эксклюзивным и при этом абсолютно фирменным PRS за немерянные бабки - я... Короче говоря, я и сейчас оставлю это без комментариев.-)) По-любому надо помнить, что это был кооператив. Первый и единственный в своём роде. При полном дефиците всего и вся. Дерево, металл, пластик, краска, лак. Поэтому и объёмы производства, по нынешним меркам, покажутся мизерными. Могу сказать, что в 1991 году мной было собрано около 200 инструментов. Плюс копии. Десятка полтора-два. Могу и точнее сказать, но есть ли теперь в этом смысл?-))
ID пользователя #4036 Зарегистрирован: 21.09.2013, 11:57 Местонахождение: Москва Сообщений: 1033
Э-эх!-))) Молодёшшшшшшшь! Какой устав? Вы о чём? При полной анархии в те годы? Никак он не назывался. Женя БерезА делал гитары дома. А когда набрался коллектив, то нашли помещение. Станки-то надо было ставить где-то. А их было аж целых четыре! Маленький токарный, пила ленточная, шкуровальный, фрезерный. А-а, нет! Вру! Пять станков! Ещё полировальный круг. Ну и пульверизатор, само-собой... Красить-лачить.-))) Сидели мы в подвале в одном из особнячков в центре Москвы. Точнёхонько за МИДом. Это был 88-91 год. Пока туда не пришли местные бвндиты и не решили сделать там баню. Переехали на М. Семёновскую улицу. Тоже домик старый - он цел до сих пор. -))) А что потом было, я не знаю - в июле 93 я уволился.
Зарегистрирован: 02.07.2007, 11:37 Местонахождение: Москва Сообщений: 8495
Виктор, еще один вопрос вне списка. В интервью с Виктором Кишкиным он обмолвился, что полиэфирный лак брал Береза с фабрики "Муза", где Евгений какое-то время работал. Еще Виктор сказал, что в 80-е годы на "Музе" пытались наладить производство электрогитар. Соответствует ли это действительности или Виктор за давностью лет что-то перепутал? "Восточный блок" - база гитарной фурнитуры и запчастей [link]
ID пользователя #4036 Зарегистрирован: 21.09.2013, 11:57 Местонахождение: Москва Сообщений: 1033
3) Мастера.
Мастеров было обычно - пять-шесть человек. Потом больше стало, около десяти. Помимо этого было начальство какое-никакое, снабженцы, станочники (двое кажется) ну и я, само-собой - сборщик-настройщик.-))). Всего думаю человек около 20 нас было. Сейчас сложно уже вспомнить. Мастера в 92-93 годах стали меняться, поэтому я могу сказать только о тех кто был изначально. Это Юра Захаров - от Бога мастер. Его гибсоны и полридсмиты очень ценились-)))) Вадик Симонов - прекрасный резчик по дереву. Его инструменты с корпусом в виде резного дракона или что-то подобное - настоящий эксклюзив. Ручная работа, а не лазерный трёхмерный принтер.-))) Были инструменты расписанные под Палех - этого требовала ситуация падения "железного занавеса" и, как следствие, интереса ко всему русскому. Эти инструменты ездили в Штаты и этому посвящена статья в январском номере "Guitar Player" за 1991 год. Не самый плохой журнал - верно, ведь? И название у статьи такое красноречивое - "The Russtones Are Coming!" -))) Мол, Русстоны идут! По аналогии с воплем "Русские идут!" помешавшегося американского сенатора, который в период холодной войны сиганул с этим воплем из окна небоскрёба.-))) Там, кстати и фото этих инструментов есть и даже групповой снимок нашей команды. Аккурат в подвальчике за МИДом-)))) Жаль, дальше статьи дело не двинулось... Что ж... Бывает... Не судьба, видать. Сергей Дегтярёв - или как его все называли Сергей Иваныч - здоровенный кабан, добрый и очень способный мастер! Хороший вокалист до кучи. Слава Баранов - и серию делал и тоже на спецзаказах сидел.-)) Был ещё мастер Саша Ушаков - отличный гитарист и поныне действующий. До сих пор с ним общаемся иногда. Потом он организовал собственное производство. И многие с ним потом работали. Братья Саша и Женя Яреевы. Женя был фрезеровщиком, а Саша мастером. Snail, выставленный на E-Bay - как раз работа Саши. А то - мастер неизвестен, видите ли! Очень даже известен! Гитара Snail s/n 9360006 сделана в марте 1993 года. И помечена эта гитара у меня, как предназначенная для отправки в Штаты. Похоже - доехала наконец-то!-))) Были ещё мастера - помню почти всех. Пусть простят, что не упомнил.
ID пользователя #4036 Зарегистрирован: 21.09.2013, 11:57 Местонахождение: Москва Сообщений: 1033
Эта самая "Муза" - и есть контора на М. Семёновской улице, куда мы съёхали после подвальчика за МИДом-))) Нас на "МУЗЕ" приютили с условием, что мы трудоустроим всех местных мастеров, которые до нас делали балалайки, мандолины и прочий народно-массовый инструмент.-))) Помимо лака и дерева, там ещё можно было разжиться облицовочным пластиком, из которого в "совке" делали медиаторы и накладки на гармошки и баяны. Ядовитого малинового цвета и цвета медицинской "зелёнки". Мы тоже хотели этот пластик приспособить для изготовления крышек на темброблоки, но... Мозг, глаза и руки отказывались делать эту работу.-))))) Постепенно местные мастера-народники отсеялись по одному, как профнепригодные, и помещение стало полностью в нашем распоряжении. Там было несравненно лучше и спокойнее, нежели в центре Москвы и мне ездить было удобнее - хотя и в центре пробок не было вообще! А я уже приобрёл себе знаковую на все времена "копейку"-))))
Но и туда однажды наведались какие-то чечены, в поисках одного из наших учредителей, который занял у них денеХХХ на развитие бизнеса Русстон и слился...-))) Один из начальников (не буду называть - довольно известная в музыкальном мире личность) открыл им дверь и тут же получил в табло, поскольку был принят по ошибке за охранника...-))) После чего у него с Женей был долгий конфликт по этому поводу.-))) Весёлые были времена.-))))
Зарегистрирован: 02.07.2007, 11:37 Местонахождение: Москва Сообщений: 8495
Виктор, а почему народников отсеяли? Реально не справлялись или своих мастеров надо было кормить? "Восточный блок" - база гитарной фурнитуры и запчастей [link]
ID пользователя #4036 Зарегистрирован: 21.09.2013, 11:57 Местонахождение: Москва Сообщений: 1033
Они реально были из другого теста. Ну, как это объяснить? Вот всю жизнь человек играет русские частушки. Он воспитан на них. Он их впитал с младенчества. Он ничего другого не слышал и ничего другого не умеет. Он мыслит только в рамках этих частушек. И вдруг ему говорят - играй Фанк-фьюжн джаз! Или Пауэр Метал. Да хотя бы Рок-н-ролл сыграй! И чё? Много он наиграет?-)))
ID пользователя #4036 Зарегистрирован: 21.09.2013, 11:57 Местонахождение: Москва Сообщений: 1033
4) Конкуренты.
Я знал, что были мастера одиночки кроме Жени БерезЫ. Но в то время никаких других кооперативов подобных Русстон - в Москве, да пожалуй и в СССР не было. А когда совок развалился - и подавно. Всё, что произошло с Русстон уже после того как я уволился - я не знаю. Точнее не знаю подробностей. Слухи ходили разные. Пересказывать их не буду и не хочу.
ID пользователя #3240 Зарегистрирован: 20.05.2012, 20:18 Местонахождение: Смоленск Сообщений: 3128
Очень интересно!!!Спасибо!А фото хотелось бы увидеть.Вот ещё одна "головная боль", Рустона нет в коллекции...( Вредный тип,с обострённым чувством справедливости...
ID пользователя #3240 Зарегистрирован: 20.05.2012, 20:18 Местонахождение: Смоленск Сообщений: 3128
allg-Спасибо!!! Вот были и есть мастера...А покупаем детям,кЕтайское дерьмо.Всё из за алчтости чинушь...Даже,блин закрыть И П,надо бабла.А ООО-бабла немерянно!!! Вредный тип,с обострённым чувством справедливости...
ID пользователя #431 Зарегистрирован: 23.02.2008, 21:10 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 4837
Я-бы попросил за "китайское дерьмо" тут есть хорошие инструменты...но чудес не бывает и они стоят денег. А то, что к нам везут из картона и силумина, то это вопросы к купи-продай, а не к китайцам.
а по теме: очень интересно и познавательно! спасибо огромное
вопросы пока только такие: -остались-ли где-нибудь чертежи железа и звучков? - где доставали дерево на инструменты?
ID пользователя #1724 Зарегистрирован: 26.02.2010, 21:16 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 856
ради справедливости,скажу,что на территории СССР был еще подобный кооператив,назывался "Spiral Canon" в 90-х располагался на апрашке в Ленинграде, под руководством Алексея Лебедева и Евгения Логинова,которые до сих пор в деле,только по отдельности. на продажу [link]
ID пользователя #4036 Зарегистрирован: 21.09.2013, 11:57 Местонахождение: Москва Сообщений: 1033
Я не буду спорить по поводу гитарных кооперативов и гитарных мастеров тех лет. Я как-то совсем этим не интересовался. Ещё раз прошу прощения за неточности в своих воспоминаниях. Только что посмотрел интервью с Витей Кишкиным и могу сказать, что и он не совсем точен. Так что, восстановить всю истинную историю кооператива Русстон вряд ли получится - и времени много прошло и людей много было разных всяких и внутри и около.-))
Фото могу только отсканировать. И прислать на мейл.
По поводу чертежей - звукосниматели, это как раз Витя Кишкин. Свяжитесь с ним.
Железо изготавливалось по фирменному образцу. Брали к примеру, колок Shaller или Grover, снятый с фирменной гитары Jackson (которую БГ как-то принёс в ремонт и оставил на три дня), относили на завод и отдавали местным инженерам и токарям. Те его аккуратно разбирали, обмеряли и вуа-ля! На заводе, на котором я работал до Русстона, в то время колок стоил бутылку хорошей водки. Да и вообще - это была основная единица для измерения любого рода услуг и работы. Например "Пшеничная" - 6 руб. 50 коп. Комплект колков 6 штук (3 левых + 3 правых) - 39 руб. Плюс гальваника. За сорокет - комплект идеально работающих колков. Хошь тебе - хром, хошь - золото, хошь - чёрные, хошь - полированные, хошь - матовые... А собирал колки я сам. Поэтому зачастую, вместо изготовления спутников, завод делал фурнитуру для гитар... Но в космос мы всё равно летали. И ракеты, как сейчас с неба не валились и мимо орбиты не уходили. Вот так-то... Витя Кишкин работал на другом заводе - и там тоже делали фурнитуру и мотали катушки для звукоснимателей вместо того, чтоб делать что-то для войны...
Насчёт дерева - брали, где могли. Один из таких случаев Витя Кишкин и рассказывает в своём интервью.
Зарегистрирован: 02.07.2007, 11:37 Местонахождение: Москва Сообщений: 8495
В любом случае постепенно нарисуется картина, приближенная к точной, ибо мы имеем дело с непосредственными участниками процесса изготовления гитар. Виктор, еще вопрос. Что обозначали цифры на серийных номерах, которые выбивались на некплейтах? "Восточный блок" - база гитарной фурнитуры и запчастей [link]
ID пользователя #4036 Зарегистрирован: 21.09.2013, 11:57 Местонахождение: Москва Сообщений: 1033
Номер расшифровывается очень просто. Например 9360006 93 - год 60 - номер мастера. Каждый мастер сам выбирал себе двузначное число. Любое. Какое нравится. 006 - порядковый номер инструмента изготовленного этим мастером с начала года. Номера набивал я и учёт всех инструментов тоже вёл я. Архив у меня сохранился и, в отдельных случаях, я могу с точностью до дня сказать, когда и кем была изготовлена гитара. Но день не всегда, а месяц - всегда. До июня 1993 года включительно. Некоторые номера у меня могут вызвать сомнение или затруднение, поскольку учитывались не все инструменты. Подарки, взятки, оброк, усушка, утруска и прочие не санкционированные расходы в виде гитар. И кое-какие шли с номерами "от балды"... Или просто я мог ошибиться. Но это редкий случай. Также, каждый мастер и вообще сотрудник Русстона, мог сделать ежемесячно одну гитару для себя. В качестве, так сказать, зарплаты натурой.-))) Здесь тоже могут быть непонятки с номерами. Вот у меня Русстон остался тех лет с номером 9300000. -))) Я воспользовался служебным положением и набил себе блатной номер.-))))) Своя рука - владыка!-)))) Но на пятке грифа карандашом написана фамилия мастера. Так что у меня Русстон, не безымянный тоже-)))
Вы должны войти, чтобы отправлять комментарии на этот сайт - пожалуйста, либо войдите, либо - если вы еще не зарегистрированы - щелкните здесь, чтобы зарегистрироваться