Интервью - текстовый вариант
|
|
Архивы СГ | 14.06.2009, 20:00 | |
| Гость | - Представьтесь, пожалуйста.
- Анатолий Алексеевич Наумов. Работал в институте музыкальной промышленности, НКТИМП который назывался. Расположен он здесь – в поселке Правдинском, являлся головным институтом музыкальной промышленности. Подчинялся непосредственно РосМузПрому. Институт имел функцию головного, несмотря на то, что входил в состав РосМузПрома.
- Эта организация от министерства культуры была?
- Нет, это было министерство местной промышленности – ММП РСФСР. Институту дали функцию головного по всему союзу. Занимался он всеми видами музыкальных инструментов. То есть: согласованием, рассмотрением технологии, конструкции, конструированием и так далее. Всей номенклатурой музыкальных инструментов, в том числе и электромузыкальных. Тогда я работал заведующим лабораторией электромузыкальных инструментов.
- С какого года вы работали?
- С 1971.
- А институт был создан…?
- В 1970 или в 1969 даже.
- С самого начала практически.
- Да, с самого начала. Работало там 500 человек. А в лаборатории нашей 70. Под конец – 20-30 человек.
- По электромузыкальным инструментам…
- Да, по электромузыкальным. Вы знаете, что там были и клавишные электромузыкальные, и гитары, и усилительно-аккустические системы. Работали в области электромузыки предприятия наши союзные. «Почтовые ящики» занимались.…Выпускали и клавишные инструменты и усилители.
- Предприятия выпускали, которые занимались…
- Да, они тоже занимались.
- А что это за предприятия?
- Ну, разные. Например «Брянский завод полупроводниковых приборов» клавишные инструменты делал. «Новосибирский»… много было.
- То есть, выпуск клавишных инструментов был непрофильной деятельностью этих предприятий?
- Да. Это электронная промышленность, радиотехническая. Электронная база у нас была отечественная. До японских мы не могли…
- Японские, американские, европейские…
- Ну, европейские такого уровня как ГДР делали – конечно, мы такие выпускали.
- Потому что ГДР входило в состав содружества.
- Да. Ну, такой, средней. Можно даже сказать, начинающей. Ну, итальянские у нас образцы клавишных были. Могли тоже в то время такого уровня. Все равно вряд ли. Электронная база потом у них быстро менялась. Стали отставать. Не догоняли.
- А в чем заключалась ваша работа?
- Мы, как головной институт, согласовывали и образцы, и технические условия всех разрабатываемых в стране инструментов электромузыкальных. И клавишных, и усилителей и так далее. Они (разработчики с предприятий – ред.) к нам приезжали, рассматривали, давали добро.
- Они приезжали к вам, откуда, из конструкторских бюро?
- Нет, с предприятий. На каждом предприятии свое конструкторское бюро было. Обычно эти работы были, как бы, инициативные разработки. Есть группа музыкантов, с радиотехническим образованием. Они предлагали. А в то время ширпотребу была дорога открыта. То есть, товары народного потребления. Это все делалось, разрабатывалось и выпускалось.
- То есть, дизайны придумывались непосредственно предприятием.
- Да, конечно. Конечно, их поддерживало министерство, которым они подчинялись. Это было плюсом, для того чтобы удовлетворить спрос населения на инструменты. Инициатива у нас, в те времена, никогда не запрещалась. Тем более: если сделаешь образец, покажешь музыкальному коллективу, который там что-то играет, отзыв получишь, то была зеленая дорога всему. У нас разработок мало было в нашей лаборатории. Коллектива и базы такой не было. Экспериментальной и опытной. Всё, если мы могли делать, мы делали в своей лаборатории. У нас предприятия, выпускающие традиционные музыкальные инструменты, на них тоже был организован выпуск, например, электрогитар. В Люберцах в то время был завод электромузыкальных инструментов. Главным по выпуску электрогитар были: МПО «Кавказ» - была такая фирма - в Ростове-на-Дону, и фирма Урал. Это были главные фирмы по выпуску электрогитар по массовости производства. Луначарка, в Ленинграде, слышали, да? Московская экспериментальная фабрика…
- Но самыми большими были «Урал» и «Кавказ»?
- Да, «Урал» и «Кавказ». Они сами вели разработку по образцам, которые покупали и доставали любым способом, каким только придется. Повторяли макеты образцов. Естественно 100 процентов, один к одному, никогда не повторишь.
- То есть, делалось именно повторение…
- Да что там электрогитара – принцип понятен: звукосниматель, струны, дека, колки: но все равно - если колки были в фирме в какой-то отработаны и технология была их изготовления, у нас было чуть похуже. Но все равно, среднего уровня музыканта, непрофессионала (профессионалы всегда покупали за границей), это вполне устраивало. Во-первых, дешёвые, да и по качеству, в принципе, ничего... Струны, если не устраивали, тоже где то доставали…
- При конструировании учитывались западные аналоги, или это было свободное творчество?
- У нас было в стране свободное творчество. Избытка не было – всегда находился покупатель…
-…можно сказать, при высоких ценах, достаточно: гитара – 150 рублей, а зарплата инженера - 120. Музыканту среднему это достаточно трудно, мне кажется.
- Ну, если учесть, что продукты питания были недорогие, накопить можно было, и потом – профсоюз помогал. На наших предприятиях везде были коллективы художественной самодеятельности. Раз он существовал, шла помощь от администрации, то есть всё покупалось…
- Музыканты тестировали ваши инструменты? Были какие-то музыкальные коллективы, которым вы давали инструменты на тестирование?
- Конечно. Для того, чтобы наладить производство, экспериментальные образцы давались на опытную эксплуатацию в какой-нибудь коллектив. Те писали отзыв, замечания, предложения – всё потом исправлялось, по мере необходимости.
- Что конструктивно заимствовалось у зарубежных аналогов, а что изготавливалось заново?
- Насчет «конструктивно заимствовалось»: в каком то приближении, заимствоваться было нечему, потому что формы электрогитар можно менять, по разному. Брали такие формы и технологии изготовления, которые приближаются к нашим возможностям техническим. Например, гриф из черного дерева мы не могли себе позволить делать.
- А почему гитары делали из бука очень часто?
- Потому что бук в нашей отрасли широко использовался.
- Вообще, для грифа сейчас в мировой практике клен используется, а накладка делается из палисандра. А на нашей гитаре гриф очень часто был сделан из бука, с кленовыми вставками. Это было потому, что бука много было?
- Да, бука много было. Ну, возьмите пианино, фортепиано там…
- То есть, его было много, и он был дешевый.
- Да, то, что в наших технологиях применялось, в музыкальной промышленности, то мы старались использовать.
- Вам поступали какие-то образцы? Например, американские Fender-гитары, Gibson?
- Были у нас образцы. И американские, и японские.
- А какие были американские и какие японские?
- Я не помню. Ездили мы однажды делегацией в Японию. Мы там брали у них и фортепиано, и рояли, и электрогитары, и акустические.
- Вы только брали, или как-то перенимали опыт у них?
- Нет, просто закупали, а потом смотрели и думали, что нам можно сделать на нашей промышленности. Повторять один к одному мы их не смогли: там и материалы другие, и технологии.
- Не было идеи закупать эти материалы?
- Торговля у нас была несколько ограничена по импорту.
- А в России что, этих материалов вообще не было?
- Нет, в России был материал, но мы шли по пути такому…
- Что есть под руками, да?
- Да. То, что у нас уже налажено по поставкам…
- Где можно найти заводскую документацию, и отправлялась ли она в заведения типа Ленинской библиотеки?
- Я думаю, что там нету. Документацию можно было запрашивать только на тех предприятиях, которые выпускали, если у них есть в архивах. Сейчас они уже ничего не делают. Если не уничтожены, то могут быть. Какие-то проспекты, я думаю, можно посмотреть в нашем архиве, в институте.
- Остались ли какие-то фотографии с производства, станки, верстаки?
- Фотографии можно попытаться поискать…
- Что нынче происходит с заводами, где они находятся, их точное место расположения?
- Я же уже говорил: МПО «Кавказ» в Ростове-на-Дону, «Урал» - это в Свердловске. Я знаю, что они в своё время много выпускали музыкальных инструментов, электрогитар. Сейчас все это свернуто. Даже фортепиано, которых в стране выпускали 250 тысяч в год, сейчас только одна фабрика «Лира» делает единицы штук. Все это настолько опущено… (В 2008-2009 году фирма «Лира» накрылась, по мнению знакомых пианистов – вполне заслуженно. Увы – ред.)
- А сколько выпускалось электрогитар в год?
- Я думаю, тысяч 150 делали. «Кавказ» делал тысячи 3 в месяц, в год 30 тысяч.
- И все это реализовывалось?
- Да, в магазинах висели.
- А в каких магазинах это продавалось, в хозяйственных?
- Нет, почему в хозяйственных. В музыкальных. В центральных магазинах – шло нормально. Я думаю, тысяч по 100 могло быть электрогитар.
- Это и басов, и гитар вместе?
- Да, и бас, и соло, и полуакустических.
- Есть ли какая-то информация, что происходит с другими заводами? Например, Свердловский, Ленинградский.
- Сейчас не могу сказать. Не знаю, что там делается.
- Зачем было что-то свое придумывать, если все было давно придумано? И думали ли о том, что на этом предполагается играть? Почему гитары были настолько неудобные, и почему конструкции были такими своеобразными и в плане эргономики - очень плохие?
- Конечно, некоторым казалось, что гитары тяжелые, некоторым казался гриф широкий, неудобный. Были эргономические, конечно, недостатки.
- В чем была причина неудобства инструмента? Ограниченность была в материалах или недостаточно информации?
- Все шло на несильно финансируемом обеспечении, а для того чтобы, допустим, сделать гриф (другой – ред.), требуется и оснастка другая…
- …это было связано с низким финансированием?
- Да, недостаточное финансирование было. Вся наша отрасль местной промышленности работала на том, что остается на некондиции, то есть на том, что остается от других, более важных…
- Какого мнения были сами изготовители от своей продукции, особенно играющие, и почему? Что сами проектировщики думали о качестве воплощения в жизнь их проектов?
- Спрос есть, значит, есть предложение. Не было бы – ломали бы голову. И улучшали бы.…Находился спрос.
- То есть, были не законы рынка, как сейчас, а был закон такой, что дефицит, и спрос будет.
- Ну, спрос есть, значит выпускали. Мы сперва шли от простого к сложному. Сначала делали то, что могли – попроще, побыстрей. А потом, конечно, всё развивалось. Посмотреть первые наши изделия и посмотреть, что было к концу, к закрытию – улучшения явные.
- Какая была первая серийная электрогитара в СССР?
- Могу не помнить... Трудно сказать.
- «Тоника»?
- Может, «Тоника».
- Пришлось ли кому-то «пробивать» идею производства электрогитар, или все прошло гладко? «Пробивать» - в том плане, что просить у властей…у партии, у министерства промышленности?
- Вы знаете, министерство такое же, по существу, как и частник, только он владеет и командует большим количеством предприятий, объемами большими и так далее. Конечно, заинтересованности у частников больше, поскольку доход. А министерство ведь тоже работало на строгих финансовых возможностях. Оно, конечно, поддерживало инициативу на предприятии. Если предприятие найдет изделие и будет его выпускать, это приветствовалось, поощрялось. И даже наказывалось, если предприятие начинало делать, а потом у него что то не получается, тогда была возможность директора приструнить: «Ты что, мол, не справляешься с заданием?» Тут уже могли административные наказания применить.
- А часто такое было?
- Часто - не часто, но такое, возможно, было, не исключалось.
- Насколько проектировщика ограничивал технологический уровень советских заводов и фабрик? Насколько себестоимость инструмента его ограничивала? Что еще мешало?
- Это зависело от уровня проектировщика и возможности предприятия. Как можно изготовить технологическую оснастку, что там можно упростить, по сравнению с аналогом. А потом, когда предлагался чертеж, когда делались образцы, макеты, всё это смотрелось. В конечном итоге, когда изделие делали, его сперва обкатывали, давали в музыкальный коллектив, чтобы те могли сделать замечание. Где-то что-то улучшали, а где-то говорили: «Это мы не можем. Нету такого оборудования». Всё-таки наша промышленность - деревообрабатывающая, а в электрогитаре много металла. Там колковый механизм, там электроника.
- А где всё это разрабатывалось, там же?
- Обычно радиоинженеры, там, допустим, темброблок электрогитары делали, если есть аналог какой то. Это же не ракеты. Ракеты наши - и то могли повторять. А это – при помощи специалистов, которые работали в электронной промышленности.
- То есть, из других институтов привлекали людей.
- Конечно. Мы по совместительству работали.
- То есть, ваше предприятие, конкретно, разрабатывало модели сами…
- У нас, в нашей лаборатории, были все специалисты - электронщики, музыканты. Могли и дизайн, могли и схему электрическую разработать.
- Но производства там не было, и колков там не делали?
- Нет.
-А на заводах «Кавказ» - там всё это делалось?
- Да...
- …с привлечением специалистов с других предприятий. Я имею в виду темброблоки, колки…
- Да, там где сами не могли освоить, приглашали музыкантов, находили специалистов…Предприятие само находило специалистов.
- Исходя из чего подбирали породу дерева для грифа и для корпуса?
- Я уже на этот вопрос ответил. Из имеющегося недефицитного материала, поставки которого были налажены.
- А почему на корпусе очень часто применялось березовое дерево, почему оно применялось как шпон? В частности, на «Тонике» корпус делали из ольхи, с верхним и нижним тонким слоем шпона.
- Она, по-моему, в черный цвет у нас была покрашена.
-И покрашена таким рояльным лаком.
- Шпона там не видно совсем.
- Он есть! Но почему не сделать корпус из ольхи, а именно с добавлением шпона?
- Может быть, шпон сверху и шпон снизу не давал никаких деформаций…
- А почему применялся такой толстый рояльный лак? Электрогитара ведь должна быть покрыта тонким слоем…
- Ну, это один из недостатков. Конечно, какие-то акустические качества от этого не меняются. Это если акустическую гитару взять, там ,конечно, в зависимости от толщины лака…Дека резонирует, она играет. У нас в технологии лаконаливные машины применялись.
- А полиуретановый лак или нитролак не использовали?
- Нет, у нас полиэфирный лак шел. И черные и светлые у нас были лаки.
- Рассматривались ли акустические свойства лака, которым покрывали инструмент?
- Акустические свойства у нас рассматривались, когда проектировались такие акустические музыкальные инструменты как скрипка, акустическая гитара, то есть где играет дека, где корпус колеблется, а в классе электрогитар мы этим не занимались. Вот полуакустика, у нас была одна, Ленинград выпускал, по-моему…
- Луначарская.
- Да, Луначарская…
- Но она была сделана из пластика, у нее корпус был из него сделан.
- И был пластиковый, да. Даже пластиковые!.. А, что там говорить…
- Да, это было необычно, на самом деле. Где, когда и при каких обстоятельствах было принято решение о начале производства электрогитар?
- Отправной точки не могу сказать. Мне кажется, это была «Московская экспериментальная фабрика музыкальных инструментов». Сейчас, кстати, распалась до нуля.
- То есть, начало было там.
- Мне кажется, скорее всего, там. Там или в Питере. Но скорее всего, там.
- Вы говорите, что начало производства электрогитар было решено с музыкантов, которые покупали всё это в магазинах, типа «Березки», какие-то импортные электрогитары…
- Да, доставали, и информация была с проспектов, с выставок. У нас связи, по музыкальной отрасли, были с Европой. На всяких выставках музыкальных инструментов были – где они были, туда мы и ездили.
- А были ли попытки каких-то мастеров, в 1950-1960 годах, разрабатывать цельнокорпусные электрогитары?
- Ничего не могу сказать. До НИКТИМПа – не могу такой информации дать. По крайней мере, на наших предприятиях это не выпускалось.
- А заводы «Кавказ», «Урал» работали до НИКТИМПа?
- Да, но в то время они не выпускали электромузыкальных инструментов.
- То есть, само производство электромузыкальных инструментов связано с НИКТИМПом.
- Да, примерно с тех лет началось.
-То есть, он был, как бы отправной точкой.
- Координация, можно сказать. Поскольку всё это проходило через наше министерство, «РосМузПром» - через эту организацию. Это, как бы, научный центр музыкальной промышленности. Если где-то что-то зарождалось или создавалось, то, конечно, институт был в курсе этого всего. Составлялись координационные планы работ предприятий, которые утверждал институт. Если там записана какая-то новая разработка, это всё входило в общий план музыкальной промышленности по выпуску инструментов.
- Проектировались ли инструменты с учетом использования имеющихся на тот момент деревообрабатывающих станков или сначала придумывали дизайн, а потом уже решали каким образом их производить?
- Вы видели дизайн электрогитары. Видели, что это доска. Формы только разные, «уши» - толще, тоньше. Под нее делали специальный инструмент, но все равно использовали станки, которые были универсальные.
- Что это за станки? Просто станки по деревообработке?
- Да, деревообрабатывающие.
- А производство было автоматизировано?
- Конечно, сборка была индивидуальная, но по узлам она делалась по отдельности.
- У каждого узла стоял оператор, или не обязательно?
- Ну, автоматизации такой не было.
- А нужно было какую-то аппаратуру для производства изобретать?
- Я так думаю, что не требовалось. Я думаю, если все это было правильно собрано, специальной аппаратуры для проверки электрогитар не делалось. Включали усилитель, музыкант-акустик пианино принимает. Никаких станков и специальной аппаратуры не было. Включает усилитель, играет. Смотрит, работают ли органы регулировки.
- Как и кем был организован процесс производства?
- Это мы уже говорили.
-Да, мы уже говорили про это. По поводу отдельных дизайнеров, которые придумывали электрические схемы: это все в НИКТИМПе придумывалось?
- Электрические схемы не только в НИКТИМПе придумывали. Брали, например какой-нибудь образец, если попадался, его смотрели. Там схема-то: 2 конденсатора и сопротивление, да и все. Зарисовал, посмотрел – обычные фильтры сигналов электрических. Сложнее было датчик сделать, потому что там и покрытие нужно было – гальванику хорошую, и магнит, чтобы был качественный, станочек намоточный, чтобы катушку намотать.
- Кто занимался обучением рабочих, мастеров на предприятиях, на заводах, которые изготавливали, которые конструировали?
- Ну, как их обучать? Технолог и конструктор, которые на заводе и есть. Потом запускали это дело в производство и отслеживали.
- Они учились на месте?
- Конечно, на месте. Специально никуда не посылали, на обучение.
- А у них образование какое было?
- У рабочих?
-У рабочих понятно, а…
- Ну, обычно, высшее образование.
- А у рабочих, соответственно, техникум...
- Ну, конечно. Разряд. Допустим, если он с лаком работает, то он с лаком и работает, если он там паяет…
- Кто делал корпуса, например, фрезеровщики, кто там был еще?
- Ну, там все шло. Если корпус, то он должен одинаковый всегда делаться. Делается копир специальный, делается обработка по шаблону. Так что просто надо уметь работать там…
- Какие были требования к инструменту, который создавали, от каких параметров исходили?
- Когда создавали, смотрели, чтобы надежные были узлы. Чтобы штекер и контакты были хорошими. Ну, конструкция штекеров стандартная обычно.
- Там был разъем Din-5.
- Да, стандарт. Jack там…
- Нет, там был Din-5, «ежик».
- Да, были.
- Почему это был основной стандарт, а не Jack, например?
- Jack`ов у нас в то время не было, сами мы их делать не могли.
- А откуда появились эти Din-5, «ежики», это откуда? Я слышал, что они появились еще с немецких каких-то аппаратов, после войны ещё остались, потому что у немцев были.
- Вы что имеете в виду? - Разъем, куда подключается шнур, к электромузыкальным инструментам, к гитаре, к басу, он был сделан пятиштырьковый.
- Они, по-моему, из Японии пошли.
- Почему они получили такое распространение?
- Они пошли у нас в радиоэлектронной аппаратуре, поэтому их и применили здесь. Конечно, Jack удобнее был. Раз-раз - и всё. Потом мы стали на них переходить.
- А с какого года вы на них перешли?
Не помню. Под конец уже стали их ставить. (Где-то с 1988 на клавишных: ни одной гитары с Jack`ом, кроме minijack`ов на темброблоках к акустике, не замечено доселе – ред.)
- Как проходило тестирование мы уже…
- Да.
- А вот, скажем, при каждом заводе был музыкальный коллектив - на нем тестировалось? То есть? им давали гитары: «Ребята, тестируйте!»
- Да, в ОТК работал тот, кто обладал слухом.
- Кто решал, какие материалы использовать? Схемы, породы дерева, лаки…
- Решали, обычно, конструктора, исходя из имеющейся номенклатуры…
- То есть вы тоже принимали решение о том, какие применять материалы.
- Да.
- Насколько части производились на месте для конкретных целей, а, насколько, например, адаптировались для других имеющихся на тот момент предназначений? Какие части производились для конкретных целей, а какие части адаптировались из других?
- Вы имеете в виду, кооперация какая-то? Что мы могли позаимствовать откуда-то?
- Я сейчас перефразирую. Интересуют датчики. Производились ли они на месте на каждой фабрике, или где то централизованно?
- Звукосниматели у нас разные были. На «Урале» были одной формы, одной конструкции, на «Кавказе» другой конструкции. Магниты мы потом стали применять одинаковые, потому что дошел хороший, по своей силе, магнит - покупали. Мы же их не производили, мы брали их в радиопромышленности.
- Что это были за магниты?
- Ферритовый магнит. Где-то даже звукосниматели тут валяются, могу показать.
- То есть, их закупали?
- Конечно. Магниты, провод, резисторы - их закупали у электронной промышленности.
- А электронная промышленность делала их в расчете на вас?
- Нет, они для своих целей.
- А какие у них цели были?
- Они применялись и в приемниках, это регуляторы громкости. Они стоят в темброблоках – это потенциометры.
- То есть, то, что был потенциометр в радио, такой же и для электрогитары?
- Конечно. Электронная база была из радиопромышленности, из электронной промышленности. Вся оттуда бралась. Мы их, конечно, компоновали, делили схему свою, как нам надо, в том числе и магниты для звукоснимателей.
- Вопрос про фотографии, чертежи, инструкции по производству, отчеты о визитах гостей и любая документация – это мы уже с вами обговорили. Вопрос лично к вам. Что больше всего запомнилось и что больше всего бесило? Что больше всего не нравилось?
- Не нравилось то, что у нас были проблемы, чтобы нам сделать также изящно, так же эстетически красиво и конструктивно, как делает запад. А то приедешь: там - то заусенцы где-нибудь у них, то плохое покрытие. Ну и вообще, конструктивно, вообще хотелось некоторые вещи. Например, вибратор на гитаре сделать красиво, как на западе. Наши не могут, нет станков.
- А вы какие-то нагоняи устраивали там?
- Ну, время требует выпускать гитары, а наша промышленность не может. Ну, что может, то и делаем. То есть, исходя из наших, тех, реальных возможностей.
- А были какие-то моменты, которые вам запомнились? Что отлично сделали, например?
- Как можно сказать об этом…
-То есть, в принципе, работа нравилась?
- Работа – да…Они, в принципе, работали, изучали. Если бы я был музыкант, гитарист тем более, тогда бы.…Не нравилось многое, не нравилось. Не нравилось то, что она тяжелая, гриф, порой…то лады – фигня. Струны наши, конечно, были не того уровня.
- А струны, вообще, где производились?
- В Люберцах у нас делали.
- А почему они, скажем, были не очень хорошие по качеству?
- Ну, во-первых, они должны быть ферромагнитные, чтобы лучше была отдача – со звукоснимателем работали в пару. Во вторых, они должны быть калиброванные, и навивка должна быть равномерно плотной.
- А у них были проблемы с финансированием?
- Ну, у них не было материала. С информацией проблем не было. Струны закупались импортные, они каким-то образом исследовались.
- А по электрогитарам с информацией тоже проблем не было?
- Нет. Образцы мы имели возможность брать любые.
- Западные образцы, любые?
- Да, не было вопросов. Не было абсолютно. Если вы помните, у нас была торгово-промышленная палата, она вообще-то и сейчас существует, только я не знаю, что там сейчас есть. Раньше мы в торгово-промышленной плате брали образцы.
- То есть, вы приходили и говорили, что вам нужны музыкальные инструменты для разработки?
- Ну, во-первых, я там был в комиссии по приемке изделий. Когда их в промышленность запускали, там комиссия смотрит образцы, которые туда предоставляют, делают замечания – шнур короткий.
- Как вы пришли в эту промышленность? Как получилось, что вы стали работать над дизайном гитар, стали разработчиком?
- Ну, я пришел в электромузыкальные инструменты, в лабораторию просто. Открылся институт, радом с домом…НИКТИМП. Я здесь живу, работал, в Пушкино.
- НИКТИМП в поселке Правдинский…
- А я здесь живу. Работал я в Москве раньше. Там я кончал Энергетический институт - МЭИ. Радиоинженер по образованию. Ну, раз вот эта электротехника, электроника, электричество, электромузыкальные инструменты…
- Вас это привлекало?
- Да. Усилители, акустика, клавишные…
- А вы играли вообще? Скажем, в юности?
- Нет-нет. Так...Не играл. На сцене не играл.
- А вы чувствовали, что это было востребовано, появление музыки новой, электромузыкальных инструментов?
- Конечно. Ещё как востребовано. Потому что, я помню, у нас много было коллективов музыкальных молодежных. Вообще, практически на каждом предприятии, на «почтовом ящике» - особо. А у нас, куда не ткни, везде были «почтовые ящики». Молодежь интересовало.
- Хорошо они играли, в принципе?
- По-разному.
- А это было доступно вообще купить?
- Ну, если он на предприятии играет, конечно, он её дома, и где угодно мог…
- Ну, это один коллектив может на предприятии играть, а ещё были сотни других…
- Я думаю, не очень накладно. Представьте себе: пианино стоило 450 рублей. Пианино стоило 450 рублей. А сейчас – попробуй его купи. Там, по-моему, 30 тысяч рублей, если не больше. Наше. А импортное – это вообще…
- То есть, вы пришли в этот институт…
- …с нуля начали, практически.
- А как вы начинали, кем вы начинали? Вы же продвинулись, так я понимаю.
- Я сразу пришел заместителем заведующего лаборатории.
- То есть, вы там были начальником с самого начала…
- У нас был заместитель директора. Он кандидат наук. Тоже защищался по электронным музыкальным инструментам. Электрофортепиано конструировал. Делали мы разработку такую.
- А когда вы пришли, сколько человек работало?
- Пришли, там было мало. Человек 5-6.
- Это были все конструкторы, разработчики?
- Кто разрабатывал схему электрическую, кто документацию придумывал.
- НИКТИМП был большой?
- Это трёхэтажное здание.
- И там, в начале, было 5 человек, можно сказать?
- Нет, это только по электромузыке. А там же у нас клавишные электромузыкальные инструменты, щипковые, струнные, духовые, отдел материалов, конструкторское…
- А потом этот электромузыкальный отдел расширился, и сколько там стало?
- Доходило где-то до 60 человек.
- Когда был самый расцвет?
Под 1980-е годы. 1978…От 1970, до 1980 года.
- То есть, там был какой-то опыт накопленный?..
- Ну и опыт…Потом же, у нас начали предприятия все выпуск, они же тоже имели право разрабатывать свои образцы изделий.
- Кто? Предприятия, такие как «Кавказ», «Урал»?..
- Конечно.
- То есть, там тоже были свои аналоги НИКТИМПа.
- Да. Мы давали им документацию техническую, условия, право на выпуск. Рассматривали эти образцы, их. Пускали они производство, делали. Но также и по другим электромузыкальным инструментам. У нас много предприятий, не входивших в наше министерство.
- А вы сотрудничали с ГДРовскими предприятиями, болгарскими, чешскими?
- С ГДР сотрудничали.
- А с Чехословакией, Болгарией?
- С Чехословакией сотрудничали, но по другим инструментам. Не по электромузыкальным.
- В чём проявлялось это сотрудничество?
- В командировки ездили, смотрели их производство, технологию, обменивались.
- А у них как это все было поставлено?
- В ГДР?
- Да, в ГДР, например.
- Я хочу сказать, у них, наверное, было получше, чем у нас. Ну, немцы есть немцы – они всегда аккуратные.
- А финансирование как у них было?
- Вот это не могу сказать.
- Но у них были инструменты, по качеству выше.
- Ну, по крайней мере, по клавишным электромузыкальным инструментам. Vermona, там, был такой…
- А Vermona это в ГДР.
- ГДР. Я и говорю ГДР.
- А какие-то страны, как Болгария…
- Нет, мы туда не ездили.
- А «Орфей», так скажем.
- Были гитары «Орфей», мы видели их образцы.
- На Украине где-то делались инструменты?
- На Украине делались усилители, клавишные делались. «Житомир». Но по электрогитарам, по-моему, не было у них.
- А в Прибалтике что?
- В Прибалтике делались клавишные электромузыкальные инструменты, усилители. В Вильнюс туда ездил, много раз, в Ригу.
- Экспортировались ли советские гитары, и в какие страны?
- Думаю, что нет. Электрогитары, по-моему, нет.
- То есть, они были для внутреннего рынка, скажем так?
- Да.
- Кто решал, какие чешские, немецкие и болгарские модели импортировать?
- Это министерство торговли все решало.
- Есть ли где-то список всех официально импортируемых моделей, с годами их импорта?
- Нет. Нет у нас. Потому что импорт – это внешторг.
- А где можно найти эту информацию?
- В министерстве торговли, может быть, есть. Потому что мы не закупали. Зачем нам импорт, мы же торговлей не занимались.
- То есть вы брали просто образцы, для себя.
- Да, если нам надо, мы, где то, каким-то образом…
- …закупали или просто брали?
- Каким-то образом закупали, конечно.
- Существует ли точный перечень моделей и годов их выпуска по отечественным электрогитарам?
- Это надо смотреть в архиве.
- Вопрос про гитару «Тоника». Откуда взялась такая форма, кто ее придумал, почему? Делалась ли она сначала на Урале, а потом в Ростове, или наоборот? Или одновременно? В каком, конкретно, году она поступила в производство? В каком году она разработана?
- Где впервые? Мне кажется, впервые, наверное, на «Кавказе».
- В Ростове, да?
- Да.
- А вообще эта форма, кто ее разработал? Есть ли имя разработчика – кто придумал такую форму?
- Не могу сказать.
- А это в НИКТИМПЕ придумывалась эта форма?
- Видимо, получилась форма – симбиоз какой-то. С учетом мнений музыкантов. Это не просто, кто-то сидел, поковырял в носу: «вот давай такую форму». Это, естественно, было предложено…
- Ну, вот хотелось бы узнать, потому что очень уж интересно. То есть имя и фамилию сейчас…
-...не могу.
- Что известно о гитаре некоего инженера Кузнецова из Ленинградского Института Радиоволн?
- Не знаю. Ничего не известно.
- Известно, что она демонстрировалась на выставке народного хозяйства, в Москве в 1935 году.
- Возможно. Могло быть.
- Но вы этого не знаете?..
- Нет.
- Кто, когда и при каких обстоятельствах придумал все имена электрогитар? «Тоника», «Аэлита», «Стелла», «Элгава» и тому подобные.
- Я тоже не могу ответить.
- А были какие-то имена, которые не прижились?
- Я этого не знаю. Не могу сказать.
- То есть, они не в НИКТИМПе давались, имена гитарам? Кто придумывал им названия? «Урал», «Тоника»…
- Ну, Урал – фирма Урал. Взяли и придумали: «Мы ее выпускаем на Урале, давай ее назовем «Урал».
- Ну, хорошо. А вот «Аэлита», «Стелла», «Элгава»?
- «Аэлита» - это, по-моему, наша гитара. Возможно, кто-то в лаборатории высказал: «Давай ее назовем «Аэлита» - и все.
- Ну а вот «Элгава», «Тоника»?
- «Элгава» - электрогитара гавайская. Скорее всего, это придумано на экспериментальной фабрике, потому что они «Элгаву» выпускали.
- «Стелла», например…
- «Стелла» - не помню.
- Но «Стелла» была очень оригинальная. У нее было 4 звукоснимателя, имитация банджо, множество переключателей и функций. Это у вас придумана была «Стелла»?
- Возможно. Я сейчас не могу сказать.
- А был ли случай, что модель разрабатывалась под одним названием, а в производство шла под другим?
- По-моему, не было. Если документация уже выпущена, она так и шла, никто там ее не искажал.
| Наверх | |
EnotOGGY | 15.06.2009, 17:10 | |
| Гость | Мужик сказочник какой-то.... | Наверх | |
Басист Кайф | 16.06.2009, 07:47 | |
| Я играю на басу. Хочешь, справку принесу?
Зарегистрирован: 31.01.2007, 15:19 Местонахождение: Москва Сообщений: 14974
| Почему? | Наверх | |
EnotOGGY | 11.07.2009, 08:58 | |
| Гость | А потому, что балаболит о том, что выпускали все качественное, с привлечением мега музыкантов(кста, таких убить значит мало), а конкретного ничего сказать не может- не наю, не слышал, не нюхал... Колхозник... | Наверх | |
Никита | 10.11.2009, 14:14 | |
| Гость | по стилю больше на допрос похоже... | Наверх | |
kazzzik | 19.12.2009, 11:41 | |
| Гость | больше на допрос похоже...
особенно вот это:
- Кто, когда и при каких обстоятельствах придумал все имена электрогитар? «Тоника», «Аэлита», «Стелла», «Элгава» и тому подобные. - Я тоже не могу ответить.
а мужик и правда дятел. походу чиновник классический, особо не вникавший ни во что.
| Наверх | |
Digger | 02.10.2010, 12:43 | |
| Гость | Чтото дядька совсем както не в теме оказался.. Ничего толком не рассказал | Наверх | |
razbitiy | 28.01.2011, 15:13 | |
| Гость | Да, партизан, явно... а было бы интересно глянуть на человека, придумавшего, хотя бы, Тонику)) | Наверх | |
[dms-71] | 28.01.2011, 15:18 | |
| ID пользователя #1303 Зарегистрирован: 28.08.2009, 12:01 Местонахождение: Новосибирск Сообщений: 4257
| Да, да. Он гений, с голубыми глазами, с лысиной и побокам клочками большими седых волос. Он сделал превыую Тонику в ужасную грозу и сказал "She is alive, she is alive!!!"
--- Я ВКонтакте Моя почта - dms-71(A)yandex.ru | Наверх | |
Chapt | 08.08.2016, 11:40 | |
| ID пользователя #526 Зарегистрирован: 13.06.2008, 08:54 Местонахождение: Тольятти Сообщений: 3367
| Вообще жалобы про финансирвоание интересные, я посчитал, что в лучшие года, при объемах выпуска электрогитар такие предприятия как МПО Кавказ и УРАЛ, на выпуске одних только электрогитар, поднимали минимум полмиллиона рублей в год. Этож какие деньжища то по советским меркам! Но, изучая материалы ведения дел фабрик выясняется - на что тратили деньги фабрики? На то, о чем современная рыночная экономика вообще не могла бы подумать! Предприятия эти строили для себя турбазы, жилые дома для своих сотрудников, а раз есть дома, на них полагается еще и детсад построить и гаражи и дачные участки - землю выкупить у государства, да рабочим наделы раздать. Короче деньги тратились на все что только можно, кроме улучшения самого продукта, по одной простой причине - в условиях дефицита и это будут покупать.
| Наверх | |
Модераторы: violet, EjiK, Басист Кайф, Я-Ха, Izol, SPA, shlepakoff, byte_crow
|
|
Powered by e107 Forum System
|
|
Вы должны войти, чтобы отправлять комментарии на этот сайт - пожалуйста, либо войдите, либо - если вы еще не зарегистрированы - щелкните здесь, чтобы зарегистрироваться
SPA27.03. : 05:28а я пойду поиграю с котиком
swin26.03. : 14:35Лемми играл с перегрузом, Грановский играет, и нам можно!
SPA25.03. : 22:52С приколами к Олейнику
SPA25.03. : 21:40на басу-то нафига?
swin25.03. : 18:44Отличные обзоры, отличные. Взаимодополняющие. А что на перегрузе никто не поиграл-то? Или я пропустил?
Skyworker7925.03. : 16:09Новый фильм про хиппи. Осторожно,мелькают наши гитары! [link]
Сhelya25.03. : 12:04Следом за вчерашним видео от SPA Guitars про бас Musima 1657B, моё видео про Musimaa 1657 из моей коллекции (мы не сговаривались). [link]
Cort25.03. : 10:34GeorgeM - красивА, всё-таки, визуально одна из самых красивых гитар в руках.
SPA24.03. : 12:03вы же попросили удалить, вот и удалил
Vzglyad24.03. : 10:32Перенёс в соответствующие разделы. Увидел. Спасибо.
Vzglyad24.03. : 10:30SPA почему убрали моё объявление о продаже запчастей? По Вашему требованию убрал нетемат и сделал объявление о продаже. Отдельно wish-лист без тем. Что не так?
SPA23.03. : 22:00я столько не пью
SPA23.03. : 22:00не, точно не у меня
|
|
|