ID пользователя #6178 Зарегистрирован: 21.06.2014, 23:39 Местонахождение: Москва Сообщений: 179
МАНДОЛАЙКИ, КАК ОНИ ЕСТЬ
Нет, нет, нет и нет! Это не планка от семиструнки, и даже межосевые разные! Это я так, на всякий - несмотря на то, что вобщем-то об этом писалось уже раз так двести, находятся люди, не знающие этого простого факта.
Как мы все знаем, мода имеет тенденцию возвращаться. эдакое движение по кругу. это касается и одежды, и музыки, и архитектуры, и политики, и даже количества струн на балалайках. Так что современные многострунные веяния - всего лишь хорошо забытое старое и не более того (имеются ввиду всякие там лютни). Я, как девушка молодая и модная, ну никак не могла пройти мимо столь увлекательного процесса пиписькомерения, у кого же струн больше. Да один хрен арфисты победят, как ни крути.
Так о чём это я?.. Ах, да, о мандолинах.
Вношу необходимое дополнение - поскольку мне чертовски лень фотографировать для статьи, фото - ну уж простите, какие есть)) Итак, давайте начнём с начала. Когда-то крайне давно (и видимо вообще в другой жизни) я (м)училась на скрипке (говорю же, фото какие нашла):
Фото этой скрипки до сих пор на моей аватарке справа, забавно. Ввиду отсутствия ладов у скрипок и моей врождённой лени, пассивно подыскивала другой инструмент. А поскольку к скрипичному строю уже привыкла, выбор пал на мандолину. Не буду описывать покупку первой своей красавицы в пьяном угаре на Трёхе в Твери. Скажу лишь, что в процессе длительного возвращения в Москву первый бридж для неё выстругала в сарае у друзей из какой-то сосновой щепки. Из инструментов были бензопила, ножовка по металлу, рашпиль и тупой складной нож. Да, мы не ищем лёгких путей.
И, тысяча чертей, она заиграла! С окисленными советскими струнами и подвылезшими царапающимися ладами! До сих пор помню - ночь, дачный домик под Солнышком, я, брательник и друг со своей женой. Как же хорошо, что мой "дебют" лицезрели лишь избранные)) Я каждые 40 секунд делала паузу в 146 тактов и безумно радовалась: "Б****, у неё есть ЛАДЫ!!! Лады, вы понимаете, б****! Это же так удобно, б****!". Брат, окончивший МКИМ по контрабасу, лишь ухмылялся в бороду.
А тем временем, наши отношения с первой мандолиной складывались. Через пару лет эйфория от факта наличия ладов прошла; купила вторую всё за те же 500 рублей.
Это оказалась всё та же луначарка, сделанная 24 декабря 1963 года (в первой этикет наглухо отсутствовал на момент покупки, но она более поздняя - колки силуминовые). Вобщем-то, её башка и красуется в начале статьи. Теперь покажу всё остальное.
Пионеринг детектед)
Забавный рисунок аэрографией на нижней деке:
Этикет:
Свыкнувшись с мыслью, что я теперь обладатель двух мандолин да и вообще на СГ зарегалась наконец, стала присматривать третью. И она не заставила себя ждать, на авито была обнаружена шиховская неаполитанка 1955 г.в., в предсмертном состоянии и всего за 700. Благодарю Андрея Skyworker79 за помощь в выкупе (да, кстати, Андрей - у тебя вот совершенно случайно не осталось ли фоток её изначального состояния?). Вот она в процессе:
А вот готовая:
А где три - там и пять, правда же, господа коллекционеры? ))) Ещё две красавицы в состоянии "всё не очень хорошо, но ремонтопригодно" были мне подарены. Одна из них даже за пару лет до того светилась на форуме в "отдам даром" и приехала аж из какого-то волгоградского сарая. Фото "до", и это уже становится классикой моего жанра, почти нет. Но тем не менее. Чехословакия, зацеп характерный. Позже по-моему такой стала использовать румынская Hora, а ещё раз встречалась с современным бузуки греческого производства - зацеп такой же.
У неё забавная механика. Стальной червяк, а всё остальное - кожух, вал, основание - латунные. Иииии...
Полые валы. Это даже не бесшовная трубочка, а прокатанный листовой металл, свёрнутый в трубочку. Для меня было крайне неожиданно увидеть такое при разборе. А вот она уже бодра, весела и играбельна (Не пугаться! Она не столь мала - рядом альт, а не скрипка):
Давайте же рассмотрим второй инструмент из этого подарочного сета (тот самый, из сарая, да-да). Как вы думаете, что это за кракелюрины и какого икса они делают тут?
А вот вам луначарский мандовейшн) Я честно боюсь натягивать на ней струны больше чем на сутки. Там ещё и трещины пластика у клёца - заклеенные, но всё же.
Использование её как инструмента хотя бы ввиду вышеизложенного ставлю под вопрос, но для коллекции советских мандолин, ИМХО - мастхев. Мандолина. Овейшн. Нифигасебе. И, разумеется, есть такой инструмент, который я долго и страстно желала, просто во снах видела. Не очень часто встречается, все продажи - от 3 тыщ за полуубитую. Долго, очень долго я искала что-то по вменяемой цене. И вот оно, случилось. 800 рубликов и она моя (спасибо, безымянный наркоман с Парнаса!). Потом, конечно, ремонт, как всегда - переладовка, мелкая возня с корпусом etc. Ой, а что это у нас тут на пятке такое?
Аааа, так это винт крепления грифа к корпусу, совсем по-взрослому, по-гитарному. И даже нулевой лад есть! Собственно, вот почему я её так хотела. Из-за винтового крепления грифа корпус тоже немного другой, он - груша. Знакомьтесь, луначарская грушевидная португалка, изготовлена 11 апреля 1966 года:
Лежит груша, нельзя скушать (ответ - луначарская мандолина с грифом на винте). Остальные виденные мной экземпляры этой модели - тоже с до-силуминовой механикой, у всех башка с пролётками. Из чего попробую сделать вывод: выпускали её не так много и не так долго, ввиду сложности производства наверное. Когда мандолинная механика стала изготовляться из силумина - не скажу, наверное, примерно тогда же, когда и гитарная. По мотивам груши чуть позже была сделана электроманда,
но это уже совсем другая история.
По совету Якова Игоревича, приведу некоторые размеры. Последовательность: межосевое на механике (между центрами крайних валов на планке), межструнное на нулевом (между крайними струнами само собой; в паре этот размер везде примерно одинаков и составляет ок. 2мм, на бридже так же), межструнное на бридже, мензура. Остальные размеры приводить не вижу смысла по нескольким причинам. Во-первых, а кому это вообще нужно (хотя если лично тебе, читатель, нужно - скажи, я померю)? И во-вторых, размеры могли варьироваться в пределах 0.5-3 мм, в зависимости от принятого работничками на грудь, общего самочувствия, косоручия и многого, многого другого.
=============== Мне уже неоднократно задавали один идиотский вопрос, так что озвучу сразу, чтобы ещё раз не задали. "Какая высота бриджа на вот этой твоей мандолине? Я вообще гитарный мастер, всё прям про гитары знаю, но в мандолинах не шарю, а вот тут прикупил инструмент без бриджа, прям такая же как твоя". Ответ: "Иди в сад. Ты ламмер, а не мастер, т.к. расчёт высоты предполагаемого бриджа будет одинаков на всех струнных ладовых инструментах. А далее уже припасовка." ===============
Луначария: 72 на силумине, 66.5 на до-силуминовой; 23 для всех; 40 для всех; 350 для всех.
Шихово: 65, 22, 38, 294
Чешка: 70, 23, 32, 328
Вот так выглядит аутентичный луначарский бридж (ценнейшая порода советского дерева, бук):
Лежит в коробочке, ибо ужасен и топорен. Фото с линейкой нет, но можно прикинуть относительно межструнного.
Обычно статьи строятся по определённым канонам: вступление, длинная, нудная и бесполезная основная часть, заключение. Так вот, я в эти игры с классикой не играю. Какое заключение, когда у меня ещё нехватает в коллекции стольких вещей. Луначарской неаполитанки нет ни одной - а ведь их столько разных, даже с инкрустированными царапниками. И где потерялась моя португалка с круглым голосником? Вы её случайно не видели?..
[ Редактирование 27.09.2017, 06:33 ] Мнение большинства не всегда верно. Ни миллиард мух, ни два, ни три, ни даже больше… не убедят меня в том, что говно это вкусно.
ID пользователя #3452 Зарегистрирован: 21.10.2012, 13:43 Местонахождение: Воронеж Сообщений: 3692
Тут мне не понятно следующее - на скрипке, как Вы пишите, нет ладов. Это минус. Но зато всего 4 струны. Можно настроить. Это плюс. На мандолине есть лады. Хорошо. Но струн там вдвое больше. Их все, я полагаю, настроить нереально. Или это не обязательно? В общем не понятно даже, что лучше - скрипка или мандолина. А кстати, бывают ли скрипки пятиструны (как, например, басс-гитары) и обезлаженные мандолины?
ID пользователя #6178 Зарегистрирован: 21.06.2014, 23:39 Местонахождение: Москва Сообщений: 179
Везде свои плюсы и минусы, нет лучше и нет хуже - это слишком субъективно. 4 струны и колки прямой подачи вместо механики - без машинок настроить нормально крайне сложно, особенно если это не доработанная мастером фабричка и они не приточены. Сейчас большая часть даже дешёвых китайбрёвен продаётся с уже заинсталлированными 4 машинками, реже с 2, но всё же. Да и количество машинок ладовости грифу не прибавляет. А почему 8 струн на мандолине настроить нереально? Вы же на 12-струнках всё настраиваете и играете. А тут всего 8 парами в унисон. Пятиструны бывают, электро - так точно, фабричные. Акустики - не знаю, лучше спросить у Руслана тут выше в комментариях. Лично пятиструнники не мацала, но мне их идея не нравится. Для каждой толщины струны есть определённые рабочие длины, от и до, в которых струна ведёт себя адекватно (почему нет басов с гитарной мензурой?). Не вдаваясь в подробности, чтобы скрипка с 5й струной "до" звучала вменяемо, эта самая струна должна быть толще, чем её аналог на альту (короче мензура - толще струна). Или: чтобы добавочная 1я струна "ми" на альтовой мензуре была играбельна, толщина должна быть меньше, чем аналог её на скрипке. Это физика. Обезлаженная мандолина - есть. Тут выше в фотографиях. Это суровая реальность)) Не вытащив старые лады, новые не поставишь. Ну а если серьёзно, то плохая идея - безлад со спаренными струнами. Одиночки без ладов зажать можно, спаренные будет гораздо труднее. Мнение большинства не всегда верно. Ни миллиард мух, ни два, ни три, ни даже больше… не убедят меня в том, что говно это вкусно.
Зарегистрирован: 04.06.2007, 19:11 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 23215
Нюрыч, молодец! А шиховская неаполитнка "в процессе" как-то сильно смахивает на SPA МАЙ МУZЕУМ oleUm™
и это... я социопат и параноик, на звонки с незнакомых номеров не отвечаю принципиально. если вы вдруг откуда-то узнали мой телефон, и вам очень нужно со мной связаться - сначала отправьте СМС, мол, "я такой-то и такой-то".
ID пользователя #4175 Зарегистрирован: 18.10.2013, 19:25 Местонахождение: Москва, Подрезково Сообщений: 5134
Познавательно!Ань,фото мандооы не осталось Ищу Верхнюю часть чехла на Jolana Kolor/Rubin Bas.В идеале-синего цвета,крышку ЛЕЛЬ ДД(красную), октавер ЛЕЛЬ ,а также педали 180-ой серии ЛЕЛЬ.
ID пользователя #3667 Зарегистрирован: 08.02.2013, 13:18 Местонахождение: Спас-Клепики, Рязанская обл. Сообщений: 12681
Анна, Вы молодец! Отличная статья, и мандолинки симпатичные. P.S. Всего однажды встречал интересный мастеровой струнный инструмент с наборным корпусом "а-ля мандолина-неаполитанка" и укороченным грифом 12-ти струнной гитары. Я на него электронику ставил. Как для солирующего, инструмент изумителен. Парные струны строились в унисон, но были разного калибра. Встречалось ли кому подобное?
ID пользователя #6178 Зарегистрирован: 21.06.2014, 23:39 Местонахождение: Москва Сообщений: 179
StariyDed, нет, вот именно такое вживую не встречалось. Видала что-то подобное на фото. А струн-то сколько было? 12? Ну, то есть вроде бы обычная двенашка, но с неаполитанским корпусом?
Les, у меня и половины всех существующих видов нету. Думаю, придётся рано или поздно избавляться от гитар ради новых мандолин. Мнение большинства не всегда верно. Ни миллиард мух, ни два, ни три, ни даже больше… не убедят меня в том, что говно это вкусно.
ID пользователя #3667 Зарегистрирован: 08.02.2013, 13:18 Местонахождение: Спас-Клепики, Рязанская обл. Сообщений: 12681
Да, струн было 12-ть, на широком грифе, но два разных набора, т.е. (примерно) 8 и 10-й калибр. И настроены они были не "в октаву" а у унисон... Хотя это и в начале 70-х было, но помню, что очень интересное звучание получалось... т.с. - "в разлив" (в хорошем смысле этого слова). Ни какой фленджер не нужен… Для ритма конечно смазано получается, но для соло самое то. Я у себя потом так же свою 10-ти струнную "Тонику" настраивал. Ставил 9-ку и 11-й.
ID пользователя #5666 Зарегистрирован: 11.01.2014, 19:54 Местонахождение: Саратов Сообщений: 1990
Красавицы! И инструменты и автор! У меня тоже две лежат в процессе затяжном:
ой... не то... ВОТ:
Полностью комплектные красавицы. Единственный минус, держать эту луковицу неудобняк. Обменка и хотелка: [link] «Два хороших человека всегда могут договориться и сообразить на троих»
и это... я социопат и параноик, на звонки с незнакомых номеров не отвечаю принципиально. если вы вдруг откуда-то узнали мой телефон, и вам очень нужно со мной связаться - сначала отправьте СМС, мол, "я такой-то и такой-то".
ID пользователя #4175 Зарегистрирован: 18.10.2013, 19:25 Местонахождение: Москва, Подрезково Сообщений: 5134
metrolog Цитата ...
Красавицы! И инструменты и автор! У меня тоже две лежат в процессе затяжном:
ой... не то... ВОТ:
Полностью комплектные красавицы. Единственный минус, держать эту луковицу неудобняк.
Валера снимает партии дяди Фёдора Ищу Верхнюю часть чехла на Jolana Kolor/Rubin Bas.В идеале-синего цвета,крышку ЛЕЛЬ ДД(красную), октавер ЛЕЛЬ ,а также педали 180-ой серии ЛЕЛЬ.
ID пользователя #6178 Зарегистрирован: 21.06.2014, 23:39 Местонахождение: Москва Сообщений: 179
StariyDed, вроде есть, но тут пара проблем. 1. Они на компе, а мне его лень обратно собирать. 2. Заново сфоткать пока не могу, на ней знакомый дописывает альбом и никак не вернёт, редиска такая. Вот вчера прочёл статью, бьёт себя пяткой в грудь, что уже скоро. А вы что там хотите увидеть? Вобщем-то всё как у гитары - отверстие, из него торчит винт и навинчена ромбовидная гайка. Толщина клёца без учёта фрезеровки под гриф может 4 см, навряд ли больше. Мнение большинства не всегда верно. Ни миллиард мух, ни два, ни три, ни даже больше… не убедят меня в том, что говно это вкусно.
Вы должны войти, чтобы отправлять комментарии на этот сайт - пожалуйста, либо войдите, либо - если вы еще не зарегистрированы - щелкните здесь, чтобы зарегистрироваться