ID пользователя #7921 Зарегистрирован: 14.02.2017, 14:51 Местонахождение: Козьмодемьянск Сообщений: 340
ГИТАРЫ ГОРОДА КОЗЬМОДЕМЬЯНСКА
Когда занимался ремонтом ленинградской "Луначарки вспомнил, что у моей мамы в молодости была гитара, семиструнная, дамская и что самое интересное сделана она была в моем родном городе Козьмодемьянске. Поинтересовался у знакомых старожилов: да говорят, до войны была фабрика музыкальных инструментов. И больше никакой информации. Ну что ж, решил в свободное время посетить городской музей... Итак я в городском художественно - историческом музее им А.В. Григорьева. (далее вся информация по документам , любезно предоставленным, художественно - историческим музеем им А. В. Григорьева)
Производству музыкальных инструментов в городе Козьмодемьянске посвящен скромный стенд:
После оформления и соблюдения всех процессуальных действий, мне предоставили три папки из архива музея, касающихся производства музыкальных инструментов в городе Козьмодемьянске.
Вот они:
Из коих следует, что в 1913 году была создана Козьмодемьянская школа инструкторов по производству струнных музыкальных инструментов. Насколько я понял из документов, на заре развития этой школы главное направление было производство скрипок, преподаватели даже ездили в Италию учиться у тамошних мастеров. И лишь позднее (в годы советской власти) стали развиваться другие направления: гусли, гитары, домры, мандолины, балалайки.
В папках много рукописных материалов, документов, воспоминаний учеников.
Вот например удостоверение об окончании:
Вот книги тех лет:
Книги интересно оформлены, вклеены листы с чертежами. Если кто то надумает делать скрипку - вот чертеж:
или скажем проверить правильные ли эфы на его "Музиме":
А вдруг кого то заинтересует состав скрипичного лака тех лет или надумает таким же покрыть свою гитару:
С 1913 года по 1936 школа выпустила 575 специалистов, некоторые из них уехали работать в другие города СССР. В частности в документах есть упоминание о выпускниках работавших на музыкальных фабриках в г. Москве.
Примерно в середине тридцатых годов (1934 - 1935, точной даты я не нашел) при школе была организована "Артель им. МАССР" по производству щипковых музыкальных инструментов.
Инструменты изготовленные некоторыми мастерами, принимали участие во всероссийских конкурсах
Оказывается (по воспоминаниям), у "Артели им. МАССР" было даже негласное соперничество с Ленинградской фабрикой им. Луначарского! Поскольку в артели инструменты изготавливались вручную, штучно, а на фабрике существовала механизация, сравнение звучания иногда было не в пользу последних. Кстати здесь же можно прочитать, как отбиралось и сушилось дерево для производства музыкальных инструментов.
Артель по выпуску музыкальных инструментов прекратила свое существование в годы войны, когда мастера были призваны на фронт и многие погибли в боях.
Конечно в коротеньком сообщении не рассказать всего, что я узнал. Часть документов просто не выложил, но честное слово было интересно.
Например я даже не думал, что эфы это не просто "красивые резонаторные отверстия" в деке инструмента, а элемент форма которых очень даже влияет на звук! А отбор дерева для изготовления инструмента, а его сушка, которая длилась в специальных условиях целых ТРИ (!) года...
и это... я социопат и параноик, на звонки с незнакомых номеров не отвечаю принципиально. если вы вдруг откуда-то узнали мой телефон, и вам очень нужно со мной связаться - сначала отправьте СМС, мол, "я такой-то и такой-то".
ID пользователя #3287 Зарегистрирован: 20.06.2012, 12:27 Местонахождение: Киев Сообщений: 52
Спасибо за статью.Увидал фото артели и решил выложить фото из семейного архива.Общего там время-середина тридцатых.С бас балалайкой мой дядя,учившийся в то время в Житомирском деревообрабатывающем техникуме и его соученики.
ID пользователя #4175 Зарегистрирован: 18.10.2013, 19:25 Местонахождение: Москва, Подрезково Сообщений: 5134
Прекрасный экскурс в историю! Спасибо! На третьем слайде приколола скрипка с римом(обручем) как на банджо! Неужели, были и такие скрипки-банджо?? Ищу Верхнюю часть чехла на Jolana Kolor/Rubin Bas.В идеале-синего цвета,крышку ЛЕЛЬ ДД(красную), октавер ЛЕЛЬ ,а также педали 180-ой серии ЛЕЛЬ.
ID пользователя #7631 Зарегистрирован: 09.11.2016, 13:44 Местонахождение: Челябинск Сообщений: 3485
Не могу прочитать состав лака. Как увеличить? И Изиков - этот Григорий - пронырливый, шельма. В бардаке 19го вымутил справку об окончании 2 года назад, Впарил свои балалайки на выставку аж в 38м. Интересно. Товарищь Бывалов небось с него писан. Вот вам и Козьмодемьянск!
[ Редактирование 23.03.2018, 01:52 ] И ни за что не доживём до пенсий, Мы Сид и Нэнси Сид и Нэнси..
ID пользователя #3452 Зарегистрирован: 21.10.2012, 13:43 Местонахождение: Воронеж Сообщений: 3689
Gess, правой кнопкой мыши - открыть изображение в новой вкладке. Затем в новой вкладке,нажимая (Ctrl +), увеличить картинку. Текст читабелен. Компоненты экзотические, правда. Песенки [link]
ID пользователя #7631 Зарегистрирован: 09.11.2016, 13:44 Местонахождение: Челябинск Сообщений: 3485
swin Цитата ...
Gess, правой кнопкой мыши - открыть изображение в новой вкладке. Затем в новой вкладке,нажимая (Ctrl +), увеличить картинку. Текст читабелен. Компоненты экзотические, правда.
Спасибо! Прочитал. Похоже на какой то алхимический трактат. Жареных мышей не хватает только А вообще очень интересно - как так люди мучались без акрилов и полиуретанов. И ни за что не доживём до пенсий, Мы Сид и Нэнси Сид и Нэнси..
ID пользователя #3667 Зарегистрирован: 08.02.2013, 13:18 Местонахождение: Спас-Клепики, Рязанская обл. Сообщений: 12667
Да, да... согласен. Без акрилов и полиуретанов - ну ни как. Страдивари, Амати, Гварнери... бедные, ограниченные в технологиях людишки, и... надо же тебе - умудрялись такое творить!
ID пользователя #7921 Зарегистрирован: 14.02.2017, 14:51 Местонахождение: Козьмодемьянск Сообщений: 340
Честное слово уважаемые джентльмены, тронут Вашими отзывами ! ( вытираю скупую мужскую слезу ...) Благодарю ! Ведь я и шел то в музей , покопаться в архивах, только для себя. Просто ковыряясь в гитарах появилось много вопросов, интересно стало . А оно вон как - выплеснулось...
ID пользователя #299 Зарегистрирован: 04.11.2007, 19:20 Местонахождение: пос. Шишкин лес, Новая Москва Сообщений: 8119
Сергей,копай еще,очень интересно! Хотя потом была война,конечно,но может люди еще чего помнят.Через местную газету спросить может? И да,банджоскрипка тоже удивила.Может знатоки прояснят - такое было где или это изыски Козьмодемьянской артели?
ID пользователя #85 Зарегистрирован: 24.03.2007, 20:34 Местонахождение: Boston, USA Сообщений: 3085
Очень интересно, спасибо!
Насчет банджо-скрипки... такое вижу впервые, но надо помнить что 1920е - 1930е годы в истории мyзыкальных инструментов были переломными и экспериментальными. Тогда было создано множество гибридных инструментов (первые опыты Ллойда Лоара по электрoфикации, гибрид скрипки и медной трубы для акустической звукозаписи, всевозможные попытки адаптризации в погоне за громкостью, популярные некоторое время но быстро забытые банджолины и тенор-гитары, первые ЭМИ, Эмиритоны, Терменвоксы и т.д.). Некоторые формы именно тогда закончили свою эволюцию и канонизировались (дреднот Мартина, гибсонские арктопы и т.д.) Даже бас гитара была изобретена Тутмарком в 1936 г., задолго до Лео Фендера. На фоне всего этого, экспериментальный гибрид банджо и скрипки не кажется странным. Было бы здорово, если она где-то сохранилась.
ID пользователя #7170 Зарегистрирован: 02.01.2016, 10:26 Местонахождение: Алма-Ата/Байконур Сообщений: 4234
Если тов.4ekist не против,заброшу в Вашей теме такой вот материал: (если против - удалю конечно):
Парторг Штрянин из колхоза «Гигант» деревни Бессоновка в 1932 году решил построить 23-струнную (!) гитару. Причем электрическую! Он ее строил два года, и в 1934-м понял, что ему не хватает денег, потому что радиодетали тогда было доставать дорого и трудно. И вот он пишет письмо какому-то местному партийному деятелю, товарищу Воскобойникову, с просьбой выделить 500 рублей, чтобы закончить гитару и дать концерт в местном клубе .
Товарищ Воскобойников не смог принять решения и отправил запрос в Дом самодеятельного творчества им. Крупской, потом запрос пошел выше и так постепенно дошел до ГИМНа. Руководитель ГИМНа Гарбузов не мог дать оценку этой гитаре, потому что гитарами не занимался. От него прошение и переписка пошла к эксперту по скрипкам Витачеку. Витачек потребовал экспертизы настоящего гитариста. Гитарист заявил, что может дать оценку, если только ему принесут готовую гитару. Параллельно про эту историю узнали в газете «Известия»
через полтора года после этого запроса Штрянин пишет последнее письмо примерно такого содержания: «Вы, товарищи такие-сякие, вообще не коммунисты. Я не то что помощи — совета от вас не дождался. Я эту чертову гитару уже построил, концерт отыграл и начинаю строить новую гитару — 38-струнную». Штрянин уже жил себе спокойно в колхозе «Гигант», а чертово колесо бюрократии еще крутилось полтора года: эксперты всё еще выясняли, изобретение это или нет и какова будет коммерческая польза от его внедрения. Вся эта фантастическая история задокументирована. Причем в неописуемый восторг можно прийти только от одного письма Штрянина: лексика, почерк, графика — все вместе дает шедевр.
Андрей Смирнов: «В Париже гудков не нашлось» [link]
Вы должны войти, чтобы отправлять комментарии на этот сайт - пожалуйста, либо войдите, либо - если вы еще не зарегистрированы - щелкните здесь, чтобы зарегистрироваться
SPA почему убрали моё объявление о продаже запчастей? По Вашему требованию убрал нетемат и сделал объявление о продаже. Отдельно wish-лист без тем. Что не так?