ID пользователя #3888 Зарегистрирован: 18.06.2013, 19:09 Местонахождение: Саратов Сообщений: 516
Итак, спешу поделиться результатами изучения внутреннего мира вроде бы уникальной (в смысле - единственной) гитары происзводства Московской Экспериментальной Фабрики Музыкальных Инструментов. После общения с инструментом ударение на втором слове для меня усилилось многократно. Краткая предыстория: пару месяцев тому назад обратил внимание общественности на объявление о продаже этого инструмента. Общественность внимания не обратила, и, долго ли, коротко ли, получилось договориться с продавцом (очень, кстати, хороший человек!), но возникла проблема с отправкой: инструмент в Воронежской именно что области, а я сам - в Саратове. Проблему помог разрешить тов. Gorik, за что ему земной поклон и уважение, а так же заверения с моей стороны сразу же отсылать ему в знак благодарности всякие вело-мото ништяки, буде таковые в поле моего зрения попадутся. Инструмент приехал ко мне ещё на прошлой неделе, но, как на зло, случилась мне дорога дальняя да дом казённый - отправили, стало быть, в командировку. Поэтому перед ней успел только забрать гитару из транспортной, и буквально на ходу по дороге на вокзал забросить домой. Первое, что сразу же бросилось в глаза, если можно так сказать о тактильных ощущениях - вес. Весит гитара, судя по моим старым весам, около 7 килограмм (ну, где там страдальцы с лесполами?..) - хотя весы и могут врать: при моем, мягко скажем, раскабаневшем телосложении они оптимистично указывают 85 кило - я столько в институте не весил. Приступаем. Инструмент - вариация на тему электрофонических гитар, со встроенным усилителем и акустической системой, привет пресловутому Туристу. Первое - общий вид. В целом гитара из себя представляет толстый (примерно как советские акустики с мензурой 610мм) корпус, выполненный из фанеры с очень тонкими слоями, формой сильно напоминающий Фернандес Вертиго - а также довольно внушительный, но очень удобный гриф (про него отдельно поговорим чуть далее). Вся гитара покрыта нехарактерным нитролаком, на верхней деке и на грифе - чёрным, на обечайках и нижней деке - прозрачным. Покрытие сильно обветшало, как будет видно на последующих снимках.
На верхней деке видим довольно богатый рельеф: решетка динамика, пара звукоснимателей под крышками, пикгард с шаловливо выглядывающими ручками управления громкостью и тоном...
...и массивную станину-струнодержатель, она же основание бриджевого датчика.
Пикгард и крышки звукоснимателей выполнены из необычайно красивого пластика, я такого никогда ещё не видел: переливается на свету что твой жемчуг, обладает глубоким и насыщенным блеском - загляденье. Забегая вперед, надо отметить, что на звучках пластик этот непозволительно тонкий, почти прозрачный, что меня сильно огорчило.
Там же, на верхней деке, видим прилепленную горе-кладовщиками наклейку. Супостаты, понятное дело, не ведали, что творили - но, увы, наклейка к лаку прилипла куда прочнее, чем последний к дереву деки, поэтому при попытке удаления она весело хрустит отлетающими чешуйками ЛКП - потом, как разгребусь с послекомандировочным завалом, буду медитативно её удалять. В силу уже упомянутого скверного сохрана лака, особенно не расстраиваюсь по этому поводу - тем более что последующие результаты вскрытия напрочь выбивают из головы дурные мысли.
Вид сзади не может порадовать каким-то разнообразием, и здесь наблюдаю только отсек под 6 элементов типа D (373, если не ошибаюсь, по советской классификации), прикрытый алюминиевой крышечкой.
Надо сказать, что помимо алюминиевой, носившей сугубо утилитарную функцию удержания батареек внутри, видимо, была ещё и декоративная, под стать самой деке - в верхнем клеце, аккурат под грифом, сохранилась и исправно работает фиксатор-защелка для этой крышки. Сама крышка, разумеется, мне в руки уже не попала.
А вот и обещанный гриф. Сделан, скорее всего, из бука, хотя может быть и что-то поинтереснее - я не особый специалист в породах дерева. Накладка - мне кажется, что-то вроде палисандра, но опять же - не спец, лучше я, в случае необходимости, сделаю хорошие фотографии и пошлю тем, кто в этом разбирается, для определения (кстати, отзовитесь, готовые выступить экспертами в этом вопросе - самому интересно!). 21 лад + нулевой, маркеры - точки из перлоида с красноватым отливом, разного диаметра; причём 2 точки - на 10-м ладу, чем гриф напоминает Эльтавские.
Гриф выкрашен в чёрный цвет; сзади лак сильно обсыпался, на головке - слез практически полностью, оставив только красивое, видимо, загрунтованное чёрным, дерево. Колки - 6х1, на общей латунной планке, с расклепанными в шестернях штоками, латунными же червяками. Лопасти колков из какого-то молочно-белого пластика, с намёком на дымчатую прозрачность - вызывают стойкое ощущение кустарно-сотворённых. В целом колки оставляют желать лучшего: лопасти маленькие, валы близко друг к другу; зацепить получается только "щепоткой", и натягивать струны, соответственно, не очень удобно - а уж настройка и вовсе превращается в мучение. Идут колки тяжело, нужно, как минимум, смазать. В связи с неремонтопригодностью вызывают в голове идеи помолиться за долгую их жизнь.
Наконец, с экстерьером покончено, и приступаю к самой интересной части - непосредственно вскрытию. Перво-наперво откручиваю выточенную из алюминия нижнюю антабку, которая по совместительству является фиксатором рудиментарного зацепа - зацеп выполнен из алюминия и никакой функции не выполняет, служит, видимо, для красоты (или, может, для подстраховки его сюда вкорячили?), т.к. станина-струнодержатель крепится к верхней деке двумя солидными латунными винтами (да, латуни и алюминия здесь ОЧЕНЬ много).
Затем выкручиваю 4 винта (2 - по всему видно родные, латунные, под шлиц, а другие 2 - мебельные стяжки, это уже инновация от прежнего хозяина) и, затаив дыхание, снимаю крышку, состоящую из намертво склеенных друг с другом задней деки и обечайки. Откручиваю винтик, крепящий гнездо а-ля радиовилка для подключения внешнего питания, и откладываю крышку-корпус. Вдумчивым взглядом окидываю представшую картину, и иду курить. Вспоминаю, что бросил, иду обратно, продолжать изучение внутреннего мира. Крышка обклеена изнутри каким-то пластиком, очень похожим на покрытие, которым были обклеены столы на авиаприборном заводе, где я начинал свою трудовую деятельность. Что это за материал, зачем он нужен, и зачем он нужен здесь - мне неведомо.
Также стоит отметить, что все стыки в инструменте любовно и аккуратно обклеены красным войлоком, он же проложен в местах сочленения с более мелкими деталями: станиной-струнозацепом, антабкой.
Немного панорамного вида на вскрытый инструмент - видна крышка, затейливая конструкция грифа и верхней деки, и смонтированная электроника.
То же самое, но чуть ближе.
Насколько я понимаю, это усилитель с предварительным усилителем. Гитара обладает встроенным эффектом "фус". Маркировка на деталях - 62-65 года, самое позднее - 67. Транзисторы - П27а, П214. Примечательно, что транзистор нагружен не напрямки на динамик, а включен через согласующий трансформатор - привет, ламповая идеология. В принципе, с таким решением я встречался, и то же самое бывает на транзисторных радиолах типа ВЭФ-201 и производных, всяких альпинистах и т.д. Где-то давно читал, что такая конструкция усилителя "делает звук вкуснее". ТЛЗ, в общем.
Динамик. Про это чудо отечественной радиопромышленности хотелось бы сказать отдельно. За жизнь я привык к каноничной конструкции динамика: корзина, подвес; катушка в поле магнита - всё позади корзины. Здесь всё не так. Видимо, в целях экономии места (другого объяснения я не нахожу), магнит и катушку поместили ВНУТРИ корзины, ПЕРЕД диффузором. Т.е. при работе динамик как бы орёт на собственный магнит. Оригинально. Гаечного ключика подходящего под ругой не было, снимать не стал - гайки, как уже можно догадаться, латунные и довольно тонкие, побоялся испоганить. На динамике видны какие-то заводские иероглифы, дата, и умилительная надпись "Rz=3,6 ома" - !ОМА! Нас в институте дюже бранили за такое.
А вот кусок схемы, который у меня вызывает ряд вопросов. Помимо вполне очевидного "щито это?!", мне кажется, что он как-то не соответствует датировкам на плате усилителя, т.к. интегральных схем (а это, я думаю, они - больше тут быть нечем) в конце 60-х вроде не было. По крайней мере, ни намёка на таковые в советских радиоприёмниках. Поправьте, знатоки, если не прав. Как бы то ни было, транзисторы ли, микросхемы ли, установлены на алюминиевых (все ведь помнят, что алюминия и латуни тут ОЧЕНЬ много?..) радиаторах, представляющих из себя две вложенные друг в друга предварительно согнутые в виде буквы П пластинки. Зачем-то - ещё один трансформатор. И там, позади трансформатора, какая-то RC цепочка тонкоррекции. Что это такое, зачем оно нужно, как работает и как вообще между собой увязано - пока не разбирался, не вникал. Вообще есть идея снять схему, может тогда что-то прояснится.
После долгого и вдумчивого обзора переворачиваю инструмент, начинаю изучать снова верхнюю деку и всё, что на ней. Обращаю внимание на станину. Выкручиваю два винта, крепящих её к деке, откладываю в сторонку. И наблюдаю очень интересную конструкцию...
Звукосниматель. Более опытные, наверняка, укажут, из чего он сделан, и в каком выпуске "техники-молодежи" или ЮТ публиковалосьсь подобное. Мне кажется, что он сделан из катушек реле. Лично мне непонятна конструкция и логика разработчиков: катушки находятся параллельно деке и струнам, магниты - бруски в передней и задней части датчика, стянуты винтиками. Как всё это может работать и снимать звук - представляю плохо. Точнее, представлять представляю, но вот работать по-моему должно плохо. Но жизнь рассудит - гитару я ещё не включал. Сигнальные провода - экранированные.
А теперь давайте сделаем шаг назад и вернемся к предыдущему фото станины и сопоставим его с нижеследующим фото. Я почему написал "интересная конструкция": видите этот хитрой формы винт, вкрученный в брусок, к которому притянута станина (в доме, который построил Джек..)? Я долго думал, что это такое (лукавлю - минуты 2 всего ушло на то, чтобы раскусить этот орешек, и ещё минута чтобы подсобрать всё обратно и проверить догадку - эврика!), а оказалось всё просто: в собранном состоянии в паз с нижней стороны станины утыкается широкая шляпка винта. И, если обратить внимание на продолговатые отверстия под фиксирующие винты, то сразу становится понятным, что таким вот хитрым образом реализована подстройка мензуры. Ни за что б не догадался такое изобресть.
После этого открытия назначение трапециевидного струнозацепа и вовсе оказывается ещё большей загадкой: как, зачем? Ведь он же практически жестко притягивает край струбцины к клёцу?.. Но потом я обратил внимание на его конструкцию: он довольно далеко отстоит от обечайки, и нависает над декой, таким образом, в случае изменения мензуры винтом, может изгибаться, особо не мешая процессу регулировки. Вот такие дела. И, наконец, открутив изнутри пару винтиков, снимаю пикгард, переворачиваю его, и наблюдаю колесики управления из белого пластика, насаженные на родные-любимые СП. Выключатели усилителя и эффекта - вон они, на пикгарде - представляют из себя обычные кнопки. Крепятся к пикгарду затейливым образом: сам пикгард состоит из пластиковой большой детали и нескольких деревянных опорных планок, приклеенных к пластику. Так вот кнопки на алюминиевом кронштейне крепятся к этой самой деревянной планке.
Вот такой вот инструмент теперь живёт у меня и занимает, безусловно, центральное место в моей скромной коллекции. Впечатления от него остались двоякие: с одной стороны - РАРИТЕТИЩЕ ВЕДЬ! - а с другой, явно есть, куда руки приложить. Да и видно невооруженным взглядом, что непрошенные гости в недра его заглядывали частенько, и вытирать ноги при этом не стремились, наследили порядочно. Ещё удручает, что плохо понятно, зачем нужен вышеуказанный кусок схемы на радиаторах - ну и в целом с транзисторной схемотехникой я не очень. Я всё больше по лампам: там детали большие, потерять труднее. В завершение обзора добавлю, что инструмент я не включал в силу ряда причин: а) пока времени нема особо, б) нету источника питания. Поэтому возможности оценить звук пока не было - но я клятвенно обещаю, что завершу начатое, и напишу вторую часть обзора, как только разгребу завал.
P.S. обзор на форуме пишу первый раз, не судите строго - и, если что-то заинтересовало, задавайте вопросы, я с радостью на них отвечу.
ID пользователя #3888 Зарегистрирован: 18.06.2013, 19:09 Местонахождение: Саратов Сообщений: 516
Вот и видно, что первый раз - в первый класс... По поводу предыстории: прошлый владелец мне мельком рассказал, что купил гитару за совершенно фантастические три тысячи рублей в 90-м или 91-м году на самой фабрике, где проходил практику как краснодеревщик (Господи, хоть бы не напутать чего!..). Как поведал ему продававший человек, гитару эту в незапамятные времена сделали по чьему-то заказу - но заказчик забирать её так и не пришёл, поэтому она в итоге отправилась пылиться в душные подвалы фабрики. Откуда и была выкуплена впоследствии. Также, по словам бывшего владельца, в тех же казематах хранилось немало других кракозябр. В любом случае, как я уже говорил, человек, который мне эту гитару продал - крайне хорошего качества гражданин, и я уже заручился его согласием на допрос с пристрастием касательно возможной истории инструмента.
ID пользователя #3888 Зарегистрирован: 18.06.2013, 19:09 Местонахождение: Саратов Сообщений: 516
wadimus Цитата ...
Какая интересная!Впервые такое вижу! Поздравляю с *мамонтёнком*!!!
Спасибо за поздравления. Меня инструмент тоже поразил, посему командировка выдалась очень волнительной - мужья к женам так не спешат, как я спешил в этот раз домой С уважением
ID пользователя #3888 Зарегистрирован: 18.06.2013, 19:09 Местонахождение: Саратов Сообщений: 516
compash Цитата ...
Ого-го!!! А на радиаторах скорее всего двуполярный стабилизатор питающего напряжения.
Я тоже подумал в сторону какой-то "защиты от дурака" и стабилизации... Если так, то, полагаю, это уже более поздняя доработка - буду внимательно изучать, сличать дыры и прочее... С уважением
Зарегистрирован: 04.06.2007, 19:11 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 23215
Обзор отличный, инструмент шикарный - респект!
Датчики штатные, на МЭФМИ делавшиеся, только покрытые целлулоидом.
Относительно "квазимикросхем" - а это не КРЕНки? Может, это часть блока питания, которая из 9 вольт делала, скажем, 18? МАЙ МУZЕУМ oleUm™
и это... я социопат и параноик, на звонки с незнакомых номеров не отвечаю принципиально. если вы вдруг откуда-то узнали мой телефон, и вам очень нужно со мной связаться - сначала отправьте СМС, мол, "я такой-то и такой-то".
ID пользователя #3888 Зарегистрирован: 18.06.2013, 19:09 Местонахождение: Саратов Сообщений: 516
Спасибо, Я-Ха. Могу только согласиться с Вашей догадкой: сам в ту же сторону подумал сразу же. Только вот чем больше я думаю на эту тему, тем больше мне кажется, что вообще вся затея с внешним питанием гитары - колхоз чистой воды. Т.к. 6 элементов 373 дают в сумме 9 вольт. А продавец мне говорил, что питал её от аккумулятора автомобильного. Выходит, если допустить, что неопознанные мной элементы - стабилизаторы - что и гнездо, и стабилизаторы, и вот эта путанка проводов - это всё уже результат интервенции. В выходные буду мантры петь, смотреть на следы и дырки в верхней деке. Кроме всего перечисленного ещё и монтаж вызывает вопросы и наталкивает на мысли о неродном.
ID пользователя #1875 Зарегистрирован: 12.05.2010, 10:16 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 946
на микросхемах/транзисторах никаких данных нет? Если это транзисторы - то скорее всего выходной каскад и что-то типа КТ815. Но они производились в 80х. Ранние такие были в металлических корпусах. Брутальная гитара, конечно. Круто-круто. Моя музыка на RealMusic.ru
ID пользователя #3888 Зарегистрирован: 18.06.2013, 19:09 Местонахождение: Саратов Сообщений: 516
Serquel, нет, никаких надписей вообще - это я перво-наперво проверил: я, после ламп, которые чуть ли не на глаз с расстояния в метр различить можно, долго привыкал первым делом на любом пластиковом квадратике искать маркировку, чтобы представиться shlepakoff, спасибо за поздравления. Насчёт остальных сокамерников - всё впереди, буду узнавать. Вдруг действительно какие-то контакты остались С уважением
ID пользователя #3667 Зарегистрирован: 08.02.2013, 13:18 Местонахождение: Спас-Клепики, Рязанская обл. Сообщений: 12680
Цитата ... Примечательно, что транзистор нагружен не напрямки на динамик, а включен через согласующий трансформатор - привет, ламповая идеология. В принципе, с таким решением я встречался, и то же самое бывает на транзисторных радиолах типа ВЭФ-201 и производных, всяких альпинистах и т.д. Где-то давно читал, что такая конструкция усилителя "делает звук вкуснее"...
Всё на много банальней...такая конструкция даёт экономичность при работе от батареек или АКБ. Теперь по поводу дополнительной навески из двух радиаторов, чего то на них установленного, и ещё одного тр-ра...Судя по всему, и исходя из того, что доп. тр-р подключен непосредственно к динамику - это дополнительный каскад усиления, умощнения (экономия летит к чертям). Выполнен он на современных транзистора с планарными выводами. Прочтите что на них написано и напишите в теме. В целом - очень интересный аппарат. Мои поздравления!
ID пользователя #3888 Зарегистрирован: 18.06.2013, 19:09 Местонахождение: Саратов Сообщений: 516
о как. А вот и вытанцовывается новая теория: ещё один каскад! Это что же выходит: выход с первого трансформатора, который на плате, подаётся на вход этого, как я понимаю, двухтакта, и потом через опять же трансформатор - идёт на динамик? интересно, интересно. Спасибо Вам, StariyDed, и за поздравления, и за ликбез! Вообще я правильно понимаю, что этот дополнительный каскад - пионерия, и его можно без сомнений, но аккуратно, удалить? Разумеется, делать я это если и буду, то не скоро, и только взвесив всё. Чёрт, как же плохо, когда я - тут, а она - там... Всё, надо переезжать на работу. И весь свой скарб сюда перетаскивать. Заодно время на дорогу сэкономлю.
ID пользователя #3888 Зарегистрирован: 18.06.2013, 19:09 Местонахождение: Саратов Сообщений: 516
увы, эта наклейка даёт только надежду, в случае чего, определить, что гитара когда-то была отправлена из Воронежа в Саратов: её наклеили в Энергии, и к появлению гитары на свет она отношения не имеет. Из опознавательных знаков, указывающих на происхождение инструмента, на нём только крошечная ромбовидная эмблемка с наименованием фабрики, установленная на станине. Весит аппарат солидно, это правда. А вот динамик не такой уж и большой: он не шибко больше моей ладони. Вообще, видимо, фотографии малоинформативны в плане габаритов - инструмент довольно компактный. Надо будет кого-нибудь попросить заснять меня с ним - сразу всё станет понятно. Ну или в выходные сделаю ещё ряд снимков со спичечным коробком
ID пользователя #2904 Зарегистрирован: 20.12.2011, 15:45 Местонахождение: Электросталь, Московская обл. Сообщений: 2228
Интересно было ознакомиться, поздравляю с таким экспонатом! Коллеги! Я собираю сканы тематических паспортов, бумажек, вкладышей, пакетов от струн и всего нашего. Поэтому, если кто может, пришлите на почту скан в максимальном разрешении и расположенном на листе А4 для наилучшего дальнейшего масштабирования. Вот соответствующая тема: [link] Виш лист: [link]
ID пользователя #4037 Зарегистрирован: 21.09.2013, 18:44 Местонахождение: Москва Сообщений: 1042
Franky Цитата ...
увы, эта наклейка даёт только надежду, в случае чего, определить, что гитара когда-то была отправлена из Воронежа в Саратов: её наклеили в Энергии, и к появлению гитары на свет она отношения не имеет. Из опознавательных знаков, указывающих на происхождение инструмента, на нём только крошечная ромбовидная эмблемка с наименованием фабрики, установленная на станине.
Стало быть, это кладовщики "Энергии" - а я-то думал, кладовщики МЭФМИ. Жаль. Хотя "ромбовидная эмблемка с наименованием фабрики" даёт слабую надежду, что это чудо - не единственное.
ID пользователя #299 Зарегистрирован: 04.11.2007, 19:20 Местонахождение: пос. Шишкин лес, Новая Москва Сообщений: 8119
Интереснейший экземпляр,мои поздравления! И динамик очень интересный, такого не припоминаю в СССР. Радиоточки были.Без корпуса,в виде диффузора с магнитом внутри конуса,но не эллиптической формы,а круглые и поболе диаметром. А этот может братские страны подкинули?
ID пользователя #3667 Зарегистрирован: 08.02.2013, 13:18 Местонахождение: Спас-Клепики, Рязанская обл. Сообщений: 12680
Мне тоже очень интересен динамик...Может быть и правда что то по СЭВу. С не терпением буду ждать его фотосессии... Доп. каскад - чистой воды "пионерия". Убирать можно без зазрения совести.
Вы должны войти, чтобы отправлять комментарии на этот сайт - пожалуйста, либо войдите, либо - если вы еще не зарегистрированы - щелкните здесь, чтобы зарегистрироваться