Советские гитары :: Форумы :: Дела
<< Предыдущая тема | Следующая тема >>   

Гавайка МЭФМИ

Переход на страницу   <<        >>  
Автор Добавил
Cdur
02.02.2020, 20:38

ID пользователя #10143
Зарегистрирован: 28.05.2019, 15:11
Местонахождение: Санкт-Петербург
Сообщений: 4501
woka Цитата ...

...Интересно, а Синев жив?


Про него не знаю.
Вот современный исполнитель:
[link]
17 июл 2017
Танго. - Утомленное солнце. Гавайская гитара. Донбасс

Мы порой, с волками споря,
Воем в си-бемоль-миноре...


Наверх
PM
Cdur
02.02.2020, 21:17

ID пользователя #10143
Зарегистрирован: 28.05.2019, 15:11
Местонахождение: Санкт-Петербург
Сообщений: 4501
"Гавайский марш", 1939
пластинка Ташкентского завода, переизданная ещё и другими заводами.
[link]

Мы порой, с волками споря,
Воем в си-бемоль-миноре...


Наверх
PM
Cdur
02.02.2020, 21:25

ID пользователя #10143
Зарегистрирован: 28.05.2019, 15:11
Местонахождение: Санкт-Петербург
Сообщений: 4501
[link]
Дмитрий ШОСТАКОВИЧ
Сюита для джаз-оркестра №1 (1934)
– Вальс
– Полька
– Фокстрот

..."Вальс», «Полька» и «Фокстрот» из Сюиты №1 отличаются мелодичностью и искрятся красочной оркестровкой: солирующие саксофон сопрано, банжо и гавайская гитара придают музыке особое звучание. Джазовые сюиты Д. Д. Шостаковича по праву являются одними из самых популярных в масштабном творческом наследии композитора,

[link]
Shostakovich, Dmitri
Jazz Suite No.1 (1934)
Three numbers for dance band
...There are three movements in all: a soupy and engaging Waltz, a lively Polka with a tricky xylophone solo, and a paradoxically entitled Foxtrot (Blues), which features a notable episode for that pioneering electric instrument, the Hawaiian guitar.

И, как уместно замечают опытные и искушённые коллеги,
"для пущей наглядности и бескомпромиссной научности" (как это принято в палате Sovietguitars) следует дополнить эту информацию следующей ссылкой:
[link]
Dmitri Shostakovich - Suite for Jazz Orchestra No. 1 [Jazz suite No. 1]
где присутствует упомянутое произведение - сюита Д.И.Шостаковича - в "полном фарше", т.е. не только со звуком, но даже и с нотами. Гавайка звучит в третьей части "Фокстрот". Как отмечают те самые опытные и искушённые коллеги, "сыграв по нотам это коротенькое соло на гавайке, можно вполне заслуженно почувствовать себя "серьёзным музыкантом, исполняющим Шостаковича!..."

[ Редактирование 26.05.2020, 11:39 ]

Мы порой, с волками споря,
Воем в си-бемоль-миноре...


Наверх
PM
woka
02.02.2020, 21:45

ID пользователя #9592
Зарегистрирован: 26.07.2018, 00:40
Местонахождение: Москва
Сообщений: 2044
Шостакович писал для гавайской гитары.
Охренеть!

Планирую восстановить Record 17, БАС-I и гавайку МЭФМИ. Когда-нибудь... На пенсии...
Наверх
PM
Cdur
02.02.2020, 22:18

ID пользователя #10143
Зарегистрирован: 28.05.2019, 15:11
Местонахождение: Санкт-Петербург
Сообщений: 4501
[link]
Гавайский блюз (обр.Б.Крупышеза)
Гавайский джаз-ансамбль п/у Бориса Крупышева

[link]
Комментарий к этому видео:
«Тихий день угасал» Русский романс в стиле танго-Яна Грей-Yana Gray
Опубликовано: 11 сент. 2017 г.
«Тихий день угасал» 1938-Яна Грей
Слова и музыка- Михаил Яскевич (1889-1946)
Михал Яскевич аккампанировал Вадиму Козину с пионерами леинградского джаза – ансамбля Бориса Крупышева. Будучи художествен¬ным руководителем джаз-капеллы, Борис Крупышев выступал в ее программах не только к солист на гавайской гитаре, но и как создатель «оригинального, в гавайского ансамбля в составе трио гавайских гитар, укулэлэ, двух банджо, большой гитары, двух скрипок, саксофона и рояля». В 30-х го¬дах гавайский джаз-ансамбль под управлением Б. Крупышева (в афишах чаще писали «Гавай-ансамбль Б.И.Бокру-Крупышева») стал самостоятельно концертирующим коллективом и исполнял в переложении своего руководителя популярные фокстроты, танго, мелодии, выступая и с певцами-солистами.В 30-х годах гавайский джаз-ансамбль под управлением Б. Крупышева и Г.Ландсберга (в афишах чаще писали «Гавай-ансамбль Б. И. Бокру-Крупышева») Одна из ранних записей ансамбля — «Гавайский блюз» сделана в Москве 17 ноября 1929 года. Поет артист ансамбля Орест Кандат.
Ленинградская джаз-капелла впервые записалась на пластинки во время своей поездки в Москву в апреле 1929 года, когда в студии Музтреста ею были исполнены «Гавайский вальс-бостон» и фокстрот «Я хотел бы знать». Решающее влияние на этот коллектив оказал один из его руководителей — Г. Ландсберг. . 1938 году он был арестован, обвинен в шпионаже и расстрелян. Реабилитирован в 1956. Больше ни о Б.Крупышеве, ни об его оркестре ничего не известно.
Первое исполнение этого танго (романса) Вадима Козина, записано на пластинку Ногинского завода в 1938 году.

[link]
В 1929 году в Ленинграде создается другой джазовый оркестр под управлением Георгия Ландсберга и Бориса Крупышева («Ле­нинградская джаз-капелла»), который включает в программу кон­цертных выступлений, кроме зарубежных пьес, произведения мо­лодых советских авторов, работавших в области джаза — Алексея Животова, Генриха Терпиловского, Николая Минха и др. Их стиль отличали серьезность эстетических устремлений и некоторый ака­демизм. «Джаз-капелла» просуществовала до 1935 года и внесла значительный вклад в развитие советского джаза.

[link]
Танцверанда Измайловского ПКиО. Ансамбль Б. И. Крупышева (первый слева). Москва,1955 (из архива М. Кляцкина)



Грамзаписи гавайского ансамбля Бориса КРУПЫШЕВА 1938 г. открываются на странице [link]

[ Редактирование 02.02.2020, 22:19 ]

Мы порой, с волками споря,
Воем в си-бемоль-миноре...


Наверх
PM
Cdur
02.02.2020, 22:42

ID пользователя #10143
Зарегистрирован: 28.05.2019, 15:11
Местонахождение: Санкт-Петербург
Сообщений: 4501
В статье "«Дружба», согретая «Костром»", помимо многого другого необычайно интересного, говорится:
[link]
...Еще один человек, который имел непосредственное отношение к записям и «Моего костра» и «Дружбы» — Борис Бокру-Крупышев. На нашей грампластинке он указан как автор инструментальной обработки и руководитель Гавайского ансамбля. Почему, собственно, гавайского? Коллектив нарекли по аналогии в честь музыкального инструмента — гавайской гитары (укулеле). Появившись в СССР в 1929 году, странный инструмент с «мяукающим» голосом быстро вошел в моду и был очень популярен вплоть до 50-х годов. Кстати, Поль Марсель, работая в театре ВятЛага, руководили ансамблем гавайских гитар. Вторую волну популярности, правда совсем недолгую, укулеле пережили в 70-х годах, когда по непонятным причинам диковинный инструмент вдруг появился в больших количествах на полках советских музыкальных магазинов.

Маэстро Бокру-Крупышев, как и Владимир Сидоров, стоял у истоков советского профессионального джаза. В 1928 году в Ленинграде он собрал и возглавил «Передвижной концертный джаз-банд». Начав с исполнения аутентичных негритянских блюзов, вскоре ансамбль стал включать в репертуар и отечественные джазовые композиции. Спустя год Борис Бокру-Крупышев вместе с Георгием Ландсбергом создал Ленинградскую джаз-капеллу. Этот коллектив вскоре вошел в штат ленинградского радио. Его называли лабораторией инструментального джаза. В 30-х годах ансамбль гавайских гитар под управлением Бориса Бокру-Крупышева записал несколько грампластинок, в том числе «Костер» и «Дружба» с Вадимом Козиным.

Борис Бокру-Крупышев справа с орденами:




Мы порой, с волками споря,
Воем в си-бемоль-миноре...


Наверх
PM
Cdur
02.02.2020, 22:51

ID пользователя #10143
Зарегистрирован: 28.05.2019, 15:11
Местонахождение: Санкт-Петербург
Сообщений: 4501
[link]




Мы порой, с волками споря,
Воем в си-бемоль-миноре...


Наверх
PM
Cdur
03.02.2020, 04:41

ID пользователя #10143
Зарегистрирован: 28.05.2019, 15:11
Местонахождение: Санкт-Петербург
Сообщений: 4501
[link]
В Ленинграде, в квартире студента сельскохозяйственного института Генриха Терпиловского (1908—1989) в конце 1920-х гг. существовал домашний джаз-клуб, где музыканты-любители слушали джаз, много и страстно спорили о новой музыке и стремились осмыслить сложность джаза как художественного явления. Молодые музыканты были так увлечены джазовыми идеями, что вскоре сложился ансамбль, который впервые создавал джазовый репертуар. Ансамбль назывался «Ленинградская джаз-капелла», музыкальными руково-дителями которой стали Георгий Ландсберг (1904—1938) и Борис Крупышев. Ландсберг еще в 1920-е гг. проживал в Чехословакии, где отец Георгия работал в торгпредстве. Юноша учился в Пражском политехническом институте, занимался спортом, иностранными языками и музыкой. Именно в Праге Ландсберг услышал американский джаз — «Шоколадных ребят» Сэма Вудинга. Прага всегда была музыкальным городом: джазовые оркестры, ансамбли были уже знакомы с заокеанской новинкой. Так что Георгий Ландсберг, вернувшись на Родину, был уже «вооружен» не одним десятком джазовых стандартов и большинство аранжировок писал сам. Ему помогали Н. Минх и С. Каган. В коллективе царила атмосфера творческого соревнования: музыканты предлагали и свои варианты аранжировок, каждое предложение горячо обсуждалось. Репетиционный процесс, порой, интересовал молодых музыкантов даже больше, чем сами выступления. «Джаз-капелла» исполняла произведения не только зарубежных композиторов, но и оригинальные пьесы советских авторов: «Джазовую сюиту» А. Животова, лирическую пьесу Н. Минха «Я одинок», «Джаз-лихорадку» Г. Терпиловского. Даже в ленинградской печати об ансамбле появились одобрительные отзывы, в которых отмечались прекрасные исполнители, игравшие слаженно, ритмически твердо и динамично. «Ленинградская джаз- капелла» успешно гастролировала в Москве, Мурманске, Петрозаводске, устраивала «просмотровые» концерты, знакомя слушателей с «культурным джазом камерного типа». Репертуар подбирался очень тщательно, с учетом концертной деятельности, но «академизм» не приносил коммерческого успеха, зрители не готовы были слушать непростую музыку. Администраторы театров и клубов быстро охладели к ансамблю, и музыканты стали переходить в другие оркестры. Георгий Ландсберг с несколькими музыкантами работал в ресторане «Астория», где уже на заре российского джаза устраивались джем-сешны с зарубежными джазменами, прибывавшими в город на круизных пароходах.

В 1930 г. многие музыканты Г. Ландсберга перешли в более успешный оркестр Леонида Утесова, а Ландсберг распустил свой оркестр и какое-то время работал инженером (пригодилось образование, полученное в политехническом институте). «Джаз-капелла» как концертирующий коллектив вновь возродилась с приходом талантливого пианиста и аранжировщика Симона Кагана, а когда в 1934 г. в ансамбле вновь появился Г. Ландсберг, «Капелла» зазвучала по-новому. С блистательной выдумкой делал аранжировки для бонда пианист Леонид Андреевич Дидерихс (1907—?). Он делал инструментальные переложения песен советских композиторов, творчески обогащая каждую партитуру. Известны и оригинальные инструментальные пьесы Л. Дидерихса — «Пума» и «Под крышами Парижа». Большой успех коллективу принесли гастроли по всему Советскому Союзу, которые продолжались десять месяцев. В 1935 г. закончился срок договора с Ленинградским радио, штатным оркестром которого была «Джаз-капелла». Музыканты снова разбрелись по другим оркестрам. В 1938 г. Г. Ландсберг был арестован, обвинен в шпионаже и расстрелян (реабилитирован в 1956 г.). Капелла прекратила свое существование, но осталась в истории музыки одним из первых профессиональных коллективов, внесших вклад в становление советского джаза, исполняя произведения отечественных авторов. Георгий Ландсберг был замечательным педагогом, воспитавшим прекрасных музыкантов, которые затем работали в эстрадных и джазовых оркестрах.

Мы порой, с волками споря,
Воем в си-бемоль-миноре...


Наверх
PM
Cdur
03.02.2020, 04:50

ID пользователя #10143
Зарегистрирован: 28.05.2019, 15:11
Местонахождение: Санкт-Петербург
Сообщений: 4501
[link]
Ансамбль гавайских гитар Симона Кагана (1930)


Мы порой, с волками споря,
Воем в си-бемоль-миноре...


Наверх
PM
Cdur
03.02.2020, 10:26

ID пользователя #10143
Зарегистрирован: 28.05.2019, 15:11
Местонахождение: Санкт-Петербург
Сообщений: 4501
[link]

Хотите услышать звучание гавайской гитары?!
3 апр 2017
Красивейшее исполнение на гавайской гитаре. Ансамбль "Настроение" под руководством Романовского С.И. г. Михайловка. Живите вкусно! *

[link]
Борис Налойченко 2017 Ж.Косма ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ

Мы порой, с волками споря,
Воем в си-бемоль-миноре...


Наверх
PM
Cdur
03.02.2020, 12:03

ID пользователя #10143
Зарегистрирован: 28.05.2019, 15:11
Местонахождение: Санкт-Петербург
Сообщений: 4501
Вестник Башкирского университета. 2013. Т. 18. №4

К ПРОБЛЕМЕ СТАНОВЛЕНИЯ ЖАНРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ БАШКИРСКОЙ ЭСТРАДЫ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
© Т. С. Ворохов
Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства
Россия, 191028 г. Санкт-Петербург, ул. Моховая, 34.
Тел.: +7 (812) 273 08 12.
E-mail: Email

...В Башкирию было эвакуировано множество учреждений культуры и искусства, большая группа
творческой интеллигенции Москвы, Ленинграда, Киева, Минска, Одессы и других прифронтовых городов.
Музыканты, эстрадные артисты, целые коллективы стали пополнять штат Башкирской государственной
филармонии (БГФ), которая была основным организатором эстрадной деятельности в Башкирской
АССР. Созданная за два года до начала войны, филармония еще не имела высококвалифицированного
исполнительского состава, как по филармоническим, так и эстрадным жанрам. Национальная
башкирская эстрада находилась в стадии становления. Поэтому приезд в Уфу большой группы
столичных актеров с опытом работы на различных сценических площадках во многом предопределил
значительное улучшение концертных возможностей БГФ, а общение, творческое содружество
способствовало росту мастерства местных артистических сил, всплеску интереса к эстрадным жанрам.

...Благодаря большому притоку творческих сил филармония смогла организовать осенью – зимой
1941 и в течение 1942 года множество больших эстрадных концертов. ... На этих концертах зрители могли ознакомиться с искусством известных советских артистов эстрады (ленинградцев), принятых в штат БГФ: куплетиста Павла Айдарова, исполнителя на гавайской гитаре Джона Данкера, выступавшего в 20–30-е гг. в программах Московского мюзик-холла, джазоркестра Я. Скоморовского, эстрадного пианиста,
композитора Симона Кагана, работавшего до войны с различными джазовыми коллективами, с Изабеллой
Юрьевой. Вел концерты московский конферансье Петр Райский

______

[link]
ИЗ ИСТОРИИ "ЭВАКУИРОВАННОЙ ЭСТРАДЫ" (МАТЕРИАЛЫ К ТВОРЧЕСКОЙ БИОГРАФИИ АРТИСТОВ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ЭСТРАДЫ)
Ворохов Т.С. (Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена)
Университетский научный журнал. 2018. № 41. С. 57-66.
Творческая деятельность артистов эстрады, эвакуированных в годы Великой Отечественной войны в тыловые районы СССР, внесла весомый вклад в военно-шефскую работу, в концертное обслуживание фронта и тыла. Развивалось плодотворное сотрудничество с местными концертными организациями и коллективами, обогатившее культурную жизнь военного времени. В статье на основе материалов из архива Башкирской государственной филармонии впервые вводятся в научный оборот факты о концертной деятельности в Башкирии и на фронте известных ленинградских музыкантов Симона Кагана и Джона Данкера в 1942–1944 гг. В дополнение к сюжету обобщены сведения о дово енной и послевоенной творческой биографии артистов, с именами которых связаны важные моменты истории советской эстрады конца 1920–1950-х гг.



Мы порой, с волками споря,
Воем в си-бемоль-миноре...


Наверх
PM
Cdur
03.02.2020, 12:38

ID пользователя #10143
Зарегистрирован: 28.05.2019, 15:11
Местонахождение: Санкт-Петербург
Сообщений: 4501
[link]
Песни и развлечения эпохи НЭПа (1921-1931)-часть 1
Серия «Русские шансонье». Основана в 2009 году. Автор проекта серии Максим Кравчинский
ДЕКОМ, Нижний Новгород, 2015











Мы порой, с волками споря,
Воем в си-бемоль-миноре...


Наверх
PM
EbenezerDorset
03.02.2020, 18:25

ID пользователя #9959
Зарегистрирован: 10.03.2019, 18:06
Местонахождение: Москва
Сообщений: 1348
Ну вы, Илья, блин, даёте! Сколько не искал - а первый раз вижу настоящего Данкера. А то всё и.о. Данкера - Гурген Тонунц попадался. Ну прям увАжили. Респект нешуточный вам.



Желаю, чтобы все ! . . .

Наверх
PM
EbenezerDorset
03.02.2020, 18:43

ID пользователя #9959
Зарегистрирован: 10.03.2019, 18:06
Местонахождение: Москва
Сообщений: 1348
Обозреватель "Цирка и эстрады" Е. Толкачев в 1929-ом призывал быть серьёзнее и "не опускаться до гаваизированных американских фокстротов". Извольте. Поднимемся до бразильской музыки 1938-ого, гаваизированной в 2011-ом. Никаких фокстротов.
[link]

[ Редактирование 03.02.2020, 18:46 ]

Желаю, чтобы все ! . . .

Наверх
PM
Cdur
03.02.2020, 20:20

ID пользователя #10143
Зарегистрирован: 28.05.2019, 15:11
Местонахождение: Санкт-Петербург
Сообщений: 4501
Шикарный звук!

Мы порой, с волками споря,
Воем в си-бемоль-миноре...


Наверх
PM
EbenezerDorset
03.02.2020, 20:50

ID пользователя #9959
Зарегистрирован: 10.03.2019, 18:06
Местонахождение: Москва
Сообщений: 1348
woka Цитата ...

В каталоге 1949 г. на странице 49 описаны две акустические гавайские гитары фабрики им. Луначарского - арт. 290 и 291.

Ну, если с приблизительным видом Луначарской гавайки арт.291 мы вроде бы определились, т.к. сделана она была скорее всего по мотивам Weissenborn,...


... то вот с арт.290 есть некоторые непонятки. Однако с весьма большой долей вероятности она представляла из себя отечественное переосмысление модели Kona, выпускавшейся ещё до (а потом и одновременно) с Weisseborn- ом.


Оба названия моделей сейчас являются именами нарицательными. И если нынешние производители реплик Kona не выпускают, то репликами Weissenborn рынок насыщен преобильно.
А теперь ищем на наших отечественных фотках 30-ых - 40-ых - 50-ых похожие инструменты ... и, в случае успеха, есть большая вероятность того, что мы увидим самую настоящую (до сих нигде не засветившуюся) Луначарскую гавайку.

Желаю, чтобы все ! . . .

Наверх
PM
woka
03.02.2020, 21:41

ID пользователя #9592
Зарегистрирован: 26.07.2018, 00:40
Местонахождение: Москва
Сообщений: 2044
А для Kona были характерны двойные деки?

P.S. Смущает ещё вот что... В каталоге 49-го только для арт. 291 указано "корпус и шейка, представляющие одно целое". А у подавляющего большинства гитар гриф крепился регулировочным винтом.
А ещё в описаниях арт. 290 и 221 только три отличия: названия, двойная дека и описание розетки. Остальное совпадает, вплоть до общей длины инструмента.
Точной информации это не даёт, но высока вероятность, что арт. 290 это та же самая "большая концертная" арт. 221, только с высоким верхним порожком. Или даже со стандартным порожком, а пятка грифа подогнана для обеспечения большой высоты струн над накладкой. Ну и с двойной декой...
Надо бы проверить по фото - нет ли среди луначарских артикулов, упомянутых в каталоге-49, гитар с вклеенным грифом. Если есть, то будет понятно, что на каталог в этом отношении надежды нет.
Пока я держал в руках только арт. 251 терц- и арт. 272 кварт-гитара. У них грифы на винте.

[ Редактирование 04.02.2020, 07:48 ]

Планирую восстановить Record 17, БАС-I и гавайку МЭФМИ. Когда-нибудь... На пенсии...
Наверх
PM
Cdur
04.02.2020, 12:56

ID пользователя #10143
Зарегистрирован: 28.05.2019, 15:11
Местонахождение: Санкт-Петербург
Сообщений: 4501
Упоминавшаяся чуть ранее статья

[quote]
[link]

  • ИЗ ИСТОРИИ "ЭВАКУИРОВАННОЙ ЭСТРАДЫ" (МАТЕРИАЛЫ К ТВОРЧЕСКОЙ БИОГРАФИИ АРТИСТОВ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ЭСТРАДЫ)
    Ворохов Т.С. (Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена)
    Университетский научный журнал. 2018. № 41. С. 57-66.
    Творческая деятельность артистов эстрады, эвакуированных в годы Великой Отечественной войны в тыловые районы СССР, внесла весомый вклад в военно-шефскую работу, в концертное обслуживание фронта и тыла. Развивалось плодотворное сотрудничество с местными концертными организациями и коллективами, обогатившее культурную жизнь военного времени. В статье на основе материалов из архива Башкирской государственной филармонии впервые вводятся в научный оборот факты о концертной деятельности в Башкирии и на фронте известных ленинградских музыкантов Симона Кагана и Джона Данкера в 1942–1944 гг. В дополнение к сюжету обобщены сведения о дово енной и послевоенной творческой биографии артистов, с именами которых связаны важные моменты истории советской эстрады конца 1920–1950-х гг.
    [/quote1580820410]


наконец-то попала в руки! И вот цитаты из этой статьи:

  • ...С. Каган принадлежал к первому поколению музыкантов, стоявших у истоков ленинградского и советского джаза в целом. Наиболее полная информация о его творчестве содержится в монографии «Советский джаз. Исторический очерк» А. Баташева (М., 1972)….
    В частности, А. Баташев отводит С. М. Кагану немаловажную роль в создании (1929) одного из первых профессиональных советских джазовых ансамблей — «Ленинградской Джаз-капеллы» (руководители Г. В. Ландсберг и Б. И. Крупышев). В составе «Джаз-капеллы» Каган руководил оригинальным гавайским ансамблем (гавайская гитара, укулеле, банджо, скрипка, саксофон, гитара, рояль), периодически выступал в качестве солиста-пианиста, делал аранжировки и сочинял эстрадно-джазовые пьесы. А. Баташев подчеркивал, что именно музыканты «Джаз-капеллы» первыми в стране стали создавать оригинальный советский джазовый репертуар [2, с. 32]. С конца 1930-го и до конца 1934 г. Симон Каган заменил Г. Ландсберга на посту руководителя. В 1933–1934 гг. Джаз-капелла числилась в штате Ленинградского радио. В этот период музыканты, по утверждению А. Баташева, с успехом исполняли «Лирическую поэму», «Кавказскую фантазию» С. Кагана [2, с. 35].
    Одновременно, как аранжировщик и музыкант, Каган сотрудничал и с оркестром Л. Утесова. В 1934 г. на Фабрике звукозаписи в Москве вышла первая советская пластинка хорошего качества звучания. Это была запись ставшего популярным в СССР фокстрота «У самовара». На пластинке указано имя исполнителя Леонида Утесова и обработчика мелодии Симона Кагана [21].
    Немалый опыт работы на эстраде к началу Великой Отечественной войны имел и ленинградский музыкант Иван Николаевич Данкер (артистический псевдоним — Джон Данкер). В середине 1920-х гг. он появился на концертных подмостках Москвы в качестве первого исполнителя на экзотичном для советской эстрады инструменте — гавайской гитаре.
    Известный советский деятель эстрады и цирка Евгений Гершуни отвел Данкеру один из очерков в книге «Воображаемый концерт» (Л., 1971), воссоздающей портреты именитых мастеров эстрады (среди них А. Райкин, Л. Русланова, Л. Утесов, К. Шульженко и др.). Е. П. Гершуни отмечает,что Данкер получил доступ на лучшие эстрадные площадки страны и стал знаменит [6, с. 38]. Его гитара звучала в 12 программах самого крупного московского эстрадного театра «Эрмитаж», в первых программах Московского и Ленинградского мюзик-холлов, по существу являвшихся центрами эстрадной деятельности в довоенном СССР. Кроме того, в московский период Данкер тесно сотрудничает с выдающимся пианистом, основателем первого столичного профессионального джазового коллектива «АМА-джаз» А. Н. Цфасманом.
    …Таким образом, в предвоенное десятилетие творчество Кагана и Данкера имело непосредственное отношение к поиску своего репертуара и ин струментального почерка первыми и лучшими отечественными эстрадно-джазовыми оркестрами.
    Каких-либо печатных сведений о военном периоде их творческой жизни мы не обнаружили. Как показало изучение архива БГФ, оба артиста состояли в ее штате почти до конца войны.
    …Имя Симона Кагана впервые встречается в декабрьском приказе по БГФ 1941 г. о создании с 22 ноября трудового коллектива в составе С. М. Кагана, Л. Г. Адамантовой (впоследствии ведущей солистки Ивановского театра музкомедии) и ряда других приезжих актеров [11, л. 73 об.]. С января 1942 г. С. Каган становится художественным руководителем этого коллектива [12, л. 5]. И уже 9 февраля «бригада пианиста, композитора Кагана» командируется «для художественного обслуживания частей Юго-Западного фронта». Это была одна из первых концертных бригад БГФ, выехавших на фронт по путевке ВГКО. В нее вошли певица Л. Г. Адамантова, арти ст ка разговорного жанра Т. П. Мравина, сатирики Павел Елинский и Петр Райский, несколько артистов цирка [12, л. 9]. Данкер был принят в БГФ «в качестве солиста на гавайской гитаре с окладом 1600 рублей в месяц при норме 18 концертов» [12, л. 56 об.].
    Накануне выезда на фронт музыканты участвуют в большом вечере эстрады и юмора, организованном БГФ в Уфе с привлечением эвакуированных артистов эстрады и театра. …
    Бригада Кагана вернулась с фронта 19 мая 1942 г. [12, л. 32 об.]. И уже 30 мая большинство членов бригады и Джон Данкер вновь выступили перед уфимцами на вечере эстрады и юмора совместно с артистами Уфимского театра русской драмы. Примечательно, что имена Кагана и Данкера, как показал анализ концертных объявлений в прессе, наиболее часто анонсировались в программах «больших эстрадных концертов» 1942 г., организованных БГФ в Уфе. …
    Также оба артиста были активно задействованы в художественном обслуживании сельского населения. Так, в августе и сентябре 1942 г.эстрадная бригада под руководством П. Елинского направляется с концертами по районам республики. В бригаде — С. Каган, И. Данкер, Л. Адамантова, артистки разговорного жанра Т. П. Узнадзе, М. С. Победоносцева [12, л. 60, 73].
    В течение осени-зимы 1942 г. бригада С. Кагана дважды направляется в Москву в распоряжение Дома Красной Армии Западного фронта и возвращается в Уфу только в марте следующего года, дав свыше 300 концертов [12, л. 98 об., 123, 129 об.; 13, л. 27]. Этой поездке была посвящена специальная статья в газете «Красная Башкирия». «Фронт обязывал… И поэтому с особой силой звучал аккордеон Симона Кагана, и, как никогда, мелодично пела гавайская гитара Данкера….» — писал корреспондент В. Кедров [10].
    После возвращения с фронта Д. Данкер был откомандирован в распоряжение ГУ музучреждений Комитета по делам искусств при СНК СССР с 22 апреля 1943 г. [13, л. 37]….
    Джон Данкер был вновь возвращен в Уфу, приказ от 19 октября гласил: «артиста Д. Данкера считать на работе в Башгосфилармонии в качестве солиста-инструменталиста (гавайская гитара) с окладом 600 рублей в месяц...». Его обязали аккомпанировать в двух отделениях и выступать в качестве солиста с выплатой двойного оклада за время работы на фронте
    Джон Данкер первую половину 1944 г. активно гастролировал в составе эстрадно-опереточной бригады БГФ под руководством Виктора Борисовича Бенифанда, одного из первых штатных артистов филармонии с момента ее образования в 1939 г. Бригада Бенифанда, так же как и бригада Кагана, относилась к числу коллективов, которые наиболее часто привлекались к концертному обслуживанию частей Красной Армии. Данкер выезжает в ее составе не только в населенные пункты Башкирии, но и в Пензенскую и Куйбышевскую области [14, л. 21 об., 32].
    С начала 1943 г. руководство БГФ начинает формировать бригады из местных и приезжих артистов для гастролей по стране, в том числе районах, освобождаемых от оккупации. В составе одной из таких бригад Данкер был направлен летом 1943 г. для «художественного обслуживания трудящихся Ростова и Ростовской области» [13, л. 60 об.]. В 1944 г., помимо работы с Бенифандом, Данкер сам становится руководителем артистической бригады [14, л. 47, 57].
    В ходе реэвакуационного процесса оба ленинградских артиста эстрады организованно покидают Уфу. 6 августа 1944 г. Джон Данкер был уволен «в связи с переездом в Ленинград» [14, л. 96 об.]. …25 сентября того же года Симон Каган и его супруга Фрида были выведены из штата БГФ «в связи с переходом на другую работу согласно правительственному вызову» [15, л. 5].
    Дальнейшая их творческая биография, как можно судить по косвенным свидетельствам, была связана с Ленгосэстрадой и Ленинградской филармонией. Весной и летом 1945 г. их имена появляются в гастрольной афише Челябинска. Данкер выступает вместе с известной ленинградской артисткой разговорного жанра Александрой Степановной Егоровой [3].
    В 1954 г. в студии звукозаписи ленинградской артели «Пластмасс» он записывает 4 пластинки: фокстроты «Кошечка», «Гавайская мелодия», «Гавайский напев», «Гавайский танец» в собственной аранжировке и в сопровождении эстрадного оркестра студии под управлением Анатолия Бадхена [24].

___________________________
Будет уместно повторить и фото:
[quote]
[link]
Ансамбль гавайских гитар Симона Кагана (1930)

[/quote1580820394]


Мы порой, с волками споря,
Воем в си-бемоль-миноре...


Наверх
PM
Cdur
04.02.2020, 13:18

ID пользователя #10143
Зарегистрирован: 28.05.2019, 15:11
Местонахождение: Санкт-Петербург
Сообщений: 4501
Оказывается, Джон ДАНКЕР не всегда играл на гавайской гитаре - в его руках было и банджо:

[link]

  • 21 АВГУСТА 2019 Г.
    Антология советского джаза. Выпуск 2. Голубая ночь. Джаз-оркестр п/у Якова Скоморовского

    ...Скоморовский ... создает собственный ансамбль, пригласив туда и тех музыкантов, что покинули Tea-джаз вместе с ним.
    Дебют нового коллектива состоялся в ресторане гостиницы «Европейская» в конце 1931 года. В это время в оркестре играли: Яков Скоморовский — первая труба, Петр Скрипаченко — вторая труба, Иосиф Гершкович — тромбон, Геннадий Ратнер, Николай Бавурин, Анатолий Варгасов — альт-саксофоны, Федор Осипов — тенор-саксофон, Иосиф Уткин — туба, Абрам Скоморовский — первая скрипка, Афанасий Мунтян — скрипка (А. Мунтян впоследствии стал одним из лучших джазовых кларнетистов), Александр Скоморовский — скрипка, рояль, Джон Данкер — банджо, Леонид Шатохин — ударные.





Яков Борисович СКОМОРОВСКИЙ (1889, Киев - 1955, Ленинград - годы жизни даны по [link])

И вот похоже есть еще одно фото Джона ДАНКЕРА - как раз в составе этого оркестра с банджо в руках:
[link]
Джаз-оркестр Якова Борисовича Скоморовского (выступление в ленинградской гостинице "-Европейская").




А на банджо играть Джон ДАНКЕР начал заметно раньше, чем на гавайской гитаре:

  • https://vk.com/wall-44753020_152241
    Колыбелью первого советского «гавайского» гитариста был весьма своеобразный ансамбль, который выступал в 1923—1924 годах в Ленинграде. Один из старейших русских саксофонистов Алексей Артемьевич Козлов играл в нем на тенор-саксофоне и кларнете. Ему аккомпанировали двое банджоистов (Иван Соколов и Борис Градский), пианист (руководитель ансамбля — Эдуард Корженевский) и барабанщик. Выступали они в помещении ресторана «Кавказский» на Невском проспекте, в театре «Летучая мышь». Гвоздем программы был пиротехнический эффект, придуманный Корженевским: из раструба саксофона неожиданно вылетал фейерверк цветных бенгальских огней, освещая полутемный зал всеми цветами радуги. В то же время, банджоист этого новаторского коллектива Иван Соколов (музыкальный историк Глеб Скороходов называет его Иваном Николаевичем, а Рина Зелёная, знавшая его — Иваном Ивановичем), прочитал в одном журнале о гавайской гитаре. Из статьи он узнал, что играют на ней, кладя плашмя на колени; левая рука ведёт стальной пластиной по струнам прижимая их к грифу, а правая — тремя кольцами, надетыми на пальцы, играет на струнах. От этого у гитары получается нежный и певучий звук.

    Через год Иван Соколов купил в комиссионном магазине гавайскую гитару и вскоре появились афиши: «Гавайская гитара. Джон Данкер» — по совету опытного администратора, артист взял себе «заморский» псевдоним. Первое выступление Джона Данкера состоялось в 1924 году в ресторане «Кавказский». По свидетельству артиста Александра Менакера, «публика выла от восторга».

    ...«Непривычная музыка на гавайской гитаре в исполнении только что приехавшего с Гавайских островов Джона Данкера, — объявлял конферансье. И сделав эффектную паузу обращался за кулисы: – Ваня, выходи!». Иногда выход артиста сопровождался краткой биографической справкой: «Американский артист Джон Данкер, родился в Костромской губернии, Чухломского уезда, в деревне Борки, шестьдесят верст от железной дороги, и все лесом, лесом, лесом», – так объявлял конферансье Александр Грилль.

    Начиная с 1920-х годов появилось много гитаристов-исполнителей в гавайском стиле, некоторые записывались на грампластинки. Это К. О. Фишкин, И. Д. Троянов, солист всесоюзного радиокомитета Николай Луковихин, Мирон Раскатов из оркестра Бориса Карамышева, гитаристка Е. Легар. Из музыкантов младшего поколения 1960-х годов можно упомянуть Николая Степанова — гитариста АЭМИ Вячеслава Мещерина. Гавайская гитара быстро распространилась на советской эстраде и в репертуаре эстрадных оркестров. Гавайскую музыку можно услышать и в советских кинофильмах тех лет.

    Вообщем-то, это была не совсем гавайская музыка, а её адаптированный вариант. Ведь, наверняка, никто из наших музыкантов не бывал на Гавайских островах. Музыкальную информацию они могли получать только по грампластинкам исполнителей на гавайской гитаре, которые, то и дело, перепечатывались отечественной грампромышленностью или звучали по радио. Поэтому, гавайская музыка стала в СССР более широким понятием, в которое каждый вносил что-то своё, в меру своей осведомлённости и воображения.

    Через два года после дебюта Джона Данкера, на эстраде была поставлена оперетта «Карьера Пирпойнта Блэка». Дмитрий Шостакович написал для неё «гавайское» произведение «Taiti-Trot». И это не единственный опыт Шостаковича в экзотическом жанре: к примеру, в «Сюите для джаз-оркестра №1» есть партия гавайской гитары.

    В 1929 году на афише выступления Джаз-капеллы под руководством ленинградского саксофониста Бориса Крупышева и Ландсберга в составе значилась гавайская гитара. На той же афише был, объявленный как «новинка сезона», «Гавайский ансамбль» в составе 4 гавайских гитар, укулэле, двух банджо, скрипки, саксофона, гитары и рояля. Борис Крупышев в то же время готовил для своего ансамбля новую программу «Гавайский дуэт». Приглашённый в ансамбль Александр Менакер, вспоминал:
    «В нем были скрипки, виолончели и гавайские гитары. На Гавайях я никогда не был, а сведения об островах получил от брюнета с проницательными глазами, который играл на гавайской гитаре и пользовался успехом у ленинградских и московских зрителей, а особенно у женщин. Звали этого «гавайца» Джон Данкер... Крупышев решил перещеголять Данкера масштабами: он играл не только на гавайской гитаре, но и на банджо, и на альт-саксофоне, а я аккомпанировал на рояле».

    Вскоре, Джона Данкера пригласил в состав новоиспечённого джаз-оркестра москвич Яков Скоморовский. В начале блокады он, и некоторые другие ленинградские артисты, были приняты в штат Башкирской государственной филармонии.



Б.В.Градский с банджо в руках и лежащей рядом на обоих фото [гавайской-?] гитарой в составе ансамбля Л.О.Утёсова:




И еще несколько подробностей о жизни Джона ДАНКЕРА:
[link]
Павильон, гримерная, мотор! 2-я часть
Рене Арманд
"...мне попался в книге  такой анекдотец. Ширвиндт играл в каком-то спектакле роль короля гавайской гитары Джона Данкера. И вот в Ленинграде подходит к нему, как пишет Ширвиндт, низенький лысый еврей с оттопыренными ушами и благодарит красавца Ширвиндта в белом костюме и с перстнем на пальце за то, как он замечательно сыграл его, Данкера. Ох, уважаемый Александр Анатольевич, обманул вас тот человек, бесстыдно обманул. Это был никакой не Данкер.
«Ленинградец Джон Данкер , во фраке, с прямым пробором в густых волосах, играл на только что ставшей у нас известной гавайской гитаре. Ее поющий, чуть-чуть носовой звук придавал выступлению необычный, экзотический характер... «Красавец мужчина, покоритель женских сердец». Артист, появившийся со своей гавайской гитарой на советской эстраде во времена НЭПа, являл своим костюмом, внешним видом, набриолиненным пробором подчеркнутую элегантность... »  В начале шестидесятых, когда меня познакомили с Джоном Данкером, я была разочарована. К тому моменту я уже прочитала повесть Бориса Балтера «До свидания, мальчики!», где артист выведен как обольститель юных поклонниц. Но передо мной стоял совершенно другой человек.  Король гавайской гитары  на самом деле носил имя Иван Николаевич Соколов, был он русопят ( устаревшее слово, но очень понятное — русский до самых пят) худощав , бледен и немного веснушчат. Поредевшие седые волосы. Серый джемпер, коричневый в мелкую клетку пиджак.  Экзотического в нем если что и было, так это коллекция его гавайских гитар на стенах в квартире.  Откуда я это знаю?  Да знаю. Не раз потом общалась — и дома у него в Ленинграде бывала, и за нашим семейным столом мы сиживали, и в больничной палате у отца встречались. Данкер с 1955 года был женат на той самой  пианистке Вере Арманд, на которой в 1933 году женился мой отец. После развода Вера Константиновна оставила себе нашу фамилию. Когда ей было уже за семьдесят, она призналась мне, что вышла за Данкера, потому что у него никого не было из родни, а за моим отцом вечно тянулся целый хвост своих и приемных детей, и к тому же он витал в облаках, а ей приходилось думать о благосостоянии. Данкер оправдал её надежды. Пара жила на широкую ногу в своё удовольствие. Предметом их забот был разве что добрый эрдельтерьер, которого оба обожали. Овдовев, Вера осталась с крупным по тем временам состоянием. Квартира в центре Ленинграда, дача в Эстонии, машина и даже яхта. Иван Николаевич Соколов умер  в 1966 году в возрасте 70 лет. … Так что низенький лысый еврей из байки Ширвиндта просто какой-то жалкий самозванец, не имеющий отношения к Джону Данкеру."

Таким образом, Джон ДАНКЕР родился в 1896 или 1895 г. - только в этом случае на момент смерти в 1966 г. ему могло быть 70 лет.

P.S. Вера АРМАНД действительно участвовала во время войны в артистических программах с Джоном ДАНКЕРОМ:
[link]
Концерт Александры Степановны Егоровой. Суббота, 9 сентября 1944 г. при участии артистов Ленгосэстрады: Джон Данкер (Гавайская гитара), Валентина и Михаил Степановы (Акробатический этюд) и др.. Программу ведет Игорева, М.Ф. Партия рояля В.К. Арманд афиша "Ленинградская государственная эстрада" издание: 1944
[link]
23.03.1945
Афиша. Челябинская областная филармония в помещении театра имени Цвиллинга. 26 марта большой концерт. В концерте участвуют: мастер ленинградской эстрады Александра Егорова (музыкальные рассказы, фельетоны, пародии), солист Всесоюзного гастрольно-концертного объединения Натан Латинский (скрипка), артист ленинградской эстрады Джон Данкер (гавайская гитара). Партия фортепиано Вера Арманд и Любовь Меттер. Начало в 21 час.

[ Редактирование 25.05.2020, 11:42 ]

Мы порой, с волками споря,
Воем в си-бемоль-миноре...


Наверх
PM
EbenezerDorset
04.02.2020, 13:51

ID пользователя #9959
Зарегистрирован: 10.03.2019, 18:06
Местонахождение: Москва
Сообщений: 1348
woka Цитата ...

P.S. Смущает ещё вот что... В каталоге 49-го только для арт. 291 указано "корпус и шейка, представляющие одно целое". А у подавляющего большинства гитар гриф крепился регулировочным винтом.

Александр, "... арт.291 "Гавайская" с полой шейкой... "
И про 290-ый и про 291-ый есть ещё пара вещей, которые смущают, но об этом чуть позже (надо аргументацию подобрать).
Илья, ну вы, как всегда, жжёте...

[ Редактирование 04.02.2020, 13:53 ]

Желаю, чтобы все ! . . .

Наверх
PM
woka
04.02.2020, 14:25

ID пользователя #9592
Зарегистрирован: 26.07.2018, 00:40
Местонахождение: Москва
Сообщений: 2044
И да - камрады, огромное спасибо за инфу о Джазовой капелле и Данкере, чудесное видео с Steve Howe и Вайссенборны с Конами (кстати, как правильно читается Kona?).

Планирую восстановить Record 17, БАС-I и гавайку МЭФМИ. Когда-нибудь... На пенсии...
Наверх
PM
roman66
04.02.2020, 15:26

ID пользователя #7458
Зарегистрирован: 20.07.2016, 08:08
Местонахождение: Idar-Oberstein. Europa
Сообщений: 968
Прошу прощения,Гаспада,а не кажется ли вам,что вот уже страниц 20 этого опуса вы нарушаете правила форума.Где в ваших гуглевских тоннах инфы речь о ремонте?Наберитесь мужества и закройте тему.Либо переместите в подходящий раздел.
Наверх
PM
Cdur
04.02.2020, 16:37

ID пользователя #10143
Зарегистрирован: 28.05.2019, 15:11
Местонахождение: Санкт-Петербург
Сообщений: 4501
roman66 Цитата ...

Прошу прощения,Гаспада,а не кажется ли вам,что вот уже страниц 20 этого опуса вы нарушаете правила форума.Где в ваших гуглевских тоннах инфы речь о ремонте?Наберитесь мужества и закройте тему.Либо переместите в подходящий раздел.


Лично мне - нет, не кажется!

И вот почему:

  • http://sovietguitars.com/e107_plugins/forum/forum_viewtopic.php?2436

    1.3. Сайт оказывает всемерное информационное содействие созданию коллекций тематических инструментов, написанию обзоров, историческим изысканиям, ремонту и восстановлению инструментов в виде, максимально приближённом к аутентичному, организации выставок ретрогитар и использованию их в творчестве.

    2.3. Участие в форуме подразумевает полное и безоговорочное принятие настоящих Правил.

    2.8. Темы и сообщения удаляются и закрываются Администрацией по просьбам топикстартеров. В случае спорных вопросов Администрация оставляет за собой право не реагировать на эти просьбы.

    3. НА ФОРУМЕ ЗАПРЕЩЕНО
    ...3.16. Указание другим участникам форума на нарушение Правил (самовольное модерирование)
    , действия от лица администрации. Указание на нарушение правил допускается только в личном сообщении Администратору или через кнопку «Сообщить модератору» в верхнем правом углу сообщения.


Дополнительно поясню:
если придерживаться высказанного ранее В ЭТОЙ ТЕМЕ (стр.21) тезиса, что "Мода на гавайские гитары в нашей стране закончилась где-то в 30-е годы, как мне кажется. Да и не было ее, моды, скорее всего. Так, единичные музыканты-любители этого инструмента, как тот же Давид Медведовский... ", то можно и не ремонтировать гавайки - ибо кому ж это надо, если они НЕ были значимой частью культурного наследия?
Однако приведенный в дальнейшем обсуждении (и во многом приведенный ВПЕРВЫЕ даже для весьма искушенных специалистов) материал дает совершенно иное представление о месте гавайской гитары среди других музыкальных инструментов нашего отечества, - и по-видимому бОльшую мотивацию при поиске таких инструментов и приведении их в боевое состояние, - что опять же соответствует целям и задачам сообщества.

Мы порой, с волками споря,
Воем в си-бемоль-миноре...


Наверх
PM
roman66
04.02.2020, 17:15

ID пользователя #7458
Зарегистрирован: 20.07.2016, 08:08
Местонахождение: Idar-Oberstein. Europa
Сообщений: 968
Браво.Вот только ремонт где?
Наверх
PM
roman66
04.02.2020, 17:17

ID пользователя #7458
Зарегистрирован: 20.07.2016, 08:08
Местонахождение: Idar-Oberstein. Europa
Сообщений: 968
Вы,уважаемый,зарегистрировались на форуме как раз в то время,когда я форум временно покинул.Из-за всякого рода демагогии.
Наверх
PM
Переход на страницу   <<        >>  

Модераторы: violet, EjiK, Басист Кайф, Я-Ха, Izol, SPA, shlepakoff, byte_crow

Перейти:     Наверх

Powered by e107 Forum System
Мини-чат
Вы должны войти, чтобы отправлять комментарии на этот сайт - пожалуйста, либо войдите, либо - если вы еще не зарегистрированы - щелкните здесь, чтобы зарегистрироваться


Сhelya
23.04. : 05:08
Не успел смонтировать на выходных, поэтому только сегодня. Эльта Соло ЭГС-650 [link]

ZAHAR-Minsk
22.04. : 18:29
[link]
Не знаю куда вставить ссылку, но этот мужик красавчик

SPA
21.04. : 16:47
я бы сказал - лицо канала

swin
21.04. : 16:01
E75 - официальный спикер канала SPA-guitars.

SPA
21.04. : 15:12
традиционный воскресный видос про всем известного [link]

swin
20.04. : 18:19
Оба лучше!

Mr_Digitech
20.04. : 07:45
- Гитара JOLANA STRAT 1 -
[link]

Vzglyad
19.04. : 06:48
Красота!!!

SPA
18.04. : 17:57
внезапно свежий ролик
[link]

saboteur
17.04. : 06:05
Musima 1657 B: [link]

Cort
16.04. : 12:29
Skyworker79
Я собрал фото по ссылке в один файл - [link]

Skyworker79
15.04. : 15:30
Надеюсь,кто то из форумчан успел приобрести и мы увидим хорошие слайды! [link]

Skyworker79
12.04. : 18:45
С Днем космонавтики,коллеги!

SPA
08.04. : 14:15
ну не знаю, я снимал недели три назад и монтировал во вт

Сhelya
08.04. : 06:40
так выходные же :) у всех есть время снять, смонтировать и выложить :)


Поиск Советские гитары
Счетчики


© 2006 - 2024 SovietGuitars.com - Общество Коллекционеров Советских Электрогитар. Сайт не является СМИ. 18+


Техническое обслуживание сайта осуществляется веб-студией «Код-А»