ID пользователя #10143 Зарегистрирован: 28.05.2019, 15:11 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 4494
aelita85 Цитата ...
...Еще одна особенность - это дот на втором ладу. Не скажу, что вижу впервые, но никак не мог привязать наличие или отсутствие этого дота к годам. Теперь зацепка есть. Дот на втором ладу точно делался в 1949году...
Вот ещё про дот на 2-м ладу: [link] Параметры гитары: Мензура - 610 мм., длина корпуса - 440 мм., нижний овал - 290 мм., талия - 168 мм., верхний овал - 208 мм., толщина у нижнего клёца - 73 мм., у верхнего клёца - 65 мм., продольный купол нижней деки - 7 мм., верхняя дека без купола толщиной - 4,0 мм., диаметр голосника - 80 мм., ширина грифа у верхнего порожка - 48 мм., у 12-го лада - 60 мм., расстояние между крайними струнами не верхнем порожке - 43 мм., на нижнем порожке - 65 мм., гриф в сечении имеет радиус и порожки, соответственно то-же. По фото видно, что обечайки и нижнюю деку подкрашивали "под палисандр". .. На головке грифа есть металлический шильдик с надписями: ВСЕКОПРОМСОВЕТ РАДИОЛАБОРСОЮЗ МОСКВА артель ТЕМП Трифоновская 3 т. К-0-9(5)0-01 К-4-6(8)1-57
В книге "Вся Москва: адресно-справочная книга" за 1936 г, на стр 106 есть упоминание про Мособлкультпромсоюз, куда входили среди прочих такие артели как музыкальная артель"ТОМП" и артель "ХИМРАДИО",стр 214. Но в далеком 1936 году артель "ТОМП" находилась по адресу Бауманская 13/15, а на Трифоновской 3 была артель "ХИМРАДИО".
В 1937 году ХИМРАДИО переименовывают в Завод "XX-й Октябрь" (об этом упоминается в журнале "Радиофронт"1938 № 7) который стал крупнейшей артелью в Радиолаборсоюзе. Точно известно, что в этот завод вливается артель "АРФО"(тот-же Мособлкультпромсоюз). Скорее всего, и артель"ТОМП" переезжает на ул. Трифоновскую 3 в это-же время. В 1939 году ул Трифоновскую переименовывают в ул Новодубровскую( Сейчас улица 1-я Дубровская ул., это аккурат на против ДК Шарикоподшипника, где был захват заложников "Норд Оста"), указатель к плану г. Москвы за 1939 год, стр 57. Так что с большой вероятностью год изготовления этой гитары 1937-39. В книгах "Вся Москва: адресно-справочная книга" за 1927,1930 и 1931 г артель "ТОМП" не упоминается.
Мы порой, с волками споря, Воем в си-бемоль-миноре...
ID пользователя #9592 Зарегистрирован: 26.07.2018, 00:40 Местонахождение: Москва Сообщений: 2044
Полагаю, что никакой артели ТЕМП не было, т.к. по ссылке на всех фото как раз буква Е (или О) плохо просматривается. А у нас на форуме Макс выкладывал этикетку артели ТОМП с тем же адресом на Трифоновской.
Ну и это таки не звенигородские артели и не Шихово. По московским артелям надо отдельную тему создавать. Ну или одну из имеющихся использовать...
[ Редактирование 28.01.2020, 08:45 ] Планирую восстановить Record 17, БАС-I и гавайку МЭФМИ. Когда-нибудь... На пенсии...
ID пользователя #9778 Зарегистрирован: 17.11.2018, 23:08 Местонахождение: Тюмень Сообщений: 1436
Ребята, а вот такой вопрос. С чем может связано появление этого дота на втором ладу?
1. Мода, которая распространялась не только среди московских артелей, но и до Шихово тоже? Там же расстояние от Шихово до Москвы (центра) совсем малое. 2. Или это связанно как то со строем семиструнки? 3. Или это оставшаяся традиция от мандолин?
ID пользователя #10143 Зарегистрирован: 28.05.2019, 15:11 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 4494
7-струнная гитара с дотом на 2-м ладу присутствует в разделе "ГИТАРЫ Ленинградской фабрики им. Луначарского" в каталоге того самого 1949 года "Каталог музыкальных инструментов ММП РСФСР, Гл. упр. пром-сти муз. инструментов" (сдан в набор 10 мая 1949 г.) - и расстояние от этой фабрики - что до московских артелей, что до шиховских, что до звенигородских...:
[ Редактирование 28.01.2020, 09:28 ] Мы порой, с волками споря, Воем в си-бемоль-миноре...
ID пользователя #9778 Зарегистрирован: 17.11.2018, 23:08 Местонахождение: Тюмень Сообщений: 1436
Сдается мне Cdur, что появление дота на втором ладу это СЛЕДСТВИЕ моды, которая была на тот период времени в европейской части России. А ПРИЧИНОЙ остается традиция, которая перешла от мандолин (надо посмотреть мандолины Шиховские).
Однако, по фото Луначарок можно сказать, что европейские формы в 1949г (правая и центральная гитары) уже серьезно претендовали к серийному производству. Элементы, свойственные отечественным мастерам на гитаре слева.
ID пользователя #10143 Зарегистрирован: 28.05.2019, 15:11 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 4494
[link] № 14(48) от 05.04.2007 [«Аргументы Недели » "В Шихове гитары делали уже с конца XVIII века. Завез эту блажь местный уроженец крестьянин Емельянов. В Москве он обучался гусельному делу, по случаю как-то увидел гитару и услышал ее замечательное звучание. Влюбившись в шестиструнку, гусли Емельянов забросил, научился делать «гишпанский» инструмент и привез этот навык в родную деревню. Уже через десяток-другой лет гитары делались не только в Шихово, но и в других окрестных селеньях, а слава их перешагнула даже границы Отечества. Например, за инструментами мастеров Краснощекова и Полякова специально приезжали знатоки со всей Европы, даже из Испании - родины гитар.
В 1929 году в Шихово была построена фабрика музыкальных инструментов. Мастеров-надомников пригласили руководить производством, так что качество шиховских гитар вплоть до 90-х годов оставалось высоким.
Страна, с начала 60-х сходившая с ума от бардовской песни, в массовом порядке обучалась игре на гитаре. В СССР было, по сути, три фабрики, выпускавшие этот народный инструмент: ленинградская, львовская и шиховская. Продукция последней, может быть, и уступала другим по качеству звука, но с лихвой компенсировала своей непритязательностью и демократичной ценой - в 7 рублей с копейками. С такой шестиструнной «подругой» не страшно было пойти в поход, на пляж, в геологическую партию, на свадьбу или танцы. Она не боялась дождя и легкого морозца, южного жгучего солнца и молодецких разборок. Ленинградские и львовские инструменты больше берегли: они и дороже были, и в продаже попадались реже. Не будет преувеличением сказать, что основная масса нынешних музыкантов-звезд, начинавших свою карьеру в советские времена, научились брать свои первые три «блатных» аккорда именно на шиховской гитаре. И за это навсегда останутся ей благодарны.
...сегодня в магазинах гитар - пруд пруди. По ценам, доходящим до 40 тысяч рублей и выше. Есть и сравнительно дешевые - от 1200 рублей - и неплохие по звуку гитары музыкальной фабрики города Боброва под Воронежем. Парадокс в том, что тамошнее производство «поставили на ноги» как раз шиховские мастера! И у себя в цеху учили бобровчан, и сами сколько раз выезжали на место." Мы порой, с волками споря, Воем в си-бемоль-миноре...
...до определённого времени в СССР Шиховское производство гитар было под началом московской конторы "Гармония", к которой Шихово приставили просто потому что на фабрику тогда ещё мастера надомники не тянули, а совсем без присмотра их тоже оставлять было нельзя. Потом, когда в Шихово организовали полноценную фабрику, то и управление стало местным, а до этого гитары из Шихово реализовались исключительно через Москву, по этому и мнение такое сложилось, что это Московские гитары.
[ Редактирование 02.02.2020, 07:14 ] Мы порой, с волками споря, Воем в си-бемоль-миноре...
...Отдельное место в экспозиции занимает стенд «мастерская народного музыкального мастера». Основу раздела составляют фрагменты балалаечного промысла Горенской артели из Ульяновской области и схожей по форме производства Суровской артели из знаменитого села Шихово Московской области. Мы порой, с волками споря, Воем в си-бемоль-миноре...
ID пользователя #10143 Зарегистрирован: 28.05.2019, 15:11 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 4494
СРАВНИМ:
[quote] [link] Артельная гитара, сделанная к всемирному фестивалю молодёжи 1957 года. Поэтому украшена своеобразной надписью за подставкой и голубем-птицей-мира перед))) Этикетка сохранна, надпись "Артель "Кооперативный путь", д.Шихово Звенигородского р-на Московской области, 1957 год".
Корпус-массив красного дерева (что для артельных гитар редкость), корпус довольно большой, мензура 640. Сделана для той эпохи весьма аккуратно, видимо, для фестиваля расстарались. Обильно (может чрезмерно) инкрустированы розетка и кантик
[/quote1580622776]
с опубликованным на Форуме ранее, а именно: разметку накладки грифа, обильную инкрустацию и наличие струнозацепа с тем, что опубликовал zlav 16.12.2012 в теме "Советские гитары в кино" [link]
zlav Цитата ...
Художественный фильм "Девушка с гитарой" - 1958 г. На всех фото одна и та же гитара. Но самое интересное, что она шестиструнная! В то время в СССР играли на семиструнках. Может быть гитара привезена с фронта, как трофей, а потом стала реквизитом на Мосфильме. Возможно она принадлежала самой Людмиле Гурченко?
Вот покрупнее фото
Ну и ещё пара картинок, на которых видны детали инструмента:
ID пользователя #10143 Зарегистрирован: 28.05.2019, 15:11 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 4494
Получить представление о том, в какой степени инструмент, сделанный к Фестивалю 1957 года, соответствовал веяниям тогдашней гитарной моды, можно, например, сравнив его с похожей гитарой, представленной в каталогах фирмы KAY (просто под руку попались) на протяжении как минимум 1956-1960 гг.:
ID пользователя #10143 Зарегистрирован: 28.05.2019, 15:11 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 4494
aelita85 Цитата ...
...вопрос, сколько же там было этих промколхозов.
[link] Список выявленных балалаечных фабрик, артелей и промыслов:
Фабрика музыкальных инструментов имени А.В.Луначарского, г.Ленинград (1926г./нач.2000-х)
Черниговская фабрика музыкальных инструментов им.Павла Постышева, г.Чернигов, УССР (1933г./конец 1990-х)
Московская Экспериментальная Фабрика Музыкальных инструментов - МЭФМИ, г.Москва (1932/начало 1990-х) Главмузуправление Фабрика Музыкальных Инструментов, г.Ростов-на-Дону (1921г./производство балалаек до 1960-х)
Осакаровский Музкомбинат, пос.Осакаровка, Казахская ССР (1938г./конец 1980-х)
Фабрика музыкальных изделий "Сарапульская", МПО "Кама", г.Сарапул, Удмуртская АССР (конец 1930-х/до 1960-х)
ID пользователя #9778 Зарегистрирован: 17.11.2018, 23:08 Местонахождение: Тюмень Сообщений: 1436
Да, Cdur, мне этот список известен. Но абстрагируемся сейчас от Звенигородских предприятий и сконцентрируемся только на Шихово.
В списке указано на балалаечный промысел, который сохранился до сих пор.
По моему мнению такой обобщенный статус указан не зря и он предполагает существование большого количества артелей и колхозов в том числе. Иначе бы говорили о конкретном колхозе или конкретных артелей. Но говорят о промысле.
Мы же знаем, что все эти артели и колхозы были формально только на бумагах. По факту мастера-надомники работали у себя в частных мастерских. Формальность была нужна для обеспечения трудоустроенности населения шихово. Мы так же знаем, что мастера так же, отделялись от семьи своих родителей, женились, выходили замуж, и создавали свои мастерские-дворы. Это и есть тот механизм, который доказывает, что артелей было больше, чем одна. Точно так же можно подумать и про промколхозы.
ID пользователя #9778 Зарегистрирован: 17.11.2018, 23:08 Местонахождение: Тюмень Сообщений: 1436
Да! Shk большое спасибо!
Кстати надо бы действительно обращать внимание на околошиховские деревни. Ведь это естественно, если шиховские мастера приглашались и в Ленинград и в Москву, то по соседним деревням тоже была миграция.
А теперь про гитару. 1. Нижний порожек (бридж) в виде лодочки с отверстиями под колышки 2. Звезда внизу на верхней деке 3. Толстая дека 4. Форма корпуса 5. Форма "палатки" пера грифа 6. Форма "турецкой сабли" лепестка грифа 7. Шильдик на пере с наименованием производителя
«ВКПС Мособлмузрадиопромсоюз БЕЛОЗЕРОВСКИЙ п/м-з пр-во гитар и балалаек д.Белозерово Звенигородского р-на Моск.обл.» Мензура 620 мм
На этой гитаре абсолютно все особенности, свойственные Шиховским мастерам. Почерк, понимаешь... Эту гитару реально можно рассматривать как эталон шиховского производства довоенного периода.
Однако, и метка на втором ладу есть. А вот даты, конкретной даты нет.
woka, а в Архиве Экономики не может оказаться данных Комитета по ценам (со всеми вытекающими артикульными последствиями)?
А вот ХЗ. Постановления Совмина СССР и личные дела лежат в ГАРФ, а куда распихали документы комитетов при Совмине РСФСР - непонятно. Правда всерьёз я пока это не пытался копать. Илья aka Cdur, не попробуешь? У тебя с поиском явно лучше, чем у меня Интересуют постановления (или что у них было - приказы?) Комитета по ценам Совмина РСФСР... В каком архиве искать? Планирую восстановить Record 17, БАС-I и гавайку МЭФМИ. Когда-нибудь... На пенсии...
Там кликаем "Ценообразование", и открывается (это всё РГАЭ) [link] 39. Государственный комитет цен (Госкомцен) при Совете Министров СССР. 1958 - 1991 ф. 437, кат. 1, оп. 5, д. 1440, дат. 1958 - 1979 гг.
созд . 1958 г., лик . 1991 г.
Предыдущие названия и подчиненность
Бюро цен при Госплане СССР. 1958 - 1965
Государственный комитет цен (Госкомцен) при Госплане СССР. 1965 - 1969
Государственный комитет цен (Госкомцен) при Совете Министров СССР . 1969 - 1991
1991 г . - Межреспубликанский комитет по ценам при Министерстве экономики и прогнозирования СССР
НСА к фонду : историческая справка к фонду, предисловие к описям
2.6. Обеспечение отрасли.
[ Редактирование 18.02.2020, 13:16 ] Мы порой, с волками споря, Воем в си-бемоль-миноре...
ID пользователя #9592 Зарегистрирован: 26.07.2018, 00:40 Местонахождение: Москва Сообщений: 2044
Не знаю, может и оно. Росмузпром имел республиканское подчинение, но был ли свой Госкомцен при Совмине РСФСР я не знаю - не исключено, что всеми ценами рулил союзный. В любом случае круто! Это первый реальный претендент на раскапывание дат - когда какой артикул был присвоен. Спасибо!!! Планирую восстановить Record 17, БАС-I и гавайку МЭФМИ. Когда-нибудь... На пенсии...
ID пользователя #9592 Зарегистрирован: 26.07.2018, 00:40 Местонахождение: Москва Сообщений: 2044
А толку? До архивов я доползу только к пенсии, а до неё ещё дожить надо Планирую восстановить Record 17, БАС-I и гавайку МЭФМИ. Когда-нибудь... На пенсии...
ID пользователя #9959 Зарегистрирован: 10.03.2019, 18:06 Местонахождение: Москва Сообщений: 1348
woka Цитата ...
Не знаю, может и оно. ... не исключено, что всеми ценами рулил союзный.
Не исключено. Иначе зачем за артикулом для Эльты надо было ехать в Москву?... Хотя армянские товарищи как-то вроде у себя на месте справлялись... ХЗ. Желаю, чтобы все ! . . .
Вы должны войти, чтобы отправлять комментарии на этот сайт - пожалуйста, либо войдите, либо - если вы еще не зарегистрированы - щелкните здесь, чтобы зарегистрироваться