Советские гитары :: Форумы :: Гитары СССР
<< Предыдущая тема | Следующая тема >>   

"ГИТАРАЙКА" Э.Я.Смеловой конца 1980-х – начала 1990-х годов

Автор Добавил
Cdur
24.01.2020, 11:36 Просмотр для печати

ID пользователя #10143
Зарегистрирован: 28.05.2019, 15:11
Местонахождение: Санкт-Петербург
Сообщений: 4501




Эдельвена Яковлевна Смелова (23.10.1934 – 07.01.2021) - московский учитель музыки. Она привнесла много нового в как в методику раннего обучения детей музыке, так и в создание материальной базы - инструментов, обеспечивающих достижение результата.
_____________________________________________________________________________
МЕТОДИКА ДОНОТНОГО ОБУЧЕНИЯ МУЗИЦИРОВАНИЮ
[link]
В основу своей работы в 1980-е – начале 1990-х годов московский учитель музыки, Эдельвена Яковлевна Смелова, положила великолепную идею: отказаться от линейной нотации на первоначальном этапе обучения, а учить так, как учились играть крестьяне, считая отверстия на духовом инструменте. Играть, музицировать… Ее обращение к преподавателям музыкальной секции факультета педагогики и методики начального обучения Курского государственного университета дало возможность широкомасштабного внедрения методики, разработанной и апробированной курскими учителями музыки, и преподавателями, а также оснастившими этот процесс 140 научными и методическими рекомендациями [6], учебным пособием и аудиоприложениями.

Наиболее известным и воспринятым последователями инструментом, разработанным Э.Я.Смеловой, является 6-дырочная свирель.

Э. Я. Смелова утверждала, что, если ребенок умеет считать до шести, он может играть на свирели.

Иллюстрация из недавней (2018 г.) презентации: [link]



Вот как она сама описывала свою методику в своей статье 2011 г.:
[link]
«Компетентностный подход в поликультурном образовательном пространстве» (Четвертые Лозинские чтения). Псков, ПГПУ, 2011.
Смелова Е. «О чем поет свирель», стр.64-68
  • Моя система приобщения к музицированию адресована МНОГОМИЛЛИОННОЙ АУДИТОРИИ, не владеющей навыком чтения нот на пяти линейках. Книжка – НЕ учебник нотной грамоты, а РУКОВОДСТВО К ИГРЕ в музыку. Стать музыкантом прямо сейчас, без длительных многочасовых тренировок позволяет волшебная СВИРЕЛЬ – детский музыкальный инструмент модификации автора.

Далее в статье упоминается, что "методика преподавания-преподнесения учебно-музыкального материала" была издана массовым тиражом в 1991 г. АПН и в 1992 г. издательством «Планета», Москва

Другая цитата:
  • «…В то время музыкальная педагогика ратовала за разработку ДОНОТНОГО ПЕРИОДА ОБУЧЕНИЯ, и находка оказалась весьма кстати. Однако требовалась экспертиза, и мы обратились к профессионалам. По решению заседания кафедры инструментального исполнительства Российского института истории искусств, на повестке дня которой в 1992 году стояло обсуждение уровня ноу хау2 самой идеи, было единогласно утверждено, что в таком способе нет новации, что это – русская народная, причем МНОГОВЕКОВАЯ СИСТЕМА ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ИГРЕ НА ПРОСТЕЙШИХ ИНСТРУМЕНТАХ, которая широко применяется в практике музицирования». (М.Л. Космовская. ПРАКТИЧЕСКОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ НА СВИРЕЛИ. учебно-методическое пособие. Курск, 2014.)


Данная разработка Э.Я.Смеловой получила весьма широкое распространение:
[link]
Современное музыкальное образование — 2014: Материалы XIII Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. И. Б. Горбуновой. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2014
стр.61-62:
  • Как показал многолетний опыт научных исследований и практической апробации, самым простым музыкальным инструментом, открывающим дорогу в мир музыки каждому, является шестидырочная свирель. Для того, чтобы научиться на ней играть — необязательно даже знать ноты (при желании их можно выучить позже) — достаточно уметь считать до шести и захотеть стать музыкантом. Всем известно высказывание, которое в разное время и в разных источниках приписывалось разным великим музыкантам, о том, что сначала ребенка надо сделать музыкантом, а уж потом… давать ему музыкальное образование. Конечно, это касается и взрослого, не получившего достаточного музыкального образования в детстве. Эти идеи, вместе с методикой музицирования на свирели развиваются в Курском крае. Их теоретико-практическое воплощение и научное обоснование нашли свое отражение в многочисленных методических и научно-методических публикациях М. Л. Космовской (2; 3; 4; 5; 6), активно разрабатывающей методику. Вслед за этими публикациями стали появляться работы других исследователей и педагогов.
    2. Космовская М. Л., Подымова Л. С., Ларина Е. А. Практическое руководство игры на свирели: Донотный период. По методике Э. Я. Смеловой. — Рук. Депон. ОЦНИ «Школа и педагогика» № 225-92. М., 1992. — 89 с.
    3. Космовская М. Л. Девять уроков игры на свирели: Донотный период (по методике Э. Я. Смеловой). Курск: Изд-во КГПИ, 1993. — 25 с.
    4. Космовская М. Л. Научно-методическое пособие игры на свирели: По методике Э. Я. Смеловой. Курск, 1993. — 20 с.
    5. Космовская М. Л. Методические рекомендации для проведения уроков практического музицирования на свирели: По методике и конструкции Э. Я. Смеловой. Курск: Изд-во. Курск. гос. пед. ун-та, 2002. — 15 с.
    6. Космовская М. Л. Девять уроков игры на свирели: донотный и нотный периоды: Учебное пособие. Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2011. — 47 с.
    7. Лаптева В. А. Развивающие игры со свирелью (до рождения): Серия «Программа Семья». Курск: Курский областной ИПКиПРО, 2006. — 10 с.
    8. Лаптева В. А. Развивающие занятия с детскими музыкальными инструментами: Учебно-методическое пособие. Курск: Изд. -во Курск. гос. ун-та, 2008. — 32 с


[link]
М.Л. Космовская. «ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ НА ПРОСТЕЙШИХ ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ: ОТ ПРОСВЕЩЕНИЯ – К ОБРАЗОВАНИЮ». – В сборнике «Музыкально-просветительская работа в прошлом и современности (к 90-летию учреждения Г.Л.Болычевцевым «Народной консерватории» в Курском крае): Материалы международной научно-практической конференции». – Курск: Изд. Курск. гос. ун-та, 2010. - с.341-349.:
  • Инструментарий Э.Я. Смеловой представлен тремя духовыми игрушками. Две шестидырочных (соль-мажор и фа-мажор) свирели и звукарик (восьмидырочная свирель, аналог блокфлейты). Название «Звукарик» Э.Я. Смелова объясняет так: «Это переход от музицирования к освоению нотной грамоты: от звука – к музыкальной букве, ноте. Учась читать – мы берем Букварь. Постигая музыкальную грамоту – Звукарь».
    Любопытно, что начинала Эдельвена Яковлевна именно со звукарика, о чем вспоминает так: «Когда я ходила со звукариком по чиновничьим кабинетам, полагая, что ответственные за качество такой продукции должны быть в Министерстве Просвещения (игрушка относилась к нему), меня ошарашила начальник отдела Г.П. Горностаева: “А у нас нет задачи обучать всех нотной грамоте. Сделайте так, чтоб школьники, ничего не изучая, всё МОГЛИ”. Я почувствовала тогда себя персонажем сказки: пойди туда – не знаю куда; принеси то, не знаю что. После этого я поехала на Завидовскую фабрику. Состояние аффекта порой приводит к мудрым решениям». Так акцент был перенесен на шестидырочную свирель.
    Многолетняя работа с детской игрушкой-свистулькой (изменение размеров отверстий) привела к тому, что постепенно строй стал приближаться к идеалу, пока не достиг оного. Экспериментальный выпуск именно такой свирели в конце 1980-х годов освоила Завидовская фабрика детских игрушек.


Как отмечается в этой же публикации,
  • «Две заслуги Э.Я. Смеловой неоспоримы и заслуживают безмерной благодарности: во-первых, создание четырех (трех простейших духовых и одного струнно-щипкового – гитарайки) музыкальных инструментов и, во-вторых, адаптация к ним народной системы обучения, не предусматривавшей знакомства с нотной грамотой. Для освоения же музыкальной игрушки в домашних условиях педагог создала буклет-самоучитель, в который были собраны мелодии почти всех союзных республик (требование времени) и прекрасные иллюстрации.


ГИТАРАЙКА – КОНСТРУКЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ

Гитарайка является, по словам самой Э.Я.Смеловой (см. видео 1992 г. [link]), гибридом балалайки и гитары, который оснащен 4-мя струнами и имеет специально разработанную разметку грифа.

[link]
Об одном из своих выступлений Э.Я. Смелова пишет: «Весной 1988 года в Москве была большая конференция, где были представлены “наглядные пособия” НИИ Школ. И мне дали среди них кусочек лавочки, на который я поместила мои свирели и гитарайку. Пока шли в зале доклады, один из ответственных за выставку проявил интерес к моим игрушкам. А когда двери зала распахнулись, он прямо на меня вывел представителей корейской делегации. Я предложила одной из участниц гитарайку, показав, как прижать струны к красным кружочкам, считая до трёх. И мы с ней исполнили немецкую народную песню “Первые снежинки”. Мелодию я играла на свирели, которую ей подарила с двумя листочками переложений – цифровок, написанных вручную» (письмо от 27 февраля 2010 года).

Конструктивно-методическое описание гитарайки весьма дано в описании полезной модели, опубликованном в 1994 г.:
  • https://patents.s3.yandex.net/RU100U1_19941025.pdf (см. приложенный файл)
    RU 100 01
    Описание полезной модели к свидетельству
    Опубликовано: 25.10.1994
    Щипковый музыкальный инструмент
    Автор: Смелова Э.Я.
    Патентообладатель: Смелова Эдельвена Яковлевна

    Формула полезной модели
    1. Щипковый музыкальный инструмент, содержащий корпус, гриф с порожком, струны и подставку для струн, отличающийся тем, что он содержит четыре струны с рабочей длиной L в диапазоне 372 - 378 мм, при этом высота подставки составляет 0,029 - 0,035 L, высота порожка над плоскостью грифа составляет 0,0027 - 0,0040 L, а на поверхность грифа нанесены опорные знаки, центры симметрии которых находятся на линиях проекций струн и расположены по отношению к порожку под первой струной на расстояниях 0,093 -0,094 L, 0,149 -0,150 L, 0,41 - 0,42 L, 0,508 - 0,510 L соответственно, под второй струной на расстоянии 0,042 - 0,043 L, под третьей струной на расстоянии 0,093 - 0,094 L.

    2. Инструмент по п.1, отличающийся тем, что гриф содержит ручку с шейкой, головку, наклонно вмонтированную в ручку, и колковый механизм открытого типа, при этом пропорции грифа удовлетворяют соотношениям:. а1 = 0,075 - 0,085 L;. b1 = 0,032 - 0,42 L;. а2 = 0,095 - 0,105 L;. b2 = 0,045 - 0,055 L, где a1, b1 - ширина и толщина грифа у порожка;. а2, b2 - ширина и толщина грифа у шейки.

    3. Инструмент по п. 2, отличающийся тем, что колковый механизм содержит колонки для закрепления струн, при этом линия, пересекающая центры колонок, составляет угол 12 - 13 с осью симметрии грифа, а центр первой колонки отстоит от порожка на расстоянии, равном ширине грифа у порожка.

    На поверхность грифа нанесены опорные знаки в виде кружков 15 - 17, прямоугольника 18 и треугольников 19, 20, центры симметрии которых находится на линиях проекций струн. При этом центр кружка 15 нанесен под второй струной и отстоит от порожка на расстояние (0,042- 0,043) L, кружки 16 и 17 под первой и третьей струнами
    находятся от порожка на расстоянии (0,093 - 0,094) L. Кружки 15 и 17 окрашены одинаковым цветом, остальные знаки выполнены разноцветными, нанесены под первой струной и отстоят от порожка следующим образом: прямоугольник 17 на расстояние (0,149 - 0,150) L, треугольники 13 и 19 на расстоянии(0,41 - 0,42) и (0,508 - 0,510) L, соответственно,







  • …При рабочей длине струн L в интервале (372 - 378) мм свободное звучащие струны настроены на тональный аккорд «до–мажор» в диапазоне от «соль» малой октавы до «соль» первой октавы, соответствующем диапазону звучания детского голоса. Первые две струны выполнены стальными диаметром 0,28 и 0,40 мм, а третья и четвертая струны - с латунной навивкой на стальной керн и имеют диаметры (0,30 + 0,17) мм и (0,40 + 0.28) мм, соответственно,
    Опорные знаки на грифе обозначают места прижатия струн, позволяющие повысить частоту излучаемого звука на полтона, что проиллюстрировано схемой, приведенной на фиг, 3 [к сожалению, фиг.3 в описании патента дана в нечитаемой форме], Так, положение кружка 15 соответствует звуку «фа», издаваемого второй укороченной струной, свободно настроенной на звук «ми». При нажатии на третью струну «до» в месте положения кружка 16 она издает звук «ре», отличающийся на два полутона от основного звука. Использование всех опорных знаков позволяет получить полный звукоряд тональности «до-мажор», а наличие знака 18, соответствующего звуку «си-бемоль», создает возможность исполнения музыкальных пьес в тональности «фа – мажop».
    Местоположение опорных знаков отличается от обычно используемой в практике конструирования инструментов разбивки ладов и выбрано исходя из необходимости устранить искажение звука за счет дополнительного натяжения струны, прижатой к грифу, которое наиболее существенно при малых длинах струн, делая ripи этом поправку на тс, что усилие, прикладываемое ребенком для прижатия струны, слабее, чем у взрослых исполнителей..
    Конструктивные пропорции грифа, определенные соотношениями (3 - 6), выбраны исходя из антропометрических характеристик ребенка с учетом равномерного распределения струн по поверхности грифа и удобства игры,
    Kак видно из вышеизложенного, предлагаемая совокупность существенных признаков взаимосвязана и направлена на реализацию единого замысла, а именно: создание инструмента с качественным звучанием в диапазоне детского голоса и удобного для ребенка,

    Эффективность применения настоящей полезной модели определяется тем, что обучение игре на инструменте не требует предварительного знания музыкальной грамоты и правил нотной записи, которые легко усваиваются в процессе овладения инструментом,
    Обучение может производиться поэтапно, На первом этапе ребенок овладевает техникой звукоизвлечения тональных аккордов при одновременном ударе по всем струнам, пользуясь партитурой, написанной с применением обозначений, соответствующих onopным знакам на грифе. Эти простейшие навыки уже позволяют ребенку участвовать в исполнении разнообразного penepтyapa в составе ансамбля, Следующий этап самостоятельного исполнения мелодий связан с овладением техники перебора струн правой рукой при одновременном перемещении пальцев левой по грифу для нажатия на опорные знаки в соответствии с партитурой, написанной опорными знаками. Дальнейший переход к игре по нотам не составляет трудностей и облегчается использованием в инструменте звукоряда в тональности «до – мажор». Обучение происходит в занимательной форме, связано с непосредственным использованием инструмента ребенком и не утомляет его.


Конструктивно-технологические особенности гитарайки даны в описании другого патента на полезную модель RU 099 U1, опубликованного тогда же - 25.10.1994:
[link]



Товарный знак «ГИТАРАЙКА» также был зарегистрирован в 1994 г.:
  • http://tmregister.ru/trademarks/73152-1dd4f634f99dcfbd414bbf72b53524b6
    ГИТАРАЙКА
    Правообладатель Индивидуальное частное предпритие Смеловой Э.Я. - Культурный интернациональный детский центр "Хоровод", Москва (RU)
    Адрес для переписки
    Тип знака TM
    Код регистратора RU
    Номер регистрации 119552
    Дата регистрации 25.08.1994
    Номер заявки 167160
    Дата заявки 22.09.1992
    Дата истечения срока действия регистрации 22.09.2002
    Изображение товарного знака, знака обслуживания



Однако, несмотря на все предпринятые усилия, 1990-е оказались слишком непростыми для Э.Я.Смеловой, в результате чего на исходе 1993 г. она была вынуждена уехать за пределы России и оказалась в Канаде. Вот как она сама об этом пишет – давая одновременно представление о величине объемов выпуска гитараек:
[link]
«Компетентностный подход в поликультурном образовательном пространстве» (Четвертые Лозинские чтения). Псков, ПГПУ, 2011.
Смелова Е. «О чем поет свирель», стр.64-68.
  • Послесловие «P.S. О чем свирели не поют (в двух словах об авторе)»
    «...Моя работа по внедрению методики и инструментов осуществлялась за собственные средства. Я проводила семинары и презентации, учила детей в школах и учителей в ИУУ, представляла продукцию на оптовых ярмарках, участвовала в конференциях и фестивалях. Приглашали и поручали. Ночами набирала цифровки на двух, взятых в рент, пишущих машинках (на русском и на английском). Очень часто на себе приходилось таскать тяжеленные коробки с комплектами. Никто мне за это НЕ платил! А комплекты с книжками и свирелей, и звукариков очень часто по безналичному расчету уходили прямо с фабрики, и деньги оставались там. Мне же ЗА ВСЁ ПРИХОДИЛОСЬ ПЛАТИТЬ, А ДАВАТЬ многим приходилось БЕСПЛАТНО: и в Курске, и в Красноярске, в Красногорске и в Москве. В Санкт-Петербурге В.В.Николаеву я передала 1200 гитараек и несколько тысяч свирелей и ни копейки НЕ получила от него. Мне все это стоило КВАРТИРЫ В МОСКВЕ с пропиской и российским гражданством, нервов и здоровья. Мой единственный гонорар пошел на оплату повторного тиража, т.к. директор фабрики поставил печатную. Машину и сам печатал мои книжки, а издательству платить отказался. И по сей день вот уже 17 лет предприниматель В.Николаев перепечатывает и продает книжку «Свирель поет». Завидовской фабрики больше Завидовской фабрики [детских игрушек, осуществлявшей выпуск свирели – прим.авт.] больше нет. А свирели с моей методикой разбредаются по миру.»


В Канаде методическая разработка Э.Я.Смеловой по свирели была издана на английском языке, выдержав, по всей видимости, 2 издания: Smelova E. Reed sings. – Toronto, Canada, 1999, 2008. – 32 c. (Источник: Игнатова М. А. Чудо-свирель Эдельвены Смеловой // Молодой ученый. — 2011. — №5. Т.2. — С. 239-247. [link])
Кроме того, в Канаде были изданы 2 брошюры на русском языке (источник – Игнатова М.А. «Чудо-свирель Эдельвены Смеловой: разновидности и возможности»//«Молодой учёный» . № 4 (39) . Апрель, 2012 г., c.145-150 [link] ):
Э. Смелова. Свирель поет мелодии детства. – Торонто, Онтарио, 2008. – 22 с.
Э. Смелова. Альтернативные игры. – Торонто, Онтарио, 2012. – 23 с.

Последнее переиздание брошюры Э.Я.Смеловой по свирели датировано 2014 годом:
Смелова Э.Я. «Свирель поет». «Инкоцентр ИАН». М. 2014 г (источник - [link] )

Однако обнаружить публикации по гитарайке, за исключением 2-х упомянутых выше описаний патентов на полезные модели, не удалось.

В то же время, имеется указание на то, что выпуск гитараек Э.Я.Смеловой в России, вероятно, продолжался и после ее отъезда за рубеж в 1993 г.:
  • https://proguitaru.ru/vidy-gitar/gitara-dlya-detej/#i-2
    12.12.2018
    В школу по классу гитары можно поступить не ранее 10-летнего возраста. При отборе учитывается чувство ритма, музыкальный слух, рост, размер ладони. Если чадо заинтересовалось музыкой раньше, чем физическое развитие позволяет взять в руки уменьшенную версию, начинать обучение можно с укулеле или гитарайки, разработанных для занятий в дошкольных учреждениях Эдельвеной Яковлевной Смеловой.
    Где купить
    К сожалению, гитарайка, как и детская свирель, звукарик, знакомы только одному поколению Москвы и Санкт-Петербурга, чей детсадовский возраст пришелся на конец последнего десятилетия XX века, начало нынешнего тысячелетия. Несмотря на преимущества, которые открыла перед юными музыкантами в развитии и оздоровлении Э.Я. Смелова, выпуск дешевых инструментов был прекращен до 2004 года, так что купить гитарайку можно только с рук.


ВНЕШНИЙ ВИД ГИТАРАЙКИ

На пересчитываемых по пальцам одной руки фото (к сожалению, не снабженных датировкой) и видео до нас дошли изображения 3-х типов гитараек Э.Я.Смеловой:
Вариант 1: с прямоугольной головой грифа и колками, расположенными по диагонали, с приклеенным нижним порожком. По-видимому, наиболее ранний из известных,
Вариант 2: с прямоугольной головой грифа и колками, расположенными по схеме «3 сверху + 1 снизу», также по-видимому с приклеенным нижним порожком,
Вариант 3: с изогнутой «тамбурицеобразной» двухцветной головой грифа - – как описаниях конструкции, приведенных в 2-х вышеупомянутых патентах на полезных модели 1994 г.. В отличие от этих описаний, инструмент оснащен не приклеенным нижним порожком, а струнозацепом, типичным для мандолин ленинградской Фабрики музыкальных инструментов им.А.В.Луначарского. По-видимому, наиболее поздний и «продвинутый». называемый в видео 1992 г. «Гитарайка “Сударушка”» (см. [link])

Вариант 1:
[link]


Вариант 2:
[link]
М.Л. Космовская. «ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ НА ПРОСТЕЙШИХ ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ: ОТ ПРОСВЕЩЕНИЯ – К ОБРАЗОВАНИЮ». – В сборнике «Музыкально-просветительская работа в прошлом и современности (к 90-летию учреждения Г.Л.Болычевцевым «Народной консерватории» в Курском крае): Материалы международной научно-практической конференции». – Курск: Изд. Курск. гос. ун-та, 2010. - с.341-349.



конец 1980-х-начало 1990-х годов (приведено также в видеосюжете [link]):



Вариант 3:
Видео: [link] Выставка игрушек 1992 г. Москва
«Гибрид гитары с балалайкой – гитарайка «Сударушка»:
















На каких фабриках изготавливался инструмент, история умалчивает...

[ Редактирование 30.11.2022, 13:56 ]

Мы порой, с волками споря,
Воем в си-бемоль-миноре...


Наверх
PM
woka
24.01.2020, 13:05

ID пользователя #9592
Зарегистрирован: 26.07.2018, 00:40
Местонахождение: Москва
Сообщений: 2044
Охренеть! Не могу оценить ценность этих инструментов и методик для обучения, но историческая ценность этой информации несомненна. Спасибо!

Планирую восстановить Record 17, БАС-I и гавайку МЭФМИ. Когда-нибудь... На пенсии...
Наверх
PM
Cdur
24.01.2020, 13:37

ID пользователя #10143
Зарегистрирован: 28.05.2019, 15:11
Местонахождение: Санкт-Петербург
Сообщений: 4501
woka Цитата ...

Охренеть! Не могу оценить ценность этих инструментов и методик для обучения, но историческая ценность этой информации несомненна. Спасибо!


А серьезность подхода и ответственность, а? Полнотелая еловая дека!!

Мы порой, с волками споря,
Воем в си-бемоль-миноре...


Наверх
PM
Fish
25.01.2020, 11:47

ID пользователя #2408
Зарегистрирован: 10.02.2011, 16:12
Местонахождение: Вологда
Сообщений: 636
Да,неплохая новость!

Мой виш-лист [link]
Наверх
PM
zverefff
25.01.2020, 12:17

ID пользователя #6648
Зарегистрирован: 09.02.2015, 09:36
Местонахождение: Екатеринбург
Сообщений: 270
ну сразу на ум укулельки приходят. открытый строй, мелкая мензура узкий гриф и нейлон - для детей гораздо проще торрего-сеговийно-пухолевской 6струнной испанской темы))) нет?
Наверх
PM
Nik
30.01.2020, 09:26

ID пользователя #299
Зарегистрирован: 04.11.2007, 19:20
Местонахождение: пос. Шишкин лес, Новая Москва
Сообщений: 8119
На выходных почитаю еще раз и внимательно.
Может по этой методе внука приобщу.
Наверх
PM
StariyDed
30.01.2020, 09:34

ID пользователя #3667
Зарегистрирован: 08.02.2013, 13:18
Местонахождение: Спас-Клепики, Рязанская обл.
Сообщений: 12681
Был момент, у меня внучка просила укулеле, а я ей "Орфей - Джипсон" подкинул... Под девичью ручку он очень подходит.
В итоге - Орфей она отложила, а укулеле всё равно "выцыганила". Научилась на нём "бренькать" (в тырнете оказывается всё по этой теме есть), а сейчас уже и за Орфей взялась...
Наверх
PM
Cdur
28.03.2024, 14:10

ID пользователя #10143
Зарегистрирован: 28.05.2019, 15:11
Местонахождение: Санкт-Петербург
Сообщений: 4501
[link]







Мы порой, с волками споря,
Воем в си-бемоль-миноре...


Наверх
PM

Модераторы: violet, EjiK, Басист Кайф, Я-Ха, Izol, SPA, shlepakoff, byte_crow

Перейти:     Наверх

Powered by e107 Forum System
Мини-чат
Вы должны войти, чтобы отправлять комментарии на этот сайт - пожалуйста, либо войдите, либо - если вы еще не зарегистрированы - щелкните здесь, чтобы зарегистрироваться


Vzglyad
24.04. : 15:48
Эльта конечно особенная гитара!)) это что-то!)))

Сhelya
23.04. : 05:08
Не успел смонтировать на выходных, поэтому только сегодня. Эльта Соло ЭГС-650 [link]

ZAHAR-Minsk
22.04. : 18:29
[link]
Не знаю куда вставить ссылку, но этот мужик красавчик

SPA
21.04. : 16:47
я бы сказал - лицо канала

swin
21.04. : 16:01
E75 - официальный спикер канала SPA-guitars.

SPA
21.04. : 15:12
традиционный воскресный видос про всем известного [link]

swin
20.04. : 18:19
Оба лучше!

Mr_Digitech
20.04. : 07:45
- Гитара JOLANA STRAT 1 -
[link]

Vzglyad
19.04. : 06:48
Красота!!!

SPA
18.04. : 17:57
внезапно свежий ролик
[link]

saboteur
17.04. : 06:05
Musima 1657 B: [link]

Cort
16.04. : 12:29
Skyworker79
Я собрал фото по ссылке в один файл - [link]

Skyworker79
15.04. : 15:30
Надеюсь,кто то из форумчан успел приобрести и мы увидим хорошие слайды! [link]

Skyworker79
12.04. : 18:45
С Днем космонавтики,коллеги!

SPA
08.04. : 14:15
ну не знаю, я снимал недели три назад и монтировал во вт


Поиск Советские гитары
Счетчики


© 2006 - 2024 SovietGuitars.com - Общество Коллекционеров Советских Электрогитар. Сайт не является СМИ. 18+


Техническое обслуживание сайта осуществляется веб-студией «Код-А»