Советские гитары :: Форумы :: Статьи участников sovietguitars.com :: Электрогитары
<< Предыдущая тема | Следующая тема >>   

[АРХИВ] Стереогитара СТЕЛЛА

Переход на страницу       >>  
Автор Добавил
Архивы СГ
05.02.2007, 21:00 Просмотр для печати
Гость
Стереогитара СТЕЛЛА (Ростов-на-Дону)




Изделие фабрики роялей в Ростове-на-Дону. Именно ее внешний вид и
описание в старом гудке очаровали меня старым дизайном советских
гитар. И вот - она восстановлена, в первозданном виде, с первозданной
фурнитурой и первозданной электроникой. Даже струны стоят пензенские
Fedosov (от них пальцы черные, когда поиграешь). Дабы моя СТЕЛЛА
обрела винтажную оригинальность - пришлось извести четырех ее сестер,
дошедших до наших дней.

Да... первая СТЕЛЛА попала мне в руки с тремя датчиками, пятью оригинальными
колками, с сильно покоцанной фальшпанелью красивого перламутрового
цвета. Все рычажки (а-ля фендер джагстанг) были оторваны и свалены в
жухлый целлофановый пакетик. Вместо положенных четырех звукоснимателей
было три, и в одном из них не было катушки. Струны были привязаны к "тюн-о-матику"
узлом, похожим на те, что завязывают шнурки у ботинок. Струн было
пять... Стоила то ли восемьсот, то ли тысячу целковых.

Вторая пришла в уже доработанном виде - вырезанная из липкого пластика
белая фальшпанель, фендеровские ручки и два хамбакера СПЕКТРУМ с
чехословацкой электрогитары Йолана Диамант. Вместо колков стоял
разношерстный коллектив китайско-корейского производства.
На ней можно было даже играть (студент, который продал ее мне за
пятьсот рублей, сообщил, что на ней писалась(?) какая-то панк-группа),
но... фальшпанель я сразу выкинул, гриф оказался настолько крив, что
спасти его не смогло бы даже рождественское чудо. Корпус у этой гитары
оказался самым крепким и блестящим. Его привинтили к грифу первой моей
Стеллы и я приступил к поиску электроники...

Третья гитара была куплена исключительно ради фальшпанели (коричневого
казенного цвета) - совершенно безрадостной на вид, но со всей
электроникой и даже с бумажной нашлепкой с тыльной стороны:
"электрогитара Стелла, сборка...." дальше не читалось. Гриф тоже
оказался проблемным, хотя на голове полностью сохранился логотип,
поистертый на предыдущих. Колки уже не помню, но не было ни одного
оригинального. Корпус имел вспучивание фанерного слоя
(который клеился поверх букового корпуса - не знаю для чего!) и с ним
пришлось расстаться. В двух из четырех звукоснимателей опять не
оказалось катушек (ума не приложу, кому они сдались!) но в сумме с
двумя звучками от первой гитары у меня оказался полный комплект.

Итак, после короткой ревизии у меня на руках оказались:
1.Поддающийся правке гриф от первой гитары, хотя все равно надо было
менять и шлифовать лады,
2.Корпус - очень крепкий, как и у всех виденных мною советских гитар,
от второй гитары,
3.Фальшпанель со всеми рычажками, переключателями и звукоснимателями -
подошла с третьей гитары.
4.Из фурнитуры у меня оказалось два комплекта для бриджа и пять
оригинальных стальных колков с открытой механикой - шестой я долго
искал в и-нете, однако гитарный мастер Володя моментально нашел его в
одной из своих коробок с запчастями. Это дает мне право сказать, что в
сборке была использована и четвертая гитара СТЕЛЛА.
5.Звукоснимателей оказалось семь, хотя на каждой гитаре их положено по
штатному расписанию по четыре. У трех были кем-то вынуты катушки (!).
Итого, образовался как раз комплект, где к нашему изумлению в двух из
звучков были по две катушки: намагниченные стержни окольцовывались не
одной большой катушкой, а двумя маленькими - охватывающими три и три
стержня. Зачем? Все просто - гитара СТЕЛЛА - первая советская
СТЕРЕОГИТАРА. Эффект реализовывался до смешного просто: маленькая
катушка с трех верхних струн посылала сигнал на один канал, ее
маленькая соседка, лежавшая вокруг нижних трех струн, - на другой
канал. Для включения этого эффекта на округлой выпуклости корпуса
вверху у грифа располагается переключатель с двумя позициями - вкл и выкл.
6.Конечно же порожек - пришлось купить китайский (Германия) и
поставить его.

ИТАК, это моя первая гитара, которую мы собрали в том виде, в каком ее
создавали СОВЕТСКИЕ конструктора. Единственный минус вышел с
ОРИГИНАЛЬНОЙ ЭЛЕКТРОНИКОЙ - мы ничего не собирались менять, однако
из-за мощного затухания сигнала в разветвленных цепях под панелью, мы
реализовали принцип отдельного включения\выключения каждого из
звукоснимателей, вставив их в схему фаза-противофаза-фаза-противофаза.
Все звукосниматели пролили воском для устранения "микрофонного
эффекта", однако шум от них все равно сверх всяких нормативов -
особенно от второго от грифа звучка (в нем катушка опоясывает все
шесть магнитиков, а не как у остальных - две катушки по три магнитика
каждой в звучке). Звучание самое наилучшее - когда включены все
звучки, кроме этого самого фонящего второго.

Насчет качества грифа - ничего я не стал шлифовать, лады оказались
более менее ровными, гриф прямым и править по "высшему разряду" там
было нечего. Когда поставил струны и сыграл свою коронку "Don't fear
the reaper" было просто супер. После чего я перебрался повыше и
услышал как на барре-аккордах та часть струны, что остается между
указательным пальцем и грифом, дает совершенно немелодичный вклад,
более похожий на кошачье попукивание. проверил, поелозил пальцами,
поприжимал - нет, определенно басовые струны ударяются о первый лад
(не забываем, СТЕЛЛА - гитара с нулевым ладом!) и бубнят... Наверняка,
что-то можно исправить, но в целом впечатление от звука слабее, нежели
от моей предыдущей "восставшей из ада" Аэлиты-1. Так что оставим пока
как есть. Подобное отношение усугубляет и поведение оригинальных
колков с открытой механикой - строй они держат, хорошие все же, опять
же - ломаться в них нечему. Но если нужно подкрутить колок для
подстройки - очень плохо слушается рук, крутишь и не понимаешь то ли
он уже натянул струну, то ли еще только собирает в тугой узел кольца
струны, намотанные на сам колок. Шаткое впечатление от колков.

Для большей красивости мы решили поверх невзрачной коричневой
фальшпанели прикрутить перламутровую, предварительно проточив ложбинки
для переключателей и приподняв головки потенциометров. Получилось
красиво, выход на вход "европа-ежик" расположили на самой фальшпанели
(как у Gibson SG), нормальный джек вывели сквозь корпус - как у
ибанезов. Кобылку тюн-о-матика собрали из двух имеющихся, рычаг на
оригинальной машинке - так и не восстановили, но машинка работает -
ничего не расстраивается (в отличие от тех слов, что обычно пишут про
советские гитары и их машинки). На тюн-о-матик мы даже водрузили
металлическую крышку - очень старорежимного вида, похожую на крышки
для бриджей фендеровских джагстангов. Мощно! Мы даже оставили
оригинальные болтики для ремня - они поражают своим неизящным
рабоче-крестьянским видом.
Единственное, что не сохранилось - металлическая пластинка на стык
грифа с корпусом. Прикрутили безымянную золотую - очень красивую и
корейскую. Думаю, надо выгравировать там оригинальный текст, объявить
струны Федосов оригинальными рояльными с фабрики роялей в
Ростове-на-Дону и уже продавать этот раритет по самой залихватской
стоимости. Вот и не знаю что еще писать про это чудо - играть-то на
нем что-то не тянет вовсе.

Автор обзора - Александр Lynyrd Бутузов







СТЕЛЛА взглядом Басиста Кайфа... С электросхемой.

Ну-с, братья, время поведать вам об уникальнейшем инструменте.

70-е и 80-е годы. Гитаростроители всего мира хотят перещеголять друг друга в количестве наворотов на гитаре. Делаются ступенчатые переключатели тембра в добавок к ручке тембра. Добавляется мелочь в виде выключателя самой гитары. Вовсю летят эксперименты по раздельному включению обмоток хамбакеров, запихиванию их же, несчастных, в корпус из-под синглов, и, наконец, активная электроника.

Наши не отстают. Появляется Урал, в котором столько RC ФИЛЬТРОВ, что никто не может до сих пор развести схему, эта же система ставится на Аэлиту, басухи приобретают переключатели тембров чуть ли не с сильноточных схем (галетники), рождается активная гитара в том виде, в котором она сейчас есть... появляется Форманта с невиданным доселе встроенным фузом (и, что интересно, эта гитара удалась!), белорусы лепят футуристические переключатели-"козырьки" на корпуса с очень ненадёжной активной электрикой, смонтированной к тому же черт-те как ,прямо на лапах резисторов... Всем плевать было, что эти гигантские навороты из низкокачественных радиоэлементов стоят на пути такого слааабенького и робкого сигнала датчиков, которые не перерасчитывались со времен рачета первых датчиков на акустику. (Кстати - темброблок там более всего напоминал именно схему Джазбасс...)

Ну а инженеры из Ростова-на-Дону пошли таким путем, что... Я попытался найти эти решения:

Во-первых, серийную гитару с 4 датчиками - таковых почти не оказалось, причем одной из них был небезызвестный 12струнный Орфей. (IZOL!!! Статью давай ,я знаю, у тебя есть этот Орфей!).

Во-вторых ,использовать датчик с раздельными катушками в количестве 2х штук и направлять сигнал по каналам по принципу "ЛК - с дискантов, ПК - с басов" мало кто додумывался.

В-третьих, сама идея ПАССИВНОЙ СТЕРЕОФОНИЧЕСКОЙ ГИТАРЫ. Что-то подобное я слышал о давно и прочно забытых гитарах ЭКО то ли из Италии, то ли из... ХЗ откуда.

Редкие такие идеи, короче.

Итог бешеной работы мозгов - гитара Стелла.



Это чемпион среди пассивных серийных гитар по количеству регулировок. 5 ручек и 8 тумблеров - вот как!

Назначение их таково.

Верхний ряд. Над каждым звукоснимателем по тумблеру - это их выключает или включает. Рядом с ними тумблер не такой как все - это переключатель стереорежимов.
Нижний ряд. От грифа: переключатель моно/стерео, 2 ступенчатых регулятора тембра.
Ручки: стереобаланс, тембр ЛК, уровень ЛК, тембр ПК, уровень ПК.



Коммутация этого добра мной разведена и показана на схеме. Я совершил подвиг и её даже ПОНЯЛ. На поверку - она проще Урала. Ясно видны 2 идентичных канала.



Комментарии к схеме.
Как работает регулятор громкости и тембра - и так понятно. Кто не понял - читать схемотеж с азов, а потом вкуривать сюда.
Стереобаланс - регулируется одним резистором (В). При замкнутом положении выключателя стерео как бы отсутствует в схеме (замкнутый провод образуется).
Интересная деталь - вне зависимости от того ,включены или нет бриджевые датчики, ВЧ составляющая их сигнала через клеммник сливается далее - на ступенчатый регулятор тембра, т.е. уже ОН её либо режет, либо нет. Оригинально.

Самое интересное - разделение катушек.

Когда выключен режим Стерео, можно пренебречь всем остальным. А вот если стереорежим включен... У него есть 2 типа. В инструкции они именуются "С" и "Т".

Суть такова. Режим "С" направляет ВЧ в ЛК, дисканты в ПК путем съема сигнала "самым нековым" датчиком с первых 3-х струн, а следующим - с 4,5,6 струнами. То есть получается таое "скрестное" включение.
Режим "Т" врубает нековую пару со всеми катушками и сливает её сигнал в ЛК ,а с бриджевой пары - в ПК. Причем катушки нековой пары в каждом из звучков получаются соединенными последовательно.

Звук это дает весьма интересный, но у вас под рукой должен быть обязательно стереоусилок. Иначе один фиг...

Вот такие дела с электрикой.

Идем далее. Корпус. Удобный, маленький и весьма тяжелый. 5 брусков, черный лак. Вкрученные антабки для ремня.



Струнодержатель. Как всегда в Ростове - сурдина из резины и паршивенько сделанный бридж, которому не хватает регулировки мензуры на 5 и 6 струны. Зацеп подпружинен. Пружин две. Плохо в нем то ,что на корпусе он лежит кромкой загиба. Надеюсь ,про сустейн спрашивать меня более никто не станет.



Колки. Ставились разные - я видел, как и на Аэлите, и с металлическими квадратными головками отдельные, так и с пластиком отдельные и на пластине. Что было ,то и ставили ,короче. Колки в Ростове славились фиговостью, за исключением тех, что с металлическими головками, их сложно убить было.





Гриф. Удобной формы, лады средненькие, у меня плохо слушается анкера ,так что натянул восьмерки и успокоился. Надпись на башке и логотип фабрики - золочёные. Прикручен на 3 болта. Лак, без канта. Разметка белыми точками.

В общем и целом - очень красивая гитара. И хорошо лежит в руках. И идеи её схемотехники весьма и весьма интересны... Но... Как всегда. Качество изготовления. А ещё мой экземпляр - на датчиках стоит печать с 88-89 годами. Всем на качество пофиг было. Проводок для подключения к "земле" машинки не присоединен к ней никак, но присутствует и лежит в пазу снизу... Так что...



Остается только гордиться, холить, лелеять и играть на ней. Для чего ещё гитары делаются? Вот буду паять двухканальный усилочек специально для неё.

Всегда Ваш, Кайф.

А вот чуток попозже Михаил Колтухов прислал и фото внутренностей. Я сам хотел его сделать - но лень было струны снимать, а когда разводил схему фотика не было под рукой. Согласитесь - лазить с тестером по этой каше из проводов - подвиг (ну дайте ещё раз себя похвалить )





[ Редактирование 05.01.2016, 11:16 ]
Наверх
PM
motoro
10.04.2008, 07:24
Гостьзвук ы студию!
Наверх
PM
chelovek
07.07.2008, 13:28
ГостьНеплохая статья.
У меня есть "Стелла" 1983 (!) года выпуска (так написано на этикетке под фальшпанелью) почти в идеальном состоянии, со всеми родными комплектующими (кроме струн , с родным чехлом, с родным рычагом тремоло (сколько лазил в нете, ни у кого не встречал с рычагом), полностью в рабочем состоянии. Во как! Завидуйте!
Наверх
PM
Чёртик
22.07.2008, 06:23
ГостьПомоему отличная статья, надеюсь она мне поможет в восстановлении своей Стеллы...
Наверх
PM
tobolsk
01.01.2009, 14:59
ГостьА как звучит? Хорошо?
Наверх
PM
Sparks
28.02.2009, 12:47
Гостьtobolsk, да вроде нормально звучала.
Наверх
PM
INGVAR
06.06.2009, 06:55
ID пользователя #1150
Зарегистрирован: 01.06.2009, 05:06
Местонахождение: Ливенское, Белгородская обл.
Сообщений: 101
У МНУ ТОЖ ТАКАЯ ЕСТЬ . ТОЛЬКО ГРИФ СТРАШНО ВЕДЕН , НЕ РАБОТАЮТ 2 Сингла , нет ПОРОЖКА , рычага , ( причем порожков нет ни верхнего , ни нижнего ) НАДЕЮСЬ ВОССТАНОВИТЬ
Наверх
PM
razbitiy
30.12.2009, 11:59
ГостьВ чём заключается её стереофоничность-то??)))
Наверх
PM
Dizl
21.01.2010, 20:46
ГостьУ меня тоже есть.купил всю в идеале,почти не пользованную,только без рычажка и отломанным кусочком пластика в том месте где крепился вход.но я мне на тот момент не до коллекции было,во включателях ничего не понимал(жаль раньше не знал про ваш сайт:((( ),вот и снял весь этот пластик и вырезал новый,экранировал,заземлил бридж.поставил два хамбекера,на каждый отдельно ручка громкости и один общий тембр,вход под джек просверлил как у ибанез.гитару стало слышно,и в общем то теперь полностью доволен ей,и предпочитаю её брать чаще,чем ибанез.Звучание интереснее:)
Наверх
PM
Z76
18.04.2010, 18:13

ID пользователя #1200
Зарегистрирован: 25.06.2009, 17:51
Местонахождение: Рязань
Сообщений: 1997


[ Редактирование 20.11.2011, 18:44 ]

Гитарная мечта - желто-черный 650А с желто-искристым пикгардом.
Наверх
PM
redhead
13.11.2010, 22:09
Гостьу меня 82 года..рычага нет..жизнь ее потрепала конечно..попробую востановить.
Наверх
PM
SiPUS
08.01.2011, 16:37

ID пользователя #771
Зарегистрирован: 23.11.2008, 23:34
Местонахождение: Москва
Сообщений: 3239
Благодаря ссылке на объявление от Chelya и помощи форумчанина ritmika,ко мне пришел настенный вариант всем известной гитары.По легенде из объявления,если кто не помнит,она была собрана из того что оставалось,в поздние времена существования ростовской фабрики.Гитара обладает редким для "Стелл" красным матовым окрасом.







[ Редактирование 09.10.2017, 23:37 ]
Наверх
PM
M.I.H.A.
08.01.2011, 17:00
ГостьАчуметь! ващпе без бриджа......
Зато на ней точно никто не играл)
Наверх
PM
VP
08.01.2011, 17:39

ID пользователя #46
Зарегистрирован: 25.01.2007, 11:02
Местонахождение: Новосибирск
Сообщений: 6405
Июль 1991. Ещё советское...
Наверх
PM
Alex
08.01.2011, 19:10
ГостьПотрясающий экземпляр! С синим пикгардом! Состав краски интересен-полиэфир? А почему настенная? Поставить нефиксированный бридж от полуакустики и вперед!
Наверх
PM
byte_crow
08.01.2011, 20:36

tech-admin

Зарегистрирован: 09.03.2010, 23:00
Местонахождение: РнД
Сообщений: 1555
Забавная штука. А я как-то общался по телефону с человеком, который утверждал, что у него есть неокрашенная дека (или несколько дек, не помню) от БАС-2, которые были утащены с ростовской фабрики после ее закрытия. Скорее всего это из той же оперы... А красный окрас, его вообще не было у Стелл вроде никогда. А вообще, какие известны на сегодня цвета ростовских гитар, кроме черного? )
Наверх
PM
bay
09.01.2011, 01:36

ID пользователя #669
Зарегистрирован: 30.09.2008, 17:58
Местонахождение: Казань
Сообщений: 2772
Чёрный - был выбран стратегически верно. Покрасили на фабрике в черный - избавили юного пионера от гемора - перекраски в чёрный

In your country, you play the guitar, in Soviet Russia, guitar plays you!!
Мой Wish лист [link] Моя почта bayerfor(гав-гав)rambler.ru Обмен "раритетами" [link]
Наверх
PM
N0rm0N
10.01.2011, 07:07
ГостьВсем привет, я себе вот тоже недавно взял стеллу, нема половины перключателей и регуляторов, схема перепаяная, ну это пол беды где можно для неё рычаг достать? или с какого бревня сюда подойдёт рычаг?
Наверх
PM
Тот_самый_АМ
10.01.2011, 08:01

ID пользователя #1289
Зарегистрирован: 15.08.2009, 00:16
Местонахождение: Москва
Сообщений: 2710
Рычаг можно и заказать
[link]

Ищу
Наверх
PM
N0rm0N
10.01.2011, 10:36
Гостьа где и сколько он будет стоить?
Наверх
PM
Тот_самый_АМ
10.01.2011, 16:39

ID пользователя #1289
Зарегистрирован: 15.08.2009, 00:16
Местонахождение: Москва
Сообщений: 2710
Вот жеж ссылку дал: [link]

Ищу
Наверх
PM
N0rm0N
11.01.2011, 08:39
ГостьИ дайте ктото ссылку на прогу для компа которая иметирует комбик.
Наверх
PM
Младшой
14.01.2011, 06:38

ID пользователя #2250
Зарегистрирован: 18.11.2010, 16:30
Местонахождение: Ташкент, Узбекистан
Сообщений: 685
Погугли ReValver, Guitar Rig, Amplitube, Guitar FX... Залезь на [link] или на [link]
Наверх
PM
Хара-Мурин
16.03.2011, 13:19
ГостьЯ тоже нашёл своё чудо, ещё в том году, на улице, выброшенную. Схема была полностью перепаяна, а так всё нормально.
Хорошо, что на эту статью попал, весь интернет перерыл , и нашёл)
Перепаял по схеме из статьи, поставил струны и теперь она рабочая! Только машинки нет, и шумит многовато.
А ещё я приделал не джек, а гнездо на 3.5 мм (на фото видно), теперь подключаю к компьютеру))
электрогитара
«электрогитара "Стелла"» на Яндекс.Фотках
Наверх
PM
hst
16.03.2011, 14:20

ID пользователя #1566
Зарегистрирован: 29.12.2009, 11:05
Местонахождение: Челябинск.
Сообщений: 561
ничего себе!
Респект за поддержание инструмента в сохранности!
Любой другой бы отпионерил
Наверх
PM
Переход на страницу       >>  

Модераторы: violet, EjiK, Басист Кайф, Я-Ха, Izol, SPA, shlepakoff, byte_crow

Перейти:     Наверх

Powered by e107 Forum System
Мини-чат
Вы должны войти, чтобы отправлять комментарии на этот сайт - пожалуйста, либо войдите, либо - если вы еще не зарегистрированы - щелкните здесь, чтобы зарегистрироваться


Skyworker79
15.04. : 15:30
Надеюсь,кто то из форумчан успел приобрести и мы увидим хорошие слайды! [link]

Skyworker79
12.04. : 18:45
С Днем космонавтики,коллеги!

SPA
08.04. : 14:15
ну не знаю, я снимал недели три назад и монтировал во вт

Сhelya
08.04. : 06:40
так выходные же :) у всех есть время снять, смонтировать и выложить :)

SPA
08.04. : 06:17
кучно пошли

Сhelya
08.04. : 05:03
Небольшой рассказ про Russtone Shark из моей коллекции
[link]

SPA
07.04. : 18:09
Обзор на нечастую электрогитару Jolana Star X (Star 10) 1971г. [link]

mike60
07.04. : 01:24
Всем привет!

Mr_Digitech
06.04. : 11:30
Обзор на редчайшую электрогитару Jolana Strat 1 (DS 717) 1990г.
[link]

swin
01.04. : 19:21
Всех с праздником!

Svetliy_metall
01.04. : 08:36
Илья, С днём рождения!

SPA
31.03. : 19:03
новая серия [link]

Austin
31.03. : 12:47
Алексей, от души желаю не растерять запасы здоровья и энергии для новых творческих проектов. Удачи!;)

Cdur
31.03. : 07:40
"Одинокая бродит гармонь" - инструментальная версия на гитарах, группа SAMONIKLI (Белград), 1965
[link]

Father_42
30.03. : 22:55
Присоединяюсь !!
Музыкльно-хоккейные поздравления !!
Ура !!


Поиск Советские гитары
Счетчики


© 2006 - 2024 SovietGuitars.com - Общество Коллекционеров Советских Электрогитар. Сайт не является СМИ. 18+


Техническое обслуживание сайта осуществляется веб-студией «Код-А»