Советские гитары: Форумы / Дела / Интервью - текстовый вариант

Советские гитары :: Форумы :: Дела
<< Предыдущая тема | Следующая тема >>   

Интервью - текстовый вариант

Автор Добавил
Архивы СГ
14.06.2009, 16:00 Просмотр для печати
Гость
- Представьтесь, пожалуйста.

- Анатолий Алексеевич Наумов. Работал в институте музыкальной промышленности, НКТИМП который назывался. Расположен он здесь – в поселке Правдинском, являлся головным институтом музыкальной промышленности. Подчинялся непосредственно РосМузПрому.
Институт имел функцию головного, несмотря на то, что входил в состав РосМузПрома.

- Эта организация от министерства культуры была?

- Нет, это было министерство местной промышленности – ММП РСФСР. Институту дали функцию головного по всему союзу. Занимался он всеми видами музыкальных инструментов. То есть: согласованием, рассмотрением технологии, конструкции, конструированием и так далее. Всей номенклатурой музыкальных инструментов, в том числе и электромузыкальных.
Тогда я работал заведующим лабораторией электромузыкальных инструментов.

- С какого года вы работали?

- С 1971.

- А институт был создан…?

- В 1970 или в 1969 даже.

- С самого начала практически.

- Да, с самого начала. Работало там 500 человек. А в лаборатории нашей 70. Под конец – 20-30 человек.

- По электромузыкальным инструментам…

- Да, по электромузыкальным. Вы знаете, что там были и клавишные электромузыкальные, и гитары, и усилительно-аккустические системы. Работали в области электромузыки предприятия наши союзные. «Почтовые ящики» занимались.…Выпускали и клавишные инструменты и усилители.

- Предприятия выпускали, которые занимались…

- Да, они тоже занимались.

- А что это за предприятия?

- Ну, разные. Например «Брянский завод полупроводниковых приборов» клавишные инструменты делал. «Новосибирский»… много было.

- То есть, выпуск клавишных инструментов был непрофильной деятельностью этих предприятий?

- Да. Это электронная промышленность, радиотехническая. Электронная база у нас была отечественная. До японских мы не могли…

- Японские, американские, европейские…

- Ну, европейские такого уровня как ГДР делали – конечно, мы такие выпускали.

- Потому что ГДР входило в состав содружества.

- Да. Ну, такой, средней. Можно даже сказать, начинающей. Ну, итальянские у нас образцы клавишных были. Могли тоже в то время такого уровня. Все равно вряд ли. Электронная база потом у них быстро менялась. Стали отставать. Не догоняли.

- А в чем заключалась ваша работа?

- Мы, как головной институт, согласовывали и образцы, и технические условия всех разрабатываемых в стране инструментов электромузыкальных. И клавишных, и усилителей и так далее. Они (разработчики с предприятий – ред.) к нам приезжали, рассматривали, давали добро.

- Они приезжали к вам, откуда, из конструкторских бюро?

- Нет, с предприятий. На каждом предприятии свое конструкторское бюро было. Обычно эти работы были, как бы, инициативные разработки. Есть группа музыкантов, с радиотехническим образованием. Они предлагали. А в то время ширпотребу была дорога открыта. То есть, товары народного потребления. Это все делалось, разрабатывалось и выпускалось.

- То есть, дизайны придумывались непосредственно предприятием.

- Да, конечно. Конечно, их поддерживало министерство, которым они подчинялись. Это было плюсом, для того чтобы удовлетворить спрос населения на инструменты. Инициатива у нас, в те времена, никогда не запрещалась. Тем более: если сделаешь образец, покажешь музыкальному коллективу, который там что-то играет, отзыв получишь, то была зеленая дорога всему. У нас разработок мало было в нашей лаборатории. Коллектива и базы такой не было. Экспериментальной и опытной. Всё, если мы могли делать, мы делали в своей лаборатории. У нас предприятия, выпускающие традиционные музыкальные инструменты, на них тоже был организован выпуск, например, электрогитар. В Люберцах в то время был завод электромузыкальных инструментов.
Главным по выпуску электрогитар были: МПО «Кавказ» - была такая фирма - в Ростове-на-Дону, и фирма Урал. Это были главные фирмы по выпуску электрогитар по массовости производства. Луначарка, в Ленинграде, слышали, да? Московская экспериментальная фабрика…

- Но самыми большими были «Урал» и «Кавказ»?

- Да, «Урал» и «Кавказ».
Они сами вели разработку по образцам, которые покупали и доставали любым способом, каким только придется. Повторяли макеты образцов. Естественно 100 процентов, один к одному, никогда не повторишь.

- То есть, делалось именно повторение…

- Да что там электрогитара – принцип понятен: звукосниматель, струны, дека, колки: но все равно - если колки были в фирме в какой-то отработаны и технология была их изготовления, у нас было чуть похуже. Но все равно, среднего уровня музыканта, непрофессионала (профессионалы всегда покупали за границей), это вполне устраивало. Во-первых, дешёвые, да и по качеству, в принципе, ничего... Струны, если не устраивали, тоже где то доставали…

- При конструировании учитывались западные аналоги, или это было
свободное творчество?

- У нас было в стране свободное творчество. Избытка не было – всегда находился покупатель…

-…можно сказать, при высоких ценах, достаточно: гитара – 150 рублей, а зарплата инженера - 120. Музыканту среднему это достаточно трудно, мне кажется.

- Ну, если учесть, что продукты питания были недорогие, накопить можно было, и потом – профсоюз помогал. На наших предприятиях везде были коллективы художественной самодеятельности. Раз он существовал, шла помощь от администрации, то есть всё покупалось…

- Музыканты тестировали ваши инструменты? Были какие-то музыкальные коллективы, которым вы давали инструменты на тестирование?

- Конечно. Для того, чтобы наладить производство, экспериментальные образцы давались на опытную эксплуатацию в какой-нибудь коллектив. Те писали отзыв, замечания, предложения – всё потом исправлялось, по мере необходимости.

- Что конструктивно заимствовалось у зарубежных аналогов, а что изготавливалось заново?

- Насчет «конструктивно заимствовалось»: в каком то приближении, заимствоваться было нечему, потому что формы электрогитар можно менять, по разному. Брали такие формы и технологии изготовления, которые приближаются к нашим возможностям техническим. Например, гриф из черного дерева мы не могли себе позволить делать.

- А почему гитары делали из бука очень часто?

- Потому что бук в нашей отрасли широко использовался.

- Вообще, для грифа сейчас в мировой практике клен используется, а накладка делается из палисандра. А на нашей гитаре гриф очень часто был сделан из бука, с кленовыми вставками. Это было потому, что бука много было?

- Да, бука много было. Ну, возьмите пианино, фортепиано там…

- То есть, его было много, и он был дешевый.

- Да, то, что в наших технологиях применялось, в музыкальной промышленности, то мы старались использовать.

- Вам поступали какие-то образцы? Например, американские Fender-гитары, Gibson?

- Были у нас образцы. И американские, и японские.

- А какие были американские и какие японские?

- Я не помню. Ездили мы однажды делегацией в Японию. Мы там брали у них и фортепиано, и рояли, и электрогитары, и акустические.

- Вы только брали, или как-то перенимали опыт у них?

- Нет, просто закупали, а потом смотрели и думали, что нам можно сделать на нашей промышленности. Повторять один к одному мы их не смогли: там и материалы другие, и технологии.

- Не было идеи закупать эти материалы?

- Торговля у нас была несколько ограничена по импорту.

- А в России что, этих материалов вообще не было?

- Нет, в России был материал, но мы шли по пути такому…

- Что есть под руками, да?

- Да. То, что у нас уже налажено по поставкам…

- Где можно найти заводскую документацию, и отправлялась ли она в заведения типа Ленинской библиотеки?

- Я думаю, что там нету. Документацию можно было запрашивать только на тех предприятиях, которые выпускали, если у них есть в архивах. Сейчас они уже ничего не делают. Если не уничтожены, то могут быть. Какие-то проспекты, я думаю, можно посмотреть в нашем архиве, в институте.

- Остались ли какие-то фотографии с производства, станки, верстаки?

- Фотографии можно попытаться поискать…

- Что нынче происходит с заводами, где они находятся, их точное место расположения?

- Я же уже говорил: МПО «Кавказ» в Ростове-на-Дону, «Урал» - это в Свердловске. Я знаю, что они в своё время много выпускали музыкальных инструментов, электрогитар. Сейчас все это свернуто. Даже фортепиано, которых в стране выпускали 250 тысяч в год, сейчас только одна фабрика «Лира» делает единицы штук. Все это настолько опущено… (В 2008-2009 году фирма «Лира» накрылась, по мнению знакомых пианистов – вполне заслуженно. Увы – ред.)

- А сколько выпускалось электрогитар в год?

- Я думаю, тысяч 150 делали. «Кавказ» делал тысячи 3 в месяц, в год 30 тысяч.

- И все это реализовывалось?

- Да, в магазинах висели.

- А в каких магазинах это продавалось, в хозяйственных?

- Нет, почему в хозяйственных. В музыкальных. В центральных магазинах – шло нормально. Я думаю, тысяч по 100 могло быть электрогитар.

- Это и басов, и гитар вместе?

- Да, и бас, и соло, и полуакустических.

- Есть ли какая-то информация, что происходит с другими заводами? Например, Свердловский, Ленинградский.

- Сейчас не могу сказать. Не знаю, что там делается.

- Зачем было что-то свое придумывать, если все было давно придумано? И думали ли о том, что на этом предполагается играть?
Почему гитары были настолько неудобные, и почему конструкции были такими своеобразными и в плане эргономики - очень плохие?

- Конечно, некоторым казалось, что гитары тяжелые, некоторым казался гриф широкий, неудобный. Были эргономические, конечно, недостатки.

- В чем была причина неудобства инструмента? Ограниченность была в материалах или недостаточно информации?

- Все шло на несильно финансируемом обеспечении, а для того чтобы, допустим, сделать гриф (другой – ред.), требуется и оснастка другая…

- …это было связано с низким финансированием?

- Да, недостаточное финансирование было. Вся наша отрасль местной промышленности работала на том, что остается на некондиции, то есть на том, что остается от других, более важных…

- Какого мнения были сами изготовители от своей продукции, особенно играющие, и почему? Что сами проектировщики думали о качестве воплощения в жизнь их проектов?

- Спрос есть, значит, есть предложение. Не было бы – ломали бы голову. И улучшали бы.…Находился спрос.

- То есть, были не законы рынка, как сейчас, а был закон такой, что дефицит, и спрос будет.

- Ну, спрос есть, значит выпускали. Мы сперва шли от простого к сложному. Сначала делали то, что могли – попроще, побыстрей. А потом, конечно, всё развивалось. Посмотреть первые наши изделия и посмотреть, что было к концу, к закрытию – улучшения явные.

- Какая была первая серийная электрогитара в СССР?

- Могу не помнить... Трудно сказать.

- «Тоника»?

- Может, «Тоника».

- Пришлось ли кому-то «пробивать» идею производства электрогитар, или все прошло гладко? «Пробивать» - в том плане, что просить у властей…у партии, у министерства промышленности?

- Вы знаете, министерство такое же, по существу, как и частник, только он владеет и командует большим количеством предприятий, объемами большими и так далее. Конечно, заинтересованности у частников больше, поскольку доход. А министерство ведь тоже работало на строгих финансовых возможностях. Оно, конечно, поддерживало инициативу на предприятии. Если предприятие найдет изделие и будет его выпускать, это приветствовалось, поощрялось. И даже наказывалось, если предприятие начинало делать, а потом у него что то не получается, тогда была возможность директора приструнить: «Ты что, мол, не справляешься с заданием?» Тут уже могли административные наказания применить.

- А часто такое было?

- Часто - не часто, но такое, возможно, было, не исключалось.

- Насколько проектировщика ограничивал технологический уровень советских заводов и фабрик? Насколько себестоимость инструмента его ограничивала? Что еще мешало?

- Это зависело от уровня проектировщика и возможности предприятия. Как можно изготовить технологическую оснастку, что там можно упростить, по сравнению с аналогом. А потом, когда предлагался чертеж, когда делались образцы, макеты, всё это смотрелось.
В конечном итоге, когда изделие делали, его сперва обкатывали, давали в музыкальный коллектив, чтобы те могли сделать замечание. Где-то что-то улучшали, а где-то говорили: «Это мы не можем. Нету такого оборудования».
Всё-таки наша промышленность - деревообрабатывающая, а в электрогитаре много металла. Там колковый механизм, там электроника.

- А где всё это разрабатывалось, там же?

- Обычно радиоинженеры, там, допустим, темброблок электрогитары делали, если есть аналог какой то. Это же не ракеты. Ракеты наши - и то могли повторять. А это – при помощи специалистов, которые работали в электронной промышленности.

- То есть, из других институтов привлекали людей.

- Конечно. Мы по совместительству работали.

- То есть, ваше предприятие, конкретно, разрабатывало модели сами…

- У нас, в нашей лаборатории, были все специалисты - электронщики, музыканты. Могли и дизайн, могли и схему электрическую разработать.

- Но производства там не было, и колков там не делали?

- Нет.

-А на заводах «Кавказ» - там всё это делалось?

- Да...

- …с привлечением специалистов с других предприятий. Я имею в виду темброблоки, колки…

- Да, там где сами не могли освоить, приглашали музыкантов, находили специалистов…Предприятие само находило специалистов.

- Исходя из чего подбирали породу дерева для грифа и для корпуса?

- Я уже на этот вопрос ответил. Из имеющегося недефицитного материала, поставки которого были налажены.

- А почему на корпусе очень часто применялось березовое дерево, почему оно применялось как шпон? В частности, на «Тонике» корпус делали из ольхи, с верхним и нижним тонким слоем шпона.

- Она, по-моему, в черный цвет у нас была покрашена.

-И покрашена таким рояльным лаком.

- Шпона там не видно совсем.

- Он есть! Но почему не сделать корпус из ольхи, а именно с добавлением шпона?

- Может быть, шпон сверху и шпон снизу не давал никаких деформаций…

- А почему применялся такой толстый рояльный лак? Электрогитара ведь должна быть покрыта тонким слоем…

- Ну, это один из недостатков. Конечно, какие-то акустические качества от этого не меняются. Это если акустическую гитару взять, там ,конечно, в зависимости от толщины лака…Дека резонирует, она играет. У нас в технологии лаконаливные машины применялись.

- А полиуретановый лак или нитролак не использовали?

- Нет, у нас полиэфирный лак шел. И черные и светлые у нас были лаки.

- Рассматривались ли акустические свойства лака, которым покрывали инструмент?

- Акустические свойства у нас рассматривались, когда проектировались такие акустические музыкальные инструменты как скрипка, акустическая гитара, то есть где играет дека, где корпус колеблется, а в классе электрогитар мы этим не занимались.
Вот полуакустика, у нас была одна, Ленинград выпускал, по-моему…

- Луначарская.

- Да, Луначарская…

- Но она была сделана из пластика, у нее корпус был из него сделан.

- И был пластиковый, да. Даже пластиковые!.. А, что там говорить…

- Да, это было необычно, на самом деле.
Где, когда и при каких обстоятельствах было принято решение о начале производства электрогитар?

- Отправной точки не могу сказать. Мне кажется, это была «Московская экспериментальная фабрика музыкальных инструментов». Сейчас, кстати, распалась до нуля.

- То есть, начало было там.

- Мне кажется, скорее всего, там. Там или в Питере. Но скорее всего, там.

- Вы говорите, что начало производства электрогитар было решено с музыкантов, которые покупали всё это в магазинах, типа «Березки», какие-то импортные электрогитары…

- Да, доставали, и информация была с проспектов, с выставок. У нас связи, по музыкальной отрасли, были с Европой. На всяких выставках музыкальных инструментов были – где они были, туда мы и ездили.

- А были ли попытки каких-то мастеров, в 1950-1960 годах, разрабатывать цельнокорпусные электрогитары?

- Ничего не могу сказать. До НИКТИМПа – не могу такой информации дать. По крайней мере, на наших предприятиях это не выпускалось.

- А заводы «Кавказ», «Урал» работали до НИКТИМПа?

- Да, но в то время они не выпускали электромузыкальных инструментов.

- То есть, само производство электромузыкальных инструментов связано с НИКТИМПом.

- Да, примерно с тех лет началось.

-То есть, он был, как бы отправной точкой.

- Координация, можно сказать. Поскольку всё это проходило через наше министерство, «РосМузПром» - через эту организацию. Это, как бы, научный центр музыкальной промышленности. Если где-то что-то зарождалось или создавалось, то, конечно, институт был в курсе этого всего. Составлялись координационные планы работ предприятий, которые утверждал институт. Если там записана какая-то новая разработка, это всё входило в общий план музыкальной промышленности по выпуску инструментов.

- Проектировались ли инструменты с учетом использования имеющихся на тот момент деревообрабатывающих станков или сначала придумывали дизайн, а потом уже решали каким образом их производить?

- Вы видели дизайн электрогитары. Видели, что это доска. Формы только разные, «уши» - толще, тоньше. Под нее делали специальный инструмент, но все равно использовали станки, которые были универсальные.

- Что это за станки? Просто станки по деревообработке?

- Да, деревообрабатывающие.

- А производство было автоматизировано?

- Конечно, сборка была индивидуальная, но по узлам она делалась по отдельности.

- У каждого узла стоял оператор, или не обязательно?

- Ну, автоматизации такой не было.

- А нужно было какую-то аппаратуру для производства изобретать?

- Я так думаю, что не требовалось. Я думаю, если все это было правильно собрано, специальной аппаратуры для проверки электрогитар не делалось. Включали усилитель, музыкант-акустик пианино принимает. Никаких станков и специальной аппаратуры не было. Включает усилитель, играет. Смотрит, работают ли органы регулировки.

- Как и кем был организован процесс производства?

- Это мы уже говорили.

-Да, мы уже говорили про это. По поводу отдельных дизайнеров, которые придумывали электрические схемы: это все в НИКТИМПе придумывалось?

- Электрические схемы не только в НИКТИМПе придумывали. Брали, например какой-нибудь образец, если попадался, его смотрели. Там схема-то: 2 конденсатора и сопротивление, да и все. Зарисовал, посмотрел – обычные фильтры сигналов электрических. Сложнее было датчик сделать, потому что там и покрытие нужно было – гальванику хорошую, и магнит, чтобы был качественный, станочек намоточный, чтобы катушку намотать.

- Кто занимался обучением рабочих, мастеров на предприятиях, на заводах, которые изготавливали, которые конструировали?

- Ну, как их обучать? Технолог и конструктор, которые на заводе и есть. Потом запускали это дело в производство и отслеживали.

- Они учились на месте?

- Конечно, на месте. Специально никуда не посылали, на обучение.

- А у них образование какое было?

- У рабочих?

-У рабочих понятно, а…

- Ну, обычно, высшее образование.

- А у рабочих, соответственно, техникум...

- Ну, конечно. Разряд. Допустим, если он с лаком работает, то он с лаком и работает, если он там паяет…

- Кто делал корпуса, например, фрезеровщики, кто там был еще?

- Ну, там все шло. Если корпус, то он должен одинаковый всегда делаться. Делается копир специальный, делается обработка по шаблону. Так что просто надо уметь работать там…

- Какие были требования к инструменту, который создавали, от каких параметров исходили?

- Когда создавали, смотрели, чтобы надежные были узлы. Чтобы штекер и контакты были хорошими. Ну, конструкция штекеров стандартная обычно.

- Там был разъем Din-5.

- Да, стандарт. Jack там…

- Нет, там был Din-5, «ежик».

- Да, были.

- Почему это был основной стандарт, а не Jack, например?

- Jack`ов у нас в то время не было, сами мы их делать не могли.

- А откуда появились эти Din-5, «ежики», это откуда? Я слышал, что они появились еще с немецких каких-то аппаратов, после войны ещё остались, потому что у немцев были.

- Вы что имеете в виду?
- Разъем, куда подключается шнур, к электромузыкальным инструментам, к гитаре, к басу, он был сделан пятиштырьковый.

- Они, по-моему, из Японии пошли.

- Почему они получили такое распространение?

- Они пошли у нас в радиоэлектронной аппаратуре, поэтому их и применили здесь. Конечно, Jack удобнее был. Раз-раз - и всё. Потом мы стали на них переходить.

- А с какого года вы на них перешли?

Не помню. Под конец уже стали их ставить. (Где-то с 1988 на клавишных: ни одной гитары с Jack`ом, кроме minijack`ов на темброблоках к акустике, не замечено доселе – ред.)

- Как проходило тестирование мы уже…

- Да.

- А вот, скажем, при каждом заводе был музыкальный коллектив - на нем тестировалось? То есть? им давали гитары: «Ребята, тестируйте!»

- Да, в ОТК работал тот, кто обладал слухом.

- Кто решал, какие материалы использовать? Схемы, породы дерева, лаки…

- Решали, обычно, конструктора, исходя из имеющейся номенклатуры…

- То есть вы тоже принимали решение о том, какие применять материалы.

- Да.

- Насколько части производились на месте для конкретных целей, а, насколько, например, адаптировались для других имеющихся на тот момент предназначений? Какие части производились для конкретных целей, а какие части адаптировались из других?

- Вы имеете в виду, кооперация какая-то? Что мы могли позаимствовать откуда-то?

- Я сейчас перефразирую. Интересуют датчики. Производились ли они на месте на каждой фабрике, или где то централизованно?

- Звукосниматели у нас разные были. На «Урале» были одной формы, одной конструкции, на «Кавказе» другой конструкции. Магниты мы потом стали применять одинаковые, потому что дошел хороший, по своей силе, магнит - покупали. Мы же их не производили, мы брали их в радиопромышленности.

- Что это были за магниты?

- Ферритовый магнит. Где-то даже звукосниматели тут валяются, могу показать.

- То есть, их закупали?

- Конечно. Магниты, провод, резисторы - их закупали у электронной промышленности.

- А электронная промышленность делала их в расчете на вас?

- Нет, они для своих целей.

- А какие у них цели были?

- Они применялись и в приемниках, это регуляторы громкости. Они стоят в темброблоках – это потенциометры.

- То есть, то, что был потенциометр в радио, такой же и для электрогитары?

- Конечно. Электронная база была из радиопромышленности, из электронной промышленности. Вся оттуда бралась. Мы их, конечно, компоновали, делили схему свою, как нам надо, в том числе и магниты для звукоснимателей.

- Вопрос про фотографии, чертежи, инструкции по производству, отчеты о визитах гостей и любая документация – это мы уже с вами обговорили.
Вопрос лично к вам. Что больше всего запомнилось и что больше всего бесило? Что больше всего не нравилось?

- Не нравилось то, что у нас были проблемы, чтобы нам сделать также изящно, так же эстетически красиво и конструктивно, как делает запад. А то приедешь: там - то заусенцы где-нибудь у них, то плохое покрытие. Ну и вообще, конструктивно, вообще хотелось некоторые вещи. Например, вибратор на гитаре сделать красиво, как на западе. Наши не могут, нет станков.

- А вы какие-то нагоняи устраивали там?

- Ну, время требует выпускать гитары, а наша промышленность не может. Ну, что может, то и делаем. То есть, исходя из наших, тех, реальных возможностей.

- А были какие-то моменты, которые вам запомнились? Что отлично сделали, например?

- Как можно сказать об этом…

-То есть, в принципе, работа нравилась?

- Работа – да…Они, в принципе, работали, изучали. Если бы я был музыкант, гитарист тем более, тогда бы.…Не нравилось многое, не нравилось. Не нравилось то, что она тяжелая, гриф, порой…то лады – фигня. Струны наши, конечно, были не того уровня.

- А струны, вообще, где производились?

- В Люберцах у нас делали.

- А почему они, скажем, были не очень хорошие по качеству?

- Ну, во-первых, они должны быть ферромагнитные, чтобы лучше была отдача – со звукоснимателем работали в пару. Во вторых, они должны быть калиброванные, и навивка должна быть равномерно плотной.

- А у них были проблемы с финансированием?

- Ну, у них не было материала. С информацией проблем не было. Струны закупались импортные, они каким-то образом исследовались.

- А по электрогитарам с информацией тоже проблем не было?

- Нет. Образцы мы имели возможность брать любые.

- Западные образцы, любые?

- Да, не было вопросов. Не было абсолютно. Если вы помните, у нас была торгово-промышленная палата, она вообще-то и сейчас существует, только я не знаю, что там сейчас есть. Раньше мы в торгово-промышленной плате брали образцы.

- То есть, вы приходили и говорили, что вам нужны музыкальные инструменты для разработки?

- Ну, во-первых, я там был в комиссии по приемке изделий. Когда их в промышленность запускали, там комиссия смотрит образцы, которые туда предоставляют, делают замечания – шнур короткий.

- Как вы пришли в эту промышленность? Как получилось, что вы стали работать над дизайном гитар, стали разработчиком?

- Ну, я пришел в электромузыкальные инструменты, в лабораторию просто. Открылся институт, радом с домом…НИКТИМП. Я здесь живу, работал, в Пушкино.

- НИКТИМП в поселке Правдинский…

- А я здесь живу. Работал я в Москве раньше. Там я кончал Энергетический институт - МЭИ. Радиоинженер по образованию. Ну, раз вот эта электротехника, электроника, электричество, электромузыкальные инструменты…

- Вас это привлекало?

- Да. Усилители, акустика, клавишные…

- А вы играли вообще? Скажем, в юности?

- Нет-нет. Так...Не играл. На сцене не играл.

- А вы чувствовали, что это было востребовано, появление музыки новой, электромузыкальных инструментов?

- Конечно. Ещё как востребовано. Потому что, я помню, у нас много было коллективов музыкальных молодежных. Вообще, практически на каждом предприятии, на «почтовом ящике» - особо. А у нас, куда не ткни, везде были «почтовые ящики». Молодежь интересовало.

- Хорошо они играли, в принципе?

- По-разному.

- А это было доступно вообще купить?

- Ну, если он на предприятии играет, конечно, он её дома, и где угодно мог…

- Ну, это один коллектив может на предприятии играть, а ещё были сотни других…

- Я думаю, не очень накладно. Представьте себе: пианино стоило 450 рублей. Пианино стоило 450 рублей. А сейчас – попробуй его купи. Там, по-моему, 30 тысяч рублей, если не больше. Наше. А импортное – это вообще…

- То есть, вы пришли в этот институт…

- …с нуля начали, практически.

- А как вы начинали, кем вы начинали? Вы же продвинулись, так я понимаю.

- Я сразу пришел заместителем заведующего лаборатории.

- То есть, вы там были начальником с самого начала…

- У нас был заместитель директора. Он кандидат наук. Тоже защищался по электронным музыкальным инструментам. Электрофортепиано конструировал. Делали мы разработку такую.

- А когда вы пришли, сколько человек работало?

- Пришли, там было мало. Человек 5-6.

- Это были все конструкторы, разработчики?

- Кто разрабатывал схему электрическую, кто документацию придумывал.

- НИКТИМП был большой?

- Это трёхэтажное здание.

- И там, в начале, было 5 человек, можно сказать?

- Нет, это только по электромузыке. А там же у нас клавишные электромузыкальные инструменты, щипковые, струнные, духовые, отдел материалов, конструкторское…

- А потом этот электромузыкальный отдел расширился, и сколько там стало?

- Доходило где-то до 60 человек.

- Когда был самый расцвет?

Под 1980-е годы. 1978…От 1970, до 1980 года.

- То есть, там был какой-то опыт накопленный?..

- Ну и опыт…Потом же, у нас начали предприятия все выпуск, они же тоже имели право разрабатывать свои образцы изделий.

- Кто? Предприятия, такие как «Кавказ», «Урал»?..

- Конечно.

- То есть, там тоже были свои аналоги НИКТИМПа.

- Да. Мы давали им документацию техническую, условия, право на выпуск. Рассматривали эти образцы, их. Пускали они производство, делали.
Но также и по другим электромузыкальным инструментам. У нас много предприятий, не входивших в наше министерство.

- А вы сотрудничали с ГДРовскими предприятиями, болгарскими, чешскими?

- С ГДР сотрудничали.

- А с Чехословакией, Болгарией?

- С Чехословакией сотрудничали, но по другим инструментам. Не по электромузыкальным.

- В чём проявлялось это сотрудничество?

- В командировки ездили, смотрели их производство, технологию, обменивались.

- А у них как это все было поставлено?

- В ГДР?

- Да, в ГДР, например.

- Я хочу сказать, у них, наверное, было получше, чем у нас. Ну, немцы есть немцы – они всегда аккуратные.

- А финансирование как у них было?

- Вот это не могу сказать.

- Но у них были инструменты, по качеству выше.

- Ну, по крайней мере, по клавишным электромузыкальным инструментам.
Vermona, там, был такой…

- А Vermona это в ГДР.

- ГДР. Я и говорю ГДР.

- А какие-то страны, как Болгария…

- Нет, мы туда не ездили.

- А «Орфей», так скажем.

- Были гитары «Орфей», мы видели их образцы.

- На Украине где-то делались инструменты?

- На Украине делались усилители, клавишные делались. «Житомир». Но по электрогитарам, по-моему, не было у них.

- А в Прибалтике что?

- В Прибалтике делались клавишные электромузыкальные инструменты, усилители. В Вильнюс туда ездил, много раз, в Ригу.

- Экспортировались ли советские гитары, и в какие страны?

- Думаю, что нет. Электрогитары, по-моему, нет.

- То есть, они были для внутреннего рынка, скажем так?

- Да.

- Кто решал, какие чешские, немецкие и болгарские модели импортировать?

- Это министерство торговли все решало.

- Есть ли где-то список всех официально импортируемых моделей, с годами их импорта?

- Нет. Нет у нас. Потому что импорт – это внешторг.

- А где можно найти эту информацию?

- В министерстве торговли, может быть, есть. Потому что мы не закупали. Зачем нам импорт, мы же торговлей не занимались.

- То есть вы брали просто образцы, для себя.

- Да, если нам надо, мы, где то, каким-то образом…

- …закупали или просто брали?

- Каким-то образом закупали, конечно.

- Существует ли точный перечень моделей и годов их выпуска по отечественным электрогитарам?

- Это надо смотреть в архиве.

- Вопрос про гитару «Тоника». Откуда взялась такая форма, кто ее придумал, почему? Делалась ли она сначала на Урале, а потом в Ростове, или наоборот? Или одновременно? В каком, конкретно, году она поступила в производство? В каком году она разработана?

- Где впервые? Мне кажется, впервые, наверное, на «Кавказе».

- В Ростове, да?

- Да.

- А вообще эта форма, кто ее разработал? Есть ли имя разработчика – кто придумал такую форму?

- Не могу сказать.

- А это в НИКТИМПЕ придумывалась эта форма?

- Видимо, получилась форма – симбиоз какой-то. С учетом мнений музыкантов. Это не просто, кто-то сидел, поковырял в носу: «вот давай такую форму». Это, естественно, было предложено…

- Ну, вот хотелось бы узнать, потому что очень уж интересно. То есть имя и фамилию сейчас…

-...не могу.

- Что известно о гитаре некоего инженера Кузнецова из Ленинградского Института Радиоволн?

- Не знаю. Ничего не известно.

- Известно, что она демонстрировалась на выставке народного хозяйства, в Москве в 1935 году.

- Возможно. Могло быть.

- Но вы этого не знаете?..

- Нет.

- Кто, когда и при каких обстоятельствах придумал все имена электрогитар? «Тоника», «Аэлита», «Стелла», «Элгава» и тому подобные.

- Я тоже не могу ответить.

- А были какие-то имена, которые не прижились?

- Я этого не знаю. Не могу сказать.

- То есть, они не в НИКТИМПе давались, имена гитарам? Кто придумывал им названия? «Урал», «Тоника»…

- Ну, Урал – фирма Урал. Взяли и придумали: «Мы ее выпускаем на Урале, давай ее назовем «Урал».

- Ну, хорошо. А вот «Аэлита», «Стелла», «Элгава»?

- «Аэлита» - это, по-моему, наша гитара. Возможно, кто-то в лаборатории высказал: «Давай ее назовем «Аэлита» - и все.

- Ну а вот «Элгава», «Тоника»?

- «Элгава» - электрогитара гавайская. Скорее всего, это придумано на экспериментальной фабрике, потому что они «Элгаву» выпускали.

- «Стелла», например…

- «Стелла» - не помню.

- Но «Стелла» была очень оригинальная. У нее было 4 звукоснимателя, имитация банджо, множество переключателей и функций. Это у вас придумана была «Стелла»?

- Возможно. Я сейчас не могу сказать.

- А был ли случай, что модель разрабатывалась под одним названием, а в производство шла под другим?

- По-моему, не было. Если документация уже выпущена, она так и шла, никто там ее не искажал.

Наверх
PM
EnotOGGY
15.06.2009, 13:10
ГостьМужик сказочник какой-то....
Наверх
PM
Басист Кайф
16.06.2009, 03:47

Я играю на басу. Хочешь, справку принесу?

Зарегистрирован: 31.01.2007, 10:19
Местонахождение: Москва
Сообщений: 14300
Почему?
Наверх
PM
EnotOGGY
11.07.2009, 04:58
ГостьА потому, что балаболит о том, что выпускали все качественное, с привлечением мега музыкантов(кста, таких убить значит мало), а конкретного ничего сказать не может- не наю, не слышал, не нюхал... Колхозник...
Наверх
PM
Никита
10.11.2009, 09:14
Гостьпо стилю больше на допрос похоже...
Наверх
PM
kazzzik
19.12.2009, 06:41
Гость
больше на допрос похоже...


особенно вот это:

- Кто, когда и при каких обстоятельствах придумал все имена электрогитар? «Тоника», «Аэлита», «Стелла», «Элгава» и тому подобные.
- Я тоже не могу ответить.

а мужик и правда дятел. походу чиновник классический, особо не вникавший ни во что.
Наверх
PM
Digger
02.10.2010, 08:43
ГостьЧтото дядька совсем както не в теме оказался..
Ничего толком не рассказал
Наверх
PM
razbitiy
28.01.2011, 10:13
ГостьДа, партизан, явно... а было бы интересно глянуть на человека, придумавшего, хотя бы, Тонику))
Наверх
PM
[dms-71]
28.01.2011, 10:18

ID пользователя #1303
Зарегистрирован: 28.08.2009, 08:01
Местонахождение: Новосибирск
Сообщений: 4244
Да, да. Он гений, с голубыми глазами, с лысиной и побокам клочками большими седых волос. Он сделал превыую Тонику в ужасную грозу и сказал "She is alive, she is alive!!!"


Виш лист


Виш лист гитар - и обменник гитар, посмотрите

Продам/обменяю останки донора юбилейного Урала
Продам/обменяю два Орфея Хеброс
---
Ищу гитары
Ищу демпферы
Ищу РОДЕН
Ищу чехол от Диамант баса и Стар7
---
Я ВКонтакте
Моя почта - dms-71(A)narod.ru

А давайте все будем в подписи оставлять ссылки на наши обменники и пожелания? Очень облегчило бы поиск.
Наверх
Сайт PM
Chapt
08.08.2016, 07:40

ID пользователя #526
Зарегистрирован: 13.06.2008, 04:54
Местонахождение: Санкт-Петербург
Сообщений: 3081
Вообще жалобы про финансирвоание интересные, я посчитал, что в лучшие года, при объемах выпуска электрогитар такие предприятия как МПО Кавказ и УРАЛ, на выпуске одних только электрогитар, поднимали минимум полмиллиона рублей в год. Этож какие деньжища то по советским меркам! Но, изучая материалы ведения дел фабрик выясняется - на что тратили деньги фабрики? На то, о чем современная рыночная экономика вообще не могла бы подумать! Предприятия эти строили для себя турбазы, жилые дома для своих сотрудников, а раз есть дома, на них полагается еще и детсад построить и гаражи и дачные участки - землю выкупить у государства, да рабочим наделы раздать. Короче деньги тратились на все что только можно, кроме улучшения самого продукта, по одной простой причине - в условиях дефицита и это будут покупать.

Наверх
Сайт PM

Модераторы: violet, EjiK, Басист Кайф, Я-Ха, Izol, shlepakoff, byte_crow

Перейти:     Наверх

Powered by e107 Forum System

Мини-чат
Вы должны войти, чтобы отправлять комментарии на этот сайт - пожалуйста, либо войдите, либо - если вы еще не зарегистрированы - щелкните здесь, чтобы зарегистрироваться


Silence
25.09. : 06:07
Я-Ха, пардоньте, не знал. Спасибо.

gitarrist
25.09. : 05:22
Чё-та я тоже парился с промывкой и смазкой переменников, а сейчас просто брызгаю WD-40 внутрь и как ни странно уже долго работает и не скрипит. Думал может промыть хотя б надо? Неее...Прямо так и всё норм! Керосин с маслом видимо оч хорошо! Имхо...

Я-Ха
25.09. : 05:08
Silence, у нас есть путеводитель по статьям: [link]

4ekist
25.09. : 05:06
Касательно переменных резисторов. Я делаю так: разбираю, промываю кисточкой смоченной спиртом, смазываю ВАЗЕЛИНОМ ( из аптеки) причем не только ось , но и токопроводящую "подкову", " сборка в обратном порядке. Советским резисторам помогает, импортные не пробовал.

stradivari72
25.09. : 04:48

Silence
25.09. : 04:47
Не могу найти статью Спа про чешские датчики, подскажите пжалста.

StariyDed
25.09. : 04:14
Т.н. "треск и шуршание" может организовать скользящий по "подкове" бегунок, из за не плотного прижимания, или вылетевшего (стёршегося) графитового контакта.
Если немного поработать надфилем, то не плохой контакт получается из графитового стержня "Т" или "ТТ".

Я-Ха
25.09. : 04:06
+1 :)

REANIMATOR
25.09. : 03:39
Токопроводящей смазкой?) Проще уж просто выводы замкнуть тогда)

vnik
25.09. : 03:05
Сейчас лучше смзывать токопроводящей смазкой, наверное. Применяется заправщиками картриджей

vnik
25.09. : 03:02
Вычищали: протирали спиртом

vnik
25.09. : 03:01
Раньше шуршащие потенциометры разбирали, вычищали порошок, который собственно и шуршит, и смазывали токопроводящую дорожку машинным маслом. Не знаю, может сейчас этот метод стал устаревшим...

berec
24.09. : 12:19
Спасибо;)

Skyworker79
24.09. : 10:33
Такую на форуме рекомендовали [link]

wwm
24.09. : 09:50
Я брызкаю обычной WD,хватает минимум на пару лет,потом повторяю и так до бесконечности,есть специальная немецкая восстанавливающая смазка,но она стоит диких денег



Поиск Советские гитары

Счетчики
© 2006 - 2017 SovietGuitars.com - Общество Коллекционеров Советских Электрогитар
18+ Сайт не является СМИ!