Электрическая мандолина из Еревана, или... никаких или!
shlepakoff, 14.08.2011, 21:58

В качестве эпиграфа:
Сильна, как русская женщина. Красива, как трактор.
[link]





Для начала небольшой экскурс в историю электрификации мандолины, а она берет свое начало в США в 1920 гг. В числе первых производителей были Stromberg-Voisinet, Electro (в дальнейшем переименованная в Rickenbacker), National Reso-Phonic. В 1936-м году свою модел эл. мандо явил миру Gibson - она по сути являлась акустической мандолиной, адаптеризованной при помощи датчиков типа «Charlie Christian» (ими же на тот момент комплектовались гибсоновские арктопы) с вырезом в пикгарде под монтаж датчика: [link]

У истоков создания цельнокорпусной эл. мандолины стоял Пол Бигсби, чей 8-струнный первенец-солидбоди увидел свет в 1950-м году, а в 1952-м был создан легендарный 5-ти струнный инструмент для исполнителя по имени Тайни Мур: [link]

Гибсоновская модель EM-200/Electric Florentine скорее всего была первой серийной 8-струнной солидбоди и комплектовалась "подпиленным" датчиком P-90. Ее прозводство началось в 1954 и продолжалось до 1971-го года: [link]

С 1956-го по 1976-й, Фендером выпускалась 4-х струнная модель Fender Electric Mandolin, известная таже под ласкающим слух названием Мандокастер, по форме корпуса, как и явствует из названия, напоминавщая Страт: [link]

Итак, как мы видим, в области производства эл.мандо отметились все уважающие себя фирмы, в связи с чем и совгитпром в лице Ереванской фабрики музыкальных инструментов не мог остаться в стороне; к 1973-му году судя по фотографии с фабрики (см. выше) производство шло полным ходом.





Нeсмотря на то, что "мандолина активно использовалась в самодеятельности народов союза советских республик наравне с национальными инструментами": [link], непостижимо, зачем и для кого в СССР предназначался сей Маленький Мук – электрический, серийный! – но на моем экземпляре, к обсуждению которого мы непосредсвенно и переходим, на корпусе имеются явные следы потертости от пряжки ремня (а это значит, что на нем ИГРАЛИ), чем не могут похвастаться другие представители ереванского клана, проходившие через мои руки и оставшиеся в моих руках.





Переходим непосредственно к тактико-техническим характеристикам.

Материалы и окраска. Дека: бук, берёзовая фанера. Гриф: бук с накладкой из бука, не имеющей радиуса. И дека и гриф покрыты полиэфирным лаком с добавлением порошка, придающего инструменту (как и всем инструментам ереванского происхождения) эффект ночного звездного неба (данные почерпнуты в МАЙ МУZЕУМЕ: [link]

Гриф. Анкера нет, что компенсируется засчет толщины грифа. 20 ладов, 4 круглых маркера (перламутр?) на 5-м, 7-м, 10-м и 12-м ладах, при взгляде на которые поражает грубость и кособокость сборки.





Ширина грифа 33 мм (1-й лад) и 40 мм (12-й лад). Порожек пластиковый. Колки на общей планке 4X2, с пластмассовыми лопастями. Втулки пришлось удалить, иначе невозможно продеть струны. Один из силуминовых штоков рассыпался в руках, пришлось заменить. В отличие от всех остальных моделей ереванской фабрики, на мандо гриф крепится на двух, а не на трех болтах.






Дека. Форма: идеальная окружность чуть вытянутая в районе крепления грифа и потому отдаленно напоминающая то ли грушу, то ли слезу, диаметром 290 мм и толщиной 32 мм. Бридж металлический, на деке не закреплён, подстройка мензуры и корректировка высоты струн таким образом возможны. В отличие от всех остальных моделей ереванской фабрики, на мандо серийник нанесен не на треугольный, трехвинтовый некплейт, а непосредственно на зацеп по форме напоминающий лиру* (на фотографии с фабрики (см. выше) зацеп иной конструкции, а если совсем внимательно присматриваться, то у четвертого инструмента сверху зацеп тоже какой-то другой).
*Возможно вдохновением для ереванских мандомейкеров послужили произведения неаполитанских мастеров 19-го века (шутка):







Схема. Схема состоит из двух датчиков (уменьшенная копия полноразмерных ереванских звукоснимателей) в хромированных корпусах с пластмассовой вставкой вишневого цвета, закрепленных при помощи двух шурупов, и двух регуляторов (тембр и громкость). Регуляторы вынесены на верхнюю часть деки, что с одной стороны дико, с другой, наверное, не лишено здравого смысла: чтобы можно было фигачить медиатором и не задевать при этом крутилки резюков (у Т. Мура крутилки были и сверху и снизу: [link].







В мандолинах я ничегошеньки не смыслю, так что оценивать звучание полноценно не могу: звук «несомненно» мандолиновый, но надо найти любителя, показать – пусть с ним случится приступ.

Итак, в конечном итоге мы имеем уникально-советского уродца наделенного своим неповторимым шармом и совершенно бесполезного в хозяйстве. Так что - бери мандо, пошли домой!

Re: Электрическая мандолина из Еревана, или... никаких или!
Я-Ха, 15.08.2011, 03:32

Ай, маладца!

Слушай, а по схеме - там просто тембр или баланс датчиков?
А ручки по габаритам - как на ЭГ?
И колки, вроде, не отдельные, а на общей планке.

Re: Электрическая мандолина из Еревана, или... никаких или!
byte_crow, 15.08.2011, 05:37

shlepakoff

В "статьи" надо перенести бы!
И про луначариков тоже...

Re: Электрическая мандолина из Еревана, или... никаких или!
Silence, 15.08.2011, 09:46

Мандокастер доставил!

Re: Электрическая мандолина из Еревана, или... никаких или!
shlepakoff, 15.08.2011, 11:36

Я-Ха Цитата ...

Ай, маладца!

Слушай, а по схеме - там просто тембр или баланс датчиков?
А ручки по габаритам - как на ЭГ?
И колки, вроде, не отдельные, а на общей планке.


Простучал, послушал - таки да, баланс датчиков

Ручки по габаритам - как на рогатом басу один в один. На Э/Г у меня не родные стоят (:) (вишлист меня переживет)

Про колки исправил.

Re: Электрическая мандолина из Еревана, или... никаких или!
shlepakoff, 15.08.2011, 11:38

byte_crow Цитата ...

shlepakoff

В "статьи" надо перенести бы!
И про луначариков тоже...



Я только за!

Re: Электрическая мандолина из Еревана, или... никаких или!
-Putnik-, 15.08.2011, 11:58

у меня валяются остатки колков с такими бутонами... с чего они могут быть ещё?

Re: Электрическая мандолина из Еревана, или... никаких или!
byte_crow, 15.08.2011, 12:00

Ок, перенес в статьи. Щас новость добавлю.
А в следующий раз не стесняемся сразу в раздел "статьи" публиковать. )

Re: Электрическая мандолина из Еревана, или... никаких или!
Я-Ха, 15.08.2011, 12:24

-Putnik-, это обычные колки от акустики-семиструнки, с силуминовыми штоками.

Re: Электрическая мандолина из Еревана, или... никаких или!
SPA, 15.08.2011, 12:28

они не с 7струнки,а с мандолины,на 7струнках межколковое расстояние больше,проверено

Re: Электрическая мандолина из Еревана, или... никаких или!
hst, 15.08.2011, 13:23

самое хреновое, что на красном басовом крунке такие же колки, один сломался при натяге струны.
хрупкие, блин(

Re: Электрическая мандолина из Еревана, или... никаких или!
Я-Ха, 15.08.2011, 14:10

А что сломалось? Силуминовый шток с шестернёй, червяк или пластмассовая лопасть?

Re: Электрическая мандолина из Еревана, или... никаких или!
, 15.08.2011, 16:32

зашел....и...
УУУУУУААААААААААААУУУУУУУУУУУУУУ!!!!!!!!!!!!! Бля, нихуясе, кто такого монстра откопал!!! Щааа, поглянем!!!!
Илья, огромное спасибо, статья доставила, фото-доставило, всё доставило!!!!

Re: Электрическая мандолина из Еревана, или... никаких или!
Izol, 16.08.2011, 15:11

На ранних электромандолинах другая схема, там еще пятипозиционник стоит.

Re: Электрическая мандолина из Еревана, или... никаких или!
shlepakoff, 16.08.2011, 15:26

да, точно, на фото с фабрики это видно. Т.е., они по сути ставили на мандолину гитарную схему (пятипозиционник - зачем?!)

Re: Электрическая мандолина из Еревана, или... никаких или!
Izol, 16.08.2011, 16:11

Именно. У меня такая за нумером 331.

Re: Электрическая мандолина из Еревана, или... никаких или!
Izol, 16.08.2011, 16:12

И крышки звучков там другие. И панель перлоидная.

Re: Электрическая мандолина из Еревана, или... никаких или!
shlepakoff, 16.08.2011, 18:49

И крышки звучков там другие. И панель перлоидная.

Т.е., и в этом случае начали с навороченного (схема, перлоид), а в дальнейшем упростили

Именно. У меня такая за нумером 331.

полагаешь, это порядковые номера?


Re: Электрическая мандолина из Еревана, или... никаких или!
Izol, 17.08.2011, 15:51

Да, я так думаю. У меня есть перлоидные панели от Крунк ЭГ и от рогатого баса, причем на басу отверстие под пятипозиционник. И бас ранний, первая тыща вроде.

Re: Электрическая мандолина из Еревана, или... никаких или!
shlepakoff, 17.08.2011, 16:55

Вот на этом инструменте (номер 1294) схема тоже еще с варитоном, и датчики "ранние", но зацеп уже "поздний", как на моем экземпляре (номер 2198): [link]

Re: Электрическая мандолина из Еревана, или... никаких или!
Izol, 17.08.2011, 17:12

Эволюция, однако. Думаю, лепили из того, что было. Но вначале были варитоны.

Re: Электрическая мандолина из Еревана, или... никаких или!
SiPUS, 04.09.2011, 23:07

Кстати,а почему ствтья в тех.творчестве,а не в прочих струнных?

Re: Электрическая мандолина из Еревана, или... никаких или!
StariyDed, 14.09.2013, 19:05

Благодаря уважаемому Izol, я обрёл под восстановление сие чудо.
Вопрос к владельцам полноценных образцов.
1). Может ли кто то сделать детальные фото мандолины во всех ракурсах?
2). Интересует внешний вид, конструкция, и размеры бриджа, колок, ручек регуляторов.
3). Принципиальная схема, конструкция, размер звукоснимателей, сопротивление катушек.


Re: Электрическая мандолина из Еревана, или... никаких или!
USSR1, 04.07.2018, 15:20

восстановим ли лак? встретил вторую версию, без пятипозиционника, но состояние деки печаль... слой черного толстого лака потрескавшийся на всю глубину как такыр в пустыне.

Re: Электрическая мандолина из Еревана, или... никаких или!
, 04.07.2018, 22:22

«Без пятипозиционника» — что это значит? Что значит "вторая версия"?

Re: Электрическая мандолина из Еревана, или... никаких или!
StariyDed, 05.07.2018, 06:48

Первая версия этой мандолины шла с тремя органами управления - варитоном (переключателем) и двумя регуляторами. Принципиальная схема была аналогична двухдатчиковым схемам с варитоном данной производителя (как пример "Крунк-50", "Ани").
Потом перешли на упрощенную схему с двумя регуляторами. Своеобразным "качелям"в выборе звукоснимателя и общего регулятора тона. Принципиальная схема напоминает схему басовой части "горыныча".

Re: Электрическая мандолина из Еревана, или... никаких или!
Aleksey88, 05.07.2018, 07:01

Mir Цитата ...

«Без пятипозиционника» — что это значит? Что значит "вторая версия"?

Посмотрите в первом сообщении первые два фото, сравните.

Re: Электрическая мандолина из Еревана, или... никаких или!
, 05.07.2018, 08:39

Как интересно, я и не заметил бы спасибо.

Re: Электрическая мандолина из Еревана, или... никаких или!
USSR1, 15.07.2018, 11:06

посмотрите на первое фото в теме.. а потом на второе.. обнаружите некую "разницу", я видел тот вариант, что на втором фото.

Re: Электрическая мандолина из Еревана, или... никаких или!
Cdur, 07.10.2023, 20:18

shlepakoff Цитата ...

..., и двух регуляторов (тембр и громкость). Регуляторы вынесены на верхнюю часть деки, что с одной стороны дико, с другой, наверное, не лишено здравого смысла: чтобы можно было фигачить медиатором и не задевать при этом крутилки резюков ...


На самом деле расположение крутилок в верхней части деки выглядит не так уж и "дико", если посмотреть на вполне-таки уважаемые модели электрогитар достойной фирмы National, выпускавшиеся в 1960-х годах:
National Newport 82, 1964-1965 г (как минимум)
[link]

[link]

[link]


"Westwood 75" (1965)
[link]


"Westwood 77" , 1962-1965 год [link], [link] и видео: [link]



[link]
Из каталога Montgomery Ward 1964 года:


[link]
J.B. HUTTO AIRLINE RES-O-GLAS JETSONS GUITAR, 1965