SAMBA, или не стреляйте в пионера…
kurganov, 22.11.2011, 16:27

Можете стрелять. Глядя на результат моих трудов, меня сложно назвать как-то иначе. В свое оправдание сказать следующее. То, что я родился в День пионерии, присяжным уже известно. А вот то, что я отказался вступить в пионерскую организацию, считая себя недостаточно достойным (меня приняли через год вместе с последними двоечниками), меня определенным образом характеризует. Из такого человека и не могло вырасти ничего приличного.

Кроме того, пионерская организация Польши проделала серьезную работу. Каждый новый владелец старался по своему усмотрению улучшить инструмент. Один отдал инструмент в мебельную мастерскую, где ему (к несчастью, инструменту) отремонтировали сломанную голову грифа, перекрасили деку в черный цвет (гриф не стали) и от души закатали полиэфирным лаком. Другой паяльником вырезал из оргстекла пикгард, прикрепил к нему рамки звукоснимателей при помощи того же инструмента, поставил корейские tune-o-matic и колки. Не знаю, кому из этих двух выразить благодарность за мандолинные лады, отлекаленные при помощи драчевого напильника, и дырки в накладке грифа, появившиеся вследствие использования саморезов избыточной длины. Возможно, злоумышленников было даже больше. Последний по счету владелец взял инструмент для учебы. По достижению желаемой цели он выставил гитару на продажу. Тут подошла моя очередь принять вахту…




То, что произошло далее, являет собой историю непрерывного блуждания в потемках, гадания на кофейной гуще, скороспелых выводов и глупых ошибок. Я, конечно, был доволен приобретением – наконец-то у меня есть Самба! Но гитара в том виде, в котором я ее получил, представляла собой один большой вопросительный знак, который стоит перед моими глазами до сих пор. Буду благодарен, если кто-нибудь ткнет меня носом в очевидные ответы, которых я не нашел. Я даже собрал небольшой фотоархив на основе проданных лотов Allegro, но дело это сильно не облегчило. На моей гитаре не сохранилось никаких указаний на место сборки. Некоторые инструменты, собранные на Bydgoska Fabryka Akordeonov, не имели анкера, но их не было и на многих Defil’ах, собранных в семидесятые. Гриф склеен из трех кусков клена, причем с игнорированием симметрии - «дефиловская» черта, но никто не может гарантировать, что BFA относились к делу ответственнее, благо большинство грифов были скрыты под непрозрачной нитрокраской. Накладка грифа - красное дерево, за Defil‘ом такое было замечена. Виденная мной дека от баса BFA Lotos, была сделана из сосны, мой же инструмент сделан из ольхи с центральной кленовой доской – опять чаша весов склоняется в пользу Defil. У того баса, кстати, накладка грифа была из бука- Defil докатились до этого лишь к концу семидесятых. В конце концов, при счастливом обретении пластикового дефиловского лого, я решил вопрос волюнтаристски.

Следующая тема, которая будет живо трепетать в сердцах сообщества Sovietguitars – это тема бриджа. На всех виденных мною фотографиях были запечатлены разные конструкции. Скорее всего, родной бридж был сделан из дерева, в него были закатаны три куска ладовой проволоки с пропилами в нужных местах (как у прототипа, Hagstrom PB24G Kent), и регулировка по высоте производилась с нижней стороны деки. Но я видел версии со стандартными колесиками регулировки высоты, с пластиковым нижним порожком и вообще с металлическим бриджем а-ля Jola. Фабричные вариации или пионерия - кто знает. На деке моего инструмента (как раз с нижней стороны) сохранились следы от сквозных отверстий в районе бриджа, но они были наглухо заделаны. Предполагаю (судя по виденной мной фотографии ободранной деки), что была еще одна деталь - деревянный блок, сквозь который проходили опоры бриджа. Его необходимость была обусловлена избыточными размерами «бассейна» под датчики, который простирался почти до фрезеровки под тремоло. Поскольку конструкция регулировочного механизма осталась мне неизвестной, и тестовый деревянный бридж несколько изменил понравившуюся мне звуковую картину, я оставил tune-o-matic (его опоры находятся в новодельном бриджевом блоке). В конце концов, на поздние Hagstrom Kent’ы ставили металлические мосты micromatic. Да и Советский Союз развалился раньше, чем мне пришла очередь вступать в комсомол.



Третий вопрос – форма и конструкция той половины пикгарда, на которой смонтированы звукосниматели. Первая версия являла собой облагороженную в соответствии с фотографиями версию шедевра паяльниковой резьбы. По аналогии с другими Дефилами, она была сделана из каленого оргстекла белого цвета. Двойная ошибка – как выяснилось позже, оригинал был сделан по-другому; к тому же конкретный же кусок оргстекла оказался очень хрупким и полностью рассыпался за месяц. После второй версии из полистрола (также неудачная идея) я остановился на трехслойном пластике фирмы Gotoh цвета Mint Green – совершенно исторически неверно, зато в меру винтажно, красиво и практично – материал очень удобно режется и обрабатывается. Когда вместе со счастливо обретенными датчиками приехали останки родного пикгарда, меня ждало двойное потрясение. Он оказался литым – по похожей технологии и из схожего материала во времена моего пионерского детства делали строительный конструктор. По размерам же он оказался значительно меньше и изящнее, да и форма центрального окна не совпадала с моей заготовкой. В общем, мой пикгард - не образец для подражания, зато он удачно скрывает множество отверстий, которыми щедро наделила корпус польская молодежь. А вставка из перфорированного металла – это обыкновенная кухонная терка. Издали смотрится вполне аутентично, при близком рассмотрении является беспроигрышным способом вызвать улыбку у любого, кто впервые видит мою гитару. Завершают картину приклеенные останки родных рамок звукоснимателей, переживших паяльник – я нарастил их полистролом и подмазал полиэфирной шпатлевкой. Родной пикгард я сначала попытался нарастить пластиком от поддона холодильника, но потом решил оставить в качестве реликвии. Лучше сохранившиеся рамки под звукосниматели, которые отлиты заодно с пикгардом, я спиливать не стал – рука не поднялась.





Вторая половина пикгарда, на которой смонтированы переключатели (реверанс в сторону Hofner), также досталась мне в пионерской паяльниковой редакции. Могу предположить, что она была литой, причем имела любопытную деталь- отверстие под ручку потенциометра с загнутыми вверх краями. Честно говоря, даже не представляю, как я смог бы воспроизвести подобную красоту в домашних условиях, поэтому цинично вырезал из того же пластика, что и первую половину. Потенциометр вместе с ручкой размещались на отдельной панели (она привинчивалась к пикгарду), туда же вклеивались двухконтактные переключатели. Мне достались останки этого элемента конструкции, но после недолгого использования родной блок пришлось отправить на пенсию из-за хронического пропадания сигнала. Их место занял новодел с максимально похожими переключателями из «Промэлектроники» (только шестиконтактными и несколько меньшими по размеру). Родной (?) потенциометр Telpod имел номинал 100 Ком, и его также пришлось заменить современным пятисоткилоомным. Это не безоглядная любовь к прогрессу – мне случалось оживлять потенциометры RTF и Tesla , и они прекрасно после этого работали; просто здесь медицина была действительно бессильна. Изменение номинала обусловлено моей личной прихотью - мне показалось, что это подчеркнет «фишку» данного инструмента. Когда инструмент попал ко мне, из родной схемы работали только два ближних к ручке громкости переключателя - они подключали соответствующие датчики. По моей просьбе мне распаяли вольную вариацию Hagstrom’овской схемы – первый переключатель включает нэковый датчик, второй разворачивает его фазу; третий коммутирует бриджевый датчик, четвертый срезает часть верхних частот последнего. Нечасто пользуюсь всем этим многообразием, но все положения достаточно музыкальны.
Ручка потенциометра также из «Промэлектроники» - ее юбка имитирует «вздутие» родного пикгарда.





История о звукоснимателях могла бы иметь такое начало –«Нет повести печальнее на свете» -если бы не неожиданный хэппи-энд. Я убил те датчики, с которыми гитара приехала ко мне. У этих звукоснимателей есть одна неприятная особенность, на которую я не обратил внимания – очень хрупкие провода в тонкой оплетке, склонные к перетиранию в месте выхода из катушки. Из-за проблем с пропаданием сигнала мне часто приходилось потрошить гитару (до меня этим занимались тоже немало), и именно на мне конструкция исчерпала свой невеликий ресурс прочности. И начались эксперименты. Я пробовал надевать различные катушки на родной магнит, вставлять новые звукосниматели (точнее, отданные мне половинки от двух разобранных ибанезовских хамбакеров) в родные рамки, но все это была суета сует и томление духа. Я не мог воссоздать звук, в который успел влюбиться, и это неудивительно - «в мире компонентов нет эквивалентов». Потом мне повезло- удалось найти родной пикгард, который до этого был присобачен к Jola 2; кстати, достаточно популярная среди польских пионеров идея (я видел фотографию останков еще одного такого инструмента). Датчики работали (!!!) и обладали тем самым желанным тембром; занятно, что они не были идентичными близнецами первых. Общая конструкция была позаимствована у Hagstrom – выпуклая крышка с круглыми металлическими плашками (имитация стратовских магнитоводов), катушка с большим количеством витков (сопротивление 7.5 Ком), большой алниковый магнит в центре. А вот в деталях нашлось немало различий – в тех датчиках, с которыми я познакомился раньше, корпус катушки и верхняя часть звукоснимателя представляли собой единое целое и были сделаны из мягкого, ломкого пластика. У датчиков, которые я приобрел позже, это были две отдельные детали – это заметно по щечкам катушки из светлого пластика. Магнит у вторых был обработан аккуратнее, и его края имели скругление – у первых они были спилены под углом. Между магнитом и корпусом катушки у вторых вставлен стальной уголок - к нему подпаяна земля. Непонятно, чем вызваны эти различия – разным местом или разным временем сборки. Если принять в качестве гипотезы второй вариант, то можно предположить, что «сборные» датчики являются более ранними - они сделаны лучше, «литая» же конструкция – чье-то рацпредложение по упрощению производства. Загадка также, имеют ли эти датчики какое-либо отношение к фирме Muza, которая делала все остальные модели дефиловских звукоснимателей.




Из родного «железа» уцелело немного. Я до сих пор не уверен в аутентичности тремоло-системы (вариация на тему Hagstrom Tremar Vibrato). Аргументы против – неровно обработанные края подвижной пластины, отсутствие никелевого покрытия и излишняя тонкость и мягкость материала (похоже на алюминий). Аргумент за - сложность такой работы для среднестатистического пионера. Тремоло, кстати, было заблокировано - пружина удалена, и для жесткости фиксации между подвижным сегментом и станиной было вкручено два болта. Из любопытства восстановил систему при помощи подручных средств – и еще в процессе работы понял, зачем была нужна деревянная подкладка под тремоло. Без этой детали пружина не влезла бы в выемку - не позволила бы толщина корпуса (так, кстати, было и на Hagstrom’ах). Пластина под джек – из латуни, также без следов покрытия. Это позволило мне с чистой совестью вырезать некплейт из латуни (аналогичная деталь от Jola не подходит по размеру)- единство стиля формально было соблюдено. Антабки- новые; ранее стояли уникальные стреплоки, до того служившие ручками ящиков на бабушкином комоде . Колки - дешевые корейские (такие же раньше ставились на Squier), дырки от родных были заделаны. Ограничился снятием крышек и заменой валов с флажками - донором выступили другие азиатские колки. Три года сидения на Allegro позволили мне сделать вывод, что проще найти более комплектную Самбу, чем все запчасти на мою гитару (хотя и первое было бы редкой удачей). Видимо, за десять лет производства (где-то попадалась дата окончания выпуска-1976-ой год) их сделали немного. Или владельцы не желают расставаться со своими сокровищами, в чем я могу их понять.






Всем самым лучшим в своем нынешнем состоянии гитара обязана екатеринбургскому мастеру Виктору Новикову (огромная ему благодарность!). Сначала была отреставрирована накладка грифа (выравнивание, заделка дыр, вклеивание новых перламутровых маркеров) и установлены лады. Затем дека и гриф были избавлены от толстенной полиэфирной брони; после профилактических работ (заделка трещин, доработка кармана грифа) они были перекрыты шеллаком. Выбор колера грешит против исторической достоверности, особенной вольностью является решение сделать нижнюю часть деки непрозрачно черной. Это решение позволило скрыть массу заделанных отверстий на этом участке. Возможно, эти дырки являются издержками прогрессивного метода экранирования полости под датчики - толстой фольгой при помощи гвоздей. А может, этим неизвестным светлым головам пришла еще какая-то колоссальная идея. Энтузиазм этих пионеров-героев явно должен был найти какую-то более обширную область применения, чем реставрация гитар (например, строительство Великой Китайской стены или укрощение сибирских рек); в качестве памятника их стараниям я сохранил часть использованного ими крепежа. Санберст же (вишневый на деке и медовый на грифе) является удачным способом одновременно продемонстрировать красоту дерева и скрыть косяки. Я доволен результатом – выбранный тип лакового покрытия сохраняет ауру старого инструмента и гармонирует с потускневшим «железом». Да и в плане звука шеллак – весьма многообещающее решение, что я в полной мере ощутил за три месяца, прошедшие с момента перекраски. Благо, стараниями Виктора, игра на инструменте стала настоящим удовольствием.

Теперь, после долгого порицания своей и чужой криворукости, и короткой похвалы талантам Виктора, следует прейти к размышлениям более общего плана. Hagstrom Kent (PB24G, Hagstrom I) - это авторское прочтение Стратокастера от Карла-Эрика Хагстрема; Defil Samba- достаточно вольная польская интерпретация шведской точки зрения. Постмодернизм какой-то получается. Общая форма копирует скандинавского коллегу, но на деле Самба оказывается «миксом» из черт Кентов ранних и поздних выпусков. Голова грифа (Dolphin Nose), колки с открытой механикой, деревянный бридж, вклеенные датчики - привет из начала шестидесятых; цельный корпус и съемная накладка (без всяких люзитов-винилов и разборных бутербродных конструкций)- достижение середины того же десятилетия. Думаю, поляки руководствовались скорее фендеровским стремлением к простоте, чем хагстремовской тягой к излишествам (единственный реверанс в эту сторону- «гриль» между датчиками). Этой тягой к облегчению собственной жизни можно объяснить о то, что профиль грифа Самбы не копирует «сверхтонкие» скоростные грифы Кентов. Это обычный дефиловский гриф, разве что менее радикальный по толщине, чем его поздние инкарнации; наплыв в области пятки и волюта на месте (мензура, кстати, лесполовская). Более гуманное сечение придает ему новое качество – схожие ощущения я получил от мастерового телекастеровского грифа от Warmoth со специальным «ван халеновским» профилем. Приятно, что за обладание таким счастьем мне не пришлось платить по специальному прайсу. В общем, если суммировать все нижесказанное, то можно сказать, что Самба- это красивый инструмент среднего веса, с нормальной геометрией, балансом и доступом ко всем ладам. Без всяких хитрых анатомических вырезов, но удобно лежащий в руках.



Теперь о звуке. Это взрослый инструмент со своим собственным голосом. Несмотря на наличие обширной полости под датчики, конструкцию бриджа и вибрато, здесь не намека на полуакустичность (в отличие от Jola2).Это пробивная, «твэнговая» гитара, особенно это заметно при игре на бриджевом датчике – она стреляет, как хороший Телекастер. При этом верха не звучат плоско, в звуке остается достаточно теплоты и какой-то легкой «хрипотцы». Датчики отлично отыгрывают все динамические нюансы – и в плане громкости, и в плане тембральной окраски. Прикольно звучат они и на умеренном перегрузе - достаточно конкретики и характерной сингловой певучести, и при этом без «песка». В общем, установка на эту гитару любых других датчиков – это преступление против здравого смысла, в чем я убедился на личном примере. Правда, эти эксперименты были от безысходности. Пусть мои слова не прозвучат как кощунство, но пионерский тюнаматик в плане тембра оказался наиболее «в кассу» конкретно на этом инструменте. Я пробовал изваять деревянный бридж из палисандра с кусками ладовой проволоки, но в звуке добавилось не теплоты и мягкости, как я ожидал, а какой-то рыхлости, и резонанс стал хуже. Примерял мостик от Graphtech – ушли низы и появилась излишняя сухость. У вибрато небольшой запас хода - примерно по полтона вверх и вниз, зато можно многозначительно вешать аккорды и «докачивать» рычагом. Проблем со строем это не создает.

Логичный вопрос - похож ли инструмент по звуку на кого-то из своих крестных отцов. Hagstrom Kent я слышал только в роликах на YouTube. Характер показался мне близким. А вот со Стратом схожесть неочевидна, мензура не та, да и машина тоже. Из фендеровской классики Самба больше напоминает Jaguar и Mustang, во всяком случае, это мои наиболее очевидные ассоциации.

P.S. Случайно нашел свою детскую фотографию.



P.P.S. Попади мне в руки целая Самба- ни за что бы не стал пионерить. А тут… Что выросло- то выросло…


Re: SAMBA, или не стреляйте в пионера…
Я-Ха, 22.11.2011, 16:58

О-бал-деть. Поклоны и респекты. Пошёл дрочить.

Re: SAMBA, или не стреляйте в пионера…
shlepakoff, 22.11.2011, 17:02

Отлично, спасибо за очень емкую и интересную статью - польская тематика это наша общая "черная дыра"

Re: SAMBA, или не стреляйте в пионера…
Z76, 22.11.2011, 17:27

Я-Ха. а что, ордена еще остались? Вот бы kurganov-у орден! Столько интересной информации!

Re: SAMBA, или не стреляйте в пионера…
kurganov, 22.11.2011, 18:05

"я скажу: зачем мне орден? я согласен на медаль!" коллеги, спасибо за оказанное доверие!

Re: SAMBA, или не стреляйте в пионера…
, 22.11.2011, 18:37

Отлично!!!
Этой статье место на главной странице !

Re: SAMBA, или не стреляйте в пионера…
shock07, 22.11.2011, 19:03

Ну ты, kurganov, даёшь!!!
Страдевари отдыхает!
Респект!
Спасибо за статью.
(про себя) ... пошёл вытирать после Я-Хи)))

Re: SAMBA, или не стреляйте в пионера…
SPA, 22.11.2011, 19:12

круть

Re: SAMBA, или не стреляйте в пионера…
Басист Кайф, 23.11.2011, 06:47

Крууууто! А какая работа проведена...

Re: SAMBA, или не стреляйте в пионера…
Les, 23.11.2011, 07:48

достойно... лично считаю, что если инструмент приведен в играбельное состояние вот ТАК, то это можно уже не считать пионерией

Re: SAMBA, или не стреляйте в пионера…
kurganov, 23.11.2011, 09:54

Спасибо! Хотя хвалить надо не меня, а замечательного екатеринбургского мастера Виктора Новикова. Я так, по мелочам участвовал...

Re: SAMBA, или не стреляйте в пионера…
Владимир-Т, 23.11.2011, 10:12

Ай, Kurganov, молодца... Какой труд... А какой слог, как у Ильфа и Петрова. Ждем дальнейших изысканий.

Re: SAMBA, или не стреляйте в пионера…
, 25.11.2011, 18:36

Большой и трудолюбивый молоток!
Большущий плюс, камрад, пиши исчо!

Re: SAMBA, или не стреляйте в пионера…
Claydon, 25.11.2011, 18:42

Достойное знание материала, есть чему поучиться!

Re: SAMBA, или не стреляйте в пионера…
kurganov, 26.11.2011, 04:19

Огромное спасибо! Будем дерзать дальше!

Re: SAMBA, или не стреляйте в пионера…
VP, 28.11.2011, 16:33

Очень понравилось. Спасибо за работу и статью.

Re: SAMBA, или не стреляйте в пионера…
, 27.12.2011, 18:32

интересно, на недавно приобретённом дефиле луна стоит плата от Malwa, говорит ли это о польских махинациях-переделках или у них тоже был дефицит и они ставили порой тембрблоки те, что были на складе если они были однотипны?

Re: SAMBA, или не стреляйте в пионера…
kurganov, 28.12.2011, 15:59

Насколько я могу судить по виденным мной фоткам, надпись на плате как правило соответствует модели наличной гитары. Другое дело, что подобные платы встречаются на поздних Дефиловских моделях; а фабрика на данном этапе изыскивала возможности по снижению издержек и упрощению производства (переход на более доступную древесину, увеличение количества слоев на грифе и т.п.). А пионеры, я думаю, не стали бы заморачиваться за поиск запчастей, близких к оригинальным.

Re: SAMBA, или не стреляйте в пионера…
leopold, 28.12.2011, 16:21

Польский фильм САМОЗВАНЕЦ С ГИТАРОЙ там на такой гитаре играет ВИА СКАЛЬДЫ. И вообще польских гитар море.

Re: SAMBA, или не стреляйте в пионера…
kurganov, 28.12.2011, 18:52

Я тоже присматривался -она или не она? В другом польском фильме- Yesterday - если мне не пригрезилось, мелькнула двенадцатиструнная версия Самбы.

Re: SAMBA, или не стреляйте в пионера…
shlepakoff, 06.02.2015, 10:34

[link]

Re: SAMBA, или не стреляйте в пионера…
kurganov, 06.02.2015, 14:56

Офигеть!