Taco который Uebel или история чудесного воскрешения...
Dr.Stein, 01.04.2015, 22:30



В общем-то, так получилось, что обзор этого инструмента уже существует, но, в связи с тем, что такие вещи «на дороге не валяются» и представляют, скорее всего, большой интерес для целевой аудитории, я решил устроить полномасштабное вскрытие в духе «анатомического театра» абсурда.






Инструмент прибыл ко мне со своей исторической родины, т.е. из ФРГ, то есть Германии. Куплен, как это часто происходит, в рамках ресурса НАИБАЙ. Продаван оказался козлом, не выложил нормальных фоток инструмента, а я, будучи в неадекватном состоянии от желания завладеть данным гештальтом, ясен пень согласился его купить… По прибытии вскрылись многие неожиданные моменты…

Я не знаю какова была судьба данного страдальца, но, похоже, что пролежал он в Keller у какого-то бюргера немало, возможно даже мерз на чердаке или в гараже. От таких поворотов судьбы гриф инструмента предсказуемо повело винтом, но, в довесок ко всему, изогнуло в бок относительно оси симметрии на левую сторону. Я затрудняюсь предположить, чем это вызвано: то ли это внутренние заморочки древесины, то ли струны басовые перетянули… Но факт был очевиден – гриф кривой с винтом, лады в канавах и подвыперли из пазов, целлулоид на маркерах и по кантам – дал зверскую усадку. Лак от жестких температурных перипетий осыпался.

Пикгард был разбит, вдоль элементов темброблока, бридж пролюблен… Схема перепахана квадратно-гнездовым способом, звука не было. Гнездо, будучи извлеченным из корпуса развалилось на куски. До кучи оказалось, что и тремоло было не родное, а установленное кем-то когда-то аналогичного типа, что ставились на Мигмы и прочие саксонские палки. В общем-то данное положение дел меня не то чтобы удручило… Ведь я так хотел мигмоподобный инструмент.












Мне удалось выяснить, некоторые подробности относительно этого агрегата. Всем известный ресурс shlaggitarren.de непритязательно сообщает нам о том, что марка Taco принадлежала имени Эдуарда Таушера и основана в 1889 г. Контора располагалась в городке Erelbach, и торговала не только изделиями окрестных мастеров, но и имела свое небольшое производство. После снятия пикгарда в чреве инструмента был обнаружен оттиск фирменного клейма мастерской г-на Gotfried а Uebel я , выполненный фиолетовыми чернилами. И, да, действительно Уэбель и его мастерская поставляли свои изделия для продажи под маркой Taco, о чем говорится в соответствующей статье на shlaggitarren.de. В общем-то, инструмент, как видно, весьма редкий и интересный, но в жутко неколлекционном состоянии. Было принято решение вернуть его к жизни и использовать в качестве музыкального инструмента. Около года шла вся катавасия с его реанимацией. Вот собственно и результат.



Пролив, наконец, все крокодильи слезы, описав свои многочисленные злоключения и представив краткую историческую справку, по законам жанра, приступим к описанию самого агрегата.
Данный инструмент является одним из бесчисленных клонов канонической саксонской гитары Electra. Такие доски клепали многочисленные мастерские, кооперативы и народные предприятия в Маркснойекирхене, Клингентале, Эрельбахе и их окрестностях с начала 1960-х до конца 1970-х.

Конструктивно Electra являлись квинтэссенцией восточноевропейского колорита в гитаростроении. Мензура, характерная для дойчевсеих арктопов – 640 мм., накладной бридж, безанкерный гриф в 21 лад.
Дополняет колорит обивка корпуса из искристого пластика. Пластик за годы жизни изрядно усел и деформировался, но сохранил общую целостность шкуры, подклейки потребовались незначительные. Использовался клей на ацетоновой основе.











Материал корпуса – ольха; гриф – набран из трех кусков бука, форма хедстока – напоминает послесибиэсовский фендырь. Интересная особенность – способ вклейки грифа. Гриф вложен в карман (с 13 лада) без каких-либо четвертей или других сочленений. Прочность склейки обеспечивается площадью соприкосновения. Пятка подклеена небольшим куском пластика, голова ламинирована тем де целлулоидом под лак. Маркеры – традиционные прямоугольники из целлулоида в ходе шлифовки и выравнивания винторылости грифа выпали и были заменены инкрустацией из полистирола. Он прочнее и имелся у меня в наличии. Порожек пришлось сдвинуть немного в противоположную сторону, таким образом компенсировав изгиб грифа.








В ходе реставрации гриф удалось с минимальными потерями массы накладки худо-бедно избавить от винта. Установлены лады типа фендырь ширина 2 мм. В оригинале накладка имела «мультирадиус» поскольку точилась видимо «на глаз». Мастер сделал усредненный профиль, это позволило сохранить большую часть накладки. «Съело» только сверху.








Тремоло было установлено в фрезеровку от старого с небольшой доработкой «по месту» неизвестно когда. Бридж сноводелил. Верх – от рекорда 17, низ седлал сам, нажимные гайки с Машки.

Колки традиционный немецкий стандарт, в несколько более изящном исполнении, под овальный бутон. Сохранились они неплохо и после смазки и подгонки добросовестно выполняют свои штатные функции. Втулок не предусмотрено, но точность рассверловки отверстий под штоки колков такова, что их отсутствие не сказывается на работоспособности всей системы. Антабки ничем не примечательные стандартные немецкие петли под карабины.









Гриф имеет удивительно удобный u образный профиль, прекрасно ложащийся в руку на всем своем протяжении. Мощная волюта усиливает место сопряжения рабочей поверхности грифа и хедстока. Гриф выглядит действительно массивно, однако это не уберегло его от «вертолета» и «серповидности». Лак сильно опадал, посему он был аккуратно смыт ацетоном, в тех местах, которые наиболее задействованы во время игры. Оставил покрытие немного снизу, там, где нет контакта большого пальца с грифом. В итоге, инструмент выглядит как “hardly used” , но это ничего, настоящая старая гитара так и должна выглядеть. Вспомните только страт SRV…











Электроника представляет собой «джентльменский» набор из двух синглов Simeto 1b регулируемых по высоте. В общем-то они не особо отличаются в конструктивном плане от более поздних типа 2. Катушка абсолютна идентична. Магниты из алниковго сплава (скорее 2 чем 5) уложены внутри катушки, все это обернуто толстой фольгой (такой же сделана экранировка шасси галетника и потцев), уложено в металлическую ванну с крепежными «ушами» и прикрыто кокетливой полистироловой крышкой…









Галетник однорядный на 4 позиции идентичный по конструкции более поздним, потенциометры RFT (на корпусе оттиск elrado) – стандарт раннего образца, заклепанный по краям латунной трубочкой. Ха много лет работы даже не хрустаят. Конденсаторы старорежимные – марки Koweg. Фольга с бумагой, края залиты эпоксидной янтарного цвета. Монтаж – проволока в стелокембрике. На датчиках провода шелковой оплетке сигнал (белый с голубой продрисью), в бриджевом есть дополнительный провод на экран (синий). Гнездо – ГДР стандарт пластиковый с вечно ломаемыми ушами. Развалилось при демонтаже. Заменил на запасной оригинал. Останки попытаюсь оживить.



Схема была изрядно перекопана, и изначально звуков не издавала. Путем русского мата отвертки и паяльника мне удалось собрать некую рабочую ее версию, когда все 4 позиции варитона как-то звук меняют… Главная фишка, это балансер звукоснимателей. Он позволяет открывать либо бриджевый либо нековый звучки, либо находить баланс между уровнями их сигналов. Это делает такую схему более гибкой нежели знаменитый «канон». Кроме того, в схеме присутствует резистор на «не помню сколько» номиналом, закреплен между 2 и 4 контактами галетника. Останки еще одного резистора были извлечены из гитары и, ввиду невозможности спасти, были сложены в «мертвятник» для поврежденных деталей. В общем, схему можно считать аутентичной весьма условным образом. Ручки стандартные цилиндрической формы с прижимным винтом с боку. Пикгард был изготовлен глубокоуважаемым Хранителем генофонда совгитар, за что ему огромное спасибо.
Заметим, что хотя условные обозначения эффектов на варитоне такие же как и по "канону", т.е. пресловутые B, R, S, SH но на данном экземпляре они звучат совсем не так, как скажем, у "Элгиты".



В конструкции самого тремоло нет ничего особенного или сверхъестественного, механизм работы можно понять из приведенных ниже фоток. Рычаг с резьбой и гайкой на М6 позволяет осуществлять подстройку положения рычага относительно крепежного отверстия рабочей части тремоло. Набалдашник рычага – отсебятина, но «в кассу» и играть удобно. Кроме того, это один из эффектных способов убить дирижерскую палочку.








Фрезеровка под кишки инструмента неглубокая, около 2,5 см. в глубину. Видно, что дырку под гнездо выпиливали перьевым сверлом, о чем говорят следы на противоположной стенке. Набран корпус как минимум из 3 кусков ольхи, если я не ошибаюсь относительно породы дерева.





По звуку вот что. Видимо еще до того как впасть в длительный анабиоз и начать мерзнуть и отсыревать, инструмент игрался. Потом хранился фиг знает как, но звук испортить этим фактом было уже невозможно. Похож на страт, очень шилитсый, прекрасно прочитывает самые нелинейные интервалы (у среднего гитариста), такие как пониженная квинта, терция, хорошо берет септаккорды на овердрайве. Сустейн выше среднего, хорошо контролируется руками. Артикуляция в норме, преобладает середина, но басы тоже в порядке. Близко к Этерне по звуку, но чуть меньше плотности, видимо по причине некой телесной субтильности по сравнению с ней… Инструмент очень наглый, хорошо дружит с фузом. Наилучший результат при использовании «окрашивающих» усилителей типа vox, orange, достойно в fender и marshall, но в этом случае звук менее винтажный. Инструмент дает звук, в первую очередь, идеальный для джаз-рока и прочих стилей с этим корнем. Хотя весь диапазон стилей 1960-х гг. при наличии рук и головы можно из этого инструмента достать. Я не буду дальше говорить, что этот агрегат может спокойно потягаться с винтажным ягуаром и джазмастером, ибо никто же не поверит. НО
Напоследок хотелось процитировать одного классика лихих 90-х. «Вы не любите кошек… да вы просто не умеете их готовить…» Так что если вы умеете готовить, то и Урал зазвучит как у Линаса))) Уж он то повар, ога)))
На том и раскланяюсь, с превеликим уважением… Пойду поиграю на сабже…

Re: Taco который Uebel или история чудесного воскрешения...
V.V.K., 01.04.2015, 22:46

Эх, красота... красотища. И, надо же, алниковые датчики.

Re: Taco который Uebel или история чудесного воскрешения...
Я-Ха, 02.04.2015, 04:03

Волшебно...

Была бы ещё искра белая - вообще повесился бы от зависти.

Re: Taco который Uebel или история чудесного воскрешения...
Big Beat, 02.04.2015, 04:42

Такая же но без пластикого покрытия продавалась как Migma Student, по крайней мере в каталоге так числилась. А мой экземпляр красного цвета вообще без опозновательных знаков.

Re: Taco который Uebel или история чудесного воскрешения...
Я-Ха, 02.04.2015, 05:50

Big Beat, можно хотя бы эту страничку из каталога увидеть? На весь, понятно, не претендуем...

Re: Taco который Uebel или история чудесного воскрешения...
E75, 02.04.2015, 06:07

Колки!!!! КОЛКИ!!!! Мне на Кручанелли такие бы... Очень красивый инструмент!!!!

Re: Taco который Uebel или история чудесного воскрешения...
Gariki, 02.04.2015, 07:07

Набалдашник на рычаге скорее всего родной. В юности была такая, в масле, с такой же деревянной балдой.

Re: Taco который Uebel или история чудесного воскрешения...
Dr.Stein, 02.04.2015, 09:05

Только я правда, сам его сделал... у рычага не было набалдашника изначально...

Re: Taco который Uebel или история чудесного воскрешения...
Gariki, 02.04.2015, 10:43

Удачно )

Re: Taco который Uebel или история чудесного воскрешения...
Uncle Sascha, 02.04.2015, 13:54

А-а-а-а, красота какая!

Re: Taco который Uebel или история чудесного воскрешения...
Linas, 02.04.2015, 14:29

А тело неизгибается от напрежения струн? Моя Мигма такой конструкции немножко гнётся.

Re: Taco который Uebel или история чудесного воскрешения...
Dr.Stein, 02.04.2015, 15:46

Здесь даже гриф не гнется... Он до шлифовки держал 10-52, сейчас поставил 9-42, от греха. Гриф намертво вклеен, проблем не было. Грусть в том, что загнуло на бок. А у ваших гитар такого не встречалось? чтоб гриф на бок тащило... Я у Уралов такое видел... а на немцах...


Re: Taco который Uebel или история чудесного воскрешения...
swin, 02.04.2015, 16:08

Здорово!

Re: Taco который Uebel или история чудесного воскрешения...
Linas, 02.04.2015, 17:27

Dr.Stein Цитата ...

Здесь даже гриф не гнется... Он до шлифовки держал 10-52, сейчас поставил 9-42, от греха. Гриф намертво вклеен, проблем не было. Грусть в том, что загнуло на бок. А у ваших гитар такого не встречалось? чтоб гриф на бок тащило... Я у Уралов такое видел... а на немцах...


Нет, с грифами проблем пока вроде небыло, или непомню.

Re: Taco который Uebel или история чудесного воскрешения...
Big Beat, 02.04.2015, 22:05

Big Beat, можно хотя бы эту страничку из каталога увидеть? На весь, понятно, не претендуем...


К сожалению, у меня нет этого каталога. Был ужасного качества скан одной или двух страниц, не помню, откуда скачал. К сожалению, сейчас не доступен, но точно помню что нашел эту инфу в интернете лет 8 назад, когда пытался опознать только что приобретенную на тот момент Мигму.

Re: Taco который Uebel или история чудесного воскрешения...
leopold, 03.04.2015, 18:24

Вот была в продаже.


Re: Taco который Uebel или история чудесного воскрешения...
leopold, 03.04.2015, 18:26

и еще


Re: Taco который Uebel или история чудесного воскрешения...
E75, 03.04.2015, 19:44

Dr.Stein Цитата ...

Здесь даже гриф не гнется... Он до шлифовки держал 10-52, сейчас поставил 9-42, от греха. Гриф намертво вклеен, проблем не было. Грусть в том, что загнуло на бок. А у ваших гитар такого не встречалось? чтоб гриф на бок тащило... Я у Уралов такое видел... а на немцах...


на бывшем моём телеке мастеровом такая же фигня случилась. Думаю - может помочь обратное расположение струн. Плюс много времени. 12-54 наоборот, скажем.

Re: Taco который Uebel или история чудесного воскрешения...
Marder, 06.04.2015, 14:54

а вот вопрос, скажем, получения некоей сатисфакции с продавца за некорректное описание товара не рассматривался?

Re: Taco который Uebel или история чудесного воскрешения...
[dms-71], 22.04.2015, 20:50

leopold Цитата ...

и еще


Симпатичная штука.

Re: Taco который Uebel или история чудесного воскрешения...
Big Beat, 22.04.2015, 21:57

С Мигмами вообще сложно. Поскольку это был общий "колпак", под которым продавались инструменты разных мастеров, которые строили каждый своё, но по общепринятым шаблонам и с фурнитурой от одних и тех же поставщиков, мои попытки их классифицировать не очень успешны. Но мне все же удалось разделить их продукцию на несколько общих типажей, хоть и с множеством вариаций. Фотки в этой теме показывают два различных типажа, один условно "Student", второй условнo "Elektra" (синяя гитара выше).

Re: Taco который Uebel или история чудесного воскрешения...
Alex_Maestro, 23.04.2015, 05:03

Простите, а где можно с вашей классификацией ознакомиться? Было бы очень интересно и познавательно почитать

Re: Taco который Uebel или история чудесного воскрешения...
Big Beat, 23.04.2015, 17:53

Понимаю, пора статью писать. Как доберусь до старого компа с фотками, который сейчас в другом городе, да времени пару часиков выкрою...

Re: Taco который Uebel или история чудесного воскрешения...
Alex_Maestro, 23.04.2015, 18:01

Хорошо, было б интересно увидеть

Re: Taco который Uebel или история чудесного воскрешения...
Mikee, 24.04.2015, 10:19

"Солидарен с предыдущим оратором" накопилось вопросов, а самому копать лень, хочется готового! У меня подобный "мигмоид" вообще с надписью Хернсдорф

Re: Taco который Uebel или история чудесного воскрешения...
Dr.Stein, 24.04.2015, 19:29

Они еще и с надписью Pepl Gold были... много их было...


Re: Taco который Uebel или история чудесного воскрешения...
Big Beat, 23.05.2015, 02:20

Вот, нашел....

Zu 1: Modell "Piccolo-Star"
Auf 24 Bünden bequem spielbar und als Hawaigitarre verwendbar,
handliche 58 cm-Mensurlänge, 1 mechanischer Vibrator, 2 Tonabnehmer,
2 Lautstärkeregler, 1 Trickschalter, Perloidüberzug, verstellbarer Steg, Tragösen,
1 Fußregler extra, 2 Kabel, gefütterter Koffer, 410,90 DDR-Mark

Zu 2: Modell "Student"
Normalmensur, Zelluloidbelag modernster Palisandermaserung, 2 Tonabnehmer,
2 Potentiometer, 1 Trickschalter, Rhythmus-, Solo-, Banjo- und Shearing-Effekt,
1 mechanischer Vibrator, 1 verstellbarer Steg, 2 Tragösen, 1 Kabel,
Flachdraht-Besaitung, 357,70 DDR-Mark

Zu 3: Modell "Diplom"
Gesamtausführung wie Modell "Student", jedoch Mischpult mit 3 Tonabnehmern,
4 Schalter (und zwar 1 Trickschalter für Rhythmus-, Solo-, Banjo- und Shearing-Effekt,
1 Volumenregler für Rhythmus-Effekt, 1 Trickschalter für Einblendmöglichkeiten
des mittleren Tonabnehmers in Banjo-, und Solo-Effekt, 1 Volumenregler für alle Effekte)
1 mechanischer Vibrator, 2 Tragösen, 1 Kabel, Flachdraht-Besaitung, 383,30 DDR-Mark

Zu 4: Modell "Vibromatic"
Zelluloidbelag modernster Palisandermaserung, 1 elektrischer (!) Vibrator
mit Volumenregler und Mischüberblender, Mischpult mit 2 Lautstärkereglern für alle Effekte,
1 Trickschalter für Rhythmus-, Solo-, Banjo- und Shearing-Effekt, Flachdrahtsaiten,
verstellbarer Steg, 2 Tragösen, 1 Kabel, 400,90 DDR-Mark

Zu 5: Modell "Universal"
6-saitig, vollelektrisch, normaler Gitarrenhals bei 58 cm Mensur, besonders handliches und
wirkungsvolles Instrument (als Konzert-, Schlag- und Hawaigitarre verwendbar)
1 Tonabnehmer und 1 Klangschalter für Hoch- und Tiefton, mit Kabel,
Hawai-Spielgarnitur und Gummi-Doppelstoffhülle, anschließbar an Radio oder Verstärker,
160 DDR-Mark

Zu 6: Modell "Star-Patent"
Abgerundeter, patentierter Flach-Resonanzkorpus, Mischpult mit 2 Tonabnehmern,
2 Lautstärkeregler, 1 Trickschalter, Palisandergriffbrett,
gutes Toninstrument in solider Ausführung, farbig gespritzt, 1 Kabel, 378,50 DDR-Mark

Zu 7: Modell "Completta-Vibromatic"
Gesamtausführung genau wie "Vibromatic", jedoch zusätzlich mit modernen mechanischen
Vibrator, Flachdrahtsaiten, 462,95 DDR-Mark

(Original Wortlaut aus dem Prospekt des Musikfachgeschäftes Meinel & Herold, Klingenthal)



Re: Taco который Uebel или история чудесного воскрешения...
Big Beat, 23.05.2015, 02:33

Да, пояснения....

1. к сожалению, немец, который создал этот коллаж и перепечатал текст, не упомянул, из каталога какого именно года эти картинки и текст.

2. попробовал прогуглить текст - не находится, видимо исходник уже накрылся с тех пор, как я его скопировал для моего архива.

3. Каталог не производителя, а магазина (Meinel & Herold), поэтому представлены некоторые модели Мигма, а некоторые Херрнсдорф (кстати, я до сих пор не уверен, Херрнсдорф это производитель, или тоже фирма-посредник, ставящая свою марку на продаваемые ими гитары).

Re: Taco который Uebel или история чудесного воскрешения...
Я-Ха, 23.05.2015, 09:40

Big Beat, спасибо ОГРОМНОЕ! Даже если это просто внутренние МАЙНЕЛЬевские номенклатуры - всё равно огромное подспорье для систематизации и унификации названий.

А то пишем MIGMA Eterna - а КАКАЯ именно из кучи вариантов не понятно.

Re: Taco который Uebel или история чудесного воскрешения...
Mikee, 25.05.2015, 07:34

Спасибо!

Re: Taco который Uebel или история чудесного воскрешения...
Dr.Stein, 27.05.2015, 06:56

То, то здесь называется Диплом, у меня называется Электра Делюкс...

Re: Taco который Uebel или история чудесного воскрешения...
Claydon, 27.05.2015, 07:27

Спасибо, Big Beat, очень интересная и полезная информация!

Re: Taco который Uebel или история чудесного воскрешения...
Cdur, 12.05.2021, 15:39

Big Beat Цитата ...

...




Из публикации об Анатолии ВАСИЛЬЕВЕ [link]
Начало 1960-х, ГДР, в магазине с электрогитарами: