ТОНИКА ЭГС-650 - Свердловская красавица
Alex_Maestro, 10.11.2015, 19:17



ТОНИКА ЭГС-650
арт. 406 (РСТ РСФСР 83-70)
серийный № 14930
.


Датировка потенциометров – май 1972.

Данная модификация выпускалась на Свердловской фирме клавишных инструментов УРАЛ с 1971 по 1977 год. Их было выпущено, насколько нам известно, порядка 65 тысяч штук.

Позвольте мне употреблять в ходе повествования такие формулировки, как "насколько известно", "возможно", "скорее всего" и тому подобные, так как официальных документов, подтверждающих некоторые факты пока не найдено и многие открытия в сфере советского гитаростроении получены форумчанами исключительно эмпирическим путем, логикой, острым умом и, куда ж без него, счастливого случая.

В 1972 году произошли существенные изменения в производстве. Возможно, это связано с вводом нового Стандарта производства – РСТ РСФСР 83-70. К сожалению, текст данного документа пока не найден. Во всяком случае, мне, на момент написания этой статьи, он не попался. А жаль. Он может пролить немного света на темные пятна истории Св. ТОНИКИ.

А трансформации произошли такие:
– изменилась форма станины тремоло. Инженеры отошли от MUSIMA’вского профиля в целях упрощения(удешевления) производства;
– форма пикгарда изменилась и приняла узнаваемый, можно даже сказать – классический вид. Теперь уральская ТОНИКА стала внешне немного отличаться от своих южных сестер. Появился логотип "Тоника" на пикгарде. Сам пикгард стали делать из японского, золотисто-искристого пластика (который был в последствии заменен местной "искрой", а потом на пороховой перлоид) вместо крашеного с оборота в белый или черный цвет оргстекла.
– изменилась обработка деки, а возможно и сами фрезы. Если до этого верхний рог, например, был округлый и восходил абрисом к ЛенТОНИКЕ, то теперь он стал более "квадратным";
– также изменения коснулись и абриса головы грифа.

Ну и конечно на некплейте поменялись некоторые исходные данные.

Надеюсь, коллеги дополнят список изменений.


Обзор инструмента, по традиции, начнем с грифа.
Гриф буковый, данном инструменте с грушевой накладкой (наклейкой, в советском производстве). Да-да, ничего удивительного! В плановой экономике все шло в дело, когда не было под рукой более привычных нам сейчас различных "благородных" шпонов. Но иногда они появлялись и ставились.

Перо грифа менее грациозное, чем у ранней модели, с наклейкой из белого целлулоида.



Колки на планке – 6 в ряд, с силуминовыми штоками. Втулки отсутствуют. С обратной стороны грифа фрезеровалось углубление с целью утопить планку заподлицо поверхности.




Ленинградская, силумино-латунная классика. Эти колки дешевы в производстве и, пожалуй, это единственный их большой плюс, производились сначала в Ленинграде-городе и ставились как на акустические гитары, так и на "доски". Во второй половине 70-х их производство освоил и Алапаевский металлообрабатывающий завод – это можно отследить по логотипам.






Колки вызывали и вызывают массу нарекании по причине хрупкости и невнятной работы. Конечно, тут есть и вина тех струн, что продавались тогда в секциях музыкальных товаров и магазинах "Мелодия" (не фирма грамзаписи). Хотя, как известно, форумчане вполне себе умеют с ними работать.

В грифе таки прячется анкер, но он труднодоступен. Почему он оказался замурован, а регулировочная гайка не выведена наружу, чтоб можно было регулировать возможные прогибы – пока загадка (по легенде, после увеличения плана по производству инструментов, работники УРАЛа стали игнорировать дополнительные операции, не прописанные явно в технологических картах). Но если есть сомнения насчет факта его существования, то возьмите магнит и убедитесь в его наличии сами.

Верхний порожек выполнен из многслойного переклея целлулоида, в отличии от поздних Св. ТОНИК, на которых устанавливался однослойный пластиковый порожек, унаследованный от гитар MUSIMA. Он служит для направления струн, а функцию верхнего порожка, в современном понимании так сказать, выполняет "нулевой лад".






Лады из нейзильберовой проволоки, достаточно аккуратно установленные.
Разметка накладки грифа выполнена продолговатыми маркерами на 3, 5, 7, 9, 12, 15 ладах, при этом на 12-м ладу маркер сдвоенный.




Гриф крепится к деке двумя винтами М6 через… Ну ладно, это вы знаете! И всю эту красоту прикрывает жестяной некплейт – одним из самых теряемых аксессуаров у советских гитар. Наверное, они цепляли одежду или влияли на скорость снятия грифа в каких-то ситуациях – а скорее просто выдавали ненавистную на тот момент «совковость».







Дека инструмента покрыта черным полиэфиром (а чем еще покрывать инструменты на клавишной фирме?). Хотя встречаются также гитары, окрашенные и в "санберст", и в розовый, красный, желтый, цвета морской волны – "циан", о чем нам говорит и пункт 1.14 республиканского стандарта РСФСР 508-75: "Электрогитары могут выпускаться в различных цветных вариантах внешней отделки". Хотя этот стандарт стал действовать много позже представляемой ТОНИКИ (с 1977 года, затем его действие было продлено аж до 1987, а, учитывая, что отменён он так не был, то является действующим по сей день!), но, тем не менее, я не исключаю того, что и в Стандарте РСТ РСФСР 83-70 также было прописано, что электрогитары иногда нужно красить не только в черный цвет, что мы можем иногда наблюдать. А полиэфир, по слухам, привозили аж из Италии!
Кстати, несоблюдение Стандарта преследовалось по закону!

Пикгард очень красивый, золотистый – как я уже отмечал выше, для его изготовления использовался искристый пластик, приходивший по бартеру из Японии. Крепился он к деке 11 шурупами и несёт на себе начертанное прописными буквами гордое имя инструмента – "Тоника".




Дека имеет фрезерованные выемки под станиной тремоло и под пикгардом. Зачем в деке фрезеровали под данные ЗС углубления, остается загадкой, так как этот тип датчиков устанавливается непосредственно на пикгард и фиксируется к нему винтиками. Остается только гадать...






Электроника.




Галетник – советский, аппаратный, с тугим переключением вариантов звучания. Переключения режимов сопровождаются щелчками, что, как вы понимаете, при исполнении музыкальных произведений не лучшим образом влияет на слушателя (а на большой громкости – и на звуковоспроизводящую аппаратуру).
Так называемый "клюв" стандартный, выполненный из карболита, радиоаппаратурный с винтом, фиксирующим положение "клюва" на штоке галетника. Надо отметить, что такие "клювы" часто разбалтывались из-за переключения режимов звучания и терялись. Связано это, прежде всего с ненадежной фиксацией к штоку галетника.






Ручки потенциометров – ребристые, также сделаны из карболита, с фиксацией к штоку винтиком и тоже устанавливались на радиоаппаратуру. Ну не производить же отдельно, в массовом порядке что-то этакое! Плановая экономика рулит!






Потенциометры СП-1, на 1МОм каждый. Схема "снята", как мы уже знаем, с гитар MUSIMA (ГДР), но добавилась одна позиция – 4 фиксированных тона + отключение звука. Два потенциометра регулируют только громкость. Причем ближний к галетнику отвечает за громкость только некового ЗС.

ЗС. Современному гитаристу на первый взгляд они покажутся "хамбекерами", но нет, это всего-лишь "синглы", хотя и в таких корпусах (похожее устройство имели некоторые звукосниматели западногерманской фирмы HOFNER). Корпуса датчиков ранних ТОНИК более угловаты, что ли, по сравнению с "зализанными" формами последующих. Нерегулируемые по высоте, эти ЗС имели регулируемые (!) магнитоводы под каждую струну и окошко с декоративной вставкой из перлоида разных цветов (иногда даже в цвет пикгарда).




По сведениям бывшего работника фирмы УРАЛ: "они делались на военном заводе, возможно находившийся в Снежинске. Производили по заказу. Звукосниматели и темброблоки приходили уже готовые, упаковки к ним я не видел, такое впечатление, что они приходили партиями, в ящиках. И сразу со склада поставлялись на производство. Повлиять на улучшение параметров мы не могли". Вот, кстати, почему даты на электронике не могут объективно свидетельствовать, когда была выпущена электрогитара. Ну смотрите: даты на потенциометре говорят когда он был выпущен. Пока он приехал на завод, который делал тембрблоки, пока его запаяли в схему тембрблока, пока этот тембрблок лежал на складе, пока он приехал на УРАЛ, пока этот тембрблок на гитару поставили... Вобщем, время проходило приличное. И это, кстати, касается всех советских электрогитар.
Тембрблок находился на пронумерованном тушью шасси. Позже и эта роскошь (нумерация и подписи элементов) ушла.

На выходе ставился разъем СГ-5 – вечная приборная "классика" отечественной электроники тех и всех последующих лет.




Ну и еще каплю дегтя – заземления струн штатного не предусмотрено.

Тремоло. В советском гитаростроении – механический вибратор. Но давайте тут присоединимся к остальному миру и будем называть это тремоло?




Станина тремоло, формой нового образца, фиксировалась семью шурупами к деке и, в отличие от германского прототипа, изготавливалась из латуни. В общем-то, это тремоло также является наследием тевтонских гитарных инженеров. Две пружины с внутренней стороны удерживают барабан, через который проходят струны и в который вкручивается цанга. Рычаг в цанге фиксировался зажимной гайкой. Важно! Рычаги на гитарах из Свердловска всегда имели черный пластиковый набалдашник!






К сожалению, на данном инструменте цанга с рычагом отсутствует. Конструкция тремоло достаточно проста. Если учитывать, какая в те годы была популярная музыка в СССР, то прекрасно понимаешь – такое тремоло хорошо подходит для тактичного "украшательства" в аккордовой или сольной партии путем легкого "покачивания" нот. И никаких тебе современных "dive bomb"! Тремоло должно было «обеспечивать надежное крепление струн и стабильное держание строя» – вот такие требования были к этому узлу выдвинуты в Стандарте РСФСР 508-75. Недостаток подобной конструкции – неудобно менять струны из-за осложненного доступа к посадочным местам для них.
Вообще, не стоит ожидать от советских гитар того, что они себя хорошо проявят во всевозможных экстремальных стилях музыки! Ведь из этого желания, во многом, рождается "пионерия", не так ли?


Стойки бриджа с резьбой М3 фиксировались к станине тремоло гайками. На них накручивались шайбы с накаткой, которые использовались для регулировки общей высоты струн, а уже поверх шайб устанавливался сам бридж. В корыто бриджа установлены роликовые седла прямоугольной формы – в отличии от округлых сёдел «южных» ТОНИК. Седла имеют пружину с регулировочным винтом, при помощи которого можно регулировать мензуру каждой струны в отдельности. Неплохое конструктивное решение бриджа часто разбивалось о качество исполнения – скрип, люфт, дребезг... Форм-фактор бриджа уже угадали с чего "слямзили"?
Ну и конечно, венчает все это великолепие один из самых прое... часто теряемых артефактов совгитаризма – крышка бриджа! Тут ее тоже, кстати, нет






Антабки.
Служат для крепления ремня к гитаре. Имеют резьбу и элегантно ввинчиваются в деку с использованием любого металлического предмета наподобие небольшого гвоздика или стальной проволоки. Конечно, и тут не обошлось без немецких идей, но чтобы не нагружать плановую экономику производством лишних металлических карабинов, "шляпки" антабок выполнены в форме обычных грибков! Дешево и со вкусом!




Многими владельцами ТОНИКИ (не только свердловской, но и других) отмечается, что из-за высокой посадки грифа звук у гитары какой-то "коробчатый". Что касается «играбельности» (дурацкое слово какое), то она вполне на высоте: гитара, вопреки ожиданиям от такой изысканной формы, достаточно эргономичная, не особо тяжёлая, а профиль грифа вполне удобный.
Да, об этом можно говорить бесконечно долго. Лучший способ все понять – взять ТОНИКУ в свои руки. На вкус и цвет-все гитарные грифы разные. Лично мне, гриф более комфортен, чем гриф JOLANA Iris, например (ну не мое это – плоские грифы).

Ну и немного цифр:
Мензура: 650 мм
Цена в Советском Союзе: 220/180 руб.
Годы выпуска: 1971-1977

Пожалуй, это одна из немногих гитар на форуме, о которой очень подробно и много рассказано уважаемыми форумчанами. И это, на мой взгляд один из лучших отечественных "Уралов"! Ну вы-то понимаете, о чем я хотел сказать?


Alex_Maestro & Skyworker79




Re: ТОНИКА ЭГС-650 - Свердловская красавица
Я-Ха, 13.12.2015, 13:49

Ну вот. "Завещание" Alex_Maestro, исполненное Skyworker79, наконец-то обнародовано. Даже в казарме Алексей заботится об Истории родного Отечества и шлёт горячий комсомольский привет!

А вы, "оставшиеся гражданских постелях" - спокойно ли вам спится, пока Алёша свой грудью защищает ваш сон в битве с дураками?
Совесть не гложет?
Кошки не скребутся на сердце, не мурлычут на ушко: "А ты - ты хоть что-нибудь сделал для сайта СГ? Сидючи в тёплом уюте своего мещанского мирка, сытый и довольный - обозрел ли ты хоть одну свою гитару, чтобы Алексею на продуваемом всеми ветрами плацу стало хоть немного теплей? Украли ли ты у своей сварливой супруги и сопливых отпрысков жалкую пару часов, чтобы сделать хоть что-то для всех? Или всё так же тупо тратишь время на мониторинг раздела "Купи-продай", чтобы утащить в свою фатеру ещё пару ржавых винтиков, которые никто никогда не увидит?"

Re: ТОНИКА ЭГС-650 - Свердловская красавица
Innocent77, 13.12.2015, 17:06

Спасибо за обзор!!! Но,по-моему,есть одна маленькая неточность в описании материала "клюва" и крутилок...мне кажется,что они делались не из бакелита,как утверждают авторы, а из КАРБОЛИТА...

Re: ТОНИКА ЭГС-650 - Свердловская красавица
Я-Ха, 13.12.2015, 17:10

Вполне возможно. Чем эти материалы отличаются? Бакелит коричневый, а карболит чёрный? А эбонит какой?

Re: ТОНИКА ЭГС-650 - Свердловская красавица
Fish, 13.12.2015, 17:13

Отличная статья!

Re: ТОНИКА ЭГС-650 - Свердловская красавица
kompozitor, 13.12.2015, 19:07

Темно -темно коричневый он, практически.

Re: ТОНИКА ЭГС-650 - Свердловская красавица
Я-Ха, 13.12.2015, 19:12

О'кей, пусть буддет карболит. Правлю.

Re: ТОНИКА ЭГС-650 - Свердловская красавица
Skyworker79, 13.12.2015, 19:36

Ну скажем так,что крутилки и клюв сделаны из того же материала,что и набалдашник рычага?Может быть есть идеи почему формы крышек ЗС стали "зализывать"?

Re: ТОНИКА ЭГС-650 - Свердловская красавица
Alex_Maestro, 14.12.2015, 05:38

Урра, Андрей, Яша, спасибо вам, классно вышло!

Re: ТОНИКА ЭГС-650 - Свердловская красавица
Я-Ха, 14.12.2015, 06:03

Тебе спасибо, дорогой! Возвращайся скорее!

Re: ТОНИКА ЭГС-650 - Свердловская красавица
Alex_Maestro, 14.12.2015, 06:14

Да уж меньше года, быстро пролетит)

Re: ТОНИКА ЭГС-650 - Свердловская красавица
GeorgeM, 14.12.2015, 07:55

карболит точно.

а "зализаные", более скруглённые углы - легче штампуются, меньше требований к материалу, режиму, и оснастке.

Re: ТОНИКА ЭГС-650 - Свердловская красавица
Les, 14.12.2015, 08:48

Вот это я понимаю - не спит на посту!
Хороший обзор и гитарка красивая. Спасибо!

Re: ТОНИКА ЭГС-650 - Свердловская красавица
Тот_самый_АМ, 14.12.2015, 09:08

Долго смотрел на фотографию разобранного ЗС и думал "нафига вставку сделали под магнитоводы?" и только потом понял что крышка на пикгарде лежит...
Насчёт "звук коробчатый" - не очень понял, в подключённом состоянии или нет, и, может речь идёт о резонировании тремоло..?
Спасибо, есть над чем поразмышлять .

Re: ТОНИКА ЭГС-650 - Свердловская красавица
Я-Ха, 14.12.2015, 10:13

Les Цитата ...

Вот это я понимаю - не спит на посту!
Хороший обзор и гитарка красивая. Спасибо!

Отмечу, что Маэстро гитар препарировал и фотал, а Скайвокер - текст писал. Редкий в наше время случай бескорыстной кооперации.

Re: ТОНИКА ЭГС-650 - Свердловская красавица
Les, 14.12.2015, 11:07

Браво!

Re: ТОНИКА ЭГС-650 - Свердловская красавица
Mozi, 14.12.2015, 19:45

Тонника- это наше все!!!!!
Самая!!!!!! Ее прототипом была Мусима Елгита-сто пудов!!!!
Ну тембр-блок, тремоло, два звучка, толстый гриф, окрас по самую накладку.
В руки берешь -лежит как КАЛАШ, А на вид РОЯЛЬ!!!!! мощная штука!
Лады очень даже приличные (толстые, ровные, прочные). Можно на ней зарубать не подключаясь, звучит громчее некоторых полу-акустик......
Звучки просто улетные!!!!!!!!!! Гипер-микрофонный эффект+приличный выхлоп+никаких лишних деталей в цепи+галетник, который гарантирует переключение = слышно все (скрежет о струны, стук по деке, хруст пальцев, сопение и соплежевание....... ) Но это если перегружать, а если под джаз или чистый с ревером, то такая сладкая, такая протяжная, такая ласковая!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Одна бля засада,- ну кому пришла в голову идея анкер замуровать?!!!
Довелось в руках держать розовую Тонику, в масле, так это оргазмус в чистом виде!!!!!!
А вы говорите ГОСТ

Re: ТОНИКА ЭГС-650 - Свердловская красавица
StariyDed, 14.12.2015, 19:57

Она и весит как "Калаш", и синяки на плече сродни оружейным были...
То, что прототипом концепции была "Элгита" сомнений нет, но...исполнение далеко от совершенства. Один "стреляющий" переключатель чего стоит. Кто играл, тот знает, как нужно было исхитрится, мгновенно убрать ручку усиления "в ноль", переключить тембр, и тут же не ошибаясь опять ввести ручку усиления на нужный уровень...

Re: ТОНИКА ЭГС-650 - Свердловская красавица
Svetliy_metall, 15.12.2015, 00:06

Я-Ха Цитата ...

Ну вот. "Завещание" Alex_Maestro, исполненное Skyworker79, наконец-то обнародовано. Даже в казарме Алексей заботится об Истории родного Отечества и шлёт горячий комсомольский привет!

А вы, "оставшиеся гражданских постелях" - спокойно ли вам спится, пока Алёша свой грудью защищает ваш сон в битве с дураками?
Совесть не гложет?
Кошки не скребутся на сердце, не мурлычут на ушко: "А ты - ты хоть что-нибудь сделал для сайта СГ? Сидючи в тёплом уюте своего мещанского мирка, сытый и довольный - обозрел ли ты хоть одну свою гитару, чтобы Алексею на продуваемом всеми ветрами плацу стало хоть немного теплей? Украли ли ты у своей сварливой супруги и сопливых отпрысков жалкую пару часов, чтобы сделать хоть что-то для всех? Или всё так же тупо тратишь время на мониторинг раздела "Купи-продай", чтобы утащить в свою фатеру ещё пару ржавых винтиков, которые никто никогда не увидит?"


Яша, есть в планах написать статью про урал 91 года, но его надо переладовать, если дашь добро выложить статью с кривыми ладами, то постараюсь статью до конца этого года выложить, если же нет, то в следующем году опубликую... а Лёха молодец! Очень удивился. Когда увидел что автор статьи он, так как у его служба полным ходом))))


Re: ТОНИКА ЭГС-650 - Свердловская красавица
Я-Ха, 15.12.2015, 03:20

Вань, а лады кривые - родные?

Re: ТОНИКА ЭГС-650 - Свердловская красавица
Svetliy_metall, 15.12.2015, 17:39

Я-Ха Цитата ...

Вань, а лады кривые - родные?

Да, родные. Наверное лучше статью с ними писать

Re: ТОНИКА ЭГС-650 - Свердловская красавица
Lebowski, 20.12.2015, 04:21

Отличная статья! Молодцы!

Re: ТОНИКА ЭГС-650 - Свердловская красавица
Joe_berezuev, 30.04.2019, 14:04

Спасибо, статья помогла многое понять.Эту статью надо привязать к атласу, а не ту, что там есть.

Re: ТОНИКА ЭГС-650 - Свердловская красавица
, 30.06.2019, 23:21

Тремоло у них очень хорошее, работает в обе стороны, на повышение и понижение звука. И не сильно расстраивает гитару. Красота. Машинка тоже хорошая. Единственный недостаток - колки и звук гитарных эффектов. А так, гитара шикарная. Корпусные детали все очень роскошненькие.

Re: ТОНИКА ЭГС-650 - Свердловская красавица
TimS, 04.01.2023, 06:50

На моей Тонике 1976 года стоит многослойный порожек. И стандарт указан как "83-72". Выходит стандарт менялся.