Советские гитары: Страница для печати


Реставрация ударной установки Amati первых выпусков.
Big Beat, 29.07.2019, 17:01

Реставрация ударной установки Amati первых выпусков.





Когда-то, много лет назад, я впервые услышал такую фразу: “Не имей Амати, а умей лабати”. Долгое время не знал, что же это за Амати-то такоe. Клёвая, должно быть, штуковина.

Амати, как оказалось, это чешская фирма музыкальных инструментов. Она ведет свое начало с 1945 года, когда все оставшиеся после войны в городе Краслице музыкальные мастера были согнанны властями в один государственный кооператив, на подобие немецкой Музимы. Кооператив был национализирован в 1948 и приватизирован в 1993. В пост-социалистические времена, они перестали выпускать барабаны и прочую побочную продукцию, закрыли дополнительные фабрики в Градце Кралове и Стрибро, и поувольняли более половины рабочих. Амати не очень успешно справляется с рыночной экономикой; несмотря на усилия генерального директора Вацлава Гнилички, только в 2012 г. фирма потеряла более 25 миллионов чешских крон. Тем не менее, Amati-Denak остаётся крупнейшем производителем духовых инструментов в Европе.

“Лабати” я с годами худо-бедно научился, а Амати почему-то так и не имел. В разное время у меня были Ludwig, Slingerland, Rogers, Gretsch, Tama, Pearl, Yamaha, Premier, Leedy, Sonor... а тот мифический "барабан Страдивари", который чехи выпускали для реальных пацанов, всё не попадался. Непорядок!

Изначально планировалось найти только один малый барабан, так, для галочки. Так же, как двадцать лет назад, я решил приобрести одну-единственную репрезентативную советскую электрогитару для одной-единственной статейки в журнале Vintage Guitar. Ага, конечно. Двести с чем-то гитар и два десятилетия исследований спустя... Короче, одним барабанчиком отделаться тоже не получилось. Один барабанчик упорно не находился. Зато нашлась в Иркутске целая установка. Из ранних серий, в искорку, настоящий винтаж. Я такую раньше только на картинке в виртуальном музее видел. Вот на этой:




И я решил: беру! Огромное спасибо Геннадию Сибирь - некоторые продавцы стремаются мне в США датчик или комплект колков почтой послать, а Геннадий не побоялся отправить целую ударную установку!

Это было летом 2013 года. Шесть лет спустя, я наконец-то имею возможность лабати на Амати. Столько времни понадобилось, чтобы дособирать критическую массу недостающих раритетных деталюшек и довести барабаны до коллекционного состояния.


Вот так установка выглядела в 2013 г. на момент ее продажи:














Ссылка на ту тему: [link]



Тарелки и стойку, что на фото, я оставил Геннадию, т.к. они имели к основной установкe абсолютно случайное отношение. Черный барабанчик послужил донором некоторых недостающих деталюшек, в частности обода и натяжных винтов.

* * *

Вот в таком виде они ко мне приехали: четыре кадла в полуразобранном виде, куча деталюшек, родные педаль и стойка для рабочего барабана, стопка убитых пластиков:



















Итак, имеем установку Амати из первых выпусков, тонкостенную, с форс-рингами. Предположительно, вторая половина 1960х. Красная установка из венгерского ударного музея (на фото выше) датированна ими 1965 г. Моя, видимо, несколько новее, т.к. малый барабан уже многослойный, без форс-рингов. По мнению Father_42, переходная, значит. Размеры: бочка - 20 дюймов, флор-том - 16, том - 12, малый - 14. В породах дерева я не особенно разбираюсь, но похоже на березу, или, возможно, бук, кажется, в три слоя. Если кто знает точно - поправьте.

Покрытие в оранжевую искорку типично для тех лет. Американские коллекционеры этот цвет называют tangerine sparkle ("мандариновая блёстка"). В середине ХХ века музыканты любили яркую отделку в стиле тогдашнего модерна. Некоторые фирмы – особенно итальянцы и японцы – даже гитары покрывали барабанным пластиком, чтобы можно было подобрать комплект инструментов одинакового яркого цвета для всей группы. В 1970-х это вышло из моды, и очень много старых барабанов были или ободраны под натуральное дерево, или покрашены в черный цвет, как тот пятый барабанчик, пока в новом тысячелетии мода не вернулась. Поздние Амати тоже лишились блёстки в пользу одноцвета. К счастью, на этой установке, в общем, неплохо сохранилось родное покрытие. Я такое называю "чистое под грязью".


Первым делом, протрём барабанчики от пыли и грязи:







Дизайн установки напоминает смесь Gretsch, Sonor и Premier. От Sonor взяты оффсетные лаги на томе и малом барабане, натяжные винты под отвертку и L-образный том-холдер; от Gretsch - конструкция кадла, встроенные в бочку демпферы и общая эстетика современной на тот момент джаз-роковой установки; от Premier - фактически всё остальное. Тем не менее, барабаны вышли вполне самобытными, со своим собственным стилем. Как и в чешских гитарах, в них видна некая порода, заложена хорошо продуманная логика, заметен определенный уровень качества. Совсем не зря в советские времена эти барабаны весьма котировались. Они не имели такого невероятного престижа, как совсем уж малодоступные Премьер и Сонор, но Амати в те годы тоже были предметом гордости.

При этом, увы, нельзя не отметить некую совковость. Ни один западный производитель не допустил бы такого косослоя и сучков. Клей слабый, с годами расслаиваются все склейки. Присутствует и откровенный брак: пара лагов на моем флор-томе не совпадают с отверстиями на ободах. Это при том, что якобы самонаправляющиеся гайки в лагах почти не направляются. Пришлось ослабить эти лаги и затянуть их под небольшим наклоном, а не строго по вертикали. Заметно, что отверстия под ними были расширенны при сборке.


Ну что, поехали!











С флор-томом, кстати, больше всего возился. Во-первых, он полностью рассохся и расслоился, отклеились форс-ринги, оба торца нужно было проклеивать и восстанавливать кромку.





А после этой катавасии, оказалось, что обода слишком узки для современных пластиков. На кадло пластики садятся нормально, а под обод не влезают. Я перепробовал штук пятнадцать разных пластиков, ни один Remo или Evans не вставал, старые Ludwig и Premier тоже. Нижний пластик удалось подобрать, один более-менее приличный безымянный азиат, туго, но вошел. А наверх пришлось поставить обратно какой-то стрёмный старый пластик с тонким пластмассовым ободом, с которым этот барабан и приехал. О какой-либо настройке и речи не было, лишь бы влезло. Для коллекции сойдёт, с целью сохранить родные обода. Для нормального музицирования, увы, придется менять оба обода на современные. При этом, ни малый, ни том, ни бочка этой проблемы не имеют, только флор-том почему-то. Поскольку это единственный флор-том Амати, который я видел не на картинке, не знаю, насколько это типично. Я знаю, что на некоторые старые Премьеры современный пластик тоже не встаёт, но там изза метрических размеров кадла, а не изза слишком узких ободов. Кто-нибудь сталкивался с этой проблемой на Амати? Какой пластик посоветуете?

Еще с одной проблемой я столкнулся, устанавливая демпферы. Они очень массивные и это, пожалуй, первый раз, что мне при ремонте барабана довелось орудовать крупным гаечным ключем:





При этом, винты на них очень хрупкие и норовят сломаться, как колки на Урале.




Как минимум два приехали сломаные. Ни припаять, ни приварить их не удалось, пришлось искать замену. Замена нашлась пять лет спустя в Сербии.

Прочие заморочки возникли изза типичного раздолбайства предыдущих владельцев установки. По бокам бочки были насверлены лишние дырки для того, чтобы сдвинуть крепления ножек, причем одну вверх, а другую вниз. Я долго не мог понять, зачем это было нужно делать. Лишь собрав барабан, я обратил внимание на то, что том-холдер, как и должно быть, установлен под углом. Это не устраивало кого-то, кто хотел добавить к установке второй том, и он таким образом "выровнял" барабан, чтобы том-холдер стоял строго вертикально. Слава богу, что у этого дятла хватило ума не переносить крепление самого том-холдерa! Крепления ножек были возвращенны на место, дырки заделанны.





А для чего была отпиленна часть самого том-холдера, я так и не понял. Пришлось искать замену – дважды, потому, что первый купленный том-холдер не подходил: оказалось, что он от более позднего Амати, a они толще и короче. Видя их только на нечётких картинках, и никогда оба рядом одновременно, легко ошибиться. Нужный том-холдер приехал из Германии после трёх лет поиска. С миру по нитке...





Один из деревянных ободов бочки пришлось заменить, он был настолько искромсан от небрежного использования педали, что годился лишь на заплатки для второго обода. Тот был несколько лучше и еще позволял себя сохранить, хотя буквально рассыпался в руках. На одном из фото видно, как из обода выпадает кусок одного из средних слоёв! Только на него ушла неделя, с просушкой клея между слоями. Снял надетые c вечера струбцины, разжал слоя дерева в соседнем месте, вдавил между ними клей, подклеил где не хватает кусочек с другого обода, зашкурил, протер, поставил струбцины, оставил сохнуть еще на сутки. И так по всей окружности. Если бы у меня был пресс, наверно, было бы проще и быстрее разобрать обод на полоски и сформировать заново.











Второй обод был подобран старый японский, примерно тех же лет, что и установка, почти не отличить. Его тоже подровнял наждачкой, склеил в одном месте трещину, затем оба ободa были покрашены и украшены найденными у одного коллекционера винтажными полосками японской мандариновой блёстки. Этой же блёсткой были заделаны, поверх вклееных чопиков, лишние дырки от перемещенных креплений. Цвет совпал не совсем идеально, но уж точно лучше, чем вообще никаких полосок и кривo насверленные дырки!







Не буду подробно описывать отмывкy толстого слоя липкой грязи, остатков какой-то жуткой клейкой ленты по всему интерьеру бочки, маркировок белой краской поверх покрытия, следов от наклеек, закрашенных фломастерами эмблем, очисткy покрытия от капель черной краски, а лагов от желтой, ликвидацию остатков окаменелой жевательной резинки с педали, выправлениe гнутых натяжных винтов... В нашем деле, это всё рутинно.


Фломастер:





Краска:





Грязь:






Kогда вся работа была завершена и я уже настраивал последний пластик, выяснилось, что на одном из лагов сорванна резьба гайки. Пришлось снова всё разбирать, снимать лаг и менять гайку - благо, у меня оставалось несколько лишних лагов от того черного барабанчика. Как хорошо, что не пришлось опять несколько лет искать замену!

* * *



















Общее впечатление от Амати весьма приятное. Как и тематические чешские гитары, установка вполне годится для исполнения разных видов музыки, актуальных на момент производства инструмента. Она имеет правильный винтажный звук, без глубоких низов. Те, кто ругаeт в интернетах старые Амати, скорее всего пытались слишком активно и без особого ухода таскать их по клубам и играть на них что-то чересчур современное и тяжелое: типичные проблемы от нереалистичных ожиданий. Хардвер и крепления, по современным меркам, слабоваты и требуют аккуратного обращения. Они добротные и реально не хуже, чем прочие дизайны 1950х - 1960х годов, но с тех пор слишком многое изменилось. Настройка и регулировка креплений требует специального ключика (если нет родного, от Сонора подходит). Можно отверткой крутить, но замучаешся и шлицы исцарапаешь. Имея опыт с различным винтажем, у меня не возникло проблем, но стало очевидно, что новичок, севший за Амати после современной установки, столкнется с кучей мелких недостатков. Барабаны Амати уступают классическому западному винтажу по качеству и не составят конкуренцию приличной современной установке по функциональности. Ну да, Диамант тоже не может тягаться с Лес-Полом, оставаясь при этом вполне приличным и интересным инструментом. Любят, как говорится, не за, а вопреки.















Шесть лет спустя, цель достигнута:






Для полного счастья, не хватает натяжного винта с колёсиком подструнника на малом барабане, L-образного крепления для тарелки на бочке, и родной стойки для хэта. Если у кого есть - куплю, обменяю.


Ну и напоследок, фото паспорта, с которым шли установки Амати. К сожалению, не мой, а только фото из Интернета, но пусть тоже тут сохранится.






- Big Beat.




P.S. Админы - если этo тянет на статью, буду рад видеть тему на главной странице сайта.




Re: Реставрация ударной установки Amati первых выпусков.
woka, 29.07.2019, 17:47

Читал по мере подгрузки фото
Поздравляю с завершением работы и желаю скорейшего обретения недостающего!
Спасибо!

Re: Реставрация ударной установки Amati первых выпусков.
EbenezerDorset, 29.07.2019, 23:49

Спасибо. Солидная и очень интересная статья.

Re: Реставрация ударной установки Amati первых выпусков.
gitarrist, 30.07.2019, 00:09

Класс, спасибо! Представляю сколько нужно усердия и настойчивости при реставрации. В ближайшее время (зима впереди) собираюсь ударными заняться, статья как раз нужная.

Re: Реставрация ударной установки Amati первых выпусков.
kokoshnikoff, 30.07.2019, 00:47

Прекрасная работа!!!

Re: Реставрация ударной установки Amati первых выпусков.
StariyDed, 30.07.2019, 01:01

Титанический труд, и отличный результат!
Мои искренние поздравления.

Re: Реставрация ударной установки Amati первых выпусков.
Vzglyad, 30.07.2019, 01:47

Спасибо.Очень интересно.
Учитывая географию - феноменально!!!

Re: Реставрация ударной установки Amati первых выпусков.
skydog, 30.07.2019, 04:43

на напольном томе старого премьера переходник есть, уж не знаю, изначально он был, или его потом умельцы сделали

Re: Реставрация ударной установки Amati первых выпусков.
woka, 30.07.2019, 05:40

А чего ещё не на главной? Опасаемся набега орды ударников, привлечённых светлым ликом Amati?

Re: Реставрация ударной установки Amati первых выпусков.
Gorbynkov, 30.07.2019, 08:58

Хороши барабанчики.

А можно попросить чуть более подробно фотки рабочего. А именно - машинки.
Есть такой-ж рабочий, от Амати. Только синий.
И вот логотипа нет. Думаю нереально уже найти.

Re: Реставрация ударной установки Amati первых выпусков.
wolf, 30.07.2019, 09:55


Gorbynkov Цитата ...



И вот логотипа нет. Думаю нереально уже найти.

Как пессимистично! как в анекдоте :"есть три путЯ", на форуме есть люди обладающие лазерной резкой, второе- кто работает с 3D принтерами, и третье с помощью рук и всяких матерей выстругать самому, благо размеры позволяют обойтись без "мелкоскопов"

Re: Реставрация ударной установки Amati первых выпусков.
woka, 30.07.2019, 10:41

wolf Цитата ...
Gorbynkov Цитата ...
И вот логотипа нет. Думаю нереально уже найти.
Как пессимистично! как в анекдоте :"есть три путЯ", на форуме есть люди обладающие лазерной резкой, второе- кто работает с 3D принтерами, и третье с помощью рук и всяких матерей выстругать самому, благо размеры позволяют обойтись без "мелкоскопов"

Если BB сделает фронтальный снимок и даст габаритные размеры - напечатаю. Как раз ABS сейчас стоит.
Собственно, можно и без снимка с размером, но сами понимаете

P.S. Можно только размеры - картинку в сети нашёл.


Re: Реставрация ударной установки Amati первых выпусков.
wolf, 30.07.2019, 11:22

Только про пупыри для крепления не забудьте!


Re: Реставрация ударной установки Amati первых выпусков.
Big Beat, 30.07.2019, 11:47

Эмблемки на малом и на томах длинной в 7,5 см. На бас-барабане покрупнее, 10 см. Думю, изготовить плоскую версию путем лазрной резки и просто приклеить ее будет не очень трудно. А вообще, на задней стороне восемь штырьков, которые вставляются в кадло, и тут нельзя промахнуться, поэтому, наверно, лучше 3D принтером скопировать с оригинала.

Re: Реставрация ударной установки Amati первых выпусков.
Big Beat, 30.07.2019, 11:55

Малый:












Re: Реставрация ударной установки Amati первых выпусков.
Slavik, 30.07.2019, 12:12

Спасибо! Очень интересно! Сам пробрел недавно точно такой комплект за символическую цену...3000 рублей.

Re: Реставрация ударной установки Amati первых выпусков.
woka, 30.07.2019, 12:50

Big Beat Цитата ...
Эмблемки на малом и на томах длинной в 7,5 см. На бас-барабане покрупнее, 10 см. Думю, изготовить плоскую версию путем лазрной резки и просто приклеить ее будет не очень трудно. А вообще, на задней стороне восемь штырьков, которые вставляются в кадло, и тут нельзя промахнуться, поэтому, наверно, лучше 3D принтером скопировать с оригинала.
А толщина какая? Под сантиметр?

P.S. При толщине 5 мм выглядеть будет примерно так:


Re: Реставрация ударной установки Amati первых выпусков.
swin, 30.07.2019, 15:07

Отличная работа! Рад за Вас. Кто-нибудь скажет, сколько такая штука стоила в СССР в магазине и с рук?

Re: Реставрация ударной установки Amati первых выпусков.
Father_42, 30.07.2019, 17:47

Поздравления!
Прекрасно представляю возню с расслоением, весьма нередкое для чехов явление...
Амати всю жизнь использовали какой-то отвратительный клей и, зачастую, совали обломанные куски шпона в серединку слоёв...
Вы - победитель !!

Re: Реставрация ударной установки Amati первых выпусков.
ARS, 31.07.2019, 01:05

Автору респект! Молодец, хорошая работа и хорошее дело! Завидую!
Тоже хочется вернуть свою "советскую Амати" красную простенькую ударку, собранную с миру по нитке. Остались только бонги. Храню)))



Re: Реставрация ударной установки Amati первых выпусков.
Claydon, 31.07.2019, 01:57

Мне всегда нравились Амати и как звучат, и по внешнему виду. У нас в клубе было две - одна в красную искру, как на здешних фото, другая, в оранжевую искру, только двуглавая. Отличная работа, мои поздравления!

Re: Реставрация ударной установки Amati первых выпусков.
Baza, 31.07.2019, 02:21

Барабан Страдивари!!!!!
Отлично, Спасибо!!!!

Re: Реставрация ударной установки Amati первых выпусков.
gitarrist, 31.07.2019, 07:33

А у нас перламутровая белая была, до сих пор жаль. Продали и купили какую-то старую японскую рухлять, совсем не нравилась.



Re: Реставрация ударной установки Amati первых выпусков.
Gorbynkov, 31.07.2019, 11:28

Спасибо ВСЕМ за исходники логотипа!

Re: Реставрация ударной установки Amati первых выпусков.
swin, 31.07.2019, 14:22

Парни, сколько Амати стоили в СССР?

Re: Реставрация ударной установки Amati первых выпусков.
Necrolust, 31.07.2019, 16:26

Автору респекты за руки в правильном месте. От себя добавлю, что при правильной отстройке на Амати вполне играется и двухбочечный тяжеляк. Проверено. Крайний раз в 2017 году это было. На счёт пластиков в целом, не знаю, но на бочку мой драммер купил какой то пафосный 22 дюйма Эванс двухслойный с глицериом, он встал как родной. А по звуку Амати ощутимо лучше всякого бюджетного Китая. Так сказать - много звука за мало денег. На мой взгляд, Амати на сегодня это вполне себе рабочая лошадка, а не только отрада антикваров. Не говорю уж про хардвер, где не экономили металл т не знали силумина, он и сегодня ценится.

Re: Реставрация ударной установки Amati первых выпусков.
Геннадий Сибирь, 31.07.2019, 18:25

Я очень рад, что такая история у этой барабанной установки! Я помню как она была вырвана из рук, которые чуть не уничтожили ее, хорошо, что кто то из друзей сообщил что ее можно продать. Она находилась в 75 км от Иркутска. Играла она в сельском клубе во времена СССР. Но что она обретет вторую жизнь - да не просто обретет а достойно будет радовать многих любителей музыки!!! Очень рад когда инструменты прошедшие через мои руки обретают достойных хозяев и доставляют радость!!!!!


Re: Реставрация ударной установки Amati первых выпусков.
Gorbynkov, 01.08.2019, 06:36

Геннадий Сибирь Цитата ...

Я очень рад, что такая история у этой барабанной установки! Она находилась в 75 км от Иркутска. Играла она в сельском клубе во времена СССР.


Тут ???


Re: Реставрация ударной установки Amati первых выпусков.
woka, 01.08.2019, 11:17

ABS, слой 0,1 мм.

Они плоские, без изгиба под барабан, и без шпыньков для крепежа. Надо?


Re: Реставрация ударной установки Amati первых выпусков.
Claydon, 02.08.2019, 03:47

swin Цитата ...

Парни, сколько Амати стоили в СССР?

В Самаре (тогда в Куйбышеве) в 80-е годы двуглавую новую с рук можно было купить за 2000 рублей. В магазинах ни разу в продаже не видел. Думаю, с рук цена завышена раза в два.

Re: Реставрация ударной установки Amati первых выпусков.
Gorbynkov, 02.08.2019, 13:51

woka Цитата ...

ABS, слой 0,1 мм.

Они плоские, без изгиба под барабан, и без шпыньков для крепежа. Надо?


Ой ---- это чё? для меня что-ль?
А и заверните..... В конвертик думаю можно.....
По оценке трудозатрат - в личку.

Re: Реставрация ударной установки Amati первых выпусков.
Gess, 02.08.2019, 15:30

Владивосток, магазин мелодия. 800 р кажись. Энгельс 600

Re: Реставрация ударной установки Amati первых выпусков.
Father_42, 04.08.2019, 17:40

Эдвард, ну, уж теперь Вам надо неспешно найти прилично сохранившиеся оригинальные стойки Амати первых выпусков - того самого типа, приближенного к "флэтбэйс"...

Re: Реставрация ударной установки Amati первых выпусков.
VP, 05.08.2019, 05:34

Внушает... Через годы, через расстояния... Снимаю шляпу.

Re: Реставрация ударной установки Amati первых выпусков.
wolf, 07.08.2019, 10:18

swin Цитата ...

Парни, сколько Амати стоили в СССР?

RMIF согласно каталога стоил 1201р50коп. АМАТИ-дороже. [link]

Re: Реставрация ударной установки Amati первых выпусков.
swin, 11.08.2019, 14:21

Да уж. Год работы инженера. Если жить на одну зарплату.

Re: Реставрация ударной установки Amati первых выпусков.
Nik, 12.08.2019, 15:08

Точнее не жить.Всю зряплату надо ж отдавать.
С чего жить тогда?

Re: Реставрация ударной установки Amati первых выпусков.
hotask, 12.08.2019, 16:11

У нас в городе продают не полный комплект, только барабаны без стоек и педали за 5000 р. Не знаю, адекватная это цена или нет, но больше пугает не цена, а то что в итоге собрать полностью не получится, а если получится, то цена будет на порядок выше. Интересно, во сколько вам в итоге вылилось собрать всю установку? Если вопрос некорректный, прошу прощения)

Re: Реставрация ударной установки Amati первых выпусков.
Father_42, 12.08.2019, 18:08

hotask Цитата ...

У нас в городе продают не полный комплект, только барабаны без стоек и педали за 5000 р. Не знаю, адекватная это цена


Ежели это ранний инструмент с тонкостенными кадлами и форс-рингами, то, игра стоит свеч. При наличии в сете двух рэк-томов, тем более.
А если переходная или поздняя модель (многослойные кадла), то они практически ничем не отличаются от современных инструментов - китайских и прочая.

Re: Реставрация ударной установки Amati первых выпусков.
hotask, 13.08.2019, 01:59

Father_42 Цитата ...

hotask Цитата ...

У нас в городе продают не полный комплект, только барабаны без стоек и педали за 5000 р. Не знаю, адекватная это цена


Ежели это ранний инструмент с тонкостенными кадлами и форс-рингами, то, игра стоит свеч. При наличии в сете двух рэк-томов, тем более.
А если переходная или поздняя модель (многослойные кадла), то они практически ничем не отличаются от современных инструментов - китайских и прочая.

Спасибо, судя по всему не ранний. Вот плохенькое фото.



Re: Реставрация ударной установки Amati первых выпусков.
EL34, 02.10.2019, 05:33

Хорошая работа! Мои пять копеек: имеется такой же малый, только в зелёную искру, дерево у него клён. Есть ещё малый из последних Аматей, там уже бук.

Re: Реставрация ударной установки Amati первых выпусков.
Геннадий Сибирь, 02.10.2019, 05:43

Gorbynkov ударная установка находилась в городе Усолье Сибирское.

Re: Реставрация ударной установки Amati первых выпусков.
Big Beat, 04.10.2019, 16:01

EL34,
если зеленый продается/меняется, то, ну вы поняли... А фото его тут по любому не помешает.