Советские гитары: Страница для печати


УРАЛ 510Г – БАС ИЗ СССР или мечта, сбывшаяся спустя 30 лет
KotLeopold, 17.09.2019, 18:01

УРАЛ 510Г – БАС ИЗ СССР
или мечта, сбывшаяся спустя 30 лет

Всем советским мальчишкам
и девчонкам посвящается.




Прежде всего нужно отметить, что бас «Урал 510Г» прекрасно описан и запечатлён моими коллегами по «Советским гитарам» (заранее прошу извинить, если упустил чей-то обзор):


• Статьи:
[link]
[link]
[link]
в энциклопедии «Электрогитара в СССР» ( [link] ) данный бас рассматривается на страницах 174-175.

• Фотообзоры:
[link]
[link]

• Видеообзоры и демонстрации звучания инструмента:
[link]
[link]
[link]

• Фото и чертёж комплектного гитарного ремня:
[link] ( [link] )

• Скан заводского паспорта:
[link]

• Исследование электрической схемы:
[link]
[link]
[link]

Коллегами также представлены интересные материалы о Свердловской фирме клавишных музыкальных инструментов «Урал», на которой, наряду с другими моделями, производился данный бас:

[link]
[link]
[link]

Кроме того, существуют клубы любителей электроинструментов «Урал» Вконтакте, где также можно найти немало интересной информации и материалов:

[link]
[link]
[link]

Но всё же, друзья, мне очень хотелось бы поделиться с вами своими впечатлениями об этом красивом и незаурядном музыкальном инструменте!


Итак…

Однажды в конце 1980-х годов один мой хороший друг принёс мне с помойки нечто, мимо чего он не смог «просто пройти»… Это была… бас-гитара «Урал»! А точнее, как я понял спустя уже много лет, это была эклектичная композиция из деки от электрогитары «Урал 650» и грифа от «Кремоны Джибсон бас».
Поскольку никакой фурнитуры, кроме стандартных пластмассовых «кремоновских» колков, на ней не было, как не было и пикгарда, звукоснимателей, и хоть какой-то электроники, всё это пришлось придумывать, изобретать и создавать «с нуля», причём при полном отсутствии знаний об устройстве звукоснимателей, темброблоков, бриджа и т.п.
Тем не менее, гитара заиграла! И, пройдя впоследствии не одну модификацию, играет до сих пор!
Но именно тогда зародилась мечта: « Вот бы заиметь настоящую, «заводскую», «полноценную» бас-гитару «Урал»! » А учитывая сколько стоили электрогитары в конце 80-х, мечта эта была тогда сродни сказке или легенде…

Поиски информации об инструменте привели меня к удивительному открытию, что оказывается бас «Урал» существует не один – их два: «Урал 510Г», близкий по форме к «Jazz Bass» ( [link] ), выпускавшийся с 1977 по 1980 годы, и «Урал 510Л», близкий по форме к «Les Paul» ( [link] ), пришедший на смену своему «старшему брату» в 1980 году.

И вот, спустя 30 лет, эта мечта всё-таки сбылась! И из Йошкар-Олы в Подмосковье отправился в путь «Почтой России» и приехал «тот самый» Бас! Бас «Урал 510Г»!










Бас приехал в «родном» чехле:



В верхней части чехла имеется «фирменный» оттиск – буква «У» в виде ноты:


Сбоку - молния, открывающая карман для гитарных принадлежностей:


Ремень для переноса на плече не предусмотрен, зато есть удобная и стильная ручка:


Основная молния чехла находится снизу:


Внутри чехол покрыт мягкой синей фланелью, бережно сохраняющей инструмент. Однако, извлекая инструмент из чехла и помещая его обратно, всё же необходимо соблюдать некоторую осторожность, дабы не поцарапать его о металлические зубцы молнии.
Поэтому аккуратно извлечём бас из чехла и как следует рассмотрим!


Бумажного паспорта, к сожалению, не оказалось (а он довольно красивый! [link] ), но самый главный «документ» – некплейт – на месте! С него и начнём!



Согласно информации на некплейте, полное название баса: «ЭЛЕКТРОГИТАРА «УРАЛ» мод. 510Г арт. 427». Инструмент произведён на Свердловской фирме клавишных музыкальных инструментов «Урал». Серийный номер: 11983. Стоимость на момент производства (ух!) – 145 рублей!

По словам продавца, на гитаре практически не играли, что видно по идеальному состоянию лакокрасочного покрытия и «нетронутому» состоянию ладов. Но об этом позже, а пока, всё по порядку!


Голова грифа направлена параллельно его оси, без наклона назад:




Для более плотного прилегания первых двух струн к порожку, присутствует хромированный металлический ретейнер в форме треугольника, закреплённый на голове грифа одним шурупом:



Под ретейнером находится цилиндрическая металлическая втулка, фиксирующая его на нужной высоте.


Надпись «Урал» на голове грифа выполнена золотистой краской поверх лакокрасочного покрытия, вследствие чего, вероятно, может легко стираться:



Может быть этим объясняется тот факт, что данная надпись присутствует не на всех бас-гитарах «Урал»?


Колки – 4 в линию, открытого типа, хромированные, металлические, достаточно тяжёлые, производства Алапаевского металлургического завода ( [link] , [link] ):


Если внимательно присмотреться к червячной резьбе, то можно заметить, что на разных колках она немного разная – есть отличия в толщине металла на витках и в форме окончания витков:



Вследствие этих отличий, на данном инструменте один из колков в определённом положении прокручивался – не хватало зацепления червячной резьбы с шестерёнкой. Проблема была решена перестановкой червячных осей между соседними колками.

В целом колки сделаны, на мой взгляд, немного грубовато, – вращаются достаточно тяжело, независимо от наличия смазки, а при попытке немного ослабить струну, в зацеплении между червячной резьбой и шестерёнкой возникает люфт, вследствие которого колки начинают дребезжать при игре. Для устранения дребезга приходится немного поворачивать колок обратно – в сторону натяжения струны.

Однако, с другой стороны, колки очень крепкие и надёжные, да и смотрятся они, несомненно, весьма эффектно!


Накладка грифа имеет небольшой радиус:




Верхний порожек, сделанный из белого пластика, создаёт впечатление достаточно надёжного и прочного:




Нулевой лад присутствует и ничем не отличается от всех остальных ладов.

На мой взгляд, присутствие нулевого лада на гитаре – очень правильная вещь, поскольку это делает высоту струн над первым ладом идеальной. Кроме того, как, на мой взгляд, резонно заметил один музыкант ( [link] ), наличие нулевого лада выравнивает тембр открытой струны с тембром струны, зажатой на каком-либо ладу, поскольку открытая струна в таком случае оказывается прижатой к нулевому ладу – точно такому же, как и все остальные лады.
Для меня до сих остаётся загадкой, почему от этой идеи отказались современные производители электрогитар.


Всего на грифе – 22 лада, не считая нулевого.

На поверхности ладов нет никаких следов от прикосновения струн, из чего можно сделать вывод, что на гитаре действительно практически не играли. «Обратной стороной медали» является необходимость шлифовки ладов, поскольку изначальная поверхность у них достаточно шероховатая, и бэнды («подтяжки») при игре получаются «скрипучими»:



Кроме того, края всех ладов равномерно приподняты относительно накладки. При этом середина ладов хорошо прилегает к накладке – вероятно, при изготовлении ладов была использована ладовая проволока большего радиуса, чем радиус накладки:



Ещё одним недостатком «родных» ладов является то, что некоторые из них изначально имеют достаточно острые «шипы» на концах, образовавшиеся, судя по всему, при перекусывании ладовой проволоки на производстве. Во избежание травм эти «шипы» пришлось сразу же аккуратно сточить надфилем, что, впрочем, оказалось нетрудно сделать, поскольку металл ладов достаточно мягкий – возможно латунь или какой-то ещё сплав меди.

Вследствие этого, при активном использовании струн с круглой обмоткой, «родные» лады, очевидно, могут достаточно быстро изнашиваться, поэтому «плосконавитые» струны для данной бас-гитары (с «родными» ладами) являются более предпочтительными:



Разметка на грифе сделана в виде белых пластиковых кружков на 3, 5, 7, 9, 12 (два кружка) и 15 ладах, продублирована чёрными точками на торце грифа:



Вдоль всей накладки грифа проходит красивый белый кант.


Задняя часть грифа покрыта глянцевым лакокрасочным покрытием, создающим красивый «санбёрст». Держать такой гриф в руке приятно.



Вопреки ожиданиям, гриф оказался достаточно тонким и изящным.

На фото – сравнение грифов «Урал 510Г» и «Fender Jazz Bass Plus Deluxe» (США, 1993) – обладателя одного из наиболее тонких грифов в линейке «Fender Jazz Bass»:






Долго всматриваясь в классификации профилей грифа ( [link] , [link] ), пришёл к выводу, что для профиля «U» гриф «Урал 510Г» тонковат и находится скорее ближе к профилю «D» или «Modern «C»».
Хотя, как я понял, разновидностей профиля грифа существует великое множество, и попытки их как-то обозначить и классифицировать носят весьма субъективный и условный характер.

По ширине гриф достаточно узкий:
- на верхнем порожке – 4,0 см.;
- на 12-м ладу – 5,0 см.;
- на пятке грифа – 5,4 см.
Удобно это или нет – конечно же дело вкуса. На мой взгляд - очень удобно.
Толщина грифа:
- на 1-м ладу: 2,3 см.;
- на 12-м ладу: 2,6 см.

( Для сравнения, те же параметры у «Fender Jazz Bass Plus Deluxe»:
Ширина грифа:
- на верхнем порожке – 3,8 см.;
- на 12-м ладу – 5,6 см.;
- на пятке грифа – 6,35 см.
Толщина грифа:
- на 1-м ладу: 2,0 см.;
- на 12-м ладу: 2,4 см. )


Пятка грифа аккуратно заделана в белый пластик, что также оставляет приятное впечатление:




Гриф крепится к деке четырьмя мощными шурупами ( «bolt on», [link] ), которые спрятаны под некплейтом:




Анкерная гайка с дырочками под вороток находится у основания грифа.
Её можно крутить через специальное отверстие в деке:



Плюс такого решения – анкерная гайка аккуратно спрятана под некплейтом вместе с болтами для крепления грифа. Минус – весьма ограниченное пространство для поворота анкерной гайки, что не является критичным, если не приходится подстраивать гриф часто.

В частности, у данного инструмента гриф достаточно прямой и никакой дополнительной регулировки не требует вовсе.



Теперь дека!


По моему субъективному мнению, – одно из красивейших произведений советского гитаростроения!
Ну взгляните сами!









«Архитектура»!

Каждый раз, когда взгляд задерживается на этой изящной композиции, про себя невольно произносишь: «Ух ты!».

Ну ведь правда красиво!

Дека имеет умеренную толщину, – без фурнитуры – 4,3 см. (Для сравнения, толщина деки упомянутого выше «Fender Jazz Bass Plus Deluxe» – 4,35 см.)
Как и гриф, дека покрыта глянцевым лакокрасочным покрытием, создающим красивый «санбёрст».
Сверху имеются анатомические выборки под правую руку (спереди) и грудь (сзади).
Снизу – полукруглый вырез для доступа к игре на последних ладах.



Функционально здесь всё достаточно традиционно: бридж, два звукоснимателя, и элементы управления звуком.

Увесистый хромированный металлический бридж в стиле «Tune-o-Matic» сделан по-советски продуманно и надёжно:








Первая его часть – струнозацеп – хромированная изогнутая пластина для крепления струн, надёжно прикрученная к деке тремя шурупами:




Вторая часть – собственно, самое интересное – регулировочная механика, позволяющая варьировать общую высоту струн над грифом и подстраивать мензуру каждой струны в отдельности:





Запаса регулировки бриджа хватает для того, чтобы опустить струны достаточно низко (до 1,5 - 2,0 мм над 12-м ладом) и поднять высоко (до 5,5 - 6,5 мм над 12-м ладом). В общем, на любой вкус!
Мензура настраивается отлично – бас отлично строит по ладам, все ноты на своём месте!
Регулировочная часть бриджа жёстко прикручена к деке двумя мощными шурупами, расположенными по краям металлической пластины-основания.



Звукосниматели – «синглы» («single coil») – в хромированных металлических корпусах с прямоугольным вырезом посередине, закрытым тонкой глянцевой пластиной из белого пластика ( [link] - см. позицию 42 ):










Каждый звукосниматель крепится двумя регулировочными винтами к металлической рамке, которая в свою очередь крепится к деке четырьмя шурупами.

Регулировочные винты позволяют варьировать высоту звукоснимателей, однако, даже до предела выдвинутые вверх звукосниматели, всё же находятся достаточно далеко от струн: примерно 4,5 мм. – у некового звукоснимателя и 6,0 мм. – у бриджевого (при максимально опущенных струнах).

Следствием большого расстояния является несколько «глуховатый» звук, с относительно малым количеством высоких частот. С другой стороны, звук таким образом получается более «тёплым», что несомненно является «изюминкой», своего рода «чертой характера» данного инструмента.


Систему управления звуком можно условно разделить на две части: кнопочный селектор тембров (темброблок) и блок управления громкостями:




Идея темброблока, на мой взгляд, достаточно оригинальна, поскольку, вместо традиционных ручек, регулирующих степень среза высоких частот, здесь присутствует селектор из трёх кнопок, за каждой из которых закреплен свой «фиксированный» тембр. Различные комбинации кнопок позволяют получить различные сочетания этих «фиксированных» тембров:




Кнопки темброблока выполнены на базе модуля из трёх переключателей «П2К» с независимой фиксацией ( [link] ).
Прямоугольные колпачки кнопок – из белого пластика, при необходимости достаточно легко снимаются (для этого нужно с усилием потянуть за колпачок вверх), однако держатся на своих основаниях вполне надёжно.

Темброблок закрыт сверху небольшим пикгардом из оранжевого искрящегося пластика с белой окантовкой. Искрящийся пластик смотрится очень празднично, как-то «по-эстрадному»!





Блок управления громкостями представлен тремя регуляторами «СП-1» ( [link] , [link] ) , выведенными через специальные отверстия в деке:


Предусмотрена возможность регулировки громкости каждого звукоснимателя в отдельности, а также общей громкости гитары.

Ручки регуляторов выполнены в виде цилиндров из чёрного пластика, украшенных сверху зеркальной металлической полусферой, – достаточно компактные и удобные. По окружности цилиндров имеются рёбра, препятствующие проскальзыванию пальцев. Поворот осуществляется достаточно плавно и легко.



Рядом с регуляторами громкости находится выходной разъём для подключения гитары к усилителю, выполненный в виде типичного для советских времён гнезда «СГ-5» («DIN-5») ( [link] , [link] ):


Бывший весьма популярным в Советском Союзе, данный разъём давно уже не ставится на музыкальные инструменты, но наш «старомодный джентльмен» вполне заслуживает уважительного и трепетного отношения к своей индивидуальности, поэтому ему предоставляется свой собственный переходник!



Стоит отметить, что несмотря на отсутствие каких-либо фиксаторов и защёлок в гнезде «СГ-5» («DIN-5»), штекер сидит в нём достаточно крепко и выскакивать отнюдь не собирается!


Как всё это работает увидим позже, а пока продолжим осмотр…



Подобно обратной стороне Луны, задняя часть деки практически всегда скрыта от глаз!





Здесь мы видим всё тот же живописный «санбёрст», на фоне которого – уже знакомый нам некплейт, а также вспыхивающая искрами оранжевая пластина, сделанная из того же пластика, что и пикгард спереди:



За этой пластиной кроется самое интересное – электрическая схема баса, куда мы ещё обязательно заглянем!

Нужно отметить, что эти искрящиеся пластины имеют один секрет: если попытаться посмотреть на свет сквозь деку в районе темброблока, где пластины оказываются одна над другой, то можно обнаружить, что свет проходит сквозь деку! Оказывается, эти пластины – полупрозрачные!



Но это не единственный сюрприз!…



Торец деки тоже приготовил для нас нечто интересное!

Дело в том, что здесь, на торце деки, в уже знакомый нам жёлто-солнечный «санбёрст» вдруг неожиданно, но достаточно интеллигентно, начинают подмешиваться зеленоватые тона, которых больше нет нигде на данном инструменте!









Весьма неожиданное решение! Которое, однако, не только не портит общую композицию, но и привносит в неё некую «изюминку»!


Здесь же, на торце деки, располагаются две антабки из белого пластика, прикрученные к деке достаточно благородного вида шурупами.


Одна - на верхнем роге:



вторая - на нижнем торце деки:



Нижняя антабка выполняет роль ножки, когда инструмент ставится вертикально на пол, принимая на себя при этом полный вес инструмента. Вероятно, по этой причине она наиболее уязвима и подвержена разрушению с течением времени.

На данном инструменте она частично раскрошилась. Судя по всему, несмотря на то, что на басу практически не играли, о нём всё-таки не забывали и время от времени переставляли его с места на место.

Да и можно ли забыть о таком красавце!


Ну а теперь, внимание! Электрическая схема бас-гитары «Урал 510Г»!


Места пайки закрашены прозрачной красной краской, три контакта не закрашены, но очевидно, что провода и детали не менялись – возможно эти контакты просто кем-то были дополнительно пропаяны.


В районе кнопок темброблока достаточно много проводов, и это понятно, ведь здесь находится вся коммутация!



Ближе к своему основанию все три кнопки соединены в единый блок металлической рамкой, которая прикручена к деке двумя шурупами по краям и подключена к общему заземлению.


Элементы электрической схемы: конденсаторы, потенциометры и резисторы закреплены на прочной металлической пластине, которая также подключена к заземлению для снижения внешних наводок. Для предотвращения контакта между конденсаторами и данной металлической пластиной, между ними находится небольшая коричневая пластина из диэлектрика.





Металлическая пластина крепится к деке двумя болтами по краям. Один из них виден спереди – рядом с гнездом «СГ-5», а другой, очевидно спрятан под пикгардом.

Корпуса звукоснимателей и струнозацеп также подключены к общему заземлению, благодаря чему заземлены струны и вся металлическая фурнитура баса.


Разъём «СГ-5» прикручен к деке двумя небольшими шурупами, корпус заземлён:



Сигнальные провода, идущие от звукоснимателей к кнопкам темброблока, а также от крайнего потенциометра к разъёму «СГ-5» – экранированные. Причём провод, идущий к разъёму «СГ-5» имеет хороший запас длины, что очень предусмотрительно, поскольку в случае выхода из строя данного разъёма (а на него могут приходиться большие механические нагрузки!), его замена не составит труда – нужно всего лишь отвернуть два шурупа и вытянуть разъём наружу для замены.



В целом можно сказать, что схема выполнена очень аккуратно и продуманно, а заземление (экранировка) элементов схемы и металлической фурнитуры баса организовано достаточно хорошо.


Видимая датировка на элементах схемы:
- на потенциометрах громкости – 06.77, 06.77, 07.77;
- на одном из конденсаторов – 12.77.
На остальных элементах датировка не видна.
Наиболее поздняя датировка - «12.77», следовательно инструмент изготовлен не ранее декабря 1977 года, с большой долей вероятности – в 1978 году.



Монтажная схема:


Для удобства, кнопки темброблока изображены в перевёрнутом виде, поскольку именно так они смотрятся при открытой задней крышке.


Принципиальная электрическая схема:




Важные особенности схемы:

• Резисторы R4 (10 кОм) , R6 (10 кОм) не дают регуляторам R1 и R2 убирать до нуля громкость соответствующего звукоснимателя.
Это позволяет избежать недостатка классической схемы «Les Paul», когда при уменьшении до нуля громкости одного из звукоснимателей, весь инструмент отключается полностью ( [link] ).

• Громкость бриджевого звукоснимателя, независимо от других настроек, постоянно приглушается резистором R5 (10 кОм).

• Низкие частоты некового звукоснимателя, независимо от других настроек, постоянно срезаются конденсатором C1 (0,25 мкФ), т.е. звук некового звукоснимателя искусственно «заострён».
Подобное решение применила в своих бас-гитарах компания «Rickenbacker» ( [link] , [link] ) – для “заострения” звука бриджевого звукоснимателя в его цепь был аналогичным образом установлен конденсатор 0.0047 мкФ ( [link] ).



А теперь посмотрим, как всё это работает!

Несмотря на кажущуюся сложность, система управления звуком достаточно проста и логична:




Кнопка S1 находится под нековым звукоснимателем и включает его,
ручка R1 меняет его громкость.

Кнопка S2 находится ближе к бриджевому звукоснимателю и включает его,
ручка R2 меняет его громкость.

Ну а дальше – всё остальное:
Кнопка S3 меняет тембр бриджевого звукоснимателя.
Ручка R3 управляет общей громкостью.


Особенности работы:

Кнопка S1 включает нековый звукосниматель с фиксированным тембром "срез низких частот", высокие частоты не срезаются.

Кнопка S2 включает бриджевый звукосниматель, с одним из двух фиксированных тембров,
выбираемых кнопкой S3:

- S3 нажата - (с бриджевого звукоснимателя) идут высокие частоты, срезаются низкие,
- S3 отжата - (с бриджевого звукоснимателя) идут низкие частоты, срезаются высокие.

Если работают оба звукоснимателя, то существует их взаимное влияние друг на друга:
- S3 нажата:
• бриджевый звукосниматель становится тише (поскольку с него идут только высокие частоты, а низкие - срезаются),
• нековый звукосниматель - становится громче,
- S3 отжата:
• бриджевый звукосниматель становится громче (с него идут низкие частоты, со срезом высоких),
• нековый звукосниматель - становится тише.

Кнопка S3 активируется только при включении бриджевого звукоснимателя (т.е. при нажатии кнопки S2).

Ручки R1 и R2, как уже отмечалось выше, не убирают громкость звукоснимателей до нуля, а лишь в определённых пределах её меняют, т.е. меняют степень присутствия соответствующего звукоснимателя в общем звуке. При этом звукосниматели влияют друг на друга: чем один становится тише, тем другой – громче.

Ручка R3 меняет только общую громкость (от 0 до 100%), не меняя баланс звукоснимателей и тембры, заданные другими регуляторами.



Наиболее интересными комбинациями мне показались следующие:

1. Нажата только S2: интересный звук – присутствует отчётливый "рык", при этом есть "фиксированный" низ.

2. Нажаты S1 и S2: как и в предыдущем варианте, присутствует отчётливый "рык", но уже с "регулируемым" низом в широких пределах:
- на минимуме R1 звук "легче", низов меньше, чем в варианте 1.
- при добавлении R1, возрастают низы,
- на максимуме R1, низов гораздо больше, чем в варианте 1.

3. Нажаты S2 и S3: идут только высокие частоты с бриджевого звукоснимателя - необычное и интересное звучание, но звук достаточно тихий.

4. Нажаты S1, S2, S3, ручка R1 стоит на минимуме (чтобы нековый звукосниматель не слишком "выпирал", поскольку звук бриджевого – тихий – с него идут только высокие частоты): "богатое" звучание – к низкому, "басистому" звуку некового звукоснимателя подмешивается высокочастотный звук бриджевого.


При включении одного только некового звукоснимателя (нажата только S1) на максимальной громкости (ручка R1 на максимуме) – звук инструмента наиболее громкий и басистый, с минимальным количеством высоких частот.

Вклад некового звукоснимателя в общий звук инструмента достаточно велик, поэтому при максимальной его громкости (ручка R1 на максимуме) все остальные кнопки существенно не меняют звук, а лишь слегка его подкрашивают.



Логика схемы подсказывает дополнительные возможности, которые не были реализованы в данном инструменте:
- Опция, позволяющая подавать на выход гитары «чистый», необработанный сигнал звукоснимателей;
- Опция, позволяющая подавать на выход гитары стереосигнал: каждый звукосниматель – в свой канал. (Это было бы интересно, поскольку звукосниматели в схеме тембрально разделены. Гнездо «СГ-5» также позволяет передавать стереосигнал.)

Любопытно, что в процессе усовершенствования своих инструментов, и то и другое реализовала упомянутая выше компания «Rickenbacker»: более поздние модели бас-гитар были снабжены дополнительным стерео-выходом («Rick-o-Sound»), а также была добавлена возможность включения/отключения конденсатора, срезающего низкие частоты на бриджевом звукоснимателе (режимы «Vintage» / «Standart») ( [link] , [link] ).


В целом, можно сказать, что реализованная в бас-гитаре «Урал 510Г» электрическая схема, как и любое нестандартное решение, имеет свои плюсы и минусы, но при этом является весьма самобытной и нетривиальной, что само по себе придаёт ей определённую ценность! А из плюсов и минусов, как вы знаете, складывается индивидуальность!




Итак, соберём воедино основные характеристики бас-гитары «Урал 510Г»:






Общие характеристики:

Вес инструмента (со струнами, без чехла): 4,2 кг.

Общая длина инструмента (включая нижнюю антабку): 118,0 см.



Дека:

Общая длина деки (по оси грифа): 49,5 см. - без антабок (50,5 - с антабками)

Ширина деки: 32,5 см.

Толщина деки без фурнитуры: 4,3 см.

Максимальная толщина деки с фурнитурой (без струн, при максимально опущенном бридже): 6,8 см. (на бридже)

Анатомические выборки в деке: есть – под правую руку и грудь

Нижний вырез под левую руку: есть

Количество антабок для ремня: 2 шт.

Материал антабок: белый пластик



Гриф:

Тип крепления грифа: на болтах – 4 шт. («bolt on»)

Регулировка геометрии грифа: присутствует – один анкерный стержень; анкерная гайка – на пятке грифа

Колки: 4 в ряд, открытого типа, металлические, хромированные

Материал верхнего порожка: белый пластик

Нулевой лад: присутствует

Количество ладов: 22, не считая нулевого.

Материал ладов: мягкий сплав меди

Разметка: белые пластиковые кружки на 3, 5, 7, 9, 12 (два кружка) и 15 ладах, продублирована на торце грифа

Длина грифа: 82,1 см.

Ширина грифа:
- на верхнем порожке: 4,0 см.;
- на 12-м ладу: 5,0 см.;
- на пятке грифа: 5,4 см.

Толщина грифа:
- на 1-м ладу: 2,3 см.;
- на 12-м ладу: 2,6 см.



Бридж:

Тип бриджа: «Tune-o-Matic», металлический, хромированный

Регулировка мензуры: присутствует, индивидуально для каждой струны

Регулировка высоты струн: присутствует, общая для всех струн

Регулировка межструнного расстояния: отсутствует



Струны:

Количество струн: 4

Мензура (рабочая длина струны):
- минимальная: 801 мм.
- максимальная: 808 мм.

Максимальное расстояние от струнозацепа до колка: 1080 мм. (струна «соль»)

Межструнное расстояние (от центра струны до центра струны):
- на верхнем порожке: 1,0 см.
- на бридже: 1,5 см.

Заземление струн: присутствует, через струнозацеп



Звукосниматели:

Количество звукоснимателей: 2 шт.

Тип звукоснимателей: «сингл» («single-coil»)

Корпуса звукоснимателей: металлические, хромированные, с прямоугольным вырезом в центре.

Заземление корпусов звукоснимателей: присутствует



Система управления звуком:

1) Кнопочный селектор тембров:
- S1 – включение некового звукоснимателя (с фиксированным тембром)
- S2 – включение бриджевого звукоснимателя
- S3 – выбор тембра бриджевого звукоснимателя

2) Управление громкостью:
- R1 – громкость некового звукоснимателя
- R2 – громкость бриджевого звукоснимателя
- R3 – общая громкость

3) Выходной разъём:
- Тип разъёма: «СГ-5» («DIN-5»), задействованные контакты: 3 – сигнал; 2, корпус – заземление
- Выходной сигнал: монофонический




Общие впечатления от игры на инструменте самые положительные.

Верхний рог деки удобен для того, чтобы ухватиться за него рукой, когда нужно «взять быка за рога», т.е. взять гитару в руки.

Изящный гриф ложится в руку естественно и удобно, баланс инструмента хороший.

Анатомические выборки в деке также создают ощущение комфорта, а благодаря нижнему вырезу, последние лады на грифе полностью доступны.

Короткая мензура инструмента позволяет играть легко и непринуждённо, причём играть одинаково удобно, как сидя, так и стоя.

Относительно узкое расстояние между струнами, в совокупности с короткой мензурой, не очень подходит для игры слэпом, однако весьма удобно для классического способа звукоизвлечения «щипком» или медиатором.

Расположение выходного разъёма на передней части деки значительно упрощает втыкание в него гитарного шнура и, в отличие от расположения на торце деки, не мешает при игре сидя (шнур не упирается в сиденье), а также при необходимости поставить гитару на пол.

Благодаря использованию кнопочного селектора тембров, в совокупности с блоком управления громкостями, имеется возможность получать разнообразные тембры звучания инструмента, причём отличия в звуке (и громкости) при разных комбинациях кнопок весьма существенные.

Диапазон звучания, в зависимости от настроек, располагается в области «середина – нижняя середина» (относительно мало высоких частот, нет «инфранизов»).

Несмотря на использование «синглов», по своей природе склонных к улавливанию электромагнитных помех, инструмент достаточно хорошо защищён от наводок благодаря заземлению струн, корпусов звукоснимателей, металлической фурнитуры, а также внутренних элементов электрической схемы.
Никакого фона при игре на инструменте я не заметил. Даже когда намеренно подносил гитару к местам скопления электрических проводов, фон был минимальным, практически нулевым.



К недостаткам инструмента, на мой взгляд, относятся:

- грубоватая механика колков,

- достаточно мягкие «родные» лады, подверженные износу, особенно при использовании струн с круглой обмоткой,

- ограниченный доступ к анкерной гайке, затрудняющий регулировку грифа,

- достаточно хрупкие пластмассовые антабки для крепления ремня,

- относительно большое расстояние от звукоснимателей до струн,

- отсутствие в темброблоке опции, позволяющей передавать на выход гитары «чистый», необработанный сигнал звукоснимателей, – при любой комбинации кнопок, те или иные частоты звука всегда срезаются, т.е. реальные возможности инструмента оказываются искусственно ограниченными, не раскрываются полностью.




В целом, за исключением ладов, бас сделан очень аккуратно и продуманно.

Вызывает уважение то, что разработчики не пошли по пути прямого копирования какого-либо зарубежного инструмента (например, знаменитого уже в те годы на весь мир «Fender Jazz Bass»), а попытались сделать действительно «свой» инструмент, с применением оригинальной фурнитуры и собственного схематического решения.

Думается, что исторически «Урал 510Г», как впрочем и другие «советские» гитары того времени, оказался в достаточно непростой ситуации: с одной стороны – из простых музыкантов-любителей мало кто мог себе позволить его приобрести за такую большую по тем временам цену (145 рублей), – они по большей части вынуждены были довольствоваться самодельными гитарами или же инструментами, имеющимися в Домах культуры; с другой стороны – профессиональным музыкантам, играющим в профессиональных оркестрах и музыкальных коллективах, были доступны более дорогие и авторитетные зарубежные «аналоги».

В итоге, в силу этой и других причин, инструмент не получил должного развития и усовершенствования (которое в своё время получили, например, те же «Fender» и «Rickenbacker»), и ему, увы, не удалось приблизиться к успеху своих зарубежных «собратьев». Но, несмотря на это, «Урал 510Г» всё же несомненно получился интересным, незаурядным музыкальным инструментом, имеющим своё «лицо», свой «характер» и вполне заслуживающим внимания и уважения.

Взяв его в руки, понимаешь, что большая часть негативной «обывательской» (не экспертной) информации о нём – не более чем пресловутый «стереотип», или вовсе фантазия, не имеющая под собой реального опыта общения с инструментом.

Ни по весу, ни по габаритам, ни по каким-либо другим физическим параметрам (геометрия грифа, форма деки, баланс, удобство и т.д.), данный инструмент абсолютно не выделяется среди своих зарубежных «коллег» (разве что необыкновенной красотой и изящностью!) и находится, на мой взгляд, скорее ближе к «золотой середине», имеет качественную фурнитуру и продуманную, грамотно выполненную электрическую схему.

По звуку, всё также обстоит весьма положительно и серьёзно, – надо только правильно понимать область музыки, в которой использование данного инструмента является наиболее целесообразным.

«Урал 510Г» обладает «своим», достаточно интересным звучанием, которое отсылает нас к рок-н-роллу, музыке «Битлз» и других групп того времени. На мой взгляд, именно эта музыка – его «стихия», его «специализация»!

В этом смысле «Урал 510Г» не является «универсальным» инструментом, что отнюдь не характеризует его с отрицательной стороны. (Такими же «не универсальными» инструментами являются, например, и «Höfner 500/1» Пола Маккартни, и тот же «Rickenbacker 4001/4003».)

Он не вписывается в сегодняшний «модный», «продаваемый» формат «мега-басы – звенящие верха», но это то и здорово! Его звук – простой, нерафинированный, но при этом живой и настоящий! На нём хочется играть, его хочется слушать!

Вообще, как мне кажется, инструмент просто «пропитан» духом романтических «советских 1960-х – 1970-х»! В нём запечатлён «дух эпохи» – того культурно-исторического контекста, в котором он задумывался и создавался.

«Урал 510Г» – безусловно очень красивый инструмент! На мой субъективный взгляд – один из самых красивых инструментов, созданных в СССР.

Его эффектный вид – изящный, романтичный и одновременно интеллигентный, – словно магнитом притягивает взгляд.

Это, несомненно, инструмент «своего» времени, – и тем ценнее он сейчас!

Интеллигент! Советский интеллигент!

Ну а харизмы у него… – не передать словами!

В общем, данный бас стоит того, чтобы о нём можно было помечтать, пусть даже целых 30 лет!


Всем здоровья и удачи!
Специально для «Советских гитар»,
Павел (KotLeopold), 2019 год.


Re: УРАЛ 510Г – БАС ИЗ СССР или мечта, сбывшаяся спустя 30 лет
KotLeopold, 17.09.2019, 18:01



Послесловие: Тайна имени






Вопрос о том, что же «зашифровано» в названии бас-гитары «Урал 510Г» (и её «младшего брата» – «Урал 510Л»), навёл меня на некоторые размышления, которыми, друзья, хочу с вами поделиться.




1) «Урал»

То, что гитаре, выпускаемой в «сердце Урала», его столице – Свердловске, а ныне – Екатеринбурге, было решено дать гордое имя «Урал», да к тому же ещё и созвучное названию самой фирмы, на мой взгляд, говорит о многом! И прежде всего о том, что инструменты «Урал» (гитары «Урал 650 / 650А» ( [link] , [link] ) и бас-гитары «Урал 510Г / 510Л» ( [link] , [link] ) ) были задуманы, как «флагманский», главный и, соответственно, самый лучший продукт фирмы.

На мой взгляд, эти интересные и красивейшие инструменты, выполненные настолько хорошо и продуманно, насколько только могли позволить те условия, в которых они создавались, своё гордое имя вполне оправдали!




2) «Г» и «Л»

Эти буквы, очевидно, характеризуют форму деки:

«Г» – «гитарная» форма (аналогичная форме гитарной деки «Урал 650 / 650А»)

«Л» – форма «Лес Пол» ( [link] , [link] , [link] ), которую ни с чем нельзя спутать.



3) «510»

А что же означают цифры?

Как известно, цифры в названии инструментов, производимых на Свердловской фирме клавишных музыкальных инструментов «Урал» соответствуют длине их мензуры в миллиметрах ( [link] – см. раздел: «Свердловская фирма клавишных музыкальных инструментов УРАЛ» ).

Исключением являются лишь «Урал 510Г» и «Урал 510Л», поскольку длина их мензуры (по паспорту) равна 805 мм. ( [link] , [link] , [link] , [link] , [link] ).

Измерив линейкой всё, что только можно, увы, мне так и не удалось найти какой-либо элемент или комбинацию элементов, которые давали бы длину 510 мм. или хотя бы 51 мм.


Не подтвердилось и бытующее предположение о том, что цифра «510» может относиться к расстоянию между крайними струнами на бридже – «51 мм.» ( [link] ). В действительности, на регулировочной части бриджа это расстояние составляет 45 мм. (между центрами крайних струн), на струнозацепе – те же 45 мм.

Таким образом, вероятно, речь идёт не о «длине», а о какой-то другой характеристике, одинаковой для «Урала 510Г» и «Урала 510Л» и, очевидно, отличающей их от других инструментов фирмы.

Но что бы это могло быть?

Одно предположение есть!

Взглянув на то, как устроена система управления звуком на бас-гитарах «Урал 510Г / 510Л», можно с определённой долей вероятности предположить, что цифры «510» вполне могут указывать на особенности её функционала, который устроен как раз по принципу «5-1-0».


Вот, взгляните:



Функционал управления звуком состоит из следующих элементов:

- 5 элементов для индивидуальной настройки звука некового и бриджевого звукоснимателей,

- 1 общий регулятор громкости,

- «0» – «гнездо» (выход).


Так это или нет в действительности, сказать конечно сложно, однако функционал типа «5-1-0» больше не встречается ни на одном инструменте фирмы «Урал».



Re: УРАЛ 510Г – БАС ИЗ СССР или мечта, сбывшаяся спустя 30 лет
KotLeopold, 17.09.2019, 18:02


Дополнения:

1) Пояснения к электрической схеме: [link]

2) Устройство переходника «СГ-5 (DIN-5) – Jack (1/4″ TS)» (моно): [link]

3) УРАЛ 510Г - "С маленькой помощью друзей"... Продолжение истории...: [link]

4) Дополнительные материалы: [link]






Несколько фотографий на бис!





«Санбёрст»






«Линии»






«Архитектура. Две деки: «Fender Jazz Bass Plus Deluxe» и «Урал 510Г»»






«Краски лета»



Re: УРАЛ 510Г – БАС ИЗ СССР или мечта, сбывшаяся спустя 30 лет
Necrolust, 17.09.2019, 18:24

Шик, блеск, красота. Рикенбекр по-советски.Поздравляю автора.

Re: УРАЛ 510Г – БАС ИЗ СССР или мечта, сбывшаяся спустя 30 лет
KotLeopold, 17.09.2019, 18:50


Necrolust Цитата ...

Рикенбекер по-советски.

Согласен полностью!
Спасибо!

Re: УРАЛ 510Г – БАС ИЗ СССР или мечта, сбывшаяся спустя 30 лет
BrotherBlues, 17.09.2019, 21:58

Фундаментальный обзор!
Спасибо большое. Гитара шикарно выглядит!

Все разжевано так, что спросить нечего

Re: УРАЛ 510Г – БАС ИЗ СССР или мечта, сбывшаяся спустя 30 лет
VP, 17.09.2019, 22:16

Спасибо.
Отличный обзор и отличные фотографии.

Re: УРАЛ 510Г – БАС ИЗ СССР или мечта, сбывшаяся спустя 30 лет
EbenezerDorset, 18.09.2019, 00:13

Зацепило. . .
Качественный, развернутый обзор. Красиво, доходчиво и предельно информативно. Спасибо.

Re: УРАЛ 510Г – БАС ИЗ СССР или мечта, сбывшаяся спустя 30 лет
c0rvinus, 18.09.2019, 01:47

KotLeopold, функционально-техническое описание - Ваша идея? Или где-то подсмотрели?

Re: УРАЛ 510Г – БАС ИЗ СССР или мечта, сбывшаяся спустя 30 лет
Vzglyad, 18.09.2019, 02:11

Замечательно!!!
Спасибо Павел!!!

Re: УРАЛ 510Г – БАС ИЗ СССР или мечта, сбывшаяся спустя 30 лет
Skyworker79, 18.09.2019, 03:22

Интересное предположение, Павел! Спасибо за отличный обзор! Завидное состояние у инструмента. С бендами на плосконавитых струнах по-аккуратней!:)

Re: УРАЛ 510Г – БАС ИЗ СССР или мечта, сбывшаяся спустя 30 лет
brutalmachine, 18.09.2019, 03:43

Ого, спасибо большое за такой детальный обзор!

p\s бас очень красив, завидую!)


Re: УРАЛ 510Г – БАС ИЗ СССР или мечта, сбывшаяся спустя 30 лет
Cерый, 18.09.2019, 08:51

Отлично,Павел!Поздравляю от души!!!

Re: УРАЛ 510Г – БАС ИЗ СССР или мечта, сбывшаяся спустя 30 лет
StariyDed, 18.09.2019, 09:18

Отличная статья, и не менее хорошая гитара!
Мои искренние поздравления!
Что можно пожелать?
Главное - не останавливаться на достигнутом!

Re: УРАЛ 510Г – БАС ИЗ СССР или мечта, сбывшаяся спустя 30 лет
wolf, 18.09.2019, 10:01

Спасибо за подробный обзор!

Re: УРАЛ 510Г – БАС ИЗ СССР или мечта, сбывшаяся спустя 30 лет
Slavik, 18.09.2019, 10:33

После ознакомления с обзором,как то по другому начинаешь смотреть на вроде бы хорошо знакомый инструмент. Спасибо!

Re: УРАЛ 510Г – БАС ИЗ СССР или мечта, сбывшаяся спустя 30 лет
woka, 18.09.2019, 10:39

Роскошный инструмент, роскошные фотографии, роскошный текст. Спасибо!
Поздравляю с удачным приобретением

IMHO на главную однозначно!

Re: УРАЛ 510Г – БАС ИЗ СССР или мечта, сбывшаяся спустя 30 лет
swin, 18.09.2019, 11:37

Суперобзор! А гитара словно только с магазина.

Получается что схемы 510Л и 510Г разные? Причем у 510Г - более логичная?

Re: УРАЛ 510Г – БАС ИЗ СССР или мечта, сбывшаяся спустя 30 лет
swin, 18.09.2019, 11:38

Это 510Л. (на моем экземпляре с1 вообще отсутствует). Тут низы с нека зарезаны емкостями в 1000пф и 47 нФ)



Или перепутаны местами обозначения датчиков? И у кого?



Re: УРАЛ 510Г – БАС ИЗ СССР или мечта, сбывшаяся спустя 30 лет
Cdur, 18.09.2019, 12:10

Помимо массы разнообразных приятных впечатлений от прочтения и просмотра,
хочется особо отметить цитату:
KotLeopold Цитата ...

Логика схемы подсказывает дополнительные возможности, которые не были реализованы в данном инструменте:
- Опция, позволяющая подавать на выход гитары «чистый», необработанный сигнал звукоснимателей;
- Опция, позволяющая подавать на выход гитары стереосигнал: каждый звукосниматель – в свой канал. (Это было бы интересно, поскольку звукосниматели в схеме тембрально разделены. Гнездо «СГ-5» также позволяет передавать стереосигнал.)


Если грянет и случится "восточный Eastwood", о необходимости которого время от времени говорят зарубежные коллеги, - сразу понятно, какие усовершенствования будут необходимы для "переиздания"!

Re: УРАЛ 510Г – БАС ИЗ СССР или мечта, сбывшаяся спустя 30 лет
swin, 18.09.2019, 14:07

А по схеме поясните, кто вскрывал и копал электронику - какие датчики через какие конденсаторы работают. Схема камрада Leo и схема из "святцев" прилично отличаются.

Re: УРАЛ 510Г – БАС ИЗ СССР или мечта, сбывшаяся спустя 30 лет
Nik, 18.09.2019, 14:37

Зер гут!
Монументальный труд!

Re: УРАЛ 510Г – БАС ИЗ СССР или мечта, сбывшаяся спустя 30 лет
KotLeopold, 18.09.2019, 16:33

Друзья, спасибо за добрые слова и поддержку! Очень приятно!

Re: УРАЛ 510Г – БАС ИЗ СССР или мечта, сбывшаяся спустя 30 лет
KotLeopold, 18.09.2019, 17:44

swin, схему инструмента рисовал "с натуры", внимательно изучая, прозванивая, многократно проверяя и перепроверяя!

По содержанию схема полностью совпадает со схемой starosta: [link] ( [link] , [link] ).

А также почти полностью совпадает со схемой Я-Ха: [link] ( [link] , [link] - см. позицию "УРАЛ 510 Г" ): не считая порядка нумерации постоянных резисторов R4-R6, единственным отличием является номинал регулятора общей громкости R3:
- у Я-Ха: R3 68 кОм
- на моём инструменте, а также у starosta: R3 470 кОм

В остальном - только разница в графическом отображении.

Таким образом,
нековый звукосниматель всегда работает через конденсатор C1 ("срез низких частот"),
бриджевый звукосниматель работает:
- при нажатой кнопке S3 - через конденсатор С2 ("срез низких чатот"),
- при отжатой кнопке S3 - напрямую (приглушаясь постоянным резистором R5 (у Я-Ха - R4)), с параллельным отводом на массу высокочастотной части сигнала через конденсатор С3 ("срез высоких частот").
Это хорошо проиллюстрировал под своей схемой starosta: [link] ( [link] , [link] ).


Что же касается схемы "Урал 510Л", - насколько она (в изначальном "заводском" варианте) отличается от схемы "Урал 510Г" мне судить сложно, поскольку модели "Л" у меня нет.

Согласно пояснениям к схеме starosta ( [link] ), различие между схемами "Урал 510Г" и "Урал 510Л" заключается в 2-х моментах:

1) в наличии/отсутствии конденсатора C1 0,25 мкФ ("срез низких частот") в цепи некового звукоснимателя:
- "Урал 510Г": C1 присутствует
- "Урал 510Л": C1 отсутствует
т.е. на "Урал 510Л" низкие частоты некового звукоснимателя не срезаются.

2) в номинале конденсатора C2:
- "Урал 510Г": C2 1000 пФ
- "Урал 510Л": C2 8,2 нФ (= 8200 пФ)
т.е. при нажатой кнопке S3 на "Урал 510Г" низкие частоты бриджевого звукоснимателя срезаются сильнее.


Относительно указанной Вами выше схемы ( [link] ), с определённой долей вероятности можно предположить, что она не является "родной" ("заводской") схемой:
- нековый и бриджевый звукосниматели на ней поменялись местами,
- существенно отличается функция кнопки S3,
- номинал регулятора общей громкости R3 (68 кОм) для пассивной (не активной) схемы слишком маловат.

Однако и такая схема является вполне работоспособной, имеет определённую логику (срезается низ на обоих звукоснимателях, звук смещён в высокочастотную область и является, вероятно, более "рычащим" и "агрессивным"). Поэтому судить о её "оригинальности" наверняка так же сложно.

Думаю, основная сложность здесь заключается в том, что на многих инструментах "родные" заводские схемы утрачены, поскольку были перепаяны (изменены) владельцами инструментов.

К счастью, на представленном в обзоре инструменте всё сохранилось в изначальном виде.

Re: УРАЛ 510Г – БАС ИЗ СССР или мечта, сбывшаяся спустя 30 лет
Claydon, 19.09.2019, 02:14

Очень подробный обзор с отличными фото, ну и гитара суперская!

Re: УРАЛ 510Г – БАС ИЗ СССР или мечта, сбывшаяся спустя 30 лет
c0rvinus, 19.09.2019, 02:17

С позволения автора буду использовать его методику описания.
Честно говоря, мне кажется, что Павел раньше уж слишком скромничал. Все очень грамотно описано.

Re: УРАЛ 510Г – БАС ИЗ СССР или мечта, сбывшаяся спустя 30 лет
KotLeopold, 19.09.2019, 02:30

Спасибо, друзья!
Учусь у коллег, чьи обзоры с удовольствием читаю на нашем сайте!

c0rvinus, если что-то Вам показалось интересным, используйте на здоровье!


Re: УРАЛ 510Г – БАС ИЗ СССР или мечта, сбывшаяся спустя 30 лет
Olexander, 19.09.2019, 08:03

Изумительные фото!Превосходный обзор!Мои поздравления.

Re: УРАЛ 510Г – БАС ИЗ СССР или мечта, сбывшаяся спустя 30 лет
Lebowski, 19.09.2019, 08:45

Очень красивый, качественный и полезный обзор. именно от таких обзоров хочется найти себе подобную гитару, играть на ней, гордиться ей. И именно такой обзор и описание должны были быть во времена производства, дабы привлекать. Вы - молодец!

Re: УРАЛ 510Г – БАС ИЗ СССР или мечта, сбывшаяся спустя 30 лет
boriskin, 19.09.2019, 11:01

Читается на одном дыхании. Супер!

Re: УРАЛ 510Г – БАС ИЗ СССР или мечта, сбывшаяся спустя 30 лет
Ayk, 19.09.2019, 11:19

Аве аффтор, Аве царь.
Класс высший. Внимал с почтением

Re: УРАЛ 510Г – БАС ИЗ СССР или мечта, сбывшаяся спустя 30 лет
Nik, 19.09.2019, 11:54

В самом деле, с душой!
Зер гут!

Re: УРАЛ 510Г – БАС ИЗ СССР или мечта, сбывшаяся спустя 30 лет
swin, 19.09.2019, 13:25

Да, скажу еще раз - обзор великолепен, пояснения по моему вопросу - исчерпывающие. Спасибо.

Re: УРАЛ 510Г – БАС ИЗ СССР или мечта, сбывшаяся спустя 30 лет
Skyworker79, 24.09.2019, 04:18

Отгремели рифы Урал Феста и пора бы данную статью «прибить» на Главную.Как считаете?

Re: УРАЛ 510Г – БАС ИЗ СССР или мечта, сбывшаяся спустя 30 лет
EbenezerDorset, 24.09.2019, 04:51

Skyworker79 Цитата ...

... пора бы данную статью «прибить» на Главную.

Пора... Теперь ничто не мешает это сделать.

Re: УРАЛ 510Г – БАС ИЗ СССР или мечта, сбывшаяся спустя 30 лет
Vzglyad, 25.09.2019, 04:03

Skyworker79 Цитата ...

Отгремели рифы Урал Феста и пора бы данную статью «прибить» на Главную.Как считаете?


Да не было никакого Урал Феста! Сказки это! Выдумки!
Не одного фото-видео-подтверждения нет тому на форуме!!!

Re: УРАЛ 510Г – БАС ИЗ СССР или мечта, сбывшаяся спустя 30 лет
Chapt, 25.09.2019, 06:01

На мой взгляд 510Г наиболее толковый бас из советских, среди моделей своего года выпуска.

Очень подробный и последовательный материал. Практически образец для того, чтобы описывать так каждую гитару.

Re: УРАЛ 510Г – БАС ИЗ СССР или мечта, сбывшаяся спустя 30 лет
EbenezerDorset, 25.09.2019, 06:23

Chapt Цитата ...

Практически образец для того, чтобы описывать так каждую гитару.

Именно поэтому - на Главную. Как учебное пособие. . . Как методичку.

Re: УРАЛ 510Г – БАС ИЗ СССР или мечта, сбывшаяся спустя 30 лет
swin, 25.09.2019, 15:00

Обзор фундаментален.

Re: УРАЛ 510Г – БАС ИЗ СССР или мечта, сбывшаяся спустя 30 лет
KotLeopold, 25.09.2019, 16:26

Спасибо вам, друзья!

Дополню ещё немножко:

Re: УРАЛ 510Г – БАС ИЗ СССР или мечта, сбывшаяся спустя 30 лет
KotLeopold, 25.09.2019, 16:39

Устройство переходника «СГ-5 (DIN-5) – Jack (1/4″ TS)» (моно):




(продублировал в разделе "Схемы": [link])

Примечание:
Данный моно-переходник подходит для инструментов с моно-выходом и пассивной схемой.
Для инструментов со стерео-выходом, а также с активной схемой, распайка штекера "СГ-5" ("DIN-5") отличается от указанной выше.
( [link] )
Кроме того, для передачи стерео-сигнала используется стерео-кабель, а также стерео-гнездо "Jack (1/4″ TRS)", вместо моно-гнезда "Jack (1/4″ TS)".


Re: УРАЛ 510Г – БАС ИЗ СССР или мечта, сбывшаяся спустя 30 лет
kotsibrock, 26.09.2019, 03:34

Да ну нах... такого не бывает... просто - сказка!!! Состояние лучше чем с завода!!!!

Re: УРАЛ 510Г – БАС ИЗ СССР или мечта, сбывшаяся спустя 30 лет
MELOMAN, 26.09.2019, 05:37

Как говорил генерал Иволгин: -" Ну... за сбычу мечт ! " )))


Re: УРАЛ 510Г – БАС ИЗ СССР или мечта, сбывшаяся спустя 30 лет
Baza, 27.09.2019, 07:16

Спасибо!
Отличная работа!

Re: УРАЛ 510Г – БАС ИЗ СССР или мечта, сбывшаяся спустя 30 лет
Volk174, 28.09.2019, 14:18

Очень, очень здорово! Согласен с автором, который говорит, что после хорошего обзора инструмента отношение к нему меняется, причем очень круто... Отличные фото, отличная реставрация...

Re: УРАЛ 510Г – БАС ИЗ СССР или мечта, сбывшаяся спустя 30 лет
KotLeopold, 28.09.2019, 15:31

Спасибо, друзья!

Действительно, при внимательном рассмотрении инструмента (как он того и заслуживает!), узнаёшь его гораздо лучше!
Некоторые моменты для меня оказались неожиданностью и приятным открытием!

Андрей, а реставрации никакой не было - как это не удивительно, но инструмент сохранился именно в таком виде! Спасибо предыдущему владельцу за такое бережное отношение к нему в течение многих лет!
И это при том, что предыдущий владелец - не из числа форумчан!
Жаль, что так и не удалось узнать у него подробностей истории этого инструмента!

Re: УРАЛ 510Г – БАС ИЗ СССР или мечта, сбывшаяся спустя 30 лет
MIHEI.Tolya, 29.09.2019, 03:36

ЗдОрово! Статья, обзор великолепны. Кайф, который испытывает хозяин инструмента, прям излучается и передается при чтении. Рад за владельца инструмента. Кстати, бас фигурирует весь сериал "90-е, весело и громко", может не смотрел кто.
p.s. а я Уралы, в Белоруси, пока не встречал. В продаже видел. сам - нет. Хотя в теме не новичок. О как.

Re: УРАЛ 510Г – БАС ИЗ СССР или мечта, сбывшаяся спустя 30 лет
Nik, 29.09.2019, 05:01

Нагоняй,приобретай!
Не пощупав Урал,не примкнешь по настоящему!

Re: УРАЛ 510Г – БАС ИЗ СССР или мечта, сбывшаяся спустя 30 лет
Necrolust, 29.09.2019, 08:26

Скажите, а 510Г только красно-чёрные и жёлтые были? Двух цветов и всё?

Re: УРАЛ 510Г – БАС ИЗ СССР или мечта, сбывшаяся спустя 30 лет
KotLeopold, 29.09.2019, 16:16

Necrolust, цветовая гамма гораздо шире!
Можете понажимать разные серийные номера в этой теме: [link] в разделе "Бас-гитара "Урал" 510Г" и посмотреть, какие вариации цветов встречаются.

Причём встречаются не только разные цвета, но и разные оттенки цветов, а также комбинации цветов отдельных элементов.

Вот несколько примеров:


[link]

[link]


[link]

[link]


[link] , [link]


[link]


[link]


[link]


[link]

[link]


[link]


[link]


[link]


[link]

[link]


[link]


[link]

[link]

Re: УРАЛ 510Г – БАС ИЗ СССР или мечта, сбывшаяся спустя 30 лет
zverefff, 29.09.2019, 16:32

Мне очень понравился общий настрой автора! Н когда еще подобного настроя не видел. Такое ощущение, что он вообще лишен стереотипов по данному поводу)

Re: УРАЛ 510Г – БАС ИЗ СССР или мечта, сбывшаяся спустя 30 лет
Alex_Maestro, 13.10.2019, 00:28

Спасибо за поистине отличную статью!

Re: УРАЛ 510Г – БАС ИЗ СССР или мечта, сбывшаяся спустя 30 лет
Necrolust, 13.10.2019, 05:27

[quote]
Necrolust, цветовая гамма гораздо шире!
Можете понажимать разные серийные номера в этой теме: [link] в разделе "Бас-гитара "Урал" 510Г" и посмотреть, какие вариации цветов встречаются.

Вот несколько примеров:
[link]
[link]
[link]
[link]
[link]
[link]
[link]
[/quote1570958833]
спасибо. Даже зелёный был. Редкость неимоверная.

Re: УРАЛ 510Г – БАС ИЗ СССР или мечта, сбывшаяся спустя 30 лет
Malder61, 11.12.2019, 13:06

Автору исследования - РЕСПЕКТ. Никогда не задумывался о происхождении буквенных обозначений "Г" и "Л" на этих бас-гитарах. Предположение KotLeopold - улыбнуло.

Re: УРАЛ 510Г – БАС ИЗ СССР или мечта, сбывшаяся спустя 30 лет
KotLeopold, 24.03.2020, 01:09

Спасибо!

Re: УРАЛ 510Г – БАС ИЗ СССР или мечта, сбывшаяся спустя 30 лет
KotLeopold, 20.09.2020, 01:34


УРАЛ 510Г - "С маленькой помощью друзей"...

Продолжение истории...


Друзья, ничто не стоит на месте, и с главным героем нашего обзора также произошли некоторые изменения - с "маленькой помощью друзей", как у "Битлз"!

Так, благодаря коллеге Александру (Alexstar) на инструмент была установлена полностью исправная оригинальная нижняя антабка, которой Александр поделился из своих запасов ( [link] ), за что ему огромное спасибо!


Эта маленькая и почти незаметная деталь, тем не менее, оказалась весьма важной:
Исправная антабка делает возможным использование инструмента на выступлениях, что без надёжно закреплённого ремня было бы весьма проблематичным.
Кроме того, благодаря этому "маленькому союзнику" произошло собственно наше знакомство с Александром!

В процессе замены антабки был сохранён родной шуруп, поскольку состояние его очень хорошее.
По рекомендации Александра, шуруп был затянут ровно настолько, чтобы антабка имела небольшую степень свободы и слегка вращалась.
Это важно по двум причинам:
Во-первых, если затянуть шуруп слишком сильно, он может просто раздавить хрупкую антабку изнутри.
Во-вторых, небольшая степень свободы защищает антабку от дополнительных нагрузок при постановке инструмента вертикально на пол - вся нагрузка в этом случае приходится только на шуруп.

По опыту использования инструмента с ремнём, относительно данных антабок могу сказать следующее:
Старый ремень с разношенными крепёжными отверстиями время от времени так и норовил соскочить с этих аккуратных пластиковых антабок, в связи с чем даже приходили мысли о замене антабок на более крупные на время выступлений.
Однако, новый ремень сел на родные антабки весьма надёжно и соскакивать отнюдь не собирается.



Для решения вопроса с ладами пришлось обратиться к гитарному мастеру, в чём помог другой коллега - Сергей (Серый), порекомендовавший знакомого мастера, живущего неподалёку ( [link] ), за что Сергею также огромное спасибо!

После внимательного осмотра инструмента мастером и взвешивания всех "за" и "против" было решено полностью заменить старые лады на новые.
Так красавец "Урал 510Г", в награду за свою долгую историю, получил новые, отполированные до зеркального блеска лады!


Ремонтный комплект ладов, по словам мастера, достаточно плотно вошёл в пазы от старых ладов. Однако, для большей надёжности лады были дополнительно проклеены.

Установка новых ладов открыла новые возможности:
- исчез дребезг струн на некоторых ладах, что позволило опустить струны ниже;
- бэнды, благодаря зеркальной поверхности ладов, стали мягкими и певучими;
- на инструмент были установлены новые струны с круглой обмоткой, что было бы нежелательно со старыми, достаточно мягкими ладами.

По опыту использования инструмента с новыми ладами и струнами с круглой обмоткой могу сказать следующее:
- На мой субъективный взгляд, инструмент просто ОЧЕНЬ удобен. После оптимальной настройки высоты струн он ещё больше "лёг в руку".
- У инструмента отличный сустейн! Тронув струну можно долго наслаждаться её красивым звучанием, растекающимся по деке тёплой накатывающей волной.
- Дерево потрясающе резонирует и звучит! Трудно сказать, является ли тому причиной возраст инструмента (за более чем 40 лет дерево отлично просохло), или же так было изначально.
- Анкерный болт в грифе правильно реагирует на движение гайки, работает в нужном направлении, но, по крайней мере на данном инструменте, не позволяет до конца выпрямить гриф с натянутыми струнами калибра 45-105, оставляя некоторый нерегулируемый прогиб. Однако, даже несмотря на это, струны всё же удаётся опустить до расстояния 2,5 - 3 мм. на 12-м ладу за счет регулировки бриджа.

После установки новых струн, сразу обратило на себя внимание то, что инструмент в неподключённом состоянии имеет звонкий и очень красивый голос, струны на нём - поют! Вся полнота этого звучания, к сожалению, во многом не передаётся электрической частью инструмента. В первую очередь - звукоснимателями, которые не пропускают значительное количество высоких частот, звучат достаточно глухо.
Но, впрочем... это всегда являлось неотъемлемой частью его индивидуальности, его рок-н-рольной души, нисколько не умаляя его достоинств, как инстумента, обладающего весьма интересным звучанием и сногсшибательной внешностью!

Поэтому, пусть он звучит именно так, как он звучит!
А его долгая и интересная история пусть продолжается... "с маленькой помощью друзей"!



С уважением к "Советским гитарам",
Павел (KotLeopold)





И, конечно же, фото на память!



«Маленький оркестр»





Re: УРАЛ 510Г – БАС ИЗ СССР или мечта, сбывшаяся спустя 30 лет
KotLeopold, 20.09.2020, 01:35


Дополнительные материалы


1) Образцы "Урал 510Г" разных цветов: [link]

2) "Реплика Урал 510Г процесс изготовления" (Necrolust) : [link]
- история создания мастерового инструмента по мотивам "Урал 510Г"

3) База данных инструментов фирмы "Урал"
от stradivari72 и коллектива форума: [link]
от c0rvinus: [link]
- база данных инструментов фирмы "Урал", наполняемая участниками форума "Советские гитары"

4) "Занимательная некплейтология: УРАЛ" (Я-Ха) : [link]
- исследование, посвященное гитарным и басовым некплейтам фирмы "Урал"




Re: УРАЛ 510Г – БАС ИЗ СССР или мечта, сбывшаяся спустя 30 лет
woka, 20.09.2020, 05:50

Роскошное продолжение, спасибо