Hertiecaster.Как это было.
roman66, 16.09.2021, 08:13



В 60-х годах прошлого столетия на просторах нашей замечательной планеты бушевала эпидемия,равной которой мир к тому периоду ещё не знал. Но ни в одном медицинском справочнике об этом событии,косившем молодых и сильных на протяжении двух десятков лет не было написано ни строчки. Имя этой эпидемии – битломания.
Она словно гигантский спрут-осьминог тянула свои щупальца от самых окраин Ливерпуля всё дальше и дальше .И вот уже сотни,да что там, сотни тысяч подростков мечтали быть похожими на золотую четвёрку.
Чего проще казалось бы.Купил электрогитару и... и вот тут начинается интересная история....
Британское вторжение вызвало неожиданный бум на европейском гитарном рынке, который существующие производители вряд ли могли удовлетворить. В Англии, родине бита, ценовым лидером в дешевом сегменте были голландские гитары Egmond или гитары Futurama из Чехословакии. В сегменте выше были гитары немецкого Höfner (там и Hofner) и итальянские Ekos, которые опустошали и без того тощие кошельки музыкантов в рабочих кварталах Ливерпуля.




George Harrison

Но это на родине Битлов.А как обстояло дело в самой гитарной стране Европы – Германии?
Изначально немецкие производители не хотели, чтобы их инструменты опустились ниже определенного минимального уровня. Следовательно, они не могли удовлетворить требование по производству достаточно хорошо оборудованной электрогитары, которая могла бы быть предложена в магазине в диапазоне 100 немецких марок. В лучшем случае это было бы возможно при очень больших количествах, но производственные мощности не были рассчитаны на такое массовое производство.






Если только вы не были ребенком состоятельных родителей, возможностей получить качественный инструмент было не так уж и много: долгожданные оригиналы из США стоили почти непомерно дорого. Если, однако, рождественское желание электрогитары каким-то образом исполнилось, это была в основном гитара из универмага: немногие родители верили в постоянную музыкальную склонность своих отпрысков и не хотели рисковать 300-500 немецкими марками за то, что могло быть неиспользованным после новогодней ночи (ведь среднемесячный доход в 1963 году в Германии составлял всего около 650 немецких марок).
А о системе похожей на соцкультпросвет в кап.стране не богло быть и речи.






То, что немецкие производители, такие как Höfner, Framus и Klira, могли предложить по предлагаемой цене, не слишком походило на инструменты кумиров, и было слишком дорого. Немецкая промышленность не хотела строить абсолютно дешевое производство, так как это считалось вредным для репутации .
Например, компания Klira предложила компании Quelle (посылторг) несколько моделей на более выгодных условиях,выпускающихся уже под торговой маркой Triumphator.





Количество имело решающее значение,поэтому рассматривались только сети универмагов или компании с доставкой по почте, потому что в музыкальных магазинах в то время не было места для хранения, и поэтому в продаже было очень мало однотипных моделей.
На этом фоне активизировались частные лютнеры.Они не могли конкурировать с Хёфнерами и Фрамусами но в немецком гитаростроении 60-х - 70-х свой след однозначно оставили.
Мне в руки попался один из таких инструментов.Бежевый телекастер с характерным клировским « обвесом» и малопригодным грифом с невнятной разметкой выкладывался на опознании.Самая интересная ,на мой взгляд деталь это нижняя антабка , явно аккустического происхождения










Казалось бы ничего особенного,нехватка комплектующих.
Но.... Совсем недавно на просторах Ebay-я появился ещё один похожий экземпляр с акустической нижней антабкой.Скорее всего это отличительная метка одной из гитарной артели





Итак: спрос есть,стратегия тоже.Сеть универмагов – да. Выбор импортёров пал на Hertie , который со своими 100 филиалами и возможностью хранения и рассылки подходил идиально.Осталось найти поставщиков .
И тут...... вспомнили про японцев.Пригодился американский опыт
Американцы импортировали первые гитары из Японии еще в 1960 году, первоначально в малых количествах из-за низкого качества ,которое было в основном связано с тем, что в Японии не было многовековых традиций изготовления скрипок и гитар, как в Европе или США, куда эмигрировали многие европейские производители инструментов, поэтому Япония изначально перешла на копирование западных инструментов




Считается что одной из первых компаний ФРГ заключившей договор на импорт электрогитар из Японии была Hohner .
Hertiecaster была дешевой электрогитарой, которая производилась в Японии в 1970-х годах, вероятно компанией Sakai, импортировалась Hohner и в основном продавалась в универмагах. Название Hertiecaster возникло недавно, у самой электрогитары не было ни названия, ни обозначения типа / модели. Слово Hertiecaster является скорее ироническим намеком на универмаг (Hertie), в котором продавалась электрогитара, а также на форму, основанную на Fender Stratocaster.




Японцев мало волновало качество продукта. в своих «сборочных цехах» они только надстраивали грифы из одной коробки на тела из другой - и единственным указанием на происхождение было в основном только «Сделано в Японии» на Neck Plate.Могли быть одинаковые гитары с разными названиями - или одни и те же модели с разными комплектующими.










Оказывается, то что многие принимали за самурайскую экзотику было результатом отсутствия практики и некомпетенцией в области гитаростроения.
Целые партии японских гитар деформировались на холоде, потому что использовалась невыдержанная древесина . Неподходящие клеи ослабляли крепления .Высота струн часто не поддавалась регулировке.Не говоря уже о работе анкера.










Звукосниматели ничего не напоминают?

Дизайн первых японских электрогитар был в основном основан на намерении максимально точно скопировать внешний вид западных моделей, дизайн более поздних диктовался уже спросом на внутреннем европейском рынке, где моду диктовали такие модели, как Höfner 173 или Framus Strato . Вполне возможно, что Strato стал решающим стимулом, который привел к оснащению стандартной модели различным количеством звукоснимателей, в зависимости от цены. Вот почему флагману японского импорта Teisko было предоставлено четыре звукоснимателя (это даже на один больше, чем у Stratocaster или Rickenbacker 325 от Леннона).




На Hertiecasters часто было довольно сложно играть. Но поскольку они попали в руки тысяч молодых людей по непревзойденной цене в эпоху битов, они вошли в историю музыки, которую многие люди до сих пор с любовью вспоминают.
Абсолютная модель начального уровня с одним звукоснимателем уже была доступна по цене менее 100 немецких марок, комфортная версия с двумя звукоснимателями и тремоло, которая также была протестирована в этой специальной версии, стоила 128 немецких марок в Hertie в 1973 году.





На тот период в Японии существовало более 200 производителей. Говоря советским языком – «...электрогитары строили в каждом японском колхозе ». В гонку за европейской прибылью включились и «мэтры»; Yamaha, Kawai , Matsumoku, Tombo и эксцентричная Zen On. Не всем им суждено было выдержать конкуренцию в верхних эшелонах. Отсюда и малое колличество( при высокой цене) качественных японских электрогитар из 70-х на современном европейском рынке.





Kawai



Matsumoku



Zen On

«..Hertiecaster - первые бюджетные гитары за небольшие деньги. Из-за повального увлечения винтажем, они, естественно, снова и снова появляются на рынке под разными именами. Хотя продавцы говорят, что эти гитары не имеют ничего общего с сегодняшними «Сделано в Японии». Тем не менее в этих инструментах есть свой шарм.










А это джапан - Hertiecaster из моей коллекции.Электрогитара попала ко мне в убитом состоянии . Золотой колер удалось оттереть.Электронику отреставрировал по схеме камрада Kaldos.За что ему огромное спасибо!















Мне приходилось общаться с продавцами Хертьекастеров.Многие из них уже внуки тех самых парней из 70-х. И не раз я слышал истории про то как на этом джапане « рубили» что нибудь из битлов.Не хочу судить.Но я бы такую гитару не стал продавать. Память не продаётся

По материалам сайтов bonedo.de и musiker-board.de


Re: Hertiecaster.Как это было.
wolf, 16.09.2021, 09:29

Браво!!!

Re: Hertiecaster.Как это было.
Nik, 16.09.2021, 09:51

Круто,Роман!
Информативно,подготовлено,иллюстрировано,просто интересно!

Re: Hertiecaster.Как это было.
StariyDed, 16.09.2021, 10:12

Что тут сказать?!
[link]


Re: Hertiecaster.Как это было.
kaldos, 16.09.2021, 11:04

Роман, за "спасибо" спасибо
Но что-то мне подсказывает, что струны в зацепе стоят неправильно.

Re: Hertiecaster.Как это было.
roman66, 16.09.2021, 11:13

Ага. Понял. Это как наТонике, в обратную сторону? Ну очень хотелось побыстрее попробовать.

Re: Hertiecaster.Как это было.
kaldos, 16.09.2021, 11:36

Не только на Тониках, но и на Музимах, Торнадах и далее по списку

Re: Hertiecaster.Как это было.
roman66, 16.09.2021, 11:44

Переставлю обязательно. И рычаг надо подходящий найти.

Re: Hertiecaster.Как это было.
roman66, 16.09.2021, 13:07

Спасибо всем.Я дорожу Вашим мнением.И хочу добавить следующее: в моём обзоре речь идёт только о валовой продукции из Японии в 70-х. Но эти гитары,несмотря на принебрежительное к ним отношение,при более близком знакомстве оказываются лучше многих своих коллег из соц.лагеря. Собирались они из готовых частей вахтовым методом.И в конце 80-х всё это дружно перекочевало в южную Корею.





Re: Hertiecaster.Как это было.
kurganov, 16.09.2021, 15:34

Отличное исследование!
Прочитал с огромным удовольствием, и с не меньшим поразглядывал каталоги и фотографии.

Re: Hertiecaster.Как это было.
Al.ex, 16.09.2021, 18:06

roman66 Цитата ...

немногие ... хотели рисковать 300-500 немецкими марками ... (ведь среднемесячный доход в 1963 году в Германии составлял всего около 650 немецких марок).

)..

Роман) , - а сколько стоил Тогда американский Стратокастер/Телекастер? - известно?

(НЕ Лес-Пол или т.б полуакустик, - обычный банальный Телекастер:)

-?

___

roman66 Цитата ...

... активизировались частные лютнеры. Они ...


Да.Уж.



- воистину.. - чё там про "традиционное немецкое качество"® ?)





Re: Hertiecaster.Как это было.
roman66, 16.09.2021, 18:31

По цене попробую узнать. Думаю на то время не меньше 500 DM.
А по грифу таки дааа.... качество. Он у меня на органы пошёл. А тело готовится стать двенашкой.

Re: Hertiecaster.Как это было.
swin, 16.09.2021, 18:42

Прочел на одном дыхании! Спасибо! Задумался вот о чем - зачем на крышке японского звучка столько отверстий различной формы? Вероятно для лучшего охлаждения катушки при игре? Там же ЭДС наводится?

Re: Hertiecaster.Как это было.
roman66, 16.09.2021, 18:51

А я думал для красоты.Вот по отверстиям не скажу.Не знаю. А вот по ценам кое что нашёл . Тут перевод:
---"-Я (1959 г.р.) занимаюсь музыкой с 1975 года, и я до сих пор помню времена, когда в конце 70-х в музыкальном магазине Lindberg (?) Можно было купить Strat примерно за 700 немецких марок. Gibson был немного дороже. В то время Gibson и Fender пытались конкурировать по цене с высококачественными японскими (особенно Ibanez и Aria Pro 2, позже Tokai), появившимися в Европе и США. Я помню некоторые страты 70-х, которые были полнейшей чушью.
Немецкие гитары тогда были совсем другими. Хёфнер построил, например, инструменты с абсолютным верхом (Т4, Т2, Т6 или Соловей). Последние иногда были значительно дороже Гибсона. В то время Хойер всегда делал очень хорошие гитары."
Это воспоминания немецкого музыканта.Как вам про качество Японцев? И ещё продолжение дискуссии
"...вы уверены? В то время цена Ibanez Silver Series Strat в нашем музыкальном магазине составляла 700 немецких марок, тогда как Fender Strat можно было купить в подержанном виде за 700 немецких марок."



Re: Hertiecaster.Как это было.
Skyworker79, 16.09.2021, 22:57

Отлично,Роман! Сегодня читал про гитары ,выпускаемые под брендом Decca. Это та,которая звукозаписывающая компания. Оказывается,они выпускали весь спектр инструментов со стоимостью до 100$ в конце 60-х. Производились они на безизмянных японских фабриках для Decca и компания ставила свое имя на гитары. Качество было плохим-проблемы с деревом деки и грифом и пр. Но так как спрос был велик и дорогие гитары были не всем по карману ,то гитары эти пользовались некоторым спросом у подростков. Похожая история. Вот я и прикинул,что не так уж и ужасны были наши гитары,как многие думают тогда и теперь, в сравнении с западными инструментами. Просто оценивать их нужно в той исторической реальности. Был запрос общества и на него реагировали,по мере возможности.

Re: Hertiecaster.Как это было.
Uncle Sascha, 17.09.2021, 06:26

Отличный обзор, и фотки прекрасные. Роман, поздравляю.

Re: Hertiecaster.Как это было.
woka, 17.09.2021, 12:55

Спасибо.

Re: Hertiecaster.Как это было.
EbenezerDorset, 17.09.2021, 13:47

Спасибо. Конкретно и познавательно. "Внушаетъ..."

Re: Hertiecaster.Как это было.
Zagrim, 18.09.2021, 10:48

Джоуи Рамон (тогда ещё Джеффри Росс Хайман) видимо тоже стал в детстве обладателем сабжа.

И со временем "щедрая" еврейская мама всё таки смогла им гордиться, хоть и не как гитаристом:





Re: Hertiecaster.Как это было.
roman66, 18.09.2021, 10:54

Да. Это одна из джапанов. Такие гитары с металопикгардом проскакивают в продаже Есть такого обвеса инструменты и у Ибанеза.

Re: Hertiecaster.Как это было.
Mozi, 19.09.2021, 17:43

А как вам такой зверь? Douglas. Хранится у меня в закромах!



Re: Hertiecaster.Как это было.
roman66, 19.09.2021, 18:43

Знакомый инструмент.Есть такая гитара в продаже. Правда без датчиков.

Re: Hertiecaster.Как это было.
Mozi, 19.09.2021, 19:49

roman66 Цитата ...

Знакомый инструмент.Есть такая гитара в продаже. Правда без датчиков.


Этот хоть и комплектный но сильно уставший. Меня поразил бриж, довольно навроченный для тех лет.

Re: Hertiecaster.Как это было.
roman66, 19.09.2021, 20:19

Интересное дело. На моём джапане стоит такой же баян. Четырёх позиционный переключатель. Только без одной клавиши. Это видно по креплению. Т. е комплектующие ставились одни и те же. Надо три клавиши - легко. Убираем одну и готово.