Эстрадная адаптеризованная гитара
Marx, 07.10.2021, 09:22

*
*
*
Эстрадная адаптеризованная гитара







Такого вдохновения и эмоционального «Вау!» от советских гитар я давно не ловил – спешу поделиться описанием предмета своего восторга.
Эта модель, эти формы были для меня желанны, но никак неуловимы в качестве экземпляра в коллекцию долгое время. Был вариант даже в родном Барнауле, но не прошло и двух часов как гитара исчезла из вида…
Эти красивые ленинградские гитары уже описывались форумчанами и довольно подробно. Мы их видели в версии шести- и семиструнок, с круглыми резонаторными отверстиями и эфами, в чёрном и натуральном цвете, и даже в версии бас-гитар.


Обзор от Sergee [link]
Обзор от Sergee [link]
Обзор от woka [link]
Обзор от 23serf [link]
Обзор от Greeb [link]
Обзор от Kurganov [link]
Обзор от SPA [link]

Конечно, в силу увлеченности арктопами, я пускал слюни (и не только) на фотографии экземпляров с эфами – до того уж красивыми и удивительными их формы мне виделись… Одна из первых фоток, мелькнувших почти десять лет назад на форуме от Greeb:



Как-то так происходит, что всё искренне желанное когда-то случается – и вот я обзавёлся чёрным экземпляром с эфами в электрифицированной версии, да еще и с заводскими надстройками в виде пикгардов и накладки подлокотника. Считаю нужным поблагодарить форумчан за содействие в покупке инструмента, ведь всем нам хорошо известны случаи, когда под прессом спроса цена быстро взлетает до неподъёмности, либо объявление просто тихо исчезает. В общем покупка и доставка прошли хоть и с долей риска, но вполне благополучно. Объявление фигурировало в соответствующем разделе форума: [link]

Никакой особой тематической истории бывший владелец поведать не смог, кроме того, что инструмент в 90-е привезли откуда-то со стороны Закавказья.

Итак, удивительная гитара, о которой я расскажу в обзоре, вышла из стен экспериментального цеха Ленинградской фабрики народных (щипковых) музыкальных инструментов им. Луначарского в апреле 1965 года.
Сохранился ярлык с «луначарской» птичкой, а также этикетка с именем мастера и датой изготовления: «Чепиго А.М., 8 апреля 1965 года».




Имя этого мастера фигурирует уже не первый раз. На форуме мелькала семиструнная версия с круглым резонаторным отверстием, в черном цвете и оригинальным кейсом





Данным инструментам, как штучным заказным изделиям, артикулярный номер не присваивался, они изготавливались просто в соответствии с требованиями РТУ РСФСР 672-60 на балалайки, гитары, мандолины и домры. Согласно каталога «Щипковые музыкальные инструменты индивидуального изготовления», выпущенного фабрикой им. Луначарского в 1965 году, «Гитары индивидуального заказа» были двух типов: имеющая традиционное резонаторное отверстие и приклеенную подставку называлась «Концертная гитара», а украшенная апертурами в форме знака интеграла с «джазовым» обвесом носила гордое имя «Эстрадная гитара». При этом стоило изготовление «Концертной гитары» 96 рублей, а «Эстрадной» – 144 рублей. Установка звукоснимателя добавляла к стоимости ещё 16 руб. 50 коп.











Название хорошо отражает суть модели – изготавливались данные инструменты под заказ, а ввиду более дорогой отделки, сложной геометрии и глубокого, «премиального» звучания, нежели серийные модели, предназначались для эстрадных исполнителей и действительного того стоили.

Со слов Владимира Зуева (ссылка на источник: [link]): «Мастера цеха индивидуальных заказов (экспериментальный) сдавали свои инструменты не только ОТК, но и специальной комиссии из серьезных музыкантов — преподавателей Консерватории, Института культуры, концертирующих артистов. Те играли на каждом инструменте и определяли: этот средний, этот хороший, этот отличный. Так решалась их судьба»

На фото Грузинский вокально-инструментальный квартет «Диело» (второй справа – Вахтанг Кикабидзе):


Экземпляр, попавший мне в руки, отличается от виденных ранее крайне стильным дизайном, который у меня ассоциируется с роялем или даже с советскими черно-белыми шахматами







По пролёткам на пере грифа узнается принадлежность к семейству ранних Луначарок.



Шесть лет назад ещё одна гитара Луначарской фабрики, именно с такими же пролётками и датированная тем же 1965 годом пролила свет на неизвестный для нас тогда артикул «В-21р».





Ширина грифа у нулевого лада 49 мм, у 12-го – 64 мм. По своей геометрии и эргономике – это гриф стандартной классики, но когда играешь на этой гитаре, исполнять классические произведения и мысли не возникает – поэтому гриф кажется достаточно широковатым.





На грифе установлен надёжный пластиковый порожек. Количество ладов – 24+0. Нейзильберовые лады достаточно широкие – 2,5 мм. Все стоят на своих местах, ничего от времени не повылазило. На моих экземплярах «арт. В-21р» Луначарской фабрики и «арт. 410» от МЭФМИ этих же годов выпуска стоят лады тоньше – 2,2 мм.



Гриф украшен белым пластиковым кантом и пластиковыми вставками на накладке на 5, 7, 10 и 12 ладах. Накладка грифа, предположительно из ореха (?), тонированного в чёрный цвет. К своим 55 годам накладка имеет выработки, что говорит об интенсивном использовании инструмента по назначению. Места выработки периодически подкрашивались прежним хозяином чёрной тушью.



Использованы стандартные для этого периода планки колков 2х3 с рифлёными овальными лопастями (на моем экземпляре одна лопасть была утеряна – с помощью паяльника установил такую же). Эти колки мне очень нравятся своей работой: они схожи с ранненемецкими – валы расклёпаны, колки регулируются плавно, без люфтов, даже рисунок планки чем-то похож на немецкий, только без цветочков. Межосевое расстояние 40 мм.



Очень порадовало, что гриф в порядке – без винта, лодочек и прочих пакостей.



На торце грифа ниже пятки имеются отверстия для установки навесного пикгарда. К сожалению, он не сохранился, со временем изготовлю по фото (Я-Хе лучики благодарности за фото нужной странички секретного каталога), вот только найду похожий олдовый пластик.





Гриф крепится к корпусу с помощью винта М6 с головкой под часовой ключ и ответной прямоугольной металлической пластины, весьма надёжно закрепленной в кармане для грифа четырьмя шурупами.





Угол наклона грифа можно менять – стандартный гитарный ключик хорошо с этим справляется и до сих пор всё очень хорошо регулируется.



На грифе и корпусе выцарапана цифра «4» для того, чтобы не перепутать детали комплектов разных гитар после покраски.





Интересный факт: пятка грифа входит в карман почти идеально, никаких подкладок из шпона и прочих подгонок, но при этом гриф встаёт под углом к корпусу – как бы завален в сторону дискантов. Скажем так: расстояние от корпуса до грифа на стороне пикгарда ниже на 2 мм, чем с противоположной. Этот угол поддержан и скошенной на 2 мм плоскостью пятки бриджа. Может быть задумано так для удобства игры, ведь угол сгибания кисти руки уменьшился, а может быть этот технический приём помог избежать использования подкладок для пятки грифа…



Обводы деки роскошны!
woka подробно описал
характеристики корпуса , на моём экземпляре они идентичны . Нечто подобное мы видели на немецких гитарах Sinfonia – в руках я их не держал, не знаю – но по субъективному моему восприятию, ленинградские формы геометрически выглядят более сбалансированными.







Топ из ели усилен тремя поперечными пружинами из дерева хвойных пород. На моём экземпляре одна из них (в районе бриджа) отклеилась. На данный момент никаких мыслей по ремонту нет.



Обечайка и донце – фанера, шпонированная махагоном. Краска с обечайки медленно осыпается в процессе эксплуатации, видимо её также подкрашивали чёрной тушью.









Из красного же дерева изготовлены и три нижние пружины. Добраться до внутренностей весьма непросто – но кое-что получилось рассмотреть:



Путешествуя по внутреннему убранству с низкокачественной камерой для узких проходов, удалось разглядеть какие-то рунические надписи или рисунки на тыльной стороне верхней деки. Не знаю, несут ли они какую-то смысловую нагрузку – но пусть останутся в обзоре.





Эфы на гитаре стройные, аккуратные. Окантованы тем же белым пластиком, что и обе деки. Пластик эфы, обрамлённой панцирем, окрашен чёрным для контраста с белой накладкой.







Хромированный струнозацеп - трапеция с массивным цельным бронзовым бруском, крепится тремя шурупами. Нижняя антабка из пластика имеет форму грибка, она стандартна для акустических луначарок.







Бридж хоть и не закреплён на деке – имеет чёткое своё место, окаймлённое белой накладкой-панцирем. В бридже имеются два отверстия для установки звукоснимателя «арт. 2056», которым комплектовались все адаптизированные ленинградские гитары тех лет. Когда гитара ко мне приехала, звукоснимателя в наличии не было. По всей видимости, как и навесной пикгард, его сняли почти сразу после приобретения гитары с фабрики. Временно я поставил звучок с гитары этих же лет выпуска – артикул «В-21р», которая находится у меня в затяжном ремонте. Шпильки крепления звукоснимателя пришлось снимать и каждую по отдельности вкручивать в неразработанные отверстия на бридже. У родного звучка для таких бриджей шпильки должны быть покороче – как на «арт. В-31р».

Инструмент в электричестве с этим звукоснимателем не выдаёт ничего сверхъестественного – звук плосковатый, с ярко выраженной серединой (позже, зимними вечерами я постараюсь его записать). Стоит звукосниматель достаточно высоко, очень близко к струнам – гораздо выше, чем на «В-21р» (даже пришлось чуток отогнуть шпильки), ну и выхлоп с него в таком положении, конечно, погромче.














На форуме нашёл фото молодого Жана Татляна с гитарой индивидуального заказа, также адаптированной, но уже с другим типом звукоснимателя (по-моему, несерийного), установленного в резонаторное отверстие с солярным рисунком, в позиции «нек». Также видим и возможный регулятор громкости на обечайке.



Некоторые экземпляры, судя по встречающимся фото, комплектовались жестким кейсом с добротной отделкой





Чёрная пластиковая накладка толщиной 4 мм на моем экземпляре выполняет роль подлокотника, кроме того она поддерживает общий дизайн и своим наличием, как мне видится, намекает на принадлежность инструмента к струнной классике.





У меня были определённые сомнения относительно подлокотника и белого пикгарда – казалось, что это рукоделие уже после выпуска гитары, но по ряду признаков я всё же счел это заводскими надстройками. И даже если я ошибаюсь, согласитесь, для гитар индивидуального заказа это не столь важно.

Например, в видеоролике
"Грузинские голоса". Фильм-концерт Тбилисской студии телевидения, 1966г у грузинского трио (Джульетта Мурадели, Эдуард Сепашвили, Малхаз Эристави) можно увидеть сразу два черных экземпляра Эстрадной гитары с разными вариантами отделки







По личным ощущениям, гитара выше всех и всяческих похвал. В моих сибирских руках она лежит очень уверенно. Большой корпус, широкий гриф для семиструнок, низкое положение струн над грифом – всё удобно и ладно. Звук глубокий, с большим резонирующим потенциалом. Я не поддался искушению поставить струны выше десятки – все-таки оторвана пружина, а позже, возможно, вообще поставлю нейлон – но даже на этих струнах инструмент звучит благородно и ёмко. Очень порадовало и то, что у гитары отличный сустейн.

Так уж удачно вышло, что пока писал обзор, в гости на чай, будучи в Барнауле, заехали классные музыканты во главе с Евгением Маргулисом. Луначарка произвела исключительно позитивное впечатление. С удовольствием помузицировали на ней и сам Евгений Шулимович, и один из профессиональнейших гитаристов – Михаил Клягин: «Гриф хоть и широковат – гитара супер! Для блюза скорее нет, а для джаза самое оно!»





Зная, что многим бы хотелось послушать гитару, выкладываю пару видео с «домашним качеством», но зато с легендарными музыкантами. Огромная им благодарность за участие в обзоре!



P.S. По обще известной легенде, или может уже истории, в 1965-ом году посол СССР в Великобритании подарил Битлам советские гитары Луначарской фабрики с такими же «птичками», как у рассматриваемого экземпляра и как раз этого же года выпуска.
Фантазии дальнейшей, начиная со слов «а если бы», нет предела…




Заметьте, как подозрительно удачно перекликаются белые пикгарды Ленноновского «Рика» и нашей «Эстрадной адептизированной гитары»







Благодарю за внимание!




Re: Эстрадная адаптеризованная гитара
Rezident, 07.10.2021, 10:53

Спасибо! Отличный обзор и великолепная гитара. Поздравляю с таким приобретением!

Re: Эстрадная адаптеризованная гитара
StariyDed, 07.10.2021, 12:04

Что тут добавит?! Всё верно сказано!



Re: Эстрадная адаптеризованная гитара
Cdur, 07.10.2021, 12:25

С ума сойти!!

Re: Эстрадная адаптеризованная гитара
Nik, 07.10.2021, 13:17

Классный обзор прекрасного инструмента,который украсил отличную коллекцию.Только поздравить могу и позавидовать белой завистью!
И замечу,кант целый,благополучно пережил некоторые чешские изделия.

Re: Эстрадная адаптеризованная гитара
Nik, 07.10.2021, 13:23

Деки плоские,похоже? Черной строгостью закрашен краснушный шпон и еловая дека,никаких цветных вольностей,все серьезно.

Re: Эстрадная адаптеризованная гитара
Marx, 07.10.2021, 14:25

Благодарю!
Да, деки условно плоские. На лицевой сейчас имеется небольшой прогиб во внутрь между эфами, из-за отклеившейся пружины. А задняя совсем немного выпуклая, больше похоже на возрастное....

Re: Эстрадная адаптеризованная гитара
swin, 07.10.2021, 17:21

Очень хороший гитар! Поздравляю! Старички молодцы - потренькали рок-н-рольчик.

Re: Эстрадная адаптеризованная гитара
wolf, 07.10.2021, 17:42

Спасибо!!!

Re: Эстрадная адаптеризованная гитара
Skyworker79, 07.10.2021, 18:18

Поздравляю с прекрасной гитарой и отличным обзором!

Re: Эстрадная адаптеризованная гитара
EbenezerDorset, 07.10.2021, 18:57

Прекрасный инструмент... Отличный обзор... Просто здОрово, однако...

Re: Эстрадная адаптеризованная гитара
MaxVlasovRu, 07.10.2021, 18:57

Вау, кааайф, спасибо!!!

Re: Эстрадная адаптеризованная гитара
sergee, 07.10.2021, 19:20

Впервые вижу, чтобы гайку в которую вкручивают винт крепления грифа оставили с внешней стороны корпуса.

Re: Эстрадная адаптеризованная гитара
VP, 08.10.2021, 03:31

Максим, шикарный обзор и прекрасная гитара!
Спасибо!!

Re: Эстрадная адаптеризованная гитара
Marx, 08.10.2021, 06:40

sergee Цитата ...

Впервые вижу, чтобы гайку в которую вкручивают винт крепления грифа оставили с внешней стороны корпуса.

Я думаю у всех Эстрадных с эфами именно так. Через эфы невозможно подлезть, а перед сборкой ставить ответную планку чревато...
это потом уже на В-31р начали круглое тех. отверстие делать, спрятанное под пикгардом.
кто снимал гриф на ранних Lignatone наверняка помнят эти танцы с бубнами при закручивании болта

Re: Эстрадная адаптеризованная гитара
woka, 08.10.2021, 09:10

Спасибо! Роскошно

Re: Эстрадная адаптеризованная гитара
StariyDed, 08.10.2021, 10:09

Цитата ...
...это потом уже на В-31р начали круглое тех. отверстие делать, спрятанное под пикгардом.
кто снимал гриф на ранних Lignatone наверняка помнят эти танцы с бубнами при закручивании болта


Всё верно, то ещё удовольствие!
В связи с этим вспоминается старый анекдот про удаление гланд через (пардон) задний проход...

Re: Эстрадная адаптеризованная гитара
woka, 08.10.2021, 12:04

Есть непонятка...
Вот эти две странички из каталога Луначарки 1963 г. (Там не указан год издания, но указана дата подписи тиража в печать - 12 января 1963 и год типографского заказа - 1963)


А вот такой странички в этом каталоге нет... Ну или из моего экземпляра она неправдоподобно аккуратно удалена...

И про эстрадные гитары тоже ни слова.

Вопрос: что такое каталог Луначарки 1965 г. и что за секретный каталог есть у Я-Хи, если не секрет

Re: Эстрадная адаптеризованная гитара
Marx, 08.10.2021, 14:00

woka Цитата ...

Вопрос: что такое каталог Луначарки 1965 г. и что за секретный каталог есть у Я-Хи, если не секрет

Очень уместный вопрос! Благодарю Вас!
Я-ха, как друг и наставник, любезно выступил редактором моего обзора - за что ему отдельная и огромная благодарность.
Первоначально, я плавно обошел попытку систематизации этой линейки гитар и на 100% помог в ней именно он, в том числе предоставив три невиданных мной до этого скана. Я был невнимателен и выложил только одну страничку - сейчас после вашего вопроса - подредактировал! Можно изучать....
Конечно вопросов и сейчас остается еще не мало - например в каталогах нет акустическго баса... и т.д.
А про весь каталог 1965 года вам лучше спросить у самого Я-Хи...

Re: Эстрадная адаптеризованная гитара
woka, 08.10.2021, 14:25

Понял, спасибо!
Охренеть!

Re: Эстрадная адаптеризованная гитара
sergee, 08.10.2021, 16:51

В каталоге нет и упоминания про семиструнный вариант такой гитары тоже.


Re: Эстрадная адаптеризованная гитара
Marx, 08.10.2021, 17:32

sergee Цитата ...

В каталоге нет и упоминания про семиструнный вариант такой гитары тоже

Да, печалька

Re: Эстрадная адаптеризованная гитара
Marx, 08.10.2021, 17:33

...а есть еще с резным пером грифа с использованием древесины, похожим на сапеле или клён....






Re: Эстрадная адаптеризованная гитара
Marx, 08.10.2021, 17:34

А еще в черном цвете и отделке как у концертных, но в форме классики стандартных артикулов....


Re: Эстрадная адаптеризованная гитара
plan_b, 11.10.2021, 22:40

Есть фотографии Высоцкого с такой. В Нвосибирске лет 5 назад всплывала рублей за пятьсот, хотел купить, не вышло

Re: Эстрадная адаптеризованная гитара
Marx, 12.10.2021, 04:07

plan_b Цитата ...

Есть фотографии Высоцкого с такой. В Нвосибирске лет 5 назад всплывала рублей за пятьсот, хотел купить, не вышло


добавьте фото Высоцкого с этой моделью, если есть... сам ни одной не нашел

Re: Эстрадная адаптеризованная гитара
BrotherBlues, 13.10.2021, 05:21

Поздравляю с приобретением такого крутого "рояля" , Макс!
Спасибо за обзор!

Re: Эстрадная адаптеризованная гитара
Marx, 13.10.2021, 06:58

Благодарю ребята за отклики.
Это мой первый обзор за без малого 10 лет на форуме (стыдно, конечно)


Re: Эстрадная адаптеризованная гитара
BrotherBlues, 13.10.2021, 08:07

Marx Цитата ...

Благодарю ребята за отклики.
Это мой первый обзор за без малого 10 лет на форуме (стыдно, конечно)


Вообще позорище

Re: Эстрадная адаптеризованная гитара
Cерый, 13.10.2021, 08:07

Спасибо,Максим?Я не так глубоко повязан с акустикой,но так ,,вкусно ,,написано,что невольно задумаешься.

Re: Эстрадная адаптеризованная гитара
StariyDed, 13.10.2021, 08:32

Думай, старый...думай!

Re: Эстрадная адаптеризованная гитара
Vzglyad, 22.10.2021, 12:40

Класс!!! Спасибо Максим! И от души поздравляю!!!

Re: Эстрадная адаптеризованная гитара
Greeb, 22.10.2021, 15:24

Мою бывшую семиструнку тоже Чепиго делал, в 62-м, кажыся. А Семёныча с такой гитарой фотку я тоже видел.


Re: Эстрадная адаптеризованная гитара
Marx, 10.11.2021, 06:18

с формой катэвэй и эфами "кошачий глаз" к концу 60-ых



интересно, встречалась ли кому-нибудь такая Эстрадная в оригинале или на фото?

Re: Эстрадная адаптеризованная гитара
Nik, 10.11.2021, 17:48

Если на ней дека плоская,то похожая банка у меня есть.Правда,кошкины глаза вместо эф и у других производителей не редкость.

Re: Эстрадная адаптеризованная гитара
StariyDed, 10.11.2021, 19:07

Николай, а фото банки можно увидеть? Весьма интересно узреть...

Re: Эстрадная адаптеризованная гитара
Marx, 11.11.2021, 02:40

Nik Цитата ...

Если на ней дека плоская, то похожая банка у меня есть. Правда,кошкины глаза вместо эф и у других производителей не редкость.

Николай, заинтриговали - надо глянуть форму, отделку - кант и тп, место для пятки грифа и всё станет ясно

Re: Эстрадная адаптеризованная гитара
woka, 11.11.2021, 05:56

Очень интересно!

Re: Эстрадная адаптеризованная гитара
Nik, 11.11.2021, 12:01

На выходных сделаю фото.

Re: Эстрадная адаптеризованная гитара
StariyDed, 11.11.2021, 12:06

Ждемс...

Re: Эстрадная адаптеризованная гитара
Nik, 11.11.2021, 12:27

И это...
Она в черри-берсте.Была. А тут натурал...

Re: Эстрадная адаптеризованная гитара
Marx, 11.11.2021, 12:50

Nik Цитата ...

И это...
Она в черри-берсте.Была. А тут натурал...

немец наверное.... но теперь уже все равно ждем)

Re: Эстрадная адаптеризованная гитара
woka, 11.11.2021, 12:57

Если это инд-заказ, то цвет мог быть любой из доступных на фабрике. Это ж не поточное производство.

Re: Эстрадная адаптеризованная гитара
Skyworker79, 11.11.2021, 18:25

Этот арктоп больше на гитары производства Россмейселя похож. Например,Roger какой-нибудь. У него фишка с эфами «кошачий глаз»

Re: Эстрадная адаптеризованная гитара
woka, 12.11.2021, 10:55

Да понятно, что вылитый Маркнойкирхен.
Вопрос - откуда он в этом каталоге.