Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
VP, 30.12.2009, 21:00
Автор благодарит всех людей, оказавших помощь в поиске информации для этой статьи:
Владимира Чучкаева(«РЭМ-ЭЛЕКТРОНИКС»)
Алексея Григорьевича Гурина (завод «ОКСИД»)
Клавдию Гавриловну Фарынскую (ветеран завода «ОКСИД»)
Галину Николаевну Пегачёву (ветеран завода «ОКСИД»)
Галину Андреевну Жеребцову (зам. директора музея истории и развития Октябрьского района г. Новосибирска)
Ивана Ивановича Ветрова (экскурсовод музея истории и развития Октябрьского района г. Новосибирска)
СПАСИБО ВАМ БОЛЬШОЕ!
Аналитическая гитархеология.
* * *
Э
«Электроника», 6-стр. э. Производилась на заводе радиодеталей «ОКСИД» (г. Новосибирск) в 1972 году. Тип - цельнокорп. Менз. 650 мм. Масса 5 кг. Зв. собств. конструкции, конф.: s/s/s. Ориг. тремоло. Гриф болч., 21 л. (+ нулевой л.), кол. 6 в ряд. В компл.: э., шнур, ремень, чехол.
Первая советская э. с активной электроникой и встроенным устройством обработки звука. Питание 1 бат. типа «Крона».
Возможно так могло бы выглядеть описание «Электроники» в некой «Советской гитарной энциклопедии», если бы таковая печаталась сегодня. Несмотря на все усилия автора, вся информация об «Электронике» сегодня базируется лишь на документах, воспоминаниях заводчан и собственных догадках. До сих пор «живьём» ни одной новосибирской электрогитары не обнаружено. Пройдя путь от туманного упоминания «новосибирского завода» в интервью А. А. Наумова (сотрудника НИКТИМП в начале 1970-х годов) и таких же туманных фотографий «Электроники» в социальных сетях до почти достоверного, но фрагментарного описания гитары, автор делает остановку (хочется надеятся, промежуточную), дабы ознакомить общественность с результатами своих изысканий. Ниже в вольном стиле будут изложены факты, которыми располагает автор в настоящее время, щедро разбавленные догадками и пространными рассуждениями, призванными придать объём данной статье. Ведь, как известно, «краткость - сестра таланта, но мачеха гонорара». Итак...
* * *
1971 год. С космодрома Байконур при помощи ракеты носителя «Протон» успешно запущена и выведена на околоземную орбиту первая в мире орбитальная станция «Салют». В Москве успешно проходит XXIV съезд КПСС. В Париже (Франция) на кладбище Пер-Лашез торжественно перезахоронен прах участника Парижской Коммуны Адриена Лежена, умершего в 1942 году в Новосибирске. А в самом Новосибирске, на заводе радиодеталей «ОКСИД» при специальном конструкторском бюро (СКБ) организуется лаборатория товаров народного потребления.
Руководителем лаборатории назначается Рэм Глебович Фарынский. Именно этого человека можно полноправно считать «отцом» «Электроники». По воспоминаниям современников именно он придумал, помимо прочих товаров, разработать и производить электрогитару. В связи с кадровой ситуацией в лаборатории вышло так, что почти вся эта гитара, от собственно идеи до разработки технологии, документации и организации производства, были делом рук и головы этого человека. К большому сожалению, Рэм Глебович ушёл из жизни в 1985 году и большинство подробностей уже невозможно узнать. Из всей документации автору удалось найти лишь
паспорт гитары. В семье Р. Г. Фарынского долгое время существовал один экземпляр гитары, но несколько лет назад его просто отдали кому-то за ненадобностью. По отрывочным воспоминаниям работников завода стало возможным с большой степенью достоверности восстановить некоторые фрагменты технологического цикла.
Корпус и гриф гитары изготавливались и окрашивались на новосибирской фабрике пианино. Чехол и ремень производились на шорной фабрике. Колки и струны закупались готовые. Электроника и механические (кроме колков) компоненты, гальваничекие работы, а также сборка производились непосредственно на «ОКСИДе».
В 1972 году была изготовлена пробная партия гитар. Об объёме этой партии у автора настолько противоречивые сведения, что даже в качестве гипотезы публиковать их никак нельзя. С двумя экземплярами Р. Г. Фарынский едет в головной институт (НИКТИМП, г. Москва), где гитары успешно проходят все испытания. Эти две «подопытных» «Электроники» так и остались в Москве, видимо, в качестве «подарков». Надо сказать, что в 2000 году автор, находясь с подобной целью в столице (правда, по совершенно другой тематике), заметил эту любопытную, хорошо сохранившуюся особенность головных институтов - оставлять себе «на память» или «в подарок» образцы техники, приезжающие на испытания.
Гитары из первой партии поступили в продажу в магазины Новосибирска по цене 220 рублей. О поставках в другие города сведений нет. По воспоминаниям заводчан гитары очень плохо продавались. Возможно, одной из причин этого была высокая цена. Действительно, 220 рублей в 1972 году были весьма солидной суммой и составляли примерно два месячных заработка среднего советского человека, имеющего специальность. Электрогитары «Тоника» и «Урал» (в середине 1970-х годов) стоили 180-185 рублей. А не самую выдающуюся, но импортную (!) гитару «Хеброс 74 соло» болгарского производства можно было купить за 170 рублей.
| | |
Фрагмент паспорта электрогитары «Хеброс 74 соло». | Некплейт электрогитары «Тоника». | Некплейт электрогитары «Урал». |
Уменьшить цену, снизив себестоимость производства, не удалось. Производство других изделий, разработанных в СКБ, оказалось намного более рентабельным, да и основная продукция предприятия в те годы пользовалась высоким устойчивым спросом. В 1973 году было принято решение о закрытии этой темы в лаборатории. Производство, не продвинувшись далее первой партии, было свёрнуто. Нераспроданные гитары, по словам очевидцев, безвозмездно передавались детским клубам и кружкам художественной самодеятельности. Так закончилась короткая история производства «Электроники».
* * *
Получить представление о внешнем виде, комплектации и характеристикам можно пока только по
паспорту и единственной фотографии приемлемого качества, имеющейся в распоряжении автора.
Гитара имеет цельный корпус с двумя неглубокими, ассимметричными рогами. Корпус гитары, шейка и голова грифа крашены в чёрный цвет. Толщина корпуса невелика и, видимо, сопоставима с толщиной корпусов таких гитар, как, например, «Элгава» или «Стелла». На корпусе расположены две панели ярко-красного цвета. На одной из панелей расположены звукосниматели, бридж, выходной разъём и органы управления. Вторая панель, согласно паспорта, штатно съёмная, предназначена для доступа к батарейному отсеку. Также на съёмной панели расположена кнопка включения/выключения встроенного эффекта.
Гитара оборудована тремоло оригинальной конструкции, прикрытым декоративной металлической крышкой, не позволяющей в подробностях рассмотреть его устройство. Массивный металлический бридж имеет общую регулировку по высоте и регулировку мензуры для каждой струны. Бридж также имеет декоративную крышку. Тип бриджа определить по фото трудно, но, поразмышляв, можно предположить, что, скорее всего, бридж подвижный. Ведь, будучи жёстко фиксированым, бридж создал бы технологические трудности, например, для монтажа панели при сборке гитары. Звукосниматели, синглы собственной конструкции, помещены в массивные металлические корпуса. Над ними расположена кнопка включения/выключения встроенного эффекта. Под звукоснимателями расположены органы управления. Справа налево: переключатель датчиков, общая громкость, регуляторы тембра (НЧ и ВЧ), регулятор встроенного эффекта. Выход - разъём СГ-3.
Гриф с накладкой из светлого дерева, возможно, бука, имеет двадцать один лад, плюс нулевой. Накладка, судя по фотографии, имеет радиус. Маркеры круглой формы. На пятом ладу два, на двенадцатом три маркера.
Гриф имеет анкер с регулировкой со стороны головы грифа. Сама голова выполнена с наклоном относительно накладки, что позволило обойтись без ретейнеров. Также можно рассмотреть широкие втулки колков. Колки имели матово-серые штоки и, видимо, белые пластмассовые бутоны. Возможно, это были колки ленинградской фабрики им. Луначарского.
Электрическая схема гитары состоит из трёх звукоснимателей-синглов, предварительного усилителя и схемы обработки звука.
Схема принципиальная электрическая электрогитары «Электроника», г. Новосибирск.
Нажать для увеличения .
Коммутация звукоснимателей производится переключателем В1. Переключатель имеет пять положений. Если принять обозначения датчиков: L1 - нековый, L2 - средний, L3 - бриджевый, то возможны следующие комбинации. 1 - нековый, 2 - нековый + средний, 3 - средний + бриджевый, 4 - бриджевый, 5 - нековый + бриджевый.
Сигнал от звукоснимателей поступает на двухкаскадный транзисторный усилитель с общим коэффициентом усиления около 235. Учитывая, что уровень выходного сигнала, по паспорту, составляет не менее 150 милливольт, можно предположить, что катушки датчиков «Электроники» были низкоомными. Если это предположение когда-нибудь подтвердится, то можно утверждать, что «Электроника» была первой (и, возможно, единственной) в СССР электрогитарой штатно оснащённой активной электроникой, или, как сейчас принято говорить, активными датчиками. Возможно, это было сделано впервые и в «мировом масштабе». Лес Пол (Les Paul), которого принято считать пионером в использовании активной электроники, пришёл к идее низкоомных датчиков ещё в 1960-х годах. Однако, он не использовал фабричные звукосниматели. Лес Пол собственноручно наматывал катушки, либо переделывал датчики Gibson, о чём рассказал, например, в одном из интервью 1977 года. Нынешний же лидер промышленного производства активной гитарной электроники, компания EMG, «родилась» лишь в 1976 году.
Темброблок усилителя (выделен на рисунке) схемотехнически представляет собой упрощённый вариант регулятора тембра Баксандалла (P. G. Baxandall). Сейчас применение данного решения с раздельным регулированием высоких и низких частот непосредственно в электрогитаре кажется архаичным, однако в конце 1960-х, начале 1970-х годов регулятор Баксандалла, как в полном, так и в упрощённом варианте, очень широко применялся в бытовой радиоаппаратуре. Например, подобная схема использовалась в электрогитаре «Ритм» львовской опытно-экспериментальной фабрики народных инструментов (1).
Схема принципиальная электрическая электрогитары «Ритм», г. Львов.
Сигнал гитары мог быть обработан встроенным эффектом обработки звука, названным в паспорте «вибрато». В конце 1960-х годов идея встроенных в гитару устройств обработки звука была довольно популярна во всём мире. Но в СССР «Электроника» стала первой гитарой такого рода. Питание усилителя и устройства обработки осуществлялось от батареи типа «Крона».
Также на имеющемся в распоряжении автора снимке можно увидеть «Приставку ЭФФЕКТ-Н», разработанную в СКБ завода «Оксид» в 1973 году. Надпись мелким шрифтом на табличке можно интерпретировать как
«Не изготавливалась из-за прекращения производства электрогитары». Автору удалось установить, что это была приставка «Вау». Но была ли это полноценная «квакушка» или всего лишь «автовау», неизвестно.
* * *
Автор выражает надежду, что его (автора) пижонская сущность не очень утомила уважаемого читателя, пытаясь «красочно упаковать» те три с половиной строчки, приведённые в самом начале. Ведь и белые пятна иногда хочется закрашивать красиво, пусть даже и наполовину.
* * *
Литература.
1. Д. С. Медведовский, О. Н. Гузевич. Электромузыкальные щипковые инструменты. Ленинград. «Энергия», 1979.
VP
Октябрь 2009.
P.S. Когда эта статья была уже почти готова, стало известно о потрясающей находке. Найдена живьём «Электроника»! Гитара обнаружена в неудовлетворительном, частитно разукомплектованном состоянии, однако, это событие позволяет с некоторой долей оптимизма сказать: ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
PIT666, 30.12.2009, 23:38
А может Эффект-Н это Эффект-ЭГ? Ну если на паспорте присмотреться.
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
VP, 31.12.2009, 05:01
Я тоже сначала думал, что "ЭГ", но, поразбирав надпись на табличке, решил, что всё же "Н".
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
, 02.01.2010, 10:53
В масле просто, судя по фоткам))
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
, 30.01.2010, 17:29
Может электроника это и есть та загадочная Елена которая по некоторым источникам была замечена у нас в дк?! Интересно
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
VP, 01.02.2010, 04:22
Ну так попробуй узнать.
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
VP, 29.06.2010, 07:40
Продолжения не случилось. Обнаруженный экземпляр был бездарно утрачен. Удалось сделать лишь несколько фото (см.
[link]).
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
, 07.07.2010, 03:31
какие формы!! загляденье - раритет
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
Я-Ха, 19.06.2012, 02:56
Парни, а теперь смотрим
последний абзац. Что делать буддем?
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
VP, 19.06.2012, 03:24
Придётся идти, чё... Только я так и не увидел адреса.
А, нашёл.
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
Я-Ха, 19.06.2012, 03:26
Вот группа ВКонтакте:
[link] Адрес:
Музей города Новосибирска, Советская ул., 24
Начало:
24 июня в 14:00
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
, 19.06.2012, 03:33
ы шо вы предлагаете?
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
Я-Ха, 19.06.2012, 04:26
А шо тут таки можно предложить? Таки - только налёт!
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
shlepakoff, 19.06.2012, 04:59
Для начала ее нужно просто увидеть
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
ZeLiBoBBer, 19.06.2012, 06:10
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
byte_crow, 19.06.2012, 08:01
"со встроенным эффектом" она вроде как получается первая )
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
Nik, 19.06.2012, 19:01
-выпросить
-выкупить
-выменять
-выкрасть
-хотя бы сфотографировать
Подчеркните нужное.
Я-Ха,глазастый,а это шанс.
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
Les, 20.06.2012, 06:27
Если не получится выпросить, выменять или выкупить - то выкрасть, спрятать, сфоткать и показывать только фото!
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
Skyworker79, 15.09.2014, 17:44
так!Что с гитарой?Он а у нас или таки нет?я что то не понял?
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
SiPUS, 15.09.2014, 18:18
[link]Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
Skyworker79, 15.09.2014, 19:29
Вроде Dms приобрел ее и прое..потерял(подарил,украли)?там какие то -- одни?
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
Я-Ха, 16.09.2014, 02:32
Целая и комплектная - только одна, в этом вот заводском музее.
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
Marx, 16.09.2014, 03:12
а что еще у кого есть ? у VP же вроде что-то было? недавно в НСК продавалась (ну полгода-год назад) - тело и детали какие то были - Дима же выкупил?
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
VP, 16.09.2014, 03:19
У меня только тело и датчики.
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
VP, 03.11.2016, 14:34
Немного фото недавно обнаруженных мощей. Картинки можно увеличить.
Корпус из сосны. Я так думаю ©
Да, из сосны с фанерой. Цифры предлагаю считать серийным номером.
С обратной стороны тоже есть фанера.
Травмы.
Раны.
Гриф из бука.
Плоская накладка из бука.
Голова грифа.
Гайка анкера. Вот так и лежала, когда я открыл крышечку.
Колки. Обратили внимание, что это уже третья(?) гитара с такими колками?
Некплейт. 9 73 - сентябрь 1973 года?
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
Я-Ха, 03.11.2016, 14:51
Ээээх, визууука!..
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
StariyDed, 03.11.2016, 14:54
Да уж...
А платки активной случайно не сохранилось?!
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
VP, 03.11.2016, 14:57
StariyDed Цитата ...
А платки активной случайно не сохранилось?!
Сохранилось. Но не у меня. Пытаюсь договориться взять её напрокат и скопировать.
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
VP, 03.11.2016, 15:00
Я-Ха Цитата ...
Ээээх, визууука!..
В общем-то да, удачно получилось. Выписался из кардиологии (минус 2 недели из жизни), включил компьютер и увидел объявление. SobaTomas (да продлятся его годы) буквально за два часа отозвался, съездил и купил её.
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
StariyDed, 03.11.2016, 15:31
Хорошо, что всё так благополучно кончилось.
Дай Бог всем здоровья!
С нетерпением жду платку...
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
Тот_самый_АМ, 03.11.2016, 15:33
VP Цитата ...
Некплейт. 9 73 - сентябрь 1973 года?
По крайней мере пробит штамп "9 *пробел* 73" возле надписи "Дата выпуска".
Мои поздравления! А по остальному фаршу есть подвижки?
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
Targitay, 03.11.2016, 15:41
StariyDed Цитата ...
С нетерпением жду платку...
+1.
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
Я-Ха, 03.11.2016, 15:45
Дииим, а можешь отсканировать некплейт?
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
Тот_самый_АМ, 03.11.2016, 15:52
VP! А на музейной тоже было выбито или это "рисунок"?
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
VP, 04.11.2016, 03:35
Я-Ха Цитата ...
Дииим, а можешь отсканировать некплейт?
Сделаю.
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
VP, 04.11.2016, 03:37
Тот_самый_АМ Цитата ...
VP! А на музейной тоже было выбито или это "рисунок"?
не помню :-( !!!! Позор и скандал. Я посмотрю оригинальное фото в большом разрешении, может, там понятно будет.
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
VP, 07.11.2016, 06:51
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
Я-Ха, 07.11.2016, 07:56
Спасибо, дорогой, а можешь оригинал на почту кинуть? Ну и размеры, если можно
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
VP, 07.11.2016, 10:03
А это оригинал и есть. Прямо со сканера. Только в paint-e обрезал. Размеры сделаю.
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
VP, 07.11.2016, 10:16
Размеры приблизительны, ибо вырезан криво и отверстия тоже кривые.
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
Я-Ха, 07.11.2016, 10:17
Понял, спасибо.
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
VP, 07.11.2016, 10:25
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
Я-Ха, 07.11.2016, 10:50
Спасибо!
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
Тот_самый_АМ, 07.11.2016, 11:37
Интересно, а возможно уговорить музейщиков вытащить гитару из под витрины на 5 минут, чтобы некплейт осмотреть? Ну, раз уж тогда разрешили лежать с ней и фотографировать в разных позах..
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
Я-Ха, 07.11.2016, 11:42
Ну, на тех, которые есть, там именно надпись, не штамп.
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
Тот_самый_АМ, 07.11.2016, 11:49
Да вот и непонятно.
Здесь оно выглядит надписью, пусть и шрифтом отличается
А здесь оно похоже на штамп, т.к. "оголённым" металлом "отдаёт" (т.е. "цветом" отличается от остальных буковок)
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
Skyworker79, 07.11.2016, 12:10
А еще интереснее узнать что-то про ТУ.Необычные они.Для "военки",наверное
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
Я-Ха, 07.11.2016, 12:26
Это уже девятая или десятая, если распотрошённые считать.
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
VP, 08.11.2016, 03:10
Тот_самый_АМ Цитата ...
Интересно, а возможно уговорить музейщиков вытащить гитару из под витрины на 5 минут, чтобы некплейт осмотреть? Ну, раз уж тогда разрешили лежать с ней и фотографировать в разных позах..
Гитара была в дружелюбном музее только во время выставки. Потом её вернули домой, в музей завода. А музей завода - это далеко не просто городской музей.
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
VP, 08.11.2016, 03:11
ZeLiBoBBer Цитата ...
Диман, береги мотор! А то так найдешь целую и обратно в кардио на радостях.
Это не ДМСовская упокоенная?
Спасибо, стараюсь.
Нет, эта в Омске нашлась.
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
VP, 08.11.2016, 03:12
Skyworker79 Цитата ...
А еще интереснее узнать что-то про ТУ.Необычные они.Для "военки",наверное
Все заводские люди лично уверяли меня, что ТУ не сохранились. То ли так оно и есть, то ли лень, то ли обычное нежелание "пущать посторонних".
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
vdsergey, 08.11.2016, 05:53
Скорее лень искать и Сильно зависит от Интереса. ( работал на военке, когда друзья попросили чертежи глушителя Эжекторного с нержавейки на классику ... нашли в архиве )
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
VP, 14.12.2016, 04:35
Чтобы не подумали, что я совсем всё, но, главным образом, чтоб было, куда смотреть на свои обещания и давать себе поджопники...
Потихоньку движется работа по реконструкции темброблока. Нарисована плата.
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
StariyDed, 14.12.2016, 07:05
Отлично, Дмитрий!
А фоток родной платы со стороны деталей и печатных дорожек у Вас нет?
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
VP, 14.12.2016, 09:52
Есть. Всё покажу, как обещал. Просто то больнички, то командировки... Всё свободное время за нормальным компьютером тратил на рисование.
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
VP, 18.12.2016, 10:31
Со сканера
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
VP, 18.12.2016, 10:32
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
VP, 18.12.2016, 10:32
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
Басист Кайф, 18.12.2016, 17:52
Произведение искусства, однако.
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
Тот_самый_АМ, 18.12.2016, 21:54
Вот эта электроника у Электроники..!
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
Chapt, 19.12.2016, 07:52
Первый раз вижу, чтобы транзисторы устанавливали вот таким образом "вверх ногами" Какой интересно смысл этой затеи?
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
StariyDed, 19.12.2016, 08:37
Это довольно распространённый способ крепления транзисторов в электронных блоках военной техники.
Подобный способ позволяет без дополнительной проклейки относительно жестко зафиксировать активный элемент схемы на плате.
А в гитаре...тряски, вибрации, удары... сами понимаете как это актуально для гитаристов...
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
Chapt, 19.12.2016, 08:46
А ведь расположи еще и кондеры горизонтально - все могло бы вообще супер-компактным сделаться.
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
Я-Ха, 19.12.2016, 08:48
Chapt Цитата ...
А ведь расположи еще и кондеры горизонтально - все могло бы вообще супер-компактным сделаться.
А резисторы - вертикально.
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
Nik, 19.12.2016, 14:30
StariyDed Цитата ...
Это довольно распространённый способ крепления транзисторов в электронных блоках военной техники.
Подобный способ позволяет без дополнительной проклейки относительно жестко зафиксировать активный элемент схемы на плате.
А в гитаре...тряски, вибрации, удары... сами понимаете как это актуально для гитаристов...
Да,тоже пару раз наблюдал такой монтаж транзюков.Была такая фишка у некоторых радиовредителей.
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
Басист Кайф, 20.12.2016, 03:11
И не только транзюков. В Лидере, например, конденсаторы керамические и плёночные вверх лапами стоят, ноги загибаются буквой Г.
Ряд синих ёмкостей сверху.
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
Chapt, 20.12.2016, 06:37
Да, но под них ведь нет индивидуальных в текстолите, в которые они утапливаются?
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
StariyDed, 20.12.2016, 07:49
Ещё в Советское время, в унифицированных ламповых телевизорах применялись т.н. "щелевые" конденсаторы. По сути, это был прообраз (очень хреновый) современных без корпусных радиодеталей.
Конденсатор из себя представлял не большую, практически квадратную (примерно 10мм) тонкую (1.5-2.0мм) пластинку, с серебрёнными контактами на плоскостях. Вставлялись они в разрез печатной платы и подпаивались к подходящим к ним дорожкам. Как правило, примерно через год - полтора эксплуатации таких телевизоров, практически все конденсаторы такого типа приходилось менять на стандартные слюдяные или металлобумажные. Сыпались они по страшному.
Ещё из конденсаторов примерно такой же способ установки применялся для электролитов серии ЭТО-1, ЭТО-2 и им подобным (имеющим т.н. "юбку"). И опять же, это было в основном в военной электронике, и спец. технике, т.е. везде где требовалась надёжность в различных условиях эксплуатации. Мне лично, приходилось работать с устройствами рассчитанными на перегрузку до 10g...и монтаж электроники там был соответствующий.
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
VP, 26.12.2016, 06:05
Траванул.
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
Beethoven, 09.01.2017, 15:42
А у меня ведь был такой корпус... Лет 20 назад. Запомнился причудливой фрезеровкой и длинным карманом под гриф. Все голову ломал - от чего это... Только он был белый, матовый, причем весь, вместе с углублениями. Скорее всего перекрашеный, конечно.
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
VP, 09.02.2017, 15:49
Пока не доехали все нужные детали, начал сборку.
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
Я-Ха, 09.02.2017, 15:52
Геройский Героин!
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
VP, 08.03.2017, 15:13
Приехало всё, достаточное для запуска "в лабораторных условиях". Пока едет остальное, включая оригинальный (!) галетник, попытался запустить. Не заработало. :-(
Ищу косяк...
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
VP, 08.03.2017, 15:14
ZeLiBoBBer Цитата ...
и кубок знатный!
Гы, зоркий глаз. Це - любимый рюмк.
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
VP, 24.03.2017, 14:45
Вроде затарахтела тьху-тьху-тьху. Перепаиваю косяки и собираю окончательный вариант.
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
JetSet, 24.03.2017, 14:50
Внушает!
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
Nik, 24.03.2017, 14:53
Шайбу-шайбу!
Дмитрий,я поболею в поддержку,если не возражаешь.
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
Tormentor, 24.03.2017, 15:50
Молодец, Дима!
А что насчет пластины - основания?
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
VP, 26.03.2017, 04:46
Tormentor Цитата ...
А что насчет пластины - основания?
Она из картона. Каждый участник концесии получит такую же. По ней, как по выкройке, можно будет вырезать себе железную.
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
VP, 28.06.2017, 15:03
Одна из плат (самая неряшливая) уже работает.
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
Басист Кайф, 28.06.2017, 16:14
!!!
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
Andrey, 28.06.2017, 17:30
Прикольно)))
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
Izol, 28.06.2017, 19:35
Кстати, я отлил кнопки на переключатель. И ручки новодельные ещё остались.
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
VP, 01.07.2017, 11:00
Влад, отложи мне кнопку на переключатель непременно.
Итак, всё заработало. Чистый звук играет и регулируется. Тремоло сомнительное. Частота не регулируется. Звук портится. Причём одинаково плохо во всех платах. То есть косяки производства и сборки (коих было немало)на качество тремоло не влияют. Можно, конечно, попробовать поиграться с номиналами элементов, но я оставляю, как в схеме. В ближайшее время напишу всем заинтересованным.
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
VP, 02.07.2017, 14:55
В помощь тем, кто будет восстанавливать. Выводы бриджевого датчика расположены вплотную к шасси.
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
Izol, 02.07.2017, 15:13
Хорошо, Дима, я отложил.
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
StariyDed, 02.07.2017, 18:05
Цитата ...
Выводы бриджевого датчика расположены вплотную к шасси.
Да, здесь пожалуй нужно кембрики одевать на выводы.
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
VP, 03.07.2017, 14:53
В тему вновь призывается StariyDed. Прошу посмотреть принципиальную схему, особенно каскад на Т3.
[link]Владимир Новомирович, вот как считаете, ЗАЧЕМ могло понадобиться вводить тонкомпесацию (а по сути гадкий завал низких) на С9? И зачем все эти фильтры на C11 и С12?
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
Targitay, 11.07.2017, 07:04
C9 на завал НЧ влиять не может. Он наоборот увеличивает усиление каскада на низких частотах, а вот С10, С11, С12 как раз НЧ и "режут".
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
VP, 11.07.2017, 10:25
Но ведь коэффициент усиления К = - R18/(R19+R20).
Соотв. на высоких частотах С9 начинает шунтировать R20 - знаменатель уменьшается - К увеличивается. Не?
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
Targitay, 11.07.2017, 11:16
VP Цитата ...
Соотв. на высоких частотах С9 начинает шунтировать R20 - знаменатель уменьшается - К увеличивается. Не?
Так на низких частотах С9 тоже шунтирует R20. И чем больше его емкость, тем до "более низких" частот. Вы попробуйте вместо 50мкФ впаять 5мкФ - сразу заметите разницу.
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
VP, 11.07.2017, 12:37
Ага, попробую. Попионерю немножко втихаря. Чистый-то звук вполне себе нормальный. А включение тремоло всё впечатление портит.
А есть мысли, ЗАЧЕМ разработчик мог наворотить такую фильтрацию?
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
Targitay, 11.07.2017, 12:57
VP Цитата ...
Ага, попробую. Попионерю немножко втихаря.
Не-е-е-е, так делать (50 на 5 менять) точно не надо. Так НЧ вообще не будет.
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
Chapt, 11.07.2017, 14:04
VP Цитата ...
А есть мысли, ЗАЧЕМ разработчик мог наворотить такую фильтрацию?
У ранних Уралов схеме такая же тема, практически тонокомпенсация по первой кнопке фильтров. Видимо это было модно. А возможно так реализовался пресловутый эффект "ритм" чтобы 2 гитары были слышимы на фоне друг друга, за счет разделения диапазона.
Раньше такой вариант мне кстати в голову не приходил.
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
Vzglyad, 09.01.2018, 08:10
...из воспоминаний работника завода :
"...наш завод выпустил в 1971 году около 150 электрогитар Электроника...После 1973 года эти гитары завод больше не выпускал..."
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
Skyworker79, 09.01.2018, 08:27
Откуда такая информация? Она же не из статьи?
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
Vzglyad, 09.01.2018, 08:41
Информация от Валентины Белан, работавшей на заводе с 1972 по 1996...
Пока это всё,что удалось у неё узнать...
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
VP, 10.01.2018, 08:32
Vzglyad
Если получится - спросите, помнит ли она Алексея Григорьевича Гурина, Клавдию Гавриловну Фарынскую, Галину Николаевну Пегачёву ну или самого Рэма Фарынского. Вдруг знакомые имена оживят другие воспоминания, мало ли...
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
Vzglyad, 10.01.2018, 08:48
Хорошо,Дмитрий - спрошу!
Может ещё какие-то вопросы сформулируются для активизации воспоминаний? Я отправлю ещё фотки гитары ей...
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
VP, 10.01.2018, 09:33
Кем она работала в 1971-1973 годах?
ЛЮБЫЕ воспоминания, связанные с лабораторией (отделом) товаров народного потребления и с производством гитары ценны.
Если она как-то была связана с этим отделом - воспоминаний будет больше.
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
Vzglyad, 12.01.2018, 12:45
VP Цитата ...
Vzglyad
Если получится - спросите, помнит ли она Алексея Григорьевича Гурина, Клавдию Гавриловну Фарынскую, Галину Николаевну Пегачёву ну или самого Рэма Фарынского. Вдруг знакомые имена оживят другие воспоминания, мало ли...
"...я знала только Гурина Алексея Григорьевича, он был главным технологом, но он в 2017 году умер..."
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
Gess, 12.01.2018, 13:07
Chapt Цитата ...
VP Цитата ...
А есть мысли, ЗАЧЕМ разработчик мог наворотить такую фильтрацию?
У ранних Уралов схеме такая же тема, практически тонокомпенсация по первой кнопке фильтров. Видимо это было модно. А возможно так реализовался пресловутый эффект "ритм" чтобы 2 гитары были слышимы на фоне друг друга, за счет разделения диапазона.
Раньше такой вариант мне кстати в голову не приходил.
блин, только сейчас увидел это сообщение!
я то думал это пионеринг первой кнопки...
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
Vzglyad, 13.01.2018, 10:35
VP Цитата ...
Кем она работала в 1971-1973 годах?
ЛЮБЫЕ воспоминания, связанные с лабораторией (отделом) товаров народного потребления и с производством гитары ценны.
Если она как-то была связана с этим отделом - воспоминаний будет больше.
Руководила лабораторией жидкостных конденсаторов.
Больше пока узнать не получается.
Re:
Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
wolf, 05.08.2020, 08:20