Электрогитара Орфей Хеброс
, 11.02.2007, 21:00

Гитара орфей «Хеброс»

Итак : «Orfeus ( или «Orpheus», болгары писали и так и так, иногда оба варианта присутствовали на одной и той же гитаре:) Хеброс».



Не знаю на сколько можно считать «Хеброс» названием модели (скорее это всё же название целой «линейки» инструментов, а еще в Болгарии городок такой есть, где по слухам производство этих гитар и происходило), но ведь как-то эти гитары называть надо… Если у кого-то есть реальные названия моделей - поделитесь плиз, а так – пускай будет гитара «Хеброс» .



Инструмент, судя по всему, годов семидесятых, на просторах нашей Советской Родины встречался массово. В таком виде в каком он выходил с завода – весьма посредственный: Классические для орфеев слабенькие звукосниматели с тремя квадратными магнитиками, в хромированных «мыльницах» на пластмассовых основаниях, установлены на идеально плоско-фанерной деке, из которой торчит весьма лопатообразный гриф… Впрочем, – предоставим слово счастливому владельцу:

"…Гитара была куплена в подвальной комиссионке в городе-герое Одессе в конце 1996 года за 80$.





При этом продавцы говорили что-то насчет перепайки начинки перед продажей. Долгие годы для меня оставалась загадкой модель – название «Хеброс», которое можно было увидеть в районе верхнего выступа только наклонив гитару к свету под определенным углом, я за название модели не признал:) Гитара покрыта слоем краски без лака. Краска растрескавшейся была уже на момент покупки. На нижней деке местами содрана – такое ощущение, что об пряжку ремня предыдущего владельца:)

Как видно по фотографии, «модная» раскраска нанесена не ровно. Маркировка – надпись «Orfeus» на голове грифа, «Orpheus» на звукоснимателях, «Хєброс» - на верхней деке.

Гриф. Просто бревно. Такой толстый гриф я видел только на этой гитаре. Даже на «Орфее» «Solo» гриф намного тоньше. В наличии 20 ладов, хотя место есть и для 21-го. Интересно, но самое тонкое место у грифа в районе 12-13 ладов, возле первых он несколько толще. Имеющийся прогиб – около миллиметра в районе 8-10 ладов. Ширина – 42 мм нулевой лад, 49 мм – 12-й, 51 мм – 20-й. Мензура – 24 3/4". Голова грифа сделана очень тонкой и имеет небольшой наклон в сторону струн. Точки на 5, 7, 12 и 17 ладах. По краю гриф отделан кантом. Анкер достаточно внушителен, только шлицы на верхнем конце практически сорваны. Судя по всему – ключ невозможно полноценно вставить в маленькую технологическую выемку.

При всех описанных недостатках к такому грифу вполне можно привыкнуть. Трудно потом на нормальных играть:) Внутри корпуса проложен здоровый брус с 2 выфрезированными окнами.







По краям деки отделаны белым кантом. Гриф к корпусу прикреплен на четырех шурупах. Крепление для ремня вкручено под грифом, а не на верхнем выступе. Струнодержатель. Крайне некачественно выполненный вибратор, крепился прямо на деку. При попытке воспользоваться гитара расстраивалась довольно сильно. Не всегда возвращался в первоначальное положение. Рычага не было, выгнул самостоятельно.

Бридж стоял на той же основе, что и струнодержатель. Просто ужасный – сухари различаются по высоте и ширине, из-за чего дребезжат друг об друга. Пришлось набить между ними кусочки бумаги. Звукосниматели – судя по всему, стандартные для всех «Хебросов» - что баса, что 12-ти струнного. Три магнитика поставлены ромбиками, вокруг - обмотка.



Звучит это весьма специфически. Шестая струна (а я ставил довольно качественные струны) издавала странное «бумканье», не похожее на звук других струн. Ну и порой об нерегулируемые по высоте звукоснимателе задевала:)

Темброблок – 2 тембра (подключены как-то странно – один действовал на оба звукоснимателя, 2-й только на нековый) и общая громкость. После разборки выяснилось, что сделано было с наличием опыта и умысла – все нормально заэкранировано, общая земля выведена под струнодержатель. Двухпозиционный переключатель позволял переключать звукосниматели. Естественно, оба одновременно при таком раскладе звучать не могли. Переделки – через полгода поменял DIN-5 на jack."

Kurtis


Ну и я дополню маленько. Что касается полосатой версии – у представленного экземпляра отсутствует великолепный толстый «щиток» из крупноволнистого перлоида - главное украшение этого инструмента.





В остальном, общий вид гитары близок к оригинальному. При подробном изучении, на корпусе видны немногочисленные блестки, нанесённые вместе с лаком (да, лак есть, в этом Kurtis немного ошибся). Оригинальная схема была такая же как и на басу, и состояла из двух регуляторов громкости для противофазных датчиков и одного общего регулятора тембра.



Корме такой гитары и баса мне встречались еще две модификации гитар окрашенные в такой же бёрст как и бас, но с другим вибратором. Между собой они отличались только количеством звукоснимателей: на одной их было два , на другой - три. На басу центральная "балка" сделана из ольхи, на этой гитаре, судя по фото, "балка" сосновая. На «красно-чёрной» версии, щитка из перлоида я никогда не видел, вероятно на неё (а возможно и на некоторые «полосатые») «ценные породы пластмассы» уже не тратили.

Все встреченные мной «хебросы» состояли из рекордного количества мелких недочётов: Первое с чем приходилось бороться – пластмассовые основания датчиков; как правило они значительно выше чем должны были бы быть. При выравнивании грифа анкером струны запросто могут лечь на нэковый звучёк (если этого и не случилось – при игре за 9м ладом скорее всего они там окажутся).



При наличии рук и грубого напильника проблема легко устраняется стёсыванием обращенной к деке части пластмассовой детали.

Второй (наверное. самый крупный) недочёт – бридж. Сухарики выполнены из оргстекла, и выполнены весьма неточно. Канавка для струны идет параллельно плоскости сухарика почти сантиметр и струна выходит из неё под весьма незначительным углом – уже одного «бултыхания» струны в таких условиях вполне хватит на то чтобы убить сустейн, ничего не приобретя взамен. Но кроме этого, часто сухарик ещё и не достаёт основанием до кобылки и способен просто качаться на регулировочном винте. Да и оргстекло, для порожка, на мой взгляд, не самый хороший материал. Замена бриджа на обычный, регулируемый только по высоте «Джазовый» или слегка адаптированный китайский «тюноматик» (у штатного, а ля леспол высоты не хватает) творит со звуком инструмента просто чудеса. Причём первый вариант даже предпочтительней.



Неплохо насмерть (именно насмерть, намертво, до конца) заклинить вибратор, всё равно им пользоваться нельзя, а заменять его на функциональный – не эстетично и неоправданно дорого. Как правило, необходимо перешлифовать место посадки грифа.





Удаление с головы грифа планки ретейнера на звуке почти не отразится. Замена колков, звукоснимателей, шумных болгарских потенциометров и конденсатора, звук тоже конечно улучшат, но с точки зрения цена/качество….. полученный инструмент затрат не оправдает, а неповторимый оригинальный внешний вид будет утрачен безвозвратно.

Спасибо Kurtis ( Email ) за фотографии и описание «полосатика» и Владимиру Никифорову ( Email ) за фотографии красно-чёрной гитарки.




Mikee


Re: Электрогитара Орфей Хеброс
, 29.05.2009, 14:32

Слушай! А ты как Деку разобрал(Снял крышку верхнюю)?

Re: Электрогитара Орфей Хеброс
, 06.09.2009, 11:07

Помогите, как внутри провести проводку?


Re: Электрогитара Орфей Хеброс
, 26.01.2010, 08:53

посмотреть бы на мифический перлойд - не представляю себе его...

Re: Электрогитара Орфей Хеброс
, 26.04.2010, 14:45

как можно добратся до проводки? разрывать гитару не охота!


Re: Электрогитара Орфей Хеброс
sYv, 28.01.2012, 15:37

Руками! тембра блок вынимается без особых проблем...

Re: Электрогитара Орфей Хеброс
Младшой, 28.01.2012, 16:50

Ну за два года его наверное уже давно вынули...
Ну и дабы оправдать некропостинг, похвастаюсь.



Re: Электрогитара Орфей Хеброс
Vzglyad, 05.05.2019, 11:22