Бас Българская Кремона (поздняя модель)
PIT666, 03.12.2010, 01:23

Бас Българская Кремона (поздняя модель)



"Невиданый Кремоно-бас"
Dimma
"твою ж мать. опять новый болгарин! ну сколько можно то?"
Яша
"Это, видимо, ихняя БЕЛОРУСЬ"
Я-Ха
"БилятЪ!!! А его реально как-то выкупить? Хоть это и не входит в мою концепцию собирательства гитар, но я не хило заинтересовался, да и цена копеечная... Голова грифа интересная кстати, как на Диамантах перестроечного периода (ибанезовская)."
EL34
"Вот так Кремона... шикарная..."
Басист Кайф
"Поздняя Кремона абсолютно неизведана. Они встречаются гораздо реже ранних моделей, так как не экспортировались.
Big Beat

(странная переписка в одном окологитарном форуме)


Последнее время всё больший интерес появляется к модельному ряду Народной Республики Болгарии. Доказательство тому последнии статьи на нашем сайте «ХЕБРОС» 74 СОЛО, Българска Кремона, Удивительный Орфей, а так же темы в форуме, в частности вот эта. Весь интерес обусловлен тем, что инструменты у Болгар весьма самостийны. Они делаются по передовым технологиям, хотя и с обязательной примесью советского разгильдяйства. Они уникальны и в чём-то сродни СССР-овским инструментам. Они завораживают. А ещё они загадочны. Как уже не раз упоминалось в обсуждениях в мир с болгарских фабрик в Казанлыке и Пловдиве уходили массово ширпотребные модели гитар, о которых (впрочем не совсем заслужено) бытовало мнение как о весьма посредственных инструментах. Перечислять их нет смысла, все тут и так их знают. Но были и более редкие модели за которыми сейчас гоняются. И уж совсем неизвестные модели которые Болгары видимо делали исключительно для себя. В статье про Удивительный орфей мы уже обсудили одну такую гитару, сегодня разговор продолжается.
Если нам ничего не известно о ранних, не экспортировавшихся инструментах, то что уж говорить о поздних? Благодаря Болгарским форумам и некоторым зарубежным коллекционерам мы увидели некоторые из них. Судя по неосведомлённости и удивлениям самих болгар - все эти инструменты довольно мелкосерийны и редки даже на своей родине. Вероятно болгарские лютнеры не были загнаны в жесткие рамки министерств и потому могли радикально обновлять модельный ряд, а учитывая то, что Кремона в Казанлыке - это единственная фабрика советских гитар пережившая советский век и существующая (функционирующая) до сих пор - страшно подумать сколько ещё неизвестных моделей может всплыть в будущем!
Давайте же наконец прервём мои рассуждения и перейдём непосредственно к предмету сегодняшнего исследования. Благодаря наводке нашего коллеги Dimma (за что ему просто огромнейшее спасибище) пару недель назад, в моей московской квартире приземлилась эта посылочка из братской Болгарии.


Внутри упаковки оказался невзрачный чехол усыпаный обломками уплотнителя.


Впрочем, после оттирки он оказался весьма приятным и добротно сделанным.


Маленькая ручка и аккуратный кармашек на боку, внутри которого отыскался только чёрный, полупрозрачный медиатор. К сожалению молнию на торце испортили при транспортировке (расплющили антабкой при ударе нижним торцом коробки об пол)



Первое, что меня поразило после открытия чехла - это самопальный ремень из авторемня. Видимо практичность и находчивость в крови у славян


И вот наконец виновница торжества.



На голове грифа, не плохо сохранившаяся и знакомая нам по акустическим гитарам, надпись.


Форма головы - дальнейшее развитие всех электро-кремон и мало чем от них отличается.


Верхний порожек крепится стандартно для всех болгарских гитар, мастера не стали изобретать велосипед. Присутствует нулевой лад. Маленькая, невзрачная крышечка, о трех винтиках, закрывает анкерную гайку. Головка грифа расположена под углом к плоскости гитары и потому ритейнер не потребовался.


А вот колки здесь явно модифицированы предыдущим владельцем. Как мне кажется изначально на этой гитаре стояли стандартные басовые колки с пластиковыми бутонами, которые рассыпались очень быстро. Новые лопасти, на манер фендоровских, выпилены не очень аккуратно и запаяны в проделанные прорези. После чего некачественно захромированы и сейчас частично лишены покрытия. Но функциональность отличная. Кстати в доказательство того, что они заменены, говорит следующий фактор - с такими модифицированными колками гитара очень тяжело вставляется в чехол. На обратной стороне головки грифа сохранился ценник - 210лв.



Гриф шикарен. Просто приятно держать в руке. Никакого стандартного, чёрного "панциря"! И гриф из одного куска, и накладка - всё под прозрачным лаком.




А вот лады остались прежними. Здесь мастера остались верны своим традициям (или возможностям).


На грифе 20-ть ладов. Разметка маленькими, аккуратными, пластиковыми точками. Мензура 850мм, а ширина грифа на первом и последнем ладах - 40мм и 63мм соответственно. Гриф имеет четкий D-образный профиль без какого-либо намёка на радиус.
Посадочное место под гриф в деке сделано не аккуратно, в лучших традициях болгарского и ссср-овского производства.




Гриф крепится к деке четырьмя шурупами через металлический некплейт.


На обратной стороне деки присутствует пластиковая крышечка закрывающая темброблок.



Антабки здесь абсолютно такие же как на ранних кремонах.



Форма деки видимо вариация на тему SG, хотя я не спец в ассортименте гитарных форм, может есть и более похожий прототип. Покрашена краской вишнёвого цвета с вкраплением блёсток.


На борту два одинаковых сингла типа Jazz Bass в симпатичных рамочках.



Струнодержатель-бридж классической конструкции, с возможностью регулировки мензуры и высоты каждой струны.



Четыре ручки, тембр и громкость каждого датчика и гнездо джек.


Ручки сделаны качественно, хотя и кажутся несколько великоватыми.


Итак, с внешностью разобрались. Давайте теперь погрузимся во внутренний мир этой болгарской красавицы и посмотрим из какого теста она слеплена. Для начала откручиваем гриф.




На пятке грифа есть заводские пометки.



Аналогичные пометки, но уже карандашом, есть и на ответной части деки. Кстати здесь отсутствует традиционная для советских гитар прокладка между грифом и декой. Как ни странно, без неё гриф стоит великолепно.


Колки сделаны не очень прочными, это хорошо видно на этом фото. Основа из тонкого металла.


Под крышкой анкера скрывается не стандартная для болгарских гитар гайка, на которой присутствует не понятный мне срез, больше похожий на брак. Хотя может это некая "секретка" для особого, накидного ключа.



Под струнодержателем провод заземления.



Заглянем в темброблок. Под крышкой скрывается хитрая выборка в дереве и простенькая схема.


На срезе видно, что дека набрана из брусков и оклеена фанерой, в лучших советских традициях.


Забегая вперёд скажу, что все потенциометры одинакового номинала. Конденсаторы аналогично.



Перейдём к звукоснимателям.


Звукосниматель крепится в рамке тремя подпружиненными винтами, для возможности регулировки его высоты относительно струн.


В выборке под звукосниматель опять же видна бутербродно-брусковая конструкция деки.





Звукосниматель представляет из себя пластмассовую катушку с намотаной медной проволокой, довольно толстой. К сожалению верхняя часть катушки приклеена к внутренней стороне наружней крышки звукоснимателя, поэтому снять её для фото я не смог. В катушке насквозь просверлены отверстия и нарезана резьба под магнитоводы. Снизу к катушке приелеены четыре магнита. Сопротивление некового звукоснимателя - 6.83кОм, бриджевого - 6.79кОм.


Т.к. один потенциометр вырубался в крайнем положении - потребовалась его трепанация, в связи с чем пришлось демонтировать всю электронику. Но нам-то этого и надо.



Потенциометры сильно окислены. Вообще по наличию ржавчины, окислов, грязи и запаху сырости от чехла - создаётся впечатление, что некоторое время гитара простояла в сыром подвале.


Проводим чистку и изучаем маркировку (как я уже упоминал - она одинакова на всех четырёх).




Последние цифры 5-89 говорят нам о том, что произведены они в мае 1989-го, отсюда можно предположить возраст инструмента. Далее проводим чистку и ремонт потенциометра. Вот его нехитрое устройство сразу после вскрытия.



Итак, гитара очищена, отмыта, отполирована и собрана. Любуемся!








Подведём итоги. Инструмент отличный. Видны шаги в сторону серьёзных инструментов, хотя многие детали сохранили советский подход. Гитара не тяжёлая, из-за чего балансировка оставляет желать лучшего, гриф клюёт. Я к сожалению не держал в руках Action Bass от Музимы, но думаю что это инструменты одного уровня. Звучание мне нравится, оно отличается от имеющихся у меня басов Йолан, но естественно это не фендер, хотя и фендера я в руках не держал Как мне кажется этот инструмент должен многим прийтись по душе, так что ждём отзывов форумчан-басистов, которые в будущем побывают у меня. Благодаря этому болгарскому форуму, выяснилось, что у этого баса есть парная сестричка.




И даже в белом цвете.



С уважением, PIT666


Re: Бас Българская Кремона (поздняя модель)
SiPUS, 03.12.2010, 01:54

Атлична-атлична

Re: Бас Българская Кремона (поздняя модель)
Big Beat, 03.12.2010, 02:04

Лопасти колков родные. Они очень плохо держались и, видимо, в данном случае их приваривали обратно. На мей Кремоне (P-bass) те же колки, и все лопасти болтаются в пазах и дребезжат, а одна утеряна и заменена монетой

Re: Бас Българская Кремона (поздняя модель)
Dimma, 03.12.2010, 03:26

Поздравляю!!!

Re: Бас Българская Кремона (поздняя модель)
shlepakoff, 03.12.2010, 05:40

Андрей, ищи теперь гитару-сестричку!

Re: Бас Българская Кремона (поздняя модель)
VP, 03.12.2010, 05:52

Поздравляю, интересный и очень симпатичный бас.


Re: Бас Българская Кремона (поздняя модель)
Я-Ха, 03.12.2010, 06:28

Ай, PIT666, ай маладца!

Re: Бас Българская Кремона (поздняя модель)
GeorgeM, 03.12.2010, 07:17

Госспадя, оно из фанерованой сосны?

Re: Бас Българская Кремона (поздняя модель)
SPA, 03.12.2010, 08:07

ага,сосна или елка

Re: Бас Българская Кремона (поздняя модель)
Владимир-Т, 03.12.2010, 08:29

Спасибо PIT666. Глобально. И для меня это болгарская новость, ранее вообще не встречал.

Re: Бас Българская Кремона (поздняя модель)
EL34, 03.12.2010, 08:40

GeorgeM Цитата ...

Госспадя, оно из фанерованой сосны?

Я тоже слегка приКуел от этого... Кленовый гриф и такая дека... Социализм куле

Re: Бас Българская Кремона (поздняя модель)
Greeb, 03.12.2010, 10:25

А как оно звучит? Хочу в кратце отметить два момента: Напрашивается сравнение с музовским басом, муза , правда, похалявнее - буковый гриф и пластиковая формочка, но внутре - большой сосновый блок, что в купе дает фактически такой же сосновый корпус. И вот еще - экшн, все-таки, уровнем повыше. Прототипом и этой кремоны, и музы, мне кажется, был ебанец-артист, выродившийся позднее в GAX.

Re: Бас Българская Кремона (поздняя модель)
Nik, 03.12.2010, 10:38

Красавец басец,и автор-молодец.
А братья-болгары все свои цельнокорпусные делали по бутербродной технологии,или это у них постперестроечное?Кто-нить знает?

Re: Бас Българская Кремона (поздняя модель)
VP, 03.12.2010, 11:17

А много ли мы видели воочию цельнокорпусных болгар? Т.н. Пловдив бас и всё... Ещё у Игоря был SG.

Re: Бас Българская Кремона (поздняя модель)
ВоваМ, 03.12.2010, 13:45

Поздравляю с приобретением.Очень интересный инструмент.

Re: Бас Българская Кремона (поздняя модель)
Izol, 03.12.2010, 16:20

Круть.

Re: Бас Българская Кремона (поздняя модель)
PIT666, 03.12.2010, 19:23

Big Beat Цитата ...

Лопасти колков родные. Они очень плохо держались и, видимо, в данном случае их приваривали обратно. На мей Кремоне (P-bass) те же колки, и все лопасти болтаются в пазах и дребезжат, а одна утеряна и заменена монетой

Меня просто смущает, что их размах таков, что гитара еле влезает в чехол. Если бы там стояли колки с пластмассовыми бутонами - она влезала бы свободно. Кстати смущает ещё то, что на фотках такой же ЭГ - все колки с пластмассовыми бутонами.

shlepakoff Цитата ...

Андрей, ищи теперь гитару-сестричку!

Илья, ты издеваешься?

Re: Бас Българская Кремона (поздняя модель)
EL34, 03.12.2010, 19:30

PIT666 Цитата ...


Илья, ты издеваешься?


Да-а-а-э-э-э... Лечение будет длительным!

Re: Бас Българская Кремона (поздняя модель)
snake, 03.12.2010, 20:00

VP Цитата ...

А много ли мы видели воочию цельнокорпусных болгар? Т.н. Пловдив бас и всё... Ещё у Игоря был SG.

А как же полосатики?

Re: Бас Българская Кремона (поздняя модель)
Roman, 03.12.2010, 20:34

Поздравляю!
Спасибо за интересную статью.

Re: Бас Българская Кремона (поздняя модель)
, 03.12.2010, 20:45

ахереть, хотя при учёте существования многопластового пресижина не так шокирующе

Re: Бас Българская Кремона (поздняя модель)
PIT666, 03.12.2010, 21:24

Тут просто нужно решить, на сколько объединять можно два производителя: орфей и кремону. Мы же не знаем как они там существовали, как работали. У Кремоны получается не много моделей-то всего в отличии от Орфея, там их тысячи!

Re: Бас Българская Кремона (поздняя модель)
, 04.12.2010, 02:07

Прототипом для этого баса по видимому послужил Ибанез Мюзишиан(голова грифа)! А корпуса Ибанез Артист!
А вот на грифе древесина более походит на бук под бесцветным лаком! Фактура буковая, не кленовая! (Хотя могу и ошибаться)!

Re: Бас Българская Кремона (поздняя модель)
snake, 04.12.2010, 11:03

amirkhanov Цитата ...

А вот на грифе древесина более походит на бук под бесцветным лаком! Фактура буковая, не кленовая! (Хотя могу и ошибаться)!

А где крапки? И розоватый оттенок (хотя он опционален)?

Re: Бас Българская Кремона (поздняя модель)
PIT666, 04.12.2010, 11:19

Гриф и накладка на нём как мне кажется из разного дерева.

Re: Бас Българская Кремона (поздняя модель)
[dms-71], 05.12.2010, 09:02

Поздравляю с приобретением! Бас Этот мне напоминает Ibanez GAX 150b чем SG.

Re: Бас Българская Кремона (поздняя модель)
PIT666, 11.12.2010, 23:51

PIT666 Цитата ...

Тут просто нужно решить, на сколько объединять можно два производителя: орфей и кремону. Мы же не знаем как они там существовали, как работали. У Кремоны получается не много моделей-то всего в отличии от Орфея, там их тысячи!

На болгарской википедии написано, что Орфей - это филиал Кремоны

Re: Бас Българская Кремона (поздняя модель)
, 30.01.2011, 14:00

Отпад)) Болгарская Болоруссо-Суперстар-Гакс-Муза эдишн))) Интересная гитара какая)))

Re: Бас Българская Кремона (поздняя модель)
VP, 30.01.2011, 14:14

Кстати, Пит, вот ты писал, мол, ждёшь-не дождёшься мнения многоопытных басистов. Так ю-тьюб сообщает, что уже несколько человек, побывамши у тебя в гостях, плотно поюзали этот бас. Как впечатления у народа?

Re: Бас Българская Кремона (поздняя модель)
Electric, 30.01.2011, 15:25

PIT666 Цитата ...

На болгарской википедии написано, что Орфей - это филиал Кремоны

Удивительное известие!

Re: Бас Българская Кремона (поздняя модель)
PIT666, 30.01.2011, 20:03

Михаилу и Владу понравился сей бас, но Влад сказал что Экшн лучше. Вообще лучше у них самих спросить

Re: Бас Българская Кремона (поздняя модель)
Евгений, 13.02.2011, 11:07

Ребят, на предпоследней фотке еще один повод для исследований. Бас по типу Форманты... Кто знает, что есть сие?