«Одесса»
Roman, 22.04.2010, 20:00

«Одесса»

В этом небольшом обзоре, предлагаю Вам ознакомиться с этой довольно редкой и, на мой взгляд, интересной гитарой.


Предлагаю рассмотреть эту гитару более детально.

Внешний вид.

Гитара довольно легкая и тонкая. Очень необычно контрастируют острые «рога» и классический обвод корпуса в районе тремоло. Имеется «скос под руку». Тремоло и бридж уникальной конструкции, нигде кроме этой модели не встречается. Пикгард изготовлен из 3 мм оргстекла, окрашен изнутри. Корпус довольно компактный и изящный. Полная противоположность корпусу - массивный гриф, без анкера, массивная и тонкая голова грифа.


Корпус.

Корпус, как упоминалось выше довольно компактный. Окраска санберст – удачное решение для этой гитары. Выглядит очень красиво. На корпус установлен угловатый пикгард, окраска которого также санберст. Таким образом, получается очень гармоничное, на мой взгляд, сочетание. Представьте себе пикгард на «Одессе» стандартного для советских гитар зеленого цвета – мне кажется было бы не так красиво.



Несмотря на то, что спереди есть скос «под руку», сзади – все ровно. Выреза «под пузо» и «под ногу» нет.


Еще одна деталь, которая не так часто встречается, и привлекла мое внимание – это три стрэп батона, установленных на корпусе. Два расположены в стандартных местах для гитар такого типа – на торце деки снизу и на верхнем роге. Третий располагается возле винтов крепления грифа. Такое расположение более характерно для полуакустических гитар. Довольно оригинальное решение.




Корпус изготовлен по типичной советской технологии – несколько склеенных деревянных брусов. Сверху и снизу – слой фанеры. Все обычно. В данном случае брусы – скорее всего сосна. Причем склеены брусы не вдоль деки, а под углом – это видно по трещинам. Напрашивается вывод - деки кроились и резались таким образом, чтобы из одной заготовки сделать как можно больше. Если направление волокон не совпадало – это в расчет не бралось. Экономия?
В корпусе имеется фрезеровка под тремоло и под темброблок, причем фрезеровка двух уровневая, ступенчатая. Также имеется фрезеровка под посадку грифа.





Тремоло.

Конструкция тремоло довольно простая. Основание выполнено из стальной, хромированной пластины. Крепится к деке при помощи пяти винтов. В основании, ближе к пикгарду, имеются два отверстия, у которых с внутренней стороны снята фаска. Смею предположить, что в эти отверстия устанавливались болты, на которые в свою очередь крепилась крышка бриджа. Но, честно говоря, места для установки маловато. Рядом с этими отверстиями установлены шпильки бриджа – они приварены с внутренней стороны, а снаружи дополнительно зафиксированы гайкой. Такая конструкция не случайна – место сварки подвергалось зачистке, иногда после этого, такое крепление становилось не прочным. Поэтому дополнительная гайка нужна для того, чтобы укрепить место сварки! Довольно непродуманное решение.




Сам механизм тремоло прост и не надежен. К основанию тремоло крепится хромированный бронзовый вал. В нем имеются пазы для крепления струн, имеется отверстие с резьбой для рычага и 4 отверстия для пружин. Пружины изготовлены из проволоки. Одной стороной они упираются в деревянную ступеньку отсека, а второй стороной концы проволоки просто вставляются в отверстия бронзового вала. Дополнительная фиксация отсутствует. Пружины работают на излом, и при активном использовании тремоло, могут выпадать из вала.



Бридж.

Хоть сам бридж является уникальным, используется только на «Одессе», его конструкция одна из самых распространенных для советских гитар.


Бридж устанавливается на две шпильки, которые приварены к основанию тремоло. Регулируется по высоте двумя гайками. Как видите, все стандартно. Имеются винты регулировки мензуры.


Как видно на фото, винты регулировки мензуры не сквозные, проходят сквозь седла и не заходят в отверстия основания бриджа с другой стороны. Поэтому седла имеют возможность смещаться, что не совсем удобно.


Седла изготовлены из бронзы, цилиндрической формы. Имеется ролик для струны. Размер седел великоват, при настройке мензуры сталкиваешься с проблемой – когда два седла находятся радом, на одном расстоянии, они мешают друг другу. Особенно если учесть, что ось роликов иногда выходит за пределы седла. Тогда приходится раздвигать седла принудительно, только после таких манипуляций возможно нормально отрегулировать мензуру.

Пикгард, электроника.

Пикгард изготовлен из прозрачного оргстекла, толщиной 3 мм. По краям снята фаска. Окрашен изнутри. Причем окраска – санберст. Очень красиво. Имеется окантовка бронзового цвета. Окантовка прорезана изнутри. Вообще, цвет корпуса и стиль изготовления пикгарда очень напоминает Музимы.


На пикгарде установлены три не регулируемых по высоте звукоснимателя.


Из управления имеются два фосфорицирующих в темноте переключателя, каждый из которых имеет две клавиши. Три клавиши отвечают за три звукоснимателя. Четвертая клавиша не работает. Имеются регулятор общего тембра и громкости. Обращает на себя внимание очень низкое качества пайки – все просто разваливается. На «Одессе» худшее качество сборки электроники из всех советских гитар. Все необходимо сразу нормально перепаять.



Интересно сделаны ручки громкости и тембра. Они выточены из стали. В центре – сквозное отверстие, сбоку – винт фиксации. Ручки устанавливались, так, чтобы верхний край сквозного отверстия совпадал с краем ножки потенциометра, а потом этот участок заливался краской. В моем случае, ножки потенциометров были укорочены, причем не очень аккуратно, и скорее всего это, заводское исполнение. Также, возможно, иногда вместо краски использовали пластиковую вставку, так как внутри ручки имеется точеное углубление. Но это только догадки.



Экранировка слабая. Изготовлена из полосы фольги, которая изогнута в виде буквы «L». Через эту фольгу установлены только бриджевый звукосниматель, и ручки громкости и тембра. Также очень просто инженеры подошли к вопросу массы. Между тремоло и пикгардом поверх корпуса проходит провод. Одной стороной он прижимается бриджем, а другой – просто соприкасается с этой фольгой.



Гриф.

Крепление грифа на двух шурупах, через шайбы. Шурупы довольно массивные, поэтому крепление грифа надежное.


Сам гриф буковый, очень массивный, без анкера. По размерам очень напоминает Музимовский. Анкер отсутствует. Но, не смотря на отсутствие анкера, гриф ровный – массивность себя оправдала. Головка грифа вклеена под углом. Ретейнеры в данном случае не нужны и они отсутствуют.



Обращает на себя внимание не совсем типичное решение для советских гитар – отсутствие нулевого лада.
Колки – шесть в ряд, аналогичные колки устанавливались на акустические гитары. Сзади закрываются хромированной металлической крышкой.



Накладка грифа довольно толстая, шпон на накладке отсутствует. Она изготовлена из какого то фруктового дерева, какого именно – я, к сожалению, не понял. 21 лад. Лады небольшие, аккуратные. Оригинально расположены маркеры – на нижней части накладки. В общем, исполнение грифа лучше, чем корпуса.
В заключении, хочется сказать - «Одесса» довольно интересный инструмент. Дизайн оригинальный и, на мой взгляд, красивый. Всю картину портит низкое качество изготовления. Гитара сделана гораздо хуже, чем большинство советских гитар. Но при умелой доводке, все это можно исправит. Прилагаю образец звука – обратите внимание, гитара тихо работает на нэковом звукоснимателе. Запись проводилась в линию. Использовались шумодав MAXIMUM ACOUSTICS NG-5 NOISE GATE, ламповый предусилитель Behringer MIC 200.


Роман Волков



Re: «Одесса»
VP, 23.04.2010, 03:05

Молодец, Роман. Отличная статья!!!

Re: «Одесса»
Я-Ха, 23.04.2010, 03:34

Roman, обалденно! Пиши ещё и ещё! Всё чётко, ясно, подробно и фотки отличные. Если бы каждый хоть одну такую статью сделал - миссия сайта была бы вополнена...

Re: «Одесса»
lynyrd, 23.04.2010, 05:59

Красивая. Реставрация была или так хорошо сохранилась?

1.Была ли на голове какая-нибудь надпись?
2.Шильдик или просто бумажка с "Изделие № 27-3-86, Гитара электрическая"?



Re: «Одесса»
gorik, 23.04.2010, 14:02

Еще недавно эта гитара была загадкой. Скоро на карте не останется "белых пятен". Мы "вспомним все"!

Re: «Одесса»
, 23.04.2010, 18:20

Вот она, родная... Играл на ней совсем немного, как на электрогитаре, но, дома в качестве тренировочного снаряда использовалась очень долго. Теперь, после этой статьи, я понимаю, откуда были с ней все проблемы в работе... Тогда надо было разобрать её и тщательно всё пропаять... Но, "чкуча не писатель, чукча читатель..." , мне тогда было не до этого, к тому же "Йолана Торнадо" уже была в руках. Вот я и унёс Одесситочку домой гонять гаммы по ночам на неподключенной, ... идеальный вариант, никому не мешаешь, никто в стенку не постучит... Она прожила у меня несколько лет, и за всё это время я её даже не пытался никуда подключать. Дело ещё в том, что гнездо у неё было раздолбано вконец, и я не нашёл ничего лучше, чем выбросить его на фиг и припаяться напрямую к торчащим из дырки проводам.... После чего шнур был как попало втиснут внутрь корпуса, постоянно оттуда вываливался, несколько раз обрывался, и, наконец по прибытию ко мне домой был просто ампутирован... При очередной инвентаризации во дворце эта гитара всплыла, и мне пришлось вернуть её владельцам, поскольку мы полностью откололись от дома культуры по аппаратуре и инструментам... Теплится надежда у меня, что жива она ещё, ... Всё никак не получается связаться с человеком, который там обитает и имеет к этому хозяйству самое непосредственное отношение, ... дефицит времени...
Автору статьи ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!! До сих пор вспоминаю эту гитару с благодарностью .... При всей бревнообразности грифа, привык я к нему моментально... На удивление для советских гитар, у моего экземпляра был рабочим весь гриф вплоть до 21-го лада... Там мешал корпус, но не лады и звучок... Да вот она
[link]
[link]
[link]
[link]
Ну, и на аватарке, .... Ещё раз, спасибо за интересную статью! ...


Re: «Одесса»
Roman, 24.04.2010, 11:50

Спасибо!
Реставрации как таковой не было - экземпляр довольно неплохой. Просто чистка и все. Надписей на голове не было, я никогда даже не встречал "Одессу" с надписями. И не похоже, что они вообще были - под углом следов надписей не видно. И бумажек тоже никаких не было.

Re: «Одесса»
bay, 24.04.2010, 14:58

Красивая!

Re: «Одесса»
, 25.04.2010, 11:07

Мне очень понравилась))) Хотел бы такую))


Re: «Одесса»
, 25.04.2010, 11:20

[link]
прослеживаеться явное сходство,

Re: «Одесса»
InSky, 25.04.2010, 21:40

Побывала у меня в руках такая в юношестве... Кстати, пружины тремоло там устанавливаются две рядом, по форме напоминая логотип макдональдса

Re: «Одесса»
[dms-71], 27.04.2010, 17:53

Ахренеть раритетище, многое бы отдал за нее...

Re: «Одесса»
, 28.04.2010, 08:45

Во! помню такую, в 78-м, когда мы нашли базу в клубе поселка Каменного Запорожской области, там она 6ыла. ее сразу прихватил наш ритмач, а мне досталась полуакустика Болгарская Кремона, которую я почему-то жутко не любил (Глупый был, это сейчас понимаю, что Кремона лучше).
Звук как звук, обычный, но на тогдашних совдеповских транзисторных усилках для попсового ритма катил.
тем не менее, когда на ней парнишка из филармонии (типа наш худрук по совместительству) с моим первым самопальным дисторшеном залабал вступление из Перпловского "Burn" - он мне Блэкмором показался.


Re: «Одесса»
, 29.04.2010, 17:13

Хорошие фотографии, и по моему не плохой звук:). Роман, пожалуйста, может вопрос глупый, но откуда музыка в примере звучания? Если можно, кинь табы:). В личку напиши пожалуйста, если есть.

Re: «Одесса»
Roman, 30.04.2010, 00:27

Да просто наиграл для теста в разных режимах похожие кусочки, они ни откуда, так что, табов нет.

Re: «Одесса»
, 18.05.2010, 19:42

мне однажды попадалась такая гитара в неплохом состоянии, она и сейчас лежит у моего знакомого, если кому нужно, могу спросить, может продаст.

Re: «Одесса»
-Putnik-, 14.03.2011, 20:32

Блин... такая хрень разобранная у меня дома лежит... Гриф правда видимо пионерили, т.к. явно подпилена голова или не родной...точно не родной... у моего анкер есть ))..... а вот пикгуард, кнопочки, звучки, тремоло - всё один в один!!! Правда бридж помоему немного другой...но точно не помню. Я кстати, ещё эти звучки на торнадо цеплять собирался когда то! Мне казалось будет красиво )

И вообще я думал это чудо-урал какой то... а оно вот значит как...
Главное, значит, что бы не выкинули!

Re: «Одесса»
-Putnik-, 27.10.2011, 09:28

Мне кажется что бридж тут смещен какими то умельцами! Ни у меня, ни ещё на одном тремоло нет таких ввареных шпилек!

Чую, Я-Ха нужно было и тремоло тебе засылать...

Re: «Одесса»
Grek, 27.10.2011, 09:33

знакомый пару дней назад купил Одессу, там на бридже тоже нет ввареных шпилек... Так что возможно ваш аппарат пионеренный

Re: «Одесса»
Grek, 27.10.2011, 09:36

Вот смотрите...



Re: «Одесса»
Claydon, 27.10.2011, 10:58

Интересная статья и качественные фото, автору мое почтение. Единственно, хотелось бы только уточнить по тексту, а хромированная пластина тремоло действительно крепится на пяти винтах, или это все-таки шурупы? На фото вроде как шурупы.

Re: «Одесса»
Grek, 27.10.2011, 11:07

главное чтоб не гвоздями)))) а то одни умельцы на спешиале колки гвоздями пытались крепить... руки б поотрывал!!!

Исходя из того как эти гитары собирались и видя их качество сборки можно предположить что крепили пластину и винтами и шурупами, что было под рукой то и закручивали...

Re: «Одесса»
, 27.10.2011, 11:08

у меня вот как:




вкручено и расклепано

бридж с круглыми седлами




Re: «Одесса»
Я-Ха, 27.10.2011, 11:34

Не. У меня шпильки есть. Приду домой - посмотрю внимательно и отпишусь.

Re: «Одесса»
-Putnik-, 27.10.2011, 11:50

Я-Ха Цитата ...

Не. У меня шпильки есть. Приду домой - посмотрю внимательно и отпишусь.


уж отпишись, а то как то другое мнение созрело по поводу бриджа... Царь то НЕ НАСТОЯЩИЙ! )))))))

Re: «Одесса»
-Putnik-, 24.07.2012, 10:14

Кстати, дека что у меня валяется не оранжево-красно-черный санберст, а просто красно-черный... С чего бы это!? Может поздняя какая? У меня и пикгард "молния" если не изменяет память, то был не под ДИН5...

Re: «Одесса»
Я-Ха, 24.07.2012, 12:01

Юр, это который ты мне любезно презентовал? Да, он под советский мини-джек.

Re: «Одесса»
VP, 30.04.2013, 16:16

Может, уже кто-нибудь раньше увидел сходство, но я только что. Извините, если что.

Итальянские гитары Galanti.
Ну или вообще вот так.

Re: «Одесса»
Я-Ха, 30.04.2013, 17:14

Дим, я обижусь... ты игноришь мой маленький МУЗЕУМ...

Re: «Одесса»
VP, 02.05.2013, 15:32


Что-то я лошара, однако...

Re: «Одесса»
Vran1984, 21.06.2013, 10:04



Не соглашусь насчет четвертой кнопки.Она работает.У меня она регулирует тон на миддле и неке.Точнее при включении можно регулировать.Хорошо кстати держит строй при работе рычагом.Вне зависимости от экранировки не фонит и не заводится с перегрузами типа Металмафф.

Re: «Одесса»
Я-Ха, 21.06.2013, 10:06

Клёвая.
А некплейт есть?

Re: «Одесса»
Vran1984, 21.06.2013, 10:18

Я-Ха,не помню))Домой приду-гляну.

Re: «Одесса»
, 21.06.2013, 12:36

на этой Одессе накплейта не было. она в таком виде с украины приехала

Re: «Одесса»
StariyDed, 21.06.2013, 12:38

А машинка у неё на мусимовскую похожа?

Re: «Одесса»
Я-Ха, 21.06.2013, 13:23

Не совсем:








Re: «Одесса»
StariyDed, 21.06.2013, 13:34

Оригинально... получается, что пружины упираются в дно деки?

Re: «Одесса»
Я-Ха, 21.06.2013, 13:44

Они там под углом друг к другу воткнуты в вал. Одна упирается в онование тремоло, вторая выступ в кармане деки. В статье Романа лучше видно:





Re: «Одесса»
Vran1984, 21.06.2013, 13:49

...от чего собственно тремоло работает в обе стороны.

Re: «Одесса»
StariyDed, 21.06.2013, 14:58

Струны проходят через вал на подобии как в музимах и тониках? Если так, то одна пружина должны упираться в дно кармана деки... Следовательно вторая (упирающаяся в металл) - вообще не нужна?

Re: «Одесса»
berec, 13.12.2014, 17:01

СОЛО-РИТМ "Одесса" - гитара на которой я учился начинать играть. До недавнего времени (пока Я-Ха не опознал ее) я и не знал, что это Одесса. Думал, что моя гитара из какой-нибудь советской серии "сделай сам". Особенно в пользу этого говорил толстейший круглый гриф, от которого с непривычки рука начинает неметь уже через несколько минут игры. В остальном же гитара радует. Это и легкость инструмента, и эргономичность (ничего никуда не "клюет", удобно играть как стоя, так и сидя), и, что самое главное, прекрасный звук. Корпус гитары очень хорошо резонирует, что дает хорошую громкость при игре без усилителя (мне кажется, что мой экземпляр звучит даже громче известных мне полуакустик). Ручка вибрато была утеряна, похоже, еще первым хозяином, поэтому ничего не могу сказать о достоинствах машинки. Ниже фото моего экземпляра.



Re: «Одесса»
berec, 13.12.2014, 17:10

В общем, эта гитара представляет собой не только коллекционную ценность, но и музыкальную (как можно слышать из приведенного выше сэмпла). Чтобы люди, которые интересуются звучанием могли оценить читаемость "Одессы" в миксе с другими инструментами, я приведу несколько записей, в которых она принимала участие.

Оговорюсь, что не занимаюсь рекламой. Не хочу, чтобы так думали. Этой группы уже не существует больше 10 лет, да и рекламировать там нечего - ребята просто учатся играть. Не стал бы выкладывать их здесь, если бы не осознал тематичность (коллекционность) набора инструментов, которые были использованы. Эта мысль даже заставила меня улыбнуться.

Теперь об инструментальном наборе:
Гитара: Одесса + примочка boss overdrive bass.
Бас: Musima deluxe 25B.
Синтезатор: Юность-21.
Барабаны: не установлено, но что-то тематическое, советское.
Запись производилась в линию на обычную магнитофонную кассету в 2003 году.

Запись №1. “Одесса” перегружена эффектом “boss overdrive bass”, в проигрышах - чистый звук.

Запись №2. “Одесса” в приложении к экзистенциальному панку.

Запись №3. “Одесса” с перегруженным звуком в сочетании с синтезатором Юность-21.

Re: «Одесса»
shock07, 19.05.2015, 07:54

Немного дополню статью.



Сорри, что такая грязная (пока). Это до разборки-помойки.
Думаю, из ранних. По потенциометрам- 73 год.
И такие вот отличия...
Кроме цвета, нет третей антабки.




Да и некплейта очевидно не было с рождения.

Re: «Одесса»
shock07, 19.05.2015, 08:07

Схема. Отсутствуют кондёры. Не факт что не были тупо удалены.





Резисторы СП-4 скорее всего оригинал, бо дырка для установки в пикгард под них (а у них штоки меньше диаметром)
А вот гнездо...



Может пионерия. Типа, в оригинале стоял сов мини джек.
Но, по любому, дырок для крепления СШ-5 с "ушами" нет.

Re: «Одесса»
shock07, 19.05.2015, 08:10

Дерево- стандартно. Без изменений)))





Re: «Одесса»
shock07, 19.05.2015, 08:15

И немного становиться бы на втулках колков.
Заметил интересную вещь.
Втулки по глубине вровень заподлицо с фрезировкой под планку колков. Мелочь, конечно, но всё таки)))





Re: «Одесса»
shock07, 19.05.2015, 08:17

И, да, ещё одна мелочь.
Выключатели стандартные, днепропетровские.
Но... не светсятся в темноте))) Фигня какая то. Первый раз вижу. Просто белый пластик...

Re: «Одесса»
StariyDed, 19.05.2015, 08:20

Александр!
А фольга под резисторы ТБ, изначально была подложена?

Re: «Одесса»
shock07, 19.05.2015, 08:24

Да кто его доподлинно знает...
Предположу, что кусок "под латунь" (жёлтая, толстая), что под звучками- родная. Медная тонкая под резисторами могла быть вместо куска родной поставлена позже. Не факт. Возможно, что и всё родное.

Re: «Одесса»
Marx, 19.05.2015, 09:15

Моя, приехавшая от Boris, очень похожа. Также нет третьей антабки, разъем под миниджек, резисторы... (Крайняя дата на потенциометрах 08.77., кондеров не было в комплекте - ставил свои)





















Re: «Одесса»
Skyworker79, 21.10.2015, 22:55

А вот еще "Одесса" 1973г.Улыбнул сучок в кармане грифа:)
Третьей антабки нет.Миниджек.СП-4 пот-ры.Кстати,измерьте кто-нибудь размеры ручек потцов?В чертежах их нет.
















Re: «Одесса»
ZeLiBoBBer, 22.10.2015, 08:15

ручки изготавливал кто-то, недавно видел

Re: «Одесса»
Я-Ха, 22.10.2015, 08:17

sam74 точил.

Re: «Одесса»
Skyworker79, 22.10.2015, 08:30

А может кто с размерами помочь?Я пока Славе отпишу.Гитара редкая ,конечно,но вдруг у кого под рукой имеется?
А гнездо миниджека родное?

Re: «Одесса»
stradivari72, 22.10.2015, 08:33

Вроде shlepakoffа была в комплекте, если не путаю ничего

Re: «Одесса»
Alexstar, 22.10.2015, 11:01

Skyworker79 Цитата ...

А вот еще "Одесса" 1973г.Улыбнул сучок в кармане грифа:)
Третьей антабки нет.Миниджек.СП-4 пот-ры.Кстати,измерьте кто-нибудь размеры ручек потцов?В чертежах их нет.
















А на моей Одессе - бридж другой системы.