[АРХИВ] Musima 1657
, 09.09.2008, 21:42





Halbresonanz-Schlaggitarre Musima 1657.

Ахтунг! Статья ниже отражает личное субъективное мнение автора об этом нестабильном мире и его материальных ценностях, которое может диаметрально не совпадать с мнением окружающих.

Немцы за весь свой цивилизованный период существования на планете успели зарекомендовать себя как людей аккуратных, щепетильных и внимательных к деталям. Отсюда любовь всего мира к добротным немецким авто и мотоциклам, баварскому пиву, сосискам, а также к рейн-вестфальским блондинкам, "производство" которых, как кажется автору, тоже запущено прямо-таки в промышленных масштабах.
Само собой, после таких тезисов любой любитель авто, девушек и пива, имеющий отношение к гитаризму обязательно воскликнет: "Дык немцы ж еще гитары делают! И хорошие, само собой! Как там они называются?.. Во, Музима!"
Да действительно, есть у немцев такая гитарная марка, стоящая в одном ряду с Marma, Meinel und Herold, Migma и прочими брендами. Сейчас под маркой Musima производят акустические гитары. А вот в старые добрые времена, когда травка была зеленее, водка пьянее, а о клоунах KoЯn еще никто слыхом не слыхивал, изготавливали гитарных дел мастера цельнокорпусные и полуакустические Музимы. Один из инструментов и попал недавно в мои цепкие ручки.



Итак, Musima, модель 1657 Выпущена до конца 70 годов. К большому моему сожалению, никаких опознавательных знаков на корпусе, внутри корпуса и на грифе обнаружено не было, посему установить точную дату изготовления не получится (хотя у таких гитар есть более точное определение возраста – "винтаж"). Скромные немцы оставили упоминание о марке лишь на пикгарде с витиеватым росчерком золотой краской.
Согласно официальным данным, 1657-я представляла собой лоу-энд класс в линейке музимовских холлоубоди гитар. Однако столь незаслуженно отведенное место не мешает ей замечательно выглядеть и звучать. Впрочем, рассказывать лучше по порядку.

Корпус. Классические очертания электроакустического инструмента, роднящие 1657 с кучей европейских и американских полуакустик. Форма достаточно эргономична, есть пара дизайнерских изысков, вроде закругленной пятки в месте крепления грифа. Изготовлен из слоеной ели и клена, имеет цельный брусок под грифом и под местом крепления бриджа.
Характерная черта банки – слегка несимметричные рога, подсмотренные, по ходу дела, немецкими ваятелями у Орвилла Гибсона и его ES-175/335. Толщина сравнима с тем же 335-м или LP, по краю составляет около 45 миллиметров. Само собой, двойной арктоп, хоть и не столь ярко выраженный, как у гибсонов и (как ни странно) орфеев.



С обоих сторон корпус отделан пятислойным кантом с двумя черными полосками. Эфы же имеют кант простой белый, что связано, видимо, с трудностью изготовления пятислойки на таких криволинейных вырезах.
Покрашена банка в трехцветный санберст, слегка выцветший, но основной тон сохранивший, и покрыта прозрачным лаком. Примечательно, что торцы деки не однотонные, а тоже берстовые, что идет в плюс внешнему виду.
Нет ни одной трещины в лаке или дереве, но по всему корпусу набирается достаточно мелких и средних коцев, прямых и круговых царапин, характерных для тех гитар, которые эксплуатируются бережно до первого более-менее серьезного повреждения.

Гриф. Сам гриф кленовый, накладка – палисандр. Толщина на 1 ладу - 22мм, на 12 ладу - 26мм, форма "С". У головки ширина 46мм, на 12 ладу 53мм. Стык с корпусом на 16 ладу, но играть удобно и гораздо выше за счет круглой пятки корпуса и вырезов.



Радиуса накладки, как такового, нет. Однако у корня грифа некая полукруглость ладов все же наблюдается. Поскольку мысль о мультирадиусном грифе мной были отметены, остается списать этот самый радиус на состояние ладов.
Всего ладов 21, полтора сантиметра грифа за последним – атавизм, сохранившийся со времен "Реллогов" под накладкой. Ладовая проволока узкая, средней высоты. Состояние на удивление хорошее, но канавки под струнами в пределах первых 5 ладов уже заметны.
Гриф и голова окантованы однослойным пластиком, на пластике сбоку нанесены точки для ориентирования, маркеры ладов – белая матовая пластмасса.



Способ крепления грифа – два винта, прикрытых сверху эстетичной глянцевой пластмассовой крышечкой. Видимо, за три десятка лет соединение потеряло прочность или гитара банально нарвалась на человека из числа убежденных хулителей системы Micro Tilt на CBS-овских стратах (с креплением грифа на 3 винта) за их мнимую неполноценность. Так или иначе, был добавлен третий саморез с широкой шайбой ("для прочности"), хотя смысл нововведения мне лично непонятен.



Голова конструктивно является продолжением грифа, но, в отличие от "Уралов", имеет наклон порядка 10 градусов. Благодаря этому отсутствует дребезг струн на нулевом ладу и снимается необходимость в ретейнерах. Ярко выраженная волюта при игре совершенно не мешает, видимо, благодаря грамотному ее расположению.



Оригинальный верхний порожек изготовлен из трехслойной пластмассы с черной полосой посередине. Анкер прикрыт аккуратной трапециевидной черной крышкой



Колковая механика тру-олдскульна. Червяк и шестерня каждого колка закреплены на общем основании, не имеющем, в отличии от "ленинградок" красивого рисунка, а валы колков притянуты на лицевой стороне головки отдельными гайками на 10. Не очень красивые головки колков из матовой пластмассы исцарапаны и кажутся хрупкими. Тут же просчет в изготовлении – головка колка четвертой струны краем упирается в дерево, из-за чего имеется канавка в лаке.
Ввиду износа шестеренок строй держит не очень хорошо, но, думается, новые колки от этого недостатка избавлены.

Электроника и остальная фурнитура. В оригинале на 1657 стояли два сингла, закрепленные на деке рамками на 4 винтах (в пластмассовом корпусе и оправе, тогда как в каталоге за 1973 год изображены датчики с металлическими корпусами).



На этом экземпляре бриджевый сингл предыдущему владельцу чем-то помешал, поэтому вместо него на деку был не очень аккуратно приделан хамбакер. Рамка для хамба была изготовлена из разрезанной пополам родной и пластинок глянцевого пластика. Ах да, первое огорчение ждало меня именно здесь – отверстие в деке было расширено, чтобы поместить туда новый датчик. Впоследствии кто-то еще и продавил пластинку так, что она сломалась.



На оригинальной модели стояли два потенциометра (в русскоязычной версии каталога 1973 загадочные названия "регулятор всех эффектов" и "регулятор ритма") и варитон (ритм/соло/банджо/ширинг-эффект). Здесь все это великолепие было срезано и заменено мегаомными потенциометрами и двухпозиционным переключателем. Спасибо хоть, что распайка была сделана с умом и использованием экранированных проводов. Однако осознание того, что я никогда не узнаю, что такое ширинг-эффект, меня просто-таки угнетает.



Выведено все это на джековый разъем. Следы в торце корпуса навевают мысли о том, что в оригинале здесь стоял СГ-5, он же бессмертный "ежик". Неродную пластинку крепления какая-то добрая душа тоже свернула, попутно сломав пополам.



Бридж деревянный, состоит из двух частей: основания и собственно бриджа, снабженного двумя колесиками для подстройки высоты струн. Примечательно, что в канавки на дереве вклеены две пластмассовые полоски, образующие в целом негатив окантовки корпуса. Кобылка имеет радиус, что при плоском грифе выглядит странно. Бридж на деке не закреплен, поэтому мензуру можно отстроить достаточно точно.



Струнодержатель – шедевр технической мысли. По оригинальности соперничает разве что с басовым кремоновским. Крепится на три самореза на торце деки. Конструкция эта, кстати, предусматривает тремолирование струн рычагом неслабой длины (само собой, у меня отсутствующим), для чего в нее внедрена пружина.



Пикгард изготовлен из полированного оргстекла, покрашен с изнанки черной матовой краской. Привлекает внимание надпись Musima, выполненная золотом. Прихотливость же его формы наверняка вызвана желанием сыграть на контрасте ломаных линий и плавных радиусов деки (хотя, сдается мне, следы немцы заметали, чтобы Гибсон не ругался) Крепится пикгард на три самореза через упругие резиновые колечки, несмотря на возраст, не черствые.





Ручки потенциометров пластмассовые, с разметкой 0 – 10 и металлической вставкой с надписью "volum" (без "е").
Примечательны места крепления антабок для ремня. Задняя слегка смещена от центра и вкручена в массив торца, а не в место стыка двух половин, чем грешат некоторые полуакустики, передняя же ввинчена в деревянный брусок, на котором расположен гриф.

Саунд и общие впечатления. Притащив с большими предосторожностями инструмент домой, первым делом взялся его настраивать. Спущенные на полтора тона струны насторожили (а вдруг что вылетит или сломается при настройке в "ми"). Однако все выдержало, струны оказались на небольшой высоте над грифом, мензура была выставлена в пределах 5 центов через октаву. Гриф был идеально ровный, а потертые лады не вставляют в звук струн никаких дребезжаний.
Акустический звук гитары полновесен, богат серединой и верхами. Хотя после моей "ленинградки" с бронзовыми струнами D'Addario Музима показалась глуховатой. Громкость звука позволяет использовать ее безо всякого подключения.
При подключении ожидания почти оправдались. Замененный бриджевый датчик дает достаточно безликую среднечастотную картинку, зато нековый отвечает моим идеальным представлениям о сингловом звуке. Яркий тембр, отзывчивый на нюансы игры порадовал. Арпеджио звучат четко, разнообразные бои слегка резковато, но в целом приятно.
Подгруженный звук хоть и не дотягивает до звучания моих любимых музыкантов, игравших на полуакустиках, по богатству обертонов и общему тону, но я склонен считать, что дело не в гитаре, а в моих кривеньких ручках. Однако звук сладенький, сустейн у инструмента наличествует в объемах, пригодных для исполнения блюзовых канонических вещей. Флажолеты идут на ура.
Пару слов о дисторшн. Не надо, мужики. Хоть и нужно постараться, чтобы гитара завелась, но дело отнюдь не в этом. Ревущий неразборчивый "горе-звук" с массой призвуков, среднечастотный фон сингла, трудности с мьютингом – не надо, короче. Для "мИталла" лучше взять солидбоди.

Выводы. За небольшие по современным меркам деньги я получил достойную холлоубоди гитару с солидным джазово-рок-н-ролльным звучанием, сухим резонирующим деревом и удобным грифом. Я намеренно не буду сравнивать звук и удобство игры с именитыми прототипами, так как это бессмысленно. Просто потому, что лично мне инструмент нравится. А покупать или не покупать такой – дело уже ваше .

Евгений Закироff. 2008 год.


Re: [АРХИВ] Musima 1657
, 09.09.2008, 22:10

Спасибо, статья написана очень интересно. Примеры звучания, конечно, хотелось бы, но это уже общее место)

Re: [АРХИВ] Musima 1657
SPA, 10.09.2008, 06:45

А вот у меня несколько лет назад был такой бас. Корпус у него такой же,вплоть до закругленной пятки и крышечки винтов крепления грифа. Гриф буковый с палисандровой накладкой,по нынешним меркам толстоват. Звукосниматели-те же самые синглы,с другими магнитами,нэковый с 4 магнитами,бриджевый с 8 (именно магниты,а не магнитоводы!),на мой взгляд,нелогичное размещение,над нековым звучком амплитуда колебаний струн явно больше ,поэтому я их поменял местами. Бридж-абсолютно такой же как на 6-струнке. Регулировки- громкость,она же баланс между звучками(против часовой стрелки-выделяется нэковый ЗС,по часовой-бриджевый,во, как хитро!) и тембр. Выходной разъем-джек,в моем экземпляре,по всем признакам,оригинальный. Колки имели пластмассовые головки,весьма хрупкие,у меня они были заменены одним из предыдущих владельцев на вполне эстетичные дюралевые. Звук глуховат,мягкий,но достаточно густой. На мой взгляд большой минус только один-слишком перевешивающий гриф.

Re: [АРХИВ] Musima 1657
E75, 10.09.2008, 18:58

Браво, коллега! Отличный обзор, хороший стиль.

Re: [АРХИВ] Musima 1657
Dimma, 10.09.2008, 21:12

Спасибо! Отличная статья!
в самом деле, были бы очень интересны примеры вучания инструмента...

Re: [АРХИВ] Musima 1657
Greeb, 11.09.2008, 13:17

Увлекательно! Скажу за джек - процентов 90 даю, что он - родной.

Re: [АРХИВ] Musima 1657
Mikee, 16.09.2008, 09:47

Славная статья, спасибо, да и славный инструмент. Это поздняя версия гитары, со звучками уже 25той серии. Скорее всего 79-80гг, хотя точно этого уже не узнать . Гитара не самого высокого качества, фанерная дека обычно сильно кривая рожки действительно бывают асимметричны. Буковый (не кленовый) гриф,с очень простой формой "головы". Но звук при этом у интрумена весьма пристойный обычно.
У этого экземпляра анкерная крышка скорее всего не родная, в оригинале должен быть целуллоид и не трапеция а "листочек", На кобылке сам порожек в оригинале идёт из не самой лучшей пластмассы, но здешний деревянный так подозрительно похож по цвету на остальную кобылку что возникают у меня сомнения в ГДРовских немцах того времени:) . Гнездо совершенно точно было под "ёжик" первые "джеки" на музиме в это время уже встречаются, но только начиная с "юбилейного мустанга" и то не с начала серии.

Re: [АРХИВ] Musima 1657
tubescreamer, 18.02.2009, 07:06

почитал и себе такую захотелось... сделано грамотно и аккуратно. статья интересная, автору спасибо!