Бас-гитара "Тоника"
, 16.09.2007, 20:00

Бас-гитара "Тоника"

Автор: Виолет. ФОТО УТЕРЯНЫ.

Настоящая бас-гитара для широкого круга музыкальных задач, созданная по мотивам легендарной шестиструнной балалайки.

Первое, на чем задерживается взор любопытного зрителя, это форма, а какая еще бас-гитара может похвастаться столь необычными и запоминающимися контурами? Немаловажную роль во внешнем облике инструмента играет созданный по передовым технологиям из специально отобранных досок правильных размеров и обшитый особой бас-гитарной фанерой корпус, выкрашенный в радикально черный цвет. Следует также обратить внимание и на гриф гитары, с закругленной накладкой из светлого дерева, инкрустированной точками, продублированными на боковой стороне грифа, и двумя параллельными струнам полосками. Головка грифа с колками "в одну линию" имеет белую окантовку, расположена под углом к оному, и несет на себе для пущей убедительности металлическую пластину, скрывающую от посторонних взглядов гайку анкерного стрежня. Лады, в количестве 22 штуки + нулевой порожек, достаточно широки и имеют среднюю высоту. Соединение грифа с корпусом бас-гитары происходит посредством двух болтов. Два звукоснимателя-сингла, снабженные по прихоти конструкторов шестью, а отнюдь не четырьмя выступами, символизирующими что-то очень хорошее и светлое, врезаны в панель из искрящегося красного пластика, обведенную для полной эстетичности жирным белым ободком. Посему степень выступания датчиков из панели и вытекающего отсюда расстояния между звукоснимателями и струнами регулируется с помощью специальных винтов. К сожалению, подопытный инструмент за свою продолжительную эксплуатацию претерпел немало изменений конструкции темброблока и ручек управления, так что сообщить об истинном положении дел в данном аспекте оригинальной конструкции инструмента представляется затруднительным. Струнодержатель конструктивно прост и посему максимально надежен, так как представляет собой изогнутую металлическую пластину с отверстиями. "Лишние" отверстия в корпусе бас-гитары свидетельствуют о вероятном наличии в стандартной комплектации металлического кожуха, прикрывающего струнодержатель. Бридж инструмента передвижной, так что исполнитель имеет возможность менять мензуру инструмента в соответствии со своими личными нуждами даже в экстремальных условиях репетиции или концерта. Разьем DIN-5 расположен на торце корпуса, в неудачном месте, так что можно повредить штекер, просто небрежно поставив бас-гитару на пол.

Существует и более старый вариант исполнения инструмента, отличающийся от представленного некоторыми нюансами. В этом случае корпус покрыт зеленой фальш-панелью без ободка, как у шестиструнной одноименной электрогитары. Также на ранних моделях звукосниматели помещены в корпуса с несколько иным дизайном, причем отсутствует возможность регулировки расстояния между звукоснимателями и струнами. В остальном же это та же легендарная Тоника, и играть на ней так же легко и приятно.

Вашему вниманию предлагается пример звучания бас-гитары "Тоника". (Примеры канули в Лету с Гудком). Считаю нужным обратить внимание на тот факт, что плохой баланс массы инструмента негативно влияет на удобство его эксплуатации, так как значительная часть немалого веса приходится на левую руку, и исполнитель испытывает неприятные ощущения при игре сколько-нибудь сложных партий.

Бас Тоника by Басист Кайф

ИТАК, время рассказать об одиозной бас-гитаре советского производства.

Дано: бас-гитара Тоника завода "Терек" г. Орджоникидзе. Инструмент приехал из Бишкека, спасибо FcDonalds`у.



Общая характеристика. Ладовая цельнокорпусная бас-гитара, полномензурная. Ладов 22 (???). Цвет - черный (иных на этом заводе не делали). Два сингла, накладные. Сделана, как и всё на этом заводе, страшно топорно.

Рассмотрим поподробнее.

КОРПУС. Массивный и тяжеленный, клеен из брусков различного происхождения и захлопнут в фанерные плиты сверху и снизу. Покрыт миллиметровым слоем полиэфирного лака. Форма - та самая, оригинальная и неповторимая, за которую эта модель гитар получила прозвище "Крокодил". Гнездо врезано в таком месте, где нормальному гитаристу и в голову бы не пришло его поставить: в самом торце деки (затрудняюсь точнее позиционировать словами его положение, ибо именовать части этой немыслимой кривой... так что см. фото). Гитару в подключенном виде к усилу не поставишь - можно запросто сломать разъём на кабеле. Пятиштырьковый который.



Баланс гитары в целом удовлетворительный, но хотелось бы подлиннее и без того длинный верхний рог. Удобство - на любителя.

Панцирь из волнистого паршиво-светло-зеленого пластика, пластик весьма средненького качества: мутный какой-то и вся пыль к нему липнет. По краям слегка покрыт черной красочкой. Выборка в корпусе сделана весьма глубоко - под провода от звучков и массивнейший темброблок. Антабки под ремень стояли типа тупых гвоздей - вбиваемые металлические грибочки.



ГРИФ. Длиннющий тонкий буковый 22 ладовый, несмотря на анкер, очень сильно выгибающийся. Анкер (гайка в башке, прикрыта металлическим колокольчиком) ключом на 6 (кольцевым) затянул до упора, толку от этого не получив. Прогиб неприличный. Накладка - из непонятного дерева, светлого, даже не носящего признаков какого-либо лака. Инкрустация - эллипсы из белого пластика. Лады стандартные, которые пришлось перевбивать - когда приехала гитара, они были все вылезшие наполовину. Головка грифа стандартной для Тоники формы, не лишенной изящества. (Похожа на Музимовский, ДеЛюкс-басовый.) Колки стандартные басовые, но без втулок (на заводе в Орджоникидзе про втулки на басах не знали вообще, видимо). Нулевой лад, куда ж без него... Некплейт - жестянка, сохранился только выбитый номер, вся текстовая часть стёрлась без следа - как обычно на всех гитарах сего заводика. Номер 7691. Прикрывает этот некплейт крепление грифа двумя болтами, что характерно для Ростова/Орджоникидзе в целом.





СТРУНОДЕРЖАТЕЛЬ. Стандартный для Ростова/Орджоникидзе. Зацеп на трех болтах прикрыт крышкой (утеряна), провод на массу не положен (я положил прямо по корпусу - а что делать), пластиковая кобылка (пришлось ставить копию 1:1), незакрепленная на корпусе. В связи с этим, лак под ней носит бесчисленные следы произвольной смены длины мензуры начинающими музыкантами (впрочем, хорошо, что нет жесткого крепления, ибо общее качество инструмента как бы символизирует нам... ну, вы поняли).

ЗВУКОСНИМАТЕЛИ И ТЕМБРОБЛОК. Два сингла, накладные, с овальным "окном". Из "окна" на нас смотрит совершенно не подходящая по цвету перлоидная вставка (зеленая накладка и бордовая вставка, гадость-то какая, поменяю, как не лень будет). Внутри - два маленьких керамических магнита и хилая приклееная катушка. Темброблок - полнейшее говно. непонятная логика включения варитона подмывает выкинуть его на хер, или перепаять просто на выбор датчиков. Судя по всему, тембр там режется всегда, и мы не можем услышать необработанный, чистый звук от этих датчиков. Что слышится - ниже.





ПОСЛЕДНЯЯ ИНСТАНЦИЯ ЛЮБОГО ИНСТРУИЕНТА - ЗВУК. Звук резкий и очень верхастый, атака сильнее полуакустик типа Орфея-скрипки. На ОЧЕНЬ большого любителя. Глубокого баса достичь не получается. Шум приличный (так и подмывает менять темброблок). Удобство игры среднее, если не сказать хуже - гриф убийственно ведет, так что быстро поиграть в середине грифа - это нужно привыкнуть к этому классу инструментов и данному инструменту в частности.



ВЫВОД: Тоника ЭГ и бас выпускались на заводах в Питере, Свердловске, Ростове и Орджоникидзе. О басе из Питера достоверных данных мало. Свердловский по качеству был равен басу Урал (то есть, в целом неплохо, многое зависело от серии). Ростовский и Орджоникидзевский делались по одной технологии, но если в Ростове за качеством как-то ещё следили, то Орджоникидзе являл собой полный fail. На первом плане - плохой гриф. Потом - ужасный темброблок. Слабые, абсолютно не басовые звукосниматели довершают картину. На стене гитара смотрится (ещё б пикгард терпимого цвета был...), играть же на ней можно из-за приверженности данной модели. Или - в случае коллекции, когда и так каждая гитара по отдельности мало играет, хоть составляй расписание, на какой играть в какой день.

Басист Кайф, 2009.

Позднее добавим статьи о Свердловской, Ростовской, и, дай Бог, Питерской тониках.


Re: Бас-гитара "Тоника"
, 24.02.2009, 12:31

Видел на ЭГ тоже, вроде, из Орженикидзе антабку на верхнем роге непростую... ТЕЛЕСКОПИЧЕСКУЮ... Это апгрейд или на каком-то из заводов - стандарт?

Re: Бас-гитара "Тоника"
, 24.02.2009, 12:32

ЗЫ может, это и бас был - не помню

Re: Бас-гитара "Тоника"
Басист Кайф, 24.02.2009, 12:38

Были как стандарт на Свердловских Тониках. Именно на басах, за ЭГ не скажу - не видел.

Кстати, Свердловский Тоникабас с телескопом я щас достаю...

Re: Бас-гитара "Тоника"
Я-Ха, 24.02.2009, 13:56

Кайф, а схемку не срисуешь?

Re: Бас-гитара "Тоника"
Басист Кайф, 24.02.2009, 14:04

Ага... Оч охота лазить по этому гребаному варитону, неясно как работающему...

Re: Бас-гитара "Тоника"
Басист Кайф, 24.02.2009, 14:04

Блин, чё такое?? Выкинуло из админов! а я как раз публиковал фото 650А...

Re: Бас-гитара "Тоника"
, 24.02.2009, 22:54

да, зелёный с красным шикарно смотрится)) кнопки на аэлитах очень гармонируют тоже, которые белые и оранжевые

Re: Бас-гитара "Тоника"
bay, 25.02.2009, 05:45

Ага, точно телескоп-рог помню... то и дело выскакивает и снова западает при именении угла наклона "тела" басиста, к этому надо было привыкнуть...

Re: Бас-гитара "Тоника"
Басист Кайф, 25.02.2009, 07:53

Ростовчане диким смешением цветов тож баловались На ранней Аэл1 у меня зеленый пикгард и красные кнопки. Жуть.

Re: Бас-гитара "Тоника"
Я-Ха, 01.03.2009, 18:38

Как раз варитон-то больше всего и волнует: я подумываю свою ТОНИКУ в оригинал привести (насколько я понял, у них что у басух, что у шестиструнок распайка одна), а схемы нету

Re: Бас-гитара "Тоника"
Басист Кайф, 02.03.2009, 07:51

Свердловскую достал. Струны натянул фоток ради. Выложу их и описание, и буду потрошить гриф. Пожелайте удачи...

Re: Бас-гитара "Тоника"
, 25.05.2009, 12:22

Ох ты, тот самый бас)

Re: Бас-гитара "Тоника"
Басист Кайф, 25.05.2009, 12:30

А что тебя удивляет? ))

Re: Бас-гитара "Тоника"
, 30.05.2009, 07:32

Да нет, ничего))) Радуюсь просто, у нас бы он в конечном итоге лежал бы на какой-нибудь репбазе в качестве антуража или на балконе у говнаря какого-нибудь в лучшем случае)

Re: Бас-гитара "Тоника"
bay, 02.08.2009, 15:21

Сегодня купил точно такой же (опять под видом урала:)

Re: Бас-гитара "Тоника"
, 07.01.2010, 13:16

Народ помогите не могу найти схему данного агрега

Re: Бас-гитара "Тоника"
, 16.01.2012, 22:22

Мне почти всегда попадаются Ростовские,и всегда с грифом как морской узел поведённым..