Советские гитары: Форумы / Бас-гитары / Басовый этюд в багровых тонах - Jolana Basso V

Советские гитары :: Форумы :: Статьи участников sovietguitars.com :: Бас-гитары
<< Предыдущая тема | Следующая тема >>   

Басовый этюд в багровых тонах - Jolana Basso V

Автор Добавил
Сhelya
17.03.2012, 15:09 Просмотр для печати

ID пользователя #1918
Зарегистрирован: 07.06.2010, 09:49
Местонахождение: Одинцово
Сообщений: 2220
Сложно конечно писать статью про гитару, которая подробна описана и разобрана в Музеуме, Тем не менее, я сделаю такую попытку, в качестве новоиспечённого владельца Jolana Basso V по-коммунистически красного цвета, прибывшего ко мне из капиталистической Словакии не далее, как сегодня. На мое счастье, приобретённый мной экземпляр обладает рядом особенностей, которые отличают его от экземпляра описанного в Музеуме и о которых я поведаю благодарным читателям.



Для начала небольшая историческая справка (если вдруг кто не в курсе): Jolana Basso V была по сути третьей цельнокорпусной бас-гитарой, производства чехословацкого концерна. Если вывести за скобки шестиструнный Jolana Pedro, о котором известно только что он был, был очень неудобен в использовании по причине очень узкого межструнного расстояния (если судить по фотографиям в этих ваших энторнетах, то Pedro это скорее шестиструнная гитара с увеличенной мензурой и натянутыми толстыми струнами), вследствие чего был достаточно быстро снят с производства, то и вовсе второй.

Педро начали выпускать в 1960, одновременно с басом, который и носит гордое звание первой цельнокорпусной бас-гитары Jolana - Jolana Basso IV (IV в названии сообщает пользователям, не умеющим считать о количестве струн на данном изделии). Следом за этой парой был выпущен полуакустический Jolana Bassora (1961 год). И наконец, следующая модель получила название Jolana Basso V, хотя пятью струнами она не обладала, а имела классические четыре (очевидно, устав от вопросов, почему первая модель носит название "четвертая", чехословаки решили продолжить нумерацию).

Внешний вид:

Спереди:

Сзади:


Начало производства - 1963 год. Словак по имени Филип, продавший мне этот инструмент, заверял меня что именно этот экземпляр (серийный номер 100408) был выпущен в том самом 1963 году и полностью комплектен. Насколько это соответсвует действительности в части датировки для меня так и остается тайной, но по поводу комплектности я провел небольшое детективное расследование, и полагаю, что в данном случае, продавец скорее говорит правду, чем врет.

Самое большое сомнение относительно своей оригинальности вызывал у меня бридж. Обычный. Металлический. Нерегулируемый. Вот такой:



Это в то время, как сам Я-Ха, рассматривая инструмент, принадлежащий самому SPA, пишет: "Незакреплённый на деке бридж - аналогичный ставившимся на Typhoon II, состоящий из металлического корытца, установленного на две винтовые опоры для регулирования общей высоты струн, и подпружиненных сёдел, позволяющих юстировать длину мензуры каждой струны".

Казалось бы, что как минимум бридж у моего экземпляра не родной... Но... Обратившись к детищу Сергея Брина, я обнаружил массу фотографий Jolana Basso V, и на многих из них стоял именно такой, нерегулируемый бридж.

На jolana.cz в частности представлены фотографии двух инструментов - красного и черного. Если красный снабжен бриджем с возможностью регулировки мензуры, то чёрный обладает однозначным близнецом бриджа, установленного на моем экземпляре.

Более того, в описании инструмента написано: "Kobylka je kovová „hrazda“, kde díky absenci dolaďovacích kamenů není možno ladit oktávy", что в обработке все того-же детища все того же Сергея Брина на русском звучит как "Мост представляет собой металлический "Трапеция", где тонкая настройка в связи с отсутствием камней нет возможности настроить октавы".

Аналогичная информация (с фотографией) приводится и на cheesyguitars.com: "bridge is more primitive than Basso IV's - it's only height - adjustable" (бридж более примитивен, чем на Basso IV - имеется возможность подстраивать только высоту).

Инструмент, фотографии которого представлены на Cheesy Guitars обладает и вторым отличием от описания в Музеуме - отсутствием тонкой эбеновой накладкой. Аналогичными характеристиками (нерегулируемый бридж и отсутствие эбеновой накладки) обладает экземпляр представленный на jolana.info (в галерее - третья справа во втором ряду снизу).

Однако это ни в коем случае не ставит под сомнение оригинальность инструмента, представленного в Музеуме, поскольку товарищ Брин и его Гугль по запросу "Jolana Basso V" выдает массу картинок инструментов и с эбеновой накладкой и с регулируемым бриджем. Ровно как и без них.

Потому, можно с достаточной долей уверенности говорить, что на Basso V ставились бриджи как регулируемые, так и нерегулируемые. А накладка выполнялась как из эбена, так из... Ээээ... Я в дереве к сожалению не разбираюсь. Но накладка из какого-то светлого дерева. Возможно, из бука. как на Уралах (во всяком случае, напоминает).

Какими соображениями руководствовались при сборке на фабрике в Крнове, устанавливая те или иные бриджи и накладки, конечно остается вопросом. Но я могу предположить, что модель эволюционировала в процессе своего производства. Вопрос лишь в какую сторону? Т.е. что было сначала - ставили регулируемые бриджи и эбеновые накладки, а затем - для удешевления производства - начали ставить нерегулируемые бриджи и буковые (???) накладки? Или наоборот? Тут бы, конечно, не помешали точные данные о датах производства конкретных инструментов.

Кстати о накладках. Накладка на моем экземпляре находится вот в таком плачевном скалопированном состоянии:

Что является причиной такого - попытка пионеринга со стороны одного из бывших владельцев (продавец, у которого я купил владелец номинальный - он занимается скупкой и продажей винтажных музыкальных девайсов - от инструментов, до микрофонов и усилителей) или просто износ в процессе эксплуатации я ответить затрудняюсь.

Собственно, детективная часть истории на этом кончается. Теперь просто покажу (ну и прокомментирую), что же этот бас имеет в себе:

Дека крупным планом:

Можно видеть достаточно большое количество сколов и небольших царапин по корпусу. Я думаю, что я их оставлю в таком виде. Винтаж, и все такое. Хотя задняя сторона деки, которая терлась о ремень своего владельца конечно требует каких-то действий.

Голова грифа крупным планом:

На инструменте, кстати, стояли струны, тоже явно сильно винтажные. Не думаю, что они ровесники самого баса, но то, что они были выпущены не позже 80-х, у меня сомнения не вызывает. К сожалению, их пришлось снять, смотать и спрятать в коробочку, поскольку во многих местах с них уже начала сползать оплетка и они по сути уже достаточно давно стали неиграбельными.

Голова грифа с обратной стороны:

Как и писал Я-Ха: "Колки - небольшие, раздельные, стандартные гитарные но с крупными пластиковыми лопастями и рассверленными под басовые струны отверстиями в штоках".

Электрика:

Тут явно копались. Это видно как по крупной и неаккуратной капли припоя на проводе сигнала, так и по оторванному проводку земли, уходящему на струнозацеп (пришлось вспоминать навыки работы с паяльником). Также зачем-то был укорочен провод, ведущий от бриджевого звукоснимателя к схеме. В результате этого деяния, пикгард получается максимум поставить на ребро (как, собственно, и сделана фотография) - любые другие действия по отделению пикгарда от корпуса приведут к отделению звукоснимателя от электрической схемы.

Собственно, бриджевый датчик:

Нековый:

Гайка анкера, как видно на этой фотографии выведена в пятку грифа. Работоспособность анкера я не проверял, да и, строго говоря, нет на то оснований - гриф ровный (если не считать указанного ранее скалопирования, которое анкером все равно не выправить). Струны не дребезжат. Все очень приятненько.

Гребенка струнозацепа:


Она же с другого ракурса с видом на отверстие для регулировочной отвертки-антабки.

Когда бас приехал, отвертка намертво "приклеилась" в отверстие за счёт обильной ржавчины. После откручивания (при помощи плоскогубцев) и обработки различными волшебными смесями - входит и выходит - замечательно выходит.

Пепельница - крышка струнозацепа:


Она-же перевернутая:


Собственно, на этом, наверное все. Поиграть пока получилось только без подключения, а также в наушники на малой громкости. Маленький ребенок и все такое.... Поэтому сказать что-то внятное про его звучание, а ровно представить сэмплы пока не могу. Внешние обстоятельства.

Как бы то ни было, одним пунктом моего хотелочного списка стало меньше, но остается все еще большое количество басов Jolana, которыми я хочу обладать всеми.


[ Редактирование 17.03.2012, 15:09 ]

Представительство моей коллекции в интернете - здесь
Мой список похотелок и скудный обменный фонд здесь
Наверх
Сайт PM
Les
17.03.2012, 15:22

ID пользователя #2798
Зарегистрирован: 04.11.2011, 03:38
Местонахождение: Riga, Latvija
Сообщений: 7390
Хороший обзор! И мои поздравления с приобретением!
Нубский вопрос - а на Йолановских датчиках не ставились даты?
И еще, примерную дату можно посмотреть по кондеру, как правило на них писали год производства. Правда, если это оригинальный кондер.. уж больно он яркий!

Дак ведь я -- дитя природы,
Пусть дурное, но -- дитя!
Наверх
PM
Uncle Sascha
17.03.2012, 15:34

ID пользователя #2912
Зарегистрирован: 22.12.2011, 06:05
Местонахождение: Казань
Сообщений: 5322
Похоже c накладкой пытались учинить скло... скало..Изврашение, короче!
Наверх
PM
Сhelya
17.03.2012, 15:47

ID пользователя #1918
Зарегистрирован: 07.06.2010, 09:49
Местонахождение: Одинцово
Сообщений: 2220
Если честно, я про датчики как-то не подумал... Надо будет посмотреть... А кондер, собственно как и потенциометр - могут быть действительно непоказательны, поскольку следы вмешательства в схему достаточно очевидные... Могли и заменить...

Представительство моей коллекции в интернете - здесь
Мой список похотелок и скудный обменный фонд здесь
Наверх
Сайт PM
SPA
17.03.2012, 16:01


Зарегистрирован: 20.10.2007, 16:17
Местонахождение: Санкт-Петербург
Сообщений: 5989
это ранний,накладка из ореха(как ,например,на бассо9).У Яхи в музеуме мой,с неродными звучками.

меньше гадов-больше счастья.
обменник - [link]
Наверх
Сайт PM
Silence
17.03.2012, 23:21

ID пользователя #2033
Зарегистрирован: 03.08.2010, 06:40
Местонахождение: Ташкент, Узбекистан
Сообщений: 2259






You'll Never Walk Alone!

«Желаю» не актуально
«Имею» не актуально
Наверх
PM
Les
18.03.2012, 03:31

ID пользователя #2798
Зарегистрирован: 04.11.2011, 03:38
Местонахождение: Riga, Latvija
Сообщений: 7390

Сhelya Цитата ...

Если честно, я про датчики как-то не подумал... Надо будет посмотреть... А кондер, собственно как и потенциометр - могут быть действительно непоказательны, поскольку следы вмешательства в схему достаточно очевидные... Могли и заменить...


ну, осмелюсь заявить, что Тесловский потенциометр - родной, а вот кондер вполне могли и заменить в процессе экспериментов со звуком

Дак ведь я -- дитя природы,
Пусть дурное, но -- дитя!
Наверх
PM
bуtе_сrow
18.03.2012, 06:00
tech. admin

Зарегистрирован: 09.03.2010, 18:00
Местонахождение: Ростов-на-Дону
Сообщений: 1534
Бридж без сомнения оригинальный, сначала ставили такие, потом регулируемые стали.
Ьас вполне может быть и правда первого года выпуска, ведь номер 408, но ведь нету инфы когда именно их начали производить какими тиражами... Но думаю это не так важно какого именно он года 63-го или 64-го. )
Наверх
PM
Greeb
18.03.2012, 06:26

ID пользователя #335
Зарегистрирован: 06.12.2007, 08:00
Местонахождение: Санкт-Петербург
Сообщений: 1837
А еще может быть, что попроще гитары - с ореховой накладкой и простым бриджем - для внутреннего рынка, а побогаче - для внешнего. Я так понял, у них экспортная политика довольно изощренная была.
Наверх
PM
bуtе_сrow
18.03.2012, 07:00
tech. admin

Зарегистрирован: 09.03.2010, 18:00
Местонахождение: Ростов-на-Дону
Сообщений: 1534
Greeb Цитата ...

А еще может быть, что попроще гитары - с ореховой накладкой и простым бриджем - для внутреннего рынка, а побогаче - для внешнего. Я так понял, у них экспортная политика довольно изощренная была.

Бридж сменили в определнный момент, когда обновляли модельный ряд. Например, Тайфун 1 с таким нерегулируемым бриджем были, а Тайфун 2 уже с более продвинутым регулируемым.
Скорее всего и накладки из эбони стали ставить на все эти бассы просто из соображений улучшения качества инструментов. Ведь вот на данном экземпляре углубления в накладке это наверняка никакое не скаллопирование, уже не в первый раз вижу подобную протертую от игры ореховую накладку на Иолане.

[ Редактирование 18.03.2012, 10:26 ]
Наверх
PM
VP
18.03.2012, 11:57

ID пользователя #46
Зарегистрирован: 25.01.2007, 06:02
Местонахождение: Новосибирск
Сообщений: 6104
Поздравляю. С басом и статьёй!
Наверх
PM
Claydon
21.03.2012, 09:26

ID пользователя #518
Зарегистрирован: 29.05.2008, 00:04
Местонахождение: Самара
Сообщений: 1167
Мои поздравления с приобретением!
Статья слегка сумбурная, но неоспоримо полезная и интересная. Осмелюсь внести поправку, бридж регулируемый, но только по высоте.
Наверх
PM
Jolan
03.04.2012, 02:53
ГостьПотц скорее всего родной, а вот кондер думаю ниразу не родной.
Не удивительно что гриф "Скаллопировался", при такой то высоте ладов. Видимо играли на нём долго и упорно.
Поздравляю!!!
З.Ы. А скал - это нифига не извращение, это удобно!
Наверх
PM
Uncle Sascha
03.04.2012, 03:10

ID пользователя #2912
Зарегистрирован: 22.12.2011, 06:05
Местонахождение: Казань
Сообщений: 5322
У меня был Бассо-9 с буковой накладкой(поздний)
Наверх
PM

Модераторы: violet, EjiK, Басист Кайф, Я-Ха, Izol, SPA, shlepakoff, bуtе_сrow

Перейти:     Наверх

Powered by e107 Forum System

Мини-чат
Вы должны войти, чтобы отправлять комментарии на этот сайт - пожалуйста, либо войдите, либо - если вы еще не зарегистрированы - щелкните здесь, чтобы зарегистрироваться


StariyDed
22.02. : 01:18
Я из "мышиных" тканевых ковриков делал.

Gess
21.02. : 09:46
Усохший 2 мм гдето

Stalker
21.02. : 09:01
Если не изменяет память 10×12

alevskoy
21.02. : 06:43
А есть где-нибудь, какая толщина должна быть?

Юрий 63
21.02. : 05:04
AlGur
С Днем Рождения!Всех благ!!!

woka
21.02. : 04:57
AlGur, с Днём Рождения!

Stalker
21.02. : 03:37
В сапожную мастерскую зайди и обрезок микропоры попроси!

Ayk
21.02. : 03:12
Таки до... Они самые.

alevskoy
21.02. : 02:18
У китайцев видел запасные резинки на ракетки для пинг-понга. Как думаете — пойдёт?

alevskoy
21.02. : 02:09
Спасибо большое! Будем щупать стельки на рынке.

c0rvinus
21.02. : 01:57
Анатолий, оригинальная сурдина была из микропористой резины. Их похожего материала были старые толстые коврики для компьютерной мыши. Ткань вряд ли подойдет. Классическим вариантом был бы тонкий войлок (из такого делают стельки) или толстый фетр

Gess
21.02. : 01:55
В оригинале микропористая резинка

alevskoy
21.02. : 00:36
Коллеги, посоветуйте: из чего лучше сделать накладку на сурдину Tornado? Резина, фетр, ткань?

aelita85
21.02. : 00:20
Александр, будь здоров, бодр, весел, счастлив!
С Днем Рождения!

EbenezerDorset
20.02. : 22:42
Сегодняшнего именинника С Днём рождения! Всего наилучшего! Больших творческих...



Поиск Советские гитары

Счетчики
© 2006 - 2020 SovietGuitars.com - Общество Коллекционеров Советских Электрогитар
18+ Сайт не является СМИ!