Язык сайта
Вход

Имя пользователя:

Пароль:


Запомнить меня

[ Зарегистрироваться ]
[ Забыли пароль? ]



Пользователи: 1076
Новые пользователи: Charlesessek
Новое на сайте
Дни Рождения:
Сегодня нет именинников

Следующий именинник
08/05 robat (33)
09/05 Nekich_02 (22)
13/05 mustea (65)
RSS трансляции
Наши новости могут транслироваться, используя rss.

Орфей - скрипичный бас
один из самых популярных басов в СССР
на 16.06.2009
Составитель: Басист Кайф
категория Статьи > Гитары басовые
 9.3 - 16 голосов -

OPFEUS (ORPHEUS) VIOLIN BASS.




Да, название написано так не случайно.
Братья-болгары очень весело подходили к названию своей марки, зачастую можно было видеть один вариант надписи на грифе, второй на звукоснимателе. Мог присутствовать и третий - на датчике часто писали "Орфей" кириллицей. Чаще же всего на датчиках было лого фирмы - стилизованная "О".

Известно, что данная форма бас-гитар получила широкое распространение в виде копий множества фирм по всему миру отнюдь не из-за удобства игры или выдающегося влияния на звук (хотя - об этом ниже). По поводу удобства - край корпуса трёт предплечье, кромка выемки корпуса впивается в пузо, особенно при игре сидя. Баланс - как и у всех гитар с креплением ремня под пяткой грифа, причем полуакустический корпус слишком легок, чтобы перевесить здоровенный толстый гриф с массивными колками.

Тем не менее, множество басистов по всему миру всё это стоически терпят, играя на всеразличных "скрипичных" басах - и играя неплохо. За что же так любят эти гитары?

Кое-кто с первых абзацев данного повествования уже малость злится - ну давай, мол, говори уже. Говорю: причина популярности лежит в одном-единственном человеке. Имя ему - Пол Маккартни.



Не секрет, что бас Hoffner Пол купил в начале карьеры в составе легендарных The Beatles. В 1961 году. Когда был ещё членом никому не известной бит-скиффл-группы. Неудобно же было вечно просить у Стю Сатклиффа его бас, кстати, тоже Hoffner? но 500/5. C тех пор это его любимый иструмент, служащий ему верой и правдой. Весь прикол в том, что на момент покупки это была дешевенькая модель фирмы средней руки, купил же её Маккартни в то время, когда не смог позволить себе приличный инструмент. Грубо говоря, придя в магазин, он взял чуть ли не единственную гитару, на которую у него хватило денег. Инструмент отнюдь не топовый, звук - соответствующий. Чем бы сейчас была Hoffner без этой случайной, в общем-то, покупки?

И пошло-поехало. Форма гитары была без особых премудростей названа beatle bass (битлобас - рус.), начался выпуск как цельнокорпусных, так и полуакустических копий по всему миру. Ну какому же музыканту не грезится почувствовать себя хоть чуть-чуть на месте Маккартни - с легким басом-скрипочкой, небрежно перекинутой через плечо перед шестидесятитысячником, утопающим в истерике?

За бугром есть специальные клубы для молодых групп, есть бары с площадками. Играй сколько влезет и ни на что не отвлекайся.

И пусть народа не шестьдесят тыщ, обстановка - самое то. Аппарат есть, пивка тяпнуть - не вопрос. Кайфуем...

А в СССР? Многого не было, было главное - желание играть. Битлы же были возведены подпольной культурой в ранг божеств. В итоге...

И пусть перед тобой всего лишь КЛЗ любимой в/ч номер ХХХХХ Урюпинского в/о, в котором по стойке смирно сидят сослуживцы и более вольно, ослабив галстуки, офицеры... или школьный актовый зал, из которого светят завистливые взгляды сверстников и обожающие - девчонок... Пусть и в помине нет мониторов, а в зал звук чешет через транзюк Родина (какой там VOX...) и колонки - тоже Родина... А сзади косовато висит пыльный плоский фанерный дядя в звёздочке и с прищуром, лысый и бородатый, как бы вопрошая: "Гакенгол? Какой-такой гакенгол? Биталс? Вы что это, батенька? Н-да... Феликс Эдмундович, а не гасстгелять ли вот этих вот товагищей?" По фигу... Ви солд ауа соул фо рокнролл! Кайфуем!

Несколько лучше дела были у подпольщиков. И пусть слишком громко - нельзя на кватрире или во втихую захваченном маленьком ДК (вот тут-то полуакустика - самое то!), но в комнате притушен свет (как и положено для рока), никаких напоминаний о политике, а в зале - специально пришли СВОИ послушать ТЕБЯ, а в углу дожидается сухое вино, портвейн и плавленые сырки, после концерта все наперебой угощают "Примой". Могут прийти менты, но что это значит, если в жизни есть рок-н-ролл? КАЙФУЕМ!!!

Да... Частенько эти гитары, по моим данным, шли именно по воинским частям. Вывесишь фото на всеобщее любование, тут же комментарии: "Опа! В армии на таком играл!"

По сложившейся традиции, гитару пользовали музыканты всех стилей. По имеющимся сведениям, бас был недорог, по качеству - выше советских басов, по цене - ниже немецких или чешских. Что делало его привлекательным для молодых творческих личностей, готовых мириться с типичными недостатками полуакустических басов, а именно: нехватка "мяса" внизу, большое расстояние между струнами и корпусом, возможность акустического "завода" корпуса, особенно при игре в тяжелых стилях. Более того, для школьников и студентов было важно при занятиях дома особо не "доставать" домочадцев, да и усилителей почти не было. В радиолы и телевизоры втыкаться получалось не всегда - их же смотрят и слушают. Так что полуакустика выручала народ при домашних тренировках.

О широте использования баса по стилям можно судить из вполне себе надёжных источников. Фото в студию:





Так что от эстрады до трэша и угара - не такая уж и большая пропасть

Что же представляет собой эта популяренйшая басуха? Будем разбираться.



По традиции, начнем с корпуса. Бас полуакустический, деки очень сильно выгнуты.Материал - фрезерованное дерево. Форма - усреднённая между классическим битлобасом и скрипкой. Важно: в корпусе НЕТ нижних пружин, только верхние. Как в скрипке!
Склейка добротная, ни разу не видел треснувших швов даже на вконец убитых экземплярах. По краю положен шикарный, толстый трехслойный кант. Тоже предельно живучий. В корпусе расположены две прорези-эфы, оригинальной формы.
Крепление грифа закрывает пластиковая крышка на одном винте, им же крепится и антабка для ремня.
Датчики крепятся на корпус через пластиковые "ванночки".
Резонирует такой корпус обалденно. На расчёт акустических свойств болгары времени не пожалали. Но, как и у всех битлобасов, корпус маленький - протяженность звука не так уж велика.

Струнодержатель. Из двух частей, классический для полуакустики. Зацеп и подставка. Подставка из дерева, струны ложатся на прорези винтов, обеспечивающих небольшую подстройку по высоте.



Колки. Такие же стоят на болгарской Кремоне, с другими лопастями - на басах Музима. Работают вполне удовлетворительно, нуждаются в бережной эксплуатации - пластик лопастей хрупок, остальные части просто кондовые. Втулок нет.

Звукосниматели. Так. Орфей Пловдив бас, Хеброс, Хеброс бас, Вилоин бас. На них стояли одинаковые звукосниматели. Как на басах, так и на гитарах. Три квадратных магнита в ряд, небольшая катушечка, всё это на металлический корпус. На клей. Сверху бумажка с логотипом, пленочка прозрачная и металлическая крышка с "окном". Весь этот суп крепился к корпусу через пластиковую "ванночку", которая прикручивалась к корпусу саморезами. На месте звукосниматель удерживался силой трения (вставлялся внатяг).

Темброблок выполнен на советских радиодеталях и представляет собой схему "Джазбас". Шляпки потенциометров были двух видов: как на фото и закос под Фендер, чёрного цвета.



Гриф. Замечательный гриф: достаточно толст, но удобен за счёт неплохих ладов прямо с завода. На моём экземпляре половина была ужасным образом заменена, посему сразу принял решение о полной замене. Каковая и была проведена с успехом и принесением в жертву черной краски с накладки. Дерево накладки светлое, так что проморил под клён. Присутствует кант, лады размечены точками. Крепление - на три самореза.
К анкеру нареканий никаких. Работает как часы, а так как гриф поводу винтом не подвержен (чем "болеют" даже иные Музимы), ставим пять с плюсом и движемся далее.
Голова грифа - весьма и весьма оригинальна. Вроде бы, на контрабасах и скрипках есть своеобразный завиток, который и символизирует форма головки нашего баса. Но во имя упрощения производства, завиток огрубили, в анфас он прямоугольный, в профиль напоминает букву "Г". Решение не оставляет никого равнодушным: одни с недетским рвением летят за ножовкой "спилить на хрен эту гадость", другие же нежно оберегают: "ну прикольно же". Коллекционеры однозначны: "оставить, несмотря на личное отношение" - и аминь.
Кстати, сама концепция такой трактовки классического "завитка" отнюдь не принадлежит болгарам. Ещё раньше басы с такой башкой грифа делала ЭКО (Италия). Увы - даже такие мелочи самостоятельно не разрабатывались.



Звук. Без подключения очень даже неплохо слышен, правильная конструкция корпуса и деревянный порожек для струн очень неплохо работают. При подключении в усил всё тем же пятиштырьковым разъёмом, начинает выдавать резкий звук с очень быстрой атакой, частотная характеристика лежит в верхней басовой середине - что характерно для советских басов и для полуакустических бас-гитар в целом. Шумит гитара не очень сильно. В целом, звучание отвечает требованиям тех лет, в которые разрабатывалась. Рок-н-ролл, русский рок, можно и блюз/джаз. Всё-таки не хватает НЧ... Тем более его не хватает для металла, например. Но. Звук интересен предельной читаемостью, при использовании в группе, играющей хард/металл даёт маловато "мяса", но КАК его слышно! Ни намёка на "бубнёж", всё до нотки пробивается сквозь гитары в уши слушателя.



Что же в итоге? Советская бас-гитара в итоге. Полуакустическая. Довольно добротная. Кому нужен звук шестидесятых - с места, с песней, шагом - марш. Остальное - на любителя. Внешне - очень стильный инструмент, делающий слегка похожим на Маккартни )) Слегка. Удобство игры - приемлемое. Владельцев можно поздравить с хорошим интересным инструментом и очень попросить - не отпиливать ей "ирокез" на голове...

Всегда Ваш, Басист Кайф, 2009.


Мини-чат
Вы должны войти, чтобы отправлять комментарии на этот сайт - пожалуйста, либо войдите, либо - если вы еще не зарегистрированы - щелкните здесь, чтобы зарегистрироваться


MaxVlasovRu
05.05. : 19:54
Александр, с днём рождения! Здоровья и всех благ!

aelita85
05.05. : 16:50
Саня, Здоровья и долгих лет! Счастья, удачи и благосостояния тебе и твоим близким!

SPA
05.05. : 09:16
смотрим новый видос [link]

EbenezerDorset
05.05. : 08:52
Александру Александровичу долгие лета! Здоровья и бодрости духа! Мира и добра! Успехов во всех начинаниях!
(Заходи по-чаще...)

swin
05.05. : 08:50
Присоединяюсь!

StariyDed
05.05. : 08:43
С Днём рождения, Александр!

Здоровья, долгих лет счастливой жизни, успехов в делах, благополучия - Вам, Вашим родным и близким!

С уважением...

Vzglyad
05.05. : 08:05
Есть история и тематические гитары:
[link]

Saper
05.05. : 06:34
Павел. А есть информация о судьбе?

Svetliy_metall
05.05. : 06:11
Саша, С днем рождения!

RGCSTM
04.05. : 18:43
[link]

Там у пикника в клипе темат)

SPA
04.05. : 15:54
Последний визит: 12.08.2019 - 01:06:15
( 4 лет, 8 месяцев, 3 недель, 2 дней, 17 часов, 48 минут, 24 секунд назад )

Saper
04.05. : 13:58
Граждане а что Саня Shok давно заходил?

Mr_Digitech
04.05. : 07:17
- Гитара Jolana Strat 1 -
ОЧЕНЬ СТИЛЬНЫЙ ПРИЁМ НА ГИТАРЕ
[link]

swin
03.05. : 19:01
Игоревич, многие лета!

Cерый
03.05. : 17:40
Александру долгия годы!


Поиск Советские гитары
Счетчики


© 2006 - 2024 SovietGuitars.com - Общество Коллекционеров Советских Электрогитар. Сайт не является СМИ. 18+


Техническое обслуживание сайта осуществляется веб-студией «Код-А»