Реставрация бас-гитары "Аэлита"
|
|
Архивы СГ | 05.02.2007, 21:00 | |
| Гость | ВНИМАНИЕ!
Эта статья НЕ является руководством к действию в свете актуальной политики Сообщества. Наличие этой статьи - не более, чем ностальгия, ибо статья - одна из первых. Ещё раз: читайте, но знайте: так делать НЕ НУЖНО. Потому что ну короче. Описанные ниже действия являются не более чем качественным пионерингом.
Итак, доброго времени суток, дорогой мой неофит от бас - гитары или коллекционер - крейзи, у которого есть старый девайс типа «Аэлита» столь яростно охаеваемый ныне большинством представителей славного племени бас-гитаристов, уже успевших забыть, что многие из нас именно с этого инструмента начинали свою карьеру басиста, и не только ими (хотя ИМ, остальным то, что до инструмента, на котором они не играют).
Как уже понятно, речь пойдёт о том, как из отечественной «Аэлиты» или дешёвенького ёмпортного новодела получить более приличный саунд. Перед началом работы. Возможно, придётся пробежаться по магазинам или залезть в гараж и на кухню (да-да) за необходимыми для работы предметами.
Что нам нужно: 1. Карандаш и фломастер; 2. Спирт или другая жидкость, позволяющая стереть следы фломастера с корпуса гитары; 3. Отвёртки крестовая, плоская, маленькая крестовая и маленькая плоская; 4. Паяльник со всем необходимым (припой, флюс или канифоль); 5. Шило; 6. Дрель с набором свёрел; 7. Ножницы; 8. Пассатижи; 9. Штангенциркуль; 10. Наждачная бумага (нежная, а не грубая), длиннее грифа гитары; 11. Смазка типа «Литол» или любая другая, желательно густая; 12. Лак для ногтей под цвет лака на инструменте; 13. Клей типа «супер» ( я использовал «супер-момент», так как он оказался под рукой) – 3 тюбика; 14. Фольга для выпечки (чем толще, тем лучше); 15. Кусок фанеры толщиной 5 мм; 16. Доска ровная, не короче длины грифа гитары; 17. Мелкие гвоздики и молоток; 18. Шурупы чуть короче толщины корпуса гитары.
Далее более специфичные предметы, за которыми, как раз, и придётся бежать в музыкальный магазин:
19. колки для бас-гитары; 20. Струны для бас-гитары (для «Аэлиты» желательно самые тонкие); 21. задний струнодержатель; 22. Разъём «канон» или «джек» (кто что предпочитает); 23. если куплен «джек», к нему надо сразу купить накладку на корпус; 24. «пуговки» для крепления ремня гитары-2шт.;
Наверное и всё…
Я не буду здесь рассматривать вопросы электроники (кроме смены разъёма), речь пойдёт о «доске» и «железе». Значит у Вас есть старенький бас, добытый где то (отданный приятелем, валяющийся дома после «подвигов молодости» отца или старшего брата, купленный за 500 руб. по объявлению или у знакомого… Неважно). У Вас есть бас и желание на нём играть. Есть желание выжать из имеющегося инструмента всё, что можно, до последней капли. Есть руки, чтобы привести эти обломки в более приличный вид. Этого достаточно.
Я не буду рассказывать о собственно игре, это и до меня уже сделали многие и намного лучше. Не буду рассказывать и о проклейке отошедшей накладки грифа и залитии трещин на корпусе. С этим и без моих советов хорошо справятся «Эпоксидка» и Ваши руки. Я не претендую на «новаторство» в рецептах приведения инструмента в порядок, об этом тоже многие писали. Я лишь сведу под одну крышу то, что знаю о «доведении» инструмента и поделюсь собственным опытом на этом поприще.
Итак, осмотрим гитару. Если всё нормально, гриф не закручен «Винтом» и не выгнут «оврагом», присутствуют оба звукоснимателя, все верньеры на месте, задний струнодержатель тоже, то невзыскательный «игрун» может ограничиться только «экранировкой» корпуса, что позволит изолировать темброблок от электромагнитных полей и снизить уровень помех на выходе инструмента.
Делается всё просто: снимаются старые струны (и выкидываются от греха), снимается крышка темброблока ( в лучае «Аэлиты» это накладка на переднюю часть корпуса гитары), вытряхивается пыль, мусор и тараканы ), полость и крышка протираются чистой ветошью И крышка и полость темброблока (включая кабель - каналы) проклеиваются фольгой (Рис.1). Собирается всё в обратном порядке, вместо «СГ» ( в смысле допотопного разъёма с 5-ю дырочками) припаивается облюбованный «джек» или «Канон» (под них придётся рассверлить отверстие разъёма), ставятся новые струны и вперёд.
Рис. 1. а. Начало проклейки, рядом - невклееная деталь;
б. проклейка боковин;
в. Полностью проклеенная полость темброблока;
г. Проклеенная крышка темброблока в сборе с темброблоком.
Рис.2 а. Корпус после проклейки в сборе (висит шнурок для припайки разъёма);
б. отверстие и разъём. Для тех, кто желает получить более функциональный инструмент всё только ещё начинается. Во-первых давайте сменим колки, так как старые явно на последнем издыхании или застыли от ржавчины. Значит нам нужно снять гриф с гитары( обычно он крепится с задней стороны инструмента несколькими болтами, гнёзда которых могут быть прикрыты пластиковой или жестяной плашкой). Демонтируем старые колки (и сразу бросаем их в мусорное ведро). (Прим.ред.: за это можно и получить - не фиг винтаж выбрасывать. Почистить можно).
Берём новый комплект колков, смотрим что там есть. Ага. Кроме колков и шурупов ещё есть втулки. Это хорошо. Замеряем диаметр втулки посередине ножки, т.к. втулки обычно имеют конусообразную ножку. Прикидываем, как разместить колки на грифе.(лучше, если получится разместить их на старых местах, только рассверлив до нужного диаметра отверстия в грифе). Втулки забиваем аккуратно, через деревяшку, с внешней стороны грифа. Вкладываем первый колок, намечаем отверстия для шурупчиков крепления. Пробиваем отверстия шилом на 5 мм, приворачиваем колок шурупчиками. Повторяем ещё 3 раза. Колки на месте.(рис. 3.)
Рис. 3. Новые колки. Вид спереди и сзади. Во-вторых долой родной задний порожек. Мензуру им мы нормально не отстроим, а значит гитара будет изрядно фальшивить. Кстати, под мензурой обычно понимают расстояние от порожка или 0-го лада до кобылки заднего струнодержателя. У современных басов мензура составляет 860-880 мм. Но если речь идёт, как в нашем случае, о старом инструменте, то тут мензура поменьше. У меня получилось значение 1 струны - 810 мм., 4 струны – 820 мм. Соответственно среднее - 815 мм. Чувствуете разницу? Кстати, каждый гриф рассчитывается под свою мензуру.
Так что если у Вас стоит задний струнодержатель, проще всего будет отметить его «среднее значение» и от него плясать. Если нет-уже хуже, но из положения можно выйти. Как? Просто. Измеряем расстояние от порожка до 12-го лада. Измерили? Это-половина мензуры. Так что умножаем получившееся значение на 2 и готово.
Теперь берём наш новый струнодержатель, снимаем с него кобылки (это сёдла под струны) вместе с соответствующими болтиками и пружинками. Отмечаем «среднюю линию» хода кобылок и совмещаем со старой. Отлично. Осталось просверлить отверстия под шурупы и привернуть новый струнодержатель. Однако тут есть 3 засады:
1.Старый струнодержатель был выше, т.к. звукосниматели были больше, поэтому сначала нужно вырезать фанерку по размеру дна нового струнодержателя и подложить её под собственно струнодержатель; 2.Сверлить отверстия нужно аккуратно, чтобы не пробить корпус гитары насквозь и меньшего диаметра, чем шурупы; 3.В моём струнодержателе при осмотре его снизу обнаружились отверстия под два штырька, на которые он насаживается перед тем, как фиксируется шурупами.
Пришлось сначала потратить два шурупа, сделав из них штырьки. Аккуратно отметив местоположение отверстий, я засверлил корпус гитары и ввернул в него два шурупа с таким расчетом, чтобы незавинченными оставались 6 мм. Потом ножовкой по металлу срезал шляпки. Получились два отличных штырька, на которые я сначала одел фанерку-подкладку, а затем и сторунодержатель. Затем насверлил отверстия под шурупы ( сначала крайние по одному, завернул шурупы в них, плотно зафиксировав струнодержатель, а затем остальные). Струнодержатель закреплён.
Приворачиваем назад кобылки, ставим струны и отстраиваем мензуру ( каждая струна на 12 ладу должна звучать на октаву выше открытой). Да, оставшиеся от старых шурупов отверстия можно забить шпатлёвкой или щепочками с клеем и прокрасить лаком для ногтей. Заметно не сильно, и всяко лучше, чем откровенные дыры в корпусе… Тем же лаком можно и царапины на корпусе замаскировать.(рис. 4.)
Рис. 4. а. вид струнодержателя сбоку, видна фанерная подставка, закрашенная лаком для ногтей; б. вид сверху, видны отверстия от старого струнодержателя, закрашенные тем же лаком. Но и это ещё не всё. Если подождать с установкой струн, можно сделать ещё несколько важных дел, а именно - отшлифовать лады и попытаться настроить анкерный стержень. Особенно актуально это для грифов, несильно поведённых «винтом» или имеющих «овраг» в середине.
Начнём с анкера. Доступ к нему обычно можно получить, отвинтив треугольничек на головке грифа. Отвинтили? Что нашли? Правильно, гайку. Везёт тем, у кого это не шестигранная гайка, а втулка с отверстиями. У меня была «шестигранка» по началу. Заменил, сняв бронзовую втулку со сломанного «Орфеуса», найденного у приятеля в сарае. Правда пришлось просверлить ещё одно отверстие под вороток, и «прогнать» резьбу, найдя подходящий метчик. Кстати, я сразу смазал метчик машинным маслом, чтобы облегчить «прогонку», а затем забил внутрь немного «Литола», чтобы гайка легче скользила по анкеру. После чего затянул анкер «до упора», т.к. ослабить всегда легче.(Рис. 5).
Рис. 5. а. головка грифа, виден анкер; б. гайка, наворачиваемая на анкер; в. Анкер с навёрнутой на него гайкой. С анкером разобрались, переходим к ладам. Берём доску и прибиваем на неё шкурку. Ровненько. Чтобы морщинок не было. По периметру. Запасаемся терпением. Берём гриф, кладем его на шкурку так, чтобы порожек оказался снаружи доски и начинаем «шмурыгать» вперёд-назад, сильнее прижимая последние лады и почти не давя на первые. Когда на наждачке чётко «отмечаются» все лады, проверяем равномерность зашлифовки( по всей ли длине лада прошла шкурка и не стёрли ли мы последние лады «до грифа» (Рис.6.). Если последние лады стёрты сильно, пора прекращать это занятие, даже если не все лады «отпечатались», иначе мы гриф «убьём»… Что поделаешь, «Винт» или «овраг» оказались слишком сильными.
В этом случае придётся повыше поднять струны, чтобы они не дребезжали на 9-10 ладу(выше Вы вряд ли заберётесь, а если забрались, то пора менять инструмент на более пристойный). Кстати говоря, анкера в России делались дрянненькие, посему струны желательно купить самые тонкие. Иначе крути анкер, не крути, а гриф выгнет.
Рис.6. а. «следы» от шлифовки ладов на шкурке ( видно, что в середине лады почти не шлифовались); б. гриф после шлифовки ладов. Да, на верхнем «роге» гитары и сзади, посередине корпуса явно обнаружатся отверстия для «пуговок», на которые крепится ремень. Купленные «пуговки»( я надеюсь, Вы купили металлические с шурупом) просто вворачиваются в эти отверстия. А если отверстия «разбиты», не беда. Несколько щепочек, суперклей и вворачивайте. Зацепится «намертво».(рис.7).
Рис. 7. «Пуговки» (антабки) а. передняя; б. задняя; В общем то и всё. Собирать гитару, настраивать и играть.
Да, а ещё можно вальяжно дать те же советы другим гитаристам группы и Вас долго будут избегать подколки про «тупого басиста»… Надо полагать, из чувства благодарности.
Удачи!
[ Редактирование 20.08.2013, 07:35 ] | Наверх | |
Басист Кайф | 04.02.2007, 21:39 | |
| Я играю на басу. Хочешь, справку принесу?
Зарегистрирован: 31.01.2007, 15:19 Местонахождение: Москва Сообщений: 14978
| 1. В магазинах продаётся фольговый скотч. В хозяйственных. Не ебитесь с клеем, вредно,долго, неудобно. 2. Под гайку анкера иногда можно подложить шайбу. 3. Колки на совковых басах вовсе не такие плохие. Если не очень изношены - смазать и прочистить. Можно играть. 4. Подставку для струнодержателя нехорошо делать из фаенеры. Потрудитесь достать кусочек деревяхи. 5. Скоро пришлю схемы распайки.
А вообще - автор молодец!!! | Наверх | |
labuxlabux | 25.10.2009, 22:11 | |
| Гость | Уважаемый автор! Поскольку струнодержатель на Вашей гитаре предназначен для грифов с более широкой пяткой, то без переделки оного(струнодержателя) не обойтись. Я сам лично всю эту канитель прошёл.(от урала остался только гриф, да и то бошку запилил под фендер, корпус сделал из фанеры) Подставку для струнодержателя лучше сделать из металла ИМХО, хотя можно и из твёрдой пластмассы(у меня пластик) А так полный респект | Наверх | |
[dms-71] | 12.02.2013, 09:51 | |
| ID пользователя #1303 Зарегистрирован: 28.08.2009, 12:01 Местонахождение: Новосибирск Сообщений: 4257
| Сделайте предуведомление, что данная статья является актом пионерии и не хорошо так делать.
--- Я ВКонтакте Моя почта - dms-71(A)yandex.ru | Наверх | |
Веня | 12.02.2013, 10:28 | |
| ID пользователя #2633 Зарегистрирован: 01.07.2011, 09:20 Местонахождение: Минск Сообщений: 1525
| Выпилите статью нафиг с форума,а то её кто-нибудь как призыв к действию позиционирует
Куплю втулки musima | Наверх | |
swin | 19.08.2013, 18:14 | |
| ID пользователя #3452 Зарегистрирован: 21.10.2012, 13:43 Местонахождение: Воронеж Сообщений: 3738
| Как правильно, точнее как принято называть этот басс? Аэлита или Кавказ? это ж ОН! Кавказ. Почему Аэлита?
Песенки [link]
| Наверх | |
m.a.k.1 | 19.08.2013, 19:25 | |
| ID пользователя #3842 Зарегистрирован: 12.05.2013, 14:21 Местонахождение: Королёв Сообщений: 968
| а что такое ЗАДНИЙ порожек? | Наверх | |
Uncle Sascha | 19.08.2013, 19:43 | |
| ID пользователя #2912 Зарегистрирован: 22.12.2011, 11:05 Местонахождение: Казань Сообщений: 5498
| Нормальная такая реакция через 6 лет! Да, народ у нас неторопливый... | Наверх | |
m.a.k.1 | 19.08.2013, 20:57 | |
| ID пользователя #3842 Зарегистрирован: 12.05.2013, 14:21 Местонахождение: Королёв Сообщений: 968
| на даты никто не смотрит. | Наверх | |
leopold | 20.08.2013, 05:26 | |
| ID пользователя #2616 Зарегистрирован: 19.06.2011, 16:49 Местонахождение: Котельнич, Кировская обл. Сообщений: 2420
| УЖАС !!!
| Наверх | |
swin | 20.08.2013, 07:48 | |
| ID пользователя #3452 Зарегистрирован: 21.10.2012, 13:43 Местонахождение: Воронеж Сообщений: 3738
| Времена меняются и мы меняемся вместе с ними... 05.02.2007 - А вообще - автор молодец!!! (БК) 20.08.2013 - УЖАС !!! (leopold)
Знатоки, никто не ответил мне - так это Басс-Кавказ?
Песенки [link]
| Наверх | |
leopold | 20.08.2013, 07:51 | |
| ID пользователя #2616 Зарегистрирован: 19.06.2011, 16:49 Местонахождение: Котельнич, Кировская обл. Сообщений: 2420
| Да. Это был бас Кавказ. | Наверх | |
Басист Кайф | 20.08.2013, 07:56 | |
| Я играю на басу. Хочешь, справку принесу?
Зарегистрирован: 31.01.2007, 15:19 Местонахождение: Москва Сообщений: 14978
| Статья висит ностальгии ради. Уведомление сделано. Да, цели и задачи со временем сильно меняются. | Наверх | |
swin | 20.08.2013, 07:58 | |
| ID пользователя #3452 Зарегистрирован: 21.10.2012, 13:43 Местонахождение: Воронеж Сообщений: 3738
| А так?
Песенки [link]
| Наверх | |
Модераторы: violet, EjiK, Басист Кайф, Я-Ха, Izol, SPA, shlepakoff, byte_crow
|
|
Powered by e107 Forum System
|
|
Вы должны войти, чтобы отправлять комментарии на этот сайт - пожалуйста, либо войдите, либо - если вы еще не зарегистрированы - щелкните здесь, чтобы зарегистрироваться
Сhelya26.10. : 19:10снова немного нетематическое, но про историю. вторая часть видео про историю отдельных малоизвестных мест России (первое публиковал на прошлой неделе). Может интересно будет. Буду признателен за просмотр, лайк и т.д. [link]Осталась ещё одна часть и я снова вернусь к видео про тематические гитары :)
Austin26.10. : 17:36Tasmansky, добро пожаловать в нашу палату!))
Cерый25.10. : 20:24Ув.Tasmansky,,в разделе ,,разговоры за жизнь,, есть подраздел ,,знакомимся,,.Это так,для справки.Добро пожаловать.
Tasmansky25.10. : 16:46под псих. проблемами подразумеваю депрессию, апатию, выгорание и прочее Если что
Tasmansky25.10. : 16:11Признаю, увлёкся сугубо в личных блогерских интересах изучить, опробовать и рассказать с юморком ;) (хотя с последним есть псих. проблемы). Что как оно выйдет, покажет время. Никого обижать не намерен, по натуре я чудик ;P хых
Tasmansky25.10. : 16:11Увлёкся коллекционированием Советских гитар и не только из-за (если без мата) удивления от того факта что в СССР производился такой богатый ассортимент электромузыкальных инструментов, каждый из которых по своему уникален, но о которых мало кто знает
Tasmansky25.10. : 16:11Чтож, вот и дошли руки до регистрации на сайте. Решил поздороваться. Приветствую товарищи. Зовусь я Адам Смиттич (не люблю светиться из-за негативной стороны популярности в виде преследования фанатами)
RUSLAN24.10. : 05:44Спасибо БОЛЬШОЕ! Всем Мира и Добра!
StariyDed23.10. : 10:28С Днём рождения, Руслан! От души желаю здоровья, долгих лет счастливой жизни, успехов в делах, благополучия - Вам, Вашим родным и близким!
robat21.10. : 13:58Посмотрел первую часть. Мне понравилось. Люблю исторический контент. Но Вам стоит поработать над произношением, и над балансом зк: женский голос звучит громче мужского. Жду следующие части)
Сhelya20.10. : 12:32Тут немного не тематическое (скорее совсем не тематическо, но всё-же немного про историю). Я тут сделал видео (первое из трех) про места, которые мне во многом родные. Про историю и географию. Буду признателен, если посмотрите, поделитесь с кем-нибудь. Надеюсь, что интересно получилось [link]
SPA20.10. : 07:27с круглой обмоткой
gogogypsy19.10. : 23:33прочитал в музеуме интересное высказывание, на страничке орфеус рекорда -
" инструмент эксплуатировался только с кондовыми отечественными плосконавитыми струнами, которые, согласно широко распространённому дебильному суеверию, якобы "имеют большее натяжение, нежели обычные"
как понять, о каких обычных идет речь?
nikitaokean18.10. : 21:37Lyapa, смотря какие пластинки. Если, например, какой-нибудь Игорь Тальков, то она действительно ничего не стоит... А так можете в какой нибудь магазин винила продать или на мешке поставьте, если вам авито не нравится...
|
|
|