Тоника vs Тоника. Лицом к лицу.
Басист Кайф, 10.10.2011, 08:53

Время продолжать описание этих экстравагантных бас-гитар.

Уже давно я обещал статьи, а именно - когда написал вот эту: [link] . Теперь я восстановил ещё две бас-гитары "Тоника" и решил написать "двойную" статью.

Итак, на красном знамени РСФСР (оригинальном, 1988 года, складского хранения!), пришедшем на смену верному дивану, встречаются две красавицы:





Ой, сорри - ошибся фоткой! Это тоже красавицы, но немножечко не те. Вот:





Сверху: Свердловская бас-гитара "Тоника" ранних выпусков. Снизу: Ростовская бас-гитара "Тоника" ранних выпусков. Почему ранних? Очень просто: в Свердловске басы Тоника делали только до начала 80-х вообще, а в Ростове ещё вовсю щедро вручную оклеивали пикгард белым изысканным кантом.


В красном углу ринга - ростовчанка.Инструмент выглядит очень изящно. Тонкий корпус со скруглёнными гранями, без анатомических вырезов, хищная окантованная голова грифа, радикально чёрный корпус и красный революционный пикгард. Ассоциации? Да без вариантов: "КРАС-НО-Е НА ЧЁР-НОМ!! УУ-У! АА-А!" Гитару хочется именно схватить, на сцену вылететь коршуном и что-нибудь запилить.





Гитара оснащена двумя ростовскими датчиками со сплошным магнитоводом. Катушки замотаны в промасленную бумагу, что на звуке сказывается сугубо положительно. А вообще, её внутренний мир хорошо обследован здесь: [link] . Темброблок - стандартный.





Гриф - узкий, 22 лада, лады советские обыкновенные. Инкрустирован точками. Голова грифа кантованная, анкер выведен в голову грифа и являет собой декорацию, то есть не работает. Закрыт колокольчиком из полированной нержавейки. Колки - стандартные советские басовые, 4х1. Без втулок. Нулевой лад присутствует. Накладка инкрустирована продольными пластиковыми белыми полосами, что мне по нраву.





Струнодержатель - зацеп и бридж. Бридж пластиковый. Металлическая крышка обязательна - без неё инструмент смотрится гораздо слабее. Вывода заземления нет, так что приходится класть сверху.





Гнездо для шнура под СГ-3 выведено в торец деки. Бытует мнение, что это неудобно, но взяв как-то по очереди обе Тоники на репу я выяснил, что сие - очень возможно - имело целью заставить музыкантов во время перекуров не ставить подключённую гитару к комбику, а вынимать шнур - и, соответственно, выключать усил. Ибо часто гитару, уходя, прислоняют прямо к комбику и уходят, не заметив слегка нарастающий гул. Когда усилитель через минуту вовсю визжит, это страшно.









Некплейт инструмента сохранился, но надписи пали жертвой времени.

Что в итоге? Стильная бас-гитара со слабым грифом, перешедшим по наследству на Орджоникидзевскую модель. Гриф узок в шейке, но не толст в обхвате. Гнётся легко, так что струны рекомендуются тонкие. Удобство игры - соответствующее. Звук: при подключении обоих датчиков даёт рычащий, агрессивный, с нехваткой низов звук. Читаемость хорошая. Шума, как всегда, хотелось бы поменьше.

***

В синем углу ринга - свердловчанка. Интересно, что при почти тех же габаритах гитара выглядит немного более широкой. Возможно, в этом "виноваты" расцветка - зелёный бёрст - и гораздо менее радиусные скругления деки. Расцветка - наркоманская. Чёрно-зелёный корпус и шикарно окантованный жёлтый искристый пикгард. Дополняет эту скотскую радугу белое перо грифа и кричащий хром фурнитуры. Ядовитая зелень и форма порождает недоумённую ассоциацию "Крокодил Гена, блин..."

Привыкнув к цветам, понимаем, что гитара в общем очень симпатичная. Качество сборки радует глаз: в пикгарде выемки для датчиков, так на боку датчиков винтик, которым крепится крышка - и в пикгарде сделана маленькая засечка! Сверху на пикгарде надпись, гравированная в верхнем слое и залитая краской. Струнодержатель: бридж, знакомый по Уралбасу, стоит на прикрученной к корпусу пластине, а зацеп конструктивно выполнен с крышкой единой деталью. Крышка-зацеп получился очень массивным и солидным.





Гнездо выполнено в обечайке, в "удобном" месте. Датчики - два "ранних" уралбасовых сингла в хромированных корпусах, без отдельных магнитоводов. Очень хорошие датчики! Практически не заводятся и не фонят. Люблю их.





Особо можно обратить внимание на ручки резисторов. Более-менее опытный коллекционер сразу определит, откуда тут "ноги растут". Учились делать гитары свердловчане явно у немцев, точёные хромированные ручки вообще "слизав" один в один. НУ, почти один в один.









Гриф - 22 лада, инкрустирован полосками. Склонен к изгибу, слаб анкером и вообще проблемен. Обращаться очень аккуратно! Анкер в общем рабочий, сломать легко, выведен в голову грифа и прикрыт пластиковым колокольчиком, на одном шурупе, чтобы можно было не снимать, а отодвинуть. Сверху покрыт пластиком молочно-белого цвета. Колки - стандартные 4х1, с точёными втулками. Нулевой лад в наличии.





Темброблок - урезанный вариант стандартного "ростовского" (который изначально был разработан, кажется, в Виннице). Оставлен один регулятор громкости и варитон.





Отдельно упомянем "изюминку" уральских мастеров. Антабка для ремня на верхнем роге выполнена телескопической. Что позволяет балансу инструмента из и так неплохого стать вообще хорошим. Странно, что на позднем уже относительно Тоникабаса стандартном басу "Урал" эта идея была похерена. Хотя нарекание есть: основание телескопической антабки имеет недостаточную длину заглубления в корпус и, так как держится без клея, расшатывается довольно быстро, понуждая исполнителя забивать её на место ладонью. В общем, требует соединение хорошего клея.





Некплейт - традиционно на "Уралы" и "Тоники" эти ставили ну очень живучий. Практически не стирался. Гитара несёт на нём гордый знак качества, название гитары и номер. Важно название модели: ЭГБ-805.





Итог: очень красивый бас, с массивным корпусом, удобным грифом, хорошей электроникой. Варитон позволяет получить несколько характерных вариантов звучания, из коих на мой взгляд самый универсальный - с задействованием обоих датчиков. Жирный звук с неплохим сустейном, очень сбалансированный. По общему впечатлению, на первом УФФе убрал Ирис-бас и Музима V/2 бас. Что неудивительно. Да, китайцы вообще идут по звуку явно лесом. Большими шагами.









Что в результате? По звуку оба инструмента хороши. За счёт большей универсальности, глубины низов и меньшего уровня шумов победа за Свердловском. По сустейну, СЧ/ВЧ - ничья. По внешнему виду - Ростовчанка впереди. По удобству игры - Свердловчанка. Качество сборки... после мощного свердловского апперкота Ростов стремительно летит на пол. Дело в том, что лады заметно менее аккуратно обработаны, гриф вообще сидит криво - обратите внимание, как над ним идут струны.





Свердловская Тоника-бас была взята мною на первый "Урал forever festival" и показала себя с самой лучшей стороны.

Завершим обследование: самая первая (и пока не освещённая, к сожалению, в статьях) Тоника-бас была разработана в Питере. После этого проект был передан, на мой взгляд, в Ростов. Там инструмент был модернизирован под имеющиеся возможности и осрбенности производства (в частности, под Винницкие темброблоки). После чего проект был дан Свердловску и Орджоникидзе. Южане, не мудрствуя лукаво, варьировали только датчики (а чтоб совсем не стыдно было, добавили лад, в итоге сильно прослабив гриф). В Свердловске решили не торопиться и скрестили проект с Музимой. Почему я считаю, что сначала был Ростов: на Свердловске - урезанный вариант Ростовского темброблока стоит, что намекает нам на преемственность.

Что из этого получилось - теперь представлено на Ваш суд.

Ростовская Тоника будет со мной на Втором "Урал forever festival", где все желающие смогут оценить её звучание "в деле".

Всем спасибо, всем удачи, Ваш БК. Сэмплы будут!

Re: Тоника vs Тоника. Лицом к лицу.
leopold, 10.10.2011, 08:59

Зеленая хороша !!!

Re: Тоника vs Тоника. Лицом к лицу.
Я-Ха, 10.10.2011, 09:05

Вано!! Статей где?? Думаешь, сисьге в начале вывесил и себя, любимого, в конце - и можно без слов? Где описание темброблоков? Где датировка? Где сравнение по эргономике и функционалу? Где семплы?

Re: Тоника vs Тоника. Лицом к лицу.
Басист Кайф, 10.10.2011, 09:51

Блин, написать дайте!!!! Постить тут начали, блин!!!!!!!

Семплы сегодня попробую снять, если жена согласится помочь.

Re: Тоника vs Тоника. Лицом к лицу.
Басист Кайф, 10.10.2011, 10:05

Просьба других админов пофиксить ссылки - у меня их прокси сокращает. Первая - на статью про Владикавказскую Тонику, вторая - по восстановлению той самой Тоники в "Творчестве".

Re: Тоника vs Тоника. Лицом к лицу.
Я-Ха, 10.10.2011, 10:18

Айван, так что там с темброблоками? Какие позиции? На Ростове, кстати, схема чисто MUSIMA'вская, там никакого "плавного обреза частот" сроду не было, просто ДВЕ громкости.

Re: Тоника vs Тоника. Лицом к лицу.
Басист Кайф, 10.10.2011, 10:21

Схемы я не срисовывал, а на видео перед тем, как сыграть, я простучу датчики. Только у Свердловска, ибо у Ростова схема оказалась полурабочей. Радует, что в очень удачном положении...

Re: Тоника vs Тоника. Лицом к лицу.
Price85, 10.10.2011, 12:59

Что-то мне сильней Ростовскую тонику-бас захотелось.
За статью спасибо.

Re: Тоника vs Тоника. Лицом к лицу.
byte_crow, 10.10.2011, 21:58

Басист Кайф

Ростовская Тоника тут не ранняя, на ранних как раз не было канта и "полосатой" накладки грифа.
Свердловская зеленая здесь тоже не сказать чтоб ранняя - где-то середины их выпуска.

Re: Тоника vs Тоника. Лицом к лицу.
Басист Кайф, 10.10.2011, 22:32

Да ну? С полосами на гриф у меня другое инфо.
А Свердловск тут явно до "упадка". Символ его - отсутствие пластикового покрытия башки грифа.

Может быть, я и вправду зря обозначил голословно временные рамки...

Re: Тоника vs Тоника. Лицом к лицу.
byte_crow, 10.10.2011, 22:45

Вот тут у тебя по первой ссылке как раз ранняя ростовская Тоника-бас: [link]
А самые поздние - они точно такие же как в этой статье, но без полосок на грифе. Эти с полосками и кантом пикгарда- самые распространенные, так как дольше всего получается их в таком виде выпускали.

Re: Тоника vs Тоника. Лицом к лицу.
Басист Кайф, 10.10.2011, 22:47

Фигу тебе, там Владикавказ!

Re: Тоника vs Тоника. Лицом к лицу.
byte_crow, 10.10.2011, 22:50

Там хоть немного это видно на некплейте?

Re: Тоника vs Тоника. Лицом к лицу.
Я-Ха, 11.10.2011, 03:16

Вскрой темброблоки. Для дела надо.

Re: Тоника vs Тоника. Лицом к лицу.
Басист Кайф, 11.10.2011, 06:37

У Ростова смысла нет, с другой гитары взят.
Свердловск так и быть, вскрою.

Re: Тоника vs Тоника. Лицом к лицу.
, 11.10.2011, 06:42

Хреновость Ростовского грифа в том, что его не красили, а натягивали на него пластмассу как презерватив. Причем уже после установки ладов! Затем отшкрябывали с накладки пластик. За счет этого накладки часто убитые уже с завода. Гриф всегда на тон отличается по цвету от деки, ведь её нормально красили полиэфиром. Этот пластик никогда не трескается и не скалывается, разве что около торца лада, где после усыхания дерева лад начинает выпирать с торца грифа. Ударопрочный какой-нибудь полиуретан что-ли? Непохож! И если под ним начинается какая-нибудь гадость с деревом, то об этом можно вообще никогда не узнать, не сняв пластик. А начинаются проблемы уже с нанесения этого пластика - дерево говнится, становится более рыхлым, его акустические свойства и без того не самые лучшие соответственно тоже. В половине случаев каблук грифа держится только за счет этого пластика. То же самое с головой грифа. Пионеры сетуют на то, что оголив от покрытия гриф, его наборная голова оказывается рассохшейся и если не имеет видимых признаков, то расклеивается при первом натягивании струн. Я еще не видел ни одного прямого грифа Тоники ЭГ или БАС, чтобы он был прямым даже без струн! Причем обиднее всего, когда такой гриф стоит на ольховой деке. Думаешь вот будет саунд, с такой доски, а оно не тут-то было! Потому что гриф "мертвый"! Не гриф, а муляж грифа.

Re: Тоника vs Тоника. Лицом к лицу.
, 11.10.2011, 07:09

А поздний ли Свердловск? Весьма двусмысленно можно воспринять фразу "Поздний". Поздний относительно деятельности фабрики? Поздний отностиельно Выпуска модели Тоника-Бас? Вот в чем загвоздка: На всех Тониках-Бас Свердловской фабрики Стоит Бридж от Уралбаса, Который является 4хструнной модификацией 6ти струнного бриджа, который в свою очередь был скопирован с YAMAHA. Урал проектировался в каких годах? Получается что на 5 лет позже Тоники. Откуда на Тонике Ураловский Бридж, если она делалась раньше Урала?

Re: Тоника vs Тоника. Лицом к лицу.
, 11.10.2011, 07:18

БК спасибо за статью и сисы
rip616, спасибо за инфу

Re: Тоника vs Тоника. Лицом к лицу.
, 11.10.2011, 08:16

И еще одно фото свердловской, чтобы всех до конца запутать:



Re: Тоника vs Тоника. Лицом к лицу.
Басист Кайф, 11.10.2011, 08:22

Пионеринг в виде джека на панцире детектед. Так что кто его знает, что там ещё напаяли?
А цвет знатен!

Re: Тоника vs Тоника. Лицом к лицу.
byte_crow, 11.10.2011, 08:28

Согласен, непохоже чтоб пикгард этот родной был. И следов надписи "Тоника" не наблюдается...

Re: Тоника vs Тоника. Лицом к лицу.
, 11.10.2011, 11:42

Владелец "еще" только вынул из неё "баян", я спрашивал его про номер, он оказался 9625.

Re: Тоника vs Тоника. Лицом к лицу.
kaver, 11.10.2011, 13:48

Пикгард вполне родной у меня тоже надписи "Тоника"нет.
А вот датчики сомнительные для этой модели




Re: Тоника vs Тоника. Лицом к лицу.
, 11.10.2011, 15:36

Так почему же сомнительные, всё же по ГОСТу)

Re: Тоника vs Тоника. Лицом к лицу.
byte_crow, 11.10.2011, 17:27

kaver Цитата ...

Пикгард вполне родной у меня тоже надписи "Тоника"нет.
А вот датчики сомнительные для этой модели




Ладно, с надписью ясно. Но там даже меток варитона вроде не видно. Совсем как-то несолидно сделано...

Re: Тоника vs Тоника. Лицом к лицу.
Басист Кайф, 11.10.2011, 21:58

Могла быть стёрта краска. Тогда видно только очень-очень вблизи.

Re: Тоника vs Тоника. Лицом к лицу.
kaver, 12.10.2011, 07:19

byte_crow Цитата ...

kaver Цитата ...

Пикгард вполне родной у меня тоже надписи "Тоника"нет.
А вот датчики сомнительные для этой модели




Ладно, с надписью ясно. Но там даже меток варитона вроде не видно. Совсем как-то несолидно сделано...


Незабываем, что это 1977 год и это область пикгарда, которую басисты особо активно трут, своими пальцами дергая струны, вот надписи и стерлись, да ещё и отполировались за 30 лет.

Re: Тоника vs Тоника. Лицом к лицу.
Nik, 12.10.2011, 09:09

Очень не на всех Тониках надпись была.

Re: Тоника vs Тоника. Лицом к лицу.
Izol, 12.10.2011, 19:02

Очень оптимистично по поводу китайцев.

Re: Тоника vs Тоника. Лицом к лицу.
lpman, 12.10.2011, 20:01

У моей Свердловчанки гриф с точками а не с полосками.


а номер четырехзначный, хотя я тут где то видел и пятизначные номера. Получается из ранних?




Re: Тоника vs Тоника. Лицом к лицу.
byte_crow, 12.10.2011, 20:30

Да скорее из поздних, если учесть, что их около 10 тыс сделали.

Re: Тоника vs Тоника. Лицом к лицу.
stradivari72, 28.12.2011, 05:24

А ТБ у свердловчанки то был вскрыт?

Re: Тоника vs Тоника. Лицом к лицу.
Тот_самый_АМ, 13.05.2012, 22:04

Басист Кайф Цитата ...









Давно хотел сделать подобную фотографию, только ЭГ:


Re: Тоника vs Тоника. Лицом к лицу.
stradivari72, 14.08.2012, 09:10

БК, а могешь ручку варитона померить высоту и диаметр шляпы) а то чую не усну)

Re: Тоника vs Тоника. Лицом к лицу.
, 13.01.2014, 09:52

господа, а есть ли у кого схема ростовской (или орджоникидзовской помойму схемы одинаковы) БАС гитары ТОНИКА, нужна распвйка варитона ну или какой марки там галетник стоял?

Re: Тоника vs Тоника. Лицом к лицу.
stradivari72, 09.05.2014, 17:25

Тот_самый_АМ Цитата ...

Басист Кайф Цитата ...









Давно хотел сделать подобную фотографию, только ЭГ:




Re: Тоника vs Тоника. Лицом к лицу.
djdollar, 26.04.2015, 12:50

Добавлю свою пионерку - пока что пикгард, бридж (его подобие), нулевой порожек и темброблок просятся под замену.
Но надеюсь привести в порядок.
Гриф, на удивление, не ведёный. Лак пооббит, но не смертельно.



Re: Тоника vs Тоника. Лицом к лицу.
ZeLiBoBBer, 26.04.2015, 13:10



Re: Тоника vs Тоника. Лицом к лицу.
djdollar, 26.04.2015, 14:12

Я не уверен теперь...
Здесь в начале темы такой гриф за свердловский выдают, вроде, я и не сомневался.

Re: Тоника vs Тоника. Лицом к лицу.
plan_b, 26.04.2015, 15:20

Есть пепельница и зацеп для струнн оригинальные басовые, кому надо могу обменяться на отвертку иолановскую

Re: Тоника vs Тоника. Лицом к лицу.
ZeLiBoBBer, 26.04.2015, 15:29



Re: Тоника vs Тоника. Лицом к лицу.
djdollar, 26.04.2015, 16:07

цвет - берст бордовый уходит в черный. пикгард - новодел из трехмиллиметрового белого пластика - от времени (этому новоделу лет 6-7, как минимум) стал немного желто-кремовым.
Фоток наделаю нормальных завтра - сегодня на мобильник щелкнул. некплейта нет - прежний хозяин его оторвал пассатижами, по его словам. Вообще он у меня в Волгограде стоял с момента, как он мне достался, вот только вывез его к себе в подмосковье. В Волгограде еще "лысая"тоника-ритм стоит, там только гриф и дека, остальное было снято. Звучки на этом басу родные, а вот крышки ободраны от хрома и покрашены в черный из баллончика, как и струнодержатель. Думаю попробовать отмыть от краски и в гальванику на работе отдать...
Под "типа бриджем" стоит пластина со шпильками от оригинального бриджа, расстояние между шпильками 70мм, высоту не мерил, навскидку 10-15мм

Re: Тоника vs Тоника. Лицом к лицу.
Mozi, 26.04.2015, 16:11

Тоника хороша! Я ее в чехол засуну, через две недели начинаю по ней скучать........ Но почему они анкер спрятали? - непостежимо!

Re: Тоника vs Тоника. Лицом к лицу.
djdollar, 26.04.2015, 16:41

Как "спрятали"? У меня в голове грифа гайка, даже регулирует чутка

Re: Тоника vs Тоника. Лицом к лицу.
Mozi, 26.04.2015, 18:30

djdollar Цитата ...

Как "спрятали"? У меня в голове грифа гайка, даже регулирует чутка


Так то на басу

Re: Тоника vs Тоника. Лицом к лицу.
djdollar, 27.04.2015, 13:56

Да, точно, протупил. Ритм я ещё не перетащил к себе в Пущино, пока в волгограде стоит. Ди и то, боюсь, что это чисто в обменник - там пакет с фурнитурой ещё до меня потеряли, а пикгард треснутый и царапанный.
Так, вот моя "Пионерка" почётче и покрупнее -
Кто она, свердловчанка, или ростовчанка, или, страшно подумать, - Франкенштейн?














Re: Тоника vs Тоника. Лицом к лицу.
ZeLiBoBBer, 28.04.2015, 21:35



Re: Тоника vs Тоника. Лицом к лицу.
djdollar, 29.04.2015, 06:18

Я правильно вижу, что у верхней анкера нет???
У меня тут всплыла мысль - пикгард, который у меня стоит, имеет вырез под гриф, не совпадающий с грифом - может, гриф неродной, и тогда он ростовский.
У ростовских тоник бывают вытянутые метки на ладах?

Re: Тоника vs Тоника. Лицом к лицу.
ZeLiBoBBer, 29.04.2015, 09:25



Re: Тоника vs Тоника. Лицом к лицу.
djdollar, 29.04.2015, 12:49

Отверстия есть, два по бокам. Одно, справа, видно, левое, почему-то отсвечивает так, что его не заметно.
Электроника есть в Волгограде - отдали в пакете галетник и спаянный с ним переменник.

Вижу, что, скорее всего, гриф у меня ростовский. Но фурнитура на деке явно свердловская, - крокодил это...

Re: Тоника vs Тоника. Лицом к лицу.
djdollar, 30.04.2015, 09:44

Ребят, а есть у кого детальные фото бриджа на свердловскую бас-тонику?
В идеале бы полностью в разборе.
Попробую изготовить, что-ли...

Re: Тоника vs Тоника. Лицом к лицу.
сэмуэль, 27.06.2015, 21:59

а вот так смотриться тоника в синем притом из ранних как понимаю крепление грифа на 4 шурупах ( не пвторяйте чужих ошибок



Re: Тоника vs Тоника. Лицом к лицу.
Necrolust, 06.08.2020, 13:44

Пока сюда размещу. Вчера пришла мне эта малышка. Уже проскакивала здесь, в теме номеров и в теме объявления из других источников. Полностью комплектная, с телескопической антабкой. Почти не поцарапанная. Но гриф адской дугой и гнездо рассыпалось - пластик раскрошился при вынимании переходника. Поставил нормальные струны, поиграл - звук ОЧЕНЬ понравился. Хотя похож на 510Г. Управление тоже понравилось. Настоящий plug n play. Не понял только, как крутить анкер. Там нужен что ли торцовый ключ накидной на шестигранник или что?