"Сосны да туман..."
Я-Ха, 26.07.2017, 03:29




СОСНЫ ДА ТУМАН…

Ныне вашему вниманию представляется моя скромная попытка систематизации данных по производству электрогитар на Борисовской ордена «Знак почёта» фабрике пианино им. 50-летия КПБ, входившей в Белорусское производственное объединение музыкальных инструментов, подчинявшееся Министерству местной промышленности БССР.
Как всегда, я должен оговорить, что все даты и хронология типологических изменений производства интересующих нас изделий в данном обзоре получены эмпирически, по базе данных, явно не удовлетворяющей критериям объективного научного анализа в силу своей дискретности (было освидетельствовано немногим более 200 инструментов). Если по-простому, то вся эта периодизация является в большой степени моим произволом и не стоит удивляться, если в своих закромах вы обнаружите инструменты, очевидным образом выламывающиеся из данной структурной сетки – это является естественным следствием непрозрачности ваших коллекций. Я давно поднимал вопрос об обязательном сканировании частных собраний, но, к сожалению, инертность основной массы форумчан делает это невозможным. В общем, если что-то не так – сигнализируйте. По мере накопления критической массы корректировок я внесу в этот обзор необходимые изменения.
NB. Делая этот материал я не ставил перед собой задачи рецензирования собственно инструментов, анализа их музыкальных свойств и качеств, рассмотрения материалов и конструкций – всё это можно более подробно узнать из статей на сайте.




На Большой Земле (РСФСР) начало производственного электрогитарного бума пришлось на 1970 год, региональные же власти среагировали чуть позже. Начало выпуска электрогитар на Борисовской фабрике, располагавшейся по адресу: ул. 30 лет ВЛКСМ, дом 36, можно с большой долей вероятности отнести ко второй половине 1974 года. Первой ласточкой стала вполне добротная копия изделия чехословацкого музыкального концерна JOLANA – знаменитой «пятёрки» Star V, пришедшей на смену легендарной Futurama в 1962 году. Сама по себе эта разработка Йозефа Ружички является крайне удачным инструментом: при укороченной (580 мм) мензуре и несколько «карликовых» габаритах это – полноценный боевой топор, подходящий для большого числа музыкальных стилей.

JOLANA Star V


Самые первые образцы гитары, получившей типовое название «Ритм-Соло» арт. 212-БЛ, повторяли прототип даже в цветовой гамме – красный корпус и гриф под бесцветным лаком. На белом пикгарде монтировалась схема из двух ленинградских синглов «за 9 рублей» (что нашло отражение на картинке в супрематическом стиле на обложке инструкции к инструменту), трёхпозиционного галетного селектора датчиков, общего тона и мастер-громкости. Анкер на ранних изделиях отсутствовал, зато скобообразный ретейнер был воспроизведён. В качестве колковой механики использовались планки с силуминовыми штоками производства Ленинградской фабрики им. Луначарского. Скопированы были также деревянный бридж, высокие металлические антабки и струнодержатель-тремоло (видимым отличием последнего от оригинала является прямая кромка струнозацепа). Ручки регулировки изначально копировали ручки «Аэлиты», выпускавшейся Ростовской баянной фабрикой, единственным отличием является способ их крепления к потенциометрам: баянные насаживаются на шток через капроновый вкладыш-муфту, а борисовские фиксируются при помощи обрезков плоской пружины.













Обложка паспорта "Ритм-Соло"


Деревянный бридж


Тремоло чехословацкое: нижняя кромка зацепа углом


Тремоло белорусское: нижняя кромка зацепа прямая


Тремоло армянское: нижняя кромка зацепа полукруглая




Довольно скоро, впрочем, революционный красный цвет сменился традиционным для пианино траурным полиэфиром, а гриф обрёл анкер. Пикгарды стали изготавливаться из красного или зелёного целлулоида, крышка анкера стала дублировать аналогичную деталь ростовских электрогитар, а датчики сменились синглами Львовского завода электроизмерительных приборов «Микроприбор» (к слову, скопированных с чехословацких звукоснимателей Brilant). В таком виде «Ритм-Соло» выпускалась до второй половины 1975 года, когда ему на смену пришла новая инкарнация.







Верхний порожек изготавливался из того же пластика, что и пикгард









Обновлению изделия поспособствовали межрегиональные связи: для упрощения производства Борисовская фабрика пианино заключила договор с Винницким Центральным конструкторским бюро информационной техники на поставку темброблоков в сборе. ЦКБИТ уже имел опыт производства подобных устройств для Черниговской фабрики музыкальных инструментов им. П. П. Постышева, поэтому схема была бесхитростно позаимствована у черниговского «Ритма» – клавишный селектор на основе микровыключателей МП11В (верхние клавиши включают соответствующие датчики, нижние отвечают за обрез НЧ и ВЧ) и верньер громкости, имеющий маркеры – белый («соло») и жёлтый («ритм»). Звукосниматели «Микроприбор» сменились синглами Львовского завода «Физприбор» в обтекаемых корпусах.

Вторая версия "Ритм-Соло"


Маркеры грифа из зелёного перлоида


Клавишный "баян" и верньер громкости


Темброблок


Наклейка ЦКБИТ


МП11В


Черниговский "Ритм" с аналогичным темброблоком







Во второй половине 1976 года изменения затронули и внешний вид – крышка анкерной гайки приняла «ростовскую» форму, а корпуса стали фанеровать шпоном красного дерева. Если для габаритных пианино подобная отделка достаточно естественна, то на гитарах, пожалуй, смотрится излишне «мебельно». В таком виде гитары выпускались до начала 1977 года. К слову - борисовские производители особо не заморачивались: обе инкарнации «белорусской Futurama» комплектовались одним паспортом (примерно как на фабрике им. Луначарского деревянные и пластиковые "Арктопы").

Мебельный дизайн








"Ростовская" крышка анкерной гайки



1976 год принёс и обновление модельного ряда – в канун 60-летия Великой Октябрьской социалистической Революции коллектив фабрики разработал и внедрил сразу два новых изделия – долгожданный «Бас» арт. 216-БЛ и «Соло-Ритм» арт. 230-БЛ.

Белорусский "Бас"


Третья инкарнация борисовского "Ритм-Соло" – "Белорусская "Аэлита"



«Бас», судя по всему, является переосмыслением классической басс-гитары восточногерманского концерна MUSIMA V/2 – по крайней мере абрис корпуса, мензура (800 мм) и схема что-то изрядно напоминают. Голова грифа является парной к «белорусской «Аэлите» и снабжена такой же крышкой анкера «в ростовском духе». Колки – Алапаевские бассовые, с небольшими аккуратными втулками. Схема, как уже говорилось выше, является калькой с немецкой: потенциометр баланса между датчиками и общая громкость. Струнодержатель представляет собой солидный зацеп, прикрытый массивной «пепельницей». Можно также отметить эволюцию ручек регулировки – изначально они наследовали «белорусской Futurama», но довольно быстро сменились собственной наработкой – более осанистой и крупной. Вероятно, "Бас" начали изготавливать немного раньше "белорусской "Аэлиты", и ранние партии красились в чёрный цвет вместе с "белорусскими Futurama".

Голова грифа с ранней крышкой анкера


Алапаевская классика




Деревянный бридж и зацеп с крышкой


"JOLANA'вская" антабка


Простейший темброблок


Различные вариант наклеек в темброблоке




Нехитрый внутренний мир




Обложка паспорта электрогитар "Бас"


Ранний чёрный экземпляр с датчиками "Физприбор"




Вероятный прототип - MUSIMA V/2



Прообразом же для «Соло-Ритм» неожиданно стала хорошо нам известная гитара «Аэлита», созданная московским Научно-исследовательским и конструкторско-технологическим институтом музыкальной промышленности (НИКТИМП) в 1970 году и успешно внедрённая в производство на Ростовской фабрике клавишных музыкальных инструментов «Ростов-Дон». Гитара, впрочем, была капитально переосмыслена сябрами: форма корпуса была максимально упрощена и лишилась анатомических выборок, а схема, хоть и осталась прежней, вместо кнопок П2К была реализована всё на тех же клавишных блоках. Тремоло и антабки также перекочевали с белорусской «Футурамы» без изменений, лишь деревянный бридж стал слегка длиннее. Пластиковые ручки уникальные, конические с алюминиевой вкладкой. В отличие от своих короткомензурнх предшественниц, «белорусская «Аэлита» имеет полную длину мензуры 650 мм, а гриф размечен сильно вытянутыми узкими маркерами, зачастую изготавливавшимися из зелёного перлоида. Первые партии инструментов шли в том же цветовом решении: «мебельная» дека и чёрный гриф. Темброблоки в сборе с пикгардами из зелёного перлоида поставлялись всё тем же ЦКБИТом.

Голова грифа, созвучная с головой "Баса"


Ленинградская колковая механика


Маркеры из зелёного целлулоида


Антабка и тремоло, аналогичные "белорусской Futurama", увеличенный бридж и уникальные ручки


Хитрый внутренний мир


ЦКБИТовская наклейка внутри


Найдите десять отличий...



И ещё десять отличий от паспорта БелФУТУРАМЫ: как мы видим, заводской художник не стал сильно заморачиваться с коррекцией обводов корпуса и головы, а просто добавил средний звукосниматель и кнопки-крутилки.



Стоит отметить, что белорусские дерматиновые чехлы для инструментов почти точно копировали чехословацкие: единственным их отличием от оригиналов является «косой» карман.

Слева направо: "Ритм-Соло", JOLANA Alfa, "белорусская "Аэлита", JOLANA Galaxis


Белорусский "Бас"



В 1978 году произошли некоторые инновации: в темброблоках стали использоваться звукосниматели «Магнетон» Ленинградского производства, а «мебельную» отделку дек сменил довольно грубый красно-чёрный бёрст.

"Грубый закат"




"Соло-Ритм" с "Магнетонами"




"Бас" в бёрстовом окрасе с "Магнетонами"






Темброблок "Баса"



Где-то в начале 1979 года на смену Ленинградским колкам окончательно пришли наборы «Ритм» Алапаевского металлообрабатывающего завода.





Гайка анкера под шлицевую отвёртку



Но главным событием 1979 года, безусловно, следует считать появление первой белорусской электрогитары с активной электроникой: гитара «Форманта» арт. 241-БЛ несла на борту «фазэффект», устраняя необходимость в выносной педали преобразования звука.



Обложка паспорта первого тиража



В целом данное изделие достаточно любопытно. Нет сомнений, что вдохновили Борисовских лютнеров изделия кудесников страны восходящего солнца – в контурах «Форманты» явно прослеживается влияние японских инструментов типа KAWAI S-170. Гитара имеет довольно крупный корпус, темброблок, распределённый на трёх пикгардах из окрашенного с оборота чёрным оргстекла и струнодержатель-тремоло. Судя по всему, с этого момента Борисовская фабрика перешла на полное самообеспечение фурнитурой – правда, за исключением колков. Кроме того, белорусы, вероятно намаявшиеся с поиском поставщиков датчиков, явили народу секретное белорусское оружие – собственный звукосниматель «ЗЭГ», арт. 244-БЛ. Я не могу сказать, что белорусские звукосниматели по качеству затмевают украинские, но. видимо, спокойствие и стабильность в плане комплектации показались руководству фабрики более значимыми факторами. Следует отметить, что эти и все остальные белорусские звукосниматели продавались также и в розницу – для отечественных кулибиных.

Белорусское прочтение Bigsby




Звукосниматель для детей и юношества











По слухам, первые партии гитары имели унаследованный от «Соло-Ритм» деревянный бридж. Прямых доказательств этого, правда, пока не найдено, но в любом случае в том же году архаичный деревянный бридж сменился металлической вариацией тюн-о-матика с сёдлами, напоминающими сёдла ростовских роликовых бриджей. Отличить белорусские изделия легко по форме станины, наличию резьбы в отверстиях под стойки и двух дополнительных небольших отверстий с резьбой в торцевой части основания для крепления защитной декоративной крышки. Кроме того, инструмент получил новую, коронообразную крышку анкера на крупной голове без ретейнера, вытянутые маркеры ладов и крайне низкие «сплюснутые» антабки.

Бридж анфас


Бридж в профиль. Видны винты крепления крышки


Большая голова




Крышка анкера



Не все инновации можно считать однозначно удачными. Скажем Bigsby’образное тремоло в силу непродуманной конструкции создаёт слишком малый угол перелома струн на бридже, что достаточно скверно сказывается на звуке – равно как и малый угол завала головы, а антабки с очень узкой прорезью для петли ремня не обеспечивают надёжности крепления инструмента.

Антабка с узкой прорезью


Функциональный некплейт



Схема гитары состоит из трёх синглов «ЗЭГ-I» с регулируемыми винтами-магнитоводами, блока коммутации датчиков со встроенными делителями и фильтрами НЧ на среднем и бриджевом звукоснимателях, управляемого тремя правыми клавишами на тех же МП11В, общего темброблока с возможностью регулировки громкости и тембра, а также из включаемого правой клавишей блока «фазэффекта» с возможностью регулировки тембра и гейна. Эффект питается от стандартной батарейки типа «Крона», размещаемой в отсеке под креплением грифа (фрезеровка под батарейку, как правило, слегка маловата), прикрытом крупным металлическим некплейтом с указанием артикула изделия. Для работы схемы 4-й и 5-й контакты в выходном гнезде СГ-5 должны быть замкнуты перемычкой в штекере шнура. При отсутствии питания возможна эксплуатация гитары в пассивном режиме.

Источник слухов о том, что советские электрогитары оснащены пультом управления баллистическими ракетами


Звукосниматель в разборе


Выборки под электронику


К вопросу о "гитарном дереве"


Батарейный отсек



В начале 1980 года крупная форма головы грифа «Форманты» по каким-то соображениям была изменена на более острую «крысообразную». Сравнению двух типов грифов посвящено великолепное исследование от VP.

Новый стиль






Сравнение двух голов


Обложка нового паспорта со старой головой


Внутри рисунок уже скорректирован



В конце 1979 года датчиками «ЗЭГ-I», помимо «Форманты», стали комплектоваться и «Бас» с «Соло-Ритм» – правда, для них использовалась инкарнация без магнитоводов. В 1980 году в палитру цвета пикгардов баса и «белорусской «Аэлиты» вернулся красный, а в 1981 году промелькнула партия пикгардов из тёмно-зелёной искры. В конце 1980 года бёрстовая расцветка "Форманты" уступила место глухой чёрной заливке – это относится и к остальным двум моделям белорусских электрогитар – «Соло-Ритм», «Бас». При переходе на новую окраску логотип «Форманта», выполняемый методом горячего тиснения фольги, какое-то время накатывался в перевёрнутом виде. Вероятно, с этого периода электрогитары Борисовской фабрики начинают комплектоваться чехлами, пошитыми на МЭФМИ и Люберецкой "Родине".

"Бас" со звукоснимателями "ЗЭГ-I"


"Белорусская "Аэлита" со звукоснимателями "ЗЭГ-I"


Наклейка темброблока "Соло-Ритм"


"Бас" с пикгардом из тёмно-зелёной искры


Чёрная "Соло-Ритм" с пикгардом из тёмно-зелёной искры


Чёрный "Бас" с пикгардом из тёмно-зелёной искры


Чёрная "Форманта"
Из-за смены типа ручек изменилась геометрия левого темброблока



Готик-стайл


При наличии рычага с пружиной струны оборачиваются вокруг барабана
через верх, и угол перелома струн на сёдлах бриджа становится ещё меньше





Перевёрнутй логотип на голове чёрной "Форманты"


Сравнение прямого и перевёрнутого логотипов


Комплект продажи поздней "Форманты"



1982 год стал последним годом выпуска «белоруской «Аэлиты». С «Басом» ситуация несколько более неопределённая: нет никаких документальных свидетельств, что он выпускался дальше, но это означает, что на несколько лет «Форманта» стала единственной белорусской электрогитарой, что несколько странно даже для социалистической логики производства.

Где-то в начале 1982 года крупные круглые ручки темброблока «Форманты» сменились более изящными, с серебристым кольцом, а в 1984 году они уступили место похожим на те, которыми комплектовались радиоприёмники «Океан», выпускавшиеся Минским ПТО «Горизонт».



Re: "Сосны да туман..."
Я-Ха, 26.07.2017, 03:29

Оруэлловский 1984 год принёс долгожданное обновление модельного ряда. Во-первых, появилась новая басс-гитара, названная поэтически «Бас-I» арт. 253-БЛ.




Инструмент получил более изящную и относительно «современную» форму, а также активную электронику, смонтированную на пикгарде из оргстекла, окрашенного с оборота краской (как правило, белой). Верхняя антабка низкая, нижняя - вывинчивающаяся отвёртка.

Варианты расцветки пикгарда










Некплейт


Голова грифа с колками на две стороны





Основой схемы стали новые синглы «ЗЭГ-II», арт. 256 БЛ, выдержанные всё в том же потрясающем гробоподобном формате и продававшиеся также отдельно.








Кроме того, в состав схемы, собираемой на отдельном металлическом шасси, входили платы тембрового глиссандо, бустера и фаз-эффекта. Самый нижний переключатель-клюв ПДК-1 позволяет выбрать либо бриджевый датчик с полным обрезом НЧ, либо нековый с полным обрезом ВЧ. Второй переключатель позволяет включить оба этих датчика в параллель, что по замыслу разработчиков должно было обеспечить среднечастотный сигнал. Оба звукоснимателя в активном включении работают только с бустером. Средний датчик с обрезом НЧ включён постоянно, но работает только в активном режиме с тембровым глиссандо и фаз-эффектом. Третий снизу переключатель обеспечивает активацию бустер-эффекта. Четвёртый снизу переключатель отвечает за фаз-эффект, пятый – за включение тембрового глиссандо, а самый верхний позволяет выбирать между не совсем очевидными режимами «Нарастание» и «Спад». Две верхние ручки регулируют уровень эффекта тембрового глиссандо (верхняя) и его «интенсивность» (нижняя). Самая нижняя ручка потенциометра – мастер-громкость с тон-компенсацией.

Органы управления


Блоки переключателей


Те самые "клювы" вразвес






Плата управления баллистическими ракетами





Общий вид дополняют выдержанные в той же готичной эстетике стоп-бар и новая версия тюн-о-матика с возможностью подстройки не только высоты и мензуры каждой струны в отдельности, но и межструнного расстояния. К сожалению, мензура по-прежнему укороченная – 800 мм.

Кладбищенский ансамбль




Бридж с крышкой


Паспорт электрогитары "Бас-I"



Вторым пополнением номенклатуры стала электрогитара «Соло-II», арт. 254-БЛ. Она имела мензуру 650 мм, унифицированный с «Бас-I» корпус, гриф с колками на две стороны как у «Соло-II «Форманта» и активную схему, также смонтированную на крашенном пикгарде из оргстекла.



Голова грифа коррелирует с головой грифа «БАС-I»




Красивый шпон красного дерева на накладке


Один из странных атавизмов Борисовских гитар - деревянные верхние порожки


К вопросу об устройстве грифа


Верхняя антабка


Роскошный микшер






Новый бридж




Втулки бриджа


Шестиструнный стоп-бар


Нижняя антабка (такая же ставилась и на "Бас-I")


Палитра пикгардов









Три сингла с регулируемыми винтами-магнитоводами коммутируются тремя клювами-переключателями: верхний подключает бриджевый датчик с обрезом НЧ, средний – чистый миддл, а нижний – нековый с обрезом ВЧ, т.е. комбинируются три фиксированных тембра. Ручка справа – мастер-громкость. Одиночный выключатель слева активирует «фаз эффект», а ручки под ним регулируют соответственно тон и громкость. Выключатель справа отвечает за «файзер», а сопреложные крутилки – за частоту и глубину эффекта. Гробовидный стоп-бар и тюн-о-матик с роликовыми сёдлами имеют те же функции, что и аналогичные детали на «Бас-I».







Унифицированный с "Бас-I" корпус








Отсек под батарею "Крона"


Штатное гнездо для всех Борисовских гитар



Если ориентироваться на обложки паспортов, то первоначальным наименованием дуэта были просто «Бас» и «Соло», затем «Бас» превратился в «Бас-V», а гитара стала называться «Соло-VI» (что вероятно намекало на сквозную нумерацию всех моделей электрогитар, выпускавшихся фабрикой), был даже отпечатан тираж паспортов, но довольно скоро инструмент был окончательно переименован в «Соло-II», а бас, соответственно, превратился в «Бас-I» (если присмотреться, индексы «I» и «II» добавлены на обложки явно позже).

Обложка паспорта с надписью просто "Соло"


Внутри, вопреки здравому смыслу, гитара называется "Соло-VI"




Обложка паспорта с явно добавленным позднее индексом "II"


Паспорт электрогитары "Бас-V"


Комплектация: Московский чехол и родной ремень



В 1985 году был произведён гораздо более существенный рестайлинг «Форманты»: на базе старого инструмента была разработана новая версия, по странной логике названная «Соло-II «Форманта» арт. 262-БЛ. По сути это была та же самая гитара, но с новыми датчиками «ЗЭГ-I-2» арт. 257-БЛ, грифом с колками на две стороны и обновлённой фурнитурой - то есть весь обвес был полностью унифицирован с «Соло-II». Пикгарды первых серий были изготовлены из оптимистичного искристого пластика (декоративные вставки в звукоснимателях какое-то время старались подбирать в тон панцирей). В начале использовался пластик красной и зелёной расцветки, в 1989 году появилась золотистая искра, в 1991 году снова красная, а после 1991 года – синяя и золотая. В конце же производства, после 1993 года, видимо в результате истощения запасов искры, снова стали широко использовать привычный мясной целлулоид.





Новая, "двухсторонняя" голова




Загадочное новообразование: волюта в виде участка
почти прямоугольного сечения







Батарейный отсек


Бридж, аналогичный бриджу "Соло-II"




Новые звукосниматели "ЗЭГ-I-2"






Электронная начинка




Селектор звукоснимателей






Блок "фазэффекта"







«Соло-II «Форманта», также как и две предыдущие модели имела приятный привет из прошлого: нижняя антабка представляла собой вывинчивающуюся подстроечную отвёртку – сродни тем, что ставились на гитары JOLANA Tornado.



Для сравнения: три отвёртки слева - JOLANA



С именем у данного изделия тоже нет чёткой ясности: название «Соло-II «Форманта» употребляется только на обложке паспорта с 1987 года (до этого использовались паспорта обычной «Форманты» с соответствующими вклейками), при этом в тексте гитара называется просто «Форманта».

Вклейка в паспорт крысоголовой "Форманты"


Новый паспорт для "Форманта "Соло-II"




Комплект поставки



После 1991 года, в связи с распадом СССР и введением республиканской номенклатуры, изменились и артикулы гитар: «Бас-II» получил артикул 1С11, «Соло-II» – артикул 1С122, а «Соло-II «Форманта» – артикул 1С123.

В 1989 году, идя в ногу со временем, «ускорением», «гласностью» и прочими залихватскими вещами, на Борисовской фабрике было решено прекратить использовать «устаревший» полиэфир и перейти на покрытие корпусов современными полиуретановыми лаками. Это позволило отказаться от мрачной парадигмы «вечного траура» и красить гитары в весёленькие «молодёжные» тона. Пробным шаром стал цвет «серый металлик» – матовое покрытие которого приятно радовало глаз и осязание. После 1990 года палитра расширилась – появились розовый, терракотовый и голубой оттенки. Тогда же (ориентировочно в 1992 году) стали появляться и грифы под бесцветным лаком, а обычные Алапаевские колки сменили привычные прямоугольные металлические лопасти на пластиковые чёрные и белые «капли», а с конца 1993 года пошли круглые, в стиле DEFIL’а.

Серебристый металлик






Аквамариновый металлик






Розовый металлик






В первых партиях часть инструментов красилась в металлик целиком






Тогда же была предпринята первая попытка
заменить искристый пластик целлулоидом




Грифы под бесцветным лаком







Чехарда с колками:
чёрные





белые




круглые





Очень редко встречаются инструменты, имеющие вот такую окраску, датировать которые я затрудняюсь. С одной стороны, учитывая полиэфирное покрытие, велик соблазн отнести их к самым ранним образцам, наследующим грубый бёрст первой «Форманты», с другой стороны, некоторые вторичные признаки, типа бесцветного лака на грифах склоняют к мысли об изделиях, рождённых в финальном бардаке агонизирующего предприятия - правда, с этим не согласуется классический Алапаевский "Ритм". Если в ваших коллекциях имеются подобные инструменты - убедительно прошу вас не полениться, посмотреть даты на деталях и отписаться в этой теме.








В 1993 году борисовчане замахнулись на совершенно новую модель: басс-гитара «Беларусь» довольно сильно отличалась от предыдущих изделий. Это был, выражаясь современным языком, «актуальный» инструмент, со среднечеловеческой формой, наконец-то полной мензурой (863 мм) и схемой, далёкой от спорных электронных наворотов.



Логотип, наносившийся на голову баса "Беларусь"


Вид спереди


Вид сзади






Низкая верхняя антабка


Нижняя антабка-отвёртка



Электроника гитары состоит из двух регулируемых по высоте рельсовых хамбакеров в пластиковых корпусах, трёхпозиционного переключателя датчиков, общего тембра и мастер-громкости. Выход, в рамках мейнстримового дискурса, реализован на пластиковом гнезде под джек.



Выборка под электронику


Два цвета датчиков





Комбайн бридж-струнозацеп выполнен вполне в духе классических FENDER’овских бассов и позволяет регулировать мензуру и высоту каждой струны в отдельности.




Кроме того, специально для этой модели были разработаны новые колки, позволившие отказаться от вечной Алапаевской классики (самые последние партии «Бас-I» также комплектовались такой механикой). Металлическая фурнитура выполнялась в двух цветовых вариантах – хромированном и воронёном. Гриф мог покрываться чёрным или бесцветным лаком.





Колки "Беларусь" на позднем "Бас-I"




Паспорт бас-гитары "Беларусь"



Есть непроверенная информация о том, что в пару к «Беларуси» были сделаны опытные образцы шестиструнной гитары, но вещественных свидетельств этого начинания обнаружить пока не удалось.

В начале 90-х многие западные производители электрогитар обратили свой взор на восток, планируя воспользоваться дешёвой рабочей силой населения распавшейся Империи – KRAMER наладил выпуск гитар на мощностях покойной JOLANA/DELICIA, FRAMUS использовал мощности MUSIMA, Генри Юшкевич ездил в Ленинград, планируя открыть там филиал GIBSON East – не обошли эти веяния и Беларусь. Некая итальянская фирма (вероятнее всего ЕКО) прислала эмиссаров в Борисов. Была изготовлена пробная партия инструментов для презентации в Италии, но что-то, видимо, не срослось и этот любопытный альянс не состоялся.

Вот интервью с работником Борисовской фабрики, взятое нашими камрадами шесть лет назад:





Судя по всему, 1993 год стал последним в истории модели «Бас-I» – дальше, до самого прекращения производства электрогитар в 1997 году, выпускались только «Соло-II», «Соло-II «Форманта» и «Беларусь». Понятно, что с приходом на отечественный рынок дешёвых азиатских копий мировых брендов, конкурентоспособность наших музыкальных производств снизилась до пренебрежимо малых величин и агония продлилась недолго. В 1997 году было принято решение о прекращении выпуска электрогитар и все оставшиеся заготовки корпусов и фурнитуры были частично уничтожены, частично разворованы.

Последние "Соло-II "Форманта" - снова с целлулоидными пикгардами







Здесь, вероятно, уместным будет попытаться отследить эволюцию белорусских некплейтов для облегчения датирования инструментов, находящихся на руках у коллекционеров.

Первые из них являлись точной копией аналогичных чехословацкий изделий, ими комплектовались в 1974-1975 годах обе «белорусские Futurama».




Такой же по форме некплейт, но с отчеканенной ценой «130 руб», украшал «Ритм-Соло» с конца 1976 до начала 1977 года, когда эти инструменты были сняты с производства.




«Белорусская «Аэлита» в 1976-77 имела скромную надпись «180 руб» на некплейте, а с начала 1978 и до самого конца выпуска модели в 1981 году с более подробной надписью «АРТ. 230-БЛ 180 руб».






Аналогично, украшенный клеймом «160 руб» некплейт шёл на белорусский «Бас» в 1976-77 годах, а начиная с 1978 года информация на нём стала более полной: «АРТ 230-БЛ 160 руб».






Гитары «Форманта» на протяжении всего выпуска с 1979 по 1984 годы шли с новыми некплейтами-крышками батарейного отсека увеличенного формата с надписью «АРТ 241-БЛ 230 руб».




«Бас-I» украшал в 1984-1991 годах некплейт с надписью «АРТ 253-БЛ 180 руб».




«Соло-II» с 1984 по 1991 год шла с некплейтом «АРТ 254 -БЛ 245 руб».




«Соло-II «Форманта» с 1985 по 1990 год снабжалась крышкой-некплейтом с надписью «АРТ 262-БЛ 230 руб».





В конце 1991 года, в связи с детерминацией СССР и отправлением суверенных государств в свободное плавание с введением сепаратных республиканских номенклатур, появился унифицированный некплейт, на котором соответствующие письмена предполагалось наносить гравированием.






На начальном этапе, где-то с конца 1991 года, это действительно делалось и на некплейтах честно процарапывались новые артикулы, однако хватило усердия ненадолго – уже к 1992 году от этой затеи отказались и некплейты шли голяком.




Где-то в 1993 году начали изготавливать единые некплейты с гордо отштампованной эмблемой предприятия, а в самом конце производства – и вовсе без ничего.






Отдельный некплейт, прямоугольный, с логотипом фабрики, получил бас «Беларусь».




Кроме того, можно попробовать отследить и эволюцию ручек, украшавших инструменты:

1974-1979 "Ритм-Соло" и "Бас"


Для сравнения - справа ростовская ручка
Снизу - распорная пластина для фиксации ручки на штоке



1976-1981 "Бас"


1976-1981 "Белорусская "Аэлита"


1979-1981 "Форманта"




1982-1985 "Форманта", "Соло-II"Форманта"


1984 "Форманта", "Бас-I", "Соло-II"Форманта"


Слева направо:
1993-1997 "Соло-II "Форманта", "Соло-II", "Беларусь"
1995-1997 "Соло-II "Форманта", "Соло-II", "Беларусь"
1996-1997 "Соло-II "Форманта", "Соло-II", "Беларусь"



Если пытаться вычислить ориентировочные тиражи тех или иных инструментов, выпускавшихся в Борисове, мы столкнёмся с извечной нехваткой данных, поскольку архивы предприятия, судя по всему, уничтожены. Тем не менее, можно с большой долей вероятности считать, что среднемесячный объём выпуска каждого наименования составляет 70-80 инструментов. Косвенным образом это подтверждается отслеживанием серийных номеров: с начала 1990 года и до начала 1993 года на фабрике велась сквозная нумерация всех электрогитар (серийные номера, вписываемые в паспорта инструментов, на начальном этапе гравировались на некплейтах, а затем стали печататься на бумажках, вклеиваемых в карман для батарейки).

"Эволюция" нанесения серийных номеров











За указанный период было выпущено чуть больше 7000 инструментов. Исходя из этого, можно предположить, что количество экземпляров по моделям примерно таково:

«Ритм-Соло» («белорусская «Футурама») – 1600 шт.
«Ритм-Соло» («белорусская «Футурама-2») – 2500 шт.
«Соло-Ритм» («белорусская «Аэлита») – 6000 шт.
«Бас» – 10000 шт.
«Форманта» – 5000 шт.
«Бас-I» – 8000 шт.
«Соло-II» – 11000 шт.
«Соло-II «Форманта» – 10000 шт.
«Беларусь» – 1500 шт.


Ныне данное некогда процветавшее предприятие имеет вид, обычный для большинства постсоветских производств: часть помещений сдаётся под склады и офисы, часть заброшена.














Чтобы не заканчивать этот краткий обзор на столь печальной ноте, вспомню маленький кунштюк, в своё время немало заинтриговавший и повеселивший посетителей нашего форума. В какой-то момент всплыла подобная этикетка «устройства для самомассажа» - в неё на заводе заворачивались винтики крепления звукоснимателей.



Вопреки скабрезным предположениям, щедро высказывавшимся форумчанами, данное устройство вовсе не служило утехам эротического свойства, а являлось снарядом для самостоятельного проведения физиотерапии. Хотя, в условиях отсутствия секс-шопов - кто знает, до чего могли додуматься смекалистые советские люди...








P.S. Я традиционно прошу прощения у всех, кого ограбил на фотографии для обзора. Если вы считаете, что нарушены ваши авторские права - пишите мне, я уберу незаконный визуальный объект.


Я-Ха
18.07-05.09.2017, СПб


Re: "Сосны да туман..."
Targitay, 26.07.2017, 04:34

Я-Ха, огромное спасибо за великолепный обзор! Особенно за крайне интересные для меня "Форманты" - .... - "Соло-II".
Прочитал на одном дыхании. Вечером буду перечитывать медленно и вдумчиво.

Re: "Сосны да туман..."
litvin, 26.07.2017, 04:43

Ой сколько нового я теперь знаю про наши белорусские гитарки! Не зря меня мой "шизанутый" организм поднял так рано:)
Я-Ха спасибо за обзор и систематизацию.


Re: "Сосны да туман..."
gitarrist, 26.07.2017, 05:41

Уххх..теееее!!!! Спасибо, Я-ХА!
Классная работа!

Re: "Сосны да туман..."
Сhelya, 26.07.2017, 05:42

Вах! Какой обзор! Сразу захотелось снова побольше белорусских гитар в коллекцию

Как в анекдоте:
- Опять хочу в Париж
- А ты там был?
- Нет, но опять хочу.

Кстати, о самомассажере. Я прекрасно помню данный агрегат. У меня в детстве были большие проблемы со спиной и позвоночиником, поэтому я только и занимался тем, что ходил на всяческие процедуры, ЛФК, массажи и в том числе каждое утро и вечер занимался самомассажем при помощи данного изделия. Сейчас у меня проблемы со спиной остались, но не в том масштабе, в котором они могли бы быть, если бы в возрасте 6-8 лет меня не подвергали тем экзекуциям. Так что, слава в том числе самомассажеру за то, что я к своим годам таки не инвалид

Re: "Сосны да туман..."
BrotherBlues, 26.07.2017, 05:51

Много полезной инфы!
И вправду "захотелось в Париж"
Последние модели и особенно красная форманта прям порадовали!

Re: "Сосны да туман..."
Izol, 26.07.2017, 05:59

Спасибо за обзор!

Re: "Сосны да туман..."
kompozitor, 26.07.2017, 06:03

Ой как здорово!!!! Особенно рад тому, что прям накануне выхода статьи , путем бартера, стал обладателем БелАэлиты в прекрасном сохране.)))

Re: "Сосны да туман..."
Fish, 26.07.2017, 07:04

Спасибо за монументальное исследование и изысканный литературный стиль!

Re: "Сосны да туман..."
StariyDed, 26.07.2017, 07:10

Прочёл с большим интересом...
Если коротко, то Вы Я-Ха как всегда проделали огромный труд. Всё очень познавательно.
Большое спасибо!

Re: "Сосны да туман..."
Uncle Sascha, 26.07.2017, 07:25

Здорово!

Re: "Сосны да туман..."
Vzglyad, 26.07.2017, 07:58

Спасибо!!!Интересно!!!Вот сюда и будем приходить по Белорусам!!!Приятно очень что собрана информация обо всём в одном месте...годы выпуска,отличия,бриджи,ручки,колки,некплейты,цвета,чехлы,паспорта,и всё-всё-всё...Огромное СПАСИБО!!!

PS. Буду перечитывать вечером,а сейчас задам вопрос - про то что современные китайские "Кроны" не лезут в батарейный отсек упомянули?

Re: "Сосны да туман..."
shock07, 26.07.2017, 08:14

Как всегда основательно, познавательно.
Спасибо и ждём новых исследований.

Re: "Сосны да туман..."
Я-Ха, 26.07.2017, 08:16

shock07 Цитата ...

Как всегда основательно, познавательно.
Спасибо и ждём новых исследований.

Саш, а можно ещё хоть кто-нибудь что-нибудь поисследует, а?

А мне бы скан паспорта БелАЭЛИТЫ для завершения картинки...

Re: "Сосны да туман..."
shlepakoff, 26.07.2017, 08:18

Браво!

Re: "Сосны да туман..."
Marder, 26.07.2017, 09:09

супер!!!

Re: "Сосны да туман..."
Skyworker79, 26.07.2017, 09:26

Моё почтение!Спасибо,Я-Ха!

Re: "Сосны да туман..."
Mr_Digitech, 26.07.2017, 10:00

Я-Ха Спасибо! МЕГА-статья от МЕГА-человека!

Re: "Сосны да туман..."
Alex_Maestro, 26.07.2017, 10:01

Шикарно!! Спасибо за труд!

Re: "Сосны да туман..."
shock07, 26.07.2017, 10:12

Я-Ха Цитата ...


Саш, а можно ещё хоть кто-нибудь что-нибудь поисследует, а?



Не, нельзя)))

Re: "Сосны да туман..."
Andrey, 26.07.2017, 10:18

Спасибо, как всегда интересно!

Re: "Сосны да туман..."
shock07, 26.07.2017, 10:20

А если серьёзно...
Паспорта БелАэлиты нет. Есть такое.



Первая и вторая- раскладушки, третья- книжка.

Re: "Сосны да туман..."
Я-Ха, 26.07.2017, 10:23

А даты там есть какие-нибудь?

Re: "Сосны да туман..."
shock07, 26.07.2017, 10:25

И чтобы совсем скучно не было...)))



выпуск 121084
Сканы не обещаю, отфотать- запросто.

Re: "Сосны да туман..."
wwm, 26.07.2017, 10:30

Я-Ха,спасибо за обзор,хочу добавить о ремнях,данный вариант скопирован с чешских,только сшит из грубого дермантина и очень неаккуратно,со всех сторон торчат нитки из швов,в последних вариантах на них начали еще нашивать звезды



Re: "Сосны да туман..."
Я-Ха, 26.07.2017, 10:32

shock07 Цитата ...

И чтобы совсем скучно не было...)))



выпуск 121084
Сканы не обещаю, отфотать- запросто.

Вот видишь, как хорошо бывает, когда люди НЕ выкладывают ВСЮ имеющуюся у них информацию на форуме? Мне свои первые два поста удалить, а?


Re: "Сосны да туман..."
shock07, 26.07.2017, 10:39

Так это...
Яков, ты просил фотки- даты басса. Пожалуйста! Ну кто же знал... И если выкладывать ВСЮ информацию, боюсь, от компа не вылезешь.

Re: "Сосны да туман..."
Я-Ха, 26.07.2017, 10:58

shock07 Цитата ...

И если выкладывать ВСЮ информацию, боюсь, от компа не вылезешь.

И чо? Я же не вылезаю? Вам три фотки загрузить трудно, а у меня их только тут - 280...

Re: "Сосны да туман..."
Chapt, 26.07.2017, 11:05

Я-Ха, отличный материал!

Re: "Сосны да туман..."
Skyworker79, 26.07.2017, 12:22

Про ремни.Есть у меня один дермантиновый с красным подбоем и я был уверен,что он чешский,правда смущал меня дермантин,типа кирзы и да,нитки торчат в разные стороны:)) Фото борисовских ремней я не встречал,до этого.

Re: "Сосны да туман..."
wolf, 26.07.2017, 12:25

Я-Ха, огромное спасибо за подробный,познавательный и исследовательский ТРУД!

Re: "Сосны да туман..."
Баранкин, 26.07.2017, 17:20

Крутая статья, прочёл с интересном. Яша, спасибо!

Re: "Сосны да туман..."
swin, 26.07.2017, 17:30

((((-:

Re: "Сосны да туман..."
MaxVlasovRu, 26.07.2017, 19:43

Класс!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Re: "Сосны да туман..."
Baza, 26.07.2017, 20:47

Спасибо! круто!

Re: "Сосны да туман..."
Nik, 26.07.2017, 21:24

Монументальный труд, в духе и стиле Я-Хи.
В очередной раз убеждаюсь,что только грамотная систематизация и визуализация позволяет врубиться в недооцененное много-,и разнообразие милых нашему сердцу изделий Совгитарпрома.
Лично я,как оказалось,сильно переоценил свои познания о Белорусской линейке.И,думаю,еще парочка таких же,переживших перестройку,тоже.
Я-хе - очень спасибо!

Re: "Сосны да туман..."
ZeLiBoBBer, 27.07.2017, 19:03

Благодаре! Вот, оказывается, что за лямка у меня завалялася

Re: "Сосны да туман..."
VP, 28.07.2017, 06:46

Яша, спасибо! Отличная работа!

Re: "Сосны да туман..."
VP, 28.07.2017, 14:57

Минутка занудства.

Скопированы были также деревянный бридж, высокие металлические антабки и струнодержатель-тремоло (видимым отличием последнего от оригинала является прямая кромка струнозацепа). Ручки регулировки изначально копировали ручки «Аэлиты», выпускавшейся Ростовской баянной фабрикой, единственным отличием является способ их крепления к потенциометрам: баянные насаживаются на шток через капроновый вкладыш-муфту, а борисовские фиксируются при помощи обрезков плоской пружины. Высокие металлические антабки также повторяют чехословацкие.

Re: "Сосны да туман..."
nikolaidem, 31.07.2017, 12:44

вообще здорово, побольше таких обзоров


Re: "Сосны да туман..."
kurganov, 31.07.2017, 18:41

Я-Ха, спасибо огромное!

Прочитал с упоением, и сразу захотел обратно Соло-2, с которой в свое время с сожалением расстался.

Re: "Сосны да туман..."
Claydon, 02.08.2017, 09:41

Колоссальный труд, Я-ха, огромное спасибо!

Re: "Сосны да туман..."
Vzglyad, 29.08.2018, 05:22

Сюда лучше:
[link]


Re: "Сосны да туман..."
Vzglyad, 29.08.2018, 05:51

10 мая 2018 года:
"...Никаких убыточных и дотационных проектов в стране быть не должно, заявил президент Беларуси Александр Лукашенко 10 мая на совещании о перспективах развития ОАО «Гродно Азот»..."
Читать полностью: [link]

"...Кроме того, глава государства интересовался, как выполняются его поручения по созданию производств спортивного инвентаря и музыкальных инструментов. Он подчеркнул, что в стране должны научиться качественно восстанавливать старые инструменты и производить новые. Тем более что в Беларуси существуют такие традиции: когда-то Борисовская фабрика музыкальных инструментов, выпускавшая знаменитое пианино «Беларусь», была известна далеко за пределами республики..."


Re: "Сосны да туман..."
Vzglyad, 29.08.2018, 06:03

16 апреля 2014
Александр Заяц / TUT.BY
[link]

Бельмо на глазу. Кто спасет убитую борисовскую "пианинку"?


Предприятие "Борисовдрев" благодаря модернизации и заявлениям президента Лукашенко уже успело обрести скандальную славу. Однако рядом находится более проблемное предприятие, которое уже стало бельмом на глазу для борисовчан. Речь идет о предприятии музыкальных инструментов (БПМИ), которое уже почти 8 лет не работает, но за это время не нашлось желающих приобрести громадные пустующие площади в центре крупного города Минской области.




Борисовская музыкально-клавишная фабрика по производству пианино появилась на свет в 1935 году на базе мебельного цеха лесокомбината имени Молотова. В 70-80 годах "пианинка", как называют фабрику борисовчане, стала крупнейшим производителем музыкальных инструментов (пианино, цимбалы, акустические гитары) на территории СССР. На фабрике в лучшие времена работало более 2700 человек. Известность принесло пианино марки "Беларусь", которых ежегодно изготавливалось до 24 тысяч единиц. В основном их покупали школы, училища, академии музыки, а также родители, чьи дети обучались в музыкальных учреждениях.




Однако с развалом Советского Союза предприятие стало стагнировать. В 2000 году фабрика создала 1868 пианино, в 2002 – только 688 единиц. К 2003 году предприятие стало практически банкротом, внешняя задолженность превысила 1,3 миллиона долларов, образовалась трехмесячная задолженность по заработной плате.

В это время предприятием заинтересовались иностранные инвесторы. Однако им не удалось найти общего языка с властями Беларуси.

Тем временем у "пианинки" сокращались оборотные средства, росла задолженность по оплате энергоресурсов, накапливались долги перед бюджетом.

В 2006 году на основании предписаний Борисовского городского отдела Министерства по чрезвычайным ситуациям об аварийном состоянии цехов "производственная деятельность БПМИ была остановлена". К тому времени на предприятии числилось около 400 человек.





В результате спасать убитое предприятие поручили Минскому облисполкому. Но средства, получаемые от сдачи в аренду площадей и продажи складских запасов, не позволяли фабрике покрывать текущие расходы. На протяжении 2006-2008 гг. из средств областного бюджета борисовскому предприятию оказывалась финансовая поддержка. Миноблисполкомом неоднократно прорабатывался вопрос о возобновлении производства музыкальных инструментов. "Так, в 2007 году был разработан бизнес-план по строительству мини-завода по производству музыкальных инструментов в Борисове, который прошел государственную экспертизу. Однако в связи с отказом потенциального инвестора данный проект не реализован", - рассказали TUT.BY в комитете экономики Миноблисполкома. Кроме того, в 2009 году местные власти совместно с Министерством культуры рассматривали вопрос о возобновлении производства малых музыкальных инструментов, в том числе цимбал. Однако "в связи с отсутствием источника финансирования данного проекта, а также узкой рыночной нишей для реализации продукции данный проект признан неэффективным". Поэтому в 2010 году принято решение о ликвидации предприятия.





Общая площадь всех помещений "Борисовского предприятия музыкальных инструментов" составляет около 30 тысяч квадратных метров. В результате проведенной оценки рыночная стоимость имущества составила 38 млрд рублей с учетом НДС. "Имущество предприятия неоднократно выставлялось на аукцион, с учетом снижения стоимости [до 15 млрд рублей] в соответствии с действующим законодательством. Однако ввиду отсутствия покупателей аукционы не состоялись", - пояснили в Миноблисполкоме.





В комитете экономики говорят, что постоянно проводится работа по поиску потенциального инвестора. "Мы уже стольким инвесторам предлагали купить эти площади, что сбились со счета. Однако желающих приобрести "пианинку" не нашлось", - сказали в Миноблисполкоме.






Корреспондент TUT.BY заглянул в бывшие производственные цехи. Дыры на потолке, разобранные станки и пианино, кучи мусора, ветхий пол... Как можно было довести до ручки некогда флагман в производстве музыкальных инструментов?

Человек, знакомый с ситуацией на борисовской "пианинке", пояснил, что власти в конце 90-х - начале "нулевых" выбрали ошибочную стратегию развития фабрики. "Было велико желание его сохранить. Под мудреные бизнес-планы выделялась господдержка. Когда пришли инвесторы, оказалось, что это очень "золотое" предприятие, просто так мы его не отдадим. А потом поезд ушел. Сейчас, когда оно полностью стало "убитым", "пианинку" готовы продать "абы кому". Но народ приезжает, видит эту разруху и недоумевает, почему за это еще надо платить деньги. В восстановление, ремонт, уборку надо вложиться прилично", - сказал он.






В Миноблисполкоме пояснили, что снизить цену не могут, потому что на предприятии висят долги, которые надо погасить кредиторам.



Re: "Сосны да туман..."
swin, 29.08.2018, 14:24

Походить бы по цехам, может что-то из гитарной мелочевки валяется. Или чертежи.

Re: "Сосны да туман..."
wolf, 29.08.2018, 15:09

swin Цитата ...

Походить бы по цехам, может что-то из гитарной мелочевки валяется. Или чертежи.

Ага, так всех и допускают! Везде охрана, правда не знают что охранять. Я не про эту фабрику, так везде.

Re: "Сосны да туман..."
Веня, 29.08.2018, 17:02

Нет там охраны,ток на складах где арендаторы сидят

Re: "Сосны да туман..."
Vzglyad, 29.08.2018, 17:16

Веня Цитата ...

Нет там охраны,ток на складах где арендаторы сидят

Надо идтить!

Re: "Сосны да туман..."
litvin, 29.08.2018, 18:07

Веня, дохрена пилить от минска до борисова?
Может реально сгонять как буду в Минске?:)
Хотя при раскладе что охраны нет наверное местные уже всё растащили, разве что фоточек сделать насколько всё плохо и печально:(в

Re: "Сосны да туман..."
Веня, 29.08.2018, 18:26

Не очень,ток давай во второй половине сентября

Re: "Сосны да туман..."
woka, 30.08.2018, 00:43

Я-Ха Цитата ...

<...>
В 1989 году, идя в ногу со временем, «ускорением», «гласностью» и прочими залихватскими вещами, на Борисовской фабрике было решено прекратить использовать «устаревший» полиэфир и перейти на покрытие корпусов современными полиуретановыми лаками.
<...>
Розовый металлик

<...>
На начальном этапе, где-то с конца 1991 года, это действительно делалось и на некплейтах честно процарапывались новые артикулы, однако хватило усердия ненадолго – уже к 1992 году от этой затеи отказались и некплейты шли голяком.

<...>
1984 "Форманта", "Бас-I", "Соло-II"Форманта"

<...>
Я-Ха
18.07-05.09.2017, СПб


Я-Ха, огромное спасибо за статью!
Судя по всему на финальном этапе БАС-I комплектовали тем, что наскребли по сусекам.
Я купил его в 92-м или 93-м в магазине новым.
Электроника баса не впечатлила совсем, мерзейший розовый металлик просто бесил, но другого цвета в магазине не было (у Вас на фото он не розовый, а просто благородно-фиолетовый), так что через несколько недель я ободрал бас от краски, которую по твёрдости и запаху я счёл полиэфиром. Активная электроника была отдана знакомому ваятелю примочек, гитара собрана с пассивным ТБ по образцу Урала и с год бас играл голым. После чего был разобран для покраски.
Но тут всех прижало финансами-романсами и я ушёл в работу, а бас остался лежать по запчастям, которые в процессе переездов расползались по разным адресам.
И вот я читаю охренительную статью, лезу на полку, достаю коробку с железками и вижу следующие странности:
- Розовый металлик, но полиэфир, а не полиуретан.
- На некплейте одинокое "АРТ", а вот ручки оказались образца 1984 года.
- На коробке моей рукой написано "БАС-4"... Ну это хрен с ним, ошибся скорее всего, но оставим для драматизму

Серийник 5610.

P.S. За пионерию не пинать - это был 93-й, и хоть это и была НАСТОЯЩАЯ БАС-ГИТАРА!!!, но звуком впечатляла куда меньше, чем нынешние китайцы и единственным желанием было её вылечить! И цвет был просто гвоздец, я с тех пор вообще розовый невзлюбил. И ещё она была абсолютно новая и никакой ностальгической и коллекционной ценности в наших глазах не имела.
Родные пикгард и электроника по всей видимости утрачены безвозвратно; гриф и чехол лежат у родителей и я знаю где; дека, паспорт, провод и ремень тоже должны быть у родителей, но не знаю где. Будем искать.
Рекорд 17 жив-здоров, переезжал вместе со мной, изредка играл, терпеливо ждёт когда нерадивый хозяин залатает пионерский люк под ТБ, с которым он мне достался. Недостающее новьё для него куплено у IZOL (спасибо!), не хватает только одной антабки и ремня с карабинами
P.P.S. А этот розовый металлик, что отображается на моём мониторе благородно-фиолетовым, очень даже ничего. Такой бы я обдирать не стал... Вот в такой и надо бы покрасить...
Ничего из вышеупомянутого не продаётся

P.P.S. Был у родителей, нашёл деку, гриф, паспорт и пикгард. Чехол и ремень оказывается давным-давно отдал попользоваться. На грифе оказалась протоптана одна втулка.
Итог:
- Электрогитара "БАС"-I (всё же я ошибся),
- серийный номер в паспорте и на некплейте 5610,
- дата производства 27-1 92 (27 января 1992?),
- Арт. 2С30-2973847 (распечатано на машинке и вклеено, под вклейкой 1С121-2973847),
- на внешнем некплейте выбито АРТ,
- гриф светлый под прозрачным лаком, колки алапаевские (стоят криво),
- корпус покрыт полиэфиром розовый металлик, пикгард тонкое оргстекло, покрашенное с изнанки белым,
- ручки образца 1984 г., клювы переключателей белые.

Re: "Сосны да туман..."
Vzglyad, 06.09.2018, 14:00

"...изготовленный в 70-х борисовский "БАС" стал первой белорусской моделью бас-гитары и хранится до сих пор в коллекциях ценителей..."

[link]

октябрь 17 года

Наша "пианинка": что стало с фабрикой, выпускавшей пианино "Беларусь"




"Душа болит", — лаконично отвечают бывшие сотрудники на расспросы о судьбе Борисовской фабрики музыкальных инструментов.

Душа за пианино "Беларусь" болела не всегда. До распада Советского Союза фабрика была прибыльной, в лучшие времена выпускала до двух тысяч пианино в месяц, и инструменты расходились по всему бывшему Союзу. Фабрика появилась еще в 1935 году на базе мебельного цеха лесокомбината имени Молотова, ее сотрудниками были почти три тысячи человек. Самым прославленным изделием стало именно пианино "Беларусь". Впрочем, здесь выпускали и другие инструменты — изготовленный в 70-х борисовский "БАС" стал первой белорусской моделью бас-гитары и хранится до сих пор в коллекциях ценителей.

Работники вспоминают, что борисовская фабрика стала одной из первых, кто принес в страну иностранную валюту, но с 2006 года инструменты — ни пианино, ни цимбалы — здесь больше не изготавливают, а причиной объявлено аварийное состояние зданий. От музыкальных инструментов остались только расписанные клавишами ворота и пустые цеха. Теперь груженые древесиной машины во дворе привозят ее на распил для изготовления мебели, а помещения фабрики снимают "частники".




В этих цехах когда-то звучала музыка, а продукцию Борисовской фабрики музыкальных инструментов ждали во многих странам мира

"Никакой музыки тут нет", — грустят сотрудники.

"Я уже десять лет работаю здесь на "частника" — теперь вместо пианино производят пластмассовые изделия. Но всем, кто спрашивает, говорю — осталась на нашей "пианинке", — рассказала бывшая сотрудница фабрики Татьяна Васильевна Костюкович.



Корреспондент Sputnik Елена Васильева побывала в пустых цехах фабрики музыкальных инструментов и обсудила с бывшими сотрудниками, как Борисову без "Беларуси".
Концерт Мулявина и кокосы в подарок

"Про нас уже писали, когда фабрика разваливалась, — говорили, что работники покидали цеха, как при бомбежке. Всюду пианино стояли… А потом все убрали, и уже даже на складах инструментов, скорее всего, не осталось. До недавнего времени где-то здесь оставалось одно черное пианино, но где оно сейчас, не знаем. Долгое время в нас обещали вложить инвестиции, запустить фабрику заново, но сейчас цеха пустые", — рассказала бывшая сотрудница фабрики.




Работалось на фабрике и в удовольствие, и за высокую зарплату, вспоминает Татьяна Костюкович

Татьяна Васильевна, проработавшая на фабрике двадцать четыре года, вспоминает, что работалось на фабрике и в удовольствие, и за высокую зарплату — триста рублей в месяц.

"Моя работа мне нравилась и так легко давалась! Нужно было собрать на конвейере семнадцать пианино за смену, а я делала двадцать пять. Вот только сама не играла, не люблю громкой музыки до сих пор, а тишины в цехе не было", — рассказала Татьяна Васильевна.

На фабрике изготавливали и цимбалы, и гитары — и бас, и электро, и акустические, и даже детские игрушки — маленькие цимбалы и пианино. Выступать сюда приезжал даже Владимир Мулявин, который согласился сыграть на изготовленной здесь же гитаре, а одна из сотрудниц вспоминает, как для ее брата на фабрике собрали двенадцатиструнную гитару, на которой он до сих пор играет.

"Голландцы нам фрукты к Новому году привозили. Когда впервые привезли кокосы, мы даже не знали, что это такое. К праздникам всегда были премии. А после 90-го года начался разлад", — рассказали бывшие сотрудники.




Многие цеха стоят пустыми и постепенно разрушаются
"Как теперь людям пианино реставрировать?"

"Для Беларуси столько пианино, может, и не нужно, фабрика выпускала минимум 1700 инструментов в месяц", — рассказал Михаил Вашкевич, который на фабрике некоторое время был учеником. Окончив Институт культуры, Михаил однажды столкнулся с необходимость настроить пианино. Тут и оказалось, что настройка требует некоторого мастерства, учиться которому он решил у настройщиков фабрики.

"А потом случились девяностые: пианино начали отдавать без предоплаты. Раз приехали и не заплатили, второй раз… Фабрика начала разваливаться", — вспоминает Михаил.





Борисовская фабрика была единственной в Советском Союзе, которая изготавливала пианино с нуля, буквально из бревен. Белорусская древесина не подходит для изготовления музыкальных инструментов.

"Такой парадокс: все наши традиционные инструменты из дерева, но подходящей древесины у нас нет. Для пианино нужна резонансная ель. Речь идет об очень старых деревьях, годичные кольца у них тонкие-тонкие! Такое дерево очень хорошо звучит", — рассказал Михаил.

Когда-то в цехах фабрики было чисто и все работали в белых халатах, сегодня в это непросто поверить

"Резонансная ель в обхвате огромная! — Да уж, березой не заменишь", — обсуждают бывшие сотрудники фабрики нюансы производства.

Однажды на фабрику привозили реставрировать немецкое пианино из костела — там почти ничего не осталось от внутренностей, ставили новые. А сейчас у многих проблемы с реставрацией уже борисовских пианино.

"А сколько жалоб сейчас пишут — нечем пианино ремонтировать, страдают музыкальные школы. Внутри пианино ведь фетр, шерсть, эти материалы съедает моль, а комплектующих больше нигде не найти", — рассказали бывшие сотрудники "пианинки".

"Все, кто приходят на фабрику, переживают за нее, у старых рабочих слезы на глазах. До сих пор вспоминаю, как хорошо работалось — в цеху чистенько всегда было, все работали в белых халатиках, а сейчас… Почти все работники фабрики уже на пенсии, но думаю, если бы фабрика снова заработала, и с пенсии бы вернулись сюда", — заверила Татьяна Васильевна.

Для белорусских национальных цимбал большинство комплектующих приходится заказывать в Германии
От пианино к цимбалам

В Борисове некоторое время изготавливали и электропианино, которые изрядно потеснили традиционные. Но как бы хороши ни были борисовские пианино, долгое время их собирали рабочие по единой инструкции. От музыкантов порой поступали жалобы на качество звука — каждое пианино звучало по-разному, и на фабрике решили ввести новую штатную единицу — акустика. Настройщика инструментов Александра Протько отправили на учебу в Москву, и теперь он единственный в Беларуси акустик.

"После учебы Александр занял сразу две должности: инженер-акустик фабрики и начальник экспериментального участка. Этот участок сразу же начал работать в двух направлениях: улучшение звука пианино и разработка новой конструкции цимбал. На протяжении двух лет велась работа, в которой участвовали и музыканты, и инженер-акустик, и инженеры-технологи фабрики. Было создано несколько цимбал, которые получили высокую оценку специалистов. Были утверждены новая конструкция и технология изготовления, еще немного, и инструмент был бы запущен в производство, заменив старую, но всем так привычную конструкцию. Однако этого не случилось, фабрику закрыли, и всех работников (свыше тысячи человек) уволили со всеми знаниями и разработками", — рассказал Вашкевич.




Михаил Вашкевич вместе с коллегой - единственные в Беларуси изготовители цимбал

Сейчас Михаил Вашкевич и бывший сотрудник фабрики Александр Протько — единственные в Беларуси изготовители цимбал. Инструменты производят вручную, мастера могут изготовить до десяти цимбал в месяц, но такого спроса на национальный инструмент нет.

"Цимбалы у нас покупают музыкальные колледжи, даже у знаменитого белорусского цимбалиста Гладкова стоят в кабинете наши цимбалы. Позитивные отзывы получали от Гомельской филармонии, там одобрили инструменты", — рассказал Михаил Вашкевич.

Последнюю партию вирбелей для цимбал купили как раз на Борисовской фабрике, когда на местных складах комплектующие для инструментов лежали еще буквально ящиками. Сейчас большую часть комплектующих заказывают в Германии.



Многие рабочие признаются, что с удовольствием вернулись бы на фабрику, если бы она снова заработала

"Еще во времена существования фабрики к цимбалам было много нареканий по качеству звучания, как со стороны учебных заведений, особенно высших, так и со стороны профессиональных исполнителей. Инструмент, который сразу звучал по-настоящему хорошо, получался случайно и довольно редко. Очень часто на фабрике можно было увидеть представителей Академии музыки и Белгосфилармонии, которые буквально отслеживали хорошие инструменты, "договаривались" с работниками, которые сообщали им о том, что появился достойный экземпляр. И все же в середине 80-х на фабрике был серьезно поднят вопрос о том, что это не мебель, а музыкальный инструмент, и он должен достойно звучать", — рассказал Михаил.

Мастера из Борисова теперь одни из немногих, кто изготавливает цимбалы и использует полученный на фабрике опыт. Звучание борисовских цимбал оценили и профессиональные музыканты — Гомельская филармония поблагодарила мастеров за достойное звучание инструмента.

А пианино "Беларусь" все еще можно найти в музыкальных школах или в домах их выпускников, оставивших инструмент как память. В магазинах музыкальных инструментов уверяют, что "Беларусь" уже не найти, и интересуются ею только в порыве ностальгии.

Re: "Сосны да туман..."
c0rvinus, 06.09.2018, 15:09

Нет слов...


Re: "Сосны да туман..."
Nik, 08.09.2018, 11:49

Да,грустно,товарищи.

Re: "Сосны да туман..."
Viktor, 08.09.2018, 13:48

Удручающая картина... И особенно горько, что эта фабрика далеко не единственная, которую разрушили, разорили, забросили...
Не буду перечислять разваленные за последние 25-30 лет заводы и фабрики, скажем так, "нетематические" - это уже оскомину набило.
Но только за этот год я лично был на двух бывших музыкальных заводах, которые с трудом ещё что-то выпускали.
Завод "ЛЕЛЬ". Известнейший в СССР завод музыкального оборудования. Метро "Бауманская". Сладкая, козЫрная территория почти в центре Москвы. Разве можно такой кусок упустить? В результате: Производство "под нож", оборудование (уникальные немецкие и швейцарские лазерные, покрасочные, паяльные линии купленные за миллионы долларов и евро) разворовывается и распродаётся за гроши (буквально!), двух директоров пытавшихся как-то остановить развал и возродить производство банально "валят", в лучших традициях "лихих" 90-ых...
Теперь там сауны, кальянные и танцзалы. Владеют всем люди на "Роверах", "Порше", "Инфинити", "Бентли"...
Сам видел. Ездили туда с сыном за немецкими метизами, советскими свёрлами и метчиками, финскими монтажными столами, японскими станочками для формовки радиоэлементов и зачистки проводов и прочими "вкусностями", которые просто вывезли бы на свалку.
Второй завод - примерно то же самое по продукции и по результату. Метро "Тульская". На выброс и за бесценок: Паяльные станции "Weller", монтажные кусачки, плоскогубцы, пинцеты "Lindstrom", "Knipex", слесарные верстаки, тумбочки, стеллажи "GWS Systems" и опять же огромное количество уникальных приспособлений (в том числе сделанных заводскими умельцами) спасённых от мусороного контейнера...
И НИКОМУ НЕТ ДЕЛА! Кроме тех, кому нужна земля. Чтобы туда приезжать на "Роверах", "Порше", "Инфинити", "Бентли"...



Re: "Сосны да туман..."
GeorgeM, 08.09.2018, 19:24

Viktor Цитата ...

Сам видел. Ездили туда с сыном за немецкими метизами, советскими свёрлами и метчиками, финскими монтажными столами, японскими станочками для формовки радиоэлементов и зачистки проводов и прочими "вкусностями", которые просто вывезли бы на свалку.
Второй завод - примерно то же самое по продукции и по результату. Метро "Тульская". На выброс и за бесценок: Паяльные станции "Weller", монтажные кусачки, плоскогубцы, пинцеты "Lindstrom", "Knipex", слесарные верстаки, тумбочки, стеллажи "GWS Systems" и опять же огромное количество уникальных приспособлений (в том числе сделанных заводскими умельцами) спасённых от мусороного контейнера...

вот так мы и узнаём... когда всё уже ой.

Re: "Сосны да туман..."
Skyworker79, 26.10.2018, 15:14

В копилку знаний.Бирка с пикгарда верхней гитары.







Re: "Сосны да туман..."
Skyworker79, 26.10.2018, 15:26

Добавил в свою библиотеку сканов Паспорт





Re: "Сосны да туман..."
Gorbynkov, 26.10.2018, 20:16

Через трансформатор - можно !

Re: "Сосны да туман..."
Vzglyad, 08.06.2019, 09:19

Борисовские гитары, в гостях у Вячеслава

Видео отображает на мой взгляд всё по теме Борисовского завода сегодня- и музыка,и печаль...

[link]

А Борисовская ли гитара у Вячеслава?





Re: "Сосны да туман..."
wwm, 08.06.2019, 09:37

Вот такая была медаль



всё,что осталось от фабрики на память,подарена форкмчанину al.ot конструктором баса Беларусь

Re: "Сосны да туман..."
woka, 08.06.2019, 15:57

А интервью с конструктором не будет?

Re: "Сосны да туман..."
wwm, 08.06.2019, 17:38

В ближайшее время вряд ли,некому этим заняться,я через две недели ложусь на операцию,да и в 69 лет мне ехать в Борисов уже проблематично,а больше пока некому,нпт энтузиастов

Re: "Сосны да туман..."
woka, 08.06.2019, 18:04

Удачи!

Re: "Сосны да туман..."
Cdur, 26.10.2022, 09:20

Однако же! - летом 1937 г. было весьма официально отмечено, что в Борисове на тот момент делали не только пианино, но и струнную щипковую акустику - гитары и мандолины:
[link]
"Правда", 1937, № 203 (7169), 25 июля, с.4


Re: "Сосны да туман..."
EbenezerDorset, 26.10.2022, 14:24

"Борисовский лесопильный завод им. Молотова" - это звучит гордо!
Спасибо, Илья. Ещё одно дополнение к бааальшому пазлу отечественного гитаростроения.
Тут главное - даты...

Re: "Сосны да туман..."
Cdur, 04.10.2023, 21:42

Пусть будет здесь для истории:

Борисовская акустика производства
ОАО "Борисовское предприятие музыкальных инструментов".
[link]





Борисовская акустика 2003 г.
[link]