Язык сайта
Вход

Имя пользователя:

Пароль:


Запомнить меня

[ Зарегистрироваться ]
[ Забыли пароль? ]



Пользователи: 1079
Новые пользователи: Esmeraldoswlo
Новое на сайте
Дни Рождения:
Сегодня нет именинников

Следующий именинник
11/12 Volk174 (68)
12/12 Kolobok (49)
12/12 Vitulla (60)
RSS трансляции
Наши новости могут транслироваться, используя rss.

Аналитическая гитархеология. Электрогитара "Электроника".
на 30.12.2009
Составитель: VP
категория Статьи > Гитары электрические
 9.7 - 7 голосов -


Автор благодарит всех людей, оказавших помощь в поиске информации для этой статьи:

Владимира Чучкаева («РЭМ-ЭЛЕКТРОНИКС»)
Алексея Григорьевича Гурина (завод «ОКСИД»)
Клавдию Гавриловну Фарынскую (ветеран завода «ОКСИД»)
Галину Николаевну Пегачёву (ветеран завода «ОКСИД»)
Галину Андреевну Жеребцову (зам. директора музея истории и развития Октябрьского района г. Новосибирска)
Ивана Ивановича Ветрова (экскурсовод музея истории и развития Октябрьского района г. Новосибирска)

СПАСИБО ВАМ БОЛЬШОЕ!







Аналитическая гитархеология.

* * *


Э

«Электроника», 6-стр. э. Производилась на заводе радиодеталей «ОКСИД» (г. Новосибирск) в 1972 году. Тип - цельнокорп. Менз. 650 мм. Масса 5 кг. Зв. собств. конструкции, конф.: s/s/s. Ориг. тремоло. Гриф болч., 21 л. (+ нулевой л.), кол. 6 в ряд. В компл.: э., шнур, ремень, чехол.
Первая советская э. с активной электроникой и встроенным устройством обработки звука. Питание 1 бат. типа «Крона».


Возможно так могло бы выглядеть описание «Электроники» в некой «Советской гитарной энциклопедии», если бы таковая печаталась сегодня. Несмотря на все усилия автора, вся информация об «Электронике» сегодня базируется лишь на документах, воспоминаниях заводчан и собственных догадках. До сих пор «живьём» ни одной новосибирской электрогитары не обнаружено. Пройдя путь от туманного упоминания «новосибирского завода» в интервью А. А. Наумова (сотрудника НИКТИМП в начале 1970-х годов) и таких же туманных фотографий «Электроники» в социальных сетях до почти достоверного, но фрагментарного описания гитары, автор делает остановку (хочется надеятся, промежуточную), дабы ознакомить общественность с результатами своих изысканий. Ниже в вольном стиле будут изложены факты, которыми располагает автор в настоящее время, щедро разбавленные догадками и пространными рассуждениями, призванными придать объём данной статье. Ведь, как известно, «краткость - сестра таланта, но мачеха гонорара». Итак...


* * *


1971 год. С космодрома Байконур при помощи ракеты носителя «Протон» успешно запущена и выведена на околоземную орбиту первая в мире орбитальная станция «Салют». В Москве успешно проходит XXIV съезд КПСС. В Париже (Франция) на кладбище Пер-Лашез торжественно перезахоронен прах участника Парижской Коммуны Адриена Лежена, умершего в 1942 году в Новосибирске. А в самом Новосибирске, на заводе радиодеталей «ОКСИД» при специальном конструкторском бюро (СКБ) организуется лаборатория товаров народного потребления.

Руководителем лаборатории назначается Рэм Глебович Фарынский. Именно этого человека можно полноправно считать «отцом» «Электроники». По воспоминаниям современников именно он придумал, помимо прочих товаров, разработать и производить электрогитару. В связи с кадровой ситуацией в лаборатории вышло так, что почти вся эта гитара, от собственно идеи до разработки технологии, документации и организации производства, были делом рук и головы этого человека. К большому сожалению, Рэм Глебович ушёл из жизни в 1985 году и большинство подробностей уже невозможно узнать. Из всей документации автору удалось найти лишь паспорт гитары. В семье Р. Г. Фарынского долгое время существовал один экземпляр гитары, но несколько лет назад его просто отдали кому-то за ненадобностью. По отрывочным воспоминаниям работников завода стало возможным с большой степенью достоверности восстановить некоторые фрагменты технологического цикла.

Корпус и гриф гитары изготавливались и окрашивались на новосибирской фабрике пианино. Чехол и ремень производились на шорной фабрике. Колки и струны закупались готовые. Электроника и механические (кроме колков) компоненты, гальваничекие работы, а также сборка производились непосредственно на «ОКСИДе».

В 1972 году была изготовлена пробная партия гитар. Об объёме этой партии у автора настолько противоречивые сведения, что даже в качестве гипотезы публиковать их никак нельзя. С двумя экземплярами Р. Г. Фарынский едет в головной институт (НИКТИМП, г. Москва), где гитары успешно проходят все испытания. Эти две «подопытных» «Электроники» так и остались в Москве, видимо, в качестве «подарков». Надо сказать, что в 2000 году автор, находясь с подобной целью в столице (правда, по совершенно другой тематике), заметил эту любопытную, хорошо сохранившуюся особенность головных институтов - оставлять себе «на память» или «в подарок» образцы техники, приезжающие на испытания.

Гитары из первой партии поступили в продажу в магазины Новосибирска по цене 220 рублей. О поставках в другие города сведений нет. По воспоминаниям заводчан гитары очень плохо продавались. Возможно, одной из причин этого была высокая цена. Действительно, 220 рублей в 1972 году были весьма солидной суммой и составляли примерно два месячных заработка среднего советского человека, имеющего специальность. Электрогитары «Тоника» и «Урал» (в середине 1970-х годов) стоили 180-185 рублей. А не самую выдающуюся, но импортную (!) гитару «Хеброс 74 соло» болгарского производства можно было купить за 170 рублей.




Фрагмент паспорта электрогитары «Хеброс 74 соло».
Некплейт электрогитары «Тоника».
Некплейт электрогитары «Урал».


Уменьшить цену, снизив себестоимость производства, не удалось. Производство других изделий, разработанных в СКБ, оказалось намного более рентабельным, да и основная продукция предприятия в те годы пользовалась высоким устойчивым спросом. В 1973 году было принято решение о закрытии этой темы в лаборатории. Производство, не продвинувшись далее первой партии, было свёрнуто. Нераспроданные гитары, по словам очевидцев, безвозмездно передавались детским клубам и кружкам художественной самодеятельности. Так закончилась короткая история производства «Электроники».

* * *


Получить представление о внешнем виде, комплектации и характеристикам можно пока только по паспорту и единственной фотографии приемлемого качества, имеющейся в распоряжении автора.



Гитара имеет цельный корпус с двумя неглубокими, ссимметричными рогами. Корпус гитары, шейка и голова грифа крашены в чёрный цвет. Толщина корпуса невелика и, видимо, сопоставима с толщиной корпусов таких гитар, как, например, «Элгава» или «Стелла». На корпусе расположены две панели ярко-красного цвета. На одной из панелей расположены звукосниматели, бридж, выходной разъём и органы управления. Вторая панель, согласно паспорта, штатно съёмная, предназначена для доступа к батарейному отсеку. Также на съёмной панели расположена кнопка включения/выключения встроенного эффекта.





Гитара оборудована тремоло оригинальной конструкции, прикрытым декоративной металлической крышкой, не позволяющей в подробностях рассмотреть его устройство. Массивный металлический бридж имеет общую регулировку по высоте и регулировку мензуры для каждой струны. Бридж также имеет декоративную крышку. Тип бриджа определить по фото трудно, но, поразмышляв, можно предположить, что, скорее всего, бридж подвижный. Ведь, будучи жёстко фиксированым, бридж создал бы технологические трудности, например, для монтажа панели при сборке гитары. Звукосниматели, синглы собственной конструкции, помещены в массивные металлические корпуса. Над ними расположена кнопка включения/выключения встроенного эффекта. Под звукоснимателями расположены органы управления. Справа налево: переключатель датчиков, общая громкость, регуляторы тембра (НЧ и ВЧ), регулятор встроенного эффекта. Выход - разъём СГ-3.



Гриф с накладкой из светлого дерева, возможно, бука, имеет двадцать один лад, плюс нулевой. Накладка, судя по фотографии, имеет радиус. Маркеры круглой формы. На пятом ладу два, на двенадцатом три маркера.



Гриф имеет анкер с регулировкой со стороны головы грифа. Сама голова выполнена с наклоном относительно накладки, что позволило обойтись без ретейнеров. Также можно рассмотреть широкие втулки колков. Колки имели матово-серые штоки и, видимо, белые пластмассовые бутоны. Возможно, это были колки ленинградской фабрики им. Луначарского.



Электрическая схема гитары состоит из трёх звукоснимателей-синглов, предварительного усилителя и схемы обработки звука.


Схема принципиальная электрическая электрогитары «Электроника», г. Новосибирск.
Нажать для увеличения .


Коммутация звукоснимателей производится переключателем В1. Переключатель имеет пять положений. Если принять обозначения датчиков: L1 - нековый, L2 - средний, L3 - бриджевый, то возможны следующие комбинации. 1 - нековый, 2 - нековый + средний, 3 - средний + бриджевый, 4 - бриджевый, 5 - нековый + бриджевый.

Сигнал от звукоснимателей поступает на двухкаскадный транзисторный усилитель с общим коэффициентом усиления около 235. Учитывая, что уровень выходного сигнала, по паспорту, составляет не менее 150 милливольт, можно предположить, что катушки датчиков «Электроники» были низкоомными. Если это предположение когда-нибудь подтвердится, то можно утверждать, что «Электроника» была первой (и, возможно, единственной) в СССР электрогитарой штатно оснащённой активной электроникой, или, как сейчас принято говорить, активными датчиками. Возможно, это было сделано впервые и в «мировом масштабе». Лес Пол (Les Paul), которого принято считать пионером в использовании активной электроники, пришёл к идее низкоомных датчиков ещё в 1960-х годах. Однако, он не использовал фабричные звукосниматели. Лес Пол собственноручно наматывал катушки, либо переделывал датчики Gibson, о чём рассказал, например, в одном из интервью 1977 года. Нынешний же лидер промышленного производства активной гитарной электроники, компания EMG, «родилась» лишь в 1976 году.

Темброблок усилителя (выделен на рисунке) схемотехнически представляет собой упрощённый вариант регулятора тембра Баксандалла (P. G. Baxandall). Сейчас применение данного решения с раздельным регулированием высоких и низких частот непосредственно в электрогитаре кажется архаичным, однако в конце 1960-х, начале 1970-х годов регулятор Баксандалла, как в полном, так и в упрощённом варианте, очень широко применялся в бытовой радиоаппаратуре. Например, подобная схема использовалась в электрогитаре «Ритм» львовской опытно-экспериментальной фабрики народных инструментов (1).


Схема принципиальная электрическая электрогитары «Ритм», г. Львов.



Сигнал гитары мог быть обработан встроенным эффектом обработки звука, названным в паспорте «вибрато». В конце 1960-х годов идея встроенных в гитару устройств обработки звука была довольно популярна во всём мире. Но в СССР «Электроника» стала первой гитарой такого рода. Питание усилителя и устройства обработки осуществлялось от батареи типа «Крона».



Также на имеющемся в распоряжении автора снимке можно увидеть «Приставку ЭФФЕКТ-Н», разработанную в СКБ завода «Оксид» в 1973 году. Надпись мелким шрифтом на табличке можно интерпретировать как «Не изготавливалась из-за прекращения производства электрогитары». Автору удалось установить, что это была приставка «Вау». Но была ли это полноценная «квакушка» или всего лишь «автовау», неизвестно.




* * *


Автор выражает надежду, что его (автора) пижонская сущность не очень утомила уважаемого читателя, пытаясь «красочно упаковать» те три с половиной строчки, приведённые в самом начале. Ведь и белые пятна иногда хочется закрашивать красиво, пусть даже и наполовину.

* * *


Литература.
1. Д. С. Медведовский, О. Н. Гузевич. Электромузыкальные щипковые инструменты. Ленинград. «Энергия», 1979.


VP
Октябрь 2009.





P.S. Когда эта статья была уже почти готова, стало известно о потрясающей находке. Найдена живьём «Электроника»! Гитара обнаружена в неудовлетворительном, частитно разукомплектованном состоянии, однако, это событие позволяет с некоторой долей оптимизма сказать: ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

Мини-чат
Вы должны войти, чтобы отправлять комментарии на этот сайт - пожалуйста, либо войдите, либо - если вы еще не зарегистрированы - щелкните здесь, чтобы зарегистрироваться


EbenezerDorset
08.12. : 16:16
Олег, с Днём рождения!
Здоровья и бодрости духа!
Мира и добра! Больших творческих успехов!

StariyDed
08.12. : 14:33
С Днём рождения, Олег!
От души желаю здоровья, долгих лет счастливой жизни, успехов в делах, благополучия - тебе, твоим родным и близким!

leopold
08.12. : 13:40
Олегу удачи и здоровья

Cерый
08.12. : 13:28
Олег,с Днём рождения!Здоровья и успехов в делах!

gitarrist
08.12. : 04:52
Ок. Спасибо SPA!

SPA
07.12. : 21:13
Наверняка как у стар5

gitarrist
07.12. : 16:41
Когда-то форманта шла с деревянным бриджем. Кто подскажет какой он на вид? Я не видел. )

Сhelya
07.12. : 10:36
безголовый бас 999

[link]

swin
07.12. : 08:22
Интервью с Юрием Ермаковым, вокалистом одной из первых рок групп "Сокол". [link]

swin
06.12. : 20:15
С пятницей, соратники! Вот красное Аппассименто потягиваю.

swin
02.12. : 18:32
Превед! Я в смысле, что здОрово о Мультике!

leopold
02.12. : 16:14
Привет.

swin
02.12. : 14:35
Здорово, leopold!

leopold
02.12. : 12:03
В музее ЯХИ мой мультистар.

Сhelya
02.12. : 11:16
Да, скорее всего мой косяк, не разобрался до конца


Поиск Советские гитары
Счетчики


© 2006 - 2024 SovietGuitars.com - Общество Коллекционеров Советских Электрогитар. Сайт не является СМИ. 18+


Техническое обслуживание сайта осуществляется веб-студией «Код-А»