Впервые я увидел, а точнее, разглядел аккордеон в возрасте чуть более десяти лет. Это случилось в военном городке, куда меня отправили на каникулы к маминому брату, моему дяде, соответственно. Его дочка – моя двоюродная сестра училась в музыкальной школе по классу аккордеона.
Тогда то я и увидел этот инструмент вблизи и даже смог извлечь из него разные звуки. Впечатление было сильное. Лёжа, аккордеон выглядел как маленькое пианино, на которое поставили радиоприемник, подвижные меха делали его как бы живым, а красивый пластик корпуса с каким-то внутренним сиянием магическим образом притягивал взгляд. Больше всего мне нравилось извлекать звуки левой рукой – низкие и красивые и сочные. Я мог подолгу сидеть и, воспринимая вибрацию басовых аккордов всем телом, слушать эти густые органные мощные звуки… К чему я это написал? Просто все эти детские ощущения материализовались в виде бас-гитары, о которой, собственно, и пойдет речь. Аккордеон, кстати, был немецкий.
Ouverture
Гитара эта без имени, без логотипа и вообще без каких либо опознавательных знаков. Однозначно, по косвенным признакам, можно сказать что это продукт восточногерманского музпрома времен берлинской стены. Усилия по идентификации инструмента прояснили не много. Выяснилось, что хитрые немцы, дабы избежать конкуренции между своими музпроизводителями, которых было аж три, и все на букву М (Musima, Migma, Marma ), выпускали на своих предприятиях гитары часто без маркировки, с одинаковыми комплектующими и не сильно различающимися корпусами. ** Выходит, как бы мы не назвали гитару, вероятность того, что мы угадали будет 1/3. Так что пусть это будет Migma. Пожалуй, на этом антропологические исследования можно закончить и перейти непосредственно к конкретной гитаре.
Allegro
Я увидел её на немецком ебее. Фотки были не очень вразумительные, но гитара понравилась сразу. Не знаю почему так происходит, возможно, где то внутри что то щелкает и ты понимаешь, это твоё. Так у меня было со свердловской Тоникой, так и с этим басом. Цена уже не имеет большого значения. На последних секундах я сделал ставку и перебить ее уже не успели. И я выиграл торги! Интересующимся скажу: стоимость доставки в Россию определена продавцом в нереальные 135 евро! Ну а потом началась переписка с продавцом, мучительный процесс перевода денег со счета в Сбере на счет продавца. Почти неделю деньги шли в Германию, еще неделю немец паковал и отправлял посылку и наконец я получил заветный трекинг номер и смог следить за путешествием гитары на пмж в Россию. Первый сюрприз меня ожидал когда посылка появилась на нашей таможне и я увидел её вес – почти 19 килограмм! Кто нибудь получал посылки с гитарой такого веса? Я решил, что аккуратный немец неделю колотил на кухне деревянный саркофаг для исторической ценности и таможня, почуяв неладное, начнет злобно потрошить посылку. Но нет, всё обошлось, таможня не стала мараться и быстро выпустила гитару из своих чистых рук. А еще через три дня я отправился на почту.
Adagio
Конечно, идя на почту, я был готов к тяжести, но не к объему. А получил очень даже габаритную коробку, которая еле влезла за передние сиденья моей, в общем, не самой маленькой машины. Кое-как я доволок ее до квартиры и вот она лежит посередине комнаты.{1} (Коробочка от CD положена для того чтобы был понятен размер посылочки). С замиранием сердца открываю коробку и вижу только кучу разного упаковочного материала. Гитары не видно {2} вообще…
Разгребаю пенопластовые колечки и вижу не гитару, а фигурный коричневый кофр. {3}Вот так сюрприз, о том что гитара будет с кофром продавец не писал ни разу! {4}
После отделения покупки от упаковки стала понятна высокая стоимость пересылки. Во-первых вес, а во-вторых такое количество упаковочного материала тоже, видимо, стоит денег. Зато гитара вполне комфортно себя чуствовала в дороге. Удовольствие от хорошей упаковки получила не только гитара. {5}
Кофр оказался в очень хорошем состоянии – ни одной потертости или порыва, не хватало только ключика к замку для полного счастья. Внутри меня ждала целая куча подарков!{6}
Вот список:
1.Два серых гитарных шнура джек – дин.
2.Один витой тяжелый шнур, тоже джек – дин. (позже выяснилось, что все шнуры требуют перепайки)
3.Три жестких медиатора, два с пробковой накладкой, один из них сильно сточен.
4.Непонятного назначения дощечка.
5.Запечатанный комплект басовых струн производства ГДР.
6.Около десятка разнокалиберных старых басовых струн.
7.Бумажный пакетик с позеленевшими от времени предохранителями, явно к гитаре не относящимися.
8.Отвертка – пробник сетевого напряжения. Работает. На гитаре, правда, ничего не показывает.
9.Пара желтых листочков. На одном схема, на другом описание оной. На оборотной стороне листочков напечатанный типографским способом призыв к женщинам района вносить свои предложения для улучшения условий быта. Датирован призыв 1957 годом!
10.И еще настоящий винтажный гитарный ремень. Тоненький, натуральной кожи с подвижной плечевой накладкой, подшитой сукном. На оборотной стороне ремешка ручкой написано имя и адрес, возможно, прежнего владельца. Рядом стоит неразборчивый штамп и вполне читаемая цена. Стоил ремешок 4,55 марки. {7, 8, 9,}
Обзор подарков закончен, теперь о гитаре. Первое впечатление – сохран и комплектность отличные. Нет ни сколов, ни заметных потертостей. Все детали родные и на своих местах.{10, 11} Корпус покрыт с двух сторон красивым, лунного цвета перлоидом. Пластик слегка пожелтел от времени
Не везде аккуратно обработан край перлоя, что не влияет на общее впечатление. {12}
Боковина, как и гриф (кроме накладки) окрашена черной краской. Болтов крепления грифа нет, как нет и следов анкера. В плане гриф имеет ярко выраженную V-образную форму. Головка грифа тоже в пластике с лицевой стороны. Только пластик обычный, не переливающийся. Бежевый. Немного дешевит вид гитары. Колки в отличном состоянии, бутоны нормальные, шестеренки без следов износа, люфты небольшие, втулок нет. Колки очень похожи на болгарские. {13}
Накладка грифа оказалась очень грязной, непонятного цвета, похоже из черного дерева. Лады стерты не сильно.{14}
Гриф прямой и ровный. К сожалению, все, что на пикгарде, над ним и под ним имеет сильную коррозию ярко зеленого цвета. Даже струны зеленые. {15}
При подключении гитары выяснилось, что звучки рабочие, электроника тоже, потцы умеренно хрустят. В общем все, как и должно быть.
Presto
Наступил выходной и я стал для гитары Джеком – Потрошителем (и потрошителем джека). Сначала колки. Как я уже писал, очень похожи на болгарские, но качество изготовления на порядок выше. На грифе сделаны углубления для технологических выступов на подошвах колков.{16}
Винтики крепления с ровными шлицами, с хорошим блеском, чего не скажешь о крепеже пикгарда. Все винты сильно поржавели и приржавели в корпусу. Что бы не сорвать шлицы пришлось отмачивать каждый уайтспиритом. С трудом, но открутились все.{17}
Ручки потенциометров цельнометаллические с резиновой накладкой сбоку, под которой прячутся фиксаторные винтики. На ручках сильная точечная коррозия. {18}
Струнодержатель цепляется за кронштейн, который крепится к корпусу гитары тремя саморезами и кольцом для ремня. Нижний уголок кронштейна фиксируется в выемке деки. {19}
Сам струнодержатель сделан их латунной пластины с приваренной для жесткости толстой проволокой. {20}
Бридж деревянный, регулируемый только по высоте, с пластиковой опорой для струн. Состоит из трёх частей.{21}
Стало понятно назначение деревянной пластинки, найденной в кофре. Это более толстое основание бриджа.{22}
Теперь пикгард. Кант и все символы на нем вместо желтых стали зелёные. Хром на датчиках изрядно поврежден коррозией, а гайки крепежа датчиков просто ржавые. Тоже отмачивал их уайтспиритом. Провода от звучков без наружней изоляции, тоже позеленели. Менять. {23}
Сами датчики с регулировачными винтами под струнами. На фото обратная сторона, видно катушку. Магниты скрыты ржавой пластиной, расположены по бокам катушки. Сопротивление катушек 6,34 и 6, 89 ком. {24}
На потенциометрах видна дата – 1970 год. Прикручены к пикгарду через экран из фольги. {25}
Джек из пластика с металлической накладкой на внутреннюю часть. Заземление на струнодержатель не предусмотрено. {26}
Под пикгардом находим фрезерованную выемку.{27}
Местами видна работа стамеской. {28}
Как хорошо видно, дека деревянная (что за дерево?) обклеена фанерой и тонким слоем пластика. Пустота под датчиками заполнена вклеенным бруском. {29}
Вот, пожалуй, и все. Работа Потрошителя закончена.
Coda
Очистка и сборка. Тут уже без фоток и кратко. Сначала работа с крепежом: очистка от ржавчины, зачистка разными наждачками, полировка. Корпуса датчиков, ручки потенциометров, струнодержатель - так же, чистка полировка. Колки: разборка, чистка, смазка, сборка. Пикгард: прочистка проточек канта и символов, окраска их изнутри золотой краской, чистка и полировка лицевой поверхности. Датчики – замена отходящего провода. Схема – пропайка. Гриф: отмывка от грязи, отмывка от отмывки средством Dunlop – cleaner & prep, полировка ладов, пропитка накладки другим составом Dunlop – deep conditioner. Из темно – бурого накладка превратилась в благородно черную. Красота! Корпус – отмывка, полировка. Бридж после очистки покрыл восковой полиролью. Теперь все чистое, собираем. На корпусе видно, что бридж двигали, есть дополнительные отверстия под винтики.{30}
Пришлось замерять линейкой половину мензуры и находить правильное положение бриджа.
Финал
Гитара собрана, струны поставлены. Те самые, новые-старые из ГДР. {31}
Цепляю карабинчики ремня, провод в джек, кнопочка включения Vermonы… Что имеем? Выход у датчиков сильный, варитон регулирует количество низов. Регулятор тона особо ничего не меняет. Странно, но самая толстая струна Ми выдает очень глухой, быстро затухающий звук, резко отличающийся от тембральной окраски остальных струн. Скорее дело в самой струне, точнее в ее социалистическом происхождении. Ну и возраст уже… Играть немного непривычно из-за необычного профиля грифа, зато сам гриф хорош и струны не дребезжат нигде. Баланс у гитары отличный, несмотря на тонкий ремешок и не самый лёгкий вес, усталости не чуствуется. Общие впечатления таковы: по звуку ничего выдающегося, немецкая гитара играет как и все немецкие гитары семидесятых. Играть, в общем комфортно. Ярко винтажный вид. Что форма, что отделка. И это все мне чертовски нравится!
Статья, прямо скажем, получилась не маленькая. Спасибо всем, дочитавшим до конца. Отвечу на все дополнительные вопросы, если они появятся у интересующихся.