ID пользователя #2610 Зарегистрирован: 15.06.2011, 08:19 Местонахождение: Пермь Сообщений: 645
За 20 лет гитарной практики (пусть и любительской) акустических гитар через мои руки прошло столько же, если не больше. Но ни одна из них не давала столько пищи для ума и поводов для раличных, причём не всегда приятных, эмоций, сколько та, о которой пойдёт речь. Итак — болгарская «Кремона» модели «Зорница». Первая связанная с ней загадка, которую я пока что так и не разгадал, такова: считать ли эту гитару редкой? С одной стороны, упоминаний любого рода в Интернете о ней в сравнении с прочими тематическими предметами сравнительно мало. Это вам не «Урал». А те, что есть, почти всегда сопровождаются восклицаниями типа: «О, это редкость!» С другой стороны, я пока что не встречал человека, связанного с гитарами, которому бы «Зорница» хоть раз не попадала в руки. Уже довольно давно я написал е-мэйл компании «Кремона» с нижайшей просьбой рассказать всё, что они сочтут возможным, об этом инструменте (в частности, количество выпущенных экземпляров), но ответа пока так и не дождался. Наверное, и не дождусь, поэтому пишу статью без опоры на архивные первоисточники. Лично я «Зорницу» редкой не считаю: так сложилось, что мне в позднесоветские и «раннепостсоветские» годы попадалось как минимум четыре экземпляра. Одним я сам владел на протяжении двух лет, другой был у соратника по тогдашней студенческой рок-группе. А вот история экземпляра, представленного на фотографиях (он принадлежит пермскому автору-исполнителю Светлане Гавриловой): «Жили мы возле ЦУМа, и, в общем, иногда случайно нарывались там на привоз чего-нибудь ну очень интересного. Таким вот образом в 88 году братец мой нарвался на эти «Кремоны». Ну и купил сразу, конечно же. Их расхватали в момент. Первое время меня к гитаре близко не подпускал (он меня от «кунгурки»-то своей гонял), а потом ему, видимо, надоело, что гриф узкий, и он сказал, что мне её подарит. У меня пальцы тоньше, мне на ней играть проще было. Хотя гриф даже для меня узковат. То есть где-то году в 91-м я её уже в поездки с собой брала. Вот как-то так из-за узкого грифа на ней действительно играть не все могут. И, соответственно, звук получается не очень, когда пальцы не там прижимают. Я слышала, как аналогичную гитару (не мою, но такую же точно) обозвали «очень плохой гитарой.» Добавлю к этому, что город наш был (и есть) самая обычная провинция, дефицитами не избалованная, а стоила эта гитара 50 рублей. Первое (а также главное и единственное), чем «Зорница» приковывает внимание — это дизайн. Других моделей с корпусом такой формы до её появления мир не знал. Хотя нетрудно догадаться, что источником вдохновения послужили гитары 30-х гг. для так называемого «цыганского джаза».
В частности, у знаменитой Maccaferri-Selmer мы видим большое резонаторное отверстие D-образной формы, которое называли «grand bouche» — «большой рот». Предполагалось, что оно способствует уравниванию громкости высоких и низких нот. Кроме того, звучали такие гитары громче и ярче, чем традиционные акустические арктопы, в том числе и за счёт более объемного корпуса. Корпус у «Зорницы» тоже не маленький, по объёму превосходит стандартный дредноут. Отношение площади резонаторных отверстий к объёму у неё примерно такое же, как и у Maccaferri c «большим ртом». Металлический струнодержатель в сочетании с незакреплённым порожком также копируют конструкцию Maccaferri, а заодно служат и главным источником проблем. Присутствует нижняя пуговка (деревянная!), верхней, как часто бывает, не предусмотрено. Схема пружин, я подозреваю, была «лесенкой» как для нижней, так и для верхней деки. О материале деки и корпуса у меня данных нет.
Гриф делался из бука, он очень узкий, уже даже, чем стандартный электрогитарный, при этом довольно толстый. Накладка не имеет радиуса, совершенно плоская. Вопрос о материале накладки также сложный: она чем-то красилась или пропитывалась, но с течением времени покрытие полностью стирается и обнажает светлую древесину, не отличающуюся от самого грифа. Голова грифа с прорезями, колки открытого типа на планках, с пластиковыми ручками (у описываемого экземпляра заменён червяк на колке 5 струны, цвет и форма ручки отличаются). Интересно отметить, что у другой «Зорницы», попадавшей в мои руки, колки были с пластмассовыми втулками, как у классики, причём это не была переделка — видимо, существовали разные модификации. Вообще «Зорница», по косвенным данным, производилась, как я уже упоминал, с 50-х гг, на фабрике в Казанлыке. Вот фотография «Зорницы» (с болгарского, кстати, форума), её хозяин утверждает, насколько я понял, что эта гитара 50-х гг. Нужно отметить, что ранние прототипы, судя по всему, имели вместо системы «бридж+струнодержатель» традиционную подставку, как у заготовок на привёденной ниже фотографии 1954 г. Интересно было бы послушать, как звучала «Зорница» с обычным креплением струн! Вообще звук «Зорницы» нельзя назвать плохим (как и хорошим) — он очень специфический, и, честно говоря, равно далёк как от звучания традиционной акустики-«вестерна», так и от «цыганских» моделей Selmer. Басы слабые, сустейн невыраженный, звучание достаточно чёткое, ровное и звонкое, но при этом несколько «жестяное», с гулкими призвуками. Громкоголосой «Зорницу» тоже не назвать. Тут нужно упомянуть ещё один нюанс: струны! Не знаю, как где, а в моём городе в эпоху «Зорницы» не достать было нормальных струн для акустической гитары. Советские струны в медной оплётке были мало того, что скверного качества, но ещё и рассчитаны на советские же кунгурско-бобровско-шиховские изделия с мензурой стандартной (на 650 мм их впритык хватало) или укороченной. На «Зорницу» с её системой «бридж+струнодержатель» и порядочной мензурой их было просто не натянуть — элементарно не хватало длины! Поэтому единственный выход был — ставить электрогитарные струны. Тоже изврат, конечно, но хоть что-то! Разумеется, тонкие электрогитарные струны, да ещё закреплённые подобным образом, не могли нормально раскачать огромный корпус, что также сказывалось на звуке не лучшим образом. В постсоветскую эпоху новые «Зорницы» по понятным причинам поступать к нам перестали. Но, видимо, этот безумный дизайн столь глубоко запал в сердце нашим любителям гитар, что одна из отечественных фабрик (кажется, Ижевск, но я не уверен) попыталась удовлетворить их эстетические запросы, выпустив подделку... ну, или просто гитару формой «по мотивам «Зорницы». Фото потырено где-то на просторах Интернета: Напоследок ещё несколько интересных фактов, наблюдений и мыслей об этом замечательном инструменте. Все «Зорницы», что попадали мне если не в руки, то в поле зрения, были в удивительно хорошем состоянии, многие благополучно дожили до наших дней и по-прежнему активно используются по прямому назначению. Несмотря на отсутствие анкера, у них почти никогда не деформируется гриф; слабые места — дека и стык «гриф-корпус». Хорошо сохраняется окантовка. Лаковое покрытие верхней деки довольно тонкое, легко царапается и истирается не то что ногтем или медиатором, но даже подушечками пальцев. Что происходит с накладкой при длительном использовании — вы уже видели. На «Зорнице», несмотря на размеры и форму корпуса (а точнее, благодаря им) удобно играть: если приделать верхнюю пуговку (у моего экземпляра она была), гриф — тонкий и лёгкий —не перевешивает корпус. При игре сидя выступ с верхним резонаторным отверстием оказывается (особенно если гитарист некрупный) прямо под подбородком: можно на него положить голову, расслабиться и медитировать, перебирая струны. Когда-то я видел, как доморощенные умельцы «подзвучивали» инструмент, просто засунув в верхнее отверстие какой-то небольшой микрофон в поролоновой ветрозащите (результат можете сами представить, но идея повеселила). И последнее: все на тех же просторах Интернета мне попался любопытный документ, озаглавленный «Прайс-лист «Болгарской кремоны». Там есть интересная позиция: Гитары с несимметричным резонатором Хемус C-50X $94 Зорница C-60Z $94 Откуда взят этот документ, к чему он относится и вообще «чё почём» (хотя как раз «почём» там указано), я так и не понял. Желающие могут сами ознакомиться: [link] Но всё равно интересно... неужто ОНА ЖИВА?
P. S. все фото, кроме потыренных из Инета, сделаны Алексеем Мехоношиным, за что ему и Светлане Гавриловой special thanks.
ID пользователя #46 Зарегистрирован: 25.01.2007, 11:02 Местонахождение: Новосибирск Сообщений: 6412
Один раз в жизни играл на такой. Пришли выступать, а гитар с собой не принесли (ха-ха 3 раза). Одолжили у "коллег по цеху" на две песни. Помню, накладка была светлая под прозрачным лаком. Возможно, гитара была переделана. Игграть было очень удобно. Звук не помню. Даже хочу такую себе, чисто из-за формы и двух дырок.
ID пользователя #431 Зарегистрирован: 23.02.2008, 21:10 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 4851
Хорошая статья. На тех, что я видел (включая мою) гриф из клёна...накладка тоже...как на Орфеях.
логотип другой...в рамочке колки перлоидные, но на второй такой были белые а-ля Орфей.
кстати, как звучит такая гитара с классическим порожком....довольно неплохо, но совсем по-другому. Одну Зорницу знакомая отдала в мастерскую ....и там её "починили" блин.....
если кто есть в контакте, то ищем группу "группа Дети Дождя" и там в записях домашний альбом 2001 года...это писалось у меня дома, Луначарка -ритм и Зорница-соло....эта Зорница с классическим бриджем как-раз тогда жила у меня ..
Ну вот у меня тоже в рамочке, с перлоидными лопастями и с пластиковыми валами. А гриф тоже кленовый. В разделе коллекции можно среди моих гитар посмотреть.
ID пользователя #27 Зарегистрирован: 15.12.2006, 09:29 Местонахождение: Симферополь Сообщений: 591
Кроме "зорницы" ещё клон был орфейский на такой деке с другой формой головы, приклеенной кобылкой и другим названием (каким не помню). Спасибо за статею! Лучше умереть от болезни чем от касторки.
Изначально на Зорницах порожка не было и струны лежали на первом ладу(?), возможно, такое было не на всех и были модели с нормальным порожком... На фотографиях видно, что гитара Светланы была переделана: был удалён первый лад и сделан запил, куда встал порожек. Аналогичную модификацию собираюсь проделать сам на своей Зорнице - кому интересна орегинальная (но отнюдь не работоспособная конструкция) требуйте фото.
ID пользователя #2610 Зарегистрирован: 15.06.2011, 08:19 Местонахождение: Пермь Сообщений: 645
Насколько я знаю (а знаю я практически со 100% достоверностью), её гитара не переделывалась, не ремонтировалась и не подвергалась никаким модификациям, кроме замены червяка на одном из колков. Опять же, насколько я знаю, были 2 вида "Зорниц" - с нулевым ладом и без. У меня же тоже была "Зорница" - БЕЗ нулевого лада, с обычным порожком, и это был не мод, а стандартное фабричное исполнение. А посмотрим на "Зорницу", продающуюся вот здесь [link] - и видим нулевой лад. Такие дела )))
У меня на руках есть "Зорница" 1978 года выпуска. Играю на ней и сейчас. Колки с пластиковыми вставками, первый порожек имеется, накладка на грифе истерта, колки нуждаются в замене.. По звучанию (с нейлоновыми струнами) она близка к классике, а вот с металлическими - звон появляется и звучит она очень даже! Лет 15 назад я надумал ее продать, чтобы купить 12 струнку. Попросил знакомого найти покупателя. Когда покупатель посмотрел и поиграл на ней, то предложил обмен - он мне 12-ти струнку с приличной доплатой за мою "Зорницу"! С тех пор она так у меня и осталась - не стал продавать! И не жалею!
и это... я социопат и параноик, на звонки с незнакомых номеров не отвечаю принципиально. если вы вдруг откуда-то узнали мой телефон, и вам очень нужно со мной связаться - сначала отправьте СМС, мол, "я такой-то и такой-то".
И насколько сие с "Зорницей" по звуку сравнимо? А то продают у нас на аукционе вполне себе за нормальные деньги. Мне инструмент интересен, но хотелось бы знать - чего ждать? Или это чистая фанера?
ID пользователя #431 Зарегистрирован: 23.02.2008, 21:10 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 4851
Бобровская мне как-то попалась в Кантусе...издали принял за Зорницу....получилось как в том анекдоте: Иду мимо кустов: гляжу..сношаются ....пригляделся: -ебутся!!!
Вы должны войти, чтобы отправлять комментарии на этот сайт - пожалуйста, либо войдите, либо - если вы еще не зарегистрированы - щелкните здесь, чтобы зарегистрироваться
снова немного нетематическое, но про историю. вторая часть видео про историю отдельных малоизвестных мест России (первое публиковал на прошлой неделе).
Может интересно будет. Буду признателен за просмотр, лайк и т.д. [link] Осталась ещё одна часть и я снова вернусь к видео про тематические гитары :)
Признаю, увлёкся сугубо в личных блогерских интересах изучить, опробовать и рассказать с юморком ;) (хотя с последним есть псих. проблемы). Что как оно выйдет, покажет время. Никого обижать не намерен, по натуре я чудик ;P хых
Увлёкся коллекционированием Советских гитар и не только из-за (если без мата) удивления от того факта что в СССР производился такой богатый ассортимент электромузыкальных инструментов, каждый из которых по своему уникален, но о которых мало кто знает
Чтож, вот и дошли руки до регистрации на сайте. Решил поздороваться. Приветствую товарищи. Зовусь я Адам Смиттич (не люблю светиться из-за негативной стороны популярности в виде преследования фанатами)
Посмотрел первую часть. Мне понравилось. Люблю исторический контент. Но Вам стоит поработать над произношением, и над балансом зк: женский голос звучит громче мужского. Жду следующие части)
прочитал в музеуме интересное высказывание, на страничке орфеус рекорда -
" инструмент эксплуатировался только с кондовыми отечественными плосконавитыми струнами, которые, согласно широко распространённому дебильному суеверию, якобы "имеют большее натяжение, нежели обычные"
Lyapa, смотря какие пластинки. Если, например, какой-нибудь Игорь Тальков, то она действительно ничего не стоит... А так можете в какой нибудь магазин винила продать или на мешке поставьте, если вам авито не нравится...