ID пользователя #2610 Зарегистрирован: 15.06.2011, 08:19 Местонахождение: Пермь Сообщений: 645
За 20 лет гитарной практики (пусть и любительской) акустических гитар через мои руки прошло столько же, если не больше. Но ни одна из них не давала столько пищи для ума и поводов для раличных, причём не всегда приятных, эмоций, сколько та, о которой пойдёт речь. Итак — болгарская «Кремона» модели «Зорница». Первая связанная с ней загадка, которую я пока что так и не разгадал, такова: считать ли эту гитару редкой? С одной стороны, упоминаний любого рода в Интернете о ней в сравнении с прочими тематическими предметами сравнительно мало. Это вам не «Урал». А те, что есть, почти всегда сопровождаются восклицаниями типа: «О, это редкость!» С другой стороны, я пока что не встречал человека, связанного с гитарами, которому бы «Зорница» хоть раз не попадала в руки. Уже довольно давно я написал е-мэйл компании «Кремона» с нижайшей просьбой рассказать всё, что они сочтут возможным, об этом инструменте (в частности, количество выпущенных экземпляров), но ответа пока так и не дождался. Наверное, и не дождусь, поэтому пишу статью без опоры на архивные первоисточники. Лично я «Зорницу» редкой не считаю: так сложилось, что мне в позднесоветские и «раннепостсоветские» годы попадалось как минимум четыре экземпляра. Одним я сам владел на протяжении двух лет, другой был у соратника по тогдашней студенческой рок-группе. А вот история экземпляра, представленного на фотографиях (он принадлежит пермскому автору-исполнителю Светлане Гавриловой): «Жили мы возле ЦУМа, и, в общем, иногда случайно нарывались там на привоз чего-нибудь ну очень интересного. Таким вот образом в 88 году братец мой нарвался на эти «Кремоны». Ну и купил сразу, конечно же. Их расхватали в момент. Первое время меня к гитаре близко не подпускал (он меня от «кунгурки»-то своей гонял), а потом ему, видимо, надоело, что гриф узкий, и он сказал, что мне её подарит. У меня пальцы тоньше, мне на ней играть проще было. Хотя гриф даже для меня узковат. То есть где-то году в 91-м я её уже в поездки с собой брала. Вот как-то так из-за узкого грифа на ней действительно играть не все могут. И, соответственно, звук получается не очень, когда пальцы не там прижимают. Я слышала, как аналогичную гитару (не мою, но такую же точно) обозвали «очень плохой гитарой.» Добавлю к этому, что город наш был (и есть) самая обычная провинция, дефицитами не избалованная, а стоила эта гитара 50 рублей. Первое (а также главное и единственное), чем «Зорница» приковывает внимание — это дизайн. Других моделей с корпусом такой формы до её появления мир не знал. Хотя нетрудно догадаться, что источником вдохновения послужили гитары 30-х гг. для так называемого «цыганского джаза».
В частности, у знаменитой Maccaferri-Selmer мы видим большое резонаторное отверстие D-образной формы, которое называли «grand bouche» — «большой рот». Предполагалось, что оно способствует уравниванию громкости высоких и низких нот. Кроме того, звучали такие гитары громче и ярче, чем традиционные акустические арктопы, в том числе и за счёт более объемного корпуса. Корпус у «Зорницы» тоже не маленький, по объёму превосходит стандартный дредноут. Отношение площади резонаторных отверстий к объёму у неё примерно такое же, как и у Maccaferri c «большим ртом». Металлический струнодержатель в сочетании с незакреплённым порожком также копируют конструкцию Maccaferri, а заодно служат и главным источником проблем. Присутствует нижняя пуговка (деревянная!), верхней, как часто бывает, не предусмотрено. Схема пружин, я подозреваю, была «лесенкой» как для нижней, так и для верхней деки. О материале деки и корпуса у меня данных нет.
Гриф делался из бука, он очень узкий, уже даже, чем стандартный электрогитарный, при этом довольно толстый. Накладка не имеет радиуса, совершенно плоская. Вопрос о материале накладки также сложный: она чем-то красилась или пропитывалась, но с течением времени покрытие полностью стирается и обнажает светлую древесину, не отличающуюся от самого грифа. Голова грифа с прорезями, колки открытого типа на планках, с пластиковыми ручками (у описываемого экземпляра заменён червяк на колке 5 струны, цвет и форма ручки отличаются). Интересно отметить, что у другой «Зорницы», попадавшей в мои руки, колки были с пластмассовыми втулками, как у классики, причём это не была переделка — видимо, существовали разные модификации. Вообще «Зорница», по косвенным данным, производилась, как я уже упоминал, с 50-х гг, на фабрике в Казанлыке. Вот фотография «Зорницы» (с болгарского, кстати, форума), её хозяин утверждает, насколько я понял, что эта гитара 50-х гг. Нужно отметить, что ранние прототипы, судя по всему, имели вместо системы «бридж+струнодержатель» традиционную подставку, как у заготовок на привёденной ниже фотографии 1954 г. Интересно было бы послушать, как звучала «Зорница» с обычным креплением струн! Вообще звук «Зорницы» нельзя назвать плохим (как и хорошим) — он очень специфический, и, честно говоря, равно далёк как от звучания традиционной акустики-«вестерна», так и от «цыганских» моделей Selmer. Басы слабые, сустейн невыраженный, звучание достаточно чёткое, ровное и звонкое, но при этом несколько «жестяное», с гулкими призвуками. Громкоголосой «Зорницу» тоже не назвать. Тут нужно упомянуть ещё один нюанс: струны! Не знаю, как где, а в моём городе в эпоху «Зорницы» не достать было нормальных струн для акустической гитары. Советские струны в медной оплётке были мало того, что скверного качества, но ещё и рассчитаны на советские же кунгурско-бобровско-шиховские изделия с мензурой стандартной (на 650 мм их впритык хватало) или укороченной. На «Зорницу» с её системой «бридж+струнодержатель» и порядочной мензурой их было просто не натянуть — элементарно не хватало длины! Поэтому единственный выход был — ставить электрогитарные струны. Тоже изврат, конечно, но хоть что-то! Разумеется, тонкие электрогитарные струны, да ещё закреплённые подобным образом, не могли нормально раскачать огромный корпус, что также сказывалось на звуке не лучшим образом. В постсоветскую эпоху новые «Зорницы» по понятным причинам поступать к нам перестали. Но, видимо, этот безумный дизайн столь глубоко запал в сердце нашим любителям гитар, что одна из отечественных фабрик (кажется, Ижевск, но я не уверен) попыталась удовлетворить их эстетические запросы, выпустив подделку... ну, или просто гитару формой «по мотивам «Зорницы». Фото потырено где-то на просторах Интернета: Напоследок ещё несколько интересных фактов, наблюдений и мыслей об этом замечательном инструменте. Все «Зорницы», что попадали мне если не в руки, то в поле зрения, были в удивительно хорошем состоянии, многие благополучно дожили до наших дней и по-прежнему активно используются по прямому назначению. Несмотря на отсутствие анкера, у них почти никогда не деформируется гриф; слабые места — дека и стык «гриф-корпус». Хорошо сохраняется окантовка. Лаковое покрытие верхней деки довольно тонкое, легко царапается и истирается не то что ногтем или медиатором, но даже подушечками пальцев. Что происходит с накладкой при длительном использовании — вы уже видели. На «Зорнице», несмотря на размеры и форму корпуса (а точнее, благодаря им) удобно играть: если приделать верхнюю пуговку (у моего экземпляра она была), гриф — тонкий и лёгкий —не перевешивает корпус. При игре сидя выступ с верхним резонаторным отверстием оказывается (особенно если гитарист некрупный) прямо под подбородком: можно на него положить голову, расслабиться и медитировать, перебирая струны. Когда-то я видел, как доморощенные умельцы «подзвучивали» инструмент, просто засунув в верхнее отверстие какой-то небольшой микрофон в поролоновой ветрозащите (результат можете сами представить, но идея повеселила). И последнее: все на тех же просторах Интернета мне попался любопытный документ, озаглавленный «Прайс-лист «Болгарской кремоны». Там есть интересная позиция: Гитары с несимметричным резонатором Хемус C-50X $94 Зорница C-60Z $94 Откуда взят этот документ, к чему он относится и вообще «чё почём» (хотя как раз «почём» там указано), я так и не понял. Желающие могут сами ознакомиться: [link] Но всё равно интересно... неужто ОНА ЖИВА?
P. S. все фото, кроме потыренных из Инета, сделаны Алексеем Мехоношиным, за что ему и Светлане Гавриловой special thanks.
ID пользователя #46 Зарегистрирован: 25.01.2007, 11:02 Местонахождение: Новосибирск Сообщений: 6411
Один раз в жизни играл на такой. Пришли выступать, а гитар с собой не принесли (ха-ха 3 раза). Одолжили у "коллег по цеху" на две песни. Помню, накладка была светлая под прозрачным лаком. Возможно, гитара была переделана. Игграть было очень удобно. Звук не помню. Даже хочу такую себе, чисто из-за формы и двух дырок.
ID пользователя #431 Зарегистрирован: 23.02.2008, 21:10 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 4845
Хорошая статья. На тех, что я видел (включая мою) гриф из клёна...накладка тоже...как на Орфеях.
логотип другой...в рамочке колки перлоидные, но на второй такой были белые а-ля Орфей.
кстати, как звучит такая гитара с классическим порожком....довольно неплохо, но совсем по-другому. Одну Зорницу знакомая отдала в мастерскую ....и там её "починили" блин.....
если кто есть в контакте, то ищем группу "группа Дети Дождя" и там в записях домашний альбом 2001 года...это писалось у меня дома, Луначарка -ритм и Зорница-соло....эта Зорница с классическим бриджем как-раз тогда жила у меня ..
Ну вот у меня тоже в рамочке, с перлоидными лопастями и с пластиковыми валами. А гриф тоже кленовый. В разделе коллекции можно среди моих гитар посмотреть.
ID пользователя #27 Зарегистрирован: 15.12.2006, 09:29 Местонахождение: Симферополь Сообщений: 591
Кроме "зорницы" ещё клон был орфейский на такой деке с другой формой головы, приклеенной кобылкой и другим названием (каким не помню). Спасибо за статею! Лучше умереть от болезни чем от касторки.
Изначально на Зорницах порожка не было и струны лежали на первом ладу(?), возможно, такое было не на всех и были модели с нормальным порожком... На фотографиях видно, что гитара Светланы была переделана: был удалён первый лад и сделан запил, куда встал порожек. Аналогичную модификацию собираюсь проделать сам на своей Зорнице - кому интересна орегинальная (но отнюдь не работоспособная конструкция) требуйте фото.
ID пользователя #2610 Зарегистрирован: 15.06.2011, 08:19 Местонахождение: Пермь Сообщений: 645
Насколько я знаю (а знаю я практически со 100% достоверностью), её гитара не переделывалась, не ремонтировалась и не подвергалась никаким модификациям, кроме замены червяка на одном из колков. Опять же, насколько я знаю, были 2 вида "Зорниц" - с нулевым ладом и без. У меня же тоже была "Зорница" - БЕЗ нулевого лада, с обычным порожком, и это был не мод, а стандартное фабричное исполнение. А посмотрим на "Зорницу", продающуюся вот здесь [link] - и видим нулевой лад. Такие дела )))
У меня на руках есть "Зорница" 1978 года выпуска. Играю на ней и сейчас. Колки с пластиковыми вставками, первый порожек имеется, накладка на грифе истерта, колки нуждаются в замене.. По звучанию (с нейлоновыми струнами) она близка к классике, а вот с металлическими - звон появляется и звучит она очень даже! Лет 15 назад я надумал ее продать, чтобы купить 12 струнку. Попросил знакомого найти покупателя. Когда покупатель посмотрел и поиграл на ней, то предложил обмен - он мне 12-ти струнку с приличной доплатой за мою "Зорницу"! С тех пор она так у меня и осталась - не стал продавать! И не жалею!
и это... я социопат и параноик, на звонки с незнакомых номеров не отвечаю принципиально. если вы вдруг откуда-то узнали мой телефон, и вам очень нужно со мной связаться - сначала отправьте СМС, мол, "я такой-то и такой-то".
И насколько сие с "Зорницей" по звуку сравнимо? А то продают у нас на аукционе вполне себе за нормальные деньги. Мне инструмент интересен, но хотелось бы знать - чего ждать? Или это чистая фанера?
ID пользователя #431 Зарегистрирован: 23.02.2008, 21:10 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 4845
Бобровская мне как-то попалась в Кантусе...издали принял за Зорницу....получилось как в том анекдоте: Иду мимо кустов: гляжу..сношаются ....пригляделся: -ебутся!!!
Вы должны войти, чтобы отправлять комментарии на этот сайт - пожалуйста, либо войдите, либо - если вы еще не зарегистрированы - щелкните здесь, чтобы зарегистрироваться
Нужно заменить цифру внутри 1_russia_blacklist.cmd в зависимости от провайдера и региона. В интернете есть таблицы, для центральных регионов РТ работает -11.
В связи с известными проблемами на буржуйском видеохостинге переношу не спеша ролики на отечественный. Был бы очень признателен новым подписчикам и просмотрам: [link]
Мне кажется ребята помоложе и здоровее охотно согласятся. Какая никакая, но копеечка заработается, а человек, который попросил выкупить будет знать, что его покупка не уйдет налево. Нужно просто более-менее приемлемую таксу установить и как говорится "все стороны довольны"