В качестве эпиграфа: Сильна, как русская женщина. Красива, как трактор. [link]
Для начала небольшой экскурс в историю электрификации мандолины, а она берет свое начало в США в 1920 гг. В числе первых производителей были Stromberg-Voisinet, Electro (в дальнейшем переименованная в Rickenbacker), National Reso-Phonic. В 1936-м году свою модел эл. мандо явил миру Gibson - она по сути являлась акустической мандолиной, адаптеризованной при помощи датчиков типа «Charlie Christian» (ими же на тот момент комплектовались гибсоновские арктопы) с вырезом в пикгарде под монтаж датчика: [link]
У истоков создания цельнокорпусной эл. мандолины стоял Пол Бигсби, чей 8-струнный первенец-солидбоди увидел свет в 1950-м году, а в 1952-м был создан легендарный 5-ти струнный инструмент для исполнителя по имени Тайни Мур: [link]
Гибсоновская модель EM-200/Electric Florentine скорее всего была первой серийной 8-струнной солидбоди и комплектовалась "подпиленным" датчиком P-90. Ее прозводство началось в 1954 и продолжалось до 1971-го года: [link]
С 1956-го по 1976-й, Фендером выпускалась 4-х струнная модель Fender Electric Mandolin, известная таже под ласкающим слух названием Мандокастер, по форме корпуса, как и явствует из названия, напоминавщая Страт: [link]
Итак, как мы видим, в области производства эл.мандо отметились все уважающие себя фирмы, в связи с чем и совгитпром в лице Ереванской фабрики музыкальных инструментов не мог остаться в стороне; к 1973-му году судя по фотографии с фабрики (см. выше) производство шло полным ходом.
Нeсмотря на то, что "мандолина активно использовалась в самодеятельности народов союза советских республик наравне с национальными инструментами": [link], непостижимо, зачем и для кого в СССР предназначался сей Маленький Мук – электрический, серийный! – но на моем экземпляре, к обсуждению которого мы непосредсвенно и переходим, на корпусе имеются явные следы потертости от пряжки ремня (а это значит, что на нем ИГРАЛИ), чем не могут похвастаться другие представители ереванского клана, проходившие через мои руки и оставшиеся в моих руках.
Переходим непосредственно к тактико-техническим характеристикам.
Материалы и окраска. Дека: бук, берёзовая фанера. Гриф: бук с накладкой из бука, не имеющей радиуса. И дека и гриф покрыты полиэфирным лаком с добавлением порошка, придающего инструменту (как и всем инструментам ереванского происхождения) эффект ночного звездного неба (данные почерпнуты в МАЙ МУZЕУМЕ: [link]
Гриф. Анкера нет, что компенсируется засчет толщины грифа. 20 ладов, 4 круглых маркера (перламутр?) на 5-м, 7-м, 10-м и 12-м ладах, при взгляде на которые поражает грубость и кособокость сборки.
Ширина грифа 33 мм (1-й лад) и 40 мм (12-й лад). Порожек пластиковый. Колки на общей планке 4X2, с пластмассовыми лопастями. Втулки пришлось удалить, иначе невозможно продеть струны. Один из силуминовых штоков рассыпался в руках, пришлось заменить. В отличие от всех остальных моделей ереванской фабрики, на мандо гриф крепится на двух, а не на трех болтах.
Дека. Форма: идеальная окружность чуть вытянутая в районе крепления грифа и потому отдаленно напоминающая то ли грушу, то ли слезу, диаметром 290 мм и толщиной 32 мм. Бридж металлический, на деке не закреплён, подстройка мензуры и корректировка высоты струн таким образом возможны. В отличие от всех остальных моделей ереванской фабрики, на мандо серийник нанесен не на треугольный, трехвинтовый некплейт, а непосредственно на зацеп по форме напоминающий лиру* (на фотографии с фабрики (см. выше) зацеп иной конструкции, а если совсем внимательно присматриваться, то у четвертого инструмента сверху зацеп тоже какой-то другой). *Возможно вдохновением для ереванских мандомейкеров послужили произведения неаполитанских мастеров 19-го века (шутка):
Схема. Схема состоит из двух датчиков (уменьшенная копия полноразмерных ереванских звукоснимателей) в хромированных корпусах с пластмассовой вставкой вишневого цвета, закрепленных при помощи двух шурупов, и двух регуляторов (тембр и громкость). Регуляторы вынесены на верхнюю часть деки, что с одной стороны дико, с другой, наверное, не лишено здравого смысла: чтобы можно было фигачить медиатором и не задевать при этом крутилки резюков (у Т. Мура крутилки были и сверху и снизу: [link].
В мандолинах я ничегошеньки не смыслю, так что оценивать звучание полноценно не могу: звук «несомненно» мандолиновый, но надо найти любителя, показать – пусть с ним случится приступ.
Итак, в конечном итоге мы имеем уникально-советского уродца наделенного своим неповторимым шармом и совершенно бесполезного в хозяйстве. Так что - бери мандо, пошли домой!
Зарегистрирован: 04.06.2007, 19:11 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 23209
Ай, маладца!
Слушай, а по схеме - там просто тембр или баланс датчиков? А ручки по габаритам - как на ЭГ? И колки, вроде, не отдельные, а на общей планке. МАЙ МУZЕУМ oleUm™
и это... я социопат и параноик, на звонки с незнакомых номеров не отвечаю принципиально. если вы вдруг откуда-то узнали мой телефон, и вам очень нужно со мной связаться - сначала отправьте СМС, мол, "я такой-то и такой-то".
Зарегистрирован: 04.06.2007, 19:11 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 23209
-Putnik-, это обычные колки от акустики-семиструнки, с силуминовыми штоками. МАЙ МУZЕУМ oleUm™
и это... я социопат и параноик, на звонки с незнакомых номеров не отвечаю принципиально. если вы вдруг откуда-то узнали мой телефон, и вам очень нужно со мной связаться - сначала отправьте СМС, мол, "я такой-то и такой-то".
Зарегистрирован: 20.10.2007, 20:17 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 7207
они не с 7струнки,а с мандолины,на 7струнках межколковое расстояние больше,проверено меньше гадов-больше счастья. обменник - [link] мои гитарки на ютубе - [link]
Зарегистрирован: 04.06.2007, 19:11 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 23209
А что сломалось? Силуминовый шток с шестернёй, червяк или пластмассовая лопасть? МАЙ МУZЕУМ oleUm™
и это... я социопат и параноик, на звонки с незнакомых номеров не отвечаю принципиально. если вы вдруг откуда-то узнали мой телефон, и вам очень нужно со мной связаться - сначала отправьте СМС, мол, "я такой-то и такой-то".
зашел....и... УУУУУУААААААААААААУУУУУУУУУУУУУУ!!!!!!!!!!!!! Бля, нихуясе, кто такого монстра откопал!!! Щааа, поглянем!!!! Илья, огромное спасибо, статья доставила, фото-доставило, всё доставило!!!!
да, точно, на фото с фабрики это видно. Т.е., они по сути ставили на мандолину гитарную схему (пятипозиционник - зачем?!) Ваше шило, наше мыло: [link] [link]
Зарегистрирован: 02.07.2007, 11:37 Местонахождение: Москва Сообщений: 8498
Да, я так думаю. У меня есть перлоидные панели от Крунк ЭГ и от рогатого баса, причем на басу отверстие под пятипозиционник. И бас ранний, первая тыща вроде. "Восточный блок" - база гитарной фурнитуры и запчастей [link]
Вот на этом инструменте (номер 1294) схема тоже еще с варитоном, и датчики "ранние", но зацеп уже "поздний", как на моем экземпляре (номер 2198): [link] Ваше шило, наше мыло: [link] [link]
Благодаря уважаемому Izol, я обрёл под восстановление сие чудо. Вопрос к владельцам полноценных образцов. 1). Может ли кто то сделать детальные фото мандолины во всех ракурсах? 2). Интересует внешний вид, конструкция, и размеры бриджа, колок, ручек регуляторов. 3). Принципиальная схема, конструкция, размер звукоснимателей, сопротивление катушек.
ID пользователя #9231 Зарегистрирован: 17.11.2017, 05:33 Местонахождение: Москва Сообщений: 168
восстановим ли лак? встретил вторую версию, без пятипозиционника, но состояние деки печаль... слой черного толстого лака потрескавшийся на всю глубину как такыр в пустыне.
Вы должны войти, чтобы отправлять комментарии на этот сайт - пожалуйста, либо войдите, либо - если вы еще не зарегистрированы - щелкните здесь, чтобы зарегистрироваться