ID пользователя #10143 Зарегистрирован: 28.05.2019, 15:11 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 4334
Статья "Балалайка, гитара и спрос" в газете "Советская культура" от 5 сентября 1975 г., с.6. Приведены статистические данные по НЕРАВНОМЕРНОМУ выпуску щипковых инструментов в 1950-х и 1960-х годах, упомянуты: - факт закрытия 6 предприятий в Звенигородском р-не в 1960-х, - НИКТИМП и его директор А.Горлов, - проект производства 80000 гитар в год в Красноярске с 1976 г., технологическое обеспечение которого было подготовлено НИКТИМПом [видимо, имеется ввиду производство гитар на Большемуртинской мебельной фабрике в Красноярском крае]: [link]
[ Редактирование 10.05.2023, 19:52 ] Мы порой, с волками споря, Воем в си-бемоль-миноре...
ID пользователя #10143 Зарегистрирован: 28.05.2019, 15:11 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 4334
Упаковочный лист гитары арт. 355-РА производства Большемуртинской мебельной фабрики Красноярского края, после 1983 г., в одной упаковке 4 инструмента: [link] Мы порой, с волками споря, Воем в си-бемоль-миноре...
ID пользователя #10143 Зарегистрирован: 28.05.2019, 15:11 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 4334
Выпуск гитар на Большемуртинской мебельной фабрике стартовал в 1977 г. при техподдержке Куйбышевской и Ленинградской фабрик. Использовался венгерский бук: [link]
[ Редактирование 10.05.2023, 20:27 ] Мы порой, с волками споря, Воем в си-бемоль-миноре...
ID пользователя #4175 Зарегистрирован: 18.10.2013, 19:25 Местонахождение: Москва, Подрезково Сообщений: 5130
«6 писем о бите» Возможно ,уже было, но хорошего много не бывает! [link] Ищу Верхнюю часть чехла на Jolana Kolor/Rubin Bas.В идеале-синего цвета,крышку ЛЕЛЬ ДД(красную), октавер ЛЕЛЬ ,а также педали 180-ой серии ЛЕЛЬ.
ID пользователя #4175 Зарегистрирован: 18.10.2013, 19:25 Местонахождение: Москва, Подрезково Сообщений: 5130
А это статья из « Крокодил» номер 3 за январь 1989 года. Эта история хоть и про баяны ,но дает некоторую картину производства в целом.
Незавидное постоянство
Казалось бы, безвозвратно канули в Лету те времена, когда генетика была псевдонаукой, а ки-бернетика - лже... Однако нет-нет, да и мелькнет еще на горизонте призрак прошлого. В НПО «Рос-музпром», например, до сих пор вздрагивают, слыша слово «эргономика». А слышать приходится без малого уже тридцать лет. Ровно столько пытается наш читатель - баянист В. Б. Сарычев из Москвы «со товарищи» убедить «Росмузпром», казалось бы, в очевидном: в том, что в наш «энтээровский» век без науки не обойтись. Впрочем, против «науки вообще» музпромы-ленники не возражают. Целый отраслевой инсти- тут - НИКТИМІ - серое вещество напрягает, обеспечивая им науку. Но при слове «эргономика» и в институте начинают озираться, подозревая идеологическую ди-версию. Может, путают эргономику с эротикой? А мо-жет, затвердили лозунг: «Конструктивно наши баяны - одни из лучших в мире» - и дальше этого видеть не хотят? Впрочем, наши баяны действительно и звучат неплохо и внешне очень даже смотрятся. Будь баян предметом мебели - нарасхват бы шел. Но оН - инструмент. И, к несчастью, музыкальный. И, значит, должен играть. А это непросто, когда весишь почти 16 кг. - А вы как хотели? - удивляются в «Рос-музпроме».- Чем совершеннее баян, тем он весомей и неудобней для исполнителя. И пудовища эти, как самые совершенные, предназначены для гроссмейстеров своего дела, для метров и километ-ров. А они на эргономику не жалуются! И, действительно, не жалуются километры - привыкли. Да и трудно не привыкнуть, когда «Рос-музпром» с младых ногтей приучает к своему по-ниманию совершенства. Возьмешь детский баян-там гриф неудобный, здесь -- форма кнопок... А клавиатура на обоих такая, что пальцы так и норовят между кнопок проскочить... И все это в соответствии со «стандартом». Казалось бы, выход сам собой просится: провести эргономические исследования, внести изменения в ширпотребовский стандарт. Ведь не люди для ГОСТа, а он для людей! Но у музпромьленников своя логика. Даже на Западе, говорят они, даже на трижды передовом Западе, не говоря уж о Севере, Юге и Востоке, не проводится подобных исследований. Вот когда там- начнут, определят «мировые стандарты», тогда и начнем догонять и доблестно перегонять. В ГДР, например, баяны удобнее, а звучат хуже наших. Как тут быть? Мы бы, конечно, могли поделиться советом. Например, почему бы не обменяться с ГДР опы-том? Почему не скооперироваться, скажем, и не выдать на-гора совместный, отлично звучащий и эргономически грамотный баян? Но для этого надо прилагать усилия... что-то менять... а жизнь и без того тяжела - как отечественный баян Константин ЛиТВИНОВ. 13
[ Редактирование 13.05.2023, 04:49 ] Ищу Верхнюю часть чехла на Jolana Kolor/Rubin Bas.В идеале-синего цвета,крышку ЛЕЛЬ ДД(красную), октавер ЛЕЛЬ ,а также педали 180-ой серии ЛЕЛЬ.
ID пользователя #10143 Зарегистрирован: 28.05.2019, 15:11 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 4334
Skyworker79 Цитата ...
А это статья из « Крокодил» номер 3 за январь 1989 года. Эта история хоть и про баяны ,но дает некоторую картину производства в целом.
... В ГДР, например, баяны удобнее, а звучат хуже наших. Как тут быть? Мы бы, конечно, могли поделиться советом. Например, почему бы не обменяться с ГДР опы-том? Почему не скооперироваться, скажем, и не выдать на-гора совместный, отлично звучащий и эргономически грамотный баян? Но для этого надо прилагать усилия... что-то менять...
На самом деле опыт ГДР в данной области весьма активно внедрялся - по крайней мере, если говорить не только о Росмузпроме, а о масштабах СССР: применительно к аккордеонам немецкий опыт - "конструктивные элементы и технологии" был взят за основу для развития проекта на фабрике в Полтаве, цитата из академического труда:
"...У середині 1950-х рр. Главком «Укрмузпрому» актуалізує питання впровадження виробництва акордеонів в Україні, зокрема на Полтавській фабриці музичних інструментів. В основу українського інноваційного виробництва було покладено оригінальні конструктивні елементи й технології фірми «Weltmeister» (НДР) [261; 177]. Першим полтавським різновидом акордеонів стали моделі «Піонер 34х80-ІІІ-3» і «Полтава 41х120-ІІІ-3» [237, с. 495].
Організація виробництва акордеонів на Полтавській фабриці здійснювалась на основі багаторічного досвіду музичної промисловості Німецької Демократичної Республіки. У розробки перших конструкцій і виготовлення дослідних зразків полтавських акордеонів у основу були покладені конструктивні елементи акордеонного інструментарію фірми «Вельтмайстер» («Weltmeister»), зокрема двох його різновидів − акордеона 41х120 з шістнадцятьма регістрами та акордеона 34х80 з п’ятьма регістрами [261; 177; 282].
177 - 177. Із усних спогадів доньки головного інженера Полтавської фабрики музичних інструментів Галян Г. І. (Архів Рєзнік О. С.). 2012. 1 с.
261 - Переписка с Главным управлением музыкальной и радиопромышленности УССР по вопросам внедрения опыта работы музыкальной промышленности Германской Демократической Республики (Гос. архив Полтавской обл.). Ф. Р-4443. Оп. № 1. Д. № 103. 9 с"
Если же брать конкретно эргономику, то на профильных форумах действительно встречаются обсуждения соответствия расстояния между баянными кнопками стандарту - по конкретным моделям (см. [link]). Однако вопрос заключался не в том, что эргономикой заниматься не хотели - занимались, и делали и детские инструменты, и даже для инвалидов, потерявших руку на войне: в 1970-х на Полтавской фабрике делали "акордеони для інвалідів Великої Вітчизняної війни, які втратили руку [4]."
Скорее, дело было в глобальном дефиците всего, в том числе и этих инструментов, - в итоге можно было спокойно делать привычные изделия, которые и так благополучно продавались советской торговлей и обеспечивали выполнение плана...
И автор той статьи 1989 года в "Крокодиле" не факт что и слышал что-то об этом ассортименте...
[ Редактирование 07.07.2023, 08:54 ] Мы порой, с волками споря, Воем в си-бемоль-миноре...
ID пользователя #10143 Зарегистрирован: 28.05.2019, 15:11 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 4334
В 1972 г. в СССР было произведено около 60 тыс.электрогитар, в 1975 г. - более чем в 2 раза больше, т.е. не менее 120 тыс. электрогитар, имелся план к концу пятилетки (Десятая пятилетка 1976—1980) выйти на выпуск 200 тыс.электрогитар, несмотря на описанные в статье межведомственную неразбериху и явно более низкое качество по сравнению с электрогитарами стран соц лагеря: [link]
Мы порой, с волками споря, Воем в си-бемоль-миноре...
ID пользователя #10143 Зарегистрирован: 28.05.2019, 15:11 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 4334
В ноябре 1959 г. в "Вечерней Москве" опубликована информация о начале производства на фабрике им.Луначарского электрогитар со звукоснимателем, подключаемых к приёмнику или магнитофону. Получается, "луначарские" адаптантки вышли свет не в 1962г., как указано в "Атласе..."[link] "Гитара адаптеризованная cемиструнная арт. В-21р/620...Годы выпуска: 1962-1972", а на 3 года раньше? [link], стр.1:
[ Редактирование 19.05.2023, 06:20 ] Мы порой, с волками споря, Воем в си-бемоль-миноре...
ID пользователя #10143 Зарегистрирован: 28.05.2019, 15:11 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 4334
Фрагмент витрины с мандолинами в образцовом магазине муз.инструментов, 1935 г. - скриншоты из фильма "С Новым Годом!" [link] (в фильме играет джаз-оркестр А.Цфасмана, музыка, как указано в титрах, З.Дунаевского - Зиновия, брата Исаака Осиповича - подробнее на [link])
Мы порой, с волками споря, Воем в си-бемоль-миноре...
ID пользователя #10143 Зарегистрирован: 28.05.2019, 15:11 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 4334
Бывало, оказывается, и такое: [link] "Молодечненская фабрика гармоний Белорусского музыкально-химического треста Министерства местной и топливной промышленности БССР (с 03.06.1957 - управления промышленности исполнительного комитета Молодечненского (с 20.01.1960 - Минского) областного Совета депутатов трудящихся), г. Молодечно Молодечненской (с 20.01.1960 - Минской) области" Мы порой, с волками споря, Воем в си-бемоль-миноре...
ID пользователя #10143 Зарегистрирован: 28.05.2019, 15:11 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 4334
Кратко упоминалось на странице 2 данной темы в посте Dimma от 30.07.2014 г.: [quote] Вот случайно наткнулся на интересный документ, особенно интересно что же это за Аэлита-стерео? [link] [/quote1690236784]
и на стр 4 данной темы в посте Syworker79 от 22.10.2014:
Skyworker79 Цитата ...
Думаю,будет не лишним Кузнецов Л.справочник Аккустика муз.инструментов.1981 Стр.345 таблица Основные хар-ки индукционных звукоснимателей некоторых гитар. Стр.353 табл.Размещение звукоснимателей на некоторых гитарах. Аэлита-стерео?скорее всего речь о Стелле?тоже вжешь Ростов.. Стр.357 схема и ачх тембр-блока гитар Музима 1655 hv ,record ,элгита ,Аэлита ...
Подробнее: в нижепроцитированных таблицах упомянута "Аэлита-стерео" (ритм-соло) , звукосниматели которой по указанным характеристикам отличались от звукоснимателей просто "Аэлиты".
Далее, "Аэлита-стерео" фигурирует в таблице с 3-мя звукоснимателями, - а не с 4-мя, как у "Стеллы", - и более того, размещение трех звукоснимателей у просто "Аэлиты" и "Аэлиты-стерео" тоже отличается.
К тому же применительно к зарубежной гитаре с 4-мя звукоснимателями "Элите" мод.702 (стерео) фирмы "Гручианелли" (Италия), сольной, в таблице имеется специальная ссылка на параметры размещения 4-го звукоснимателя, - однако в случае "Аэлиты-стерео" такой ссылки нет, т.е. это точно не 4-звучковая "Стелла"!
Или же речь о том, что был ещё какой-то проект советской стерео-электрогитары? Именно проект, не реализованный в итоге, т.к. весовая характеристика "Аэлиты-стерео" в таблице не указана - стоит прочерк...
Цитируемая книга Л.А.Кузнецова была подписана в печать 06.01.1989, - таким образом, информация об "Аэлита-стерео" была актуальна на момент 1988 года.
Л.А.Кузнецов. "Акустика музыкальных инструментов", 1989, скачивается djvu-файл: [link]
[ Редактирование 27.07.2023, 09:15 ] Мы порой, с волками споря, Воем в си-бемоль-миноре...
ID пользователя #10143 Зарегистрирован: 28.05.2019, 15:11 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 4334
Или же проект "Аэлита-стерео" о 3-х звукоснимателях все же был реализован как ранняя 3-звучковая "Стелла"? - которую в итоге решили приблизить к вышеупомянутому 4-звучковому сольному "Элите" итальянской "Гручианелли"? [link] "Рафаэль Мингалеев 31 июл 2019 в 8:39 в ☭ Советские Гитары ☭ Всем привет.Задарили мне гитарку,ну как гитарку ...то что от нее осталось.Стелла ,но не с 4звучками ,а с 3. Два с одной катушкой и один с двумя.6 тумблеров и 3 потенциометра" ... одно отличие с аэлитой у меня один звучок с 2 катушками.Судя по схеме на аэлите одна катушка или они в ряд подключены. ... по схеме аэлиты не собрать.Тут 3-х кантактный переключатель,на аэлите 6 контактные (П2К)."
[ Редактирование 24.07.2023, 22:48 ] Мы порой, с волками споря, Воем в си-бемоль-миноре...
Вы должны войти, чтобы отправлять комментарии на этот сайт - пожалуйста, либо войдите, либо - если вы еще не зарегистрированы - щелкните здесь, чтобы зарегистрироваться