ID пользователя #10143 Зарегистрирован: 28.05.2019, 15:11 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 5031
[link] "Пытанні мастацтвазнаўства, этналогіі і фалькларыстыкі." Вып. 22 / Цэнтр даследаванняў беларускай культуры, мовы і літаратуры НАН Беларусі ; навук. рэд. А.І. Лакотка. – Мінск : Права і эканоміка, 2017. – 492 с
с.7-15: Локотко А. И. БЕЛОРУССКО-ПОЛЬСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ Центр исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси (Поступила в редакцию 05.10.2016)
с.13:..."Особое историческое значение в жизни обеих культур имеют вокально-инструментальные ансамбли. В Беларуси – польские «Червоные гитары» с С. Краевским, в Польше – «Песняры» с В. Мулявиным, который в 1980 г. стал заслуженным деятелем культуры Польши. Председатель Белорусского союза композиторов И. Лученок носит звание заслуженного деятеля искусств Польши. Реальным песенным воплощением связей двух культур стал Ч. Немен." Мы порой, с волками споря, Воем в си-бемоль-миноре...
Каталог банджо Gibson, предположительно выпущенный в начале 1920-х годов, включает в себя не только тенор-банджо (TB), но также мандолину-банджо (MB) и гитару-банджо (GB) (пятиструнное банджо (RB) тогда еще не существовало). Ассортимент мандолин-банджо на удивление широк и представлен тремя моделями: MB-4, MB-3 и MB-1.
Во введении говорится: «Первый инструмент семейства банджо сопрано-диапазона от Gibson сочетает в себе мощь, четкость и приятный тембр банджо», и «хотя струны, настройка, диапазон и аппликатура такие же, как у мандолины, тембр и структура точно такие же, как у тенор-банджо Gibson», подчеркивая, что это инструмент, по качеству сопоставимый с тенор-банджо.
Там говорится также о конкретных сценариях выступлений: «Голос сопрано банджо-мандолины идеален в качестве ведущего инструмента в ансамбле или оркестре банджо» и «Его чистый звук хорошо звучит в любом сочетании с медными, деревянными духовыми инструментами или ударными инструментами (в танцевальном оркестре)». Прочитав до этого места, вы сможете представить себе цель создания этого инструмента.
В конце 1910-х годов, когда бум мандолинных оркестров начал спадать, внезапно появились четырехструнные теноровые банджо и плектрумные банджо. В отличие от традиционного пятиструнного банджо, тенор-банджо — это инструмент, настроенный по квинтам, подобно мандолине (его диапазон на квинту ниже, чем у мандолины), и на нем играют, используя ту же технику перебора струн, что и на мандолине. Хотя инструмент выглядел как банджо, на самом деле это была большая мандолина.
Тенор-банджо приобрел популярность как аккордовый инструмент в джазе. Он громче мандолины, поэтому его звучание хорошо слышно в джаз-бэнде. Похоже, многие исполнители перешли с мандолины на тенор-банджо.
Если это так, то не проще ли было бы просто использовать гамму мандолины, иметь тот же диапазон, что и мандолина, и использовать двойные струны, как у мандолины? Можно сказать, что именно из этой идеи родилась мандолина-банджо. Кстати, некоторые называют этот инструмент банджолином, но поскольку название «банджолин» уже использовалось для небольшого пятиструнного банджо, существовавшего до мандолины, следует соблюдать осторожность при использовании этого названия.
Самая ранняя мандолина-банджо Gibson MB. Инструмент, вероятно, датируется 1919 годом. Поскольку линейка еще не была завершена, название модели было просто MB без номера, но уровень отделки был таким же, как у MB-4.
Форма головы грифа, называемая "мокасин", уникальна. Пока еще нет тонового кольца, а верхняя часть обода полая. Эта функция есть только в самых ранних моделях. Также интересно, что это переходная модель с одной деревянной дуэльной палочкой (duel stick) и одним металлическим координирующим стержнем (два металлических стержня являются стандартом Gibson; дуэльные палочки были распространены среди производителей банджо до Gibson).
Задняя часть корпуса не открыта, а оснащена резонатором с уникальной конструкцией, называемой люком. Люк можно открывать и закрывать на петлях, что может изменить звук. Гриф из огненного клена появился еще до появления первых мандолин (первой мандолиной с кленовым грифом была модель F-5, выпущенная в 1922 году).
Ранние банджо-мандолины Gibson имели диаметр головки 10 1/2 дюймов. После этого наступила эра 9-дюймовых инструментов, а после 1929 года они были стандартизированы до 11 дюймов, того же размера, что и тенор-банджо и 5-струнные банджо. 11-дюймовые банджо-мандолины часто модифицируются в 5-струнные банджо путем замены грифа, поэтому лишь немногие из них сохранились в своем первоначальном виде.
Эта мандолина-банджо была изготовлена компанией Wyman, одним из производителей-конкурентов Gibson. Это изделие украшено сложной инкрустацией ракушками. Диаметр должен быть стандартным — 11 дюймов:
Уникальной особенностью банджо Wyman является резонатор на задней стороне, который можно прикреплять и отсоединять одним касанием. Материал, по всей видимости, представляет собой цельный огненный клен:
В конечном итоге мандолина-банджо так и не стала популярной, как надеялись ее создатели. Была ли проблема в нерешительности персонажа, не играющего ни на мандолине, ни на банджо? Это, безусловно, интересный инструмент, но, возможно, его недостатком является то, что из-за уникальности его звучания его применение неизбежно ограничивается спецэффектами.
Тем не менее, существует немало примеров его использования в довоенных черных струнных оркестрах.
Когда речь заходит о современных исполнителях на мандолине и банджо, первое, что приходит на ум, — это, вероятно, Кали из Мартиники. Судя по кадрам, инструмент, скорее всего, старинный, французского производства. Похоже, на нем всего четыре струны (на самом деле, я тоже так делаю. В случае с мандолиной/банджо я считаю, что если натянуть все восемь струн, то натяжение будет слишком сильным, и это будет препятствовать вибрации мембраны барабана). Когда я слушаю игру Кали, у меня возникает ощущение, что у банджо-мандолины еще остался потенциал. Видео Кали с мандолиной-банджо на сцене, выложенное 4 декабря 2011 г. - [link] [в браузере открывается, в приложении не хочет]
Другое видео Kali, выложенное 13 апреля 2014 г.: [link]
Вы должны войти, чтобы отправлять комментарии на этот сайт - пожалуйста, либо войдите, либо - если вы еще не зарегистрированы - щелкните здесь, чтобы зарегистрироваться
Товарищи, если не трудно, дайте ссылку на тему, где дека Record'а был отреставрирована при помощи нанесения волокон дерева кистью. По-моему, m.a.k.1 такое делал. Не могу найти ):
Коллеги, на буржуйском сайте у меня есть страница. Приветствуется её посещение и прослушивание творений в моём исполнении. Большая часть этих творений записана на тематических гитарах. Как говорится, заранее благодарен :) -https://www.soundclick.com/yuriyerokhin/?content=songs