Помню я эту Самару, в 1971-1972 годах мы на таких в школе играли. Комплект стоил по безналу 760 рублнй,280руб соло и 240 ру лей ритм и бас,при этом на бас натянуты были струны от домбры. А косой датчик на соло установили наверное только на первые 50 гитар,за ем когда заменили схему на такую же один в один как на этерне да чик стали ставить прямо.Звучали они как музимы отлично.Фабрика производила их довольно дни ел нье время где-по 30-40 ги ар в месяц и очередь стояла нагод вперед,Да ч ки очень похожие на симето,подозреваю,что их и закупали в ГДРтак как к этому делу прикладывал руку Генеральный директор Куйбышевнефть Е М Узилов,вечная ему за это память. Про эти гитары была большая статься с фото в газете Волжская коммуна где-то 1970-1972 годах, думаю ее можно найти. Точно знаю,что один коплект приобретал Куйбышевский трест инженеро-строительных изысканий в эти годы,и даже по енял его на другой более лучший. Думаю,что там этот комплект можно и сейчас найти,тогда трест находился на ул.Некрасовская Ритм гитара была красного цвета с белым пикгуардом,как стратокастер,бас черная в блестками,а соло зеленовато-голубаяи тоже с блестками очень красивая.Тремоло один в один как на ранних выпуская музива-бигсби,думаю тоже получали изГДР.А ТИСИЗ плотно работал с данной фабрикой,поэтому у них должно быть куча доку ентации по этим вопросам.Грифы гитар кстати обвенчаный белым кантом как музимы. Да чики-синглы имели по 10000 витков настоящего медного провода 0,05 и сопротивлением около 10ком,сам мерил и перематывал один.
Во всем этом рассказе меня заинтересовала больше всего часть, в которой говорится о статье в газете Волжская коммуна. Я знал, что газета эта существует до сих пор и решил открыть ее сайт, а там подарок судьбы - онлайн архив номеров более чем за 100 лет! Но не все было так безоблачно, газета в 70х была ежедневной! и ее тираж выходил каждый рабочий день. Указано было что статья должна быть с 1970 по 1972ой год, а это означало что мне предстояло просмотреть порядка 900 выпусков газеты за искомый период, по 4-6 страниц каждой. На просмотр месяца выпусков у меня уходило приблизительно полчаса и за первый день, потратив 6 часов на просмотр я просмотрел весь 1970й год, на это ушла большая часть моего свободного времени в выходной субботний день. Перспектива не найти искомое в следующем году, а то и вовсе не найти ни в 1972ом ни в 1973ем, а учитывая что каталоге 76-го года они присутствовали еще и 74,75 и 76ые года по 6 часов на каждый просматривать, совсем не радовала. По этому в воскресенье 1971 год начал просматривать уже без особого энтузиазма и почти желая забить на этот свой порыв. Просмотрев с утра январь так и решил, что хватит - есть много домашних дел. И вот под конец дня, перед тем, как отойти ко сну, решил все-таки просмотреть еще хотя-бы один месяц и ура! Вот оно! Февраль 1971-го года оказался тем что нужно! Искомая статья нашлась и наконец-то могу представить её вам:
Действительности на большую статью, данная заметка не тянет, но возможно что это только первая заметка, а в будущем были еще - можно продолжить просмотр онлайн-архива газеты Волжская коммуна и возможно найти там более большой материал. Однако, уже то что найдено - весьма интересно в виду своей содержательности.
Напомню, что вся эпопея с расследованием о Самарских электрогитарах началась с этой новости: [link]
После чего вектор мысли форума начал искать гитары Куйбышевского Сталелитейного в каждой гитаре, которая была похожа на Музиму, но не являлась ей, до тех пор, пока не появилась гитара из темы с не говорящем названием "Помогите определить", после бурного обсуждения которой все сощлись во мнении что это определенно Самарская гитара, того самого Куйбышевского Сталелитейного. Гитара поразила своим весьма богатым исполнением, явно намного более трудоемким, чем любая другая советская электрогитара, стилистически отдавая дань немецкой школе, но при этом на момент начала 70х годов явно превосходя её.
И когда уже было все успокоились по Самарским гитарам внезапно высплыл уже упомянутый выше каталог
В котором, обнаружился комплект гитар САМАРА, которые как оказалось даже помнят некоторые члены форума. Сомнений не осталось - и такие гитары были!
Данное отвлечение, от рассмотрения непосредственно самой статьи газеты "Волжская коммуна" - требовалось для того, чтобы у того, читателя который будет читать о Самарских гитарах в первый раз сложилось понимание рассматриваемого феномена.
Итак - что же мы узнаем в обнаруживаемом материале? Прежде всего фамилии создателей Самарских электрогитар - "На Куйбышевской фабрике музыкальных Щипковых инструментов молодые столяры Ю. Мокроусов, В. Борисов и В. Алексеев создали электрогитару собственной конструкции и назвали её Самара". Что собирались инструменты на Экспериментальном участке. А так же информацию о том, что инструменты продавались комплектами по три гитары - ритм гитара, соло гитара и бас.
Но еще интереснее само фото из данной заметки - давайте рассмотрим его по-внимательнее:
Фото представляет нам место сборки гитар - мастерскую экспериментального участка, или некое помещение похожее на него, где мастера стоят с электрогитарами Самара. К сожалению качество фото весьма низкое, но даже при таком качестве можно обратить внимание на детали. Рассмотрим по-ближе непосредственно саму гитару:
На первый взгляд перед нами такая же гитара, как в каталоге, но уже чуть внимательнее присмотревшись в глаза сразу бросаются звукосниматели имеющие другой дизайн! Вместо искристого пластика, пикгард черный с окантовкой, возможно по немецкой технологии. На гитаре используются светлые переключатели в отличии от темных, на фото в каталоге. И форма машинки тремоло в виде огромного полумесяца. Да - этот светлый здоровенный кусок на гитаре, это все крышка тремоло! Их же можно увидеть, лежащими на столе:
На столе перед мастерами явно лежит три или четыре машинки тремоло этой причудливой формы, однако фактически являющиеся все той же вариацией тремоло Музимы. Правее же машинок тремоло на столе лежать звукосниматели, но не такие как на гитаре, в руках у мастера, а такие же, как на фотографиях гитар в каталоге!
А еще у меня появилась мысль о том - почему такая форма гитары - посмотрите на В. И. Алексеева держащего гитару на коленях - форма гитары точно повторяет профиль ноги положенной на ногу! Да это же Эргономика!
Пожалуй на этом я закончу писать, т.к. далее высасывать что-либо примечательное из этой короткой заметки не получается. А сам продолжу в свободное время листать дальнейшие выпуски газеты Волжская коммуна, возможно там нас ждет действительно обещанная "Большая Статья", посвященная этим гитарам ?)
и это... я социопат и параноик, на звонки с незнакомых номеров не отвечаю принципиально. если вы вдруг откуда-то узнали мой телефон, и вам очень нужно со мной связаться - сначала отправьте СМС, мол, "я такой-то и такой-то".
Зарегистрирован: 04.06.2007, 19:11 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 23213
А ведь похожее лунообразное тремоло у нас тут пробегало когда-то... Тогда сошлись на том, что это самопал. МАЙ МУZЕУМ oleUm™
и это... я социопат и параноик, на звонки с незнакомых номеров не отвечаю принципиально. если вы вдруг откуда-то узнали мой телефон, и вам очень нужно со мной связаться - сначала отправьте СМС, мол, "я такой-то и такой-то".
ID пользователя #5711 Зарегистрирован: 31.01.2014, 07:07 Местонахождение: Котельники Сообщений: 725
Осмелюсь выдвинуть гипотезу: в семидесятых годах прошлого века в городе Куйбышеве в разное время, на разных предприятиях производили разные гитары. Февраль 1971 года - фабрика музыкальных щипковых инструментов начала выпуск гитар с корпусом, окрашенным полиэфирной эмалью и тремоло своеобразной формы. Октябрь 1972 года - сталелитейный завод подготовил к выставке несколько гитар с корпусами, отделанными целлулоидом и, похожими на музимовские, тремоло и звукоснимателями. Поскольку предприятия относились к разным министерствам, гитары "сталелитейные" в каталог музпрома не попали. На основании вышеизложенного, предлагаю считать, что уважаемый коллега Chapt в результате своих изысканий совершил полноценное открытие в истории производства гитар в Самаре.
[ Редактирование 05.12.2016, 05:30 ] Интересно, где за одного битого двух небитых дают?
Зарегистрирован: 04.06.2007, 19:11 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 23213
Там было не совсем так, видимо.
Начали в конце 1970 - начале 1971 (явно ведь статья появилась не сразу, как было принято решение начать выпуск цельнокорпусных электрогитар?) на Самарской музыкальной фабрике, выпустили вот эти "кастетообразные" гитары. Но их выпускали совсем недолго и немного. То, что заявлено 100 комплектов (соло, ритм, бас) за год - это, наверное максимум.
vladimirky писал, что очень быстро перешли с такой удивительной "итальянской" формы на MUSIMA'образные рогатые корпуса.
Потом, в конце 1972 года Самарский сталелитейный завод разродился своей версией MUSIMA'образной гитары, взяв за основу гитары музыкальной фабрики. И что-то мне подсказывает, что их было сделано вообще чуть-чуть. Сделали партию, отчитались, спокойно вздохнули и пошли дальше отливать свои стальные чушки.
А на Самарской музыкальной перешли на выпуск оклеенных перлоидом палок как у Олег-арха и у этого дяди. Поскольку гитары делались на заказ, то их форма и отделка варьировались довольно широко - и вряд ли все эти изменения согласовывались с Москвой.
НИКТИМП вряд ли реагировал сверхоперативно, поэтому в КАТАЛОГЕ вовсю светятся "кастеты", которые уже года четыре не делаются.
А заглохло это всё к концу 70-х, когда УРАЛ, РОСТОВ-ДОН и Луначарка окончательно подмяли под себя "рынок".
Я так думаю, что основное отличие "сталелитейных" и "музыкальных" - тремоло. У "сталелитейных" оно похоже на MUSIMA'вское, бридж стоит на общей станине, а у "музыкальных" - первое "лунное" и два вида пятиугольников: ранний большой почти равнобедренный, и поздний, "экономический".
и это... я социопат и параноик, на звонки с незнакомых номеров не отвечаю принципиально. если вы вдруг откуда-то узнали мой телефон, и вам очень нужно со мной связаться - сначала отправьте СМС, мол, "я такой-то и такой-то".
ID пользователя #526 Зарегистрирован: 13.06.2008, 08:54 Местонахождение: Тольятти Сообщений: 3367
Я думаю, что нужно ВАЖНО сделать вот какой акцент - в СССР газеты пропагандирующие подвиги труда, делали заметки о выпуске новой продукции. И соответственно велика вероятность найти в региональных газетах аналогичные заметки о каждой из советских серийно выпускающихся гитар. Для этого надо только знать какие газеты были в том или ином городе/области в 70х годах и если нет, как у Волжской коммуны онлайн-архива, то пойти в местную библиотеку, где вся эта подшивка однозначно есть.
ID пользователя #1884 Зарегистрирован: 17.05.2010, 11:52 Местонахождение: Запорожье, Украина Сообщений: 6548
Я-Ха Цитата ...
Там было не совсем так, видимо.
Так могло то быть и совсем не так. При таких маленьких выпусках оба предприятия могли быть переплетены такими немыслимыми связями и нитями не по министерским и производственным линиям))) Провинция... да и тормозов поменьше))) План есть, остальное- дело творческое)))
ID пользователя #4175 Зарегистрирован: 18.10.2013, 19:25 Местонахождение: Москва, Подрезково Сообщений: 5139
Отличная работа,Никит! Хотелось бы обратиться к самарчанам,коих некоторое кол-во на форуме есть:Коллеги!Поищите среди знакомых этих людей,указанных в статье!?А вдруг найдутся? Ищу Верхнюю часть чехла на Jolana Kolor/Rubin Bas.В идеале-синего цвета,крышку ЛЕЛЬ ДД(красную), октавер ЛЕЛЬ ,а также педали 180-ой серии ЛЕЛЬ.
ID пользователя #4175 Зарегистрирован: 18.10.2013, 19:25 Местонахождение: Москва, Подрезково Сообщений: 5139
Пока фабрика существует,надо с ней "работать"!Возможно,там еще кто-то остался из старослужащих Ищу Верхнюю часть чехла на Jolana Kolor/Rubin Bas.В идеале-синего цвета,крышку ЛЕЛЬ ДД(красную), октавер ЛЕЛЬ ,а также педали 180-ой серии ЛЕЛЬ.
ID пользователя #2904 Зарегистрирован: 20.12.2011, 15:45 Местонахождение: Электросталь, Московская обл. Сообщений: 2230
Офигеть Коллеги! Я собираю сканы тематических паспортов, бумажек, вкладышей, пакетов от струн и всего нашего. Поэтому, если кто может, пришлите на почту скан в максимальном разрешении и расположенном на листе А4 для наилучшего дальнейшего масштабирования. Вот соответствующая тема: [link] Виш лист: [link]
ID пользователя #2776 Зарегистрирован: 20.10.2011, 10:35 Местонахождение: Белая Церковь, Киев Сообщений: 4515
реально офигеть По строению тела - человек совершенный, вес 3 пуда. Рост маленький. Ест человеческую пищу, начал курить. Играет на музыкальных инструментах.
ID пользователя #692 Зарегистрирован: 08.10.2008, 06:02 Местонахождение: Екатеринбург Сообщений: 438
Большой респект за проделанную работу и найденную информацию. Живых экземпляров таких гитар, насколько я понял ещё не пробегало? Когда-то мы играли по подвалам, в гаражах. Слыхали о Sex Pistols, слыхали о Битлах. Я помню это время, ни слова не соврал В те годы я играл на бас гитаре "Урал" (с) Карантин
ID пользователя #703 Зарегистрирован: 18.10.2008, 13:43 Местонахождение: Киров Сообщений: 5059
Сhelya Цитата ...
По законам жанра где-то через полгода-год должен всплыть живой экземпляр.
...и через полгода-год после того как его купят (сопровождается грызнёй, матами и срачем по всему форуму на пару месяцев) за бешеное бало - они появятся косяками по писот рублей. %-)) Так же ищу колки к рекорду. и так, по мелочам, вот полностью
Вы должны войти, чтобы отправлять комментарии на этот сайт - пожалуйста, либо войдите, либо - если вы еще не зарегистрированы - щелкните здесь, чтобы зарегистрироваться
снова немного нетематическое, но про историю. вторая часть видео про историю отдельных малоизвестных мест России (первое публиковал на прошлой неделе).
Может интересно будет. Буду признателен за просмотр, лайк и т.д. [link] Осталась ещё одна часть и я снова вернусь к видео про тематические гитары :)
Признаю, увлёкся сугубо в личных блогерских интересах изучить, опробовать и рассказать с юморком ;) (хотя с последним есть псих. проблемы). Что как оно выйдет, покажет время. Никого обижать не намерен, по натуре я чудик ;P хых
Увлёкся коллекционированием Советских гитар и не только из-за (если без мата) удивления от того факта что в СССР производился такой богатый ассортимент электромузыкальных инструментов, каждый из которых по своему уникален, но о которых мало кто знает
Чтож, вот и дошли руки до регистрации на сайте. Решил поздороваться. Приветствую товарищи. Зовусь я Адам Смиттич (не люблю светиться из-за негативной стороны популярности в виде преследования фанатами)
Посмотрел первую часть. Мне понравилось. Люблю исторический контент. Но Вам стоит поработать над произношением, и над балансом зк: женский голос звучит громче мужского. Жду следующие части)
прочитал в музеуме интересное высказывание, на страничке орфеус рекорда -
" инструмент эксплуатировался только с кондовыми отечественными плосконавитыми струнами, которые, согласно широко распространённому дебильному суеверию, якобы "имеют большее натяжение, нежели обычные"
Lyapa, смотря какие пластинки. Если, например, какой-нибудь Игорь Тальков, то она действительно ничего не стоит... А так можете в какой нибудь магазин винила продать или на мешке поставьте, если вам авито не нравится...