Зарегистрирован: 04.06.2007, 19:11 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 23213
VIBROMATIC: Positiv Vibrations
Я думаю, многим памятна вот эта тема, повествующая о том, как в Москве на клумбах произрастают редчайшие инструменты, один из которых удалось сорвать Хранителю генофонда отечественных электрогитар Izol'у. Я, если помните, тогда весь изошёл пеной от вполне себе неиллюзорной чёрной зависти.
С тех пор минуло четыре года, в течение которых камрад Izol, снедаемый делами, так и не приступил к восстановлению уникального раритета. Я же, все эти годы, периодически пытавшийся выморщить экспонат у Влада, предлагая ему на обмен то Шамаханскую царицу, то Владычицу морскую, то мешок зелёных денег, совсем извёлся, поскольку ко всем моим предложениям московский коллега оставался глух. Наконец, в моей не слишком сметливой голове созрел коварный план: я предложил Владу, коль скоро ему недосуг, переправить жемчужину в Питер на излечение к сеньормастербилдеру SPA. Влад, занятый подготовкой к музикмессовскому бьеннале, опрометчиво согласился - а дальше уже было дело техники: камрад Alex_Maestro любезно помог транспортировать реликвию в Северный Стамбул, SPA споро помахал своим боевым топором, ну а мне осталось только собрать гитару и снять сливки.
Собственно, "vibromatic" - это не названием модели, а тип устройства, которым она оснащена. Данное электромеханическое амплитудное вибрато было разработано, судя по всему, в недрах ГДРовского IFM - Института музыкального приборостроения (кстати, здравствующего и поныне). Производством устройства занималась фирма радиоэлектронных компонентов SIMETO, снабжавшая звукоснимателями, темброблоками и пикгардами практически всех гитарных производителей Восточной Германии - от индустриального гиганта MUSIMA до отдельных чудом выживших кустарей-одиночек.
Vibromatic выпускался в виде комплектного пикгарда со смонтированной на нём схемой, готового для установки на любую гитару с соответствующей выборкой в корпусе. Подобные инструменты выпускали MUSIMA, MIGMA и, вероятно, TACO.
MUSIMA выпускала две модели, отличавшиеся формой корпусов и различными вариантами струнозацепов.
Любопытный момент: у ранней модели пикгард крепился при помощи обычных одёжных кнопок.
Для MIGMA и TACO инструменты строились в мастерской Готтфрида Юбеля - по крайней мере, я не вижу отличий между рассматриваемой в данной заметке гитарой и инструментом из обзора Dr.STEIN'а.
Как можно заключить из представленных выше фото, пикгарды, на которых монтировалась схема Vibromatic'а, существовали двух видов: ранние, металлические (с фирменными немецкими декоративными фасками по периметру и без оных) и более поздние, из двухслойного децелина - обычного ПВХ, в то время, вероятно, считавшегося крутым и модерновым.
Далее мы рассмотрим экземпляр Влада, который, в силу отсутствия каких-либо логотипов, достаточно трудно атрибутировать, но мы пойдём по пути максимальных допущений индуктивного метода: поскольку MIGMA практически всегда маркировала гитары, продаваемые под её брендом, будем считать, что перед нами просто инструмент из мастерской Юбеля, возможно, построенный напрямую для магазина Брюггеманна из Потсдама - чему подтверждением служит декаль на обратной стороне головы грифа.
Голова грифа, явно несущая на себе проекции дизайна FENDER, оклеена с лицевой стороны белым целлулоидом.
На ней без втулок установлен комплект ранних колков RUBNER, главным отличием которых от поздних являются овальные лопасти, крепящиеся к валам при помощи крошечных винтиков.
Такие вот маленькие кнехты.
Гриф имеет довольно изящную волюту.
Окантованная белым пластиком накладка изготовлена из палисандра и размечена ленточными маркерами из целлулоида.
Гриф не имеет анкера, склеен из трёх брусков бука и покрыт тонким слоем нитрокраски, с течением времени начавшей отслаиваться, предоставляя зато возможность ознакомиться с деревом.
Верхний порожек склеен из трёх слоёв целлулоида и является направляющей гребёнкой для нулевого лада.
В корпус гриф вклеен, при этом, в силу малой толщины последнего, место вклейки с годами выворачивается относительно деки, вследствие чего зазор между струнами и ладами становится чудовищным и не поддаётся регулировке штатными средствами. Маэстро SPA произвёл операцию по его демонтажу и повторной вклейке под правильным углом.
Корпус инструмента также изготовлен из бука и полностью оклеен снаружи красивым красным перлоидом.
Как видите, для оклейки использовались два листа целлулоида, при этом торцы деки объяты краями верхнего листа.
Выборка под электронику выполнена фрезой, и только углубление под блок Vibromatic'а утоплено при помощи сверла Форстнера.
Фактура бука в выборке.
С течением времени из-за усыхания в блоке возникли продольные трещины, однако, по словам SPA на звуке и механической прочности при использовании инструмента в штатном режиме, они практически не сказываются, в силу скрепляющих блок двух наружных фанерных слоёв, а в случае картинно-пафосного расшибания гитары о сцену принесут некоторое облегчение.
Отверстие под гнездо.
Из-за таких следов фрезы по периметру выборки, среди современных идиотов распространено мнение о том, что корпуса советских гитар делались из фанеры (при том, на мой взгляд, у фанеры довольно много преимуществ даже при таком использовании).
Выемка под тремоло.
Из-за её достаточно большой глубины достигнут нижний слой фанеры.
Тремоло барабанного типа - стандартное для немецких гитар того периода, послужившее впоследствии образцом для УРАЛьских разработчиков гитары ТОНИКА. От советского отличается материалом станины: немецкая изготовлена из железа и магнитится, а отечественная из хромированной латуни и к магниту равнодушна.
Рычаг тремоло крепится к барабану при помощи цангового зажима.
На станине тремоло через две винтовые шпильки на шайбах, регулирующих его высоту, покоится бридж с раздельными роликовыми сёдлами, позволяющими отстраивать мензуру каждой струны в отдельности.
Единственным отличием от стандартных машинок являются винты фиксации возвратных пружин: они имеют полукруглые головки со шлицом под крест - на фото всех Vibromatic'ов, которые я сумел найти в сети, видны именно такие винты. Вероятно, это ранняя модификация. Ещё одно отличие - дополнительное отверстие для шурупа крепления под бриджем.
Антабки - типовые петельки под карабины, вкручивающиеся в торец деки.
Пикгард на данном экземпляре, как я уже и говорил, изготовлен из двухслойного ПВХ.
На нём размещаются два ранних сингла SIMETO в прямоугольных пластмассовых корпусах и органы управления - темброблок и регулировки Vibromatic'а.
Гордое имя.
Темброблок гитары является вариацией общенемецкого канона: четырёхпозиционный варитон ("банджо" (полный обрез НЧ), "ритм" (включается нижняя ручка громкости), "соло" (чистый сигнал) и "ширинг" (полный обрез ВЧ)), баланс датчиков и громкость, работающая только в режиме "ритм".
Регулировки амплитудного вибрато: уровень эффекта и частота.
На торце корпуса установлено пластиковое гнездо под джек, имеющее крайне хрупкие ушки.
Снимем пикгард....
Регулируемые по высоте звукосниматели.
Распайка темброблока (на рассматриваемом экземпляре она была сильно перепахана пытливыми любителями пилилова, рубилова и качалова) соответствует вот такой:
Единственное отличие - использованы потенциометры номиналом 100 кОм вместо 500 кОм.
Ну и обратим, наконец, свои взоры на заветную коробочку.
Что мы видим под алюминиевой крышкой? Между двух силуминовых болванок зажата латунная пружинящая пластина, на конце которой закреплен ферритовый магнит. Пластинка достаточно тонкая, поэтому малейшего сотрясения достаточно, чтобы магнит начал раскачиваться между двух катушек, наводя в них ЭДС.
Изогнутый кусочек латунной ленты, уходящий в отверстие - просто демпфер, предотвращающий биение магнита о катушку. (И да - пайку не комментируем. Как сумел, так и припаял, вы и этого не сделали.)
Сигнал с катушек идёт на диодный мостик, собранный на германиевых диодах ОА 625 (да, один отличается по виду, но по надписям идентичен). Весь блок подключён последовательно с бриджевым звукоснимателем. И получается смешная штука: когда ток, наводимый в катушках колеблющимся магнитом, становится больше какого-то значения, диодный мостик открывается и спускает сигнал звукоснимателя на землю. Громкость сигнала гитары, таким образом, модулируется сообразно частоте колебаний магнита. Уровень эффекта регулируется потенциометром. Частота же колебаний магнита регулируется механически: в оригинале используется второй магнит, закреплённый на тонкой стальной проволоке, которая свободно ходит в муфте из кембрика. В отверстие магнита входит шток пластмассовой насадки на валу регулятора частоты. Получается кривошипно-шатунный механизм, позволяющий посредством поворота ручки линейно приближать или удалять второй магнит относительно колеблющегося: чем меньше расстояние между ними, тем выше частота колебаний.
При восстановлении регулятора частоты я не стал морочиться с кривошипами и просто приклеил регулирующий магнит на эксцентрик.
Грамотная схема гитары, нарисованная камрадом Baza. Я сразу предупреждаю, что тех, кто начнёт гундеть, что "какая-то она неправильная... что-то тут не так... а должно быть вот так" - я отправлю за их счёт разбираться с немецким институтом. Там и буддете умничать до потери пульса. А так - что выросло, то выросло.
В целом инструмент производит двойственное впечатление: с одной стороны, это очень эффектная, удобная гитара с мензурой 640 мм и явно непоточной выделкой. С другой стороны, схема темброблока не сказать, чтобы идеальна, выхлоп датчиков довольно слаб, а блок виброматика жрёт мощность полезного сигнала нипадецки. В итоге мы имеем довольно специфический инструмент, ограниченно подходящий для сёрфа, и интересный, главным образом, своей феерической начинкой.
Вот, собственно, и сказка вся.
На закуску, впрочем, предлагаю небывалое в моей практике: видеодемонстрацию работы амплитудного вибрато. Для того, чтобы блок заработал, необходимо встряхивать гитару, раскачивая магнит внутри. Дабы делать это музыкально, нужно наблатыкаться, тогда всё буддет гармонично, благозвучно и красиво. Но я, естественно, полез играть сразу, как только собрал инструмент, поэтому местами эффект не срабатывает. Ну и фон, конечно, знатный.
и это... я социопат и параноик, на звонки с незнакомых номеров не отвечаю принципиально. если вы вдруг откуда-то узнали мой телефон, и вам очень нужно со мной связаться - сначала отправьте СМС, мол, "я такой-то и такой-то".
ID пользователя #2904 Зарегистрирован: 20.12.2011, 15:45 Местонахождение: Электросталь, Московская обл. Сообщений: 2230
Здорово! Коллеги! Я собираю сканы тематических паспортов, бумажек, вкладышей, пакетов от струн и всего нашего. Поэтому, если кто может, пришлите на почту скан в максимальном разрешении и расположенном на листе А4 для наилучшего дальнейшего масштабирования. Вот соответствующая тема: [link] Виш лист: [link]
Зарегистрирован: 02.07.2007, 11:37 Местонахождение: Москва Сообщений: 8497
Огромное спасибо питерским товарищам за проделанную работу! Я бы еще долго созревал чтобы взяться! "Восточный блок" - база гитарной фурнитуры и запчастей [link]
Зарегистрирован: 04.06.2007, 19:11 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 23213
Это тебе спасибо, что не выбросил и что доверие оказал МАЙ МУZЕУМ oleUm™
и это... я социопат и параноик, на звонки с незнакомых номеров не отвечаю принципиально. если вы вдруг откуда-то узнали мой телефон, и вам очень нужно со мной связаться - сначала отправьте СМС, мол, "я такой-то и такой-то".
ID пользователя #4175 Зарегистрирован: 18.10.2013, 19:25 Местонахождение: Москва, Подрезково Сообщений: 5139
ОГО! Вот это гитара!Искренне завидую и поздравляю с вводом в строй гитары! Ищу Верхнюю часть чехла на Jolana Kolor/Rubin Bas.В идеале-синего цвета,крышку ЛЕЛЬ ДД(красную), октавер ЛЕЛЬ ,а также педали 180-ой серии ЛЕЛЬ.
ID пользователя #85 Зарегистрирован: 24.03.2007, 20:34 Местонахождение: Boston, USA Сообщений: 3088
Отлично, спасибо! Только недавно на еВау ушла за смешные деньги ранняя версия Виброматика, а я в это время путешествовал и упустил аукцион. Это была единственная Виброматик, которая когда-либо вообще появлялась на еВау за все годы, что я ее ищу. Закон подлости иногда бывает даже слишком подлым.
Эта гитара полностью олицетворяет свою эпоху. Самая модерновая на тот момент отделка, плюс прогрессивная, супер-современная начинка. Как историческая справка, эффект электронного тремоло для гитары (именно тремоло, а не вибрато, т.к. это модуляция громкости а не тональности, но их всегда все путают) был на пике популярности как раз в начале 1960х. Эффект был изобретен в конце 1940х фирмой DeArmond и уже тогда бывал иногда встроен в усилители, но был мало востребован, пока такой усилитель не выпустила в конце 1950х фирма Фендер. И вот тогда началось! Кто строил усилители с этим эффектом, кто выпускал отдельные юниты (тогда еще не педальки), а кто встраивал эффект в саму гитару. У меня есть Klira тех лет с механическим тремоло. Там эффект контролируется не автоматически, как тут, а рычажком, который надо успевать качать мизинцем между ударами медиатора.
Зарегистрирован: 04.06.2007, 19:11 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 23213
Шпильки М3.
Фонит во всех положениях регуляторов, ибо очень слабый сигнал и приходится шибко разгонять. МАЙ МУZЕУМ oleUm™
и это... я социопат и параноик, на звонки с незнакомых номеров не отвечаю принципиально. если вы вдруг откуда-то узнали мой телефон, и вам очень нужно со мной связаться - сначала отправьте СМС, мол, "я такой-то и такой-то".
и это... я социопат и параноик, на звонки с незнакомых номеров не отвечаю принципиально. если вы вдруг откуда-то узнали мой телефон, и вам очень нужно со мной связаться - сначала отправьте СМС, мол, "я такой-то и такой-то".
Спасибо, Я-Ха! Да, машинки вибрато ранних Св. "Тоник" были и в этом точной копией немецких про родителей. P.S. Я, "Мигму" в красном перлоиде впервые увидел и держал в руках ещё будучи школьником в далёком 1970 году... Родители привезли другу из командировки в Германию. Шикарный кофр, красота необыкновенная...Она мне после этого по ночам снилась...
Вы должны войти, чтобы отправлять комментарии на этот сайт - пожалуйста, либо войдите, либо - если вы еще не зарегистрированы - щелкните здесь, чтобы зарегистрироваться
Андрей, вот и наступил тот самый "плодовый" возраст, когда мужчина не ягодка, а выдержанный добротный коньяк)). От души поздравляю с этой замечательной датой, и желаю не растерять (а лучше укрепить) богатырское здоровье, всегда находиться в позитивном настрое на жизнь в окружении близких и любящих людей! Удачи! ;-)