ID пользователя #7170 Зарегистрирован: 02.01.2016, 10:26 Местонахождение: Алма-Ата/Байконур Сообщений: 4297
Да, да, да, да, да- это «КАВКАЗ»!
В погоне за РЕКОРДАМИ,в угоду ГАЛАКТИКАМ,мечтая о ЖУРАВЛИКАХ,косясь на ТОРНАДО как то дружно мы забываем про свой КАВКАЗ!!!И ладно уж мы обычный БАС МПО «Кавказ» называем ТЕРЕКОМ,но мы ж его и УРАЛОМ кличем,и АЭЛИТОЙ обзываем…и ужасен он,и не пригож!!!Что только не слышим!!!
Может пришло время не хаить и вспомнить легендарный бас во всей его красоте, элегантности и простоте?
Конечно, мы знаем и помним что в МПО «Кавказ» входили две фабрики в городах Ростов-на-Дону и Орджоникидзе. И там и там выпускался наш сегодняшний герой БАС, и исторически сложилось так, что этот, один, по сути, инструмент традиционно называют либо «Кавказом», либо «Тереком». Несмотря на то, что и датчики, и пикгарды, и цвет бриджей, и цвет антабок были и там и там одинаковые (есть подозрение, что головное предприятие в Ростове окормляло этими деталями «младшую» фабрику в нынешнем Владикавказе) и они не могут служить идентификации непосредственного производителя, всё же один точный маркер есть – это надпись на некплейте. Не промахнёшься!
СЕГОДНЯ КАВКАЗ
Немного физики-лирики по поводу одного конкретного инструмента за номером 39996.
Так вот – сегодня мы расмотрим классический советский басс, выпускавшийся с 1974 года
И всё на фабрике шло хорошо с 1971 года,и тираж уж исчислялся десятками тысяч экземпляров, и скоро возможно на гербе Ростова палка приняла бы вполне конкретные очертания ,а фон бы стал изумительно искристого цвета…
Но что-то пошло не так после 1988 года…
И был БАС-2…Но и он не изменил ни мир, ни герб… и теперь мы чаще видим вычурные обводы странных гитар, навороченные изыски капиталистических творцов, жалкие потуги сделать бас-гитару ещё более сложной и странной.
И только в памяти всё предельно просто и красиво.
Как говаривали классики ,мечтательно вспоминая бас –«небольшая аккуратная дека изготовлена из буково-ольхового щита, для гладкости оклеенного с обеих сторон берёзовой фанерой»
И эта аккуратность и гладкость подкупает любого взявшего в руки гитару!
Прожитые годы не сморщили покрытие!Морщинам не подвластны герои! Ведь дека и гриф (за исключением лицевой стороны головы грифа ) покрыты толстым слоем полиэфирного лака.
«Гриф из трёх кусков бука, с буковой же накладкой, фанерованной тонким шпоном палисандра»
«22 лада, плюс нулевой.»
Разметка ладов – нежно вытянутые овалы. Что ещё надо для счастья?
Гриф крепится к деке очень надёжно, тремя винтами! Треугольная пластина, предусмотрительно утопленная в корпусе, не даёт винтам вгрызаться в дерево, и благодаря фаскам в ней и выборке в корпусе совсем не цепляется за пузо басиста при использовании инструмента без некплейта. Чего нельзя правда утверждать,поставив некплейт на место и закрепив его четырьмя шурупиками с полукруглой головой.
В грифе тоже есть ответная металлическая пластина, приятно скрытая от посторонних глаз, в которую и вкручиваются безжалостные винты, не оставляя грифу ни каких шансов вести себя разболтанно и нелепо! Скажу больше - данная пластина является стопорным элементом анкера, таким образом достигается полное сопряжение всех элементов колебательной системы, которой является гитара.
Посмотрели пятку,посмотрим и голову.
У 39996 анкер оказался весьма стоиким,и не дал согнуть гриф до сегодняшнего дня!Так везёт конечно не всем Кавказам…
Гайка анкера выведена в голову.Доступ к ней не затруднён.
Здесь всё прикрывается металлической крышкой,как и у прочих Ростовских гитар.
Ещё два шурупика и всё надёжно прикрыто.
Вот она-блестящая крышка анкера!
Конечно,опытному коллекционеру наверняка покажется что форма крышки анкера беззастенчиво позаимствована ростовскими лютнерами у западногерманских гитар FRAMUS
Но менее опытному и жаждущему открытий можно капать и глубже Надо только перевернуть крышку и порсмотреть с другой стороны:
Это изделие же явно навеяно старинными воинскими доспехами, а именно шеломом с герба Ростова.
Русские шеломы XVI века
Перо грифа эффектно покрыто целлулоидом того же цвета и качества, что шёл и на изготовление пикгарда.
Советские бассовые колки, вот уж надёжная вещь! На многих басах тех лет уж умерли и болгарские, и немецкие, и чешские красоты, и их место уверенно заняли Алапаевские трудяги. Главное не забывать ухаживать за ними.
Не-не! Ну конечно Кавказу хватит четырёх штук! Он же нормальный бас, а не какой-то там мутант!
Да, здесь же ещё и пластиковый порожек длинною 40мм
Смотрим дальше… Зацеп для струн, похожий на аналогичный узел чехословацких инструментов (см. JOLANA Iris, например) – прост и надёжен.
Крепится надёжно к корпусу тремя внушительными шурупами.
Струнозацеп прикрыт «пепельницей» для эстетического восприятия общего образа.
А вот она крепится четырьмя уже знакомыми нам мелкими шурупами. Понятно, что для того, чтобы держать чисто декоративный элемент этого калибра вполне достаточно.
Пластмассовый бридж – незакреплённый на корпусе, состоящий из двух частей и позволяющий при помощи специфических гаек регулировать высоту струн. По сути - снова калька с чехословацких наработок, только силезцы использовали на своих Typhoon’ах силумин, а наши наловчились отливать бриджи из жёсткого пластика (ох, недаром в «Росмузпром» входило Ростовское протезно-ортопедическое предприятие!).
Typhoon-bridge
Кавказ-бридж
Форма гаек позволяет более удобно ими пользоваться, так как их лучи не проскальзывают по пальцу. [
br]
«Схема, смонтированная на пикгарде из пластика, идентичного украшающему голову грифа, состоит из двух звукоснимателей-синглов в крупных хромированных корпусах...»
«…аналогичных устанавливавшимся на Свердловские ТОНИКИ, однако, лишённых магнитоводов. Помимо датчиков в неё входят пятипозиционный галетник-варитон и две регулировки громкости – распайка восходит к упрощённой "немецкой распайке": в первом (по часовой стрелке) положении работает нековый датчик и две последовательные громкости, во втором – оба датчика и нижняя громкость, в третьем – бриджевый звукосниматель c обрезом НЧ и нижняя громкость, в четвёртом – нековый с обрезом ВЧ и нижняя громкость, в пятом – гитара выключена»
На образце резисторы 1973, что подсказывает нам о возможной дате производства примерно в 1974 году и позднее…
Пикгард крепится к корпусу третьей разновидностью шурупов в количестве восьми штук,что вполне достаточно и учитывая их диаметр – вполне надёжно.
Выход традиционный для тех лет – СГ-5, удобно размещённый на ребре корпуса.
Две пластиковые антабки на корпусе крепятся внушительными шурупами, оригинальность которых почему-то вызывает сомнения.
Традиционно-клетчатый чехол длиной 118 см, как и сам бас, не понёс серьёзных потерь.
Удобный кармашек для мелочей под молнией. Тут бы и найти паспорт Кавказа, ан нет…
«Чемоданная» ручка крепится на двух винтиках (изнутри, в заботливой байковой одёжке прячется ответная алюминиевая пластина).
Чехол можно и подвесить на крюк – есть специальная петля со стороны грифа, которая вроде бы достаточно надёжно закреплена четырьмя клёпками.
Внутри чехол обшит мощной байковой тканью. Такое ощущение что можно и в зиму с ним выйти. Ну и весу предаёт такая начинка.
Сам бас на мой взгляд довольно удобный по форме, есть конечно некоторый дисбаланс, но для игры сидя это не так и важно. Звук конечно своеобразный, тихий, но весьма винтажный, что для образца в музейную коллекцию именно то, что нужно.
Пользуясь случаем и дабы не плодить темы сообщу здесь: Ищу настоящий Кавказский клюв гордого профиля и пару умелых ручек!
ID пользователя #9028 Зарегистрирован: 23.09.2017, 09:01 Местонахождение: Москва Сообщений: 1013
Вячеслав, потрясающий обзор! Спасибо! По встречающейся информации у меня сложилось не лестное представление о нём, поэтому обходил этот бас стороной, а вы так "вкусно" его описали, и винтажный звук, да ещё и потрясающий горный вид!!! В общем самому захотелось такой иметь!
Шуруп антабки на моём Урале 510 Г, тоже из 70-х, очень похож на ваш. Когда вывинчивал, сразу бросилось в глаза, что выглядит он "благороднее" среднестатистических советских шурупов.
ID пользователя #7064 Зарегистрирован: 26.10.2015, 08:39 Местонахождение: Адлер Сообщений: 2432
А вот - настоящий Кавказский клюв гордого профиля - это какой? Есть клювы всякие...., - а какие куриные, какие орлиные Кавказкие - не в курсе что-то и сам. Пара ручек тоже вроде были (от Бас-2). Обменно-торговый фонд [link]
ID пользователя #4175 Зарегистрирован: 18.10.2013, 19:25 Местонахождение: Москва, Подрезково Сообщений: 5139
Спасибо за обзор! С душой написано! Ищу Верхнюю часть чехла на Jolana Kolor/Rubin Bas.В идеале-синего цвета,крышку ЛЕЛЬ ДД(красную), октавер ЛЕЛЬ ,а также педали 180-ой серии ЛЕЛЬ.
ID пользователя #7366 Зарегистрирован: 28.04.2016, 16:39 Местонахождение: Омск Сообщений: 3949
Хороший обзор, Вячеслав! Спасибо за труд! Был у меня Кавказ только с рельсовыми датчиками. Да, гитара чудная и внешне хороша. Аккуратная на вид. Один минус с которым я не смог справится - дисбаланс головы и задницы) Ну и куда же без кривого грифа.
А вот с датчиками Тоники они отличаются не только отверстиями, но и форма немного иная. У Тоники она более округлая. То есть углы у Тоники имеют больше радиус и с верха если смотреть и с торца.
Приятно было вспомнить старый-добрый Кавказ/Терек! Играл на нем в Армии. Эх, золотые были времена! ))) А бас очень даже симпатичный. Он какой-то "нейтральный". Форма деки на удивление проста, лаконична и изящна. Плавные контуры хорошо гармонируют с пикгардом, нет угловатости и рогатости, "лапки" маленькие и по-детски трогательные слабенькие. Его вид успокаивающий. Он вообще какой-то добрый, как старый друг!
ID пользователя #2904 Зарегистрирован: 20.12.2011, 15:45 Местонахождение: Электросталь, Московская обл. Сообщений: 2230
Спасибо за обзор!) Коллеги! Я собираю сканы тематических паспортов, бумажек, вкладышей, пакетов от струн и всего нашего. Поэтому, если кто может, пришлите на почту скан в максимальном разрешении и расположенном на листе А4 для наилучшего дальнейшего масштабирования. Вот соответствующая тема: [link] Виш лист: [link]
ID пользователя #7170 Зарегистрирован: 02.01.2016, 10:26 Местонахождение: Алма-Ата/Байконур Сообщений: 4297
ARS Цитата ...
Приятно было вспомнить старый-добрый Кавказ/Терек! Играл на нем в Армии. Эх, золотые были времена! ))) А бас очень даже симпатичный. Он какой-то "нейтральный". Форма деки на удивление проста, лаконична и изящна. Плавные контуры хорошо гармонируют с пикгардом, нет угловатости и рогатости, "лапки" маленькие и по-детски трогательные слабенькие. Его вид успокаивающий. Он вообще какой-то добрый, как старый друг!
ARS спасибо за фотку!!! Тема!!!!
Вот нам бы во все темы фоток от форумчан с соответствующими гитарами в прошлом и настоящем!!! Да и фоток звёзд с такими гитарами не плохоб закинуть.
ID пользователя #3452 Зарегистрирован: 21.10.2012, 13:43 Местонахождение: Воронеж Сообщений: 3737
Спрашивал я, кажется, у автора видео, но уже не помню - там у него какой-то процессор стоит или это так звучит "по-честному" ? Звук "фирменный", да уж. Песенки [link]
Вот нам бы во все темы фоток от форумчан с соответствующими гитарами в прошлом и настоящем!!!
Пожалуйста, брат))) Бас этот в самом деле стал дорог на всю жизнь, так как скрасил два моих армейских года! Есть такой в коллекции. Хотя, честно говоря, всегда любил играть на ритме и гитарку Аэлиту, что у солдатика напротив, для себя готовил и приводил в порядок. Но, плин, опять никто не умел играть на басу! И это у меня уже не в первый и не в последний раз по жизни! Что за напасть! В разных коллективах басистов либо не могли найти вообще, либо попадались крайне не серьезные...
Вы должны войти, чтобы отправлять комментарии на этот сайт - пожалуйста, либо войдите, либо - если вы еще не зарегистрированы - щелкните здесь, чтобы зарегистрироваться
снова немного нетематическое, но про историю. вторая часть видео про историю отдельных малоизвестных мест России (первое публиковал на прошлой неделе).
Может интересно будет. Буду признателен за просмотр, лайк и т.д. [link] Осталась ещё одна часть и я снова вернусь к видео про тематические гитары :)
Признаю, увлёкся сугубо в личных блогерских интересах изучить, опробовать и рассказать с юморком ;) (хотя с последним есть псих. проблемы). Что как оно выйдет, покажет время. Никого обижать не намерен, по натуре я чудик ;P хых
Увлёкся коллекционированием Советских гитар и не только из-за (если без мата) удивления от того факта что в СССР производился такой богатый ассортимент электромузыкальных инструментов, каждый из которых по своему уникален, но о которых мало кто знает
Чтож, вот и дошли руки до регистрации на сайте. Решил поздороваться. Приветствую товарищи. Зовусь я Адам Смиттич (не люблю светиться из-за негативной стороны популярности в виде преследования фанатами)
Посмотрел первую часть. Мне понравилось. Люблю исторический контент. Но Вам стоит поработать над произношением, и над балансом зк: женский голос звучит громче мужского. Жду следующие части)
прочитал в музеуме интересное высказывание, на страничке орфеус рекорда -
" инструмент эксплуатировался только с кондовыми отечественными плосконавитыми струнами, которые, согласно широко распространённому дебильному суеверию, якобы "имеют большее натяжение, нежели обычные"
Lyapa, смотря какие пластинки. Если, например, какой-нибудь Игорь Тальков, то она действительно ничего не стоит... А так можете в какой нибудь магазин винила продать или на мешке поставьте, если вам авито не нравится...