ID пользователя #9592 Зарегистрирован: 26.07.2018, 00:40 Местонахождение: Москва Сообщений: 2045
На форуме уже публиковались соответствующие страницы каталога фабрики им. Луначарского, но чтобы снять возможные вопросы к названию поста приведу их снова.
Не знаю, проходили под этим названием все мастеровые гитары Луначарки, не подпадающие под существовавшие артикулы, или нет, но пока я буду называть "гитарой индивидуального заказа" именно такую форму корпуса, называемую на форуме "антикатэвей".
Предмет этого обзора будем рассматривать как есть - его пока не мыли и не чистили (за исключением одного лада накладки). Если хватит запала, то описание будет содержать множество занудных подробностей, могущих быть полезными при ремонте подобных инструментов. Если вы не интересуетесь акустиками, то после трёх-четырёх фотографий точно заскучаете. Все оригинальные фото кликабельны, все остальные фото взяты из открытых источников, права на них принадлежат их уважаемым правообладателям. Если вы правообладатель и вас не устраивает использование ваших фото в данном обзоре - сообщите мне и я заменю их другими.
Вместо артикульной этикетки стандартная для мастеровых гитар Луначарки машинописная, почему-то обрезанная. Обычно эти этикетки выглядят так (гитара индивидуального заказа камрада sergee). Т.е. сенсационная женщина-мастер экспериментального цеха исчезает и остаётся привычное "Работа музмастера Губанова А.Д. Август 1960 г."
Роскошные формы в корсет кофра классики не лезут, а вот в чехол двенадцатиструнки - как в "маленькое чёрное платье" (Cdur, спасибо за точную формулировку), всё в обтяжку, нигде не морщит, красота
Мензура 650 мм Общая длина 1020 мм Ширина грифа у 1-го лада 56 мм Толщина грифа у 1-го лада 23 мм Ширина грифа у 9-го лада 63 мм Толщина грифа у 9-го лада 37 мм Пристыковка грифа на 12-ом ладу Длина грифа (1-3 струна) 24 лада Длина грифа (4-7 струна) 20 ладов Малый овал 309 мм Талия 270 мм Большой овал 401 мм Толщина корпуса у верхнего клёца 85 мм Толщина корпуса у малого овала 88 мм Толщина корпуса у талии 90 мм Толщина корпуса у большого овала 90 мм Толщина корпуса у нижнего клёца 87 мм Длина корпуса по нижней деке 518 мм Голосник Ø 89 мм Толщина деки у голосника 3,2 мм
Помимо антикатэвейности геометрия корпуса имеет ещё одну любопытную особенность: между малым овалом и верхним клёцем дно заметно короче деки. В результате на этом участке обечайка не перпендикулярна деке и дну. Это можно заметить при взгляде сзади. А последние сомнения пропадают при взгляде на обводы деки и дна.
Трещины и изменение рисунка кракелюр позволяют предположить, что дека склеена из семи дощечек. Похоже инструмент хоть и заказной, но не самый богатый. Дека плоская, дно выпуклое - купол.
Расположение пружин мне кажется нехарактерным для серийных гитар Луначарки этих лет, а вот на довоенных и дореволюционных инструментах я подобное видел. Кто сталкивался с таким на послевоенных советских гитарах - буду признателен за информацию.
Пружины деки прямоугольного сечения, основание 5,5-6 мм, высота по центру 10-11 мм, к обечайкам крылья срезаны до высоты ~5 мм, ширина основания неизменна. Пружины дна массивные, близкого к треугольнику сечения - по центру основание 8,5 мм, высота 19 мм, у вершины скруглены Ø ~3.5 мм. От центра к обечайкам высота пружин уменьшается до 6 мм, ширина основания также неизменна, а сечение становится прямоугольным.
Деки и пружины оказались наиболее аккуратно изготовленными элементами внутреннего мира. Клёцы не несут следов машинной обработки, футер шпалообразный и на ощупь чистотой обработки также не блещет.
Футер, впрочем, внимательно рассмотреть не удалось: имеющаяся оптика не желает фокусироваться на такой короткой дистанции, а с зеркалом не желают фокусироваться глаза. Пора менять очки - с ними, возможно, получится понять - родной футер или позднейшая пионерия.
С геометрией и внутренним миром закончили. А дальше тоже интересно - смотрим на розетку...
Розетка здесь не ограничивается лаконичным кантом в голоснике. Вокруг голосника расположена полноценная интарсия, закрашенная чёрным лаком. Материал от времени покоробился и орнамент поддаётся опознанию. Именно такие розетки встречались на луначарках после войны как минимум до конца 1950-х. А появились скорее всего в предвоенные годы, хотя строго аргументировать я это в данный момент не могу.
Резонно предположить, что гитара изначально была под прозрачным лаком, а позже была отпионерена. Однако после внимательного осмотра самого покрытия и всех потёртостей и трещин я пришёл к выводу, что чёрный лак всё-таки оригинальный. Кроме того, корпус гитары изнутри прогрунтован тем же чёрным лаком, что говорит в пользу фабричного ЛКП. Так что второе предположение было, что дека изначально готовилась под прозрачный лак, а потом почему-то была покрашена мастером чёрным. Но и эта версия долго не продержалась. Материал интарсии, насколько его можно было рассмотреть в узких щелях, выглядел слишком светлым для шпона. Пришлось скрепя сердце подцепить наиболее выдающийся листок орнамента скальпелем.
Интарсия оказалась выполнена из белого пластика толщиной 1,2-1,4 мм. Судя по его хрупкости и тому как его покоробило это вполне может оказаться ударопрочный полистирол (если он поддавался гнутью по-горячему в условиях экспериментального цеха). По крайней мере на ощупь он очень напоминает материал накладок гаваек МЭФМИ, печально известных своей манерой коробиться и растрескиваться. Запаха камфары при скоблении он не издаёт, так что это точно не целлулоид. Третья версия, на которой я на данный момент остановился, гласит, что гитара изначально планировалась чёрной с белой пластиковой интарсией, однако позже было принято решение закрасить орнамент и оставить только кант по кромке голосника. Вероятно чёрно-белый орнамент не устроил заказчика, когда тот его впервые увидел. Иначе А.Д. Губанову не было смысла возиться с интарсией (даже с учётом того, что её элементы изготавливали серийно на вырубном прессе). Вариант использования заготовки серийной деки тоже приходится исключить, так как серийные артикулы тех лет с мензурой 650 мм (245, 247, 249) имели меньшие размеры - у меня под рукой сейчас нет размеров корпусов этих гитар, но все упомянутые артикулы штатно влезают в кофр для классики, куда наша красотка не лезет ни по росту, ни по бюсту. Кант голосника шириной 1,5 мм и толщиной 2,9 мм выгнут из полоски пластика, аккуратный стык размещён под лепестком грифа. Пластик на вид аналогичен материалу орнамента и тоже легко трескается. С видимого ребра канта снята не слишком ровная фаска. Кант по периметру деки и дна на вид и на ощупь всё из того же пластика, однако почему-то нигде не растрескался. Ширина 3,5 мм, толщина 4,5 мм, с видимого ребра сначала сняли фаску, а потом наскоро скруглили.
Продолжим путешествие по деке. Подставка не самой распространённой для луначарок формы.
Не далее, как полгода назад, я писал приславшему фото своей гитары (арт. 247) питерскому музыканту, что подставок таких не видел и подозреваю пионерию. И вот я получаю гитару с такой же. А потом обнаруживаю, что в каталоге на фото классического антикаэвая изображена она же. А у меня на жёстком диске лежат фотографии арт. 249 сами понимаете с какой подставкой. Да, я слоупок Пластмассовый порожек соответствует описанию в каталоге, хоть и выглядит как зубы питекантропа - жуткого цвета и с щербинами произвольной глубины. Подставка начала отрываться по заднему краю и неведомый пионер вклеил в образовавшуюся щель кусок пластика, похожего на материал магнитиков, рекламирующих ремонт стиральных машин. Хорошо вклеил, гад. А для надёжности засверлился через крылья подставки и стянул подставку с декой и футером двумя винтами М4.
После сюрприза с розеткой стык обечаек на нижнем клёце и дно осмотрел с пристрастием, но ни жилок, ни стрелок под лаком не обнаружилось. Кнопка под ремень стандартная для советских акустик.
Кругосветку вокруг корпуса завершаем карманом грифа. Подгонка довольно точная, на боковых стенках следы трения пятки, но без заметных деформаций. В карман вклеен кусочек шпона для обеспечения соосности грифа с корпусом (скорее всего на фабрике). Поверх него прилеплен кусок того же пластика, что обнаружился под подставкой. Похоже пионеры пытались выставить гриф на играбельную высоту при полностью затянутом болте (безуспешно). Опорная поверхность пятки грифа обработана куда хуже - видны следы электроинструмента и рашпиля. Отверстие для болта просверлено неточно. При установке грифа болт входит в отверстие с чувствительным усилием, чтобы воспользоваться ключом также приходится приложить силу. Тем не менее всё работает, резьба на болте и гайке в порядке.
В отличие от серийных гитар болт здесь точёный, а вместо стандартной ромбической гайки использована мебельная фурнитура соцлагерного производства. Такую же гайку мы видели на гитаре индивидуального заказа, которая приехала к sergee из Новокузнецка (справа). С одной стороны, если в мастеровых луначарках найдётся ещё пара таких, то вполне уже тенденция. А с другой - не ассоциируются у меня эти гайки с 1960-ым. Мне кажется, что их позднее выпускать начали. Хотя есть вероятность, что их поставляли в рамках социалистической интеграции из ГДР или Чехословакии. Есть у кого-нибудь соображения на этот счёт? Sergee, у вас болт точёный или обычный серийный?
Гриф широкий. Он шире не только стандартных семиструнных грифов Луначарки для мензуры 650, но шире даже, чем про него написано в каталоге (56 и 51 мм соответственно). Вероятно это было пожелание заказчика. Насколько он удобен можно будет оценить только после приведения гитары в порядок. В сравнении с грифом арт. 245 (без механики).
Голова с пролётками и фигурным срезом стандартной для полномензурных луначарок формы. Несмотря на разницу в ширине грифа и некоторую разницу в ширине самой головы, форма фигурного среза довольно точно совпадает с серийными грифами. Похоже, что головы обрезались фасонной фрезой. Вместо упомянутого в каталоге пластикового порожка приклеен самопальный, предположительно буковый (он слишком засален, чтобы быть уверенным). В сравнении с грифом арт. 245 (без механики).
Пятка на мой вкус изящнее, чем у серийных гитар (на парном фото справа арт. 245).
Я не большой знаток пород и сортов древесины, жду комментариев. Гриф из цельного куска, никакого переклея. Лак на грифе сохранился заметно лучше, чем на корпусе, и стык накладки с телом грифа обнаружить не удалось, так что толщина накладки пока неизвестна. Может быть под порожком будет видно. Фото кликабельны.
Колковая механика самого обычного вида, но утверждать, что она родная, я не могу. Ладно бы, что на шурупах не видно следов забивания молотком, - всё таки мастеровая гитара, экспериментальный цех. Но во-первых, одного шурупа не хватает, а два заменены на советские, но с потайной головкой. А во-вторых, колковые планки не притянуты к голове, несмотря на то, что на боковинах присутствуют все необходимые углубления под выступающие элементы механики. Лишних отверстий под шурупы нет.
[ Редактирование 24.04.2021, 17:43 ] Планирую восстановить Record 17, БАС-I и гавайку МЭФМИ. Когда-нибудь... На пенсии...
ID пользователя #9592 Зарегистрирован: 26.07.2018, 00:40 Местонахождение: Москва Сообщений: 2045
Baza Цитата ... гитары с такой розеткой попадались 39 года и 34го, но насчёт последнего не уверен, расплывался шрифт и я был тогда пьян сильно, когда рассматривал.
Спасибо! Самый ранний виденный мной проштампованный год - 1936-й. Так что это хорошая новость.
Cdur Цитата ... Вот так всегда: рост есть, бюст есть, маленькое чёрное платье в обтяжку есть, - но не хватает какой-то ерунды ..
Точно! Чёрное маленькое платье! Спасибо за формулировку, использую при обновлении У Чертока в воспоминаниях приводилась популярная в королёвском КБ-1 поговорка: "Есть кому, есть с кем, есть где, но некогда!". Не хватает всегда в первую очередь времени! Правда, эти ребята были титаны организованности и работоспособности, а я раздолбай, но проблемы одинаковые Планирую восстановить Record 17, БАС-I и гавайку МЭФМИ. Когда-нибудь... На пенсии...
ID пользователя #9592 Зарегистрирован: 26.07.2018, 00:40 Местонахождение: Москва Сообщений: 2045
Началось отсюда. Потом продавца заграалило и когда цена зашкалила сильно за десятку я перестал за ней следить. А потом было так. Её сестра из Новокузнецка тоже попала к нашим в руки Планирую восстановить Record 17, БАС-I и гавайку МЭФМИ. Когда-нибудь... На пенсии...
ID пользователя #299 Зарегистрирован: 04.11.2007, 19:20 Местонахождение: пос. Шишкин лес, Новая Москва Сообщений: 8119
Александр,спасибо за монументальный труд! Это таки интереснейшая часть истории отечественного гитаростроения,пусть и не "электро". И что бы там не говорили - этими изысканиями интересен и ценен СГ!
ID пользователя #9592 Зарегистрирован: 26.07.2018, 00:40 Местонахождение: Москва Сообщений: 2045
Спасибо, Nik Baza, вот не уверен. Если бы знать, что в экспериментальном вообще ординарную механику не использовали, я бы согласился. Но эта гитара из всех засвеченных на форуме антикатэвеев выглядит самой дешёвой по исполнению. Дека из семи дощечек, гриф без переклея, розетка из-под вырубного пресса... Использование дешёвой механики выглядит вполне органично. Я попробую посмотреть по имеющимся фотографиям в какие годы именно такая конструкция колков появляется, но кажется в 1960-м она уже использовалась. Планирую восстановить Record 17, БАС-I и гавайку МЭФМИ. Когда-нибудь... На пенсии...
ID пользователя #9592 Зарегистрирован: 26.07.2018, 00:40 Местонахождение: Москва Сообщений: 2045
Да, у меня такие на арт. 245 1963 г. стоят. Интересно, отпишусь в личку. А по дереву грифа и накладки скажите кто-нибудь что-нибудь. А то я уверенно только ёлку, бук и дуб различаю. Фото кликабельны.
Планирую восстановить Record 17, БАС-I и гавайку МЭФМИ. Когда-нибудь... На пенсии...
ID пользователя #431 Зарегистрирован: 23.02.2008, 21:10 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 4851
Накладка на полисандр похожа На втором фото скорее всего клён
По колкам, сними и посмотри отверстия. Если рассверливались, то колки, как я написал. Если краска родная, то стояли те, которые стоят. У них штоки толще на 1-1.5мм
ID пользователя #7366 Зарегистрирован: 28.04.2016, 16:39 Местонахождение: Омск Сообщений: 3949
Саш, спасибо за даму в чёрном! Я же начинал читать обзор, не дочитал и забыл. А тут его апнули. Классная гитара. Удачи в воскрешении! И найти ответы на все вопросы!
ID пользователя #10143 Зарегистрирован: 28.05.2019, 15:11 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 4876
woka Цитата ...
Прежде, чем писать про звук, ей надо подставку переклеить
Опасаюсь осведомиться - "но всё-таки": а не высох ли уже клей при переклейке подставки, и не ЗАЗВУЧАЛО ли уже? Мы порой, с волками споря, Воем в си-бемоль-миноре...
ID пользователя #9592 Зарегистрирован: 26.07.2018, 00:40 Местонахождение: Москва Сообщений: 2045
Увы, не только не высох, но ещё не нанесён Но рано или поздно она будет в порядке. Хорошо бы раньше пенсии Спасибо за пожелания! Планирую восстановить Record 17, БАС-I и гавайку МЭФМИ. Когда-нибудь... На пенсии...
Вы должны войти, чтобы отправлять комментарии на этот сайт - пожалуйста, либо войдите, либо - если вы еще не зарегистрированы - щелкните здесь, чтобы зарегистрироваться
снова немного нетематическое, но про историю. вторая часть видео про историю отдельных малоизвестных мест России (первое публиковал на прошлой неделе).
Может интересно будет. Буду признателен за просмотр, лайк и т.д. [link] Осталась ещё одна часть и я снова вернусь к видео про тематические гитары :)
Признаю, увлёкся сугубо в личных блогерских интересах изучить, опробовать и рассказать с юморком ;) (хотя с последним есть псих. проблемы). Что как оно выйдет, покажет время. Никого обижать не намерен, по натуре я чудик ;P хых
Увлёкся коллекционированием Советских гитар и не только из-за (если без мата) удивления от того факта что в СССР производился такой богатый ассортимент электромузыкальных инструментов, каждый из которых по своему уникален, но о которых мало кто знает
Чтож, вот и дошли руки до регистрации на сайте. Решил поздороваться. Приветствую товарищи. Зовусь я Адам Смиттич (не люблю светиться из-за негативной стороны популярности в виде преследования фанатами)
Посмотрел первую часть. Мне понравилось. Люблю исторический контент. Но Вам стоит поработать над произношением, и над балансом зк: женский голос звучит громче мужского. Жду следующие части)
прочитал в музеуме интересное высказывание, на страничке орфеус рекорда -
" инструмент эксплуатировался только с кондовыми отечественными плосконавитыми струнами, которые, согласно широко распространённому дебильному суеверию, якобы "имеют большее натяжение, нежели обычные"
Lyapa, смотря какие пластинки. Если, например, какой-нибудь Игорь Тальков, то она действительно ничего не стоит... А так можете в какой нибудь магазин винила продать или на мешке поставьте, если вам авито не нравится...