Зарегистрирован: 02.07.2007, 11:37 Местонахождение: Москва Сообщений: 8497
История данного инструмента началась этой осенью. Со мной связался товарищ Sipus, который через своих контрагентов в Ереване на местной барахолке приобрел необычный Крунк. На то, что это все-таки Крунк, указывала фурнитура, форма же гитары была не свойственна ереванским инструментам. Однозначного вывода о принадлежности тому или иному производителю было сделать нельзя, посему гитару решено было отправить в Москву на освидетельствование.
В пути гитара была два месяца. За это время я поделился с Я-хой ереванскими фотографиями. Он довольно скептически отнесся к моим чаяниям открыть неизвестный науке Крунк, предположив, что скорее всего это - самопал с использованием крунковской фурнитуры. И вот - посылка доставлена адресату. Было ясно, что вскрытие должно быть максимально полным, с фотофиксацией всех подробностей. Предлагаю Вашему вниманию фотоотчет полного разбора неизвестной (на тот момент) электрогитары из Еревана. Осмотр производился в вечернее время, при искусственном освещении.
1. Голова грифа несвойственной для Крунков формы. Лакокрасочное покрытие без трещин, местами имеются небольшие ямки. Отмечаются в небольшом количестве наличие блесток, характерных для ЛКП ереванских гитар. На красных участках хорошо видна текстура бука. Колки от луначарской акустики, 2х3. Фурнитура советского времени, со следами коррозии. Верхний порожек - целлулоидный, типичный для Крунков (на фото не попал). Пропилы относительно ровные, правильной глубины.
2. Гриф правильной формы. Буковый, из трех кусков. Установлен довольно тонкий кант по краям. ЛКП ровное, черно-красный берст. На пятке с одного края следы грубого выравнивания. Штампов ОТК нет. К деке крепится тремя шурупами, полупотай 5х50, через некплейт. Маркеры крунковские, установлены криво. Лады местами вылезают, установлены криво в некоторых позициях.
3. Фурнитура. Оригинальная крунковская. Втулки дюралюминиевые, бридж без пружин, стоит практически в крайнем верхнем положении. Некплейт с номером 128. Не хватает 2 втулок, одной антабки.
4. Дека нестандартной для серийного ряда Крунков формы. Верх и низ фанерованы. количество брусков между листами фанеры не идентифицируется. По периметру со стороны верхней и нижней деки имеется белый кант. Дека красилась из пульверизатора, что несвойственно технологии массовых ереванских гитар, которые красили маканием в полиэфир с последующей шлифовкой/полировкой корпуса. На это указывают непрокрасы в полостях деки. На деке в районе некплейта - наплывы краски. Повсеместно по площади деки - следы блесток (немного). Отсутствует громоздкая полость для темброблока, что сообщает деке дополнительный вес. В кармане вибрато обнаружен шпенек от светлановской струны. Струнодержатель-вибрато - ереванский, позднего образца. Закреплен советскими шурупами 4х20.
5. Темброблок. Два оригинальных ераванских звукоснимателя, один из которых (нек) закреплен непосредственно на верхней деке шурупами, второй - на пикгарде из оргстекла. Схема нарушена, провода отпаяны от одного из резисторов. По логике электрическая схема воспроизводит схему электрогитары Крунк-50. Датировка на переменных резисторах соответствует 1976 году. Струнодержатель заземлен. На пикгарде отсутствуют какие либо отметки.
Фотоотчет без собственных комментариев я вывалил Я-хе в личную связь. Как и следовало ожидать, фотоотчет рождал больше вопросов, чем ответов. С одной стороны - смущал новый метод окраски, ибо уйти от старого в режиме планового производства не так уж просто. С другой стороны, имелся фирменный стиль ереванской фабрики в виде блесток. Их никто не использовал из гитарных производителей СССР, а частнику было бы проблемно воспроизвести этот способ на коленке в гараже. Заводской самопал? Увы, вполне вероятно, хотя меня, сами понимаете, этот вариант совсем не устраивал. Сошлись на том, что это точно не перепил из уже известной модели, на том и успокоились. Дальнейшие события не заставили себя долго ждать. Буквально на следующий день после обсуждения уважаемый пользователь StariyDed обнародует вот эти фотографии:
Что мы видим на этих фотографиях? Три инструмента, которые объеденены характерной особенностью - это гитары из модельного ряда Ереванской фабрики, покрашенные в красно-черный берст и с кантами, как на рассматриваемом нами инструменте. А потом и Яков Игоревич зашел с козырей:
Это - журнальная заметка о 17 Межреспубликанской ярмарке по оптовой продаже товаров народного потребления. И здесь мы наблюдаем Крунки, покрашенные в берст (правда, кантов на фото не видно). Но очевидно, что в 1975 году уже были предпосылки по окраске электрогитар на Ереванской фабрике новым способом, отличным от фабричного. Что и было реализовано на рассматриваемом нами экземпляре. Сомнений больше не было (у меня, по крайней мере). Перед нами - серийный или малосерийный образец продукции Ереванской фабрики музыкальных инструментов. Пошел ли он в серию - вопрос открытый. Мне думается, что все-таки пошел, но потом был снят. На серию указывают кривые лады на грифе - инструмент явно прошел через участок, на котором готовились грифы других серийных моделей. То что был снят - тоже очевидно. С 1975-1976 фабрика худо-бедно работала еще 8 лет. Если бы берстовых гитар сделали много - они бы мелькнули раньше. Этого не случилось. Итак, появилась некоторая определенность. Теперь предстояло привести гитару в порядок. В ходе ремонтно-восстановительных работ были проведены следующие мероприятия:
Поковыряться пришлось разве что с ладами. В ходе работы дохлый кант маленькими кусочками отваливался в восьми местах, куски пришлось возвращать на место. В процессе отстройки удалось максимально приблизить струны к бриджевому датчику, что, безусловно, благостно сказалось на звучании: удалось уйти от фирменного банджо-саунда непарафиненных датчиков, усиленного технологическими полостями Кстати, ереванские конструкторы, сами того не ведая, добились того, что бриджевый датчик стал звучать громче некового, который лишился естественной опоры в виде пикгарда. В остальном, гитаре не удалось избавится от застарелых болезней крунковской серии: криво вбитые лады (обратите внимание на 10-й), удушенные конденсаторами звукосниматели, микрофонный эффект, бридж над пропастью, неудачное вибрато - наследие чехословацких электрогитар. Но при всем при том - тактильно получилась довольно стильная гитара. Дека а-ля Гибсон Les Paul реально дает ощущение фирменной гитары (вспомните - все Тоники, Уралы, Эльты, Черниговы и Одессы - с заваленными торцами дек). Гриф - весьма толстый (26 мм!) и широкий, ближе к 12-струнному Крунку. За счет существенного уменьшения объема полостей гитара явно тяжелее своих шестиструнных собратьев. И полученный после отстройки условно "мощный" выхлоп датчиков тоже говорит о том, что "Джипсон" - шаг вперед по сравнению с типовой для середины 70-х продукцией фабрики. Плюс ко всему гитара просто красивая; дека хорошо покрашена, в отражение можно смотреться.
В заключении предлагаю посмотреть юмористический ролик из Еревана с участием инструмента до проведения ремонтно-восстановительных работ.
ID пользователя #3452 Зарегистрирован: 21.10.2012, 13:43 Местонахождение: Воронеж Сообщений: 3734
Можно заключить, что это опытная партия гитар, выпущенная однократно, малым тиражом, по времени, примерно, к Ярмарке-75 ? Кто там был, тот и купил! (-: Песенки [link]
Зарегистрирован: 02.07.2007, 11:37 Местонахождение: Москва Сообщений: 8497
swin Цитата ...
Можно заключить, что это опытная партия гитар, выпущенная однократно, малым тиражом, по времени, примерно, к Ярмарке-75 ? Кто там был, тот и купил! (-:
Думаю что нет. Обратите внимание на маркеры грифа, они разные. "Восточный блок" - база гитарной фурнитуры и запчастей [link]
ID пользователя #10143 Зарегистрирован: 28.05.2019, 15:11 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 4794
Izol Цитата ...
swin Цитата ...
Можно заключить, что это опытная партия гитар, выпущенная однократно, малым тиражом, по времени, примерно, к Ярмарке-75 ? Кто там был, тот и купил! (-:
Думаю что нет. Обратите внимание на маркеры грифа, они разные.
Так и пикгарды разные, если сравнить с фото от StaryiDed, - и расположение рукояток/выключателей в темброблоках, - и вообще была серия как минимум "шестиструнка + бас", и возможно, "+ учебная-мини"...
Мы порой, с волками споря, Воем в си-бемоль-миноре...
ID пользователя #299 Зарегистрирован: 04.11.2007, 19:20 Местонахождение: пос. Шишкин лес, Новая Москва Сообщений: 8119
Гитара очень интересная,и раз есть серийник,значит, думаю, можно считать ее малосерийным люксом.Открытие,которого уже и ждать не приходилось.Владу и всем "подельщикам" за новые Крунки - очень спасибо! Рад за нас всех!
ID пользователя #9298 Зарегистрирован: 28.12.2017, 09:04 Местонахождение: Москва Сообщений: 58
Теорий и гипотез выдвигать не стану, но добавлю, что периодом ранее, за несколько лет до ярмарки, санберстовая окраска уже встречалась на изделиях Ереванской фабрики. Правда, не на деке, а на пикгарде.
ID пользователя #4175 Зарегистрирован: 18.10.2013, 19:25 Местонахождение: Москва, Подрезково Сообщений: 5139
Мои поздравления всем нам и слова благодарности коллегам, принявшим участие в выкупе и доставке этого редкчайшего экземпляра! Меня терзают сомнения насчет номера на некплейте и дат на потенциометрах. Если некплейт родной,то возможно ,с подобных моделей и могла начаться история армянских гитар, которая свернула затем на «классические» черные инструменты, когда руководство взвесило возможности своего производства? Ведь, в сравнении с «классичесими» моделями, данный экземпляр более трудоёмок и затратен в производстве? Но потенциометры… В общем, это так, мои предположения. Опять же, вариант с выстовочными образцами в небольшом кол-ве выпущенными, возможен. Сделали красивые инструменты,но культура производства не позволила «выстрелить» … А еще,этот Джипсон напомнил мне Музиму 25 серии, хотя между ними есть временной разрыв, хоть и небольшой.. в общем,очень здорово,что еще появляются такие инструменты! Ищу Верхнюю часть чехла на Jolana Kolor/Rubin Bas.В идеале-синего цвета,крышку ЛЕЛЬ ДД(красную), октавер ЛЕЛЬ ,а также педали 180-ой серии ЛЕЛЬ.
ID пользователя #10143 Зарегистрирован: 28.05.2019, 15:11 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 4794
Skyworker79 Цитата ...
...этот Джипсон напомнил ...
Всё-таки в данном случае наименование "Джипсон" - чисто условное, поскольку другие инструменты из той же линейки не имеют (и слава Богу!) такой надписи... Мы порой, с волками споря, Воем в си-бемоль-миноре...
ID пользователя #46 Зарегистрирован: 25.01.2007, 11:02 Местонахождение: Новосибирск Сообщений: 6411
Впечатляюще! Поздравляю! Однако, скоро вторую редакцию Книги придётся готовить. Уже по второй фабрике (если правильно помню) открываются неизвестные страницы.
ID пользователя #4175 Зарегистрирован: 18.10.2013, 19:25 Местонахождение: Москва, Подрезково Сообщений: 5139
Cdur Цитата ...
Skyworker79 Цитата ...
...этот Джипсон напомнил ...
Всё-таки в данном случае наименование "Джипсон" - чисто условное, поскольку другие инструменты из той же линейки не имеют (и слава Богу!) такой надписи...
Ну я думаю, «торговую марку» Джипсон нанесли не при производстве, а уже сам хозяин? Типа,привет болгарам:)) Влад,насколько аккуратно она исполнена? А еще этот инструмент напоминает работу львовских лютнеров
Ищу Верхнюю часть чехла на Jolana Kolor/Rubin Bas.В идеале-синего цвета,крышку ЛЕЛЬ ДД(красную), октавер ЛЕЛЬ ,а также педали 180-ой серии ЛЕЛЬ.
ID пользователя #526 Зарегистрирован: 13.06.2008, 08:54 Местонахождение: Тольятти Сообщений: 3367
Очень интересная находка. Спасибо за публикацию и обзор!
Накидаю немного не подкрепленных идей: Хочу отметить что к 1975ому году на УРАЛе как раз тоже ввели окраску "бёрстом". Крунк Джипсон похож на "мифический" леспол фирмы УРАЛ описываемый в статьях Kurganov. И примерно в этом временном отрезке около 1975г. делался как раз прототип Леспол УРАЛ. Возможно это прототипы на которых обкатывались технологии/заказы/гитара на конкурс НИКТИМП.
Датировка на переменных резисторах соответствует 1976 году.
1976 год, это канун юбилейного года 1977-года, к которому например "Юбилейный Урал" готовили. Или выпускали например "юбилейную версию" усилителя "ВЕНЕЦ". Возможно Армяне хотели тоже что-то такое для местных коллективов сделать.
Вы должны войти, чтобы отправлять комментарии на этот сайт - пожалуйста, либо войдите, либо - если вы еще не зарегистрированы - щелкните здесь, чтобы зарегистрироваться
Андрей, вот и наступил тот самый "плодовый" возраст, когда мужчина не ягодка, а выдержанный добротный коньяк)). От души поздравляю с этой замечательной датой, и желаю не растерять (а лучше укрепить) богатырское здоровье, всегда находиться в позитивном настрое на жизнь в окружении близких и любящих людей! Удачи! ;-)