Гитары Джейми Чайверса, часть третья: Супер-Тоника
|
|
Big Beat | 08.01.2024, 02:31 | |
|
ID пользователя #85Зарегистрирован: 24.03.2007, 20:34 Местонахождение: Boston, USA Сообщений: 3088 | Гитары Джейми Чайверса, часть третья: Супер-Тоника

Продолжаем (с очередной задержкой) серию статей про работы мастера Джейми. В первых двух статьях я рассказал про Уралы V-8 и Делюкс. Поскольку хотелось первым делом описать нашумевший Урал V-8, повествование получилось в обратном хронологическом порядке. Ho нашим первым совместным проектом была Тоника, с нее всё и началось.
Свердловская Тоника 1975 г. в. стала первой советской электрогитарой в моей коллекции и оказала большое влияние на мое восприятие советских гитар. Несколько лет спустя, в 2004 году – охренеть, уже 20 лет назад – мне пришла идея построить мастеровую гитару, которая бы выглядела как старая советская, но с современным качеством. Этакая Супер-Тоника, как мы ее назвали. Идея не самая оригинальная на сегодняшний день, но тогда я о других таких не слышал.
Джейми тоже загорелся этой идеей – он любил необычные заказы, а советской гитары он на тот момент вообще никогда не видел. Мы с ним общались преимущественно о реставрации старых американских Supro, Kay и Harmony, и вдруг я присылаю ему фотки совершенно другой заморской диковинки и спрашиваю, сможет ли он ее воспроизвести. Ему это было настолько интересно, что он вызвался построить мне Тонику бесплатно. Я должен был только оплатить материалы, а за работу он с меня не взял. Мы договорились, что с него подготовка корпусa и грифa к сборке, a собирать гитару буду я сам. Впоследствии, мы таким образом построили несколько гитар вместе. Я придумывал проект, предоставлял разметки, собирал необходимую информацию, доставал детали, оплачивал материалы, и отправлял всё Джейми. Джейми выполнял наиболее сложную работу и отсылал мне обратно полуфабрикаты, и я уже завершал сборку. Или, как в случае с Уралом V-8, не завершал.
Послать ему мою Тонику для образца я не решился. Если бы с ней что-нибудь случилось в пересылке, достать другую было бы негде. Но Джейми сказал, что поскольку мы строим современный инструмент, а не копируем все нюансы оригинала, то обрисовки корпуса и пикгарда ему вполне достаточно. Впоследствии я убедился, что Джейми был способен скопировать гитару даже с фотографии.
На тот момент, я еще никогда не держал в руках ростовской Тоники, но уже знал о ее существовании. Поэтому рассматривались разные формы пикгарда и головы грифа, вырезались разные шаблоны. Mы могли бы смешать элементы дизайна разных Тоник, воплотить Тонику в каком-нибудь оригинальном окрасе. Джейми как раз предлагал мне сотворить что-нибудь веселенькое. Но в итоге предпочтение было отдано свердловскому оригиналу. Даже черно-зеленый цвет решили оставить. Я хотел, чтобы моя Супер-Тоника была легко узнаваема, чтобы со сцены ее можно было принять за настоящую советскую гитару. Хотя опять же, разговора о точной копии не было, гитара планировалась полностью современная, и только формой как Тоника.
Корпус Джейми вырезал из ольхи. Карман был сделан под бывший у меня корейский гриф. Голову грифа Джейми перепиливал раза три, пришлось заказывать новый гриф-бланк, из которого он в конце концов вырезал нужную форму. С вибрато было несколько вариантов – разные винтажные японские детали, современный агрегат типа Джазмастер... В итоге остановились на классическом Бигсби. У Джейми как раз было несколько новых эпифоновских Бигсби, плюс такое решение облегчало фрезеровку корпуса. Как ни странно, Бигсби вписался на Тонику весьма органично. С остальными комплектующими всё было просто – классические хамбакеры с хромовыми крышками вполне могли сойти за свердловские датчики, стандартный Тюноматик отличался функциональностью и не сильно резал глаз. Колки и остальная фурнитура – самая обыкновенная современная. Все эти детали были у меня в наличии и тоже облегчали задачу.




Со схемой мы несколько выпендрились. Визуально, всё выглядит как оригинал. Удалось даже найти похожую ручку-клюв с какого-то старого радио. Но копировать советскую схему смысла не было. Поэтому вместо свердловского варитона стоит блендер, позволяющий балансировать уровень сигнала между датчиками.
В процессе родилась, но, увы, не воплотилась, идея основать совместный бизнес и заказать мелкую серию Тоник в Китае, используя Супер-Тонику как прототип. Об этом я уже писал в статях про Уралы. Нашим вдохновением была фирма Eastwood, переиздающая раритеты мелкими партиями. Я тогда общался с хозяином фирмы, но сотрудничать с нами он отказался. Т.е. был хороший наглядный пример, определенный спрос (как минимум среди коллекционеров на сайте Cheesy Guitars) и кое-какие возможности раскрутки (журнал Vintage Guitar, где я тогда печатался). Но как это обычно бывает, мечта разбилась о хладнокровный финансовый расчет.
Рассматривался – недолго – и еще один любопытный вариант мелкосерийного производства Тоник: Стратоника. Джейми придумал, что Тоники можно перепиливать из китайских стратокастеров, и даже выпилил одну, после чего мы сошлись на том, что вырезать корпусa с нуля проще и эстетичнее.
“Что можно сделать с обычным корпусом стратоида, чтобы сделать его интереснee?” – писал мне Джейми – “Как ярый ненавистник стратоидов, я часто пытался делать из них всевозможные интересные вещи, но этот эксперимент считаю наиболее удачным. Стратоника – это мутант стратоида и советской Тоники. Я использовал битый фанерный корпус, который у меня был, т.е. терять было нечего. Результат похож на Тонику, страдающую от нервной анорексии. Как тебе, не стошнило?”

“Hаиболее yдачный эксперимент” вскоре был продан и забыт. Интересно, всплывет ли Стратоника когда-нибудь, и какие теории будут предложены нашими потомками, чтобы обьяснить ее существование.
Супер-Тоника была собрана мной после того, как Джейми прислал мне готовый, покрашеный корпус с установленым Бигсби, пикгард подогнаный под хамбакеры и переделаный гриф. Это было в Октябре 2004 г. В итоге, имеем мастеровую гитару, которая похожa на Тонику, но с современной функциональностью. Ни одна советская гитара не пострадала, все компоненты новодел и нетемат.



Помимо моей Супер-Тоники и Стратоники, Джейми построил еще несколько нео-Тоник. Я знаю о трех таких инструментах. Первая - это Тоника, которую Джейми построил себе примерно в то же время, что и Урал V-8. На ней был использован гриф от свердловской Тоники, который приехал с ураловским корпусом, и новодельный корпус. Она была укомплектована так же как моя, внешне отличалась лишь открытыми хамбакерами и логотипом с серпом и молотом (Джейми был склонен иногда переборщить с советским китчем). Затем Джейми построил себе Тонику-бас. Судьба этих двух инструментов после смерти Джейми мне неизвестна. Eще одна Тоника была построена им на заказ кому-то из его клиентов. Фото ее у меня нет.


То есть где-то в мире существуют как минимум пять экземпляров переиздания Тоники, выпущеные нашей несостоявшейся компанией. Не сто или двести мелкосерийных китайских, как мы собирались, а только несколько American custom shop.
Супер-Тоника и оригинал, послуживший прототипом прототипу:

Поскриптумом этой истории стал неожиданный выпуск фирмой Eastwood баса Тоника мелкой серией в 2017 г. Оказалось, что хозяин фирмы, который отказался сотрудничать с нами в 2004, все же не забыл о Тонике. Правда, он почему-то посчитал, что бас будет больше востребован, и за эталон был взят не наш свердловский шестиструнный вариант с зеленым пикгардом, а ростовский бас с красным.

A Джейми всерьез заболел дизайном советских гитар. После Тоник, он взялся за Уралы. Так были построены уже описанные два Урала, Deluxe и V8, а после того как наша идея переиздания мелкой партии советских гитар в Китае заглохла, Джейми построил еще несколько интересных мастеровых гитар с элементами советского дизайна. В отличии от Тоник и Уралов, они уже не являлись прототипами чего либо, а просто штучными мастеровыми инструментами, фантазиями на совгитарные темы. О них в другой раз, a пока пара фоток для затравки: реплика самопала Константина Никольского, Супер-Картошка и Роден-Т.


JunkGuitars.com Мой wish-list/ОБМЕННЫЙ ПУНКТ: [link]
| Наверх | |
Claydon | 11.01.2024, 09:25 | |
| ID пользователя #518 Зарегистрирован: 29.05.2008, 04:04 Местонахождение: Самара Сообщений: 1213
| Очень интересно! | Наверх | |
DM2479 | 11.01.2024, 10:03 | |
| ID пользователя #11451 Зарегистрирован: 30.09.2020, 17:41 Местонахождение: Minsk Сообщений: 67
| Довольно интересно во-первых. А во-вторых думаю, что соответствующее переиздание советских инструментов с ново начинкой зашло бы вполне неплохо. | Наверх | |
Модераторы: violet, EjiK, Басист Кайф, Я-Ха, Izol, SPA, shlepakoff, byte_crow
|
|
Powered by e107 Forum System
|
 |
Вы должны войти, чтобы отправлять комментарии на этот сайт - пожалуйста, либо войдите, либо - если вы еще не зарегистрированы - щелкните здесь, чтобы зарегистрироваться
Nik19.02. : 19:00Паша,покайфовал,спасибо.
GeorgeM16.02. : 18:34Кстати, статья про богучаровский флэнжер имеется тут же [link]
SPA16.02. : 14:06восстановление Торнады полная версия [link]короткая версия [link]
SPA15.02. : 17:58А других причин и не бывает
Austin15.02. : 16:37RemiCon090, действительно пропало объявление. Может админ удаляет за нарушение правил? Поинтересуйтесь у него. Но обычно он сперва предупреждает.
RemiCon09015.02. : 14:32Здравствуйте, выставил обьявление о продаже гитары и оно почему-то исчезло через 5 минут. У кого-то было так же, это глюк форума?
Art_Esto15.02. : 11:49SMB - Сергей Богучаров же, насколько помню, выпускал свои примочки
PVP13.02. : 17:05Спасибо за внимание. Кто ищет тот ВСЕГДА найдет. Это был SMB Flanger, что бы это ни значило...
PVP13.02. : 14:48Привет. Помню был фленжер не Электроника , на 528БР2, может Ростековский. Не могу найти. Помогите!
OldSynth13.02. : 12:53Товарищи, если не трудно, дайте ссылку на тему, где дека Record'а был отреставрирована при помощи нанесения волокон дерева кистью. По-моему, m.a.k.1 такое делал. Не могу найти ):
Claydon12.02. : 10:34Юрий, респект, очень круто!
Cort12.02. : 07:15Спасибо за отзывы, заходите, всегда рад.
swin11.02. : 18:34Дядь Юр, просто отлично!
|
 |
|