Советские гитары :: Форумы :: Статьи участников sovietguitars.com :: Электрогитары
<< Предыдущая тема | Следующая тема >>   

Протокрунки. Сравнение.

Автор Добавил
EastWind
08.01.2024, 13:24 Просмотр для печати

ID пользователя #9647
Зарегистрирован: 01.09.2018, 07:32
Местонахождение: Красноярск
Сообщений: 164
Волею судеб в мои загребущие руки попал ещё один Крунк. Голова грифа и увесистые звукосниматели изначально выдавали в нем приверженность к так называемым «Ураганам». Однако последующие облапывания инструмента показали, что он являет собой ещё более древнее порождение армянских лютьеров. Обыскав форум и найдя его «братьев», предлагаю совместно «полюбоваться» изделиями страны высоких гор и пятизвездочных коньяков.
Предисловие:
Для удобства демонстрации тех или иных признаков на фотографиях и для описания «по тексту», известные нам протокрунки отмечены следующими обозначениями:
EW – приобретенный мной инструмент;
MV – протокрунк форумчанина MaxVlasovRu;
S – протокрунк форумчанина shock07;
M – протокрунк из Армении, изображения которого публиковал Marx;
I – Крунк «Ураган», принадлежащий Izol’у;
K – Крунк «Ураган» форумчанина Kompozitor.
Оговорюсь, что фотографии из темы Izol’a про «Ураган» у меня по каким-то причинам
не открываются (а может и вообще сгинули), ввиду чего использованы фотоснимки Avalon’a, добывшего инструмент.

Общий вид




Что же мы видим? На первый взгляд, кучка довольно схожих «Журавлей» с наклонённой головой. Крунки «I», «K» явно принадлежат к одному виду, «Ураганам», и преимущественно различаются только цветом пикгарда, в то время как «EW», «MV», «S» и непредставленный на общем плане «M» (визуально очень близок к «MV») различаются в деталях. Давайте приступим к рассмотрению, так сказать, сверху вниз.

Голова грифа.




У всех рассматриваемых экземпляров она значительно наклонена книзу, что и служит ориентиром для выявления ранних Крунков. Гриф оснащён анкером, залитым полиэфиром, и прикрытым пластиковым флажком с трапециевидной верхней частью.
На приобретенном мной экземпляре «EW» втулки колков несколько выше, имеют меньший диаметр и как-бы «куполообразную» форму, что отличает их от серийных Крунков.
Протокрунк «MV» гордо несёт надпись «Крунк» на армянском языке. «Ураганы» имеют надписи на пикгарде, ввиду чего на грифе она не дублируется.
На экземпляре «EW» имеется надпись «Clement», что несколько вводит в ступор: способ нанесения надписи и её качество соответствуют заводским. Краска держится крепко, несколько просела в лак, и, вероятно, сопровождает этот гриф с момента изготовления. Может быть, это часть того самого «армянского кастома» при производстве предсерийных образцов на заказ. Кто знает?.. Во всяком случае поиск аналогичных надписей в интернетах результатов не дал. Связка слов «Clement» и «Армения» так вообще противоречат природе звукопостроения. В тщетных попытках докопаться до истины, вооружившись армянской азбукой, мной были осуществлены попытки ввести в переводчик слово, звучащее на армянском как «Клемент». К сожалению, объединение отдельных символов в цельное армянское слово лишь создало призыв к действию, видимо, вдохновившему армянских лютьеров при составлении модельного ряда.




Что ж, тайна надписи не раскрыта, но мы познали нечто большее. Движемся дальше!
Порожек. Насколько я могу судить, среди рассматриваемых инструментов оригинальными порожками обладают только инструменты «I» и «S» – радиусный, выполненный из переклея нескольких слоев целлулоида, он служит направляющей для струн, фиксируемых на заданной высоте нулевым ладом.




Гриф. У доставшегося экземпляра «EW» гриф очень тонкий, имеет просто ошеломительный радиус (такой же радиус у Орфей Хеброс Бас). На тыльной стороне грифа имеется выраженная волюта.
Накладка грифа протокрунков выполнена из полимерного материала, имеющего вполне приятную гладкую текстуру. Накладки инструментов «MV» и «M» покрыты толстым слоем полиэфира, что предаёт им великолепный эстетический вид. У гитары «S» накладка не имеет лака.
Моему экземпляру повезло меньше – увы, у него псориаз. Накладка «EW» была покрыта чем-то лакоподобным, но совершенно неполиэфирным. Больше всего напоминает лак «Цапон», который был нанесён на пластик накладки очень тонким слоем, и теперь, по прошествии лет, хлопья слюдоподобной плёнки отваливаются от накладки буквально при каждом прикосновении. Лады довольно аккуратно забиты, во всяком случае не вылазят, однако после 16 лада «идут в пляс», создавая подобие участка «мультимензуры».
Разметка ладов выполнена небольшими круглыми точками из чего-то перламутроподобного. Точка 9-го лада для введения гитариста в замешательство перенесена на 10 лад.
У инструмента «M» 12-й лад размечен двумя точками, в то время как остальные протокрунки имеют одинарную разметку.



Пятка грифа утоплена в карман, нижняя часть которого имеет «ступеньку», переходящую в нижний рог корпуса. На моём экземпляре «EW» в кармане грифа выбит номер 014. Аналогичный номер украшает пятку грифа. К слову, это единственные номерные обозначения на инструменте.


Гриф крепится к корпусу через треугольный некплейт, исполнение формы которого, а также месторасположение отверстий являются вполне вольными. Крепится гриф тремя болтами, гайки которых навечно вмурованы в пятку грифа.


Итак, мы вплотную приблизились к наиболее весомой части инструмента.

Корпус.



Корпуса протокрунков в целом соответствуют серийным изделиям за исключением нескольких нюансов. Так, на инструментах «EW», «MV», «S», «I», «K» отсутствует отверстие под гнездо подключения, которое имеется у инструмента «М».



Окрашивались протокрунки в черный полиэфирный лак преимущественно без эффекта «звёздной пыли». Корпус Крунка «EW» изначально, видимо, предполагался для размещения иной электроники. Одна для того, чтобы впихуть плату и варитон внутрь корпуса, он был модифицирован с крайней жестокостью: рог выбран фрезой, а тушка засверлена наповал и отбита стамеской.


В корпусе моего экземпляра «EW» обнаружена наскальная живопись, вероятно на армянском:



Кстати, в корпусах протокрунков имеется отверстие для провода заземления из основной полости гитары к струнозацепу.

Антабки типовые для всех ранних Крунков, представляют собой грибки с маленькой шляпкой и такого же диаметра основанием.



Переходим к пикгарду.

Пикгарды ранних Крунков выполнены из оргстекла (толщина от 3 до 5 мм.) окрашенного краской с внутренней стороны.
Пикгард, на ровне с головой грифа, лично я считаю тем самым камнем преткновения, который должен разделить понятия «Крунк», «Крунк Ураган» и «Протокрунк». Если для «Ураганов» характерно расположение звукоснимателей на общей шине, в прорезях пикгарда, то так называемые протокрунки «MV», «EW», «S», «М» несут накладную электронику подобно серийным.
Итак, отвлечёмся от эфирного, и перейдем к описанию.
Форма пикгардов протокрунков «MV», «EW», «S», «I» несколько плавает, что наиболее заметно в «околобриджевой» части и оформлении «рогов». Меняют местоположение отверстия потенциометров и разъема подключения. Пикгарды «Ураганов» «I», «K» и протокрунка «EW» крепятся на меньшее количество винтов (отсутствует винт в верхней центральной части).


Что касается вопроса «а не являются ли пикгарды протокрунков самопалами, на которые перевешен обвес с «Ураганов» и серийных «Крунков»?» отвечу следующим образом: не являются и точка. Качество их исполнения явно не стоит рядом с самопальным, отверстия под винты имеют «ступеньку» для закручивания заподлицо, торцевые стороны качественно скруглены, покраска без наплывов и иных изъянов. Скругление торцов подтверждает единообразие их изготовления: на фотографиях всех рассматриваемых инструментов можно разглядеть повреждение в виде тонкой трасы от фрезы, что говорит о единообразии их изготовления. Так что или они все заводские, или они все сделаны в одном гараже. Ответ очевиден.



Кстати, пикгард Крунка «EM» окрашен черной краской с фирменным эффектом золотой пыли.
Внутренний мир рассматриваемых Крунков состоит из платы электроники и потенциометров. Для инструментов «MV», «М», «S» плата в целом идентична. Плата Крунка «EW» выполнена «навесом», но насколько могу судить, применяются аналогичные компоненты и схема их подключения. Кстати, наиболее ранней датой на «EW» указан 1964, поздней – 1970 год, хотя схема выглядит несколько копаной, и в своей сути ни о чём нам не говорит.



Потенциометры использованы на 470 кОм, располагаются хаотично на пикгарде. Гнездо под «Джек» на инструменте «EW» разрушено, в целом аналогично другим, используемым на протокрунках.



Самым внушительным аргументом в электрической схеме Крунков является варитон, гордо занимающий добрую четверть внутреннего пространства.



Звукосниматели. А вот этот момент весьма интересен. Если на инструментах «S», «MV», М» применяются вполне привычные нам синглы Ереванской фабрики музыкальных инструментов, то на «Ураганах» «I», «K» и протокрунке «MW» мы наблюдаем монстров, выточенных из цельных кусков металла. Внутренний мир –стандартные для ереванских синглов магнит «с отверстиями» и катушка. Если звукосниматели «Ураганов», для крепления к шине, имеют сквозные отверстия в корпусе, то на доставшемся мне инструменте «EW» корпуса звукоснимателей имеют аккуратно выточенную резьбу служащую для крепления винтами сквозь пикгард. «Окно» звукоснимателя прикрыто каким-то очень тонким и хрупким полимером, очень похожим на отрезок фотоплёнки.


С внутренним миром закончили.

Зацеп. В целом, типовое для Крунков изделие, позаимствованное у чехов. Крышка имеет форму правильной трапеции, без «углов» и «скруглений» оснований, а сам зацеп слегка скруглён в задней части. На «EW» зацеп выглядит помученным, для чего на нём пропилы – не ясно. Как уже говорил, к шайбе зацепа поджат провод заземления, выведенный через отверстие в основную часть корпуса.


Бридж. Вероятно, все протокрунки комплектовались массивным бриджем с винтами-сёдлами. На моём экземпляре этот комбайн, на ровне с колками, не сохранился, так что если у кого завалялся –дайте знать.


Что мы имеем в сухом остатке?
Ясно, что на Ереванской фабрике музыкальных инструментов монстрячили всё подряд, не испытывая угрызений совести по поводу относимости гитары к тому или иному модельному ряду в зависимости от месторасположения какого-нибудь потенциометра. Тем не менее, ранние изделия имеют ряд характерных черт, позволяющих их выделить в обособленную категорию предсерийных экземпляров, представленную не только «Ураганами», как на данный момент может показаться после прочтения «Музеума» и «Атласа», но и такими-вот «протокрунками», имеющими заводское, но при этом весьма разнящееся исполнение.
Наверх
PM
Izol
08.01.2024, 14:36

izol

Зарегистрирован: 02.07.2007, 11:37
Местонахождение: Москва
Сообщений: 8498
Спасибо за проделанную работу. В активе есть еще один протокрунк, причем он мелькал на сайте и, на мой взгляд, является самым ранним экземпляром из имеющихся. Я, как назло, позавчера загнал его в самый урол хранилища, но попробую достать, раз такое дело.

"Восточный блок" - база гитарной фурнитуры и запчастей [link]
Наверх
PM
Svetliy_metall
08.01.2024, 21:11

ID пользователя #2738
Зарегистрирован: 28.09.2011, 03:59
Местонахождение: Вологда (Вельск)
Сообщений: 3211
Мой коричневый ранний крунк уехал к Дмитрию Мельникову. Жива ли его коллекция сейчас - неизвестно

Примочек много не бывает
Наверх
Сайт PM
Izol
09.01.2024, 06:47

izol

Зарегистрирован: 02.07.2007, 11:37
Местонахождение: Москва
Сообщений: 8498
Вот именно про эту гитару я и говорю.

"Восточный блок" - база гитарной фурнитуры и запчастей [link]
Наверх
PM
Cdur
26.11.2024, 13:55

ID пользователя #10143
Зарегистрирован: 28.05.2019, 15:11
Местонахождение: Санкт-Петербург
Сообщений: 4922
См. фото "Протокрунков" в газетной публикации от 21 января 1971 г., выложенной в теме "ՀԱՅԵՐԵՆ ՀԱՐՑԸ" ("Занимательная крункология") [link]

Мы порой, с волками споря,
Воем в си-бемоль-миноре...


Наверх
PM

Модераторы: violet, EjiK, Басист Кайф, Я-Ха, Izol, SPA, shlepakoff, byte_crow

Перейти:     Наверх

Powered by e107 Forum System
Мини-чат
Вы должны войти, чтобы отправлять комментарии на этот сайт - пожалуйста, либо войдите, либо - если вы еще не зарегистрированы - щелкните здесь, чтобы зарегистрироваться


SPA
12.12. : 16:49
гы, этот сайт в ссылках лет 15 висит, а сам коллекционер на форуме уже 13 лет как

gitarrist
12.12. : 16:09
Сайт бельгийского коллекционера. Может
кому интересно... [link]

EbenezerDorset
08.12. : 16:16
Олег, с Днём рождения!
Здоровья и бодрости духа!
Мира и добра! Больших творческих успехов!

StariyDed
08.12. : 14:33
С Днём рождения, Олег!
От души желаю здоровья, долгих лет счастливой жизни, успехов в делах, благополучия - тебе, твоим родным и близким!

leopold
08.12. : 13:40
Олегу удачи и здоровья

Cерый
08.12. : 13:28
Олег,с Днём рождения!Здоровья и успехов в делах!

gitarrist
08.12. : 04:52
Ок. Спасибо SPA!

SPA
07.12. : 21:13
Наверняка как у стар5

gitarrist
07.12. : 16:41
Когда-то форманта шла с деревянным бриджем. Кто подскажет какой он на вид? Я не видел. )

Сhelya
07.12. : 10:36
безголовый бас 999

[link]

swin
07.12. : 08:22
Интервью с Юрием Ермаковым, вокалистом одной из первых рок групп "Сокол". [link]

swin
06.12. : 20:15
С пятницей, соратники! Вот красное Аппассименто потягиваю.

swin
02.12. : 18:32
Превед! Я в смысле, что здОрово о Мультике!

leopold
02.12. : 16:14
Привет.

swin
02.12. : 14:35
Здорово, leopold!


Поиск Советские гитары
Счетчики


© 2006 - 2024 SovietGuitars.com - Общество Коллекционеров Советских Электрогитар. Сайт не является СМИ. 18+


Техническое обслуживание сайта осуществляется веб-студией «Код-А»