ID пользователя #1120 Зарегистрирован: 20.05.2009, 17:35 Местонахождение: Луганск Сообщений: 379
Львовский «Ритм»
Предлагаю в этой статье рассмотреть электрогитару «Ритм», Львовского производства. Статья состоит из двух частей - в первой части будут рассматриваться несколько экземпляров различных годов выпуска, которые в разной степени отличаются между собой. Вторая часть – более подробное описание одного из экземпляров.
I Часть
Гитара «Ритм», выпускалась «Львовской опытно-экспериментальной фабрикой народных музыкальных инструментов» в 70-80 гг. XX в. Имела несколько модификаций. Попробуем более детально рассмотреть экземпляры, которые побывали у меня. К сожалению, не все фото хорошего качества, многое не сохранилось. Но это лучше, чем ничего. Приступим. Предлагаю для удобства сравнения, пронумеровать гитары.
№ 1 – Начало 70-х годов, точная дата выпуска неизвестна.
№ 2 – Апрель 1975 г.
№ 3 – Июнь 1979 г.
№ 4 – 1981 г.
№ 5 – Март 1982 г.
№ 6 – Сентябрь 1985 г.
Для более наглядного сравнения, я разместил эти шесть экземпляров рядом. Расположил их в хронологической последовательности. Вот что получилось:
После такого сравнения, четко просматриваться классификация. Я на сегодняшний день вижу характерные два варианта исполнения, и два периода производства этих модификаций. Возьму на себя смелость, условно назвать эти варианты исполнения «Стандарт» и «Люкс». Понятно, что это название условно, но это немного облегчит классификацию. Одно из доказательств условности данных мной обозначений – это одинаковая стоимость этой гитары всех вариантов исполнения на протяжении всего периода производства – 185 рублей.
Посмотрим на фото и классифицируем по номерам:
Вариант «Стандарт»: 1 – ранний; 3, 5 – поздний.
Вариант «Люкс»: 2- ранний; 4, 6 – поздний.
Итак, вариант «Стандарт» - всегда имеет темброблок без переключателей, состоящий из потенциометров громкости и тона. Всегда на этом варианте имелся пикгард, на котором этот темброблок монтировался.
На ранних экземплярах «Стандарта» накладка грифа была окрашенная в черный цвет, а на более поздних – не крашенная (на варианте «Люкс» накладка не красилась). Накладка довольно толстая, изготавливалась из красного дерева или дерева фруктовых пород.
Еще одно отличие более поздних модификаций «Стандарта» - отсутствие анкера. Ранний «Стандарт» имел анкер.
Вариант «Люкс» как ранних, так и поздних модификаций отличается темброблоком – всегда присутствует переключатель звукоснимателей, 1 ручка громкости и тона. На варианте «Люкс» отсутствовал пикгард – темброблок монтировался сразу в корпусе.
Как и «Стандарт», вариант «Люкс» отличается конструкцией грифа разных периодов – на ранних моделях устанавливался анкер, а на поздних – нет. Накладка грифа, как ранних, так и поздних моделей «Люкс» была из красного или фруктового дерева, не красилась.
На ранних вариантах «Люкс», головка грифа имела сверху декоративную пластиковую отделку, которая уже отсутствовала на поздних моделях.
Имеется отличие и в звукоснимателях – на ранних вариантах «Стандарта» и «Люкса» они одинаковые – крупные, с шестью отдельными катушками, закрытые хромированной крышкой. Устанавливались через крашенную черной краской деревянную прокладку. Сзади имеется маркировка: дата выпуска, Минприбор, ЗС-1 и стоимость – 12 руб.
Но на поздних вариантах, звукосниматели «Стандарта» и «Люкса» отличались. Поздний «Стандарт» комплектовался звукоснимателями, которые крепились на четырех шурупах через крашенную деревянную прокладку. Эти датчики имели хромированный корпус с прорезью, через которую видно декоративную перлоидную вставку. Часто такие звукосниматели можно увидеть на белорусских «Футурамах», «Аэлитах», а также изредка на «Эльтах». Сзади имеется маркировка: логотип завода, дата выпуска и стоимость – 9 руб
Поздний вариант «Люкс» комплектовался звукоснимателями, которые можно встретить на «Одессе» и часто на «Эльте» - крепится на двух шурупах, которые находятся под хромированной крышкой, без прорези. Крепится как обычно – через черную, крашенную деревянную прокладку. Сзади имеется маркировка: логотип завода, ТУ-25-11-290-69 и стоимость – 9 руб
Обращает на себя внимание и конструкция струнодержателя. На ранних вариантах «Стандарта» и «Люкса» устанавливался струнодержатель одинакового типа – «Г-образная» пластина с шестью отверстиями под струны с проволочным зацепом.
На поздних вариантах, на первый взгляд струнодержатель одинаковый – изогнутая, хромированная пластина, на которой имеется штамповка герба Львова и надпись – «Львiв». Но если внимательней присмотреться – на варианте «Люкс» присутствует дополнительная деталь – штамповка серпа и молота, которой нет в варианте «Стандарт».
Предположительно, ранний «Стандарт» имел на корпусе декоративную наклейку с изображением герба Львова.
Для удобства, я разместил все основные отличия в виде таблицы:
Как мне кажется, гитары более позднего периода производства претерпели в основном упрощения конструкции. Все изменения направлены на повышение технологичности производства – нет необходимости красить накладку грифа, клеить декоративный пластик головы. Отсутствие анкера. Струнодержатель, который состоит из одной, а не двух частей – все это явно направлено на снижение трудозатрат. Также об удешевлении себестоимости гитары говорят и звукосниматели – ранние модели комплектовались более сложными и дорогими датчиками.
И перед тем, как перейти ко второй части статьи, имеет смысл в общих чертах упомянуть сходства всех моделей – а рассмотрим мы их более подробно на примере во второй части статьи. Корпус – изготовлен фанеры. Имеется окантовка. Верхняя дека окантована трехслойным пластиком, причем всегда средний слой – зеленый, не зависимо от цвета гитары. Нижняя дека, гриф и эфы – окантованы белым однослойным пластиком. Окраска гитары – всегда санберст, но разных цветов. Бридж – деревянный, не фиксированный, имеет регулировку высоты. Гриф всегда крепится на трех шурупах. Они прикрыты пластиковым нэкплейтом в виде перевернутой трапеции. Анкерные модели имели похожую по форме пластиковую крышку анкера. Колки устанавливались аналогичные акустическим гитарам Львовского производства. Часто они немного разные по типу – но всегда открытые. Чаще – по 3 на пластине, реже – одиночные. Скорее это зависело от наличия той или иной модели. Футорки колков отсутствуют. На всех моделях устанавливались точенные алюминиевые стреп батоны, которые имели резьбу и вкручивались в корпус. Нижний стреп батон всегда от центра вверх, т.к. по центу крепится струнодержатель.
II Часть
Изучим более подробно поздний «Люкс». Конкретно этот экземпляр изготовлен в сентябре 1985 года. Гитара внешне выглядит довольно красиво. Но качество изготовления и подгонки многих частей не на высоте. При близком рассмотрении видны огрехи производства. Но этим в той или иной мере страдают все гитары производства СССР.
Корпус.
Корпус гитары изготовлен из фанеры толщиной 3 мм. Верхняя дека окантована трехслойным бело-зеленым кантом, нижняя дека и эфы – однослойным белым. Обращают на себя внимания эфы – они расположены зеркально. Другими словами, обычно верхняя эфа напоминает букву «S». На ритме – она это «S» в зеркальном отражении. Как будто верхнюю и нижнюю эфы поменяли местами. Интересно, это ошибка или сделано специально? Гитара традиционно имеет окраску санберст, но основной тон довольно редкий, сине-зеленый, цвет морской волны. На корпусе установлены звукосниматели, электроника, струнодержатель – стальная хромированная пластина и бридж. Бридж деревянный, свободно перемещается. Имеется регулировка высоты.
Если снять гриф, можно увидеть более подробно конструкцию корпуса. Обратите внимание на посадку грифа – слева и справа от посадочного места вдоль оси проходят два бруса, а в образовавшееся отверстие между ними и верхней декой можно немного рассмотреть конструкцию корпуса изнутри.
Поперек корпуса на нижней и верхней деки установлены пружины. Также можно рассмотреть, что корпус поделен на три полости. В центральной части видно проходящий провод массы, который выходит через деревянную прокладку к каждому датчику.
Гриф.
Гриф довольно массивный и толстый. Анкер отсутствует. Но благодаря своей массивности – ровный. Склеен из трех кусков бука. Крепится к корпусу на трех шурупах, которые прикрыты трапецивидным пластиковым нэкплейтом.
Накладка грифа толстая, изготовлена из красного дерева. Окантована белым пластиком. Имеет 21 лад, не считая нулевой. Лады на данном экземпляре бронзовые. Маркеры – белые точки. Качество ладов и их установки довольно низкое – лады не аккуратные сами по себе и установлены небрежно.
Колки 3+3 на пластине. Такие колки можно часто встретить на акустических гитарах. Установлены без футорок.
Электроника.
Электроника довольно простая, что согласитесь, не часто можно встретить на советских гитарах. Она состоит из двух звукоснимателей, переключателя датчиков и потенциометров общей громкости и тембра. Выход – 5 DIN, к сожалению, на этом экземпляре был довольно грубо заменен на Jack.
Ручки потенциометров стандартные для львовских гитар – алюминиевые, крепятся одним винтом. Из электроники наиболее интересен переключатель. Более подробно остановлюсь именно на нем. Внешне он очень сильно напоминает переключатель одесских гитар, но немного другой конструкции. Он кажется меньше. Также при беглом осмотре не понятно, как он крепится к корпусу – нет никакого крепежа. Но при более подробном изучении все становится абсолютно понятно. Приступим. Пытаясь понять, как он крепится, я пытался рукой внутри эфы нащупать элементы крепежа. Но все оказалось намного проще – переключатель просто-напросто начал подниматься вверх. Креплений никаких не оказалось. Держится он за счет силы трения. Довольно необычное и спорное решение.
Рассмотрим переключатель более внимательно.
Сразу бросается в глаза срезанные и обточенные края. Видны следы обработки – срезанная маркировка и остаток крепежного отверстия. Получается, что это тот же самый переключатель, который устанавливается на «Одессе». Для большей наглядности можно поместить их рядом.
Довольно не технологично обрезать края каждого переключателя, но сделано именно так. Кнопки также как и на «Одессе» фосорицируют, но покрашены с завода полупрозрачной серой краской – в темноте видны только очертания надписей «В» и «О». Видимо это зависит от партии переключателей, т.к. на других «Ритмах» я встречал не крашенные кнопки. Продолжая тему переключателя, еще немного информации, которая будет полезна тем, кто восстанавливает «Ритм» или «Одессу». Посещая различные рынки, где можно приобрести кнопки и прочее, я всегда пытался найти такие переключатели. Но они никогда не попадались. Но недавно я понял, в чем дело – оказывается, скорее всего, я их не замечал. Все очень просто – переключатель для «Одессы» - это часть переключателя освещения, который идет в корпусе. В таком виде, как я его искал, он мне не попадался. А мимо переключателя в сборе легко пройти мимо. Если разобрать корпус – мы получим то, что нам надо.
В заключение – прилагаю карточку гитары и образец звука. Запись проводилась в линию. Использовались шумодав DOD GATE/LOOP FX30-B, ламповый предусилитель Behringer MIC 200.
ID пользователя #292 Зарегистрирован: 26.10.2007, 01:03 Местонахождение: Львов Сообщений: 2139
Брависсимо Роман!!! Великолепная статья!!! От себя же, могу добавить, что гитара №2, выпущена 23 апреля 1973 года, в месте посадки грифа, на грифе и деке выбит номер XXXVIII. Что же касается струнодержателя, мне кажется, что он самопальный. Темный цвет санберста у данной гитары, коричневый, а не черный, как может показаться по фото. Так же я обратил внимание на то, что ранние экземпляры отличаются более круглым радиусом накладки, и более высоким качеством сборки, более аккуратными ладами, в частности. В моей коллекции так же есть Бас, выпущеный примерно в 72-73 году, с номером XXIX, крашеный в 3х-цветный бёрст, накладкой из морёного бука. Похоже, что у гитары №1, панелька пемброблока, самопал...
ID пользователя #1152 Зарегистрирован: 03.06.2009, 05:35 Местонахождение: Москва Сообщений: 908
Очень хорошая статья.Спасибо Роман! Мне не довелось иметь дело с этими гитарами раньше,поэтому такая подробная и познавательная статья оказалась очень полезна. Внешне гитара похожа на Музиму 1655,но разглядев внутреннее устройство корпуса я понял,что производители хотели создать очень крепкий инструмент,ну а звук какой уж получится.При изготовлении грифа они вероятно руководствовались теми-же желаниями.Но гитара очень красивая,эффектная.Особенно порадовало,что они применял разную цветовую гамму при покраске и разное крепление темброблока к деке.
Зарегистрирован: 04.06.2007, 19:11 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 23213
Роман, снимаю шляпу. Просто великолепно и исчерпывающе.
И забавно - на условных "Черниговах" те же ЗС-1 через крашенную деревянную подставку... Ukraina-style? МАЙ МУZЕУМ oleUm™
и это... я социопат и параноик, на звонки с незнакомых номеров не отвечаю принципиально. если вы вдруг откуда-то узнали мой телефон, и вам очень нужно со мной связаться - сначала отправьте СМС, мол, "я такой-то и такой-то".
ID пользователя #85 Зарегистрирован: 24.03.2007, 20:34 Местонахождение: Boston, USA Сообщений: 3088
Отлично, спасибо! Такой вопрос: "квадратный" пикгард на #1 и зацеп на #2 - точно родные? Кто-нибудь видел такие же на других экземплярах этой модели? JunkGuitars.com Мой wish-list/ОБМЕННЫЙ ПУНКТ: [link]
ID пользователя #1120 Зарегистрирован: 20.05.2009, 17:35 Местонахождение: Луганск Сообщений: 379
Спасибо всем! Очень приятно! - на условных "Черниговах" известно на сегодня 2 типа датчиков, которые встречаются на гитарах производства УССР. Это действительно наводит на определенные размышления. - "квадратный" пикгард на #1 и зацеп на #2 скорее всего родные, но на 100% сказать сможем только если найдем еще такие экземпляры. Почему я так думаю: пикгард расположен так, что если бы он был не родной, он не перекрыл бы либо отверстие темброблока (вариант стандарт), либо отверстие под переключатель. Также припоминаю, что он сделан был явно промышленно. Зацеп - тоже склоняюсь, что родной - крючок немного другой и точно подходит к зацепу. Отверстия крючка - родные.
и это... я социопат и параноик, на звонки с незнакомых номеров не отвечаю принципиально. если вы вдруг откуда-то узнали мой телефон, и вам очень нужно со мной связаться - сначала отправьте СМС, мол, "я такой-то и такой-то".
ID пользователя #299 Зарегистрирован: 04.11.2007, 19:20 Местонахождение: пос. Шишкин лес, Новая Москва Сообщений: 8119
Отличная работа! №1-это первая электрогитара,которую я 13-ти летним пацаном взял в руки,охреневая от ее красоты. Позвольте добавить некоторые свои мысли: -панель тембрблока на №1-самопал 100% -зацепы на Львовских гитарах были только "пластинчатые","проволочных"-не было -крючок на спорном подвесе-родной,остальное-чужое или самопал -звучки от №3 и №4 устанавливались и на Одесситках,причем "с окошечком"-это более ранний вариант. И еще один вывод;-при проектировании этой гитары,за основу бралась Музима 1655.У них даже грифы при замене Музимовского на Львовский плотно садятся в посадочные гнезда чужих банок. И кака бычна-копия получилась много хуже оригинала,опять же к сожалению.
Отличная статья, очень понравилось. Но хотелось бы что-то узнать о звучании инструмента. Удивила конструкция датчиков. Интересно, имеет ли такой навороченный секционированный звучок преимущества перед простым 9-рублевым синглом?
ID пользователя #1120 Зарегистрирован: 20.05.2009, 17:35 Местонахождение: Луганск Сообщений: 379
#1 скорее всего родной. Я видел много и родных и неродных панелей. Этот на 90% похож на родной, на 10% - похож хороший самопал. Предлагаю обратить еще раз внимание на расположение вырезов под электронику на других экземплярах - они в других местах. Мое мнение - родной. Но естественно могу ошибаться. Если будет еще экземпляр с таким пикгардом - сможем сказать точнее.
наверное, было бы легко это установить, если посмотреть на технологические вырезы на этом корпусе: ежели под ближним по отношению к грифу резистором квадратная дырка, скорее всего, панцирь - самопал.
Отличный материал! Гитары интересные, похожи на Musima полуакустику. Даже датчики очень похожи, только овальный вырез закрыт. Датчик что за 12 руб. имеет под каждой струной отдельную катушку с сердечником в виде магнита. Интересно как этот датчик работал как сингл или как хамбакер?
Например на некоторых бас гитарах стоит датчик (по моему пресижн бас) со смещенными катушками, т.е. катушки под 1и2ой срунами и 3и4ой соединены в противофазе, (намотаны по часовой и против часовой стрелки) получается эффект хамбакера.
Очень интерестная статья, с удовольствием прочел. Один вопрос, откуда уверенность в красном дереве на накладке грифа? Как по мне так больше похоже на палисандр или что-то морёное, но никак не на краснуху.
Вы должны войти, чтобы отправлять комментарии на этот сайт - пожалуйста, либо войдите, либо - если вы еще не зарегистрированы - щелкните здесь, чтобы зарегистрироваться
Андрей, вот и наступил тот самый "плодовый" возраст, когда мужчина не ягодка, а выдержанный добротный коньяк)). От души поздравляю с этой замечательной датой, и желаю не растерять (а лучше укрепить) богатырское здоровье, всегда находиться в позитивном настрое на жизнь в окружении близких и любящих людей! Удачи! ;-)